Бэла - княжна, является дочкой мирного князя и сестрой юного Азамата. Похищенная своим же братом по просьбе офицера Печорина . Бэла - главная героиня первой повести романа. О ней и рассказывал Максим Максимыч . Бэла является горянкой, сохранившей в себе природную простоту чувств, стремление к воле и свободное проявление чувств. В Бэле ощущается сила внутреннего достоинства. После похищения оскорбленная девушка совсем замкнулась, и перестала отвечать на проявление внимания к себе Печорина. Но продлилось это недолго, и Бэла полностью отдается страсти, уходя "в омут с головой". Когда же Печорин сполна испробовал любовь "дикарки", девушка смирилась с этим. Любовная история построена на противоречии чувств: Бэла равнодушна - Печорин пылкий и наоборот. Эти миры несходны, и потому все кончается трагедией - гибелью героини.
Что касается глубины переживаний Бэлы, Лермонтов не принуждал ее к пространным монологам и высказыванию сокровенных мыслей. Читатель сам догадывается о противоречивых чувствах и смене настроений Бэлы, наблюдая за ее действиями и скупыми репликами. Лишь описание потускневших глаз, осунувшегося личика кроткой и печальной Бэлы заставляет читателя сочувствовать трогательной героине.
Бэла
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Роман (1839—1840)
Бэла — черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Максимыч.
Б. — горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь, и, как цельная натура, Б. отдается ей со всей силой страсти. Когда же Б. наскучила Печорину и он насытился любовью «дикарки», она смиряется со своей участью («Я его не принуждаю») и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду: я не раба его, — я княжна, княжеская дочь!»
Традиционную ситуацию романтической поэмы — «бегство» интеллектуального героя в чуждое ему «простое» общество— Лермонтов переворачивает: нецивилизованная героиня насильно помещается в чуждую ей среду и испытывает на себе воздействие интеллектуального героя. Любовь на короткое время приносит им счастье, но в конце концов завершается гибелью героини. Любовная история построена на противочувствиях: пылкий Печорин — равнодушная Б., скучающий и охладевший Печорин — горячо любящая Б. Столкновение двух несходных миров кончается трагически. Человек, наделенный более развитым сознанием, навязывает свою волю, но его победа оборачивается нравственным поражением. В конце концов он пасует перед цельностью «простой» натуры и вынужден признать свою моральную вину. Исцеление его больной души оказывается мнимым.
Ситуация осложняется появлением третьего лица — горца Казбича, — также испытывающего влечение к героине. Но сила обычая превышает силу любви, и Казбич жестоко мстит за нанесенную ему обиду. Возвращенная на родную почву, Б. приносится в жертву кровавому закону горцев и оскорбленному чувству чести
Казбича. Следовательно, и возвращение «домой», в привычный уклад для Б. столь же трагично, как и жизнь вне его. Б. предстает заложницей несовместимых культурно-исторических общностей и гибнет под напором разных, но более могущественных, чем сами люди, сил, которые играют ею, воплощаясь в Казбиче и Печорине.
Все характеристики по алфавиту:
- - - - - - - - - - - - -
Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, оценивая ее по впечатлению, произведенному на главного героя романа. «Прелесть!» — восклицает Пе-чорин, и мы представляем девушку, в которой очарова-ние юности и глубина чувств сливаются в неповторимый образ, раз увидев который, хочется видеть снова и снова.
Высоко ценит Бэлу и брат Азамат: «Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха...»
Бэлой восхищаются все, кто видит ее: она очаровыва-ет, пленяет, не прилагая к этому никаких усилий. Воспи-танная в традициях своего народа, она покоряется воле Печорина, но это не слепая покорность, а трогательная забота о человеке, который пленил ее в прямом и пере-носном смысле этого слова.
Юное неопытное сердце тронула первая любовь, став-шая для Бэлы губительной. Увидев Печорина впервые и пропев ему песню-комплимент, Бэла не смогла забыть необычного гостя и предпочла его всем ранее встречав-шимся мужчинам. Сам выбор Бэлы уже делает ей честь: Печорин — личность неординарная, богатая, загадочная и трагическая. Бэла прельстилась не богатством, не доро-гими подарками, не щедрыми обещаниями — ее покорила личность Печорина, она интуитивно угадала в нем натуру глубокую и мятущуюся. Видимо, не зря Максим Максимыч отметил ее глаза, которые умели заглянуть в душу.
Бэла не сразу раскрылась перед своим похитителем, воспитание и гордость не позволили ей сказать о своих чувствах. Только страх за любимого человека, возмож-ность потерять его, вынудили Бэлу открыться и бросить-ся Печорину на шею. Наивная, чистая, преданная Бэла действительно могла бы составить счастье мужчине, до-стойному ее. Ради любимого девушка готова на все, уго-дить ему — высшее счастье. Но это не слепая жертвен-ность, докучливая покорность женщины-черкешенки. Это действительно готовность любящего сердца одаривать счастьем любимого, умение быть счастливой, отдавая, а не беря.
Когда Печорин охладел к Бэле, она не опустилась до жалоб и просьб, а гордо заявила: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!» Здесь Бэла выше Печорина: она честна в чувствах и готова к решительным поступкам. Смелость юной девушки вос-хищает, готовность выдержать последствия своего пос-тупка вызывает преклонение. Что ожидало девушку на Кавказе, если бы она вернулась домой? Какое отношение было бы к ней? Как бы сложилась ее судьба?
Но Бэла готова принять все, что выпадет на ее долю, лишь бы не быть обузой человеку, который ее не любит. О Бэле можно сказать, что она всегда готова быть госпо-жой, а не служанкой у любви.
Хочется поспорить с Максим Максимычем, который, жалея Бэлу, говорил: «Нет, она хорошо сделала, что умер-ла. Ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александ-рович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно!»
Бэла — натура цельная и сильная. Сильны были бы и ее страдания, если бы Печорин оставил ее. Но Бэла смогла бы страдать достойно, как могла достойно любить. «Грациозный образ пленительной черкешенки», как пи-сал о Бэле В. Г. Белинский, умиляет и восхищает одно-временно, так как сочетает в себе безудержность юношес-кого порыва и зрелость высоких чувств.
Образ и характеристика Бэлы в романе "Герой нашего времени" Руководитель: Адаменко О.К Бэла - княжна, дочь князя-татарина, живущего на Кавказе: "...я княжеская дочь!.." "...Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу..." "...хоть он и татарин..."
Возраст Бэлы - 16 лет:
"...меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати...«
"...он переменился к этой бедной девочке..."
Бэла - княжна, дочь князя-татарина, живущего на Кавказе:
«..я княжеская дочь!..»
"...Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу..."
"...хоть он и татарин..."
Бэла всю свою жизнь живет в ауле на Кавказе:
"...видны были те же горы, что из аула, – а этим дикарям больше ничего не надобно...«
"...ей хотелось в горы, домой..."
Бэла - "дикая" черкешенка, выросшая в горах Кавказа:
"...дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он...«
"...этим дикарям больше ничего не надобно..."
"...Ага! – подумал я, – и в тебе, душенька, не молчит разбойничья кровь!.»
«..любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни..."
О внешности Бэлы известно, что она хороша собой:
"...«Прелесть! – отвечал он..." "...она была хороша: высокая, тоненькая..."
"...не один Печорин любовался хорошенькой княжной...«
"...азиатская красавица..." "...это милое личико!..«
"...она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках…"
У Бэлы большие черные глаза и черные волосы:
"...глаза черные, как у горной серны*, так и заглядывали к вам в душу..." (*серна - горная коза)
"...Что за глаза! они так и сверкали, будто два угля..."
"...Она призадумалась, не спуская с него черных глаз своих, потом улыбнулась ласково и кивнула головой в знак согласия...«
"...большие глаза потускнели..."
"...целовал ее черные локоны..."
Бэла - рукодельница. Она хорошо вышивает:
"...а вышивает золотом – чудо!.."
Бэла - невежественная, малообразованная, но искренняя, простосердечная девушка:
"...невежество и простосердечие одной так же надоедают..."
Печорин влюбляется в Бэлу и крадет ее из семьи:
"...ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтобы тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива...«
"...черкешенка у Григорья Александровича..."
"...ты увез Бэлу…"
Бэла отвечает Печорину взаимностью:
"...мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила..."
"...она нам призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления..."
Бэла - девушка с характером: "...Дьявол, а не женщина! – отвечал он, – только я вам даю мое честное слово, что она будет моя…"
"...несмотря на запрещение Печорина, она вышла из крепости к речке..."
Бэла погибает в юном возрасте от рук разбойника Казбича: "...она покачала головкой и отвернулась к стене: ей не хотелось умирать!..
"...На другой день рано утром мы ее похоронили за крепостью, у речки, возле того места, где она в последний раз сидела..."
Первая часть романа «Герой нашего времени» поведает читателю о трагичной и прекрасной судьбе юной горянки Бэлы. Восточная красавица в романе Лермонтова олицетворяет собой любовь к свободе, невинность чувств, чистоту помыслов и страсть до последнего вздоха. Главной героине всего шестнадцать лет, она дочь мирного князя. Бэла высокая и тонкая, как тростинка, грациозная и темноглазая, как дикая серна. Девушка умеет вышивать золотом, а в песне и танце ей нет равных.
Бэла и Печорин
Лишь единожды взглянув на красавицу, Печорин не смог забыть её глаз и задумал выкрасть девушку из отчего дома. Осуществить задуманное ему помог родной брат Бэлы Азамат, в обмен на помощь в присвоении ему чистокровного коня ещё одного поклонника сестры Казбича. После похищения гордая Бэла замкнулась и холодно отвечала на попытки Печорина расположить её к себе. Свободолюбивая горянка тосковала по родным краям в русской крепости, участь пленницы её тяготила. Но после того, как Печорин пообещал отпустить Бэлу домой, она раскрылась ему и полностью отдалась страсти. К несчастью, Печорин быстро насытился послушной «дикаркой». Эта любовь была построена на противоречии: равнодушная Бэла — сгорающий от любви Печорин и наоборот.
Гибель Бэлы
Поняв безразличие своего похитителя, гордая Бэла намеревается уйти, не желая тяготить его своим присутствием. Она княжна, а не раба. Но девушка медлит, желая точно убедиться в полном охлаждении к ней возлюбленного. История заканчивается трагично — появляется оскорблённый горец Казбич и выкрадывает Бэлу из крепости. Печорин бросается в погоню, но спасти девушку ему не удаётся. Мстительный горец, осознав, что ему не уйти, серьёзно ранит Бэлу и бросает умирать. Восточная красавица погибает на руках Печорина через два дня и навсегда остаётся камнем вины на его шее. Гибель для героини становится не самым худшим из выходов, ведь рано или поздно охладевший любовник оставил бы её — несчастную, обесчещенную, лишённую дома и родины.
Цитаты о Бэле
Глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу.
Она была хороша: высокая, тоненькая.
Первые дни она молча гордо отталкивала подарки, которые тогда доставались духанщице и возбуждали ее красноречие.
Я не раба его – я княжеская дочь!
Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала.
Я буду весела. – И с хохотом схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать около меня.