Непонятное в опытах со звуком. Портал образования

Прокофьева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 38 Приморского района Санкт–Петербурга отделения дошкольного образования детей
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Занимательные эксперименты со звуками в детском саду
Дата публикации: 16.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Статья на тему: «Занимательные эксперименты со звуками в детском саду .

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной

преобразующей активности ребенка Этот возраст важен для развития познавательной

потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской

деятельности, направленной на «открытие» нового.При этом главным фактором

выступает характер деятельности.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения

дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы

обнаруживать новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им

возможности преобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и

В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Основной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребенок

познает объект в ходе практической деятельности с ним. Усваивается все прочно и

надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное

внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных

учреждений.

Итак, термин «экспериментирование» - это особый способ освоения

действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы

наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях .

Роль экспериментирования в образовательном процессе:

Позволяет ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на

собственных наблюдениях и опытах

Вызывают у ребенка интерес к окружающему миру, развивает мыслительную

деятельность

Стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, умение

устанавливать взаимосвязи между различными явлениями

Ребёнок в мире звуков.

«Звук живет в любом предмете,

Сколько их – посмотри,

Звук – шутник,

Играя с нами,

Любит прятаться внутри»

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять нам все,

что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или

человек. Если положить руки на горло, сказать что – нибудь, то почувствуешь, как

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес,

любознательность и много вопросов.Каким образом мы воспринимаем звуки? Что

требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и

послужили поводом для более полного изучения данной темы: Экспериментирование со

звуками для старших дошкольников».

Множество опытов, которые легко поставить дома и в детском саду открывают детям

секреты звука.

Примерное содержание уголка экспериментирования по теме «Звук»

Различные музыкальные инструменты, в том числе самодельные шумовые

музыкальные инструменты (пластмассовые бутылки с различным наполнителем)

Картотека д/и и сами д/и

Иллюстративный материал

Подбор картинок на разные звуки

Разнообразные сосуды разного объема и формы из различных материалов

(пластмасса, стекло, металл)

Природный материал: камешки, шишки, орехи, ракушки и т.п.

Бросовый материал: крышки, стаканчики, трубочки из – под сока и т.п.

одном месте. Оно может быть мобильно и распределяться по всей развивающей среде

Система работы над звуком в старшем дошкольном возрасте .

Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе анализа различных звуков.

Закреплять представления детей о понятии «звук»

Сформировать представления о характеристике звука – громкости, тембре,

длительности

Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники,

зависимость звучащих предметов от их размера

Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых

Познакомить с понятием «эхо»

Выявить причины усиления ослабления звука

Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат

Этапы работы:

Определение уровня сформированности представлений детей о звуке,

использовании звуков, о слухе и способах его сохранения:

Проведение элементарных опытов «Что звучит» (определение на слух различных

звуков:стук, льющаяся вода, рвущаяся бумага и т. д.)

Попытка определить, какой предмет издаёт звук и из чего он сделан

Определение происхождения звука и различение музыкальных и шумовых звуков

«Звук живёт в любом предмете»: детям предлагаются предметы из разных

материалов

«Музыкальные трубочки»: дыхание заставляет воздух вибрировать и получается

звук Распознавание звуков окружающего мира: какие звуки издают предметы

дома, характерные звуки детского сада, звуки улицы, звуки живой и неживой

Звук живет внутри нас

слова то шепотом, то очень громко, то тише и выясняют,что почувствовали

рукой, когда говорили громко(в горлышке что –то дрожало, вибрировало); когда

говорили шепотом(дрожания нет)

«Еле слышен шепот»:дети выясняют, почему не слышно звуки «Язык позволяет

издавать звуки»:дети выясняют, чтобы произносить разные звуки нужен ещё

один помощник – язык

Знакомство со строением уха позволило подвести к пониманию причин

возникновения звука и понять, что органы слуха позволяют слышать всё, что

происходит вокруг

3 Проведение опытов с музыкальными инструментами

Знакомство с высокими и низкими звуками

Определение зависимости звучащих предметов от их размеров

Знакомство с характеристикой звука – громкость, тембр, длительность

Музыкальное экспериментирование

Музыка – это множество звуков, соединенных в мелодию, но без человека музыкальный

инструмент не зазвучит.

Опыт «Как появляется песенка?»:выявить одну из причин возникновения высоких и

низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера

«Почему все звучит?»:звучать музыкальному инструменту помогает человек,дети

выбирают инструменты с высокими и низкими звуками и слушают их

4 Причина возникновения звука – распространение звуковых волн

Опыт ««Звучащийстакан»

Цель: Подвести к пониманию того, что звук появляется при помощи звуковых волн.

Материал:пластмассовый стакан, резинка.

Ход: Надеть резинку на стакан, поставить стакан на стол, побренчать резинкой,

приложить стакан к уху, тоже побренчать резинкой.

Результат: Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по

воздуху или по другому предмету, если тот находиться рядом.Колебания идут по воздуху,

который воздействует на уши, и мы слышим звук.

5 Причина возникновения эха

Опыт «Где живет эхо»

Цель:Подвести к пониманию возникновения эха.

Материал: Пустой аквариум, ведра пластмассовые и металлические, кусочки ткани,

веточки, мяч.

Ход: Дети определяют, что такое эхо (явление, когда сказанное слово, песенка слышится

еще раз, как будто кто – то повторяет их). Называют, где можно услышать эхо (в лесу, в

арке дома, в пустой комнате). Каждый ребенок выбирает емкость и материал для ее

заполнения. Сначала произносят какое – нибудь слово в пустой аквариум или большую

стеклянную банку, ведро. Выясняют, есть ли в нем эхо (да, звуки повторяются). Затем

заполняют емкости тканью, веточками, сухими листочками и т.п.; произносят звуки.

Выясняют, повторяются ли сейчас (нет, эхо исчезло).

6 Причина усиления и ослаблен

Опыт «Как сделать звук громче?»

Цель: Выявить причины усиления звука.

Материал:Пластмассовая расческа.

Ход: Взрослый предлагает детям выяснить, может ли расческа издавать звуки. Дети

проводят пальцем по концам зубьев, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от

прикосновения к зубьям расчески (зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и

издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха и слышится звук). Звук очень тихий,

слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук

стал громче, что чувствуют пальцы

7 Экспериментирование в области коммуникации: опыта с речевым аппаратом, д/и

типа «Собери ромашку», «Какой звук спрятался во всех картинках», «Звук заблудился»

Наука — это весело, поэтому приступим к веселому изучению!

Скоро Новый год! Это так здорово. У многих хозяек уже начались предновогодние хлопоты. И я не исключение – мою, чищу, опять мою. Вот добралась до наведения порядка в посуде – решила натереть бокалы. И, как всегда, не обошлось без маленьких открытий.

Оказывается, бокалы способны петь . Конечно, это не Бетховен или Бах, но очень необычный и интересный звук они издают. Напишу подробнее.

Музыкальный бокал

Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде пальцем потереть в любом месте бокала. Нам больше понравилось водить по краю. Нужно немного приноровиться, отрегулировать силу нажатия пальца и получается отличное пение бокала!

На этом мы не стали останавливаться и провели соревнования бокалов, наполняя их различным количеством воды. Одни бокалы пели высоко, другие низко. Владка занимается в школе искусств на фольклорном отделении, поэтому без моих подсказок распознал высоту звуков.

При пении бокала на поверхности воды можно заметить волны, такие как образуются, если бросить камешек в воду. А если воды налить максимально много, то появляются даже брызги!

Этот музыкальный опыт со звуком можно немного преобразовать. Следует сделать бумажный крест из тонких полосок бумаги, концы его загнуть под прямым углом, чтобы он не соскользнул в бок. Наполнить бокал водой до краев и вытереть хорошенько эти самые края, а уже сверху положить крест. Далее смоченным в воде пальцем потереть стенку бокала в любом месте, что бы он запел. Теперь самое интересное! Если палец трет бокал между двух концов бумажно креста, то он начинает медленно вращаться. Прекращается трение – прекращается вращение. Это завораживает.

Проводили с детками в клубе этот опыт, не у всех получилось. Может быть, кому-то не хватает координации движений или силы нажатия. В ходе эксперимента родилась идея аккуратно прикоснуться острием карандаша к бокалу. Звук очень изменился. Но прикосновение должно быть легким, что тоже оказалось не всем под силу.

Мы поговорили с ребятами и о голосовых связках , а потом к удивлению мам, ожидающих в фойе, покричали, повизжали и пошумели. Поговорили о барабанных перепонках в ушах. А еще о мухах, комарах и шмелях, которые жужжат крылышками .

Как обычно, я не ставила перед собой задачи детального разбора опытов. Мне главное, разжечь интерес у ребят-дошкольников, научить их задавать вопросы и позволить им веселиться и удивляться!

На занятии мы послушали, как шумит море в ракушке , а потом ее нарисовали. Всегда удивляюсь, какие интересные и не похожие рисунки получаются у детей (я им не показываю образцов, а просто говорю, что рисуем, как шипит сода с уксусом или как шумит ракушка).

Звуки могут быть яркими, звонкими, шуршащими, трещащими, жужжащими, шумящими и не только. У каждого звука свой цвет, своё тепло и даже прохлада. Если вам понравились поющие бокалы, то хочу подарить вам свою книгу . Приглашаю вас в увлекательный мир опытов со звуком. Сфотографируйте ваши опыты. Мы с удовольствием побываем в вашей домашней лаборатории, если вы пригласите к себе в гости. До скорой встречи.

Мастер - класс для педагогов

Мастер – класс для педагогов

«Опыты со звуками для дошкольников»

Цель: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей разных возрастных групп.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ход мастер-класса

Объяснялки (от детей):

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

Как вы поняли, речь сегодня пойдет об организации экспериментальной деятельности с детьми. Китайская пословица гласит:

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» - утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

В силу своей профессиональной деятельности мне наиболее близки опыты со звуками. С некоторыми из них я сегодня вас познакомлю.

С воспитанниками второй младшей группы можно провести опыт:

«Музыка или шум?»

Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.)..

Ход: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

В средней группе можно провести опыт «Почему все звучит?»

Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материалы и оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов: -рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают- возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание и уточняют, есть ли звук (он прекращается); -рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом); -лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумаг, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется). Дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй- проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк, (прижать предмет, взять его в руки- прекратить колебание предмета).

Для воспитанников старшей группы можно подготовить следующий опыт «Как распространяется звук?»

Цель: Понять, как распространяются звуковые волны.

Материалы и оборудование: Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости или краю бассейна. Другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались воде). Наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Выясняют, что происходит с водой) по воде пошли волны- передается звук).Ставят один конец расчески на стул, Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время –легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т.д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет). Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.

С воспитанниками подготовительной к школе группы целесообразно провести опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит»

Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материалы и оборудование: Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Ход: Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями- звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з»; у шмеля- низкий, грубый, звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленький, крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Проведение опытов со звуками интересно и детям, и взрослым. С другими опытами вы можете ознакомиться в составленной мною картотеке опытов.

Я надеюсь, что информация, полученная на мастер - классе, вам пригодится. Спасибо за внимание.


Ведущий – музыкальный руководитель: Прошу внимания! Прошу участия и понимания! Я мастер класс сегодня покажу –

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят со звуком развлечения -

Увлекут и вас, без всякого сомнения!

    Вопрос к слушателям:

Что такое эксперимент?

Эксперимент (с греческого) - проба, опыт, метод исследования.

Эксперимент является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Вопрос к слушателям:

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка дошкольника?

(Ответы воспитателей)

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается, как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

По мнению академика в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Маленькие дети любознательные. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?»

«А как звучит музыка?» и т. п.

Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка совершают непоправимое. Они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость.

Я, как музыкальный руководитель, хотела остановиться на вопросах экспериментирования со звуками.

Вопрос к слушателям:

Что такое звук?

Звук - это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий. В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него различными звуками – песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого звука свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присушите только ему особенности. Они – то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент. Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляют основу развития музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука?

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Звуки эти шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стука-

Музыкальные есть звуки.

Вопрос к слушателям:

Какие существуют звуки?

(ответы воспитателей)

Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы:

Звуки шумовые (от слова шум, шуметь)

Звуки музыкальные (от слова музыка)

Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое - мелодичные.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребёнка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев - воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы - постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер. Она развивает слуховое восприятие, способность ребёнка определять источник звука.

Вопрос к слушателям:

А Вы используете в своей деятельности эксперименты со звуком?

(ответы воспитателей)

Практическая часть.

«Звучащий мир вокруг нас»

Предлагается задание «Озвучивание стихов» А. Шибаев

Грохотом

Сменилась

И вот уже дождик

Тихонько -

Ты слышишь?-

Закрапал,

Закрапал,

Закрапал

По крыше…

Барабанить

Он станет…

Барабанит!

Барабанит!

НОЧНОЙ ЛЕС

С. Пшеничных

Лес ночной

Был полон звуков:

Кто-то выл,

А кто - мяукал.

Кто - то хрюкал,

Кто - то топал,

Кто - то крыльями

Захлопал,

Кто - то ухал

И глазищами

Ну, а кто - то

Презентация своих работ.

Экспериментальная лаборатория.

Предлагаю педагогам погрузиться в мир звуков.

Проведение опытов.

Исследовательские игры.

1. Как звучит вода

Материал для исследования.:

Таз с водой,

Тростниковые трубочки,

Разнообразные по размерам и диаметру отверстий емкости (пластмассовые банки, бу­тылки и т. п.),

Ракушки,

Камешки, кубики деревянные или пластмассовые,

Мелкие металлические предметы,

Иллюстрации с изображением моря, ручейка, дождя и т. п.

Описание исследования:

Педагог предлагает прислушаться к воде — тишина. Затем воспитатели выбирают трубочки, по­гружая одним концом в воду, осторожно дуют в них. Вода тихонько булькает. После этого воспитатели пробуют оставить часть отверстия над водой и сильно дуют в трубочку — вода громко булькает. Разнообразными маленькими или большими ёмкостями воспитатели набирают и льют воду в таз с во­дой, переворачивают емкости, шлепают по воде, бросают в воду ракушки, камешки, деревян­ные и пластмассовые кубики, мелкие металлические предметы и т. п. Воспитатели внимательно слуша­ют, обмениваются мнениями, отмечая, что каждый раз вода звучит по-другому. Затем можно предложить воспитателям послушать аудиозапись звуков: шум ручья, морского прибоя, дождя.

2. Как звучат камни

Материалы для исследования:

—камешки разных размеров, разной формы,

—деревянные, картонные или пластмассовые коробочки.

Описание исследования:

Педагог вместе с воспитателями рассматривает камешки. Воспитатели выбирают те экземпляры, которые им больше понравились. Педагог уточняет, почему именно на них они остановили свой выбор. Здесь целесообразно предложить воспитателям постучать большими камнями громко, маленькими камнями - тихо, побренчать в ладошках, потереть друг о друга, катать в коробочках, катать все камни всем вместе.

3. Как звучит пластмасса

Материалы для исследования:

разнообразные по тембру звучания пластмассовые погремушки,

большие и маленькие пластмассовые емкости, заполненные различными сыпучими ве­ществами (мелкими камешками, крупным или мелким песком, горохом, крупой, в том числе мелко или крупно нарезанной пластмассой).

Описание исследования:

Воспитатели слушают, сравнивают и обсуждают, как звучат погремушки. При этом можно выделить звуки шуршащие тихие или громкие, постукивающие и т. п. Важно, чтобы воспитатели услышали и рассказали о своем впечатлениях.

4.Как звучит металл

Материалы для исследования:

Металлофоны,

Т реугольники,

Колокольчики различных видов и размеров,

Бубенчики,

Цимбалы,

Металлические трубочки, гвоздики,

Описание исследования:

Воспитатели рассматривают музыкальные инструменты и металлические пред­меты, придумывают различные способы звукоизвлечения (постукивание тихое или громкое, в разном темпе, импровизация ритмических рисунков, скользящие движения — глиссандо и т. п.). Пошумели! Затем педагог предлагает послушать тишину. После этого воспитатели исполняют задан­ные педагогом ритмические рисунки.

5.Как звучит бумага

Материалы для исследования:

Газетная бумага, картон, в том числе рифленый,

Набор бумаги разной толщины,

Банки, коробки с натянутой сверху бумагой.

Описание исследования:

Воспитатели выбирают бумагу. Мнут её, трясут ею и т. д. Вслушиваясь, соотносят особенности шуршания-звучания и качества бумаги, меняют ритмические рисунки и громкость звучания. Постукивают по коробкам, по бумаге на банках, проводят по рифленому картону палочкой. Затем все вместе оценивают успешные находки бумажного звучания.

6. Как звучит дерево

Материалы для исследования:

Кастаньеты, колотушки, коробочки, дрова, кокошник, копытце, трещотка, хлопушка;

Различные деревянные предметы быта (столы, стулья, доски, рубель, ложки, чаши и т. п.);

Описание исследования:

Педагог обращает внимание воспитателей на то, что музыкальные инструменты и предметы, сделанные из дерева, звучат очень своеобразно. Трещотка, кастаньеты, могут трещать и стучать. Коробочка, дрова звучат негромко, а колотушки, хлопушки могут стучать очень громко.

Воспитатели исследуют свойства звучания деревянных музыкальных инструментов и предметов. Педагог предлагает выбрать понравившейся инструмент для участия в импровизации под русскую народную мелодию.


Елена Орешонкова
Музыкальное экспериментирование

Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование . Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.

По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком . Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки . В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки , находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений , при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

В пособии «Неизведанное рядом» , авт. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина подробно описаны занимательные опыты и эксперименты для дошкольников , среди которых для каждой возрастной ступени предложены эксперименты со звуком . Задачи экспериментирования усложняются от возраста к возрасту.

В младшей группе дети учатся определять предмет по издаваемому звуку («Что звучит» , а также различать музыкальные и шумовые звуки («Музыка или шум ).

В средней группе детей подводят к пониманию причин возникновения звуков («Почему все звучит?» , «Откуда берется голос?» ).

В старшей группе детям объясняют, как распространяются звуковые волны, подводят к пониманию возникновения эха («Где живет эхо?» , а также выявляют причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера («Почему Мишутка пищал?» , «Как появляется песенка?» , причины усиления и ослабления звука («Как сделать звук громче» , «Коробочка с секретом» и др.).

Задачами подготовительной группы являются выявление особенностей передачи звука, причин происхождения высоких и низких звуков- частоты звука («Почему комар пищит, а шмель жужжит» , «Поющая струна» ) и др.

В построение образовательного процесса целесообразно включать циклы занятий по музыкальному экспериментированию , содержащие следующие разделы : «Где живут звуки?» (темы : «Звуки улицы» . «Звуки дома» , «Звуки природы» ); «Звук живет в любом предмете» (темы : «Деревянные и металлические звуки» , «Стеклянные звуки» ,

«Инструментальные звуки» , «В звуках наш мир отражен» и т. п.). Тема раздела проходит через все виды музыкальной деятельности , поэтому подбор педагогом музыкального репертуара и материала весьма разнообразен.

В ОДРМ можно организовать музыкальную лабораторию «Комната звуков» , где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать интеллектуальные и творческие способности. В процессе творческой деятельности дети создают оригинальный продукт. Это может быть изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала –шумелки, сопелки, звенелки, шуршалки, щипалки и т. п.

К изготовлению инструментов целесообразно привлечь родителей.

Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Например, озвучивая сказку «Теремок» , дети получают представление о тембрах различных музыкальных инструментов , подбирают для каждого персонажа соответствующий инструмент, овладевают способами элементарного музицирования.

При слушании сказки в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отгадать сказочных персонажей по звучанию музыкального инструмента , пропустив слова, обозначающие персонажей. Пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент : "Стоит в поле. (ложки) ; он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо. (треугольник) " и т. д. В конце концов, слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.

В процессе экспериментальной деятельности дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партитуры, озвучивать их.

Спонтанные игры с инструментами можно проводить под руководством «дирижера» . Дети берут инструменты, распределяясь по группам и становятся вокруг дирижера, который показывает, какой группе играть.

Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, издающими ритмичные звуки-хлопки, притопы и т. д. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить маленькими ударными инструментами без определенной высоты звука : трещотками, деревянными палочками, тарелочками, треугольниками, кастаньетами, различного рода деревянными и кожаными барабанами, бубенцами и другими подобными инструментами.

Затем к данным инструментам, применяемым в качестве звукокрасочных и ритмических, присоединяются ударные инструментыс фиксированной высотой звука : маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные сосуды) . Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.

Работая в лаборатории, можно создать мини-музей : оформить

тематические выставки : «Волшебные звуки музыки » (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов, «Музыкальные инструменты руками детей» , «В царстве звуков» , а также фото - сессии по мероприятиям, в которых дети могут использовать музыкальные инструменты , сделанные своими руками.

Как уже говорилось выше, значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо - они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности .

Овладение детьми определенными знаниями, умение создавать свой собственный музыкальный инструмент , сочинить собственную мелодию на нем, позволит ему почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в выставках, концертах фото-сессиях дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности .

Кроме того, в процессе музыкально- экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни , чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.