Николай сосновский. Сосновский, николай аркадьевич Николай сосновский

Николай Сосновский

Культура растафари

ВВЕДЕНИЕ

На динамику социокультурных процессов в наше время все больше влияют следующие факторы: появление новых средств массовой информации, важная роль массовой культуры в современном обществе и складывание общепланетарного поля межкультурного диалога. Новые технические средства массовой коммуникации придают культурным процессам новое качество и одновременно способствуют возрождению ряда явлений, свойственных архаическим культурам. Они делают возможным невиданное прежде тиражирование и распространение образцов массовой культуры, в результате массовая культура вторгается в сферу науки, идеологии, политики и так далее, вовлекая в свою орбиту самые разные явления и превращая их в образы массовой культуры.

Общепланетарный межкультурный диалог, в котором массовая культура, хотя это обстоятельство обычно не осознаётся, играет далеко не последнюю роль, закладывает основы общечеловеческой цивилизации, в которой локальные культуры (в иной терминологии - локальные цивилизации) прошлого будут выступать как ее составляющие части.

Это подразумевает формальную необходимость внутреннего разнообразия для обеспечения жизнеспособности и динамичного развития цивилизационной системы. Как считал еще В. Гумбольдт, «разделение человеческого рода на народы и племена и различие их языков и диалектов взаимосвязаны, но находятся также в зависимости от третьего явления более высокого порядка - воссоздания человеческой духовной силы во всё более новых и часто более высоких формах. В этом явлении они находят своё оправдание, а также в той мере, в какой исследователь проникает в их связь, своё объяснение». Представляется оправданным рассматривать цивилизацию - тем более планетарную цивилизацию как пространство диалога культур с общей метакультурой, в рамках которого складывается цивилизационный симбиоз, происходит культурный синтез и нивелировка стадиальных характеристик. Цивилизация имеет внутренне неоднородную структуру, подобно семиотическому универсуму. Собственно, она и является семиосферой очень высокого таксономического уровня, механизмы функционирования которой описаны в учении М.М. Лотмана о семиосфере и семиозисе. Цивилизация делится на ядро и периферию, ядро или несколько ядер выделяются за счёт более интенсивного излучения циркулирующих в пределах цивилизации информационных потоков, при этом развитие происходит не только за счёт сближения ядра и периферии, но и за счёт того, что они меняются местами. Подобное понимание цивилизации неотделимо от понятий симбиоза, синтеза и других типов взаимодействия локальных культур, эндогенных и экзогенных источников развития. При этом предполагается, что «богатство индивидуальных проявлений… - это отличительная черта исторической жизни вообще: именно в этом заключается ценность и смысл истории… Гуманистический идеал мыслится вне связи с определённым содержанием, в основе его лежит формальная идея великого разнообразия».

При этом между составными частями цивилизации осуществляется непрерывный диалог, придающий цивилизационной системе коммуникативный характер. Культура как язык, организованный в тексты, - это коммуникативный универсум, требующий двух условий: - определенной упорядоченности и герметичности ценностно-смысловых систем, их определённой закрытости; - коммуникации, взаимодействия с другими коммуникативными универсумами, их определённой открытости.

При нарушении первого условия, разгерметизации семиотической системы наступает утрата определённости. Интерференция смыслов и значений, различных по сущности и коду, приводит к абракадабре, хаосу. В «Третьем мире» это явление получило название «культурная шизофрения». Процесс цивилизационного синтеза, ведущий к образованию общепланетарной цивилизации, в этом случае блокируется, ибо невозможно соединить различные, иногда противоположные, принципы построения картины мира и мировосприятия. Этнические культурные стереотипы, лишенные смыслообразующего стержня и непротиворечивого набора кодов, не могут выполнять свои ценностно-ориентационные функции. Вместо синтеза культур наступает аннигиляция ценностей.

Не менее губительно и несоблюдение второго условия - полная герметичность культуры (в сегодняшнем мире, впрочем, это и невозможно). Как отметил М.М. Бахтин, «чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже… Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись с другим, чужим смыслом, между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур… При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются».

Идеальное состояние мировой цивилизации - «межкультурный резонанс» (термин Т.П. Григорьевой), взаимостимуляция локальных культур, в которой только и может осуществляться развитие мировой культуры.

Перспективы развития всечеловеческой цивилизации можно представить себе как чередование стремления к сближению и - как результат - к взаимному отталкиванию. Сближение не может доходить до унификации и потери самобытности: это не только порождает «культурную шизофрению», но и противоречит общепринятым в различных областях знания (причём как сторонниками сциентистских подходов, так и их оппонентами) положениям о внутренней неоднородности целого как условии его существования (т. е. «противно Природе»). Говоря словами Бахтина, «быть - значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, всё кончается. Поэтому диалог, в сущности, не может и не должен кончиться… Всё - средство, диалог - цель… Два голоса - минимум жизни, минимум бытия». «Всякое интеллектуальное устройство должно иметь би- или полиполярную структуру, функции этих подструктур на разных уровнях - от отдельного текста и индивидуального сознания до таких образований, как национальные культуры и глобальная культура человечества - аналогичны». «Никакое мыслящее устройство, отмечает Ю.М. Лотман, - не может быть одноструктурным и моноязычным: оно обязательно должно включать в себя разноязычные и взаимонепереводимые семиотические образования. Обязательным условием любой интеллектуальной структуры является её внутренняя семиотическая неоднородность… Это объясняет в иных отношениях загадочный факт гетерогенности и полиглотизма человеческой культуры, а также любого интеллектуального устройства».

    Сосновский, Николай - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сосновский. Сосновский, Николай: Сосновский, Николай Александрович (род. 1956) бывший руководитель администрации Эжвинского района г. Сыктывкара. Сосновский, Николай Аркадьевич (род.… … Википедия

    Сосновский, Николай Андреевич

    Сосновский - Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 Д … Википедия

    Николай Сосновский - Николай Аркадьевич Сосновский африканист, известный культуролог, историк и публицист, специалист по растафарианству. Биография Окончив исторический факультет Университета дружбы народов, кроме исторического образования, в университете получил… … Википедия

    Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы - Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

    Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения - Содержание 1 1941 2 1942 3 1943 4 1946 4.1 Премии … Википедия

    Список заслуженных механизаторов сельского хозяйства Российской Федерации, 2000-2010 годы - Приложение к статье Заслуженный механизатор сельского хозяйства Российской Федерации Содержание 1 … Википедия

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы (1946) - Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы … Википедия

    Список воинов, закрывших своим телом амбразуру в годы Великой Отечественной войны - Список воинов, закрывших своим телом амбразуру дота или дзота в годы Великой Отечественной войны Информация, размещённая в данной статье или разделе статьи, основана на историографии времён Советского Союза и поэтому может быть тенденциозна или… … Википедия

    Список народных артистов Российской Федерации - Ниже приведён список народных артистов Российской Федерации по годам присвоения звания … Википедия

Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 Д … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сосновский. Сосновский, Николай: Сосновский, Николай Александрович (род. 1956) бывший руководитель администрации Эжвинского района г. Сыктывкара. Сосновский, Николай Аркадьевич (род.… … Википедия

Аналитик, Уралсиб Родился 10 июля 1984 года. В 2007 году с отличием окончил Московский Авиационный Институт (технический университет) по специальности системный анализ и управление. В том же году получил второе высшее образование в Московском… … Финансовый словарь

Николай Аркадьевич Сосновский африканист, известный культуролог, историк и публицист, специалист по растафарианству. Биография Окончив исторический факультет Университета дружбы народов, кроме исторического образования, в университете получил… … Википедия

Николай Николаевич Володин - родился 2 сентября 1947 года в селе Богдановка Кировоградской области (Украина) в семье военнослужащего. В 1971 году окончил педиатрический факультет 2‑ого Московского государственного медицинского института. После окончания мединститута получил… … Энциклопедия ньюсмейкеров

У этого термина существуют и другие значения, см. Сосновский сельсовет. Сосновский сельсовет Сельское поселение России (АЕ 3 го уровня) Страна … Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Сосновский. Николай Аркадьевич Сосновский (род. 14 декабря 1955) африканист, известный культуролог, историк и публицист, специалист по растафарианству, автор статей об африканской … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Сосновский район. Сосновский район Страна … Википедия

Василий Осипович Сосновский … Википедия

5 й Министр автомобильной промышленности СССР 24 октября 1986 года 2 декабря 1988 года Премьер министр … Википедия

Книги

  • Великие полководцы второй мировой войны , Сборник. Эта аудиокнига посвящена великим полководцам Второй мировой войны. Начинается она с биографий советских полководцев. Это Верховный главнокомандующий И.В. Сталин,члены Ставки Верховного…

Николай Аркадьевич Сосновский (14 декабря 1955 - 12 января 2016) - африканист, культуролог, историк и публицист, специалист по растафарианству, автор статей об африканской культуре и «новых левых».

Биография

Окончив исторический факультет Университета дружбы народов, кроме исторического образования, в университете получил диплом переводчика с португальского и английского, факультативно - выучил французский. Студентом ездил работать переводчиком в Анголу в 1981-1982 годы. В 1992 г. по окончании аспирантуры защитил кандидатскую диссертацию в Институте Африки РАН. Преподавал в Астраханском техническом университете.

Автор работ о растафари («„Культура растафари“ в зарубежной литературе: Панафриканизм, Ветхий Завет и рок-музыка» в сборнике «Культурное наследие: преемственность и перемены», вып. 3, М., 1991). Публиковался в журналах «Восток» («Теология свободы: искушение истматом», 1992, № 1; «На полпути к себе: „Движение растафари“: Религия? Идеология? Мода?», 1992, № 6), «Иностранная литература» («Хайле Селассие, песенки рэгги и мифы исторического сознания», 1992, № 8), «Знание - сила» («Миф о люберецком Гарлеме, или Наш последний интернациональный долг», 1992, № 4). С 1994 года писал и переводил для независимого альманаха «Забриски Rider». Один из авторов журнала «Скепсис».

В переводе и с комментариями Сосновского вышла книга одного из лидеров «йиппи» Эбби Хоффмана «Сопри эту книгу! Как выживать и сражаться в стране полицейской демократии» (М.: Гилея, 2003; тираж 2000 экз., ISBN 5-87987-024-3).

(2016-01-12 ) (60 лет)

Николай Аркадьевич Сосновский (14 декабря - 12 января ) - африканист, культуролог, историк и публицист, специалист по растафарианству , автор статей об африканской культуре и «новых левых ».

Автор работ о растафари («„Культура растафари“ в зарубежной литературе: Панафриканизм , Ветхий Завет и рок-музыка » в сборнике «Культурное наследие: преемственность и перемены», вып. 3, М., ). Публиковался в журналах «Восток» («Теология свободы: искушение истматом », , № 1; «На полпути к себе: „Движение растафари“: Религия? Идеология? Мода?», , № 6), «Иностранная литература» («Хайле Селассие , песенки рэгги и мифы исторического сознания», , № 8), «Знание - сила» («Миф о люберецком Гарлеме, или Наш последний интернациональный долг», , № 4). С 1994 года писал и переводил для независимого альманаха «Забриски Rider ». Один из авторов журнала «Скепсис ».

В переводе и с комментариями Сосновского вышла книга одного из лидеров «йиппи » Эбби Хоффмана «Сопри эту книгу! Как выживать и сражаться в стране полицейской демократии» (М.: Гилея , ; тираж 2000 экз., ISBN 5-87987-024-3).

См. также

Напишите отзыв о статье "Сосновский, Николай Аркадьевич"

Ссылки

  • scepsis.ru
  • на сайте

Отрывок, характеризующий Сосновский, Николай Аркадьевич

Сосредоточенное движение, начавшееся поутру в главной квартире императоров и давшее толчок всему дальнейшему движению, было похоже на первое движение серединного колеса больших башенных часов. Медленно двинулось одно колесо, повернулось другое, третье, и всё быстрее и быстрее пошли вертеться колеса, блоки, шестерни, начали играть куранты, выскакивать фигуры, и мерно стали подвигаться стрелки, показывая результат движения.
Как в механизме часов, так и в механизме военного дела, так же неудержимо до последнего результата раз данное движение, и так же безучастно неподвижны, за момент до передачи движения, части механизма, до которых еще не дошло дело. Свистят на осях колеса, цепляясь зубьями, шипят от быстроты вертящиеся блоки, а соседнее колесо так же спокойно и неподвижно, как будто оно сотни лет готово простоять этою неподвижностью; но пришел момент – зацепил рычаг, и, покоряясь движению, трещит, поворачиваясь, колесо и сливается в одно действие, результат и цель которого ему непонятны.
Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений этих 1000 русских и французов – всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей – был только проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, т. е. медленное передвижение всемирно исторической стрелки на циферблате истории человечества.
Князь Андрей был в этот день дежурным и неотлучно при главнокомандующем.
В 6 м часу вечера Кутузов приехал в главную квартиру императоров и, недолго пробыв у государя, пошел к обер гофмаршалу графу Толстому.
Болконский воспользовался этим временем, чтобы зайти к Долгорукову узнать о подробностях дела. Князь Андрей чувствовал, что Кутузов чем то расстроен и недоволен, и что им недовольны в главной квартире, и что все лица императорской главной квартиры имеют с ним тон людей, знающих что то такое, чего другие не знают; и поэтому ему хотелось поговорить с Долгоруковым.
– Ну, здравствуйте, mon cher, – сказал Долгоруков, сидевший с Билибиным за чаем. – Праздник на завтра. Что ваш старик? не в духе?
– Не скажу, чтобы был не в духе, но ему, кажется, хотелось бы, чтоб его выслушали.
– Да его слушали на военном совете и будут слушать, когда он будет говорить дело; но медлить и ждать чего то теперь, когда Бонапарт боится более всего генерального сражения, – невозможно.
– Да вы его видели? – сказал князь Андрей. – Ну, что Бонапарт? Какое впечатление он произвел на вас?
– Да, видел и убедился, что он боится генерального сражения более всего на свете, – повторил Долгоруков, видимо, дорожа этим общим выводом, сделанным им из его свидания с Наполеоном. – Ежели бы он не боялся сражения, для чего бы ему было требовать этого свидания, вести переговоры и, главное, отступать, тогда как отступление так противно всей его методе ведения войны? Поверьте мне: он боится, боится генерального сражения, его час настал. Это я вам говорю.