Об избах-читальнях, красных уголках и клубах. Воспоминания Д.В. Попковой А г бурки история изба читальня

Мальта приковала к себе особое внимание два года назад, когда при въезде в старинное село появилась семья мамонтов. Удивительно, но многие жители Приангарья до этого времени даже не подозревали о том, что рядом с ними расположена одна из крупнейших стоянок эпохи палеолита. А началось все с того, что в далеком 1929 году крестьянин Савельев решил углубить у себя дома погреб. Во время раскопок он обнаружил огромную старую кость, которая, впрочем, не произвела на него впечатления. Он выбросил ее за ограду, а местные мальчишки тут же нашли ей применение, приспособив в качестве саней. Однако заведующий деревенской читальней присмотрелся к диковинке и сообщил о ней в Иркутск. Известный археолог Михаил Герасимов сразу отправился в Мальту и обнаружил древнюю стоянку. Эта новость ошеломила весь научный мир. Из недр мальтинской земли были извлечены такие уникальные артефакты, как миниатюрные женские статуэтки, Венеры, захоронение ребенка с богатым инвентарем и бусинка, изготовленная из минерала под названием «тигровый глаз».

Церковь рухнула в тишине

Красивое большое село Мальта поделено на две части - правый и левый берег реки Белой. Правая сторона более современная. Она образовалась после того, как была построена железная дорога. Здесь расположены все социально значимые объекты: местная администрация, школа, Дом культуры, предприятие по производству минеральной воды «Мальтинское» и останки когда-то гремевшего на всю область санатория.

Зато левая сторона представляет собой настоящую историческую сокровищницу. Вдоль главной улицы - Ленина - простирается прежний Московский тракт, по которому несколько веков назад передвигались каторжники, военные. Во время пути они делали в Мальте небольшую остановку: отдыхали, меняли коней. Этот эпизод из истории села мальтинцы воссоздали в один из сельских праздников. Облачившись в тряпье и рванину, они изобразили, как по Московскому тракту передвигались каторжники.

На углу улицы до сих пор стоит двухэтажный старинный дом, в котором находилась притрактовая гостиница. По словам жителей, в ней когда-то останавливался Антон Чехов. Затем, много лет спустя, здание оборудовали под родильный дом.

Известно, что далеко не все каторжники выдерживали длинную дорогу. Часто мученики обретали здесь последнее пристанище. Хоронили их без отпевания, и именно по этой причине жители решили возвести в селе церковь. Отправили прошение государю Александру I и, не дожидаясь ответа, начали собирать деньги.

Изначально было решено построить двухпридельный храм, однако со временем планы изменились, и в результате был воздвигнут большой трехпридельный. Главный придел - во имя Вознесения Господня, второй - Казанской Божией Матери, а третий - во имя святителя Иннокентия. Сделан храм был на совесть. Для его строительства использовали большие старинные кирпичи из местной глины. Для того чтобы они крепче держались, в раствор добавляли огромное количество яиц. Жители сами несли их со своих дворов. Каждый хотел внести свой вклад в благое дело.

В 1810 году два меньших придела были освящены, а очередь самого главного подошла лишь спустя 23 года, так как были трудности с деньгами. Возле храма была открыта и церковно-приходская школа. Первыми ее окончили 10 человек. При этом, по воспоминаниям старожилов, мальчиков в ту пору было больше, чем девочек. В своем первозданном виде храм прослужил до революции.

Во время Гражданской войны 1918 года его использовали для пристрелки артиллерийских орудий и красные, и белые. Церковь была обстреляна со всех сторон. В феврале 20-го года, когда Мальта была на военном положении, с колокольни красные отстреливались от каппелевцев.

В 1933 году храм был закрыт. Часть помещения была отгорожена и оборудована под склад, а церковная территория отдана под спортивные площадки и застройку. Какое-то время в храме на втором этаже была контора кирпичного завода, затем его отдали под клуб. Работники мальтинской культуры показывали кино, устраивали танцы. Здесь же население собиралось на сходы. За то время, пока храм не использовался по своему прямому назначению, его стали понемногу разбирать на нужды. Поскольку кирпич был очень хорошего качества, в 30-40-е годы военные вывозили его на казармы.

Последним, кто на время нашел пристанище в церкви, стал магазин сельпо. Правда, проработал он недолго, а после того как здание опустело, оно начало рушиться. Во время землетрясения 2009 года большая часть стен храма осыпалась, а через два года от него остались одни руины.

В тот день было очень спокойно, тихо. Примерно в 17.30 услышали страшный треск, и храм рухнул. Сам по себе. Видимо, время его пришло. Туда уже никто не ходил, не заглядывал, - рассказывает Галина Коломиец, хранитель школьного краеведческого музея. - Жаль, конечно, церковь. Памятник архитектуры. Может быть, когда-нибудь на его месте построят новый храм. Ведь место это намоленное, святое.

Венеры, бусинки и древние захоронения

В Мальте находится и всемирно известная стоянка древнего человека. История о том, как местный житель выкопал кость мамонта, давно превратилась в легенду, которую старшее поколение рассказывает молодым. Несколько десятков лет сюда каждый сезон наведывались экспедиции. Из земли археологи извлекали кости мамонта, шерстистого носорога, рога оленя, орудия труда первобытных людей, украшения и предметы быта.

Этот памятник древности привлек сотни тысяч туристов и археологов со всего мира. Всем хотелось поближе познакомиться с уникальными артефактами. Ученые выяснили, что на месте Мальты 21-23 тысячи лет назад находилась тундра, по которой бродили стада мамонтов, носорогов и бизонов. Их мясо служило пищей первобытным людям, а из шкур и костей сооружали жилища.

В 1958 году на смену Михаилу Герасимову, который первым начал изучать мальтинскую культуру, пришел его ученик, профессор и археолог Герман Медведев. Он также раскопал немало удивительных изделий. Среди них, например, маленькие статуэтки женщин. У них были четко вырезаны губы, профилированы ноздри и выделялся миниатюрный подбородок. Таких фигурок, получивших имя Венеры, набралось 30 штук. Еще одна находка - древняя бусинка, изготовленная из минерала «тигровый глаз». Примечательно в ней то, что до этих пор этот минерал встречался только в Индии и Южном Афганистане.

В Мальте обнаружили и единственное в регионе захоронение ребенка с богатым убранством: бусинами и подвесками из бивня мамонта, фрагментами изображения летящей птицы, кремниевыми изделиями и браслетом.

Жгли костры, пели под гитару

У местных жителей археологические изыскания также вызывали неподдельный интерес. Ребятня часто навещала участников экспедиций, смотрела, как они работают.

Раньше здесь был даже указатель «Стоянка древнего человека». Посторонним туда вход был запрещен. Но в мою молодость мы часто туда бегали. В 80-х годах археологи устанавливали палаточный городок и работали здесь весь сезон, три-четыре месяца. Приезжали в основном из Иркутска студенты, молодежь, они жгли костры, играли на гитаре. И мы к ним присоединялись, - вспоминает Динара Салиховна, жительница Мальты.

С первого класса юные «археологи» протоптали сюда дорожку. Их интересовал весь процесс работы: как снимается первый слой земли, работа скребками и кисточками, извлечение изделий, проведение замеров и фотографирование артефактов.

Описать это невозможно. Нужно видеть. Я никогда не видела такой скрупулезной работы, исследуется каждый миллиметр земли. Археологи трепетно относятся к каждому обнаруженному экспонату. Обращаются с ними очень аккуратно, чтобы не причинить ущерб.

Правда, есть в этой мальтинской достопримечательности и один существенный минус. Поскольку все село по сути представляет собой зону археологического наследия, любые строительные, земляные работы здесь запрещены. И для жителей это очень большая проблема. Для того чтобы добиться разрешения на строительство какого-либо объекта, даже маленького сарая или бани, им нужно пройти немало инстанций. Такой же процедуре подвергаются и те, кто желает просто взять землю под огород. Некоторые из мальтинцев пытались воспрепятствовать этому «безобразию» и самовольно возводили строения. Однако надзорные органы, узнав про нарушение, сразу приезжали и наказывали виновного рублем.

Мамонт и стоматолог

В начале 2000-х из-за отсутствия финансирования раскопки прекратились, и только два-три года назад они вновь были продолжены. В 2014 году археологи Иркутского государственного университета на берегу реки обнаружили останки мамонтенка. Сначала они наткнулись на зуб животного, который скрывался сразу под дерном, затем, копнув поглубже, нашли и остальные останки: фрагменты черепа, костей ног, ребер. Все они находились в древней морозобойной трещине, на площади около полутора метров. Возраст отложений составил примерно 25 тысяч лет.

По предположениям Дмитрия Лохова, инженера-исследователя кафедры археологии, этнологии и истории Древнего мира, возможно, мамонтенок стал добычей древнего человека. Его отбили от стада и загнали в ловушку. Об этом можно судить по виду и расположению останков. Археологи нашли рубленые кости ног и череп. Зубы лежали отдельно. Ребра также были порублены и сложены в одну кучу.

В 2015 году исследовательские работы в Мальте были начаты позже, уже в начале сентября.

Раскопки вели прямо вдоль заборов, по всей длине переулка Производственного. Копали примерно на три метра глубиной, а сверху все было под пленкой, - рассказывает Динара. - На этот раз мы разместили участников экспедиции в Доме культуры, топили баню, поили их чаем. Работы продолжались до середины ноября. В холода они топили печь. Пока шли раскопки, для жителей отсыпали временную дорогу в обход. После завершения работ переулку вернули прежний вид. Что обнаружили археологи, нам неизвестно, знаем только, что было немало элементов костей животных.

На улице Береговой, вдоль которой много лет велись раскопки, из прежних жителей никого не осталось. Пожилые умерли, молодые разъехались. Новые жильцы знают лишь то, что здесь находится стоянка древнего человека. Правда, иногда кто-то находит любопытные фрагменты. Так, в прошлом году после сильного ливня Наталья Бурлакова, спустившись к берегу, случайно на-

ткнулась на предмет необычной формы. Сначала она подумала, что это камень, однако присмотревшись, решила, что он больше похож на зуб. Эксперты ее догадки подтвердили. Свою находку она подарила школьному музею. Примечательно, что зуб она обнаружила не на левом берегу, где расположена стоянка, а на правом. Как он туда попал, остается загадкой. По крайне мере, детям в школе Галина Коломиец, шутя, рассказывает, что мамонт ходил к стоматологу.

Еще один экспонат школьного краеведческого музея - огромный позвонок. Его в реке выловили рыбаки. Долго не знали, куда его пристроить, а затем решили отнести в музей. Здесь же хранится челюсть неизвестного животного, кость от бедра шерстистого носорога и копия Венеры, которую музею подарила профессор из Германии Нана Наувальд.

На родниковой воде солят огурцы

Стоянка древнего человека не единственная достопримечательность Мальты. Кто не знает бутилированную минеральную воду с одноименным названием? Она реализуется по всей Иркутской области и за ее пределами. Находится источник в частной собственности. Один предприниматель взял себе участок, пробурил на нем скважину и занялся прибыльным бизнесом. Жителям Мальты и всем посторонним лицам вход туда запрещен, вот только он им и не нужен. У них есть собственный источник. Любой желающий может подойти и почерпнуть для себя родниковой воды. На вкус она слегка подсоленная. Как уверяют мальтинцы, в ней содержится немало полезных веществ. Обычно ей лечат желудочно-кишечный тракт. Для этого нужно выпивать 100 граммов воды утром и вечером. Хозяйки на основе этой воды делают неплохие соленья. Особенно удаются малосольные огурчики. Рядом с источником установлена часовенка.

Санаторий «Мальтинский» - еще одна гордость села - давно канул в Лету. В золотые для него годы сюда приезжали на отдых из Красноярского края, Бурятии, Читинской области, Якутии. Санаторий обслуживал до 1000 человек за сезон. Людей привлекали местные красоты и лечебные грязи, которые добывали с Поповских озер. Они помогали при заболеваниях суставов и опорно-двигательной системы. Грязи есть и сегодня, только пользуются ими усольские лечебницы.

Сейчас от прежнего дома отдыха остался лишь указатель при въезде в село и два здания - контора и столовая. Другие корпуса либо сгорели, либо их разобрали на нужды. Несколько лет назад и эти два строения превратились в обычные жилые дома. В планах у районной администрации создать на территории бывшего дома отдыха музей под открытым небом. Правда, когда осуществится желаемое, не знает никто.

Селфи на мамонте

Единственная достопримечательность, которая появилась здесь за последнее время, - семья мамонтов. Открытие памятника приурочили к празднованию 90-летия Усольского района. Сначала на открытой площадке перед Мальтой появились мама с мамонтенком, а позже к ним присоединился папа. Скульптурную композицию выполнил известный мастер из Тельмы Иван Зуев.

Я сразу решил, что это будет маленький мамонтенок, вытаскивающий маму из ледяной воды. С одной стороны, это спасение, с другой - пробуждение. Мамонтенок словно символизирует наше молодое поколение, которое пытается вытянуть из глубины веков информацию о прошлом. О том, что мы уже забыли. Хотелось бы, чтобы люди помнили об этом. Многие просто не знают о том, какие уникальные сокровища хранятся в недрах этого села, - отметил Иван Зуев.

Технология изготовления скульптуры идентична той, что использовалась при создании статуи «Родина-мать зовет» в Волгограде. Кроме того, была использована и особая техника бронзирования. Гарантия этого творения - 50 лет. Как только семья мамонтов поселилась в сельской местности, к ней нескончаемым потоком едут машины. Люди делают на фоне древних животных фото, селфи, а кто-то пытается взобраться на спину мамонтенка.

Туристов привлекает погреб

Мальтинские дети и сегодня пытаются найти уникальные артефакты. Все свои находки они несут в краеведческий музей. Там каждый год проводится конкурс на самый интересный древний экспонат. Школьники приносят старинную утварь, предметы быта. Впрочем, сегодня для них историческую ценность имеют даже такие приборы, как домашний стационарный телефон, радиоприемник, магнитофон. Ангарская геологическая экспедиция, базирующаяся в Мальте, подарила музею набор камней, а местный часовой мастер принес немало интересных часовых механизмов. Среди его презентов - корабельные часы, отсчитывающие время с точностью кремлевских.

Гордостью школы является и школьный театр «Голос», который в следующем году отпразднует 30-летний юбилей. Впечатляет репертуар театра. Среди постановок: «Юнона и Авось», «Мастер и Маргарита», «12 стульев» и многое другое. Актерами выступают как дети, так и весь учительский коллектив. Здесь же проводятся районные театральные фестивали, мастер-классы.

В целом, по словам жителей, у них хорошее, спокойное село. Каждое лето Мальту посещают группы туристов. Всем интересно посмотреть на место, где много тысячелетий назад обитали мамонты, шерстистые носороги. Особенно их привлекает дом, в погребе которого и были выкопаны первые артефакты. Правда, жильцы там давно сменились и на свой участок посторонних не пускают. Да и смотреть там уже не на что - все поросло травой и грядками. У районных властей давно зреет идея организовать по мальтинским местам археологического наследия туристический маршрут. Осталось только этот замысел воплотить в жизнь.

Фото Сергея Игнатенко

Сергей Кез

У этой станции мировая слава, о которой в России мало кто знает. Пассажиры Транссиба, пересекающие Россию, с полным основанием могут говорить, что они проезжали Мальту. Знатокам географии кипятиться не стоит: на карте нашлось место не только островному государству Мальта, но и станции с таким же
названием. Причем своей историей жители сибирской Мальты гордятся не меньше, чем средиземноморской.

Мальта с бурятского означает «черемуховое место». С нынешним начальником станции Андреем Драчуком мы, сколько ни пытались, так и не смогли обнаружить даже намек на остатки черемуховых зарослей. То ли первые строители великой сибирской дороги свели напрочь этот кустарник с черными терпкими ягодами, то ли исчез он по неведомым причинам еще до их прихода. Не смог пролить свет на ботанический казус и глава местного муниципального образования Сергей Миллер, в недавнем прошлом тоже железнодорожник. Правда, совместными усилиями они успешно одолели ту часть рассказа, которая касалась наиболее заметных исторических событий 333-летнего села.

Начало свое Мальта берет от монастырской деревни, которая принадлежала Вознесенскому монастырю Иркутска. Датой основания считают 1675 год. Селению, видимо, на роду было написано быть сначала почтовой станцией, а затем железнодорожной. Сенатский указ о строительстве столбовой дороги от Москвы до Иркутска был подписан в 1731 году, а почти через три десятка лет тракт дотянулся до Мальты. Ориентиром, как утверждают историки, служил старый кандальный путь, по которому тащились каторжники и поселенцы. Мальту не миновали ни Радищев, ни Чернышевский, ни декабристы, ни ссыльные поляки. История повторилась в XX веке, когда в селении появился лагерь для японских военнопленных.

Жизнь Мальты круто изменилась после прихода железной дороги: ее разделило как бы на две части – железнодорожную и чисто сельскую. Со временем железнодорожная стала доминировать. Здесь появились школа, дом отдыха, магазины. Словом, центр деловой и культурной жизни сместился поближе к железной дороге.

Но настоящую славу Мальте принесли раскопки, когда выявилось, что почти вся ее территория – это уникальный памятник палеолитической эпохи. Причем начиналось все, по словам старожилов, как это часто бывает, анекдотично. В 1929 году местный крестьянин Савельев углублял свой погреб и во время этого нехитрого занятия с трудом вывалил из-под земли гигантскую кость. Особого значения диковине Савельев не придал и через несколько дней находку как санки стали использовать мальтийские ребятишки. Заведующий деревенской читальней оказался более знающим человеком – о кости странных размеров он сообщил в Иркутский краеведческий музей. В Мальте, не мешкая, появился известный сегодня всему миру антрополог, археолог, историк и скульптор Михаил Герасимов.
Продолжив углублять савельевский погреб, археолог, к несказанному восторгу, обнаружил кости мамонта, художественные изделия из его бивней и останки других давно исчезнувших животных. Так в Сибири была найдена древнейшая стоянка людей.
А затем открытия посыпались как из рога изобилия. За несколько десятков лет, а Герасимов продолжал свои археологические изыскания до 1959 года и уже не только в погребе, он нашел множество костяных человеческих фигурок. Все они были женскими. По мнению ученого, это объяснялось тем, что у древних мальтийцев существовал матриархат. По его же словам, более двух десятков тысяч лет назад на месте Мальты находилась тундра, по которой неспешно передвигались стада мамонтов, носорогов и бизонов. Они и служили главным объектом добычи. Мясо животных древний мальтиец употреблял в пищу, а из костей строил чум, причем в качестве крыши использовал сплетенные между собой рога оленей. На этот каркас из костей накидывались шкуры, которые придавливались массивными черепами и бивнями мамонта. (Любопытно, что на средиземноморской Мальте открытие, например, Гипогея сопровождалось похожими событиями: собственник земли случайно обнаружил провал, ведущий в подземные пещеры. – примечание сайт)

Раскопки археологи с разной степенью интенсивности продолжают и сейчас.
Здесь, куда ни ткни лопатой, при удаче можно попасть на мировую сенсацию, ведь вся территория Мальты, по словам ученика Михаила Герасимова, иркутского ученого, профессора Германа Медведева, давно объявлена сплошной зоной археологического наследия. Со всеми вытекающими отсюда ограничениями для местных жителей: получить земельный участок под строительство или начать его, признавался Сергей Миллер, большая проблема. Дело с мертвой точки сдвинется только тогда, когда ученые выдадут разрешительный документ.
Но сам глава местной власти мечтает о том времени, когда мировая слава Мальты начнет приносить хоть какую-то копейку в тощий муниципальный бюджет.

— Вполне можно было организовать платную экскурсию по уже обнаруженным в области стоянкам древнего человека. Мы с опозданием, но под это дело даже музей делаем, который разместится в здании бывшей церковно-приходской школы, тоже, кстати, местном старожиле – этому дому почти по лет. И археологов давно уже оповестили: копайте, но часть найденных артефактов – нам. А то ведь практически ни одного доброго экспоната – все в Москве да в Питере. Словом, сапожник без сапог, – говорит Сергей Миллер.

А напоследок мы едем к знаменитым мальтийским источникам. Кружка со студеной соленой водой ходит по кругу. Сергей Миллер обещает мне подарить книгу об истории Мальты, которую написали учителя-пенсионеры Анатолий Греченко и его супруга Антонина вместе с другими членами семьи.

А я пытаюсь найти взглядом такой кусочек пейзажа, где не было бы ни единой приметы современности, чтобы представить, как здесь тысячи лет назад брели стада мамонтов. Кажется, нашел, сейчас появятся гигантские животные. Но загудел проходящий невдалеке локомотив, и наваждение пропало.

Народному комиссару внутренних дел Союза ССР тов. Ягоде

Направляю Вам спецзаписку о состоянии и деятельности изб-читален, красных уголков и клубов сельской местности по отдельным районам Курской обл. Поступившие с мест отдельные сигналы указывали на чрезвычайное неблагополучие в состоянии политпросветработы в деревне и вызвали необходимость активного с нашей стороны вмешательства. Нами с участием представителей партийных и советских организаций проведено выборочное обследование изб-читален, красных уголков и клубов. Материалы настоящей записки характеризуют политпросветработу по 27 районам, где в общей сложности обследовано 42 избы-читальни, 8 красных уголков и 6 клубов.

Обследование установило, что этот участок работы в абсолютном большинстве районов нашей области выпал из поля зрения партийных и советских органов, и, как следствие этого, содержание политпросветработы в деревне в настоящее время совершенно не отвечает политическим и экономическим задачам и не удовлетворяет запросы населения. Одновременно спецзаписку направляю в обком ВКП (б) для принятия соответствующего решения.

Приложение: упомянутое.

Нач. Управления НКВД по Курской обл. Домбровский

Приложение:

В связи с появившимися в последнее время из ряда районов Курской обл. сигналами о крайне неблагополучном состоянии политпросветработы в деревне органами НКВД при участии партийных и советских организаций произведено выборочное обследование изб-читален, красных уголков и клубов. В 37 районах обследованы 42 избы-читальни, 8 красных уголков и 6 клубов. Обследованием установлен чрезвычайно низкий уровень политико-просветительской работы на селе, совершенно не соответствующий возросшим общественно-культурным запросам деревни.

Основными причинами этого являются: отсутствие надлежащего руководства со стороны районных и партийных и советских организаций; недооценка в ряде районов серьезного значения этого участка работы; необеспеченность изб-читален, красных уголков и клубов соответствующими кадрами и засоренность их социально-чуждыми, морально разложившимися элементами.

Избы-читальни и красные уголки имеют чрезвычайно непривлекательный вид как по внешнему, так и по внутреннему оборудованию. В некоторых местах здания полуразрушены, содержатся антисанитарно, художественно не оформлены, литературой не обеспечены. Многие избы-читальни периодической печати не выписывают. Неблагополучное положение в состоянии политпросветработы на селе характеризуется многочисленными фактами.

Белгородский район. Районные организации не руководят почти работой изб-читален и красных уголков. По линии райОНО руководство возложено на районных инспекторов: Беженцева (сына торговца, быв. эсера, исключен из ВКП (б)) и Сапрыкина (снимался с работы в райОНО за срыв работы по ликвидации безграмотности). В результате этого «руководства» культпросветработы в деревне нет, избы-читальни и красные уголки бездействуют. Колхоз «Красный боевик» имеет красный уголок. Если не считать нескольких книжек издания 1926−1927 гг., библиотеки в избе-читальне нет. В помещении красного уголка грязно, крыша протекает, везде следы сырости, никакого художественного оформления нет. Заведует уголком парторг Кравчиков.

Кореневский район. Политпросветработы почти нет. Райком ВКП (б) не занимается этим вопросом. РайОНО работой изб-читален и красных уголков не руководит. В Капоновском сельсовете избой-читальней заведует Мягких, исключенный из ВЛКСМ за морально-бытовое разложение. Мягких никакой работы по клубу не ведет. Кружки Осоавиахима, МОПРа, драматический, хоровой и другие самодеятельные кружки существуют только на бумаге, а работы никакой не ведут (Старковский, Б. Долженковский и другие сельсоветы).

Никольский район. РайОНО не руководит политпросветработой в районе. Плана работы ни по району в целом, ни по отдельным избам-читальням и красным уголкам не имеется. В Коротышском сельсовете избой-читальней заведует комсомолец Малыгин, исключавшийся из комсомола за развал комсомольской организации. Малыгин занимается исключительно пьянством. Помещение этой избы-читальни содержится антисанитарно: в помещении грязь, крыша пришла в негодность, вся в дырах. Дом гниет и грозит обвалом. Из художественного оформления имеется один антипасхальный плакат. Столы и стулья поломанные. Литература устарела, и никто ею не пользуется. Газеты, хотя и выписываются, но пользуется ими только избач. Он держит газеты у себя на квартире, объясняя, что «в избе-читальне газеты держать нельзя, мыши съедят». В колхозе «Красная поляна» красным уголком заведует Васильев — брат активного сектанта-баптиста, с которым имеет тесную связь. Работа в красном уголке поставлена чрезвычайно плохо.

Мантуровский район. Клубы, избы-читальни и красные уголки бездействуют. Никакой культурно-просветительной работы не ведется. Помещение в безобразном состоянии. Никакого художественного оформления — плакатов, портретов, лозунгов нет. Литературой не обеспечены. Газеты выписываются в весьма ограниченном количестве и должным образом не используются. В некоторых районах помещения изб-читален и клубов используют под ссыпку хлеба, а в Ленинском районе клуб приспособлен под хлев. В Корсаковском районе из 5 изб-читален 3 совершенно не работают, т. к. помещения заняты под хлебные хранилища. В Павловском сельсовете Обоянского района чрезвычайно удобное помещение избы-читальни забрано сельсоветом под ссыпку хлеба. Многие колхозные и сельские стенные газеты лишены всякого руководства партийных организаций. Селькоровского актива значительная часть стенгазет не имеет, вследствие чего общественно-политическое значение их незначительно. Зачастую газеты являются политически безграмотными.

Орловский район. В колхозе им. XVII партконференции выпускается газета «Голос колхоза». Редактором газеты является учитель Ветров. Газета не освещает вопросов организационно-хозяйственного строительства и общественно-политической работы колхоза. Ветров помещает в газете свои собственные «передовицы» исключительной безграмотности. В одной из статей он написал: «Революция 1917 года произошла потому, что царь Николай II и помощник Гришка Распутин были пьяницы. Если бы они не были бы пьяницы, не было бы революции».

Пристенский район. В Сазовском сельсовете выпускается стенная газета «За рекордный урожай». Авторами ее являются двое — заведующий избой-читальней и школьный работник. Средства, отпускаемые на политпросветработу, используются далеко не полностью.

Ленинский район. Из 10 тыс. руб., выделенных по районному бюджету па культпросветработу, израсходована 1 тыс. руб. Остальные деньги частично израсходованы не по назначению.

Красно-Яружский район. Изба-читальня Илек-Пеньковского сельсовета имеет на культпросветработу 500 руб., но не расходует их.

Корсаковский район. Изба-читальня Покровского сельсовета из отпущенных на культпросветработу 600 руб. израсходовала лишь 105 руб. Сообщено в областные партсоворганы. № 4/17938.

Виленский

Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918—1939. Документы и материалы. В 4-х т. / Т. 4. стр. 185−187.

В декабре исполняется 95 лет библиотечному делу в Гжатске. Сменились эпохи, бумага практически уступила место планшетнику, но неизменным остался дух библиотеки как сокровищницы самого интересного, необычного, нового.

Через несколько дней Центральная районная библиотека в городе Гагарине отметит свое 95-летие. Подобные юбилеи сейчас празднуют и другие публичные библиотеки, работающие в небольших городах нашей страны, ведь в конце 1910-х – начале 1920-х годов появление библиотек и изб-читален в городах и сёлах стало по-настоящему массовым явлением.

Вскоре после Октябрьской революции В.И. Ленин отметил создание библиотек во всех, даже не очень больших, населенных пунктах страны как одну из важнейших задач новой власти: «Мы должны использовать те книги, которые у нас есть, и приняться за создание организованной сети библиотек, которые помогли бы народу использовать каждую имеющуюся у нас книжку». Вскоре был издан декрет о единой библиотечной сети, а для подготовки кадров – открыты курсы библиотечных работников.

Началось массовое искоренение неграмотности. В стране появились новые профессии – избачи и книгоноши, в задачу которых входила пропаганда новой советской литературы среди населения. Избачи уже не ждали посетителей, они ходили по дворам, ездили на полевые станы и лесозаготовки, приглашая людей на вечера в избы-читальни и убеждая, что учиться грамоте никогда не поздно. А избы-читальни, в свою очередь, превратились в своего рода сельские клубы: там не только читали книги и газеты, в них вели беседы, проводили лекции, читали доклады, при них развивалась художественная самодеятельность и даже показывали первые киноленты.

В 1918 году заведующий внешкольным подотделом при Гжатском совдепе Д.Горшков пишет в газете «Известия Гжатского Совета…» (№32):

«В целях поднятия культурного уровня населения внешкольный Подотдел считает необходимым провести в жизнь следующие мероприятия. В городе – создание центральной библиотеки и бесплатной читальни при ней с таким подбором книг, который мог бы удовлетворить, по возможности, всех жителей города и уезда, начиная от рядового крестьянина и кончая всесторонне развитым интеллигентом.

Несмотря на то, что собранные книги заключают в себе много ценных и полезных материалов, полной библиотеку все-таки назвать нельзя. В ней, например, слабо представлены отделы политики, экономики и сельского хозяйства. Нет как раз того, чего так жадно ищет молодая социальная мысль.

Кроме того, для читальни постоянно приходится выписывать газеты и журналы, без чего последняя не может обходиться, как человек без воздуха.

Организация книжного склада и киосков имеет широкое агитационное и развивающее значение. Это необходимое дополнение к библиотеке, которая никогда не может удовлетворить запросов читающей публики по всему уезду.

Книги, газеты и журналы расширят политический кругозор населения, дадут ему целый ряд теоретических данных по вопросам прикладного знания и заставят вступить на путь социального строительства все живые и сознательные силы уезда. Подбор книг производится под непосредственным наблюдением деятелей левого социального течения и запросов местного населения”.

Гжатская уездная библиотека была организована 15 декабря 1919 года. Первоначально она находилась в здании на улице Герцена, но в 20-е и 30-е годы неоднократно переезжала из одного помещения в другое, пока, наконец, не обосновалась в Тихвинской церкви (комплекс Благовещенского собора).

К сожалению, достоверных архивных данных об истории библиотек в уезде нет, но по скупым источникам можно сделать вывод, что помимо районной библиотеки в Гжатске, библиотеки в те годы появились также в селах Пречистое, Карманово и Токарёво.

На момент открытия уездной библиотеки ее фонд насчитывал всего 2331 книгу, но, несмотря на это, она быстро стала культурным центром Гжатска. В 1923 году заведующим библиотекой был назначен Николай Васильевич Шкломин. Несмотря на многочисленные трудности первых лет становления советской власти, нехватки средств и небольшого разнообразия выпускаемых в стране книг, ему удавалось постоянно увеличивать книжный фонд. Николай Васильевич поддерживал связи с библиотеками Москвы, Ленинграда и Смоленска. Из этих городов в Гжатск по его просьбе и присылалась литература. Благодаря усилиям заведующего, к 1941 году библиотека насчитывала 20 тысяч томов. Не по дням, а по часам росло и количество читателей.

После начала Великой Отечественной войны работники библиотеки свое главное богатство – книги – спрятали в подвале Тихвинской церкви. К сожалению, это не помогло их сохранить: за годы оккупации часть книг была уничтожена, другая растащена по домам гжатчанами. На восстановление библиотеки после окончания войны ушло несколько лет. Книги для пополнения книжного фонда тогда присылались из дальних областей, приносили их и частные лица.

За годы работы заведующим районной библиотекой Николай Шкломин неоднократно награждался грамотами. Его имя занесено в Книгу почета работников культпросветучреждений. В 1952 году он передал библиотеку Юрию Алексеевичу Соболевскому, который, как и его предшественник, много сделал для ее развития.

В 1963 году книжный фонд библиотеки насчитывал 26 тысяч книг, а уже к 1975 году их число возросло до 33 тысяч. Однако в сыром и холодном здании Тихвинской церкви книги быстро приходили в негодность, а сотрудникам приходилось круглый год работать в шубах и валенках. Естественно, в подобных условиях о проведении каких-либо массовых мероприятий не могло быть и речи. Лишь накануне своего 70-летнего юбилея в 1989 году, после двух переездов, библиотека отметила новоселье в здании на центральной площади города, где находится и по сей день.

Бурное развитие компьютерных технологий поставило перед работниками библиотеки новые задачи, которые они успешно выполнили. Сегодня в ее стенах регулярно проводятся игровые и развивающие мероприятия для детей, которые охотно приходят в «книжный дом», становясь потом его постоянными посетителями. Для молодежной аудитории работает информационный центр. Посетители всех возрастов приходят на встречи с писателями и поэтами, музыкантами и художниками. На базе библиотеки работает клуб гагаринских поэтов. В духе времени, для горожан проводится акция «Ночь в музее».

Библиотека сегодня, как и 95 лет назад, остается культурным центром, который посещают гагаринцы всех возрастов – от дошкольников до пенсионеров.

Евгений ФЕДОРЕНКОВ,
ФОТО – из архива замдиректора библиотеки Галины ШЕХВАТОВОЙ

- {{изба чит{}а{}льня}} избы читальни; мн. избы читальни, изб читален; ж. В СССР до конца 60 х гг.: культурно просветительное учреждение в деревне. Заведующий избой читальней. * * * изба читальня один из видов сельских клубных учреждений в СССР до… … Энциклопедический словарь

Один из видов сельских клубных учреждений в СССР до нач. 60 х гг … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 2 библиотека (19) туалет (87) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Ж. Культурно просветительное учреждение в сельской местности (в СССР в 20 60 х годах XX в.). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

изба-читальня - , ы и, ж. Читальня в помещении крестьянского дома. ◘ У нас теперь сделались центрами политико воспитательной работы в рабочих районах клубы, а в деревне избы читальни (Молотов). БАС, т. 5, 86. Постановлено: на гонорар рабкоров закупить… … Толковый словарь языка Совдепии

Один из видов сельских клубных учреждений в СССР. Возникли в первые годы Советской власти. В некоторых национальных республиках, округах, краях, областях были созданы передвижные И. ч. красные чайханы, красные чумы, красные юрты и др.… … Большая советская энциклопедия

изба-читальня - изб а чит альня, изб ы чи т альни … Русский орфографический словарь

изба-читальня - (1 ж 1 ж), Р. избы/ чита/льни … Орфографический словарь русского языка

изба-читальня - избы/ чита/льни; мн. и/збы чита/льни, изб чита/лен; ж. В СССР до конца 60 х гг.: культурно просветительное учреждение в деревне. Заведующий избой читальней … Словарь многих выражений

изба-читальня - изб/а/ чит/а/ль/н/я … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Пепел Одессы стучит в мое сердце Сборник стихотворных прозаических и публицистических материалов , Изба-Читальня. Сборник "Пепел Одессы стучит в моё сердце" составлен редакторским коллективом литературно-художественного портала" Изба-Читальня" по материалам авторов сайта.. Главная идея настоящего…
  • Отторженная возвратихъ или Отторгнутое присоединяет Сборник стихотворных прозаических и публицистических материалов , Изба-Читальня. Сборник "Крым - русская земля. Отторженная возвратихъ или Отторгнутое присоединяет!"составлен членами редакционной коллегии и художественного совета литературно-общественного объединения"…