О нас. «Нуреев» в Большом театре: пастельные сцены Подъем ног в упоре на брусьях

Стала ли главная театральная премьера года в России главным скандалом 2017-го?

Большой театр в минувший уик-энд представил публике балет «Нуреев» питерского композитора Ильи Демуцкого в постановке режиссера Кирилла Серебренникова и хореографа Юрия Посохова. «Запрещенный спектакль», билеты на премьерные показы которого разлетелись в считаные часы, прошел при большом скоплении VIP"ов — друзей и знакомых спонсоров постановки — Романа Абрамовича и Андрея Костина. «Нуреева» специально для «БИЗНЕС Online» рецензирует балетный критик Екатерина Беляева.

«БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК»

В Москве на исторической сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета петербургского композитора Ильи Демуцкого «Нуреев» . Его поставили худрук «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников , который сейчас находится под домашним арестом в связи с так называемым театральным делом, и хореограф Юрий Посохов , постоянно проживающий и работающий в Сан-Франциско. Напомню, что эта премьера должна была состояться еще в июле 2017 года и завершить прошлый театральный сезон в Большом, но после одного из прогонов ее внезапно отменили. На самом деле балет не отменили, а отправили на доработку. Спектакль перенесли сначала на май-2018, так как раньше у постановщиков не было общего времени для того, чтобы встретиться в Москве вторым дублем.

В качестве причин отмены выдвигались разные версии. Официальной считалась такая: спектакль не готов к сдаче, плохо отрепетирован, имеет много постановочных нестыковок и требует дополнительного времени на доработку. Другая версия строилась из догадок, касающихся непристойности изобразительного материала, использованного постановщиком Серебренниковым (режиссер выступил в «Нурееве» и как сценограф). Неприличным могло показаться мелькание на заднике гигантских размеров фотографии полностью обнаженного Рудольфа Нуреева авторства знаменитого американского фотохудожника Ричарда Аведона . Карточки той «естественной», то есть «обнаженной» фотосессии не являются запретными, они опубликованы, по ним в академиях учатся историки искусства и молодые фотографы.

В первую причину можно легко поверить, так как в сегодняшней гонке большинство спектаклей во всем мире делается наспех, выпускается в короткие сроки, а технологически трудные спектакли могут прирастать качеством конкретно на самых последних репетициях за счет профессионализма постановщиков и отдачи актеров. Такое случиться с балетом «Нуреев» летом запросто могло. Относительно второй догадки сказать нечего, журналистов на рабочие репетиции не пускают, и судить, «был ли мальчик» (была ли задействована такая фотография, как именно фотография и в каком формате ее демонстрировали, была ли другая «порнография»), мы не можем. И третья гипотеза «недопуска» балета к публике летом — наличие в спектакле намеренной пропаганды ЛГБТ или страх, что лирические сцены фактически супружеских отношений Рудольфа и датского танцовщика Эрика Бруна , включенных в балет как факт биографии Нуреева, какой-то важной персоне сверху покажутся таковой.

Как бы там ни было, после рокового дня, когда прозвучал приговор об отмене готового балета, состоялся еще один генеральный прогон «Нуреева», его записали для того, чтобы в любой момент можно было вспомнить порядок. Дальше разворачивался самый плохой сценарий. В августе Серебренникова посадили под домашний арест, начатые им спектакли — в Москве и Штутгарте — вышли без окончательного «досмотра» режиссера, запертого в своей московской квартире и лишенного загранпаспорта. Вышли они в самом высоком «разрешении», так как мозговая концентрация коллег-артистов и ответственность за общее дело после ареста Кирилла оказалась завидным образом накалена. В это же время в декабрьской афише Большого театра внезапно «открылось» окно и в него «влетели» два «Нуреева». Все постановщики, кроме Серебренникова, смогли приехать на экстренные репетиции.

«Парады «белых пачек» в Вагановке и круженье казенных портретов складываются в «день сурка» по-советски (Нуреев – Владислав Лантратов)» Фото: Павел Рычков / Большой театр

«ШВОВ ОТ СРОЧНОГО ВЫРЕЗАНИЯ ФРИВОЛЬНЫХ СЦЕН НЕ ЗАМЕЧЕНО»

Прежде чем приступить к описанию того, что зрители (из них лишь 500 человек купили билеты в кассе предварительной продажи, а остальные были представителями СМИ, гостями театра или приглашенными лицами двух спонсоров спектакля — Романа Абрамовича и Андрея Костина ) увидели на премьере 9 декабря, надо рассказать, что представляет собой в общих чертах театр Серебренникова.

«Нуреев» — его третья работа в Большом после оперы «Золотой петушок» и балета «Герой нашего времени». Режиссеры драмы и либреттисты-драматурги в балете появлялись и до него, история зафиксировала опыт Немировича-Данченко, Радлова, Пиотровского и др... Но Кирилл особенный. В любой чистый жанр он приходит, чтобы экспериментировать, взрывать рутину и обманывать ожидания зрителей с конвенциональным мышлением. Его драматические спектакли походят на мюзиклы и балеты, в операх есть серьезные пластические вставки, а в балете — элементы вербатима и мелодекламации.

Таким образом, заказывая «Нуреева» команде Серебренникова, гендиректор Большого Владимир Урин брал не кота в мешке, а вполне конкретный синтетический театр, который он хотел показать на исторической сцене Большого театра — балет с приметами оперы, оратории, телешоу, драматического спектакля и кино. И публика, пришедшая 9 и 10 декабря в Большой, — это в какой-то степени обычная «паства» Серебренникова, поклонники его творчества и неофиты современного искусства. Эти люди едва ли бы стали наводить лорнет на неприкрытые фиговым листом гениталии Нуреева на известной фотографии. Сразу оговорюсь, никакой подобной фотографии в балете нет, как нет пропаганды ЛГБТ и порнографии. Швов от срочного вырезания фривольных сцен тоже не замечено. Балет выполнен в нежных пастельных тонах и полон лирики.

«Фотографии полностью обнаженного Нуреева в балете нет, как нет пропаганды ЛГБТ и порнографии» Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

Спектакль о самом ярком балетном артисте второй половины XX века этой команде постановщиков заказал Большой театр в лице Урина. Гендиректор главного театра страны рассчитывал с новым блокбастером, в данном случае байопиком (биографией), повторить успех балета «Герой нашего времени», поставленного Серебренниковым и Посоховым на музыку Демуцкого в 2014 году по мотивам одноименного романа Михаила Лермонтова. Переговоры с востребованным в мире Посоховым проходили давно, хореограф заранее «озвучил» несколько названий балетов, постановки которых он мог осуществить в расчете на историческую сцену Большого, но выбор пал на «Нуреева». Урин рассудил, что Большому театру нужны, кроме сюжетов русской литературы (в сезоне 2017/2018 гамбургский хореограф Джон Ноймайер ставит балет «Анна Каренина», это будет копродукция двух балетных трупп) истории о больших художниках, чья жизнь и творчество изменили мир. Нуреев идеально подошел.

Что касается написания имени танцовщика, известного у нас больше как Нуриев, то здесь выбор делал либреттист, то есть Серебренников. Фамилия отца Рудольфа была придумана им самим и возводилась к имени Нурис, а всю родню в момент получения паспортов записали Нуреевыми. По паспорту Рудольф был Нуреевым, как Нуреев он поехал с труппой Кировского (сейчас Мариинского) театра в Париж, как Нуреев «прыгнул в свободу» в 1961 году в аэропорту Ле-Бурже, и на Нуреева в СССР завели дело изменника родины.

«Через совместные занятия с Эриком Бруном (Денис Савин) Нуреев познает тонкости и нюансы датской школы танца, а заодно соединяется с ним на короткое время в настоящую семью» Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

«ЗА КАЖДЫМ ЛОТОМ ПРЯЧЕТСЯ ФЛЕШБЭК»

Начинается балет с выкриков аукциониста на английском и французском языках (артист МХТ Игорь Верник ). Сразу в двух аукционных домах в Париже и Нью-Йорке распродаются предметы искусства и личные вещи, принадлежащие недавно скончавшемуся (1993) великому танцовщику, богу танца Нурееву. За каждым лотом прячется флешбэк — мини-путешествие в прошлое Нуреева, его встречи с людьми, участие в постановках и просто важные жизненные эпизоды. Какие-то эпизоды инкрустированы танцами, какие-то снабжены пением (поют меццо-сопрано Светлана Шилова , тенор Марат Гали , контратенор Вадим Волков ), некоторые представляют собой пластические этюды под монотонное чтение отрывка письма (большинство писем имеют вымышленное содержание).

Первый флешбэк уводит в Ленинград в хореографическое училище имени Вагановой, куда Нуреев поступил, когда ему было 17 лет. Строгие академические стены, скрипучие деревянные полы, марлевые занавески, усердные ученики и ученицы тянут подъемы, скачут в жете. Спустя время на сцену вальяжно выходит Нуреев (Владислав Лантратов ) в нахальных белых трико и танцуя, оттесняет с середины, а потом просто грубо толкает изящную девочку, как бы предвосхищая свою будущую «революционную» деятельность в области развития сольного мужского танца.

В картине «Улица Росси» Серебренников начинает посмеиваться над «снулой» жизнью, какую вели люди в СССР, и тихо демонстрировать свою и, видимо, Нуреева ненависть к режимам. На стене висят два портрета, на одном — стационарном — изображена Ваганова, на втором — сначала Николай II, а затем Ленин, Сталин, Хрущев. Парады «белых пачек» в Вагановке и круженье казенных портретов складываются в «день сурка» по-советски.

«Марго Фонтейн (Мария Александрова) вводит Руди в романтический репертуар» Фото: Павел Рычков / Большой театр

Вот уже на юного Нуреева сыплются доносы коллег (их зачитывает тот же Верник), а действие незаметно переносится во Францию, в закрытую зону аэропорта Ле-Бурже — и далее в Булонский лес, «сверкающий» длинноногими трансвеститами, так потрясшими Нуреева после диетического Ленинграда. Сцена перехода из советского Ада в западный Рай строится колоритно. В центре сцены вырастает трибуна, на ней стоят корпулентные хористки и три солиста — они поют «Песню о родине». Танцовщицы-колхозницы в тесноте, но не в обиде танцуют про «хорошо в стране советской жить». И за ними финальная сцена первого акта с роскошными парижскими вечеринками.

«ВТОРОЙ АКТ РАССКАЗЫВАЕТ ПРО ТВОРЧЕСТВО НУРЕЕВА»

Второй акт рассказывает про творчество Нуреева, и он более танцевальный. Через лоты-флешбэки на сцену по очереди выходят именитые партнерши Нуреева. Марго Фонтейн (Мария Александрова ) вводит Руди в романтический репертуар, Наталья Макарова (Светлана Захарова ) танцует вместе с ним dance modern. Через совместные занятия с Бруном (Денис Савин ) Нуреев познает тонкости и нюансы датской школы танца, а заодно соединяется с ним на короткое время в настоящую семью. Верник между тем продает с торгов интимную записку Нуреева умирающему от рака Бруну, которую Руди так и не передал партнеру.

Наталья Макарова (Светлана Захарова) танцует с Нуреевым dance modern Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

Безудержная страсть Нуреева к сцене, классическому балету реализована в виде сменяющих друг друга кордебалетных сцен, идущих под ловко оркестрованную, но узнаваемую музыку Чайковского, Минкуса, Глазунова. Самой красивой находкой Посохова можно счесть танцевальную сцену, где хореограф вводит в строго женский (как в женском монастыре) коллектив теней из «Баядерки» энергичных партнеров, которые не только «подкручивают» балерин и делают обводки, но самодостаточно танцуют. Это такой лобовой намек на кощунственные акты Нуреева-хореографа, который мог в своем балете лишить балерину вариации, написанной Петипа, и передать ее музыку солисту-мужчине.

В финале обыгрывается еще одна любовь Нуреева — к дирижированию. Герой Лантратова в костюме Солора из «Баядерки» берет палочку из рук настоящего дирижера (Антон Гришанин ) и встает за пульт оркестра Большого театра.

Длится балет два с половиной часа с антрактом, в нем еще есть эпизоды «Короля-солнце», где Рудольф — Луи XIV, натанцевавшись, наслаждается обществом полураздетых янычар, составляющих его мужской гарем.

«Театр приготовил трех Нуреевых (на фото — Артем Овчаренко)» Фото: Дамир Юсупов / Большой театр

Картины, размещаясь в рамках одной декорации-трансформера (класс в Вагановке, парижское метро, зал в парижской опере, стены плебейских кварталов с красочными граффити), быстро сменяют одна другую, и, если что-то рождается подозрительное, оно исчезает так стремительно, что выглядит обманом зрения.

Театр приготовил трех Нуреевых. Артем Овчаренко станцевал 10 декабря, Игорь Цвирко прошел прогон, а спектакль у него будет в мае. Надо ждать.

Екатерина Беляева

На анонсе: Нуреев – Артем Овчаренко. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.

Театральный киносезон 2019-2020

Большой театр совместно с компаниями Pathé Live и Bel Air Media осуществляет прямые трансляции балетных спектаклей в кинотеатры всего мира. Этот проект под названием «Большой балет в кино» получил огромный международный резонанс. Спектакли Большого стали доступны зрителям самых разных городов и стран. С мая 2011 г. трансляции стали возможными и на территории России, где роль эксклюзивного их дистрибьютора взяла на себя компания CoolConnections.

Cемь балетов Большого театра из афиши 244-го сезона можно будет увидеть в следующем сезоне на экранах кинотеатров в HD качестве: четыре – в прямой трансляции и три – в записи. Как и в предыдущие годы, трансляции будут проходить по воскресеньям. В прямых и повторных показах участвуют приблизительно тысяча семьсот кинотеатров в шестидесяти странах мира, включая города России (свыше тридцати городов и сорока кинотеатров).

Полный список городов и кинотеатров по миру на сайте bolshoiballetincinema.com .

Информация по России будет доступна
www.theatreHD.r u в разделе «Афиша» и на сайте www.coolconnections.ru

Все кинотеатры, участвующие в проекте, оборудованы специальной спутниковой антенной, цифровым ресивером, высококачественным кинотеатральным оборудованием и дают возможность зрителям смотреть показы в комфортабельных залах.

Прямые трансляции спектаклей Большого театра в кинотеатрах проводятся компанией Pathé Live. Это дочерняя компания Gaumont-Pathé, которая с 2008 г. является европейским лидером по дистрибуции различных программ в кинотеатрах. Компания быстро расширяется и на данный момент насчитывает сто пятьдесят кинотеатров во Франции и более тысячи площадок по всему миру. Благодаря уникальной системе высокого разрешения и спутниковой видео-трансляции, Pathé Live обеспечивает качественные прямые трансляции и показы в записи по всему миру. Pathé Live осуществляла показы в форматах 2D и 3D концертов, балетов, опер и спортивных мероприятий, и является первой компанией, которая организовала прямые трансляции в формате 3D.

Дистрибьютор в России

Арт-объединение CoolConnections является российским дистрибьютором трансляций из лучших театров мира. Первыми, в 2011 г., были организованы трансляции в России из Метрополитен-оперы The Met: Live In HD. В 2012 г. компания CoolConnections стала также организатором российских трансляций постановок Королевского Национального театра National Theatre Live, открывшихся знаменитым спектаклем Дэнни Бойла «Франкенштейн».
В Театральном киносезоне 2012-2013 гг. к показам из Метрополитен-оперы и Национального театра добавились постановки Нидерландского театра танца (NDT) «Вечер в NDT», Большого театра «Большой балет в кино».
В 2013 г. CoolConnections становится еще и дистрибьютором показов постановок Шекспировского театра «Глобус», в том числе знаменитого спектакля «Двенадцатая ночь» со Стивеном Фраем в роли Мальволио, и Королевской Шекспировской компании (спектакль «Ричард II» в главной роли с Дэвидом Теннантом).
В 2016 г. компания включила в орбиту своего внимания главный драматический театр Франции, начав транслировать спектакли Комеди Франсез.

Первая прямая трансляция из Большого театра в кинотеатрах России прошла 12 мая 2013 г.

Трансляции 244-го сезона

27 октября 2019 г.
Александр Глазунов
«Раймонда»
с использованием хореографии Мариуса Петипа
и Александра Горского

Прямая трансляция

17 ноября 2019 г.
Адольф Адан
«Корсар»
Хореография Мариуса Петипа
Постановка и новая хореография Алексея Ратманского, Юрия Бурлаки

Трансляция в записи (запись от 22 октября 2017 г.)

15 декабря 2019 г.
Петр Чайковский
«Щелкунчик»
Хореограф-постановщик – Юрий Григорович
Трансляция в записи (запись от 23 декабря 2018 г.)

26 января 2020 г.
Адольф Адан
«Жизель»
Хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа
в редакции Алексея Ратманского

Прямая трансляция

23 февраля 2020 г.
Петр Чайковский
«Лебединое озеро»
Хореограф-постановщик - Юрий Григорович
с использованием хореографии Мариуса Петипа,
Льва Иванова, Александра Горского

Прямая трансляция

29 марта 2020 г.
Сергей Прокофьев
«Ромео и Джульетта»
Хореограф-постановщик – Алексей Ратманский
Трансляция в записи (запись от 21 января 2018 г.)

19 апреля 2020 г.
на музыку Габриэля Форе, Игоря Стравинского
и Петра Чайковского

«Драгоценности»
Хореография Джорджа Баланчина © The George Balanchine Trust
Прямая трансляция

Спектакли, идущие в прямой трансляции, одновременно будут транслироваться для российских пользователей и на канале Большого театра по адресу

В 1984 году Поля Либо сменил на посту президента FIVB доктор Рубен Акоста, адвокат из Мексики. По инициативе Рубена Акосты произведены многочисленные изменения в правилах игры, направленные на повышение зрелищности соревнований. Накануне Олимпийских игр-1988 в Сеуле состоялся 21-й конгресс FIVB, на котором были приняты изменения в регламенте решающей пятой партии: теперь она должна играться по системе «ралли-пойнт» («розыгрыш-очко»). С 1998 года такая система подсчёта очков распространяется на весь матч, в том же году появилось амплуа либеро.

В начале 1980-х появилась подача в прыжке и почти перестала применяться боковая подача, увеличилась частота нападающих ударов с задней линии, произошли изменения в способах приёма мяча - прежде непопулярный приём снизу стал господствующим, а приём сверху с падением почти исчез. Сузились игровые функции волейболистов: например, если раньше в приёме были задействованы все шесть игроков, то с 1980-х годов выполнение этого элемента стало обязанностью двух доигровщиков.

Игра стала более силовой и быстрой. Волейбол увеличил требования к росту и атлетической подготовке спортсменов. Если в 1970-е годы в команде могло не быть вообще ни одного игрока ростом выше 2-х метров, то с 1990-х годов всё изменилось. В командах высокого класса ниже 195-200 см обычно только связующий и либеро.

С 1990 года стала разыгрываться Мировая лига по волейболу, ежегодный цикл соревнований, призванный увеличить популярность этого вида спорта во всём мире. С 1993 проводится аналогичное соревнование у женщин - Гран-при.

3. Современное состояние

С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, волейбол является одним из самых популярных видов спорта на Земле. В августе 2008 года новым президентом FIVB был избран китаец Вэй Цзичжун.

Наиболее развит волейбол, как вид спорта, в таких странах как Россия, Бразилия, Китай, Италия, США, Япония, Польша. Действующим чемпионом мира среди мужчин является сборная Бразилии (2006), среди женщин - сборная России (2006).

08 ноября 2009 года действующий победитель европейской волейбольной Лиги чемпионов итальянский "Трентино" завоевал еще один трофей, став чемпионом мира среди клубов.

4. Развитие волейбола в России

Весной 1932 года при Всесоюзном совете физической культуры СССР была создана секция волейбола. В 1933-м во время сессии ЦИК на сцене Большого театра перед руководителями правящей партии и правительства СССР был сыгран показательный матч между сборными Москвы и Днепропетровска. А уже через год регулярно проводятся первенства Советского Союза, официально называвшегося «Всесоюзным волейбольным праздником». Став лидерами отечественного волейбола, спортсмены Москвы удостоились чести представлять его на международной арене, когда гостями и соперниками в 1935 году были афганские спортсмены. Несмотря на то, что игры проводились по азиатским правилам, советские волейболисты одержали убедительную победу - 2:0 (22:1, 22:2).

Соревнования на первенство СССР проводились исключительно на открытых площадках чаще всего после футбольных матчей по соседству со стадионами, а крупнейшие соревнования, такие как чемпионат мира 1952 года - на тех же стадионах при переполненных трибунах.

Советские волейболисты - 6-кратные чемпионы мира, 12-кратные Европы, 4-кратные победители Кубка мира. Женская команда СССР 5 раз побеждала на чемпионатах мира, 13 - Европы, 1 - на Кубке мира.

Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1991 году. Президент федерации - Николай Патрушев. Мужская сборная России - победитель Кубка мира-1999 и Мировой лиги-2002. Женская команда побеждала на чемпионате мира-2006, чемпионатах Европы (1993, 1997, 1999, 2001), Гран-при (1997, 1999, 2002), Всемирном Кубке чемпионов-1997.

Две версии одной истории любви. В Большом театре громкая премьера - балет «Ромео и Джульетта» в постановке Алексея Ратманского. Новый взгляд и новая хореография. При этом в репертуаре осталась и легендарная работа Юрия Григоровича. Его «Ромео и Джульетта» в афишах уже несколько десятилетий.

Любовь, которая сильнее, чем смерть. Слова здесь лишние - только музыка и движения. Эту постановку «Ромео и Джульетты» хореограф Алексей Ратманский шесть лет назад уже ставил в Торонто, в Канаде. Теперь балет в классической манере, на пуантах, показывают артисты Большого театра. И такой красноречивый язык тела, кажется, не требует перевода.

«Она влюбляется в него, когда он стоит перед ней еще в маске. Она даже не видит этого лица, но этот взгляд в корне меняет всю ее жизнь», - говорит про свою героиню прима-балерина Большого театра Анастасия Сташкевич.

Легендарный балет на афишах Большого несколько десятилетий. Юрий Григорович впервые поставил его в 79-м. А 30 лет спустя выпустил совсем другой, обновленный спектакль.

И вот теперь в главном театре страны снова премьера. Репетируют сразу три состава.

«Это история на все времена. Несмотря на костюмы, все-таки исторически приближенные, наши эмоции все же отличаются от тех времен, что Шекспир писал», - сказал премьер Большого театра Владислав Лантратов.

Хореография Алексея Ратманского считается технически особенно сложной. В балете про его работы говорят: ставит практически на каждый такт.

«Он также приумножает и развивает классический танец, как это сделал великий Баланчин. Уж, казалось бы, что еще чистой, классической форме танца после Петипа и Фокина. И вот последователь - Алексей Ратманский», - говорит руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев.

Вокруг «Ромео и Джульетты» еще с момента, когда Сергей Прокофьев создал партитуру, разгорелись нешуточные страсти. Непривычная музыка казалась слишком сложной артистам и оркестру. А финал, где по замыслу композитора юные влюбленные остаются живы, Прокофьеву и вовсе пришлось переделать в трагический. Но именно эта музыка вот уже почти 80 лет по-прежнему вдохновляют.

Знаменитый бег Галины Улановой. Ее Джульетта считается эталонной. В лондонском Ковент-Гардене в 56-м, когда Большой театр впервые выехал на гастроли, выступлению балерины английские леди и джентльмены аплодировали стоя, напрочь забыв о манерах, и не дождавшись, пока королева покинет зал. Британская пресса напишет об этом: «Мы встретились с тремя гениями сразу: Шекспиром, Прокофьевым и Улановой».

К партитуре Прокофьева обращались хореографы всего мира. Джульетту танцевала неповторимая Майя Плисецкая и итальянка Александра Ферри в Ла Скала. Поклонники балета видели «Ромео и Джульетту» Анжелена Прельжокажа и Деклана Доннеллан. Новатор Мауро Бигоцетти вывел на сцену сразу девять Ромео и девять Джульетт в попытке разобраться в причинах трагедии. Тщетно. В этой истории, кажется, невозможно поставить точку.

«Каждый хореограф по-своему слышит музыку. Прокофьев говорил: если бы балет точнее следовал за музыкой, результат был бы намного лучше», - говорит дирижер Павел Клиничев.

Декорации, где зритель видит сон и явь, и что происходит в душе влюбленных, для постановки Ратманского придумал Ричард Хадсон, обладатель престижной бродвейской премии «Тони». Рисуя это пространство, атмосферу для русского балета, Хадсон вдохновлялся работами художников эпохи Ренессанса.

«Музыка Прокофьева идеально рассказывает историю. Мне нужно было лишь проиллюстрировать ее. Сочетание силуэта и цвета костюмов с музыкой помогает почувствовать эту драму», - говорит художник-постановщик Ричард Хадсон.

По версии Ратманского, Джульетта очнется раньше, чем погибнет Ромео, и это возможность вспомнить о первоначальном замысле Прокофьева. Меняется время, эпохи и поколения танцовщиков, но эта история любви, над которой не властно время, волнует и сегодняшнего зрителя.

Современное состояние

С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, волейбол является одним из самых популярных видов спорта на Земле. В августе 2008 года новым президентом FIVB был избран китаец Вэй Цзичжун.

Наиболее развит волейбол как вид спорта в таких странах как Россия, Бразилия, Китай, Италия, США, Япония, Польша. Действующим чемпионом мира среди мужчин является сборная Бразилии (2006), среди женщин -- сборная России (2006).

Развитие волейбола в России

Как отмечает издание «Всё о спорте» (1978), волейбол родился за океаном, но первое время был пасынком на американском континенте. «Подлинной его родиной стала наша страна. Именно в Советском Союзе волейбол приобрёл свои замечательные качества. Стал атлетичным, быстрым, манёвренным, каким мы его знаем сегодня».

Довоенный волейбол в СССР в шутку называли «игрой актёров». Ведь в Москве первые волейбольные площадки появились во дворах театров -- Мейерхольда, Камерного, Революции, Вахтангова. 28 июля 1923 года на Мясницкой улице состоялся первый официальный матч, в котором встретились команды Высших художественных театральных мастерских (ВХУТЕМАС) и Государственной школы кинематографии (ГШК). С этой встречи ведётся летоисчисление нашего волейбола. Первопроходцами нового вида спорта стали мастера искусств, будущие народные артисты СССР Николай Боголюбов, Борис Щукин, Анатолий Кторов и Рина Зелёная, будущие знаменитые художники Георгий Нисский и Яков Ромас. Уровень мастерства актёров в то время не уступал спортивному -- клуб «Рабис» (профсоюза работников искусств) обыгрывал команду спортивного общества «Динамо» (Москва).

В январе 1925 года Московский Совет физкультуры разработал и утвердил первые официальные правила соревнований по волейболу. По этим правилам с 1927 года регулярно проводятся первенства Москвы. Важным событием в развитии волейбола в нашей стране явился чемпионат, разыгранный во время первой Всесоюзной Спартакиады 1928 года в Москве. В нём участвовали мужские и женские команды Москвы, Украины, Северного Кавказа, Закавказья, Дальнего Востока. В том же году в Москве была создана постоянная судейская коллегия.

Для развития волейбола большое значение имели массовые соревнования, проводившиеся на площадках парков культуры и отдыха во многих городах СССР. Эти игры стали хорошей школой и для зарубежных гостей -- в начале 30-х годов в Германии были изданы правила соревнований под названием «Волейбол -- народная русская игра».

Весной 1932 года при Всесоюзном совете физической культуры СССР была создана секция волейбола. В 1933-м во время сессии ЦИК на сцене Большого театра перед руководителями правящей партии и правительства СССР был сыгран показательный матч между сборными Москвы и Днепропетровска. А уже через год регулярно проводятся первенства Советского Союза, официально называвшегося «Всесоюзным волейбольным праздником». Став лидерами отечественного волейбола, спортсмены Москвы удостоились чести представлять его на международной арене, когда гостями и соперниками в 1935 году были афганские спортсмены. Несмотря на то, что игры проводились по азиатским правилам, советские волейболисты одержали убедительную победу -- 2:0 (22:1, 22:2).

В годы Великой Отечественной войны волейбол продолжали культивировать в воинских частях. Уже в 1943 начинают оживать волейбольные площадки в тылу. С 1945 возобновляются первенства СССР, волейбол в нашей стране становится одним из самых массовых видов спорта. Количество людей, занимающихся волейболом, оценивалось в 5--6 миллионов (а по некоторым источникам и в несколько раз больше). Как отмечает в своей книге «Уравнение с шестью известными» легендарный тренер Вячеслав Платонов, «те дни, те годы не представимы без волейбола. Мяч, летевший через сетку, натянутую меж двух столбов (деревьев, стоек), имел колдовское влияние на подростков, на юношей и девушек, на храбрых воинов, вернувшихся с полей сражений, на тех, кого тянуло друг к другу. А тогда тянуло друг к другу всех». В волейбол играли во дворах, парках, на стадионах, на пляжах… Вместе с любителями не гнушались выходить к сетке и признанные мастера -- Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Владимир Ульянов. Благодаря такой массовости школьники, впервые бравшие в руки мяч, быстро вырастали в настоящих звёзд советского и мирового волейбола.

Соревнования на первенство СССР проводились исключительно на открытых площадках чаще всего после футбольных матчей по соседству со стадионами, а крупнейшие соревнования, такие как чемпионат мира 1952 года -- на тех же стадионах при переполненных трибунах.

В 1947 году советские волейболисты вышли на международную арену. На первом Всемирном фестивале молодёжи в Праге был проведён турнир по волейболу, в котором участвовала сборная Ленинграда, усиленная, как тогда это было принято, москвичами. Руководили сборной легендарные тренеры Алексей Барышников и Анатолий Чинилин. Наши спортсмены выиграли 5 матчей со счётом 2:0, и лишь последний 2:1 (13:15, 15:10, 15:7) у хозяев, сборной Чехословакии. Первый «женский» выезд состоялся в 1948 году -- в Польшу поехала столичная команда «Локомотив», дополненная коллегами из московских «Динамо» и «Спартака» и ленинградскими спартаковками. В том же 1948-м Всесоюзная секция волейбола вступила в члены Международной федерации волейбола (и не американские, а наши правила игры легли в основу международных), а в 1949-м наши игроки впервые приняли участие в официальных международных соревнованиях. Дебют оказался «золотым» -- женская сборная СССР завоевала титул чемпионок Европы, а мужская выиграла чемпионат мира. В 1959 году образована Федерация волейбола СССР.

Первым олимпийским чемпионом в Токио-1964 также стала наша мужская сборная. Побеждала она и на Олимпиадах в Мехико (1968) и в Москве (1980). А женская сборная четырежды (1968, 1972, 1980 и 1988) завоёвывала титул олимпийских чемпионов.

Советские волейболисты -- 6-кратные чемпионы мира, 12-кратные Европы, 4-кратные победители Кубка мира. Женская команда СССР 5 раз побеждала на чемпионатах мира, 13 -- Европы, 1 -- на Кубке мира.

Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1991 году. Президент федерации -- Николай Патрушев. Мужская сборная России -- победитель Кубка мира-1999 и Мировой лиги-2002. Женская команда побеждала на чемпионате мира-2006, чемпионатах Европы (1993, 1997, 1999, 2001), Гран-при (1997, 1999, 2002), Всемирном Кубке чемпионов-1997.

Под эгидой FIVB

Олимпийские игры проводятся раз в 4 года. Чемпионат мира проводится так же раз в 4 года. Всемирный Кубок чемпионовпроводится раз в 4 года. Мировая лига проводится раз в год. Гран-припроводится раз в год. Под эгидой CEV чемпионат Европы проводится раз в 2 года.