"Не стоит село без праведника". По рассказу А. Солженицына "Матренин двор". Не стоит село без праведника (Солженицын А. И.) Не стоит село без праведника кто сказал

Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год –
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд…
Но кони все скачут и скачут…
А избы горят и горят.
Наум Коржавин (1960)

Ход урока

1. Слово учителя

“Не стоит село без праведника”. Такова тема сегодняшнего урока, посвященного знакомству с рассказом А. Солженицына “Матренин двор”. Справедливости ради надо отметить, что именно

Так назвал свой рассказ писатель, а название “Матренин двор” придумано А. Т. Твардовским, редактором журнала “Новый мир”, где в 1963 году было впервые опубликовано это произведение.

Замена эта объясняется цензурными соображениями. Давайте заглянем в Толковый словарь.

2. Работа с Толковым словарем

В “Толковом словаре русского языка” С. Ожегова и Н. Шведовой читаем: ” Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным нормам”.

“Полный православный богословский энциклопедический словарь” дает такое толкование: ” Праведники – или праведные – название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Праведниками называются также лица местночтимые как святые, но еще не канонизированные Церковью”.

3. Проверка индивидуального домашнего задания.

Сообщение “Праведники Н. С. Лескова”.

В 1879 году Н. С. Лесков публикует рассказ “Однодум”. Тексту рассказа предшествовало предисловие, в котором писатель поведал о своем несогласии с А. Ф. Писемским, утверждавшим, что “ни в чьей русской душе не видишь ничего, кроме дряни”. Лесков задался целью найти на Руси таких людей, чья жизнь свидетельствовала об ином: он пошел искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, пока не найдет трех праведных, “без которых несть граду стояния”.

В следующем году Н. С. Лесков издает сборник – цикл, в который вошли рассказы “Однодум”, “Пигмей”, “Кадетский монастырь” и др. Циклу предпослан эпиграф: “Без трех праведных несть граду стояния”. По Лескову, “праведник проживает изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастного врага”.

Он религиозен, ориентирован на национальный идеал жизни, деятелен, но суть его деяний состоит не в преобразовании мира, поскольку мир создан Богом и, следовательно, совершенен, а в доброделании, в стремлении к любовному единению с людьми, к духовному совершенствованию.

На то, что А. И. Солженицын обращается к литературной традиции изображения праведника, указывает и название, и финал рассказа: “…Она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

4. Аналитическая беседа

Следуя традиции Н. С. Лескова, А. И. Солженицын строит свой рассказ как воспоминание о жизни героини и приходит к открытию: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник…”

Заметим также, что, создавая рассказ, писатель обращался не только к опыту Н. С. Лескова, но и к творчеству Н. А. Некрасова. В ходе урока мы обязательно установим сходство героини А. И. Солженицына и ее предшественниц.

Обратимся к началу рассказа. Как случилось, что повествователь, Игнатьич, стал жильцом Матрены?

Шел 1956 год. Игнатьич возвращался из лагеря, ему “хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России”.

(По ходу урока группа лингвистов, которая дома работала над языком рассказа, выступает с комментариями. Нутряной – перен. Глухой.)

Он поселился на станции “Торфопродукт” во Владимирской области. Поутру на базаре увидел он женщину, торговавшую молоком, услышал ее напевную русскую речь с владимирским говором:

– Пей, пей, с душой желадной. Ты, потай, приезжий.

(Желадный – диалектное: возможно, “жаждущий, желающий” ; Потай – диалектное: вводное слово “наверное” .)

Молочница привела его в деревню Тальново. В нескольких избах ему было отказано: “везде было тесно и лопотно”.

(Лопотно – от лопотать, то есть говорить быстро, неясно. Возможно, лопотно – значит, шумно.)

А рассказчик искал тишины и покоя. И нашел их в избе Матрены Васильевны Григорьевой. “Здесь была кондовая Россия”.

(Кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои – устар.)

Заметим, кстати, что рассказ автобиографичен и достоверен. В нем описана жизнь Матрены Васильевны Захаровой из деревни Мильцево Владимирской области.

Что же представляла собой изба, в которой довелось жить Игнатьичу?

Выборочно читается описание избы Матрены, внутреннего интерьера, попутно дается лингвистический комментарий.

(Некрасная сторона – северная; Мосты – то же, что сени – помещение между жилой частью и крыльцом; Горница – отдельный сруб без печи, комната в верхнем этаже (устар.); Подклеть – нижний (обычно нежилой) этаж дома.)

Как же устроила Матрена Васильевна свой быт? Какие черты характера героини выявляются? Каково отношение автора к героине?

Выборочное чтение: об утренних хлопотах Матрены; о ее незамысловатом хозяйстве (колченогая кошка, тараканы и коза), о пенсионных хлопотах.

Все тяготы сносила терпеливо, не жалуясь. Была не очень опрятна, не очень приспособлена к жизни: “у нее не так уборно, в запущи живет”, у других будет “угожей”.

(Уборно – убрано, чисто; Запущь – от запустить, то есть довести до запустения, упадка, расстройства (разг., прост.); Угожей – сравнительная степень, то же, что и лучше.)

Но зато “деликатна”, не вмешивалась в чужую жизнь, и это очень устраивало Игнатьича. Она была щедра душой, неравнодушна к красоте (фикусы, романсы Глинки), незлобива. И была в ней какая-то беспритульность, блаженность.

Понаблюдаем за речью героини и рассказчика.

Речь Матрены – это речь крестьянской женщины из глубинки.

“Не умемши, не варемши – как утрафишь”, – предупреждала она квартиранта.

(Утрафить – диалектное: от потрафить – угодить.

На завтрак готовилась “картофь необлупленная” (картошка в мундире, неочищенная) или “суп картонный (так выговаривали все в деревне)”. Надо полагать, “суп картофельный”. А еще в речи героини встречаются слова: “к ужоткому”, то есть к вечеру (прост.); “летось” – в прошлом году; “бывалоча” – бывало, раньше; “пособить” – помочь; “иззаботилась” – устала от забот, приставка Из – придает значение многократности действия, слово образовано по модели “избегалась”, “испереживалась”.

Очень интересно в речи героини слово “дуель”. Оно образовано наложением двух слов: ” Ду Ет” и “мет Ель “. Коня Матрена называет “стиховым”, буйным, трудно поддающимся обузданию. Видимо, от слов “стихия, стихийный”. Героиня боялась “молоньи”.

Это просторечное слово, употребляемое деревенскими людьми.

Владимирский диалект (“яканье”) нашел отражение в словах М Я Тель, Сем Я Чки.

Из уст тети Маши слышим слово “вязоночка”, что означает “вязаный платок, шаль”.

Игнатьич порой сам стилизует речь под деревенскую:

“изба не казалась доброжилой” (из контекста: “богатой”, в которой нажито много добра, богатства);

“печь топилась досветьи”, то есть на заре, еще до свету;

“ветер выдувал печное грево”, то есть тепло;

“тараканов менело”, то есть становилось меньше;

“попадалось неурядное” (из контекста: “несъедобное”).

Какой мы видим Матрену в работе?

Выборочное чтение о заготовке торфа (в день шесть мешков по два пуда притаскивала (192 кг); немудрено, что “спина никогда не заживает”), о помощи колхозу, о помощи односельчанам (“Ни одна пахота огорода не обходилась без Матрены”). Все окружающие пользуются ее добротой, безотказностью, а сами обнаруживают корысть, бессовестность, бессердечие.

Как всякая крестьянская женщина, Матрена бoльшую часть времени проводила в работе. Работа была для нее верным средством вернуть хорошее расположение духа.

Мы уже говорили в начале урока, что у героини А. И. Солженицына есть предшественницы. Обратимся к эпиграфу. О героинях каких произведений вы вспомнили?

Учащиеся без труда вспоминают поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос” и “Кому на Руси жить хорошо”. Заранее подготовленные учащиеся представляют материал и сопоставляют образы Дарьи, Матрены Тимофеевны Корчагиной и Матрены Васильевны Григорьевой. Совместно приходим к горькому выводу, что за сто лет “ключи от счастья женского” так и не отыскались, а “долюшка женская” не стала легче.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. И мыслить устаю. Я, сделав шаг От легкой грусти В мир Ужасающих предчувствий Над черной бездною стою. В. Федоров Александр Исаевич Солженицын пришел в литературу в шестидесятые годы много видевшим и пережившим, со сложившимся характером и своей темой. Первый его рассказ “Один день из жизни Ивана Денисовича” произвел эффект разорвавшейся бомбы. Рассказ “Матренин двор” иного […]...
  2. Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы […]...
  3. Александр Исаевич Солженицын. Еще каких-то двадцать лет назад его имя запрещено было произносить, а сегодня мы восхищаемся его глубоко философскими произведениями, в которых раскрывается мастерство в изображении характеров, умение наблюдать за людьми и понимать их. И особенно ярко раскрывается это в рассказе. “Матренин двор”. Чем интересен этот рассказ? Вроде бы обычная послевоенная жизнь русского села. […]...
  4. Когда-то книги Александра Исаевича Солженицына были запретными, их тайно перепечатывали и давали почитать на ночь. Когда-то и сама личность этого писателя была запретной, потому что он никогда не боялся говорить то, что все и так знали, но боялись выражать: о свирепости правительственных расправ, о несправедливости социалистического строя, о государственных тюрьмах. Писатель до сих пор остается […]...
  5. В рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” образ праведника является ключевым. Автор произведения не сразу раскрывает истинную сущность главной героини. На первый взгляд, Матрена предстает перед читателем простой сельской жительницей со своими заботами и “странностями” – желанием постоянно помогать людям. Именно эта черта является важнейшей в деревенской праведнице. Матрена была одной из немногих, кто всегда […]...
  6. О чем говорить с девушкой Для начала быстро сообрази, что ты знаешь уже об этой девушке. Если ты с ней знаком уже давно (пусть и не обращал внимания) – ситуация проще. Просто подумай, что ей может быть интересно по жизни – и спроси ее мнения об этом. Вообще, вопросы – это идеальный способ получить много […]...
  7. Сколько стихотворений написано о селе! Сколько песен спето! Сколько прекрасных слов сказано! Ведь сельская местность – это особое место на земле, где можно отдохнуть душой. Особенно хорошо здесь летом. Когда город изнывает от зноя и духоты, так хорошо отправиться в сельскую местность, где есть речка или озеро, родник, лес. Село чаще всего расположено возле водоема, […]...
  8. Я считаю, что Откладывать жизнь на завтра не нужно. Не стоит отодвигать свои добрые поступки на потом. Все мудрые люди говорят, что жизнь коротка, поэтому важно успеть сделать все хорошее, что хотелось бы. Любить и влюбиться стоит сегодня. Достигать своих целей – тоже сегодня. Говорить близким людям теплые слова необходимо, не задерживаясь во времени. Я […]...
  9. Стоит ли изобретать велосипед? Такое случается: казалось бы авторы пишут о вещах мало связанных между собой, но вдруг каким-то невообразимым образом они выстраиваются в единую цепь и заставляют задуматься. Я говорю о статьях Е. Гуцула (“2000” 04.09. 2009г.), Л. Чайка (“2000”, 23.10. 2009г.) и Н. Кичигиной (“2000” 30.10. 2009г.) Начну со статьи Е. Гуцула “Три […]...
  10. Художник ХХ века Н. Ромадин написал множество картин, которые находятся в крупных музеях России. В одном из них я недавно побывал. Это Государственная Третьяковская галерея. Там я увидел картину “Село Хмелевка”, которую написал этот живописец. На ней он изобразил природу Поволжья. Этот сельский пейзаж произвел на меня приятное впечатление. На картине пейзажиста видно село. Оно […]...
  11. Человек в определенный момент своей жизни озадачивается вопросом, связанным с целью его существования. Каждому свойственно индивидуально решать, зачем ему и, для чего жить? Все люди разные, следовательно, некоторым присуще подобный вопрос вообще отбрасывать прочь, пребывая в суете и состоянии поиска материальных благ, а иные мучаются пока не найдет ответа. По признанию Льва Толстого Лев, ему […]...
  12. Я считаю, что на долю жаловаться не стоит. Каждый человек и в самом деле, образно говоря, держит свою Судьбу своими собственными руками. Конечно, это выражение-метафора: просто за свою судьбу каждый, когда становится взрослым, отвечает сам. Свое мнение я могу обосновать, тем, что личность имеет право выбора. Например, каждый человек может свободно выбирать свою будущую профессию. […]...
  13. Маленькая капелька величественного государства – мое село, много есть таких! Испытало и бедствия и славу. Оно живое и вечно будет жить! Нашему селу лет триста пятьдесят, разные версии есть о его названии. Что чумаки возили соль из Крыма и заезжали часто в корчму. И что первый переселенец дал название свое. Что княгиня София Кантимировна правила […]...
  14. Сегодня многие люди задумываются над вечными нравственными вопросами: предать или быть преданным, поступить по совести или соврать, продать Достоинство или достойно и преданно самостоятельно идти к своей цели. Конечно, на эти вечные человеческие вопросы у каждого есть свой ответ, но всегда ли мы придерживаемся своих мнений и суждений? В любом случае каждый имеет право на […]...
  15. Жанровая форма – “семейный роман” в драматической и водевильной версиях: драматическая история отношений дядюшки Егора Ильича Ростанева с гувернанткой его детей Настей, их тернистый путь к семейному счастью не составляют сущности содержания романа так же, как и водевильная история – интрига вокруг сватовства к безумной, но богатой Татьяне Ивановне, на которой хотят женить дядю, но […]...
  16. Выявите типологические черты героя-праведника (на материале произведений русской деревенской прозы). Приступая к работе над сочинением, вспомните, что тип праведника представлен в русской деревенской прозе вариативно и многоаспектно. Назовите произведения, в которых этот тип проявляет себя наиболее ярко (“Матренин двор” А.И. Солженицына, “Последний поклон” В.П. Ас­тафьева, “Последний срок” и “Прощание с Матерой” В. Г. Распутина, “Светлые […]...
  17. “Мой край родной, тебе поклон земной” Родное село Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лунных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. С. Есенин Сегодня знаменательный день для всех нас – Алтайскому краю семьдесят лет. Наш край молодой и очень красивый. На Алтае есть и густые леса, и бурные горные реки, и […]...
  18. Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №10 с. Солдато-Александровского Советского района” Ставропольского края Исследовательская работа по экологии: “Бытовые отходы человечества. Как спасти свое село от мусора”. Работа выполнила: Кашина Ю. С. Ученица 11 класса Руководитель: учитель Биологии Наумова Л. М. 2015 год Введение 3 Теоретическая часть: 1.1.Классификация мусора 4 1.2.Причины увеличения мусора 7 1.3.Способы утилизации […]...
  19. В марте 2011 года я с мамой ездила в Москву. Мы пробыли там четыре дня, и когда у нас выдался свободный день, решили посетить исторические места, такие как Красная площадь, Воробьевы горы, Манежная площадь. Побывали мы и в Государственной Третьяковской галерее. Экскурсовод, собрав небольшую группу людей, пригласил нас в огромный зал, увешанный множеством картин. Мы […]...
  20. Сочинения по картинам Картина Село Хмелевка. Сочинение по картине “Село Хмелевка” – это Сочинение по известной картине русского художника Н. М. Ромадина. Читаешь сочинение старшеклассницы – и ощущаешь испытанные ею эмоции: настолько живо описана картина “Село Хмелевка”. Увидеть описанное собственными глазами, пережить восхищение от общения с подлинным искусством – думается, такое желание посетит каждого, кто […]...
  21. В начале 1840-х годов состоялся поэтический дебют Алексея Константиновича Толстого. “Листок для светских людей” без подписи опубликовал стихотворение “Бор сосновый в стране одинокой стоит…”. В тексте видно явное влияние творчества Лермонтова. Конкретнее – его известного стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…”. В обоих случаях прекрасный пейзаж становится поводом для размышлений лирического героя, проникнутых элегическими настроениями. У […]...
  22. Дмитрий Миронов в своем произведении рассуждает над нерешенной проблемой войн на планете. Они постоянно вспыхивают в разных концах мира, несмотря на многочисленные горькие уроки истории. Казалось бы, все осознают ужасные последствия противостояния, но разрывы снарядов продолжают уносить жизни людей. Автор видит истоки жестокого процесса в разуме человека. Миронов убежден, что причины “порыва безумств” – во […]...
  23. Здорово провести время можно в сельской местности. Я очень люблю мое село. В селе я часто хожу в лес, на речку или озеро. Самое лучшее место в моем Селе это лесное озеро. Именно здесь можно отдохнуть, позагорать, покупаться. А рыбачит здесь, одно удовольствие. На песчаным берегу можно наслаждаться живописностью озера. Озеро, как волшебное зеркало, скрывает […]...
  24. Книга. Жила-была Книга. Очень умная и мудрая вещь, но многими позабытая. И вот однажды встретился я с Нею: – Здравствуй! – Здравствуй! – Кто ты? – спрашиваю я, удивляясь красивой обложке. – Я – Книга. – Книга? Что это? Зачем ты нужна? – Почитай меня, и ты многое узнаешь. Я покажу самые яркие картины! – […]...
  25. Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья. А. С. Пушкин В 1903 г. в Самаре в семье железнодорожного служащего родился Николай Михайлович Ро­мадин. Учился живописи в Художественном те­хникуме в г. Самара, затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские в Моск­ве (ВХУТЕМАС), где его […]...
  26. Картина была написана Ромадиным в 1944 году в Поволжье. Перед нами предстает деревушка с говорящим названием Хмелевка, будто сокрытая Господом Богов в этом уединенном и невидимом для глаз месте, потому что война, бушующая по всей России, не коснулась ее. Удивительное расположение Хмелевки в рельефном месте обусловливает разбросанность деревенских домиков то тут то там. Однако, справа […]...
  27. Федор Михайлович Достоевский Село Степанчиково и его обитатели Из записок неизвестного. Повесть (1857-1859) Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Жена Ростанева умерла несколько лет назад. Дом […]...
  28. Украинское село… Сколько ему было посвящено произведений нашими выдающимися писателями и поэтами; сколько ему пришлось вынести! Из пьес Николая Кулиша предстает передо мной оно, распятое голодом, одичавшее, нищенское; село, где, как всегда, идет борьба между богачами и бедняками. Последние верят, что пришло, наконец, их время, что судьба улыбнулась им, что ждет их коммуна или колхоз, […]...
  29. В село Іду в село і бачу, як тополі Мене вітають поглядом здаля. Як легко дихать у квітучім полі, Коли під сонцем ніжиться земля… Мене в селі завжди чекає мати, Там квітнуть мальви, білі спориші… І як цей край Лучанський не кохати, Коли він будить струни у душі? І я іду, зітхають легко груди, В […]...
  30. Я вижу перед собой очень яркую картину русского художника Александра Яковлевича Головина. Она называется “Цветы в вазе”. Это натюрморт, который получился у автора очень живым и радостным. В нем много белого цвета, домашней утвари и цветов. Автор изобразил в работе много деталей: вазу для конфет, керамический стакан золотого цвета, статуэтку из глины, банку с розами […]...
  31. Н. М. Ромадин – известный российский худож­ник, член Академии художеств РСФСР. Большая часть его работ – пейзажи, посвященные изобра­жению русской природы. В своем творчестве он про­должает традицию классического живописного сти­ля. Полотна Ромадина – глубоко эмоциональны, трогательны, полны искренних, не наигранных и чистых чувств и ощущений. Творческий путь художника начинался с прои­зведений, посвященных раскрытию историко-ре­волюционных тем, […]...
  32. “По-моему, Рафаэль гроша медного не стоит…” – утверждает Базаров, герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Он нигилист, а потому отвергает все, что может быть авторитетным. Но, быть может, он прав? Кто такой Рафаэль, что он вообще сделал такого, чтобы войти в историю живописи? Или мы преклоняемся перед его творчеством по традиции, заведенной предками, […]...
  33. Сторонец-Путилов – село давней гуцульской славы. Здесь подавали свои кличи повстанцы, а легенды повествуют о Довбуше, пещерах и тропах, которыми ходил. Разбросанное по взгорьям и в долине Путиловке, село вобрало в себя отдельные подсела – Сергий, Тороки, Киселицы. Сторонец стал заметным в Русско-Кимполунзской округе, границы которой достигают аж Белого Черемоша. Большой двор Федьковичей упирается в […]...
  34. Детские психологи советуют не произносить некоторые фразы, чтобы не травмировать малыша, неважно сколько ему лет – он все уже понимает, даже по интонации. Когда ребенок плачет и капризничает, постарайся сохранить спокойствие. У ТЕБЯ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ – ДАЙ СДЕЛАЮ Я! Психологи утверждают, что эта фраза травмирует малыша и заранее програмирует малыша и заранее программирует на […]...
  35. В своем романе “Отцы и дети” Тургенев вывел на сцену перед читателями несколько интересных образов. Самыми запоминающимися из них являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Именно между ними завязывается и раскрывается вечный спор между отцами и детьми. Но самое главное, что автор романа показывает перед нами не столько противников по возрасту, сколько противников по […]...
  36. Українське село… Хто не був зачарований його мальовничими краєвидами, біленькими хатинками, пахощами трав, багатими врожаями. Коли я думаю про сучасне село, уявляю безмежне поле, теплий вітерець, який хвилює важке колосся. А воно, вклоняючись до землі, шепоче: “Не розлюби, не розлюби…” Однак селянин, зайнятий важкою непосильною працею з ранку до вечора, не чує цього шепоту землі. […]...
  37. Ф. М. Достоевский Село Степанчиково и его обитатели Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Жена Ростанева умерла несколько лет назад. Дом наполнен приживальщиками, среди которых выделяется […]...
  38. Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев – владелец богатого и благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генерала Крахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет. Жена Ростанева умерла несколько лет назад. Дом наполнен приживальщиками, среди которых выделяется Фома Фомич Опискин, ранее бывший шутом “из-за куска […]...
  39. Недавно я увидела эту картину, и не смогла пройти мимо. Ни один из художников, кто хотя бы раз бывал на Волге, не смог остаться равнодушным, не нарисовав хотя бы природу, которая окружает ту местность. Автор создал это произведение в 1944 году, это полотно являлось одним из лучших в цикле полотен о реке Волге. Мое внимание […]...
  40. Михаил Лермонтов никогда не занимался литературными переводами, хотя в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Поэт считал, что у него достаточно собственный мыслей и поэтических образов, чтобы заимствовать их у иностранцев. Тем не менее, зимой 1941 года, незадолго до трагической гибели, он записал в собственный дневник несколько версий перевода стихотворения из “Лирического цикла” Генриха Гейне, которое […]...
“Не стоит село без праведника”

Тема: «Не стоит село без праведника».

Цель: глубоко проанализировав рассказ Солженицына «Матрёнин двор», помочь

учащимся сделать правильные нравственные выводы, увидеть

художественное мастерство писателя;

развивать навыки самостоятельного осмысления текста художественного

произведения, устную речь, умение работать с книгой;

воспитывать нравственные качества, стремление быть полезным

людям, гуманным, сострадательным;

1. Орг.момент.

2. Слово учителя о трудностях времени тоталитарного режима в стране в 50-е годы,

когда государство практически обезличивало людей, делало их равнодушными, не способными к состраданию. А.И.Солженицын был одним из первых, кто смело и открыто заговорил об ужасах лагерной жизни и о разложении души человеческой.

В чём же мастерство писателя?

Это мы узнаем, пролистав рассказ «Матрёнин двор». Но сначала немного о писателе…

3. Биографические сведения о Солженицыне.

4. Анализ рассказа «Матрёнин двор»:

Основа рассказа «Матрёнин двор».

Основные приёмы характеристики: примеры из текста!

Портрет Матрёны - улыбка «У тех людей всегда лица хороши,

кто в ладах с совестью своей»

(приёмы характеристики - речь - какие новые слова узнали? С

к ужоткому – к ужину, любота – красота,

молонья –молния, порция - порча

поступок, косвенная хар-ка, авт. хар. (2)

Художественные детали – изба, фикусы, кошка, коза, мыши, тараканы.(3)

История жизни (4)

вывод: Все испытания жизни закалили Матрёну.

Матрёна в системе других образов. (5)

вывод: У Солженицына главное не социальное, а духовное (6)

(не результат важен, а дух…)

О ложных нравственных основаниях общества бьёт тревогу

Отношение жителей деревни к Матрёне (сёстры, подруга, золовки, Фаддей)

Судьба человека в тоталитарном государстве. (7) (колхоз)

Сцена похорон (плачи, поведение, мысли людей во время поминок)

вывод: Есть ли в гибели Матрёны некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств ? (8)

Монологи ребят по данному выводу (9)

Суровая и жестокая правда 50-60 лет (деревня перестала быть хранительницей

духовных и нравственных ценностей)

Смысл названия (11) Первоначальное название рассказа –

«Не стоит село без праведника» несло в себе основную идейную нагрузку.

Но Твардовский предложил ради публикации более

нейтральное название – «Матрёнин двор». Но и в этом

названии есть глубокий смысл:

Матренин двор - Матренин мир - особый мир праведника

Она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по брёвнышку её дом, с жадностью делят её скромные пожитки. И некому защитить Матрёнин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное…

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице. Не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Так кто же такой праведник?

В прошлом веке это понятие было в чести, так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. Больше того, оно приобрело иронический оттенок:

По словарю Ожегова – кто такой праведник? (12)

ВЫВОД: «…линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца» - «Архипелаг ГУЛаг»

5. Слово Солженицына – статья «Жить не по лжи!» (13)

Писатель призывает каждого из нас жить по совести, жить по правде.

« Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара».

Автор убежден, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению – личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»

И заканчивает свою статью словами пословицы:

«Одно слово правды весь мир перетянет»

6. ВЫВОД: Могучим стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.

7. Дом.зад. : по одному из высказываний на доске составить развёрнутый ответ на вопрос.

Тема: «Не стоит село без праведника».

Цель: глубоко проанализировав рассказ Солженицына «Матрёнин двор», помочь

учащимся сделать правильные нравственные выводы, увидеть

художественное мастерство писателя;

развивать навыки самостоятельного осмысления текста художественного

произведения, устную речь, умение работать с книгой;

воспитывать нравственные качества, стремление быть полезным

людям, гуманным, сострадательным;

1. Орг.момент.

2. Слово учителя о трудностях времени тоталитарного режима в стране в 50-е годы,

когда государство практически обезличивало людей, делало их равнодушными, не способными к состраданию. А.И.Солженицын был одним из первых, кто смело и открыто заговорил об ужасах лагерной жизни и о разложении души человеческой.

В чём же мастерство писателя?

Это мы узнаем, пролистав рассказ «Матрёнин двор». Но сначала немного о писателе…

3. Биографические сведения о Солженицыне.

4. Анализ рассказа «Матрёнин двор»:

Основа рассказа «Матрёнин двор».

Основные приёмы характеристики: примеры из текста!

Портрет Матрёны - улыбка «У тех людей всегда лица хороши,

кто в ладах с совестью своей»

(приёмы характеристики - речь - какие новые слова узнали? С

к ужоткому – к ужину, любота – красота,

молонья –молния, порция - порча

поступок, косвенная хар-ка, авт. хар. (2)

Художественные детали – изба, фикусы, кошка, коза, мыши, тараканы.(3)

История жизни (4)

вывод: Все испытания жизни закалили Матрёну.

Матрёна в системе других образов. (5)

вывод: У Солженицына главное не социальное, а духовное (6)

(не результат важен, а дух…)

О ложных нравственных основаниях общества бьёт тревогу

Отношение жителей деревни к Матрёне (сёстры, подруга, золовки, Фаддей)

Судьба человека в тоталитарном государстве. (7) (колхоз)

Сцена похорон (плачи, поведение, мысли людей во время поминок)

вывод: Есть ли в гибели Матрёны некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств ? (8)

Монологи ребят по данному выводу (9)

Суровая и жестокая правда 50-60 лет (деревня перестала быть хранительницей

духовных и нравственных ценностей)

Смысл названия (11) Первоначальное название рассказа –

«Не стоит село без праведника» несло в себе основную идейную нагрузку.

Но Твардовский предложил ради публикации более

нейтральное название – «Матрёнин двор». Но и в этом

названии есть глубокий смысл:

Матренин двор - Матренин мир - особый мир праведника

Она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по брёвнышку её дом, с жадностью делят её скромные пожитки. И некому защитить Матрёнин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное…

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице. Не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Так кто же такой праведник?

В прошлом веке это понятие было в чести, так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. Больше того, оно приобрело иронический оттенок:

По словарю Ожегова – кто такой праведник? (12)

ВЫВОД: «…линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца» - «Архипелаг ГУЛаг»

5. Слово Солженицына – статья «Жить не по лжи!» (13)

Писатель призывает каждого из нас жить по совести, жить по правде.

« Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара».

Автор убежден, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению – личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»

И заканчивает свою статью словами пословицы:

«Одно слово правды весь мир перетянет»

6. ВЫВОД: Могучим стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.

7. Дом.зад. : по одному из высказываний на доске составить развёрнутый ответ на вопрос.

Энтузиасты
Не стоит село без праведника





Над созданием хутора в Свердловском работала слаженная команда. И таланты проявлялись здесь неординарные. Скажите, где могли постичь азы ландшафтного дизайна простые сельские труженики? Но работа в этом русле в хуторе чётко отслеживается. Сегодня здесь более трёх десятков объектов, созданных людьми для односельчан. И все они, стоит отметить, расположены не хаотично, а создают цельные групповые композиции. Тут выложена из камня русская печка, вокруг неё плетень с висящими чугунками. Рядом колодец, мосток. Чего здесь только нет!
Каждый год вносят архитекторы-любители новый объект в общую картину хутора. Но вот последнее приобретение, стоящее чуть в стороне, достойно отдельного внимания.
– Когда руководители хозяйства ездили в Крым, они увидели там довоенную машину, «полуторку», – рассказывает местный «Кулибин». – Мы решили, что она тоже украсит наш уголок.
И началась пора сбора раритета. Собирали автомобиль частями. Кто-то раму привезёт, прочие детали разыскивали.
– Сын из Новоспасска привёл оригинал заводной рукоятки, – говорит Александр Клещерёв.
Не спеша, за два года, Сан Саныч с единомышленниками собрали-таки полуторку. Кабину мастерили по фотографии. Двигатель в ней, что называется, «родной». По утверждению мастера, машину можно и завести. Один человек из Тоцка, приезжавший посмотреть местную достопримечательность, узнав о том, что собирают полуторку, спустя время привёз колёса – так захотелось ему в благом деле помочь.
Конечно, одному Клещерёву не под силу было бы воплотить столь грандиозный проект в жизнь. Не обошлось и без инициативы руководителей, Александра и Владимира Погорелых, явно поддерживающих это доброе дело и являющихся идейными вдохновителями. Работали всей командой тружеников КФХ. Кирилл Бершанский, сварщик, выполнял свою задачу, вместе трудились с Клещерёвым Сергей Полувёшкин и Владимир Грязнов.
– Когда машину собрали, покраску доверили только профессионалу – Владимиру Чеснокову, – говорит с гордостью Клещерёв.
Вновь возрождённая к жизни машина нашла своё место на хуторе. Здесь ей приготовили пьедестал, и табличку установили. «В память о шофёрах совхоза Свердловский» – можно прочитать на ней. Кстати, чтобы установить машину на место, работающие неподалёку нефтяники выделили подъёмный кран.
К «чудачествам» Клещерёва в селе относились вначале по-разному. Кто-то поддержал сразу, были и такие, кто считал, что делать ему нечего. Но ошибались они. В деле своём Клещерём многим даст фору. Он работу не бросал, а сборкой автомобиля занимался в те дни, когда погода в поле выезжать не позволяла.
Сегодня полюбоваться на этот хутор, созданный добрыми начинаниям небольшой группы людей, съезжаются со всей округи. А у Клещерёва и его соратников в голове новые идеи. У совершенства, говорят, предела не существуют.
Вот так и живёт небольшое село, в глубине огромной страны, славясь трудом и людьми своими. Вероятно, в селе почва для праведной жизни благодатная. Потому и не перестают удивлять своим бескорыстием, добротой дела деревенских тружеников.
Оксана Церт.
Фото автора.

Именно так первоначально назывался рассказ Александра Солженицына «Матрёнин двор», написанный им в 1959 году. Почему-то эти строки пришли мне в голову во время общения с простым сельским жителем Александром Клещерёвым.
Не знаю, насколько применимо к нему понятие «праведник», то есть следующий во всём закону Божию, но уж в бескорыстности, доброте этот образ сильного духом и чистого сердцем человека очень близок к героине того самого рассказа.
Когда-то в Ермакове Свердловского сельсовета кипела жизнь. Это было крупное отделение совхоза «Свердловский». Сегодня в посёлке не больше двух десятков домов. Многие усадьбы, ранее цветущие, заброшены. Разъехалась в поисках лучшей жизни из села молодёжь. Это судьба тысяч российских деревень. Но Александр Клещерёв свою малую родину ценит и любит.
– Мне здесь спокойно, – говорит Сан Саныч (так чаще всего его и зовут земляки). – Места кругом родные, красивые. Люблю речку и лес, каждая травинка мне родная.
Здесь, в своём доме, живёт Александр Александрович с супругой, Натальей Фёдоровной. Два сына со своими семьями устроили свой быт за пределами области. Но в гости к родителям приезжают регулярно. Несмотря на свой пенсионный возраст, Клещерёв верен не только родному селу, но и родной профессии. Вся жизнь его связана с сельскохозяйственной техникой. Более 16 лет он трудится механизатором в КФХ Погорелого А.В. в соседнем посёлке Свердловский. И к работе своей относится так же тепло, как и к селу родному.
Но есть у опытного механизатора излюбленное увлечение, которое приносит радость не только ему, но и односельчанам, а с недавних пор и гостям Свердловского сельсовета. За свои инженерные таланты прозвали Сан Саныча в селе Кулибиным. Изобрести для Клещерёва какое-либо усовершенствование в рабочей технике – в удовольствие. Но что дело примет такой широкий размах, несколько лет назад никто и не подозревал.
– Лет пять назад купили в хозяйство трактор К-700, – вспоминает Александр Клещерёв. – Гнали его из Соль-Илецка. По дороге есть место, облюбованное людьми, «Татьянин родник» называется.
С руководителем хозяйства, Александром Погорелым заехали они посмотреть достопримечательность, и подумали: а чем Свердловский хуже, и здесь может быть так.
С той поры, по утверждению мастера, они стали возводить на окраине села место отдыха. В народе этот уголок живо прозвали «хутором».
– И понеслось! – именно так ознаменовал начало большого проекта простой сельский труженик.

«Не стоит село без праведника»

Исходное название рассказа “Матрёнин двор” - “Не стоит село без праведника”, окончательное дал А.П. Твардовский. При напечатании по требованию редакции год действия 1956 поменялся на 1953, т.е. дохрущевским временем. Из-за этого начало повествования менялось.

Первый подвергнут атаке советской прессы. В частности, автору указывалось, что не использован опыт зажиточного соседнего колхоза, где председателем был Герой Социалистического Труда.

Критика не доглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт. Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области. Взгляд А.И. Солженицына на деревню 50 - 60-х годов отличается суровой и жестокой правдой. Детали, подмеченные автором, красноречивее длинных рассуждений. “Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)”. Поэтому редактор журнала “Новый мир” А.Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год.

Это был редакторский ход в надежде пробить к публикации новое произведение Солженицына: события в рассказе переносились во времена дохрущевской оттепели. Уж слишком тягостное впечатление оставляет изображенная картина. “Облетели листья, падал снег - и потом таял.

Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”. В основе рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын.

Судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Здесь “стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса”. Но потом их вырубили, свели под корень. В деревне уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным - тол стал скуден и беден. Колхозники “до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз”, а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега.

Характер главной героини рассказа, Матрёны, автор раскрывает через трагическое событие - её гибель. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся” улыбка Матрёны. Окружающий мир Матрёны в её темноватой избе с большой русской печью - это как бы продолжение её самой, частичка её жизни.

Всё здесь ограничено и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал “далекий шум океана”, и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрёны так метались за обоями, как будто сама Матрёна “невидимо металась и прощалась тут с избой своей”.

Любимые фикусы “заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”. Те самые фикусы, что спасала однажды Матрёна при пожаре, не думая о скудном нажитом добре. “Испуганной толпой” замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…

Историю жизни Матрёны автор-рассказчик разворачивает не сразу, а постепенно. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своём веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь.

В судьбе Матрёны сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины - наиболее выразительная, вопиющая. Но она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим. Жила Матрёна убого, бедно, одиноко - “потерянная старуха”, измотанная трудом и болезнью.

Родные почти не появлялись в её в доме, опасаясь, по-видимому, Что Матрёна будет просить у них помощи. Нещадно все пользовались Матрёниной добротой и простодушием - дружно осуждали за это. Смерть героини - это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрёна. Она единственная жила в своем мире: устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу.

Но Матрёна умирает и “погибает” вся деревня ибо: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.