Образ катерины ивановны. Смерть катерины ивановны. Образ и характеристика Катерины Ивановны в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера в цитатах

Сначала узнает о ней из рассказа-исповеди Мармеладова в «распивочной»: «Катерина Ивановна, супруга моя, — особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь. Пусть, пусть я подлец, она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена. <...> И хотя я и сам понимаю, что когда она и вихры мои дерет, то дерет их не иначе как от жалости сердца <...> Знаете ли, знаете ли вы, государь мой, что я даже чулки ее пропил? Не башмаки-с, ибо это хотя сколько-нибудь походило бы на порядок вещей, а чулки, чулки ее пропил-с! Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил, дареную, прежнюю, ее собственную, не мою; а живем мы в холодном угле, и она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью. Детей же маленьких у нас трое, и Катерина Ивановна в работе с утра до ночи скребет и моет и детей обмывает, ибо к чистоте с измалетства привыкла, а с грудью слабою и к чахотке наклонною, и я это чувствую. <...> Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила. Медаль... ну медаль-то продали... уж давно... гм... похвальный лист до сих пор у них в сундуке лежит, и еще недавно его хозяйке показывала. И хотя с хозяйкой у ней наибеспрерывнейшие раздоры, но хоть перед кем-нибудь погордиться захотелось и сообщить о счастливых минувших днях. И я не осуждаю, не осуждаю, ибо сие последнее у ней и осталось в воспоминаниях ее, а прочее все пошло прахом! Да, да; дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. Оттого и господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить, и когда прибил ее за то господин Лебезятников, то не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла. Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше. Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер. Бивал он ее под конец; а она хоть и не спускала ему, о чем мне доподлинно и по документам известно, но до сих пор вспоминает его со слезами и меня им корит, и я рад, я рад, ибо хотя в воображениях своих зрит себя когда-то счастливой. И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском, где и я тогда находился, и осталась в такой нищете безнадежной, что я хотя и много видал приключений различных, но даже и описать не в состоянии. Родные же все отказались. Да и горда была, чересчур горда... И тогда-то милостивый государь, тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание. Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая — пошла! Ибо некуда было идти. Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете... И целый год я обязанность свою исполнял благочестиво и свято и не касался сего (он ткнул пальцем на полуштоф), ибо чувство имею. Но и сим не мог угодить; а тут места лишился, и тоже не по вине, а по изменению в штатах, и тогда прикоснулся!.. Полтора года уже будет назад, как очутились мы наконец, после странствий и многочисленных бедствий, в сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице. И здесь я место достал... Достал и опять потерял. Понимаете-с? Тут уже по собственной вине потерял, ибо черта моя наступила... Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель, а чем живем и чем платим, не ведаю. Живут же там многие и кроме нас... Содом-с, безобразнейший... гм... да... А тем временем возросла и дочка моя, от первого брака, и что только вытерпела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет...»
Раскольников, проводив опьяневшего Мармеладова домой, и увидел супругу его воочию: «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо, при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее. Раскольникову она показалась лет тридцати, и действительно была не пара Мармеладову... Входящих она не слушала и не видела. В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла. Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой...»
Несколько штрихов к своему портрету и биографии добавляет сама Катерина Ивановна в сцене поминок по мужу в разговоре с Раскольниковым: «Развеселившись, Катерина Ивановна тотчас же увлеклась в разные подробности и вдруг заговорила о том, как при помощи выхлопотанной пенсии она непременно заведет в своем родном городе Т... пансион для благородных девиц. Об этом еще не было сообщено Раскольникову самою Катериной Ивановной, и она тотчас же увлеклась в самые соблазнительные подробности. Неизвестно каким образом вдруг очутился в ее руках тот самый "похвальный лист", о котором уведомлял Раскольникова еще покойник Мармеладов, объясняя ему в распивочной, что Катерина Ивановна, супруга его, при выпуске из института, танцевала с шалью "при губернаторе и при прочих лицах" <...> в нем действительно было обозначено, <...> что она дочь надворного советника и кавалера, а следовательно, и в самом деле почти полковничья дочь. Воспламенившись, Катерина Ивановна немедленно распространилась о всех подробностях будущего прекрасного и спокойного житья-бытья в Т...; об учителях гимназии, которых она пригласит для уроков в свой пансион; об одном почтенном старичке, французе Манго, который учил по-французски еще самое Катерину Ивановну в институте и который еще и теперь доживает свой век в Т... и, наверно, пойдет к ней за самую сходную плату. Дошло, наконец, дело и до Сони, "которая отправится в Т... вместе с Катериной Ивановной и будет ей там во всем помогать"...»
Увы, мечтам и планам бедной вдовы сбыться было не суждено: буквально через несколько минут спор с хозяйкой перерастет в яростный скандал, затем произойдет чудовищная сцена с обвинением Сони в воровстве, и Катерина Ивановна не выдержит, схватит детей в охапку и уйдет на улицу, окончательно помешается и умрет в комнате Сони, куда успеют ее перенести. Картина ее смерти страшна и глубоко символична: « — Довольно!.. Пора!.. Прощай, горемыка!.. Уездили клячу!.. Надорвала-а-ась! — крикнула она отчаянно и ненавистно и грохнулась головой о подушку.
Она вновь забылась, но это последнее забытье продолжалось недолго. Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзничь назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. Она глубоко-глубоко вздохнула и умерла...»

«Преступление и наказание» - является одним из лучших произведений мировой литературы, наполненное глубочайшим смыслом и трагизмом. Роман Достоевского пестрит разными яркими образами и закрученными сюжетными линиями. Среди всей этой яркости выделяется один, довольно трагичный, образ Катерины Ивановны Мармеладовой.

Ее муж, заядлый алкоголик, чиновник в отставке – Мармеладов. Раскольников считал, что эта пара категорически несовместима. Она прекрасная женщина, моложе своего избранника, была из дворянского рода. Он чиновник, который ничего не добился, а лишь угробил свою жизнь.

Семья женщины была благополучной. Катерина Ивановна ни в чем не нуждалась, получила превосходное образование. По глупости, в силу своих юных лет, она влюбилась в пехотного офицера. Он и стал ее первым мужем, но, увы, жизнь не заладилась. Мужчина не могу обеспечить семью и детей. За карточный долг муж Катерины попал под суд, где и лишился жизни. Женщина осталась одна, без опоры и поддержки, ведь вся семья отреклась от нее.

Тогда в ее жизни появился тот самый чиновник, второй муж, Семен Мармеладов. Именно он протянул женщине руку помощи, в которой она так нуждалась. Катерина никогда не любила Мармеладова, но мужчина принял ее с семьей, полюбил ее детей. В свою же очередь, сама женщина испытывала к нему лишь чувство признательности и благодарности.

Катерина Ивановна не получила счастья во втором браке, так же, как и в первом. Мармеладов хоть и был добрым человеком, но вредные привычки поглотили его. Мужчина напивался практически каждый день, ничего не приносил домой. Семья была на гране нищеты. Дошло до того, что у женщины появилась чахотка.

На фоне болезни Катерина Ивановна начала вести себя неадекватно. Появились конфликты с дочерью Мармеладова, она несправедливо относилась к бедной Сонечке. Но падчерица все понимала и не держала зла на мачеху.

Образ Катерины – это сильная и волевая женщина. При всех проблемах, она не потеряла чувство собственного достоинства. Она хорошая жена и замечательная мать.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Бунина Господин из Сан-Франциско сочинение 11 класс

    Это произведение Бунин написал за четыре дня. Практически все события являются вымышленными. Весь рассказ наполняют философские размышления, автор рассуждает над смыслом существования

  • Сочинение по произведению Крыжовник Чехова

    Творчество А. П. Чехова состоит из произведений, в которых рассказы зачастую имеют знакомые читателю сюжеты. Это связано с тем, что герои в них – простые люди с земными желаниями.

  • Английский язык мой любимый предмет сочинение рассуждение 5 класс

    Я люблю учиться и мне нравятся разные науки. Но самым любимым предметом у меня является английский язык и литература.Эти предметы ведут замечательные учителя. Английский язык мы начали учить со второго класса

  • Жизнь подростка очень сложна. Это трудный возраст, в котором стоит ожидать много проблем. С ними очень тяжело справиться одному. Большинство взрослых людей говорят, что жизнь подростка легка, потому что они живут в доме родителей

  • Сочинение по комедии Ревизор Гоголя 8 класс

    Окунаясь в творчество Гоголя, можно легко удивиться его мистическим произведениями вроде «Вечера на хуторе близь Диканьки», но Николай Васильевич не остановился на одних лишь мистических повестях

Катерина Ивановна сошла с ума. Она бегала к бывшему начальнику покойного просить зашиты, но оттуда ее выгнали, и теперь безумная собирается идти просись милостыню на улицу, заставляя детей петь и плясать.

Соня схватила мантилью и шляпку и выбежала из комнаты, одеваясь на бегу Мужчины последовали за ней. Лебезятников рассуждал о причинах сумасшествия Катерины Ивановны, но Раскольников не слушал, а, поравнявшись со своим домом, кивнул спутнику головой и свернул в подворотню.

Лебезятников с Соней насилу отыскали Катерину Ивановну — недалеко отсюда, на канале. Вдова окончательно помешалась: бьет в сковородку, детей заставляет плясать, те плачут; их вот-вот заберут в полицию.

Поспешили на канал, где уже собралась толпа. Хриплый голос Катерины Ивановны слышался еще с моста. Она, уставшая и задыхающаяся, то кричала на плачущих детей, которых нарядила в какое-то старье, пытаясь придать им вид уличных артистов, то бросалась к народу и рассказывала о своей несчастной судьбе.

Она заставляла Полечку петь, а младших танцевать. Соня ходила за мачехой и, рыдая, умоляла вернуться домой, но та была неумолима. Увидев Раскольникова, Катерина Ивановна поведала всем, что это ее благодетель.

Между тем главная безобразная сцена была еще впереди: сквозь толпу протискивался городовой. В то же время какой-то солидный господин молча подал Катерине Ивановне трехрублевую бумажку, и обезумевшая стала просить
его защитить их от городового.

Младшие дети, испугавшись полиции, схватили друг друга за ручки и бросились бежать.

Катерина Ивановна ринулась было за ними, но споткнулась и упала. Полечка привела беглецов, вдову подняли. Оказалось, у нее от удара хлынула горлом кровь.

Стараниями солидного чиновника все уладилось. Катерину Ивановну перенесли к Соне и положили на постель.

Кровотечение еще продолжалось, но она начинала приходить в себя. В комнате собрались Соня, Раскольников, Лебезятников, чиновник с городовым, Полечка, державшая за руки младших детей, семейство Капернаумова, и среди всей этой публики появился вдруг Свидригайлов.

Послали за доктором и священником. Катерина Ивановна смотрела болезненным взглядом на Соню, отиравшую ей капли пота со лба, потом попросила приподнять себя и, увидев детей, успокоилась.

Она опять начала бредить, потом забылась ненадолго, и вот иссохшее лицо ее закинулось назад, рот раскрылся, ноги судорожно вытянулись, она глубоко вздохнула и умерла. Соня и дети плакали.

Раскольников отошел к окну, к нему приблизился Свидригайлов и сказал, что все хлопоты о похоронах берет на себя, детей поместит в лучшее сиротское заведение, положит на каждого до совершеннолетия по тысяче пятьсот рублей и Софью Семеновну из этого омута вытащит.

Бедная женщина 30 лет, умирает из-за чахотки (туберкулеза).

История создания

Вероятный прототип Катерины Ивановны - первая жена Достоевского, Мария Дмитриевна, умершая из-за туберкулеза в тридцать девять лет. По отзывам современников, Мария Дмитриевна была женщиной страстной и экзальтированной, и Достоевский списывал с той героиню в период, когда жена уже находилась на последней стадии болезни.

Некоторые эпизоды в жизни Марии Дмитриевны похожи на то, что произошло с выдуманной героиней в романе Достоевского. До того, как выйти замуж за писателя, Марина Дмитриевна уже была замужем и после смерти первого супруга осталась одна посреди Сибири с сыном на руках, без поддержки со стороны родственников или друзей.


У образа Катерины Ивановны есть и еще один возможный прототип - некая Марфа Браун, знакомая Достоевского. Дама, которая вышла замуж за одного пьющего литератора и в конечном счете оказалась в ситуации ужасной бедности. По характеру Катерина Ивановна похожа на эту женщину.

«Преступление и наказание»

Катерина Ивановна Мармеладова - супруга господина Мармеладова, спивающегося чиновника, которому уже за пятьдесят. Самой Катерине Ивановне около тридцати лет. Эта несчастная и больная женщина происходит из семьи надворного советника, хорошо воспитана и образована. Отец героини был влиятельным человеком и собирался добиться должности губернатора, семья героини принадлежала к высшему обществу.


На момент действия героиня выглядит крайне исхудавшей и болезненной женщиной. Глаза Катерины Ивановны нездорово блестят, на щеках проступают красные пятна, губы иссохлись и покрыты запекшейся кровью. Героиня страдает туберкулезом, но в ее облике еще можно разглядеть следы былой красоты - стройную фигуру, прекрасные темно-русые волосы.

Героиня бедна и носит единственное оставшееся ситцевое платье, темное в полоску. У Катерины Ивановны нервный впечатлительный характер. Будучи во «взволнованных чувствах», Катерина Ивановна выглядит еще более жалко и болезненно и начинает тяжело и страшно дышать.

Юность Катерины Ивановны была беззаботной. Героиня росла в некоем провинциальном городе и воспитывалась в губернском институте для благородных девиц из дворянских семей. Там Катерину Ивановну обучали французскому языку. При выпуске героиня танцевала на балу при губернаторе и прочих влиятельных лицах, а также получила «похвальный лист» и золотую медаль.


Вероятно, семья готовила героине безоблачное будущее, однако Катерина Ивановна по молодости лет влюбилась в некоего пехотного офицера и сбежала с тем из родительского дома, чем обрекла себя на печальную судьбу. От первого мужа у Катерины Ивановны родилась дочь Поля и еще двое детей.

Семья героини была категорически против этого брака, отец Катерины Ивановны был невероятно рассержен, но героиня все же вышла замуж за своего избранника против воли родителей. Героиня чрезмерно любила мужа, но тот пристрастился к карточным играм, попал под суд и в результате умер.

Еще молодая героиня осталась совершенно одна «в далеком и зверском уезде» с тремя малолетними детьми на руках. Денег у Катерины Ивановны не было, родственники отказались от героини, та впала в безнадежную нищету и оказалась с детьми на улице. Господин Мармеладов, который в то время тоже находился в том уезде, был вдовцом. От первой супруги у героя осталась дочь-подросток Соня. Познакомившись с Катериной Ивановной, Мармеладов проникся к той сочувствием и решил жениться из жалости.


Мармеладов был на двадцать лет старше Катерины Ивановны и происхождение имел более низкое, однако женщина от отчаяния согласилась выйти за него замуж, «плача и рыдая».

Новый брак не принес героине счастья. Муж ничем не мог угодить ей, хотя и прикладывал для этого усилия, а через год потерял работу по изменению штатов и начал пить. На этом стабильная жизнь закончилась, и Катерина Ивановна снова оказалась во власти нищеты. Мармеладовы живут в скверных условиях, «в холодном углу», из-за чего чахотка, которой страдает Катерина Ивановна, прогрессирует. Из-за болезни и эмоционального напряжения героиня понемногу сходит с ума.

Из-за бедности героиня вынуждена сидеть на черном хлебе, самостоятельно мыть пол и заниматься домашней работой. Однако женщина с детства приучена к чистоте и не выносит грязи, поэтому ежедневно мучает себя непосильной работой, чтобы держать дом и одежду детей и мужа в чистоте. У самой Катерины Ивановны не осталось одежды, за исключением единственного платья. Всю одежду героини пришлось продать, чтобы получить деньги на жизнь семьи, а последние чулки и платок из козьего пуха пропил муж.


Тяжелая жизнь сделала Катерину Ивановну нервной и раздражительной, так что детям и падчерице пришлось многое от нее вытерпеть. Соня говорит, что прежде героиня была умной, доброй и великодушной, но ослабела рассудком от горя. Катерина Ивановна принуждает падчерицу к занятиям проституцией, но позже корит себя и считает Соню святой.

У героини гордый и горячий характер, Катерина Ивановна не терпит неуважения к себе, ни о чем не просит окружающих и не прощает грубости. Первый муж бил героиню, а обстоятельства ее жизни сложились скверно, при этом сломить или запугать Катерину Ивановну было невозможно. Героиня никогда не жаловалась.

Героиня умирает в день похорон господина Мармеладова, который погибает, попав пьяным под лошадь. Раскольников, главный герой романа, отдает Катерине Ивановне последние деньги, чтобы та смогла похоронить мужа. Причиной смерти самой героини становится внезапно открывшееся чахоточное кровотечение. На этом биография героини подошла к концу. Осиротевших детей Катерины Ивановны отдают в приют.

Экранизации


В двухсерийном советском фильме 1969 года «Преступление и наказание» роль Катерины Ивановны исполнила актриса . В 2007 году вышла еще одна экранизация - сериал «Преступление и наказание» режиссера Дмитрия Светозарова, состоящий из восьми эпизодов. Роль Катерины Ивановны здесь сыграла актриса Светлана Смирнова.

Цитаты

«Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше. Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер».
«Если б вы только знали. Ведь она совсем как ребенок... Ведь у ней ум совсем как помешан... от горя. А какая она умная была... какая великодушная... какая добрая! Вы ничего, ничего не знаете... ах!»

Катерина Ивановна Мармеладова

Дочь Семёна Захаровича Мармеладова от первого брака, девушка, отчаявшаяся на самопродажу. Несмотря на такой род занятий, она чувствительна, робка и застенчива; вынуждена зарабатывать таким неприглядным образом. Понимает страдания Родиона, находит в нём опору в жизни и силы сделать из него снова человека. Уезжает за ним в Сибирь, становится его пожизненной подругой.

Родион Романович Раскольников

Нищенствующий бывший студент, главный герой повествования. Считает, что имеет моральное право совершать преступления, и убийство -- только первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведёт его к вершине. Бессознательно выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни старухи-процентщицы, после убийства которой сталкивается с жесточайшим психологическим шоком: убийство не делает человека "избранным".

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек -- это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя.

"Преступление и наказание" -- это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько -- от Бога.

Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке "под самой кровлей высокого пятиэтажного дома". Главные качества изображенного в романе пространства -- теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: "... он был в раздражительном и напряженном состоянии... углубился в себя и уединился от всех..." На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение.

Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой задумал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо -- подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся па чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкаю! в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает "куриную ногу". И вот у Раскольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению.

Он случайно слышит разговор студента с офицером о "глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной". Студент говорит, что убийство старухи не будет преступлением: "Одна смерть и сто жизней взамен -- да ведь тут арифметика!" Эти слова врезаются в память Родиона.

Затем в трактире Раскольников слушает исповедь пьяного Мармеладова и узнает о его дочери Сонечке, которая продает себя ради спасения семейства. История Сони Мармеладовой перекликается с судьбой Дуни, сестры Раскольникова, отдающей свою руку нелюбимому человеку ради "бесценного Роди". Символы вечной жертвы предстают перед воображением героя: "Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" достоевский преступление наказание роман

Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию "права" новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из "Пиковой дамы" -- человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков. У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он живет своей идеей, оттачивает ее, ради нее совершает страшный "эксперимент". Но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека. Не случайно писатель выбpaл для своего героя фамилию Раскольников.

Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены. Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит "взять кровь на себя". Он считает, что имеет право на это. Кумир Родиона -- властелин, не знающий сомнения. Его идеал -- свобода и "власть над муравейником",

Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства -- начало краха теории Раскольникова. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале Родион мучается вопросом: смогли он переступить черту, отделяющую человека от "твари дрожащей". Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне. Соня заставляет Родиона по-новому посмотреть на свое деяние.

Сонечка Мармеладова отказывает герою в праве решать человеческую судьбу, быть судьей, дающим право на жизнь или несущим смерть. Раскольников начинает осознавать ошибочность своей идеи: "Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства". Не старуху, а самого себя губит Родион.

Теория Раскольникова рушится стремительно. Он рассказывает об убийстве Свидригайлову, но тот только изумляется, почему Раскольников испытывает мучения. "Мы одного поля ягоды", -- говорит Свидригайлов, приводя бедного юношу в ужас. Свидригайлов полагает, что Раскольников взялся не за свое дело, что он не убийца по складу своего характера. Как философия Лужина, который способен растоптать, нравственно уничтожить человека, так и цинизм Свидригайлова глубоко возмущают Раскольникова. Он негодует: "...Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать". Но теория Родиона тоже разрешает проливать кровь. И тогда Раскольников окончательно осознает, что совершил преступление.

Достоевский выявил губительное воздействие ложной, индивидуалистической идеи на сознание человека. Таким образом, не только "среда" способна влиять на поступки человека, но мысль, идея. Возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом. Достоевский показал, что буржуазная философия индивидуализма приводит к преступлению.

Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра.

Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.

О последних днях жизни Достоевского имеется рассказ его супруги Анны Григорьевны Сниткиной. В ночь с 25 на 26 января Достоевский, желая достать упавшую вставочку с пером, передвинул тяжелую этажерку, после чего у него пошла горлом кровь. Около 5 часов дня кровотечение повторилось. Встревоженная Анна Григорьевна послала за доктором. Когда доктор стал выстукивать грудь больного, кровотечение повторилось и настолько сильное, что Федор Михайлович потерял сознание. Когда писатель пришел в себя он попросил немедленно позвать священника. Доктор уверял, что особой опасности нет, но, чтобы успокоить больного, жена исполнила его желание. Через полчаса священник Владимирской церкви был уже у них. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился. Когда священник ушел, и жена с детьми вошла в кабинет, то он благословил жену и детей, просил их любить друг друга. Ночь прошла спокойно. Утром 28 января Анна Григорьевна, проснувшись в семь утра, увидела, что Достоевский смотрит в ее сторону. На вопрос о его самочувствии он ответил: "Знаешь, Аня, я уже три часа как не сплю и все думаю, и сознаю ясно, что я сегодня умру..." "Голубчик мой, зачем ты это думаешь, - возразила Анна Григорьевна в страшном беспокойстве, - ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идет... Ты будешь еще жить, уверяю тебя..." "Нет, я знаю, я должен сегодня умереть. Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие". Это было то самое Евангелие, которое подарили ему еще в Тобольске жены декабристов. Федор Михайлович не расставался с этой книгой все время пребывания на каторге. Он часто, задумав или сомневаясь в чем-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на первой странице (левой от читавшего). И теперь Достоевский пожелал проверить свои сомнения. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть. Открылось Евангелие от Матфея, гл.3, ст.14-15. ("Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду") "Ты слышишь - "не удерживай", - значит, я умру, - сказал муж и закрыл книгу..." Федор Михайлович стал утешать жену, благодарил за счастливую жизнь, которую он прожил с ней. Затем сказал слова, которые редкий из мужей мог бы сказать своей жене после четырнадцати лет брачной жизни: "Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!" Около 9 утра он уснул, но в 11 часов проснулся, привстал с подушки, кровотечение возобновилось. Несколько раз он шептал жене: "Зови детей". Приходили дети, целовали его и, по приказанию доктора, тотчас уходили. Часа за два до кончины, когда пришли на его зов дети, Достоевский велел отдать Евангелие своему сыну Феде... Вечером собралось много народу, ждали профессора Д.И. Кошлакова. Вдруг Федор Михайлович вздрогнул, слегка поднялся на диване, и полоска крови вновь окрасила его лицо. Достоевский был без сознания, дети и жена стояли на коленях у его изголовья и плакали, изо всех сил удерживаясь от громких рыданий, так как доктор предупредил, что последнее чувство, оставляющее человека, это слух, и всякое нарушение тишины может замедлить агонию и продлить страдания умирающего. "Я чувствовала, что пульс бьется все слабее и слабее. В 8 часов 28 минут вечера Федор Михайлович отошел в вечность". Произошло это 28 января (9 февраля) 1881 года. 1 февраля 1881 года при огромном стечении народа писателя хоронили на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре Петербурга. Анна Григорьевна вспоминала, что Достоевский хотел быть похороненным на Новодевичьем кладбище Петербурга, но лавра предложила для его погребения любое место на своих кладбищах. Представитель лавры сказал, что монашество "просит принять место безвозмездно и будет считать за честь, если прах Достоевского, ревностно стоявшего за православную веру, будет покоиться в стенах лавры". Место нашли вблизи могил Жуковского и Карамзина. Погребальное шествие вышло из дома Достоевского около 11 часов утра, но только после двух часов дня достигло лавры. Гроб несли родные и близкие писателя. Шествие открывали учащиеся всех петербургских учебных заведений, затем шли художники, актеры, депутация из Москвы: "длинная вереница на шестах несомых венков, многочисленные хоры молодежи, певшие погребальные песнопения, гроб, который высоко воздымался над толпой, и громадная, в несколько десятков тысяч масса людей, следовавших за кортежем". В процессии участвовало до 60 тысяч человек. На Тихвинском кладбище было настолько многолюдно, что "люди взбирались на памятники, сидели на деревьях, цеплялись за решетки, и шествие медленно продвигалось, проходя под склонившимися с двух сторон венками". По словам А.П. Милюкова, Достоевского "хоронили не родные, не друзья - его хоронило русское общество". В 1883 году на могиле установили памятник (арх. X.К. Васильев, ск. Н.А. Лаверецкий). А в 1968 году рядом с писателем был предан земле прах Анны Григорьевны (1846-1918), скончавшейся в Ялте, и внука - А.Ф. Достоевского (1908-1968). Другие родственники писателя - брат Андрей Михайлович (1825-1897), племянникиАлександр Андреевич (1857-1894) и Андрей Андреевич (1863-1933) и племянница Варвара Андреевна Савостьянова (1858-1935) похоронены на Смоленском православном кладбище. Несмотря на известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология.