Никита Михалков о «Матильде», её создателях и покровителях: неужели не понимали, чем это закончится? Михалков высказался по «Матильде На месте Поклонской я бы

Никита Михалков вмешался в конфликт между режиссером Алексеем Учителем и депутатом Госдумы Натальей Поклонской. По его мнению, требование парламентария запретить картину "Матильда" не что иное, как безумие.

"Взять и запретить, потому что тебе не нравится картина, – это безумие, тем более что ты ее не видел. В этом есть перекос, и он неумный", – заявил Михалков журналистам, комментируя скандал вокруг фильма Учителя.

ПО ТЕМЕ

По его словам, депутат зря не ознакомилась с лентой, к которой у нее возникли вопросы, передает "Интерфакс". "Самое глупое и неправильное – когда Учитель предложил Поклонской посмотреть "Матильду", она отказалась. Тут сразу говорить нечего. Вопрос снят", – подчеркнул Михалков, пообещав составить о фильме собственное мнение.

Напомним, скандал разразился осенью 2016 года: православных верующих возмутила картина о любви цесаревича Николая и балетной примы Матильды Кшесинской. Представители РПЦ заявили, что она не может быть выпущена в широкий прокат, поскольку "искажает факты".

После этого Поклонская направила в Генпрокуратуру запрос с отрицательным заключением экспертов о фильме. Депутат Госдумы хочет добиться его запрета.

Учитель озвучил результаты экспертизы "Матильды": специалисты не обнаружили ни экстремизма, ни оскорбления чувств верующих. Режиссер отметил, что Поклонская отказалась от просмотра картины.

Фонд кино, членом которого Никита Михалков все еще является, действует с 1995 года

ФОТО: Наталия Нечаева «Вечерняя Москва»

Российский кинорежиссер Никита Михалков 15 сентября прокомментировал скандал, связанный с кинокартиной «Матильда».

Мое личное мнение - повторяю, не как председателя Союза кинематографистов и тем более не как члена попечительского совета Фонда кино, из которого я вышел, ты должен предполагать, что тебя ждет, если ты берешься опустить в бытовую ситуацию человека, причисленного к лику святого, - уточнил Михалков.

После режиссер подчеркнул, что если его коллега осознанно делал свою работу, то теперь «не стоит жаловаться».

Хотите смейтесь, хотите спорьте, но это - аксиома. Этот человек (Николай II – прим. «ВМ») находится всем своим существом на другом уровне человеческом. Рассказывая, какого цвета у него ногти, как он пахнет или что он делал, ты должен понимать, чем это может кончиться. Если ты это понимаешь, и идешь на это, не жалуйся, а стоять и удивляться, а почему так произошло, ну, потому что так произошло, - отметил он.

Фонд кино для меня лично должен быть честным бухгалтером, ему дали задание, кому платить - и он платит, и не решает он, кому платить. А за этим стоит очень серьезная и большая политика, идеологические вопросы там стоят. Для меня абсолютно очевидно, что совершено вся история с «Матильдой» лежит на совести Фонда кино, - передает его слова .

Ранее объединенная сеть «Синема парк» и «Формула кино» сообщила, что «Матильду» в связи с угрозами в адрес кинотеатров.

В свою очередь, министр культуры РФ призвал пресечь давление со стороны противников картины.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Поклонская поставила на «джокера»

Колонка обозревателя "ВМ" Ольги Кузьминой

Повесть "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" была написала Николаем Гоголем в 1835 году и завершалась словами "Скучно на этом свете, господа!" Конфликт между депутатом Госдумы Натальей Поклонской и режиссером Алексеем Учителем описан уже неоднократно, но, в отличие от повести, финала пока не имеет, хотя скукой от него, нельзя не признать, уже веет ().

16 сентября в Ялте открылся II Международный кинофестиваль «Евразийский мост». Художественным куратором форума является Никита Михалков. Представители прессы попросили режиссёра высказать своё мнение о фильме «Матильда» и ситуации вокруг него.

Михалков фильма не видел и о его художественных достоинствах судить не берётся, но, по его мнению, вокруг картины очень много спекуляций, нагнетается истерия. «Этот вопрос должен был решаться на уровне с самого начала. Когда Фонд Кино даёт деньги, то должен понимать, что он ждёт», – сказал режиссёр.

Он напомнил ситуацию со скандальным балетом «Нуреев»: «Когда Большой театр начинает постановку спектакля «Нуреев» той командой, которая его предлагает, то должны точно понимать, каким он будет и что они получат. Ёлки-палки! Они что, не знают, кто, что, привязанности, интересы, вкусы и так далее?».

И получается, что потом приходится «стоять, прикрывая срамные места, объясняться по любому поводу, по той же «Матильде» или другим работам».

«Ты должен предполагать, что тебя ждёт, если ты берешься опустить в бытовую ситуацию человека, причисленного к лику святых. Этот человек находится своей памятью, всем своим существом на другом человеческом уровне, ты должен понимать, чем это может кончиться. И если ты это понимаешь, идёшь на это, тогда «Иду на Вы!», терпи! И не удивляйся, почему так произошло», – сказал Михалков.


В отличие от своего коллеги Станислав Говорухин фильм посмотрел и нашёл его слабым. Режиссёру непонятно, из-за чего разгорелся такой скандал. Однако, по мнению Говорухина, запрещать картину нельзя – это будет опасным прецедентом.

Между тем страсти вокруг фильма только накаляются. Накануне резко высказался о противниках «Матильды» министр культуры России Владимир Мединский. Вскоре последовал ответ РПЦ: первый зампред синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков обвинил министра культуры в подогревании истерии вокруг фильма «Матильда».

«На мой взгляд, вся ситуация с «Матильдой» – это политическая ошибка Мединского. Её надо было предвидеть, предусмотреть и вести так культурную политику, чтобы этой ситуации не произошло, а мы сегодня с вами говорили бы на совсем другую тему», – сказал священник в эфире программы «Право голоса» на канале ТВЦ.

Щипков прямо указал на то, что фильм поддерживался министерством культуры, и «сейчас министр прямо встал на одну из противоборствующих сторон».

«Этот фильм – в каком-то смысле пляска на гробах: мы знаем кончину семьи последнего императора. Именно это возмущает, именно это приводит в негодование, а не какие-то альковные сцены – ну что, их не видели, что ли?», – сказал представитель РПЦ.

08:39 — REGNUM Известный российский кинорежиссер Никита Михалков считает, что в скандале вокруг кинофильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя виноват «Фонд Кино», который собственно и выделил деньги на съемки. Об этом Михалков заявил накануне, 15 сентября, выступая на пресс-конференции, посвященной открытию Международного кинофестиваля «Евразийский мост».

Михалков воздержался от каких-либо оценочных суждений относительно «Матильды», сославшись на то, что картину не смотрел.

«Я не видел картину «Матильда», думаю, что здесь очень много спекуляций», — сказал кинорежиссер.

Он подчеркнул, что все проблемы с фильмом «Матильда» можно было предвидеть ещё на стадии выделения средств.

«Этот вопрос должен решаться с самого начала, Фонд кино должен понимать, на что он идет, выделяя деньги… Министерство культуры ни копейки на этот фильм не давало, это решает Фонд кино. Мне кажется, что вся история с «Матильдой» связана исключительно с «Фондом кино», — сказал Михалков.

Напомним, у Михалкова произошел конфликт с «Фондом кино» в связи с изменением состава попечительского совета, в который он также входил.

В августе 2017 года Михалков заявил, что покидает попечительский совет «Фонда кино» в связи с принципиальными разногласиями по ряду вопросов. Он заявил, что попечительский совет Фонда принимает безответственные решения.

« То, что происходит, когда выходят картины, которые просто ничего не значат или которые что-то значат, но никто не знает, что с ними делать, когда выходят одновременно два блокбастера на одну тему и идет битва между каналами, — это все результат этой безответственности», — заявил тогда Михалков.

Кроме того, он прямо заявил, что ещё одной причиной его ухода из «Фонда кино» стало включение в состав попечительского совета пресс-секретаря председателя правительства России Натальи Тимаковой.

Михалков подчеркнул, что с Тимаковой он находится на противоположных позициях — «человеческих и идеологических».

«Если бы она была просто членом попечительского совета — это одно дело, это разговор на равных. А когда туда приходит человек, облеченный большой властью и возможностями, значит, ее точка зрения будет превалировать», — считает Михалков.

Что касается «Матильды», то это фильм, посвященный истории любви цесаревича Николая Александровича (будущего последнего русского императора Николая II) и балерины Матильды Кшесинской. С самого начала создания этого фильма в российском обществе наметился серьезный раскол.

Лидером движения за запрет этого фильма стала депутат Государственной думы Наталья Поклонская («Единая Россия»). Она прилагает массу усилий и не стесняется использовать административный ресурс для того, чтобы запретить этот фильм. Поклонская и её сторонники утверждают, что фильм оскорбляет чувства верующих, а также искажает исторические факты.

Фильм Учителя действительно несколько исказил факты взаимоотношений между Кшесинской и Николаем Александровчием, но сам кинорежиссер всегда утверждал, что снимает фильм «по мотивам», а не историческую реконструкцию.

Премьера фильма назначена на 23 октября. Уже сейчас многим кинотеатрам в стране стали присылать угрозы поджога, если они не откажутся показывать «Матильду».

В 22:15 режиссер, народный артист РСФСР Никита Михалков - гость специального выпуска программы "Право знать!" на канале "ТВ Центр". В программе Никита Сергеевич, в частности, расскажет: почему он не против ; как он оправдывает ; что думает по поводу скандала вокруг фильма " " и как относится к травле ? Кстати, в сегодняшнем вечернем телеэфире в принципе не будет скучно - зрителей ждет "Притяжение" Федора Бондарчука на "России 1", "Прожекторпэрисхилтон" - на Первом канале, и "Чехов GALA" - трансляция спектакля РАМТ на "Культуре". Но все же у Никиты Сергеевича большой шанс привлечь к себе внимание телеаудитории - ведь с ним, как обычно, многим хочется дискутировать.

Вот лишь некоторые цитаты из сегодняшнего вечернего шоу, вести которое, как обычно, будет Дмитрий Куликов.

О выдвижении Ксении Собчак

Собчак будет трудно. Она сказала однажды, что "1917-й год и 1937-й год выбили всю интеллигенцию, страна превратилась в сброд и отребье, я бы эту страну запретила…" Вообще, быть президентом страны, которую ты сама запретила, довольно сложно.

…Я с огромным интересом наблюдаю за ней. Причем не испытываю вот этого "Ох, какой кошмар!". Да пусть будет! И то издевательство, которое существует в сетях по поводу Собчак, не разделяю. Потому что за всем за этим мы можем увидеть то, чего не видим сейчас. Кто ее поддержит? Как это будет происходить? Что нам предложат? От кого уйдут голоса?

Если бы наша страна ограничивалась Рублевкой, то Собчак была бы гениальным президентом для этой страны.

О Кирилле Серебренникове

Я убежден, что Серебренников - талантливый человек. Идет разговор о 68 миллионах. Госпожа Прохорова говорит: "Я готова внести эти деньги, претензия по которым предъявляется группе...". Так дай ты эти деньги ему на спектакль, тогда ему не надо просить у государства!

Законы, отношения между художественной интеллигенцией, театром и государством очень несовершенны. И для того, чтобы поставить спектакль, иногда приходится идти на всякие нарушения. Одни идут на это осторожно, другие неосторожно.

Я абсолютно согласен с тем, что не должно государство вмешиваться в культуру, искусство и так далее. Но, тем не менее, все равно существует такое понятие - провокационный спектакль, провокационное искусство. На свои деньги провоцировать - ради Бога, ты за это отвечаешь. Мало того, если эта провокация талантлива и нужна, тебе зрители отдадут свои деньги. Но если ты начинаешь провокацию за государственные деньги - жаловаться потом не стоит.

О "Матильде"

Я убежден в том, что у Николая II были и слабости человеческие, и зависимости, как у любого из любой из государей - Александра III, Александра II, Николая I - пожалуйста! И если вам тогда предъявят - "Как же так, вы по поводу царя такое!" - это цензура. Но когда вы перешагиваете через порог…

Я не видел фильма, но абсолютно убежден в даровании режиссера Алексея Учителя. И рассматриваю эту проблему не из-за Поклонской. Есть сакральные вещи. И если ты берешь на себя смелость и право показывать бытовую жизнь человека, который причислен к лику святых, опять же, жаловаться потом не стоит. Ты, может быть, хотел сказать, что царь - он такой же греховный человек и со слабостями. Все может быть. Но не на примере человека, лик которого висит в церквях на иконах.

О том, как "сломали" Юрия Быкова

Наша "интеллигенция" действует методами, которые сама осуждает. Посмотрите, что сделали с режиссером Юрием Быковым - его "сломали". Они говорят про 1937 год. Но поступают абсолютно так же! Они "ломают" человека, лишают его таланта, лишают права говорить. Он снимал социальные картины "Дурак" или "Майор", где показано, как бьют морды, грязь, мерзость. Как они сами пишут, когда он снимал про то, как менты проклятые в своих грязных кабинетах чуть не руками душат свидетелей - это нормально. А когда человек взял и снял другую картину, с другой точки зрения, где чекисты не негодяи, а хорошо одеты, говорят на нормальном языке, пьют хорошие напитки - они мгновенно лишили его права высказываться на любую тему.

Вы читали его покаянное письмо, где он приносит извинения? Вот я представил, что Пушкин написал "Клеветникам России". И вдруг Булгарин объявил Пушкина нерукопожатным. И Пушкин в своем Твиттере написал извинения за то, что написал такие стихи... Как можно зависеть от людей, для которых высшая степень художественного уровня режиссера - это попасть в шорт-лист Каннского фестиваля?