Нужно ли беречь честь смолоду. Сочинение береги честь смолоду по произведению а.с. пушкина капитанская дочка. Сочинение береги честь смолоду

Крутяк! 6

анонс:

Народная пословица о том, что честь нужно беречь смолоду, будучи эпиграфом к роману Александра Пушкина «Капитанская дочка», дает понять смысл этого произведения как своего рода гимн чести. Следование кодексу чести в мире пушкинских героев – главная добродетель, которая оказывается выше любого военного противостояния.

сочинение:

Одной из главных проблем, затронутых в романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», можно назвать проблему сохранения чести. Не зря эпиграфом к роману является народная пословица «Береги честь смолоду», выступающая своего рода ключом к пониманию сути произведения.

Трагизм героев «Капитанской дочки», и в то же время весь смысл их жизни состоит в их зависимости от долга чести. Понятие чести у героев Пушкина означает кодекс поведения, правила жизни, выработанные самой природой и обществом. Их не выбирают, они не зависят от личной воли, однако следование этим правилам дает человеку право называться честным. Вместе с тем, честь – это не просто сословный предрассудок, человек, лишившийся чести, в мире героев Пушкина подлежит однозначному осуждению.

Кодекс чести может мешать героям, так именно честь создает преграды для женитьбы Петра Гринева и Марии Мироновой, поскольку честная капитанская дочка настаивает на том, что не выйдет замуж за молодого дворянина без благословения его родителей. Однако именно честь позволяет героям в трагическое время действия романа, припавшее на годы пугачевщины, до последнего сохранять в себе человеческие черты.

Произведение описывает период гражданской войны под предводительством Емельяна Пугачева, где российская армия, защищающая государство и порядок, противостоит жестоким разбойникам из числа взбунтовавшихся казаков. При этом ключевая особенность «Капитанской дочки» в том, что следование кодексу чести присуще далеко не только безусловно положительным офицерам и храбрецам военным.

Более того, пример Швабрина, выступающего в романе как главная противоположность честного Гринева, показывает, что не столько страшен свирепый разбойник Пугачёв, сколько бесчестный офицер, под конец сделавшийся совершенно жалким, но даже в заключении не растерявший своей подлости. И наоборот, какими бы чудовищно кровавыми не были свирепства Пугачева, этот страшный человек не может смириться с тем, что кто-то смеет обижать беззащитную сироту. Именно то, что Пугачеву удается сберечь своё представление о чести, делает его привлекательным для Гринева.

Из всех бунтовщиков Гриневу остается небезразличной именно пугачевская судьба, его страшит мысль о казни этого дикого, но в то же время честного самозванца: «Емеля, Емеля! зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать». Однако перейти на сторону восставших Гринев никак не может, поскольку положение «природного дворянина» заставляет его следовать предписанному для него кодексу чести. Гриневу не в чем раскаиваться, ведь ему все же удалось, несмотря на все испытания, сберечь честь смолоду.

Гринев не только сохраняет свою честь, он всячески помогает и защищает главный символ чести в романе – капитанскую дочку Марию Миронову. Именно в отношении к этой, возможно не очень примечательной девушке, и раскрывается представление главных героев о чести. Для Гринева Мария – возлюбленная, за которую он готов сражаться и которую готов спасти всеми силами; для Пугачева – это несчастная сирота, которую он никому не даст в обиду; для Швабрина – это глупая девушка, с которой можно сделать всё, что угодно.

Образ Марии – это ожившая в романе честь: простая, беззащитная, но вместе с тем готовая до последнего биться за честное имя порядочного Гринева. История со спасением Марией своего невинно осужденного возлюбленного показывает, что перед силой чести не могут устоять даже сильные мира сего, как не смогла устоять Екатерина II перед слабой провинциальной девушкой. Автор подчеркивает, что благородные люди всегда будут вознаграждены за свое следование кодексу чести.

Еще больше сочинений на тему: «Береги честь смолоду»:

Одна из основных тем в повести Пушкина «Капитанская дочка» - тема чести и долга. Тема эта задается уже эпиграфом к произведению - русской пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на военную службу.

И уже сам поступок Андрея Петровича Гринева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторону глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гриневы - старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Характерно, что понятие «чести и долга» в повести многозначно. В истории знакомства Петруши Гринева с Зуриным, когда молодой человек проиграл своему новому знакомому сто рублей, речь идет о дворянской чести. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому человеку пришлось поссориться со своим дядькой для того, чтобы получить нужную сумму. Изумленный величиной этой суммы, Савельич пытается отговорить Гринева от уплаты долга. «Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится», - уговаривает он своего воспитанника. Однако Гринев не может не заплатить бильярдный долг - для него это вопрос дворянской чести.

Тема чести реализуется и в истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой. Защищая честь любимой девушки, герой вызывает на дуэль своего соперника, Швабрина. Однако вмешательство коменданта помешало дуэли, и лишь потом она возобновилась. Здесь речь идет о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив дочь капитана Миронова, Гринев чувствует свою ответственность за ее судьбу. Свой долг он видит в том, чтобы защищать и оберегать любимую девушку. Когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы ее освободить. Не найдя поддержки у официальной власти, он обращается за помощью к Пугачеву. И Пугачев помогает молодым людям несмотря на то, что Маша - дочь коменданта Белогорской крепости, дочь офицера войск противника. Здесь, наряду с темой рыцарской чести, возникает мотив мужской чести. Спасая Машу, свою невесту, из плена Швабрина, Гринев одновременно защищает и свою мужскую честь.

После ареста над Гриневым состоялся суд. Однако, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей, так как боялся впутать в эту историю Машу Миронову. «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку - эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Гринев предпочитает понести незаслуженное наказание, нежели оскорбить доброе имя Марьи Ивановны. Таким образом, по отношению к Маше герой ведет себя как истинный рыцарь, защищающий свою даму.

Другое значение понятия «чести и долга» в повести - воинская честь, верность присяге, верность долгу перед Отчизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», - вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его.

Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев - природный дворянин, присягавший императрице.

Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась - он отпустил молодого человека.

Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах повести. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, тема чести и долга получает самое разнообразное воплощение в пушкинской повести. Это и дворянская честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. Все эти мотивы, сливаясь воедино, образуют в сюжете повести смысловую полифонию.

Источник: sochineniesuper.ru

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» главное место занимает вопрос чести. На примере двух героев: Петра Гринёва и Алексея Швабрина, он показал, как по разному ведут себя люди в одинаковых ситуациях.

Петру Гринёву с детства внушали, что не зависимо от обстоятельств он должен быть всегда честным и благородным. Гринёв получил хорошее воспитание и жил среди нравственных людей у которых были сильные моральные устои. Когда отец отправлял его служить, то дал наказ: «служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Хотя Гринёву было всего 17 лет, он хорошо запомнил слова отца и не отходил от его завета ни на шаг.

Когда Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на протесты Савельича, он заставил его вернуть долг, так как это было делом чести. Таким образом, мы в первый раз заметили его благородство.

В Белгородской крепости Гринёв познакомился с Алексеем Швабриным, который был дворянином и имел хорошее образование, но был очень корыстным, злопамятным и неблагородным. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу, только потому, что она не ответила ему взаимностью; распускать сплетни было для него обычным делом. Гринёв же, как благородный человек сразу же заступился за неё и вызвал Швабрина на дуэль, хотя знал, что дуэли запрещены. Просто для Гринёва честь человека так же важна, как и офицерская честь.

Когда началась осада крепости, Швабрин понял, что победит банда Пугачёва, и поэтому сразу перешёл на их сторону. Гринёв же предпочёл смерть, чем измену Родине и нарушения присяги. От повешения Петра спасла своя же доброта: в Пугачёве он узнал своего проводника, которому подарил заячий тулуп; в свою очередь Емельян тоже помнил добро и помиловал Гринёва. Но когда Пугачёв предложил служить ему, Пётр отказался, мотивируя это тем, что уже присягнул служить императрице и нарушить клятву верности не может. Он честно сказал Пугачёву, что если прикажут, он будет сражаться против него, но Пугачёв всё равно отпустил Петра, так как хоть Емельян и бандит, но у него было какое то великодушие.

В конце повести Швабрина казнят за измену Родине, но он успевает донести на Гринёва, что тот был в хороших отношениях с Пугачёвым. Справедливости добивается Маша, и Петра освобождают от пожизненной ссылки. Маша рассказывает императрице всю правду, хотя Гринёв из соображений чести предпочёл не говорить на суде о причастности Маши к этому делу, чтоб она заново не переживала ужасы, которые перенесла в крепости. Гринёв приходит на казнь Пугачёва, чтоб таким образом выразить свою благодарность за спасения Маши и их счастье.
В своей повести А. С. Пушкин хотел показать, что в обществе честь не пустое слово, а в него вложено большое значение и что человек чести всегда счастливее и удачливее человека бесчестного.

Источник: www.sdamna5.ru

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин - полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем-триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заставляет задуматься о многом и о чести в частности. В своём произведении автор описывает жестокое время Пугачёвского бунта. Герои романа попадают в круговорот событий, их судьбы переплетаются, им надо делать жизненный выбор, чтобы сохранить свою жизнь, помочь другим людям.

А.С. Пушкин знакомит нас с Петром Гринёвым с раннего детства. Он живет обычным «недорослем». Но с шестнадцати лет он отправляется на службу, и тут уже он должен решать жизненные задачи сам.

Гринёв проигрывает большие деньги и возвращает их, хотя ему очень стыдно перед Савельичем. Но тут он проявил честность, порядочность и решительность. Особенно впечатляет эпизод с тулупом, когда Гринёв дарит мужику, который помог им найти дорогу во время бурана, свой заячий тулуп. Его слуга снова очень расстроен таким разбазариванием имущества, но Гринёв считает, что услуга достойна такого подарка. Потом этот эпизод сыграет в их судьбе важную роль, ведь «вожатым» оказался сам Пугачёв.

Но самый сложный нравственный выбор встал перед героем, когда он должен был решить – перейти на сторону Пугачёва (и тем самым спасти свою жизнь) или остаться верным присяге. Пётр Гринёв остается верным долгу и чести, и Пугачёв это оценил! Значит, ему самому были не чужды порядочность и преданность Гринёва, ведь он не только оставляет его в живых, но и помогает ему.

Образ Пугачёва заставляет задуматься читателя, ведь Пушкин так ярко показывает и положительные качества этого преступника и злодея. Как он был разгневан, когда узнал от Гринёва, что обижают сироту: «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдёт!» А когда Пугачёва везли на казнь, он узнал Гринёва и кивнул ему головой.

В романе представлен и идеал девушки – Маша Миронова, скромная, застенчивая, но в решающие моменты очень мужественная и верная.

В том и ценность романа «Капитанская дочка», что автор ярко показал нам, что и в лихое время есть место лучшим человеческим качествам: честности, мужеству, милосердию. И благородные люди не теряют этих качеств, пройдя через все испытания. «Береги честь смолоду» – напоминает нам А.С. Пушкин слова, которые важны и актуальны во все времена.

Вариант 2

Многие писатели в своих произведениях обращали внимание на человеческие пороки и всего из этого вытекающего. Создавая данные произведения, писатели, пытались исправить человеческое общество, исправить через свои творения человечество от тех или иных пороков, хотя это и не всегда получалось, почти всегда не получалось.

Александр Сергеевич был как раз одним из таких авторов. Он пытался сделать мир лучше, попытаться помочь людям стать умнее и просветленее. Им были написаны многие произведения, но самым показательным из них была “Капитанская дочка”. В нём писатель говорил нам о проблеме чести и нравственности. Рассказывая нам о том или ином отрезке в произведении автор почти всегда указывает, на какую либо проблему, также скрытно определяя способ её решения.

В большинстве своём в произведении обсуждается проблема нравственности. Автор говорит нам о важности чести, о её роли в нашей жизни, он говорит нам, что нам нужно беречь свою честь смолоду, яростно бороться за её целостность и качество. Он говорит о том, что для человека не ничего важнее, чем его честь, и нет ничего хуже, чем запятнать её своими действиями. Для Пушкина этого было сравнимо со смертью, из-за чего он и погиб в дуэли. Защищая свою честь он был ранен, а впоследствии и умер от данного ранения через несколько дней. Отсюда мы видим, что для автора не было ничего важнее, чем честь и её сохранность, о чём он и говорит в произведении. Так или иначе он написал прекрасное произведение, которое являлось своеобразным пособием по нравственности для людей того времени. С его помощью множество людей стало лучше, и до сих пор читая его произведения люди, становятся лучше.

Всё вышеописанное является моё мнение, но оно не претендует на истинно верное и может быть опровергнуто. Я надеюсь, что приведенные аргументы имели вес и имели под собой веское основание, ведь они были сформированы на воспоминаниях современников Александра Сергеевича Пушкина.

Сочинение Береги честь смолоду по произведению Пушкина Капитанская дочка

Капитанская дочка начинается со знаменитой пословицы о том, что честь беречь нужно с молодости, а одежду с момента ее покупки. Именно на основе этой поговорки и живет главный герой Петр. Его отец отправил служить и сказал, что какие бы события не случились в жизни всегда оставайся честным и настоящим человеком.

Герой романа воспитан в честной и богатой семье, имеет дворянское происхождение, его главными жизненными позициями являются верность родине, своим родителям и императрице. Эти основные характеристики ни в коем случае не должны быть нарушены, так он воспитан.

Самый ответственный момент в жизни Гринёва наступил, когда он попал в плен к предводителю всех крестьян к Пугачеву. Тот предложил ему служить у него, но Гринёв отказался, сказав, что он уже отдавал присягу и поклялся до конца своих дней служить императрице.

На что удивленный Пугачев ответил тоже высоко честным поступком, он отпустил его и не стал казнить. Еще интересный момент произведения, когда Петр вместе со своим дядей нашли на охоте заблудившегося человека. Они показали ему дорогу, и Петр подарил ему свою тёплую шубу, так как мужик был совсем легко одет для зимней погоды.

Позже оказалось, что этот мужичок и есть знаменитый и грозный бунтарь, и отступник, Пугачёв. Петр полюбил Машу, но в ходе сложившихся обстоятельств его оппонент взял ее в плен. Но тут на помощь бедной девушек пришел все тот же бунтарь.

Пугачев в романе характеризуется как справедливый и честный человек, который в силу сложившихся обстоятельств. В стране и в самом городе, решил спасти всех угнетенных крестьян. Поэтому стал отступником и злодеем, а по натуре он очень справедливый и честный человек.

На примере Швабрина, автор показывает, какими могут быть да и есть большинство людей на земле. Этот человек с самого начала своей жизни ведет себя бесчестно. После того как Маша сказала что он ей не нравиться и у нее есть жених, Швабрин стал сначала говорить о ней всякие низкие вещи.

А потом и вообще запер ее в помещении, подальше от посторонних глаз не давал ей ни воды, ни еды, чтобы выманить у нее согласие на свадьбу с ним.

Когда крепость была захвачена восставшими крестьянами, он сначала защищал свою крепость и своих сослуживцев. Но увидев, что сила на стороне врага, переметнулся на сторону победителя.

Вскоре Маша оказывается на свободе, а Пётр в темнице. Не в силах помочь любимому она отправляется во дворец и просит аудиенцию у самой императрицы. При встрече с повелительницей она веет себя скромно и достойно, в результате чего императрица удовлетворяет ее просьбу и Гринев оказывается на свободе.

Благодаря высоко духовным качествам главных героев, их чести и достоинству, они снова оказываются вместе. При этом, не изменив себе и не покорившись чужим требованиям. Несмотря на давление со всех сторон, они не пошли на сделку с совестью и не перешли на сторону врага. А остались достойными гражданами своей страны.

  • Анализ произведения Наука ненависти Шолохова

    Выход в свет рассказа «Наука ненависти» совпадает с годовщиной начала Великой Отечественной войны 22 июня 1942 года. Рассказ совершенно отличается по стилю написания от других произведений Шолохова.

  • Анализ рассказа Астафьева Конь с розовой гривой 6 класс
  • Примеры и аргументы сострадания из литературы

    Сострадание – очень важное чувство, которое человек может проявлять к другому. Это способность сопереживать и чувствовать чужую боль.

  • Остались позади волнительные переживания по поводу собственных курсов, обучения, собственных учебных презентационных работ…

    Пора было приступать к делу, ради которого собственно все и затевалось!

    С одной стороны, хотелось скорее попробовать, как все получится в реалиях школьного учебного процесса.

    С другой – появлялись опасения (а вдруг!..): смогут ли мои восьмиклассники – сложно! Достаточно ли глубоким окажется изучение одного из любимых школьниками произведений?

    Так приближался конец первой четверти, сомнения мои не убывали. Вот уже завтра последний урок первой четверти. Откладывать уже некуда!

    Решено! Объявляю на уроке о том, как мы будем изучать повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Попутно уточняю количество ребят, у которых дома имеются компьютеры (14 компьютеров на 26 человек). Для изучения произведения по программе отводится 8 часов.

    Предупреждаю об обязательном полном прочтении произведения.

    На первом уроке после каникул – беседа по повести: выясняю, насколько полно прочитана, как осмыслена, что вызвало затруднения, понятна ли авторская идея.

    Вместе формулируем основные проблемы произведения, записываем, предлагаю еще раз обдумать вопросы дома и определиться, над какой проблемой хотелось бы работать и попробовать найти себе единомышленников в классе.

    Пока все хорошо. Повесть прочитана. Радуюсь, что договоренность выполнена. Можно приступать.

    Следующий урок – «мозговой штурм», работа в группах.

    Три группы определились без моей помощи.

    Еще трем группам помогаю организоваться, с темой они уже справляются сами.

    Знакомлю ребят с особенностями проекта: проблемный вопрос, основополагающий, гипотеза… Идут за мной смело. (Мне, кажется, было труднее!)

    Активно принимаются за работу – составление сценария презентации. Звонок сегодня явно не к месту!

    Следующий этап уже сложнее. Идем в кабинет информатики. В распоряжении каждой группы два компьютера. Только шесть девочек знают, как работать в Power Point.

    Короткая консультация. В глазах ожидание: на какую кнопочку нажать! И вот уже жаркие споры о фоне, шрифте – дизайне слайдов.

    Опять удивляюсь, как быстро ребята входят в курс дела. Шумновато, правда! Вот и девчата мои уже при деле, помогают.

    Много вопросов по программе. «Ага, понятно!» - самая «произносимая» сегодня фраза. И много-много экспериментов!

    На мониторах - разнообразие цвета. Буквы и слова падают, сыплются горохом, выползают, мечутся по экранам!

    Две группы, не поддавшись соблазну экспериментов, довольно уверенно набирают тексты по слайдам. Кто-то набирает пока только заголовки к слайдам.

    Темп работы неодинаков. Видно, кто набирает текст с хорошей скоростью, а кто по одной букве.

    На следующих двух уроках работаем также в кабинете информатики. Но работа пошла более продуктивно.

    В группах распределены обязанности. Кто диктует, кто печатает. Оказывается, можно добавить иллюстрации. Кто-то уже сканирует с помощью лаборанта, кто-то еще совещается с группой, подойдут ли именно такие, которые они выбрали.

    Первая и пятая группы исследуют проблему, легко ли жить по законам чести. Вдруг внутри первой группы возникает дискуссия.

    Оказывается, сформулированную группой гипотезу о том, что по законам чести жить легко, весьма проблематично доказывать.

    Приходят к мнению, что все-таки очень трудно во всех ситуациях оставаться честным. Для души, оговаривают, легко!

    Счастье Петра Гринева следует из его поступков. Наказание Швабрина тоже.

    Третья группа не может однозначно ответить на вопрос, кто такой Емельян Пугачев.

    Злодей, разбойник? Или спаситель, народный заступник? Или в нем и то и другое вместе? Как быть?

    Так ребята учатся выслушивать друг друга, защищать свою точку зрения, принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде.

    Вторая группа ищет доказательства о том, что Петр Гринев и Швабрин никогда бы не смогли стать друзьями.

    Я не мешаю спорить, стараюсь не вмешиваться – идет творческий процесс! Помогаю, когда помощи просят. Ох, что же они «натворят»!

    Четвертая и шестая группы (здесь только девочки) заняты исследованием, является ли любовь Маши Мироновой и Петра Гринева настоящим чувством.

    Одна группа ищет доказательства, приводя цитаты из текста, другая пытается объяснить свою точку зрения, приводя собственные выводы с опорой на текст, формулируя и обсуждая каждое предложение.

    Обе группы согласны в одном: любовь героев, безусловно, настоящая, так как и Маша, и Петр выдержали достойно все выпавшие на их долю испытания и доказали силу своих чувств.

    Двое, Сережа и Алеша, работают над созданием буклета «Историческая основа повести» в программе Publisher.

    У них на столе вижу учебник истории, книгу В.И. Буганова «Емельян Пугачев».

    Вижу, как достаточно уверенно ребята ориентируются в программе Power Point. Некоторые работают с анимациями. (Думала, что до этого и не дойдем в первый раз!)

    Возникла необходимость и в домашней доработке презентаций. Объемы разные. У некоторых все уместилось на дискетах, у других только на дисках.

    Любопытно взглянуть, что получается у соседей! И снова за дело, в полной уверенности в том, что «наше» лучше!

    Договариваемся о защите созданных презентаций.

    Дело коллективное, одни представляют, другие члены группы помогают отвечать на, возможно, возникнувшие вопросы ребят из других групп.

    Прошу всех быть внимательными и доброжелательными друг к другу.

    Последний этап – защита презентаций.

    Немного волнуюсь сама. Вижу, что ребята тоже переживают. Одно дело - работать, ощущая плечо товарища по группе, совсем другое – выступать перед всей публикой.

    Еще и гости! (Мои самые близкие коллеги-единомышленники). Защита прошла активно.

    Выступающие отвечали на вопросы, им помогали члены их групп. Второй группе (рук. Алеша Хлыбов) даже аплодировали.

    На протяжении всей работы ребята размышляли над важными нравственными понятиями: долг, честь, совесть, милосердие, великодушие, любовь. Как живут по ним герои повести? А мы сами?

    Закончен проект. Что он дал моим ученикам? Я думаю, много.

    Во-первых, это новые возможности учителя для развития компетентностей учащихся: учебных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных; безусловно, умений сотрудничать и работать в команде, организаторских, личностно-адаптивных.

    Во-вторых, ребята увидели возможности использования компьютера как помощника в их исследовательской работе, т.е. в учебных целях.

    В-третьих, ученики познакомились с двумя новыми для них программами: Power Point, Publisher, закрепили навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word.

    Я уже не говорю о живой атмосфере творчества, интереса, увлеченности, духа соперничества, здорового азарта, включенности каждого в коллективное дело!

    Ведь иногда взгляд сверстника на проблему кажется понятнее и ближе.

    А самый главный итог – это вопросы ребят: «А когда еще?..»

    В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главное место отведено вопросу чести. На примере двух героев: Петра Гринёва и Алексея Швабрина, Пушкин показал, как по разному могут вести себя люди в одинаковых ситуациях.

    Петру Гринёву с детства внушали, что вне зависимости от обстоятельств он должен быть честным и благородным. Гринёв получил хорошее воспитание и жил среди нравственных людей с сильными моральными устоями. Отправляя его на службу, отец дал наказ: «служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Гринёву тогда было всего 17 лет, но ему хорошо запомнились наставления отца.

    Однажды Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на протесты со стороны Савельича, он заставил его вернуть долг, так как это было делом чести. Так мы впервые заметили благородство Гринёва.

    В Белгородской крепости произошло знакомство Гринёва с Алексеем Швабриным, который был дворянином с хорошим образованием, однако по природе своей был очень корыстным, злопамятным и неблагородным человеком. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу только по той причине, что она не ответила ему взаимностью. Он распускал сплетни и его абсолютно не беспокоили последствия. Гринёв же сразу заступился за девушку и вызвал Швабрина на дуэль, хотя и знал, что дуэли запрещены. Просто для Гринёва честь человека была не менее важна, чем офицерская честь.

    Когда началась осада крепости, Швабрин не задумываясь перешёл на сторону Пугачёва. Гринёв же решил, что лучше умереть, чем допустить измену Родине и нарушить присягу. От повешения Петра спасла своя же доброта: в Пугачёве он узнал своего проводника, которому когда-то подарил заячий тулуп; в свою очередь Емельян тоже помнил добро и помиловал Гринёва. Пугачёв также предложил Гринёву служить ему, но Пётр отказался, мотивируя это тем, что уже присягнул служить императрице и не нарушит клятву верности. Он честно признался Пугачёву, что если прикажут, он вступит в бой против него, но Пугачёв всё равно решил отпустить Петра, так как в его душе было хоть какое-то великодушие.

    В конце повести Швабрина казнят за измену Родине, но он успевает донести на Гринёва, что тот был в хороших отношениях с Пугачёвым. Благодаря Маше Петра освобождают от пожизненной ссылки. Маша рассказала императрице всю правду, хотя Гринёв не стал говорить на суде о причастности Маши к этому делу, чтобы ей не пришлось заново пережить те ужасы, которые она перенесла в крепости. Гринёв приходит на казнь Пугачёва, чтобы таким образом выразить свою благодарность за спасение Маши и их счастье.

    В своей повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин хотел показать важность чести, какое в него вложено значение и что человек чести всегда счастливее и удачливее человека бесчестного.

    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Береги честь смолоду» читают:

    Поделиться:

    В юном возрасте мало кого называют человеком чести, хотя этим моральным качеством человек наделяется с рождения. До нужного момента честь ребенка оберегают родители. Позже ребенок сам понимает, что он уже самостоятельно сможет себя уберечь и защитить. Личную ценность для социума каждый человек показывает своими поступками.

    Честь напрямую связана с чувством достоинства, поэтому людям, у которых эти два качества объединены, легче заработать авторитет и прекрасную репутацию. Очень важно честь беречь смолоду, когда неопытному человеку свойственно ошибаться и учиться, а чувство достоинства как предохранитель - не позволит переступить через себя.

    Честь включает в себя такие качества как справедливость, преданность, правдивость, порядочность и благородство. Если у человека хоть одно из этих качеств присутствует, то можно уверенно сказать, что и остальные тоже. Если человеку характерна преданность к своей Родине, то он и уважительно относится к правам своих земляков. Наличие чести – гарантия целостности и высокой нравственности. Человек будет уважать честь других людей, если он наделен этим моральным качеством.

    В литературе часто встречаются ситуации, когда герои произведений проходят тернистый путь со сложными и неприятными моментами. Таким образом читатели ждут результата – выйдет ли персонаж из них, не запятнав честь и достоинство. Одним из ярких примеров является герой Петр Гринев из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь», который отстоял свою честь и достоинство в самых сложных ситуациях, остался верным себе, своим принципам и настановлениям отца.

    На сегодняшний день значение чести немного другое. Много кто считает, что быть человеком чести это нерентабельно. Чаще всего за честь выдается поддельное благородство, а отсутствие морали скрывается под внешними атрибутами.

    Если с раннего детства заручится авторитетом у сверстников и старших людей, то по мере взросления круг окружающих людей будет только увеличиваться. Все будут прислушиваться к советам такого человека. Очень важно не забывать, что честь очень тяжело заслужить и очень легко потерять, стоит только один раз оступится. Ведь не зря говорят «семь раз отмерь, один раз отрежь». Если с раннего возраста не иметь чести, то и к преклонному возрасту добиться ее будет очень сложно, именно поэтому честь нужно беречь смолоду.

    Сочинение 2

    И так, смысл данной пословицы очень значительный для таких людей как мы. Так как эта пословица содержит огромный жизненный смысл, который возможно пригодиться кому-то в жизни, да и в общем он пригодиться всем. Эту пословицу должен знать каждый человек. Но самое главное не только знать её, но и её стоить понимать. Данная пословица является пословицей поколений человечества. Ведь она передавалась из поколения в поколение. Именно эту пословицу очень часто использовали в качестве донесения и рассуждения во многих произведениях. Данная пословица являлась поводом для размышления русских поэтов. Стоить помнить, что “честь” – это некий повод для таково физического и умственного составляющего как гордость. Это эмоция, которая отражает самооценку, точнее самоуважение человека. Но стоит помнить ещё и о “гордыни”. Гордыня отличается от гордости тем, что когда гордыня взяла на тобой вверх, ты становишься эгоистичным человеком, тем самым ты становишься не приятной личность для окружающих тебя людей.

    Я могу привести качественный пример из произведения Пушкина под названием “капитанская дочь”. В произведении был такой герой, которого звали Пётр Гринев. Он был слегка азартным человеком, так как играл в карты и у него были вредные привычки. Например, он часто выпивал. Из-за этого может сложиться такое мнение, что Пётр не порядочный человек. Но это был человек чести. Так как он один раз выиграл в карты, и он не потратил эти большие деньги на себя, свои увлечения. Он их отдал своему товарищу, который нуждался в них. Он защищал честь девушки на таком страшном мероприятий как дуэль. Он остался жив, он истребил своего ненавистника в честном бою. А это как раз ещё одно качество, которое говорит о преданности в любви к человеку, к своей девушке мечты.

    Гринев человек слова. Именно этот человек является примером гордости и даже возможно некого подражания, конечно же, в хорошем смысле. Он прошёл через все свои трудные испытания и все жизненные трудности, он преодолел все это. Он очень честный человек. Так же он является человеком чести. Он ни разу, не когда в своей жизни не пошёл против своей воли. Всегда как он хотел, так и было. Он всегда добивался всего сам, и помогал тем, кто нуждался в помощи.

    Честью является некая культура человека. Это те принципы человека, которым он придерживается. Ведь именно честь ведёт человека к формированию личности, тем более в юные годы. Честь – это не плохое качество, не стоит его путать с эгоизмом и другими принципами.