О чем рассказ сны чанга. Размышления над рассказом Бунина «Сны Чанга. Несколько интересных сочинений

Прочитав этот рассказ, кто-то может за-
дать вопрос: «Зачем пишет о.жизни
Чанга и капитана, его хозяина?» Как будто
предвосхищая этот вопрос, писатель дает от-
вет на него уже в первых строках: «Не все ли
равно, про кого говорить? Заслуживает этого
каждый из живших на земле».
Рассказ «Сны Чанга» написан в 1916 го-
ду, когда возраст писателя приближался к
сорока. К этому времени успел столь-
ко пережить, перечувствовать, прочесть
и увидеть, что этого хватило бы на несколь-
ко жизней. Он не уставал от новых жизнен-
ных впечатлений, от встреч и путешествий.
Его влекли мудрость веков, красота мира,
достижения человеческой культуры. Осо-
бенно сильное влияние оказало на писателя
путешествие на остров Цейлон и чтение
книг об учении Будды. Несомненно, это на-
ложило отпечаток и на бунинскую прозу то-
го периода. В ней сочетаются лирические,
философские мотивы и в то же время ощу-
щаются трагические, темные и страстные
нотки. Человек - это загадка, - убежден
писатель, - а характер его постичь невоз-
можно».
Вот перед нами главные герои расска-
за - капитан и его верный друг Чанг. Шесть
лет они были неразлучны, делили горе и ра-
дость. Сейчас они переживают не лучшие
времена: «За шесть лет Чанг с капитаном
стали стариками, хотя капитану еще и соро-
ка нет, и судьба их грубо переменилась. По
морям они уже не плавают - живут «на бе-
регу… в узкой и довольно мрачной улице, на
чердаке пятиэтажного дома… Потолок у Чан-
га с капитаном низкий, комната большая и
холодная. В ней всегда, кроме того, сумрач-
но: два окна, пробитые в наклонной стене-
крыше, невелики и круглы, напоминают ко-‘
рабельные. Между окнами стоит что-то поо-
де комода, а у стены налево старая железная
кровать - вот и все убранство этого скучно-
го жилища…» Нищета, убожество, мучитель-
ные воспоминания о прошлом, существова-
ние на грани между сном и действительнос-
тью - такова теперь жизнь капитана и
Чанга. И не удивительно, что капитан ис-
кренне убежден в том, что существует лишь
одна правда на свете - злая и низкая. «Ты
посмотри кругом, - говорит он, - ты только
вспомни всех тех, что ежедневно видим мы
с тобой в пивной, в кофейне, на улице! Друг
мой, я видел весь земной шар - жизнь
везде такова! Все это ложь и вздор, чем буд-
то бы живут люди: нет у них ни Бога, ни со-
вести, ни разумной цели существования, ни
любви, ни дружбы, ни честности, - нет да-
же простой жалости. Жизнь - скучный,
зимний день в грязном кабаке, не более…»
Его жизненным убеждением стала «правда
еврея Иова, правда мудреца из неведомого
племени, Экклезиаста»: «Помни, человек,
с юности твоей те тяжелые дни и годы, о ко-
их ты будешь говорить: нет мне удовольст-
вия в них!»
Однако в прошлом было место и другой
правде в жизни капитана. Просто тогда он
был счастлив. «Он опять стал рассказывать
Чангу о том, что… есть у него, у капитана, во-
первых, квартира, во-вторых, красавица же-
на и, в-третьих, чудесная дочка, и что он, ка-
питан, все-таки очень счастливый человек».
Казалось, весь мир ему подвластен, а любовь
делает этот мир волшебным, ярким, велико-
лепным.
Однако и в это время посещают капитана
мысли о тщетности всего земного, о непроч-
ности человеческого счастья, о Пути всего
сущего, «коему не должно противиться ни-
что сущее». У каждого человека своя судьба,
свой жизненный путь, свернуть с которого
опасно да и невозможно. Не потому ли так
сложилась жизнь капитана, что он попытал-
ся изменить свой путь? «Уж очень я жаден
до счастья и уж очень часто сбиваюсь», -
говорит он.
Капитан - человек, душа которого обо-
жжена любовью. Сила его чувства так вели-
ка, что весь мир для него воплотился в люби-
мой женщине. Капитана самого пугает это -
разве можно любить так сильно? Можно ли
верить в любовь или это обман? Ведь влюб-
ленного никто не способен убедить в том, что
любимый им человек может не испытывать
ответного чувства. Так и живет капитан, пе-
реживая то восторг и радость любви, то му-
чаясь тревогой и подозрениями: «Не будет,
Чанг, любить нас с тобой эта женщина! Есть,
брат, женские души, которые вечно томятся
какой-то печальной жаждой любви и кото-
рые от этого от самого никогда и никого не
любят».
Ревность и сомнения сделали свое дело.
Дальнейшая жизнь капитана превратилась
в цепь катастроф и трагедий. Тут и пьянст-
во, и гибель парохода по его вине, и выстрел
в жену. Наконец он очутился на дне жиз-
ни - без средств, без хорошего жилья, а ря-
дом только его верный друг, рыжий пес Чанг.
Так капитан и умирает - разочарованный,
потерпевший поражение в схватке с жизнью,
искренне убежденный, что миром правит
зло. Это его правда.
Казалось бы, все понятно - существуют
в мире две правды. Одна утверждает, что
везде царят несправедливость, подлость и
обман. Согласно другой - жизнь прекрасна
и удивительна. Однако именно Чангу было
суждено узнать третью правду.. Ту самую,
которая прошла мимо его друга капитана.
Эта правда - Любовь. Но не та любовь, ко-
торая обожгла душу капитана, исковеркала
его жизнь. В этой новой Любви нет места со-
мнениям и обману. Озарение наступает в тот
момент, когда после смерти капитана оди-
нокий и всеми забытый Чанг обретает ново-
го друга и хозяина-художника: «…и глаза их,
полные слез, встречаются в такой любви
друг другу, что все существо Чанга беззвуч-
но кричит всему миру: ах, нет, нет - есть на
земле еще какая-то, мне неведомая, третья
правда!»
Трудно определить словами, что такое
эта третья правда. Но вместе с косматым
мудрецом Чангом мы чувствуем, что в мире
должна царить только она. Возможно, мы ни-
когда до конца не поймем ее, но с ее прихо-
дом уйдут из жизни горе, невзгоды, жесто-
кость и ложь. «В мире этом должна быть толь-
ко одна правда, - третья, - а какая она - про
то знает тот последний Хозяин, к которому
уже скоро должен возвратиться и Чанг», Эту
мысль И. А. подтвердил такими слова-
ми: «Как ни грустно в этом непонятном мире,
но он все же прекрасен…»

Прочитав этот рассказ, кто-то может задать вопрос: «Зачем Бунин пишет о жизни Чанга и капитана, его хозяина?» Как будто предвосхищая этот вопрос, писатель дает ответ на него уже в первых строках: «Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает этого каждый из живших на земле».
Рассказ «Сны Чанга» написан в 1916 году, когда возраст писателя приближался к сорока. К этому времени Бунин успел столько пережить, перечувствовать, прочесть и увидеть, что этого хватило бы на несколько жизней. Он не уставал от новых жизненных впечатлений, от встреч и путешествий. Его влекли мудрость веков, красота мира, достижения человеческой культуры. Особенно сильное влияние оказало на писателя путешествие на остров Цейлон и чтение книг об учении Будды. Несомненно, это наложило отпечаток и на бунинскую прозу того периода. В ней сочетаются лирические, философские мотивы и в то же время ощущаются трагические, темные и страстные нотки. Человек - это загадка, - убежден писатель, - а характер его постичь невозможно».
Вот перед нами главные герои рассказа - капитан и его верный друг Чанг. Шесть лет они были неразлучны, делили горе и радость. Сейчас они переживают не лучшие времена: «За шесть лет Чанг с капитаном стали стариками, хотя капитану еще и сорока нет, и судьба их грубо переменилась. По морям они уже не плавают - живут «на берегу» …в узкой и довольно мрачной улице, на чердаке пятиэтажного дома… Потолок у Чанга с капитаном низкий, комната большая и холодная.
В ней всегда, кроме того, сумрачно: два окна, пробитые в наклонной стене-крыше, невелики и круглы, напоминают корабельные. Между окнами стоит что-то вроде комода, а у стены налево старая железная кровать - вот и все убранство этого скучного жилища…» Нищета, убожество, мучительные воспоминания о прошлом, существование на грани между сном и действительностью - такова теперь жизнь капитана и Чанга. И не удивительно, что капитан искренне убежден в том, что существует лишь одна правда на свете - злая и низкая. «Ты посмотри кругом, - говорит он, - ты только вспомни всех тех, что ежедневно видим мы с тобой в пивной, в кофейне, на улице! Друг мой, я видел весь земной шар - жизнь везде такова! Все это ложь и вздор, чем будто бы живут люди: нет у них ни Бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, - нет даже простой жалости. Жизнь - скучный, зимний день в грязном кабаке, не более…» Его жизненным убеждением стала «правда еврея Иова, правда мудреца из неведомого племени, Экклезиаста»: «Помни, человек, с юности твоей те тяжелые дни и годы, о коих ты будешь говорить: нет мне удовольствия в них!»
Однако в прошлом было место и другой правде в жизни капитана. Просто тогда он был счастлив. «Он опять стал рассказывать Чангу о том, что …есть у него, у капитана, во-первых, квартира, во-вторых, красавица жена и, в-третьих, чудесная дочка, и что он, капитан, все-таки очень счастливый человек». Казалось, весь мир ему подвластен, а любовь делает этот мир волшебным, ярким, великолепным.
Однако и в это время посещают капитана мысли о тщетности всего земного, о непрочности человеческого счастья, о Пути всегосущего, «коему не должно противиться ничто сущее». У каждого человека своя судьба, свой жизненный путь, свернуть с которого опасно да и невозможно. Не потому ли так сложилась жизнь капитана, что он попытался изменить свой Путь? «Уж очень я жаден до счастья и уж очень часто сбиваюсь», - говорит он.
Капитан - человек, душа которого обожжена любовью. Сила его чувства так велика, что весь мир для него воплотился в любимой женщине. Капитана самого пугает это - разве можно любить так сильно? Можно ли верить в любовь или это обман? Ведь влюбленного никто не способен убедить в том, что любимый им человек может не испытывать ответного чувства. Так и живет капитан, переживая то восторг и радость любви, то мучаясь тревогой и подозрениями: «Не будет, Чанг, любить нас с тобой эта женщина! Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят».
Ревность и сомнения сделали свое дело. Дальнейшая жизнь капитана превратилась в цепь катастроф и трагедий. Тут и пьянство, и гибель парохода по его вине, и выстрел в жену. Наконец он очутился на дне жизни - без средств, без хорошего жилья, а рядом только его верный друг, рыжий пес Чанг. Так капитан и умирает - разочарованный, потерпевший поражение в схватке с жизнью, искренне убежденный, что миром правит зло. Это его правда.
Казалось бы, все понятно - существуют в мире две правды. Одна утверждает, что везде царят несправедливость, подлость и обман. Согласно другой - жизнь прекрасна и удивительна. Однако именно Чангу было суждено узнать третью правду. Ту самую, которая прошла мимо его друга капитана. Эта правда - Любовь. Но не та любовь, которая обожгла душу капитана, исковеркала его жизнь. В этой новой Любви нет места сомнениям и обману. Озарение наступает в тот момент, когда после смерти капитана одинокий и всеми забытый Чанг обретает нового друга и хозяина-художника: «…и глаза их, полные слез, встречаются в такой любви друг другу, что все существо Чанга беззвучно кричит всему миру: ах, нет, нет - есть на земле еще какая-то, мне неведомая, третья правда!»
Трудно определить словами, что такое эта третья правда. Но вместе с косматым мудрецом Чангом мы чувствуем, что в мире должна царить только она. Возможно, мы никогда до конца не поймем ее, но с ее приходом уйдут из жизни горе, невзгоды, жестокость и ложь. «В мире этом должна быть только одна правда, - третья, - а какая она - про то знает тот последний Хозяин, к которому уже скоро должен возвратиться и Чанг». Эту мысль И. А. Бунин подтвердил такими словами: «Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен…»

Прочитав этот рассказ, кто-то может задать вопрос: “Зачем Бунин пишет о жизни Чанга и капитана, его хозяина?” Как будто предвосхищая этот вопрос, писатель дает ответ на него уже в первых строках: “Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает этого каждый из живших на земле”.
Рассказ “Сны Чанга” написан в 1916 году, когда возраст писателя приближался к сорока. К этому времени Бунин успел столько пережить, перечувствовать, прочесть и увидеть, что этого хватило бы на несколько жизней. Он не уставал от новых жизненных впечатлений, от встреч и путешествий. Его влекли мудрость веков, красота мира, достижения человеческой культуры. Особенно сильное влияние оказало на писателя путешествие на остров Цейлон и чтение книг об учении Будды. Несомненно, это наложило отпечаток и на бунинскую прозу того периода. В ней сочетаются лирические, философские мотивы и в то же время ощущаются трагические, темные и страстные нотки. Человек - это загадка, - убежден писатель, - а характер его постичь невозможно”.
Вот перед нами главные герои рассказа - капитан и его верный друг Чанг. Шесть лет они были неразлучны, делили горе и радость. Сейчас они переживают не лучшие -времена: “За шесть лет Чанг с капитаном стали стариками, хотя капитану еще и сорока нет, и судьба их грубо переменилась. По морям они уже не плавают - живут “на берегу”… в узкой и довольно мрачной улице, на чердаке пятиэтажного дома… Потолок у Чанга с капитаном низкий, комната большая и холодная.
В ней всегда, кроме того, сумрачно: два окна, пробитые в наклонной стене-крыше, невелики и круглы, напоминают корабельные. Между окнами стоит что-то вроде комода, а у стены налево старая железная кровать - вот и все убранство этого скучного жилища...” Нищета, убожество, мучительные воспоминания о прошлом, существование на грани между сном и действительностью - такова теперь жизнь капитана и Чанга. И не удивительно, что капитан искренне убежден в том, что существует лишь одна правда на свете - злая и низкая. “Ты посмотри кругом, - говорит он, - ты только вспомни всех тех, что ежедневно видим мы с тобой в пивной, в кофейне, на улице! Друг мой, я видел весь земной шар - жизнь везде такова! Все это ложь и вздор, чем будто бы живут люди: нет у них ни Бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, - нет даже простой жалости. Жизнь - скучный, зимний день в грязном кабаке, не более...” Его жизненным убеждением стала “правда еврея Иова, правда мудреца из неведомого племени, Экклезиаста”: “Помни, человек, с юности твоей те тяжелые дни и годы, о коих ты будешь говорить: нет мне удовольствия в них!”
Однако в прошлом было место и другой правде в жизни капитана. Просто тогда он был счастлив. “Он опять стал рассказывать Чангу о том, что… есть у него, у капитана, во-первых, квартира, во-вторых, красавица жена и, в-третьих, чудесная дочка, и что он, капитан, все-таки очень счастливый человек”. Казалось, весь мир ему подвластен, а любовь делает этот мир волшебным, ярким, великолепным.
Однако и в это время посещают капитана мысли о тщетности всего земного, о непрочности человеческого счастья, о Пути всегосущего, “коему не должно противиться ничто сущее”. У каждого человека своя судьба, свой жизненный путь, свернуть с которого опасно да и невозможно. Не потому ли так сложилась жизнь капитана, что он попытался изменить свой Путь? “Уж очень я жаден до счастья и уж очень часто сбиваюсь”, - говорит он. Капитан - человек, душа которого обожжена любовью. Сила его чувства так велика, что весь мир для него воплотился в любимой женщине. Капитана самого пугает это - разве можно любить так сильно? Можно ли верить в любовь или это обман? Ведь влюбленного никто не способен убедить в том, что любимый им человек может не испытывать ответного чувства. Так и живет капитан, переживая то восторг и радость любви, то мучаясь тревогой и подозрениями: “Не будет, Чанг, любить нас с тобой эта женщина! Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят”.
Ревность и сомнения сделали свое дело. Дальнейшая жизнь капитана превратилась в цепь катастроф и трагедий. Тут и пьянство, и гибель парохода по его вине, и выстрел в жену. Наконец он очутился на дне жизни - без средств, без хорошего жилья, а рядом только его верный друг, рыжий пес Чанг. Так капитан и умирает - разочарованный, потерпевший поражение в схватке с жизнью, искренне убежденный, что миром правит зло. Это его правда.
Казалось бы, все понятно - существуют в мире две правды. Одна утверждает, что везде царят несправедливость, подлость и обман. Согласно другой - жизнь прекрасна и удивительна. Однако именно Чангу было суждено узнать третью правду. Ту самую, которая прошла мимо его друга капитана. Эта правда - Любовь. Но не та любовь, которая обожгла душу капитана, исковеркала его жизнь. В этой новой Любви нет места сомнениям и обману. Озарение наступает в тот момент, когда после смерти капитана одинокий и всеми забытый Чанг обретает нового друга и хозяина-художника: “… и глаза их, полные слез, встречаются в такой любви друг другу, что все существо Чанга беззвучно кричит всему миру: ах, нет, нет - есть на земле еще какая-то, мне неведомая, третья правда!”
Трудно определить словами, что такое эта третья правда. Но вместе с косматым мудрецом Чангом мы чувствуем, что в мире должна царить только она. Возможно, мы никогда до конца не поймем ее, но с ее приходом уйдут из жизни горе, невзгоды, жестокость и ложь. “В мире этом должна быть только одна правда, - третья, - а какая она - про то знает тот последний Хозяин, к которому уже скоро должен возвратиться и Чанг”. Эту мысль И. А. Бунин подтвердил такими словами: “Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен...”

Иван Бунин – идеальный представитель сообщества писателей конца девятнадцатого века. Будучи фаталистом, он наполнял свои работы глубокой чувственностью и страстью. В его произведениях присутствуют размышления о тяжести человеческой судьбы, а затрагиваемые им темы касаются страсти, смерти и окружающей действительности.

Также, Ивана Бунина запомнят, как великого модерниста. Классическое произведение автора, рассказ «Сны Чанга», было опубликовано в 1916 году. На этот момент писателю было больше 30 лет, поэтому можно смело сказать, что темы, затрагиваемые в рассказе, остаются актуальными и по сей день.

Основываясь на своем богатом жизненном опыте, Бунин наполнил этот рассказ множеством философских размышлений. Ключевой особенностью его произведений является непрерывный диалог с основным персонажем. Определив три вопроса, писатель находился в поиске ответов и, в итоге, нашел их.

Другой яркой особенностью творчества Бунина являются описания природы, которые он наделяет яркими акцентами и контрастностью. Автор постоянно возвращается к ним и не отказывает себе в удовольствии лишний раз описать пейзаж. «Сны Чанга» не является исключением в этом смысле.

Главная истина, поиск которой происходит в рассказе – это любовь. Капитан не удостоился чести узнать, что это такое, в отличие от главного героя, Чанга. Вопросы человеческой сущности, его характера вызывают интерес автора. Найти на них ответы, что же является самым важным, развитие, окружающая среда или влияние внешнего мира, у автора так и не получилось.

Описываемое произведение ставит перед читателем важные вопросы, которые не могут не натолкнуть на размышления о человеческой жизни, его сущности, так как они остаются актуальными и по сегодняшний день – каждое новое поколение, в том числе поколение сегодняшнего дня, вносит свой вклад в историю. Автор призывает читателя поразмышлять о грядущем, о ближайшем будущем для человечества и не поддаваться страху неизвестности. Ведь что бы не случилось, каким бы изменчивым не был мир вокруг нас, всегда остаются нерушимые истины, изменить которые не в состоянии ни одно влияние извне.

Вариант 2

И. А. Бунин представляет собой классического образца литераторов окончания столетия. Поэт - фаталист, творениям которого присуща пылкость, страсть и недоверие. Фольклор этого творца сочетает в себе тяжкость человеческой участи, а центральные темы открывают вопросы окружающего мира, кончины, влечения и страсти.

Он твердо занимает место в русской письменности как великий модернист.

Творение под названием «Сны Чанга» публицист Бунин обнародовал в 1916 году, будучи в рассвете сил. В этот период автору произведения было уже за 30 лет. Следовательно, совсем не трудно понять, что писатель открыл в своем творении основные темы, которые и сейчас несут современный характер.

Пройдя в своей жизни через многое, творец перенес в свое произведения различные умозаключения, связанные с философией жизни. Плод его работ заключает в себе общение с главным персонажем. Поставив цель, которая заключала в себе три вопроса, писатель сам на них и ответил.

Знакомясь с детищем творца каждая строка пропитана благоразумием. Все краски природы так и пестрят в произведениях Бунина, поэтому не удивляет тот факт, что в своих творениях поэт подымает тему природы. Не стало исключением и творение «Сны Чанга».

Вроде бы не возникает вопросов - в свете имеется две правды. Одной из которых присуще неправота, низменность и ложь. А второй - великолепная и превосходная жизнь. И как раз Чангу удостоило чести познать третью правду. Именно она обошла стороной капитана. А правда эта - любовь.

Человек занимает важное и таинственное место в этом превосходном собрании. У него всегда вызывал интерес вопрос, в чем загадка человеческого характера, в окружающей среде, в развитии или влияние внешнего мира. Ответить на интересующий, но очень непростой, его вопрос, творцу так и не удалось.

В произведении подняты актуальные вопросы, которые вынуждают задуматься о человеческом существовании и о жизни вообще, так как нынешнее поколение вносит свою лепту в историю. Читая строки его творения, стоит задуматься о будущем, которое ждет людей и преодолеть страх, какое будет это будущее. Так как в этом мире существуют бессмертные истины, которые не поддаются никаким влияниям со стороны.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по сказке Теплый хлеб Паустовского 5 класс рассуждение

    Удивительная история, про то, как порой человек не задумываясь о последствиях, совершает нехорошие поступки. Что даже сама матушка природа протестует против человеческой злобы. Автор пытается донести до читателя, что людская злость

    «Экология стала самым громким словом на земле…» Эти слова принадлежат Валентину Распутину. Писателю, который лучше и тоньше многих чувствовал природу. Любил родную землю.

Прочитав этот рассказ, кто-то может задать вопрос: «Зачем Бунин пишет о жизни Чанга и капитана, его хозяина?» Как будто предвосхищая этот вопрос, писатель дает ответ на него уже в первых строках: «Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает этого каждый из живших на земле».

Рассказ «Сны Чанга» написан в 1916 году, когда возраст писателя приближался к сорока. К этому времени Бунин успел столько пережить, перечувствовать, прочесть и увидеть, что этого хватило бы на несколько жизней. Он не уставал от новых жизненных впечатлений, от встреч и путешествий. Его влекли мудрость веков, красота мира, достижения человеческой культуры. Особенно сильное влияние оказало на писателя путешествие на остров Цейлон и чтение книг об учении Будды. Несомненно, это наложило отпечаток и на бунинскую прозу того периода. В ней сочетаются лирические, философские мотивы и в то же время ощущаются трагические, темные и страстные нотки. Человек - это загадка, - убежден писатель, - а характер его постичь невозможно».

Вот перед нами главные герои рассказа - капитан и его верный друг Чанг. Шесть лет они были неразлучны, делили горе и радость. Сейчас они переживают не лучшие времена: «За шесть лет Чанг с капитаном стали стариками, хотя капитану еще и сорока нет, и судьба их грубо переменилась. По морям они уже не плавают - живут «на берегу... в узкой и довольно мрачной улице, на чердаке пятиэтажного дома... Потолок у Чанга с капитаном низкий, комната большая и холодная. В ней всегда, кроме того, сумрачно: два окна, пробитые в наклонной стене-крыше, невелики и круглы, напоминают корабельные. Между окнами стоит что-то воо-де комода, а у стены налево старая железная кровать - вот и все убранство этого скучного жилища...» Нищета, убожество, мучительные воспоминания о прошлом, существование на грани между сном и действительностью - такова теперь жизнь капитана и Чанга. И не удивительно, что капитан искренне убежден в том, что существует лишь одна на свете - злая и низкая. «Ты посмотри кругом, - говорит он, - ты только вспомни всех тех, что ежедневно видим мы с тобой в пивной, в кофейне, на улице! Друг мой, я видел весь земной шар - жизнь везде такова! Все это ложь и вздор, чем будто бы живут люди: нет у них ни Бога, ни совести, ни разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, - нет даже простой жалости. Жизнь - скучный, в грязном кабаке, не более...» Его жизненным убеждением стала «правда еврея Иова, правда мудреца из неведомого племени, Экклезиаста»: «Помни, человек, с юности твоей те тяжелые дни и годы, о коих ты будешь говорить: нет мне удовольствия в них!»

Однако в прошлом было место и другой правде в жизни капитана. Просто тогда он был счастлив. «Он опять стал рассказывать Чангу о том, что... есть у него, у капитана, во-первых, квартира, во-вторых, красавица жена и, в-третьих, чудесная дочка, и что он, капитан, все-таки очень счастливый человек». Казалось, весь мир ему подвластен, а любовь делает этот мир волшебным, ярким, великолепным.

Однако и в это время посещают капитана мысли о тщетности всего земного, о непрочности человеческого счастья, о Пути всего сущего, «коему не должно противиться ничто сущее». У каждого человека своя судьба, свой жизненный путь, свернуть с которого опасно да и невозможно. Не потому ли так сложилась жизнь капитана, что он попытался изменить свой путь? «Уж очень я жаден до счастья и уж очень часто сбиваюсь», - говорит он.

Капитан - человек, душа которого обожжена любовью. Сила его чувства так велика, что весь мир для него воплотился в любимой женщине. Капитана самого пугает это - разве можно любить так сильно? Можно ли верить в любовь или это обман? Ведь влюбленного никто не способен убедить в том, что любимый им человек может не испытывать ответного чувства. Так и живет капитан, переживая то восторг и радость любви, то мучаясь тревогой и подозрениями: «Не будет, Чанг, любить нас с тобой эта женщина! Есть, брат, женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые от этого от самого никогда и никого не любят».

Ревность и сомнения сделали свое дело. Дальнейшая жизнь капитана превратилась в цепь катастроф и трагедий. Тут и пьянство, и гибель парохода по его вине, и выстрел в жену. Наконец он очутился на дне жизни - без средств, без хорошего жилья, а рядом только его верный друг, рыжий пес Чанг. Так капитан и умирает - разочарованный, потерпевший поражение в схватке с жизнью, искренне убежденный, что миром правит зло. Это его правда.

Казалось бы, все понятно - существуют в мире две правды. Одна утверждает, что везде царят несправедливость, подлость и обман. Согласно другой - жизнь прекрасна и удивительна. Однако именно Чангу было суждено узнать третью правду. Ту самую, которая прошла мимо его друга капитана. Эта правда - Любовь. Но не та любовь, которая обожгла душу капитана, исковеркала его жизнь. В этой новой Любви нет места сомнениям и обману. Озарение наступает в тот момент, когда после смерти капитана одинокий и всеми забытый Чанг обретает нового друга и хозяина-художника: «...и глаза их, полные слез, встречаются в такой любви друг другу, что все существо Чанга беззвучно кричит всему миру: ах, нет, нет - есть на земле еще какая-то, мне неведомая, третья правда!»

Трудно определить словами, что такое эта третья правда. Но вместе с косматым мудрецом Чангом мы чувствуем, что в мире должна царить только она. Возможно, мы никогда до конца не поймем ее, но с ее приходом уйдут из жизни горе, невзгоды, жестокость и ложь. «В мире этом должна быть только одна правда, - третья, - а какая она - про то знает тот последний Хозяин, к которому уже скоро должен возвратиться и Чанг», Эту мысль И. А. Бунин подтвердил такими словами: «Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен...»