О чем заставил задуматься роман онегин. Сочинение Пушкин А.С. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Много замечательных шедевров подарил нам Александр Сергеевич, но роман "Евгений Онегин" по праву занимает центральное место в его творчестве. Это самое крупное художественное произведение Пушкина, наиболее сильно повлиявшее на судьбу всей русской литературы. Роман в стихах "Евгений Онегин" был написан Пушкиным в течении 8 лет. Это были годы апогея творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Фабула охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это было время правления царя Александра 1 - годы подъема русского общества.

История и современная автору действительность гармонично сочетаются в романе. Сюжет прост и хорошо известен. В центре романа - извечная любовная тема: проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря их взаимное чувство, они не могут соединить свою судьбу. И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильные решения в сложных задачах жизни. Над глубинными причинами этих ошибок заставляет Пушкин задуматься своего читателя.

На простую сюжетную линию романа нанизано множество картин, описаний, показано немало живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. У Пушкина все это "собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных" показывало эпоху... Какова же главная идея, главная мысль "Евгения Онегина"?

На мой взгляд, она состоит в том, что счастливо могут жить лишь люди ограниченные, мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному. Люди с чуткой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться "в бездействии пустом", как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна. Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та обстановка, сформировавшая подобные нравы. Эта среда сделала несчастными по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей. Крепостнический строй, "барство дикое", тяжелый труд крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из дворян, помещиков. Эти горькие мысли об ужасной несправедливости всего жизненного уклада отражены Пушкиным в последних грустных строках романа.

Сочинение

Открывая страницы романа "Евгений Онегин", погружаешься в неповторимый мир пушкинской эпохи: гуляешь по Летнему саду с Онегиным-ребенком, наблюдаешь надменную скуку петербургской гостиной, слышишь разговоры поместных хозяев "о вине, о псарне, о своей родне", переживаешь с Татьяной ее первую и единственную любовь, любуешься великолепными картинами русской природы, и удивительным образом та далекая эпоха становится близкой и понятной.

Знакомство с одним обычным днем Онегина дает представление о том, как проводили время молодые столичные дворяне 20-х годов прошлого века. День героя вроде бы насыщен до предела.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле
Три дома на вечер зовут...

Чем же заполнена жизнь Онегина? Прогулка по бульвару, роскошный обед в модном ресторане, театр, бал и позднее возвращение домой, когда уже пробуждается "Петербург неугомонный".

Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит...

Значит, жизнь столичной дворянской знати и трудового Петербурга проходит как бы в разном измерении, не пересекаясь и не соприкасаясь друг с другом. Описание гостей, собравшихся в Татьяниной гостиной, дает более полное оставление о высшем петербургском свете.

Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и розах, с виду злые,
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц...

Меткая и точная характеристика этого группового портрета столичной знати позволяет увидеть в этих людях главное — чопорность, надменность, высокомерие, фальшь и, как следствие, — убийственную скуку этой блестящей и пустой жизни. Становится понятной онегинская хандра и разочарованность, глубокая скрытая грусть Татьяны, которым трудно жить и дышать в этой мертвящей атмосфере.

Московское дворянство, с которым знакомит нас автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но почему же тогда Татьяна, которую "развозят по родственным обедам", чувствует себя бесконечно одинокой и чужой? Ответ на этот вопрос мы находим в пушкинской строфе:

Татьяна вслушаться желает
В беседы, общий разговор,
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно...

Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становятся основой их характеристики. Еще более усиливается убожество, пустота и примитивность существования в изображении провинциальных помещиков. Это, например, дядя Онегина, который "лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил". Таков и отец Татьяны, добродушный лентяй, который "в халате ел и пил и умер в час перед обедом". Но все-таки, рассказывая о повседневной жизни Лариных, Пушкин смягчает резкие сатирические краски, ибо его, безусловно, привлекает в этих людях простота и естественность отношений, отсутствие фальши, верность народным традициям и обычаям.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Подблюдны песни, хоровод...

Не случайно самые симпатичные черты этих простосердечных помещиков связаны с их близостью к русской национальной почве. Лучшие нравственные качества Татьяны берут начало в народной морали, ведь ее воспитывал не француженка-гувернантка, а крепостная няня . Недаром, охваченная любовью к Онегину, пушкинская героиня открывает душу этой неграмотной крестьянке как самому близкому человеку на свете. Но, когда читаешь диалог Татьяны с няней, возникает впечатление, что они говорят на разных языках, совершенно не понимая друг друга. Слишком велика пропасть, разделяющая бесправную крестьянскую женщину, выданную замуж в тринадцать лет, и влюбленную барышню. В скупом, немногословном рассказе "Филипьевны седой" звучит тема рабского положения русского народа, у которого отнято даже право любить. Но душа русского народа жива, она находит выражение в песне, которую поют дворовые девушки, "сбирая ягоду в кустах", в сказках, поверьях, обрядах и обычаях. Поэтому описание природы наполнено в романе картинками народной жизни, придавая ему живость, эмоциональность, национальный колорит.

Но чарующая красота "прелестного уголка", "где скучал Евгений", не находит отзвуков в его душе. Везде: и в светской гостиной, и в деревенской глуши — его преследует модная и опасная болезнь века — хандра. Причина ее коренится в том, что лучшие качества Онегина — "резкий, охлажденный ум", наблюдательность, гуманность, порядочность — остаются невостребованными. Ему невыносима скука петербургских салонов и примитивные интересы провинциальных помещиков. Единственный человек, вызывающий его симпатию и уважение, погибает от его же руки, потому что он не смог возвыситься над общественным мнением, которое глубоко презирал. Единственная женщина, которая могла бы сделать его счастливым, отвергнута им и становится женой другого, так как он больше всего ценил "вольность и покой". Попытка заняться литературным трудом окончилась неудачей, ибо "труд упорный ему был тошен". Преобразования, произведенные им в своих владениях, когда "ярем он барщины старинной оброком легким заменил", тоже не могут принести ему удовлетворения, ибо не способны решить проблему крепостного рабства в России.

Но проблема умственной жизни передовой дворянской интеллигенции раскрывается не только на образе Онегина, но и на образе его друга Ленского, в котором есть много привлекательных черт. В этих разных по характеру героях глубоко и полно выявляется интеллектуальный уровень молодого прогрессивно мыслящего дворянства. Их объединяют пытливый ум, эрудиция, интерес к разнообразным философским, историческим, экономическим, нравственным проблемам. Споры Онегина с Ленским питаются трудами английских, немецких, французских историков, философов, экономистов, обнаруживая их тяготение к западноевропейской культуре и оторванность от русской национальной почвы. Особенно остро это чувствует Татьяна, ставшая "равнодушною княгиней", "законодательницей зал". Какая глубокая грусть звучит в ее словах, обращенных к Онегину:

Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...

Может быть, эти самые светлые воспоминания вместе с впитанной с детства народной моралью дают Татьяне силы неукоснительно исполнять долг жены и хозяйки дома, отказавшись от любимого человека.

Таким образом, пушкинский роман не только познакомил нас с судьбами героев, но и заставил задуматься над теми вечными проблемами, которые существуют в любое время. Он легко и свободно перенес нас почти на два столетия назад. И как в зеркале, предстала эпоха 20-х годов XIX века во всех ее проявлениях.

Евгений Онегин – один из величайших романов мировой литературы, написанный Александром Сергеевичем Пушкиным. Это произведение можно назвать энциклопедией русской души, которая является отличным примером того, как стоит поступать, и как не стоит.

Во время прочтения романа у меня возникало много эмоций и чувств к героям. Пушкин талантливо подобрал человеческие типы, на поведении которых можно хорошо поучиться. В каждом герое находилось что-то положительное и заслуживающее уважения.

На примере Ленского можно научиться терпению и умению доверять людям. Он видел в Онегине друга, брата, и его мнение было очень важным для юноши. К сожалению, это доверие обернулось для Ленского плачевным концом. Поэтому выводов может быть два: не нужно бояться спрашивать совета, стоит быть открытым и искренним с окружающими, но тщательно следить за тем, кому открываешь душу. Порой люди оказываются недостойными честности и открытости, и это приносит боль. Необходимо быть внимательнее к своим друзьям и быть уверенным в их порядочности, прежде чем открывать тайны.

Татьяна – один из самых сильных героев романа. То, что она пишет Онегину первой – отличный пример воли и готовности ломать общественные стереотипы. На пути к своей цели она была готова преодолеть насмешки окружающих, но, как и Ленский, доверилась слишком неосторожно. На примере Татьяны мы учимся воспитанию в себе силы воли и гордости. Именно гордость и любовь к себе не позволила ей ответить на ухаживания Онегина через много лет. Она сумела отличить ложь от истинных чувств, ведь Онегин не любил её, а просто пытался успокоить своё уязвлённое самолюбие.

Онегин, как главный герой романа, заслуживает особого внимания. Его пример – один из ярчайших в этом произведении. При замечательном образовании, он оказался неприятным, пустым человеком, которого ничего не могло заинтересовать. Не потому, что ему было все неинтересно. Онегин ставил себя выше всего на свете, и все сразу исчезало из поля его зрения. Из-за своего взгляда свысока он душевно ранил Татьяну, а из-за глупости убил человека, считавшего Онегина своим лучшим другом. Кроме того, в погоне за состоянием, Онегин переехал в деревню, и всё равно не нашёл счастья там. Ни в деревне, ни в городе – нигде ему не было хорошо. Главная ошибка Онегина – это то, что он овеществлял счастье и переносил его на материальные ценности: деньги, имение, спокойная жизнь в деревне. На примере Онегина мы учимся тому, что нужно быть, в первую очередь, хорошим человеком, а потом уже эрудированной личностью.

В романе есть ещё множество интересных второстепенных персонажей, однако эти трое больше всего мне запомнились. Чем больше читаешь произведение – тем глубже становится его смысл и больше того, чему поучиться у героев великого писателя.

Роман «Евгений Онегин»

Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение... Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе традиции русского народа. Это вечные книги. К таким произведениям относится роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Каждый скажет, что читал это всемирно известное произведение. Но кто из читателей берется утверждать, что он уже “прочел”, то есть исчерпал содержание?

Гениальные художественные произведения обладают способностью изменяться вместе со временем, поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и века читаются по-новому и становятся, таким образом, нашими извечными собеседниками. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства со сказок о таинственной золотой рыбке, семи богатырях, озорном и лукавом работнике Балде.

Белинский назвал роман Пушкина "Евгений Онегин" "самым задушевным произведением" Александра Сергеевича. Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина». Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания.

Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга.

На мой взгляд, эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной.

Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны. Онегин встречает Ларину в Москве, но теперь это уже не "уездная барышня", в которой "все наруже, все на воле", а «равнодушная княгиня", "законодательница зал". И именно в эту особу влюбляется Онегин, надеясь, что он сможет вернуть в ней прежнюю Татьяну. Евгений пишет ей письмо с признанием в любви, но ответа не получает. Он постепенно чахнет и в конце концов решает выяснить все раз и навсегда. Вот в этот-то момент и происходит финальное объяснение.

Эта сцена является кульминацией романа. В ней происходит развязка. Если раньше Онегин с высоты разговаривал с Татьяной, как с маленькой девчонкой, то теперь они поменялись ролями.

Во-первых, мы видим, что нельзя сказать, что теперь она действительно "равнодушная княгиня", не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та "беспечная прелесть" Татьяны - маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. В ней все еще живет та доверчивая "девочка", любящая "русскую зиму", холмы, леса, деревню, готовая отдать "весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад...". Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, "неловкий" Евгений остается с ней один ни один.

Она сама признается, что ей ни к чему весь этот блеск света, что она в душе все та же провинциалка:

«А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад,

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище….

После этой сцены мы понимаем, что светская жизнь не испортила Татьяну, мы можем быть спокойны за ее внутренний мир.

А что же с Онегиным?

Он жил, оградив себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. Он твердил об этом, и вот расплата: Татьяна сомневается в истинности его чувств. Она считает, что это лишь еще один способ развлечься Она прямо заявляет ему:

«…Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась… Что ж ныне

Меня преследуете вы?…

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Она даже позволяет слегка уколоть его, возможно в отместку за ту отповедь, которую она получила в ответ на свое письмо:

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

На мой взгляд, Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина.

Но если Евгений сам понимает, что он заблуждался, почему же не соединяются Татьяна и Онегин, наконец-то взаимно любящие друг друга? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Ведь Татьяна не скрывает, что любит Евгения: «Я вас люблю (к чему лукавить)».

Да потому что главное достоинство Татьяны - это душевное благородство, ее истинно русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства. Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. Именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

И буду век ему верна

Теперь для неё самое главное - это долг перед мужем, она научилась властвовать собой, смирять себя. Раньше, до замужества, она была готова пожертвовать собой, но она не может пожертвовать честью своего мужа. Татьяна не способна на обман, на сделки со своей совестью. Все это составляет основное свойство характера героини, которое делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину, что раньше она "лучше, кажется, была". Но это не так. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой, потому что только нравственный человек может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

Эти самые слова Татьяны являются кульминацией романа, его развязкой.

"Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна - личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести.

Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем. Каждая

женщина (будь она политический деятель, учитель или журналист) должна быть любима, любить, растить детей, иметь семью. Для Пушкина Татьяна - идеал молодой русской женщины, которую, встретив, невозможно забыть. Так сильны в ней чувство долга, душевное благородство. Но почему же тогда роман заканчивается так печально? Потому,

что если бы Татьяна Ларина оставила бы мужа, то это была бы уже не Татьяна. Это не был бы милый сердцу идеал, о котором так восторженно говорит поэт. Размышляя над снова и снова прочитанным “Евгением Онегиным”, я понимаю, что Татьяна Ларина всегда будет моим любимым литературным героем.

Пушкин восхищался образом, столь искусно созданным им самим. Он воплотил в Татьяне идеал настоящей русской женщины.

И хотя прошло много лет со дня создания романа, черты характера Татьяны Лариной будут цениться всегда.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

“Жизнь без любви не жизнь, а существование, без любви жить невозможно. Для того и дана душа человеку, чтобы любить”, - утверждает М. Горький.

Человек, которому Всевышний подарил такой талант, как любовь, должен радоваться этому, потому что настоящая любовь всего одна. В ней заключается счастье, радость к жизни, нежность, ласка и переживания. И все эти чувства очень приятные, особенно если любовь взаимная. Но много случаев, когда любовь приводит молодых юношей и девушек к смерти, к самопожертвованию ради любви. Почему это случается? Безответная любовь? А как хотелось бы, чтобы все люди были счастливыми, умели любить, уважать и ценить чувства каждого человека!.. Тогда, наверное, не было б первой и второй мировой войн, боев в Афганистане, не было б стольких смертей...

Как хотелось бы, чтобы каждый человек научился любить так, как Татьяна - героиня произведения А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Эта девушка отдает всю себя ради любви, что подтверждает ее письмо к Евгению.

В нем она показала, что очень сильна и чиста душой, потому что не все умеют высказывать свои мысли и чувства:

Другой!.. Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в вышнем суждено совете...

То воля неба: я твоя.

Татьяна не хочет любить никого другого, кроме Онегина. Она всей душой погружается в свою любовь:

Но так и быть! Судьбу мою

Отныне я тебе вручаю,

Перед тобою слезы лью,

Твоей защиты умоляю...

Каждая строчка ее письма пронизана необычной нежностью, что заставляет задуматься о том, для чего живет человек, во что он верит.

Несколько раз я перечитывала это письмо и столько же раз чувствовала боль в душе. “Неужели можно так любить?” - задавала я себе вопрос.

Вообрази: я здесь одна,

Никто меня не понимает,

Рассудок мой изнемогает,

И молча гибнуть я должна.

Эти строки наполнены тоской и грустью. Девушка страдает от того, что она стесняется своей первой любви и не находит рядом с собой человека, которому она могла бы рассказать о своих переживаниях.

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой...

Татьяна наперед предсказывает в своем письме, что эта любовь на всю жизнь. Она признается в том, что все это время, которое прожила, искала человека, которого хотела полюбить по-настоящему. Им оказался Евгений Онегин. Но все знают, что труднее всего исцелить ту любовь, которая вспыхнула с первого взгляда. Именно в такой ситуации оказалась наша Татьяна. Эта милая, добрая девушка научила меня искренности, потому что она не скрывала своих чувств и не преувеличивала никогда. Она писала в письме точно и четко, оставляя в каждой строчке кусочек своей души.

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз,

В деревне нашей видеть вас...

Татьяна не требовала чего-то взамен своей любви, ей был приятен образ любимого. Она хотела видеть его, разговаривать с ним, мечтать о новой встрече. Конечно, девушка надеялась на то, что Онегину она тоже нравится. Ее не покидала вера в хорошее будущее, которое связало бы их сердца. Она ждала ответа на свое письмо и желала услышать только правду.

Письмо Татьяны проникло в мою душу, и хочется жить, надеяться и любить...

Татьяна! Судить я не буду

Тебя за те чувства в письме,

Которые ты написала

Тому, кто приходит во сне.

Пусть будет ему безразлично

Письмо твое, искренность чувств!

Хочу, чтоб тебя позабыла

Совсем неприятная грусть.

Ты страхом своим замирала,

Писала всю правду в письме,

Стыдилась, но чувств не скрывала...

За все благодарна тебе!

Спасибо, что ты научила

Меня уважать и ценить,

Скажу тебе, Таня: “Спасибо,

Что ты научила любить!”