В.Шембер
Н.К.Метнер
(1880 - 1951)
Николай Карлович Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины ХХ века.
Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Ф.Мендельсон, Р.Шуман), а из русских композиторов - к С.Танееву и А.Глазунову, Метнер был, вместе с тем, художником, устремлённым к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И.Стравинского и С.Прокофьева.
Родился в Москве 24 декабря 1879г.(5 января 1880) в немецкой по происхожению семье с разветвлёнными музыкальными традициями: мать - представительница знаменитого рода Гедике; брат Эмилий был филосфом, литератором, музыкальным критиком (псевдоним Вольфинг). Другой брат, Александр - срипачом и дирижёром.
В 1900 году Метнер блистательно окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В.Сафонова. Одновременно он изучал и композицию под руководством С.Танеева и А.Аренского. Его имя написано на мраморной доске консерватории.
Творческий путь Николай Метнер начал успешным выступлением на III Международном конкурсе им. А.Рубинштейна (Вена, 1900) и первыми же своими сочинениями завоевал признание как композитор. Голос Метнера - пианиста и композитора - был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами С.Рахманинова и А.Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом. Критика писала, что Метнер за роялем - не виртуоз, "исполнитель - творец, увлечённый одной сутью исполняемых вещей".
В1909 - 10 и 1915 - 21гг. Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Cреди его учеников - многие известные впоследствии музыканты: А.Шацкес, Н.Штембер, Б.Хайкин. Советами Метнера пользовались В.Софроницкий, Л.Оборин.
В 1921 году уехал за границу, жил в Германии и Франции, с 1936г. - в Великобритании. В феврале 1927 года последний раз посетил Россию с длительными гастролями, в том числе, с авторскими концертами, которые прошли с большим успехом. За рубежом широко концертировал в Европе и в США, вёл педагогическую деятельноть, много сочинял. Творческое наследие Метнера охватывает более 60 опусов, большинство из которых представлено фортепианными сочинениями и романсами.
Романсы Метнера разнообразны и очень выразительны по настроению, чаще всего это сдержанная лирика философского содержания. Многие посвящены картинам природы. Любимыми поэтами Метнера были А.Пушкин, Ф.Тютчев, И.Гёте.
Понятие "философская" в наибольшей степени приложимо к музыке Метнера, особенно в его излюбленной форме - сонатной: сонаты и концерты композитора представляют собой именно "драмы идей", хотя этому автору не чужды и очень красивые лирические образы, появляющиеся обычно в виде "реминисценций" - воспоминаний. Для его письма характерна сложная, насыщенная полифонией фактура и сдержанность красок - некоторая "графичность" .
Фортепианные концерты Метнера монументальны и приближаются к симфониям, лучшим из них является Первый, образы которого навеяны потрясениями Первой мировой войны.
Метнер известен не только как музыкант, но и как автор книг о музыкальном искусстве: "Муза и мода" и "Повседневная работа пианиста и композитора".
Искусство Метнера высоко оценивалось его современниками (включая Рахманинова, Прокофьева, Мясковского). С Рахманиновым его связывала многолетняя дружба. Метнеру посвящён Четвёртый фортепианный концерт Рахманинова.
Возвращение Метнера в Россию
Выдающийся российский пианист Борис Березовский в 2006 году организовал международный "Метнер - фестиваль". Он очень увлечён этим композитором и собрал на этом фестивале своих единомышленников. Первый фестиваль он провёл на свои деньги. Музыканты работали без гонораров, Березовский оплачивал им билеты и проживание. На вопрос журналиста об удивительном бескорыстии исполнителей Березовский ответил: "Просто все поклонники Метнера - это как наркоманы, как секта. Для людей, его любящих, деньги не важны".
На вопрос отчего у него такая любовь к Метнеру, пианист ответил: "Потому что он народник. Защищённый сложными, изощрёнными гармониями, но народник. В его музыке есть фольклор, и не только русский, но, скажем, и английский. У него потрясающие, самые разнообразные темы. Метнер напоминает мне язычника".
О дружбе Метнера с Рахманиновым: "Они дополняли друг друга. У Рахманинова много церковной музыки, например, все знают его "Колокола", а у Метнера музыка народная. Они абсолютно разные композиторы, но это были те два разноимённых заряда, которые притягиваются. Они составляли удивительное единство противоположностей. Наверное, одному композитору неподвластно всё, нужен рядом тот, кто может то, чего он не может. Рахманинов и Метнер очень дружили в жизни и поддерживали друг друга".
В одном из интервью Березовский ска зал, что то, что они делают - капля в море. Нужен другой подход к организации фестиваля. Более профессиональный.
Фонд «Бельканто» организует концерты в Москве, в которых звучит музыка Метнера. На этой странице можно посмотреть афишу предстоящих концертов в 2019 г. с музыкой Метнера и купить билет на удобную вам дату.
Николай Карлович Метнер (1879 - 1951) - русский композитор и пианист.
Отец, Карл Петрович Метнер, увлекался философией и поэзией. Мать, Александра Карловна, урожденная Гедике, в молодости выступала как певица.
В шесть лет Николай начал заниматься на фортепиано. Наблюдая, как его брат Александр играет на скрипке, он сам научился играть на этом инструменте. Александр и Николай вместе со своим двоюродным братом Александром Гедике, впоследствии замечательным органистом, профессором Московской консерватории, входили в известный детский музыкальный коллектив - оркестр А. Эрарского. Для этого оркестра, созданного в 1888 г., специально писали С. Танеев, А. Аренский, А. Корещенко. Метнер отказывался играть какие-либо детские произведения, останавливая свой выбор на творениях Баха, Моцарта, Скарлатти.
Дядя композитора, Федор Карлович Гедике, подготовил Колю Метнера к поступлению в Московскую консерваторию. В 1900 г. он ее заканчивает с Малой золотой медалью.
За годы учения значительно расширяется круг музыкальных впечатлений, определяются пристрастия молодого музыканта: сочинения классиков, романтиков, русских композиторов. Выступая на консерваторских концертах, Метнер заявляет о себе и как пианист. В это же время им было написано немало произведений, в основном для фортепиано.
В 1900 г. пианист выступает на Третьем Международном конкурсе им. А. Г. Рубинштейна в Вене. За исполнение обязательного Пятого концерта Рубинштейна он удостаивается первого значительного признания. Растет популярность Метнера как пианиста и на родине. Появляются положительные отзывы музыкальных критиков, складывается своя аудитория. Метнеровский стиль исполнения в первую очередь отличался глубоким проникновением в замысел произведения, что создавало впечатление непосредственного рождения музыки.
С 1903 г. Метнер в свои концертные программы начинает включать собственные сочинения. Со временем он все больше играет свою музыку, так что его выступления превращаются в своеобразные творческие отчеты. С 1904 г. Метнер - композитор и пианист - завоевывает известность и за рубежом, выступая в Германии.
В этот же период начинает укрепляться особая эстетическая позиция Метнера, которую можно охарактеризовать как ретроспективизм. Опора на классико-романтическое наследие, избегание неоправданного использования эффектных художественных средств, разрушающих, по мнению композитора, музыкальный смысл, - вот основные положения его эстетической концепции.
В первое десятилетие нового века Метнер достаточно активно участвует в работе ряда музыкальных обществ и кружков. Среди них - камерное музыкальное общество "Дом осени", керзинский Кружок любителей музыки. В 1909 г. он входит в Совет Русского музыкального издательства, организованного С. Кусевицким. Пробует и преподавать. Получив в 1909 г. место профессора Московской консерватории по классу фортепиано, композитор, однако, через год, не испытывая особой тяги к педагогике, оставляет это занятие.
Творческий расцвет композитора приходится на 10-е гг. XX века. В этот период наибольшее предпочтение он отдает жанру сонаты. Тогда же были написаны и самые известные циклы "Сказок", положившие начало новому жанру фортепианной миниатюры. Наиболее яркая творческая встреча тех лет - Рахманинов. С ним композитор был знаком и ранее, но активное сближение, положившее начало дружбе, происходит в 1913 г. Замкнутый и немногословный по натуре Рахманинов и философствующий Метнер являли собой полные противоположности, однако Рахманинов, проявляя постоянную заботу о своем друге, добивался, чтобы его концерты как можно чаще устраивались и по достоинству освещались в прессе. Вообще, Метнер принадлежал к типу людей, которых требовалось опекать. В быту он становился практически беспомощным.
Первая мировая война принесла моральные испытания всей семье Метнеров. Когда композитор был освобожден от призыва в армию, "ревнители благочестия" на волне патриотических настроений заговорили о его немецком происхождении. И это несмотря на то, что он говорил и думал на русском языке, воспитывался в атмосфере русской культуры, впитал русские традиции и считал Россию своей родиной. В пору эмигрантских скитаний он жаловался в письмах, что даже чужая речь для него болезненна и невыносима, - и с годами чувство родины только обострялось.
В 1915 г. Метнер возвратился к педагогической деятельности. Преподавая в Московской консерватории до 1919 г., он очень ответственно относился к своей работе, всегда набирал небольшой класс.
Композитор вел достаточно замкнутый образ жизни, довольно сложно сходился с людьми. Одно время он сблизился с поэтами-символистами, особенно с Андреем Белым.
Осенью 1921 г. Метнер уехал за границу.
С 1921 по 1924 г. он жил в Германии, но понимания немецкой публики не нашел. Все же концертные выступления пианиста и композитора за рубежом становятся более интенсивными. В 1924-м он играет во Франции; в этом же году, благодаря хлопотам Рахманинова, совершает концертное турне по Америке. 1927 г. - один из самых запоминающихся для Метнера. Он совершает большой концертный тур по Советскому Союзу, выступает в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, и эта поездка, встретивший его на родине горячий прием вдохновляют его. Композитор был счастлив. В русской публике и вообще в российской музыкальной жизни он увидел прямую противоположность западному "рыночному" подходу к искусству.
С 1930 по 1935 г. Метнер живет под Парижем. В год он выступает не более чем с одним-двумя концертами, - и в 1935-м решает перебраться в Англию, где в конце 20-х получил прекрасный прием.
Парижским издательством "Таир" в 1935 г. была издана книга композитора "Муза и мода", где он излагает свои взгляды на язык музыки, выявляя его эстетическую и технологическую природу. По существу, эта работа - творческий и эстетический манифест художника, не согласного с модернистскими Николай Карлович Метнерпроявлениями в музыке.
Последнее десятилетие про
ходит под знаком усиливающегося одиночества и отрыва от родных корней. Семья его испытывала значительные материальные трудности. Метнер не мог записать свои произведения на пластинки, и только неожиданная денежная помощь индийского магараджи Майсорского, почитателя его таланта, позволила ему сделать эти записи. Вышли три его фортепианных концерта, Соната-баллада, Первая скрипичная соната, пьесы из "Забытых мотивов", "Сказки" и фортепианный квинтет.
После окончания второй мировой войны композитор был приглашен дать цикл концертов в США, но поездку эту совершить не смог - помешало серьезное сердечное заболевание. Два последних года состояние его здоровья было тяжелым, но в периоды улучшений он продолжал работать.
Умер Метнер в Лондоне 13 ноября 1951 г. Его вдова, Анна Михайловна Метнер, в 1958 г. вернулась на родину. Архив композитора она передала Государственному центральному музею музыкальной культуры им. М.И. Глинки.
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой.
Слава мне улыбнулась; я в сердцах людей
Нашел созвучия своим созданьям.
А. Пушкин. Моцарт и Сальери
Н. Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX в. Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман), а из русских композиторов - к С. Танееву и А. Глазунову, Метнер был вместе с тем художником, устремленным к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И. Стравинского и С. Прокофьева.
Метнер происходил из семьи, богатой художественными традициями: мать - представительница знаменитого музыкального рода Гедике; брат Эмилий был философом, литератором, музыкальным критиком (псевд. Вольфинг); другой брат, Александр, - скрипачом и дирижером. В 1900 г. Н. Метнер блистательно окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В. Сафонова. Одновременно он изучал и композицию под руководством С. Танеева и А. Аренского. Его имя записано на мраморную доску Московской консерватории. Творческий путь Метнер начал успешным выступлением на III Международном конкурсе им. А. Рубинштейна (Вена, 1900) и первыми же своими сочинениями завоевал признание как композитор (фортепианный цикл «Картины настроений» и др.). Голос Метнера - пианиста и композитора - был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами С. Рахманинова и А. Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом. М. Шагинян вспоминала, что эти вечера «были для слушателей праздником».
В 1909-10 и 1915-21 гг. Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Среди его учеников - многие известные впоследствии музыканты: A. Шацкес, Н. Штембер, Б. Хайкин. Советами Метнера пользовались B. Софроницкий, Л. Оборин. В 20-х гг. Метнер состоял членом МУЗО Наркомпроса и часто общался с А. Луначарским.
С 1921 г. Метнер живет за рубежом, концертирует в странах Европы и в США. Последние годы жизни вплоть до своей кончины он прожил в Англии. Все годы, проведенные за рубежом, Метнер оставался русским художником. «Мечтаю попасть на родную почву и поиграть перед родной аудиторией», - писал он в одном из последних своих писем. Творческое наследие Метнера охватывает более 60 опусов, большинство из которых представлено фортепианными сочинениями и романсами. Дань крупной форме Метнер отдал в своих трех фортепианных концертах и в Концерте-балладе, камерно-инструментальный жанр представлен фортепианным Квинтетом.
В своих произведениях Метнер является глубоко самобытным и истинно национальным художником, чутко отразившим сложные художественные веяния своей эпохи. Его музыке присуще ощущение духовного здоровья и верности лучшим заветам классики, хотя композитору довелось преодолеть немало сомнений и выражаться порой усложненным языком. Здесь напрашивается параллель между Метнером и такими поэтами его эпохи, как А. Блок и Андрей Белый.
Центральное место в творческом наследии Метнера занимают 14 фортепианных сонат. Поражающие вдохновенной изобретательностью, они заключают в себе целый мир психологически углубленных музыкальных образов. Им свойственна широта контрастов, романтическая взволнованность, внутренне сосредоточенное и вместе с тем душевно согретое раздумье. Некоторые из сонат носят программный характер («Соната-элегия», «Соната-сказка», «Соната-воспоминание», «Романтическая соната», «Грозовая соната» и др.), все они очень разнообразны по форме и музыкальной образности. Так, например, если одна из самых значительных эпических сонат (ор. 25) является истинной драмой в звуках, грандиозной музыкальной картиной претворения философского стихотворения Ф. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной», то «Соната-воспоминание» (из цикла «Забытые мотивы» ор. 38) проникнута поэзией задушевной русской песенности, нежной лирикой души. Очень популярна группа фортепианных сочинений, названная «сказками» (жанр, созданный Метнером) и представленная десятью циклами. Это собрание лирико-повествовательных и лирико-драматических пьес с самой разнообразной тематикой («Русская сказка», «Лир в степи», «Рыцарское шествие» и т. п.). Не менее известны 3 цикла фортепианных пьес под общим названием «Забытые мотивы».
Монументальны и приближаются к симфониям фортепианные концерты Метнера, лучшим из них является Первый (1921), образы которого навеяны грозными потрясениями первой мировой войны.
Романсы Метнера (более 100) разнообразны по настроению и очень выразительны, чаще всего это сдержанная лирика углубленно философского содержания. Написаны они обычно в форме лирического монолога, раскрывающего душевный мир человека; многие посвящены картинам природы. Любимыми поэтами Метнера были А. Пушкин (32 романса), Ф. Тютчев (15), И. В. Гете (30). В романсах на слова этих поэтов особенно рельефно выступают оригинально развиваемые композитором такие новые черты камерной вокальной музыки начала XX в., как тонкая передача речевой декламации и огромное, подчас решающее значение роли фортепианной партии. Метнер известен не только как музыкант, но и как автор книг о музыкальном искусстве: «Муза и мода» (1935) и «Повседневная работа пианиста и композитора» (1963).
Творческие и исполнительские принципы Метнера оказали значительное влияние на музыкальное искусство XX в. Его традиции развивали я развивают многие видные деятели музыкального искусства: А. Н. Александров, Ю. Шапорин, В. Шебалин, Е. Голубев и др. Музыку Метнера исполняли и исполняют крупнейшие музыканты: С. Рахманинов, С. Кусевицкий, М. Оленина-д’Альгейм, Г. Нейгауз, С. Рихтер, И. Архипова, Е. Светланов и др.
Путь отечественной и современной мировой музыки так же невозможно представить себе без Метнера, как невозможно представить его себе без его великих современников С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского и С. Прокофьева.
МЕ́ТНЕР, деятели рос. худож. культуры, братья. Их родители – преим. нем. происхождения; предки со стороны матери (представители семей Гебхард и Гедике) жили в России с кон. 18 – нач. 19 вв., многие из них были музыкантами. Николай Карлович , композитор и пианист. Один из крупнейших авторов рус. фп. музыки 1-й пол. 20 в. В 1900 окончил Моск. конс. как пианист (учился у А. И. Галли, П. А. Пабста , В. И. Сафонова ). Композиции специально не обучался. Концертировал в России и (с 1904) за рубежом, исполняя сочинения Л. ван Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, П. И. Чайковского и собственные. С 1906 давал ежегодные авторские концерты. В 1900-е гг. работал в частной муз. школе Л. Э. Конюса , в Елизаветинском ин-те; один из основателей Народной конс. (1906). Чл. совета Рос. муз. изд-ва, основанного С. А. Кусевицким . В 1909–10, 1915–21 проф. Моск. конс., среди учеников – Н. В. Штембер, Н. И. Сизов, П. И. Васильев, Л. Г. Лукомский, А. В. Шацкес. Ок. 1909 познакомился с С. В. Рахманиновым , который высоко ценил его как музыканта и поддерживал в годы эмиграции (содействовал организации концертных турне по США и др.). В 1921 М. уехал за границу, выступал в Германии, Польше [в 1922 в Варшаве исполнил свой 1-й фп. концерт (соч. 1918) с оркестром под упр. Э. Млынарского ], Швейцарии, Италии, Франции, Великобритании, в 1924–25 и 1929–30 – в Сев. Америке (здесь играл свой 1-й фп. концерт под упр. Л. Стоковского , Ф. Стока, Ф. Райнера, О. С. Габриловича). В 1927 гастролировал в СССР, дал 13 авторских концертов в разных городах, впервые в Москве исполнил свой 2-й фп. концерт (соч. 1927, посвящён Рахманинову) с оркестром под упр. брата – А. К. Метнера. С 1935 жил в Великобритании, где активно концертировал в 1935–37; в 1944 в концерте Королевского филармонич. об-ва в Альберт-холле впервые сыграл свой 3-й фп. концерт (Концерт-баллада, соч. 1943) под упр. А. Боулта. Последнее крупное сочинение – Фп. квинтет (1948; в 1950 записан на грампластинку при участии автора).
М. – композитору и пианисту свойственны взыскательность вкуса, чувство худож. меры, внешняя сдержанность выражения, самоуглублённость. Стиль его произведений – оригинальное преломление традиций позднего нем. романтизма и рус. музыки кон. 19 в. – почти не эволюционировал. Его сочинениям присущи мастерство муз. формы (по словам С. И. Танеева, «Метнер родился уже с сонатной формой»), богатство контрапунктич. фп. фактуры, графичность рисунка (на первом плане – мелодич. начало), приглушённость колорита, «кинетическая напряжённость» (по определению Н. Я. Мясковского). Осн. область творчества – камерная музыка для фп. и с участием фп. Среди сочинений (опубл. 61 опус): для фп. – 3 концерта, св. 13 сонат (Сонатная триада, 1904–07, Соната-сказка, 1911, Соната-баллада, 1914, Романтическая соната, 1930, «Грозовая» соната, 1931, Соната-идиллия, 1937, и др.), «Забытые мотивы» (1918–20; 1-я тетрадь включает Сонату-воспоминание; 2-я тетрадь под назв. «Лирические мотивы»; 3-я тетрадь – «Танцевальные мотивы»), 10 опусов «сказок» (М. – создатель этой жанровой разновидности инструментальной миниатюры); для скрипки и фп. – 3 сонаты (1910; 1925; Эпическая соната, 1938); романсы на слова И. В. Гёте, Ф. Ницше, А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева и др.
Большая часть грамзаписей сочинений М. с участием автора сделана после 1946; в 1950 записан ряд песен М. в исполнении Э. Шварцкопф и автора.
Автор кн. «Муза и мода» (1935); его заметки собраны в кн. «Повседневная работа пианиста и композитора» (1963; 2-е изд., 1979).
Эмилий Карлович (лит. псевд. Вольфинг и др.) (1872, Москва – в ночь с 10 на 11.7.1936, Пильниц, близ Дрездена), философ, искусствовед, публицист. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1898). С сер. 1890-х гг. работал как муз. критик. Был близок символистам. В 1900-х гг. зав. муз. отделом ж. «Золотое руно». В 1910 организовал при участии А. Белого изд-во «Мусагет», редактор издававшегося там ж. «Труды и дни». С 1914 жил в Цюрихе. Его осн. статьи собраны в кн. «Модернизм и музыка» (1912).
Александр Карлович , альтист, скрипач, дирижёр, педагог, композитор, засл. арт. РСФСР (1935). Учился в Моск. конс. по классу скрипки И. В. Гржимали (1892–98). В 1902 окончил Муз.-драматич. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, где занимался у Викт. С. Калинникова , Г. Э. Конюса (композиция), В. Кеса (скрипка, дирижирование); преподавал там же (до 1907). Играл в оркестрах (в т. ч. в 1902–11 концертмейстер Симфонической капеллы), с 1908 выступал как дирижёр. Преподавал в Синодальном уч-ще церковного пения (в 1903–1914 вёл классы скрипки и альта), Народной конс. (с 1906; один из её основателей), Муз. техникуме при Моск. конс. (1924–31); в 1932–55 руководитель оркестрового класса Моск. конс. Дирижировал симфонич. концертами оркестра Всесоюзного радио, Большого театра. С 1919 дирижёр, в 1920–30 гл. дирижёр и зав. муз. частью Камерного театра, автор музыки к спектаклям.
Николай Карлович Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX в.
Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Феликс Мендельсон, Роберт Шуман), а из русских композиторов - к Сергею Танееву и Александру Глазунову, Метнер был вместе с тем художником, устремленным к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева.
Николай родился 5 января 1880 года, в Москве. Предки Метнера имели скандинавское происхождение (отец ― датское, мать ― шведско-немецкое), но ко времени его рождения семья уже на протяжении многих лет жила в России. Метнер происходил из семьи, богатой художественными традициями: мать - представительница знаменитого музыкального рода Гедике; брат Эмилий был философом, литератором, музыкальным критиком (псевд. Вольфинг); другой брат, Александр, - скрипачом и дирижером.
Первые уроки игры на фортепиано Николай получил в возрасте шести лет от матери, затем учился у своего дяди, Фёдора Гедике (отца Александра Гедике). В 1892 году Николай Метнер поступил в Московскую консерваторию, где обучался в классах Анатолия Галли, Павла Пабста, Василия Сапельникова и Василия Сафонова. В 1900 году блистательно окончил её с большой золотой медалью. Композицией Метнер занимался самостоятельно, хотя в студенческие годы брал уроки теории у Николая Кашкина и гармонии ― у Антона Аренского.
Вскоре после окончания консерватории Метнер принял участие в конкурсе пианистов имени Рубинштейна, на котором заслужил почётный отзыв от влиятельного жюри. Однако, по совету Сергея Танеева и своего старшего брата Эмилия, вместо концертной карьеры серьёзно занялся композицией, выступая лишь изредка, и в основном с собственными сочинениями.
Голос Метнера - пианиста и композитора - был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами Сергея Рахманинова и Александра Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом. Мариэтта Шагинян вспоминала, что эти вечера «были для слушателей праздником».
В 1903 году некоторые из его произведений появились в печати. Соната f-moll привлекла внимание известного польского пианиста Иосифа Гофмана, своё внимание на музыку молодого композитора обратил Сергей Рахманинов (ставший в более поздние годы одним из ближайших друзей Метнера).
В 1904―1905 и 1907 годах Метнер выступил с концертами в Германии, но не произвёл на критиков особого впечатления. В то же время в России (и в особенности в Москве) у него появилось немало почитателей и последователей. Признание Метнера как композитора пришло в 1909 году, когда ему была присуждена Глинкинская премия за цикл песен на слова Гёте.
Николай Карлович состоял членом совета Российского музыкального издательства, учреждённого в 1909 году Сергеем Кусевицким, в котором помимо него состояли также А. Ф. Гедике, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин (позднее его место занял А. В. Оссовский), Н. Г. Струве.
В 1909-10 и 1915-21 гг. Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Среди его учеников - многие известные впоследствии музыканты: Aбрам Шацкес, Николай Штембер, Борис Хайкин. Советами Метнера пользовались Bладимир Софроницкий, Лев Оборин.
В 1921 году Метнер вместе с женой эмигрировал в Германию, где, однако, интерес к его музыке был ничтожно мал, а концертных предложений почти не поступало. Финансовую помощь Метнеру оказал Рахманинов, организовавший концертный тур пианиста по США в 1924―1925 гг.
Вернувшись в Европу, Метнер осел в Париже, но там, как и в Германии, его сочинения не пользовались большим успехом. Николай Карлович писал:
“Для творческой работы (особенно художественной) необходимо уметь останавливать жизнь!! Нельзя писать пейзаж из окна курьерского поезда!
Передача сокровеннейших, музыкальнейших мыслей недоступна сознанию. Музыкальные мысли, то есть темы, зерна, не могут быть и не были никогда результатом сознательного логического рассуждения, а падают сверху в виде неожиданного подарка…”
Круг друзей Метнера в это время был небольшим и состоял в основном из русских эмигрантов. Среди немногих современных ему музыкантов во Франции, почитавших его творчество, был Марсель Дюпре. В 1927 году Метнер выступил с концертами в Советской России, а год спустя ― в Великобритании, где композитор получил звание почётного члена Королевской академии музыки и с успехом исполнил собственный Второй концерт с оркестром Королевского филармонического общества.
Радушный приём, оказанный ему, сподвиг его на то, чтобы постоянно поселиться в Лондоне. В 1929―1930 годах Метнер провёл новую серию концертов в Северной Америке, однако сотрудничавшее с ним концертное агентство обанкротилось, и лишь с помощью Рахманинова ему удалось избежать финансовых трудностей.
Наблюдая за развитием современной ему композиторской техники, Метнер в начале 1930-х годов решил выразить в печати собственную эстетику, среди современников считавшуюся чересчур консервативной.
“Прежде чем сесть за жаркую работу, закрыть глаза и в тишине представить себе данную мысль, развившуюся в пьесу, ибо она, несомненно, и существует как пьеса, и вся задача должна заключаться в выявлении ее отдельных образов, а не в придумывании их.
Подобная медитация должна несомненно подсказать звучность изложения и линии формы данной темы. Запись сделать немедленно и безразлично как: где можно - нотами, где - словами, а где - графикой. Необходимо выработать некоторое спокойствие и самообладание в процессе работы композиторской. Она нуждается в этом не менее, чем виртуозная. Но процесс этот никогда не может быть одинаковым и постоянным…
…Из всех помех работе самая страшная – нервы. Ничто так не развинчивает темп, ритм работы, как нервы. Чувство спеха, подгоняния, бросание от одного к другому и желание сразу сделать все приводит, в конце концов, только к безнадежному утомлению и отчаянию. Осознав все это, сначала необходимо овладеть нервами, то есть темпом и ритмом всего своего существа, каждого шага, каждой мысли, и тогда уже приступить к работе над каким-нибудь отдельным куском материи, забыв о существовании всего хаоса материи…”
В своей книге «Муза и мода», вышедшей в Париже в 1935 году, композитор изложил свои взгляды на непреложные законы искусства и выразил мнение, что модные модернистские течения в музыке являются не более чем заблуждениями, разрушающими связь между душой музыканта и его творчеством.
В октябре 1935 году композитор с женой окончательно обосновался в Лондоне. Успех его концертов, частное преподавание и контракт с немецким издательством обеспечивали ему достойное существование вплоть до начала Второй мировой войны, когда Метнеры вынуждены были переехать в Уорикшир, где их приняла семья пианистки Эдны Айлс.
В 1942 году у Метнера случился инфаркт, но уже в феврале 1944-го он смог исполнить в Королевском Альберт-холле своё новое сочинение ― Третий концерт для фортепиано с оркестром.
Последние годы жизни Метнера, несмотря на его болезнь, были насыщены событиями. В 1946 году индийский махараджа выделил сумму на основание Метнеровского общества, что позволило пианисту в течение ближайших лет сделать записи практически всех своих крупнейших сочинений. Эти записи составляют часть золотого фонда мировой музыкальной культуры и дают наглядное представление о мастерстве музыканта.
Скончался Николай Карлович 13 ноября 1951 года, похоронен в Лондоне на кладбище Хендон (Hendon Cemetery).
В 2006 году пианистом Михаилом Лидским был организован Международный фестиваль Николая Метнера («Метнер-фестиваль»). В 2006 и 2007 годах фестиваль прошел сразу в нескольких российских городах - Екатеринбурге, Владимире и Москве.
Один из последних композиторов-романтиков, Метнер занимает важнейшее место в истории русской музыки, наряду с Александром Скрябиным, Сергеем Рахманиновым и Сергеем Прокофьевым, в чьей тени он оставался всё время своей карьеры. Фортепиано занимает доминирующее место в творчестве Метнера ― у него нет ни одного сочинения, в котором не был бы задействован этот инструмент.
Великолепный пианист, Метнер тонко чувствует выразительные возможности фортепиано, его произведения предъявляют к исполнителю высокие технические требования. Стиль музыки Метнера отличается от большинства его современников, в нём русский дух гармонично сочетается с классическими западными традициями ― идеальным структурным единством, мастерством полифонического письма, сонатной формой. Язык композитора практически не претерпел изменений в течение времени.
Русская и немецкая стороны музыкальной личности Метнера ярко проявляются в его отношении к мелодической составляющей, которая варьируется от русских мотивов («Русская сказка») до тончайшего лиризма (Второй концерт). Гармония Метнера насыщенна и богата, но практически не выходит за рамки, сформировавшиеся в XIX веке. Ритмическая составляющая, с другой стороны, иногда весьма усложняется ― Метнер использует различные виды полиритмии.
Центральное место в творческом наследии Метнера занимают 14 фортепианных сонат. Поражающие вдохновенной изобретательностью, они заключают в себе целый мир психологически углубленных музыкальных образов. Им свойственна широта контрастов, романтическая взволнованность, внутренне сосредоточенное и вместе с тем душевно согретое раздумье.
Среди других сочинений Метнера для фортепиано соло выделяются тридцать восемь разнообразных по характеру, изящных и мастерски написанных миниатюр, озаглавленных автором как «Сказки».
Три фортепианных концерта ― единственные произведения, в которых Метнер использует оркестр. Камерные сочинения Метнера включают в себя три сонаты для скрипки с фортепиано, несколько небольших пьес для того же состава и фортепианный квинтет.
Наконец, ещё одна область творчества Метнера ― вокальные сочинения. Более сотни песен и романсов написаны на стихи русских и немецких поэтов, в основном, Пушкина и Гёте. Фортепиано в них играет не менее важную роль, чем голос.
Романсы Метнера (сам композитор никогда не употреблял слово «романсы» в названиях своих опусов, предпочитая термины «песни» или «стихотворения») разнообразны по настроению и очень выразительны, чаще всего это сдержанная лирика углубленно философского содержания. Написаны они обычно в форме лирического монолога, раскрывающего душевный мир человека; многие посвящены картинам природы. Любимыми поэтами Метнера были А. Пушкин (32 романса), Ф. Тютчев (15), И. В. Гете (30).
Путь отечественной и современной мировой музыки так же невозможно представить себе без Метнера, как невозможно представить его себе без его великих современников – Сергея Рахманинова, Александра Скрябина, Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева.
«Едва ли кто-нибудь из композиторов после Бетховена владел в таком coвершенстве сонатной формой, как Метнер. Метнеру также присуще какое-то врожденное, совершенно исключительное мастерство контрапункта, причем его полифоническая ткань мало похожа по стилю на баховский контрапункт, а скорее перекликается с приемами позднего периода творчества Бетховена.
При предельной насыщенности музыкальной ткани также сложными гармоническими оборотами, сочинения Метнера всегда ясны, логичны и отличаются исключительной законченностью формы. Творчеству Метнера при его глубокой серьезности и даже суровости свойственна в то же время непосредственная наивность, песенная напевность и живой юмор танца…»
А. Б. Гольденвейзер, «Воспоминания о Н. К. Метнере»
ClassicalMusiNews.Ru, из разных источников