Образ женщины матери в живописи презентация. Образ матери в отечественной и западно - европейской живописи. Левой ручкой обнимая шею

Венера Кривова
Презентация «Образ женщины-матери в живописи»

Чье изображение вы видите ?

А как называется это изображение ? (рисунок, картина)

Это икона. А икона – это изображение персонажей из Библейской истории

А какое у нее имя?

Это Дева Мария, Матерь Божия. Считается, Богородица-Матерь всего мира. Ее материнство распространяется на нас всех. Да, мы ее не видим,но она всегда рядом с нами,видит нас и слышит. В минуты болезней страха, тревог мы можем обратиться не только к собственной маме, но и к нашей заступнице,защитнице Богородице.

Посмотрите,как изобразил здесь художник маму и младенца. Можно ли понять какие между ними отношения,как они к друг другу относятся.

Изображение на иконе передает полное нежности общение ребенка с матерью

Здесь мы видим сразу несколько картин. И на всех на них изображена женщина -мать с ребенком на руках. Художники из разных стран,во все времена изображали мать с ребенком на руках в образе Мадонны . Таким красивым словом Мадонна называли художники мам.

Посмотрите внимательно на все эти картины. Какая на них женщина – мать (красивая,нежная,заботливая,добрая ,ласковая)

Как выдумаете,глядя на эти картины,можно понять как женщина относится к своему ребенку? (она его любит, защищает, оберегает)

Как же удалось художнику это показать, донести до нас? С помощью чего?

Нежные,спокойные цвета, плавные линии – все говорит о том, какая добрая и нежная мама .

Картина К. Петрова-Водкина «Мать»

Мадонной, кормящей своего ребенка грудью, здесь оказывается русская босоногая крестьянка.

Посмотрите на ребеночка на этой картине? Что он делает? (спит,глаза закрыты)

Ребеночек спит и беззаботно пьет молоко у кормящей матери. О чем это говорит? О том,что рядом с мамой ему хорошо и спокойно. А рядом с мамой хорошо и спокойно не только этому ребеночку,но и всем людям на земле : и взрослым,и детям. Мать дарит жизнь,оберегает, помогает подняться на ноги. Это главный человек в жизни каждого и заменить его невозможно никем.

Картина «Петроградская Мадонна»

На этой картине молодая женщина , прижавшая к себе ребенка изображена на фоне революционного города Петрограда. Революция это что? Революция-это война, это трагическое время для страны,народа. Она приводила к гибели людей,разрухе,разорению.

Мать с ребенком на руках стоит на балконе. Позади нее - революционный город,суета,волнения, прохожие куда-то спешат,обсуждают свои проблемы. Но женщина повернулась спиной к городу. Она не оглядывается назад,ее не волнует что делают люди на улице,что происходит в городе. Ее главная забота- ребенок, его жизнь она вся полна сознания своего материнства и веры в свое предназначение. От нее исходит волна надежды и покоя. Посмотрите внимательно на лицо этой мамы. В нем можно увидеть сочетание чистоты, силы и воли.

Еще одна картина с изображением женщины - матери . М. А. Савицкий «Партизанская Мадонна»

На этой картине художник изобразил времена ВОВ- тоже очень страшное время для страны, для народа. Мужчины- отцы,братья, мужья ушли на фронт. Старики, женщины , дети остались дома. Женщины убирают хлеб . Их труд охраняют партизаны. Отряд уходит на задание. А ОНА –Женщина -мать кормит маленького. Она должна быть Матерью всегда,несмотря ни на что вырастить,выкормить своего ребенка-это ее самая главная задача, смысл ее жизни. Если её нет - ничего нет. И жизни нет.

Какую женщину -мать мы видим на этой картине? (Сильная, мощная, уверенная,смелая, устойчивая, ясная,заботливая, любящая).

Мы с вами рассмотрели несколько картин с изображением женщины – матери . Скажите, какую ее,мать изображают художники ? (красивую, добрую, любящую своего ребенка,заботящуюся о своем младенце,оберегающей его,защищающей его от всего плохого).

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». Цель:.

«Картины о блудном сыне» - Эпоха Возрождения. Иконопись. Вечные темы в искусстве. Эволюция темы. Искусство 21 века. Эпоха Просвещения. Искусство 20 века. Каждый творит мир таким, как он видит. Блудный сын. Куда идём. Поиски истины. Любовь. Искусство времени перестройки. Изобразительное искусство.

«Детские образы в живописи» - Детские образы в изобразительном искусстве. Фрагменты картины. Зинаида Серебрякова. Мика Морозов. Искусство отражает повседневность. Полярно противоположным выглядит взгляд художника на ребенка. Смолянки. Анна Петровна в Детстве. Портрет Сары Фермор. Икона Смоленской Божьей Матери. Проводы покойника.

«Образ матери в искусстве» - Леонардо да Винчи. На жатве. Материнство. Знак святой и вещий. Художник. Колыбельная песня. Катание с гор. Возрождение. Пословицы. Мадонна с младенцем. Универсальный талант. Трактористки. Петров – Водкин. Работы А.Г. Венецианова. Внимая ужасам войны. Образ матери сквозь века. Мадонна садовница. Мама.

«Русские женщины» - Весна. Жатва. На пашне. 1827г. Ход работы. Портрет неизвестной в русском костюме 1784г. Сделать выводы. Брачный договор. 1777г. И.П. Аргунов. «Правдивы» ли русские художники в своих картинах? А.Венецианов. Ошибки художников. Когда же художник прав? Лето. 1827г. А Венецианов. Мои размышления. На пашне» женщина одета в праздничный народный костюм – сарафан-летник и кокошник.

«Петр 1 в картинах русских художников» - Александр Николаевич Бенуа. Родился Бенуа в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства. Петр 1 в оценке Русских художников. Годы жизни Бенуа - 1870-1960. Н.Н.Ге - исторический живописец, портретист, пейзажист. Сравнение отношения картин к делам и личности Петра I. Художественного образования А.Н.Бенуа не получил.

«Книга в живописи» - Ван Гог. Бебельплац. Непременная деталь – обилие книг. Затем – учёба в Строгановском училище, участие в выставках Союза Художников. Биография и творчество: http://vangogh-world.ru/. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Владимир Кущ. (Род. в 1965 г. г.Москва). Памятник великим немецким книгам. Костры из книг запылали по всей Германии.

Всего в теме 20 презентаций

В России День матери стали отмечать сравнительно недавно. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина № 120 «О Дне маОбраз матери в
изобразительном искусстве
В России День матери стали отмечать сравнительно недавно.
Установленный Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина
№ 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года,
он празднуется в последнее воскресенье ноября,
воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради
блага своих детей. С инициативой учреждения Дня матери выступил
Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Владимирская икона Божией
Матери - икона Богородицы, одна из
самых чтимых реликвий Русской Церкви;
считается чудотворной.
По церковному преданию, икону
написал евангелист Лука. Икона попала в
Константинополь из Иерусалима в V веке
при императоре Феодосии.
На Русь икона попала из Византии в
начале XII века (около 1131 года) как
подарок святому князю Мстиславу от
патриарха Константинопольского Луки
Хрисоверга. Доставлена икона была
греком митрополитом Михаилом,
прибывшим в Киев из Константинополя в
1130 году. Сначала Владимирская икона
находилась в женском Богородичном
монастыре Вышгорода, недалеко от
Киева. Сын Юрия Долгорукого святой
Андрей Боголюбский в 1155 году принёс
икону во Владимир (по которому она и
получила нынешнее наименование, где
она хранилась в Успенском соборе
Во время нашествия Тамерлана при
Василии I в 1395 году чтимая икона была
перенесена в Москву для защиты города
от завоевателя. То, что войска Тамерлана
без видимых причин повернули от Ельца
обратно, не дойдя до Москвы, было
расценено как заступничество Богородицы
Икона Богоматерь
Владимирская.
1-я треть XII в.

После пожара в Казани в 1579 году,
уничтожившего часть города,
десятилетней Матроне во сне явилась
Богородица, велевшая откопать её икону
на пепелище.
В указанном месте на глубине около
метра действительно была найдена икона.
День явления Казанской иконы -
8 июля 1579 года - ныне ежегодный
общецерковный праздник в Русской
Церкви.
На месте явления иконы был
построен Богородицкий девичий
монастырь, первой монахиней которого
стала Матрона, принявшая имя Мавры
Казанская икона Божией
Матери 1579
День почитания 22
октября (4 ноября)

В 1885 году во время посещения собора вице-губернатором
Баумгартеном и Адрианом Праховым, им обоим на только что
отштукатуренной запрестольной стене открылось видение
Богородицы с младенцем на руках. О чудесном явлении лика Божьей
Матери тут же пошли слухи, которые дошли до митрополита. Тот
попросил Прахова немедленно написать заметку в газету, и объяснить
публике, что никакого чуда совсем нет, что изображение-де всегонавсего от пятен сырости на штукатурке. Как повелели, так Прахов и
сделал.
Виктор Васнецов, уже отказавшись от работы во Владимирском,
весенним вечером на даче, был просто поражен образом своей
супруги с сыном младенцем на руках. Ребенок потянулся к
открывшемуся ему дивному зрелищу весеннего сада и всплеснул
руками. Вид женщины с младенцем настолько поразил Васнецова, что
ему вдруг пришла мысль, как хорошо было бы написать Богородицу с
младенцем, такими, как только что представшие перед глазами
дорогие ему люди. Он тут же принял решение расписывать Собор и на
другой день послал Прахову телеграмму о своем согласии…
Впоследствии, когда Васнецов представил Прахову свои эскизы
алтарного образа Богоматери, тот извлек и показал художнику
сделаны когда то набросок проступившего на штукатурке
изображения. Сам Прахов рассказывал, как поразился Васнецов
точному совпадению обоих изображений образа Божьей Матери. На
несколько минут утратив дар речи, впоследствии он произнес
сакраментальную фразу: Это был заказ Божий.
Около двух лет писал Васнецов этот образ. Когда леса были
убраны, открылся совершенно потрясающий вид иконы Богоматери.
Вот она легко и неторопливо идет навстречу зрителям. Царица
небесная несет грешному миру своего Сына… ее большие, полные
печали и любви карие глаза ласково смотрят на зрителя.
Необыкновенно прекрасно ее бледное, озаренное внутренним светом
лицо. Образ наполнен любовью и человеческой красотой.
Традиционный образ Богоматери получил под кистью
Васнецова необыкновенно оригинальную и свободную трактовку. Этот
образ стали называть с тех пор Васнецовской Богоматерью.
Виктор Васнецов (1848 – 1926)
Богоматерь с младенцем

Леонардо да Винчи
(1452 -1519)
Леонардо много
экспериментировал
в поисках
различных
составов красок, он
одним из первых в
Италии перешел
от темперы к
масляной
живописи.
«Мадонна с
цветком»
исполнена именно
в этой, тогда еще
редкой технике.
Мадонна с цветком
(Мадонна Бенуа)
Около 1478 г.
Холст (переведена с дерева),
масло. 50 x 32 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мадонна с младенцем
(Мадонна Литта) 1490 – 1491
Холст (переведена с дерева),
темпера. 42 x 33 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Св. Анна с Марией и
младенцем Христом.
Около 1500-1507
Дерево, масло. 168 x 130 см
Лувр, Париж
Святая Анна была
матерью Девы Марии.
Поза Марии достаточно
нетривиальна: сидя на коленях у
Анны, она наклонилась вперед и
протянула руки к Иисусу,
глядя на сына с улыбкой,
полной любви и нежности.
Есть мнение, что картина была
закончена учениками Леонардо.

Рафаэль
(1483 - 1520)
Мадонна с младенцем
(Мадонна Конестабиле)
Ок.1500-1502
Х., темпера. 17,5x18 см.
Эрмитаж, С-Пг
Рафаэля называют
Мастером мадонн.
Во Флоренции он
написал целую серию
(не менее 15) мадонн

Мадонна в зелени 1506
Дерево, масло. 113x88 см
Музей истории искусств Вена
Рафаэль
(1483 - 1520)
Мадонна с щегленком
Мадонна с младенцем и
Иоанном Крестителем
(Прекрасная садовница) 1507
Дерево, масло. 122 x 80 см
Лувр, Париж

Рафаэль
(1483 - 1520)
Сикстинская мадонна.
1515-19
Холст,масло.265x196 см
Дрезден
Картина создавалась как
запрестольный образ
для монастырской церкви
Св. Сикста в Пьяченце.
В дрезденскую галерею полотно
попало в 1754 г. Куплена она была у
монастыря Св. Сикста – из-за войны и
неурожая монашеская обитель
оказалась в долгах.
В истории искусства
«Сикстинская Мадонна»
считается образом совершенной
красоты. Эта большая алтарная
картина изображает не просто
Божественную Мать с
Божественным Младенцем, а
чудо явления Небесной Царицы,
несущей людям своего сына как
искупительную жертву.

Микеланджело
(1475 – 1564)
«Пьета» 1499
Рим, Ватикан.
Собор св. Петра
Собор Святого Петра,
вид от замка
Святого Ангела,
показывающий купол,
возвышающийся
за фасадом Мадерны.

Василий Суриков (18.
«Портрет матери
художника» (П.Ф.Сурикова)

Илья Ефимович Репин
(1844 – 1930)
«Портрет матери»1867.
Холст, масло. 62,5х50
На портрете изображена мать художника, Татьяна
Степановна Репина, урожденная Бочарова. Эта
ранняя работа молодого живописца была исполнена
во время каникул, когда он, тогда еще студент
Петербургской Академии художеств, гостил у
родителей на Харьковщине в слободе Осиновке.
Картина, написанная с вниманием и любовью,
создает образ сильной и серьезной, но в то же время
доброй и мудрой женщины, к которой зритель сразу же
проникается симпатией и уважением.
Доброжелательное лицо Татьяны Степановны теплым
золотистым тоном ясно выделяется на густой тени
фона, а ее платье и шаль выполнены темно-синим и
голубыми цветами. Все это производит очень яркое
впечатление, небольшое полотно выглядит
монументально и торжественно, на нем - волевая и
умная женщина, настоящая хозяйка дома.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а
Татьяна Степановна, живя с детьми в военном
поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена
много трудиться на самых тяжелых и грязных работах.
Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина,
будучи образованной женщиной, смогла приобщить
детей к книгам. Она обучала грамоте не только своих
чад, в ее доме собиралось более десяти ребятишек,
которых женщина учила читать и писать. Татьяна
Степановна разбиралась в живописи и воспитала в
сыне любовь к искусству.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ» СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЖИВОПИСИ Кригер Екатерина Игоревна, педагог дополнительного образования 2017 ГОД

2 слайд

Описание слайда:

От автора: Данная презентация может быть полезна классным руководителям общеобразовательных организаций, педагогам дополнительного образования организаций дополнительного образования при проведении мероприятий, посвящённых Дню матери и Международному женскому дню 8 марта… …Я ВЕРЮ, ЧТО ЖЕНЩИНА - ЧУДО ТАКОЕ, КАКОГО НА МЛЕЧНОМ ПУТИ НЕ СЫСКАТЬ. И ЕСЛИ ЛЮБИМАЯ - СЛОВО СВЯТОЕ, ТО ТРИЖДЫ СВЯЩЕННОЕ – ЖЕНЩИНА-МАТЬ! Л.Рогожников

3 слайд

Описание слайда:

Б.Кустодиев Утро На картине художника изображена его жена и первенец. … Раннее утро, мать принесла ребенка в комнату, чтобы искупать. В том, как она купает сына, чувствуется большая забота и внимание. От картины веет теплом и уютом… 1904 год

4 слайд

Описание слайда:

1920 год К.Петров-Водкин Петроградская мадонна Картина является одной из самых значимых в творчестве художника. Картина-эпоха, исторический символ, повествующий нам о настроениях и событиях революционного города, она поражает своей реальностью и простотой. В центре картины женщина, прижимающая к груди ребёнка. Её лицо подобно иконописному лику, в глазах читается настороженность и смирение. Малыш на руках явно ровесник переломных событий 1917 года. На фоне разрухи и растерянной тишины образ матери и младенца как источник неиссякаемой жизни, предсказывает то, что будущее есть, пусть и не столь безоблачное…

5 слайд

Описание слайда:

К.Петров-Водкин Мать 1915 год Полотно выполнено в любимой красной цветовой гаме художника. Центральный образ картины - молодая женщина, кормящая грудью малыша. Ребёнок беззаботно лежит на материнских руках, окружённый теплом и лаской. Внешность женщины - это собирательный образ всех русских женщин эпохи художника. Картина напоминает сходство с мадоннами, созданными художниками эпохи Возрождения, а ребёнок на руках матери ассоциируется с младенцем Богородицы… Внешность женщины ничем не примечательна

6 слайд

Описание слайда:

А.Дейнека Мать 1932 год Художник создал образ современной ему женщины-матери, строгой и сдержанной, и в то же время полной мягкой женственности и нежности. В образе матери прослеживается чуткость и забота к хрупкому созданию - ребёнку, сладко спящему на её плече. Она повернула голову к ребенку и заботливо смотрит на него, в выражении ее лица можно прочитать глубину ее заботы и любви. Это сильная женщина и ее сила заключается именно в материнстве. Рождение ребенка закаляет женщину и она яро готова охранять сон своего ребенка. Ребенок на руках женщины кажется таким хрупким и беззащитным.

7 слайд

Описание слайда:

С.Герасимов Мать партизана Почти семь лет С.Герасимов работал над картиной «Мать партизана». Он начал ее в 1943 году. В то время враг был уже остановлен. На каждом шагу фашистские орды встречали мужественное сопротивление советских людей. Фронт и тыл объединяли отряды народных мстителей - партизан. Ни угрозы, ни пытки не могли сломить патриотов. Центральная фигура картины С.Герасимова «Мать партизана» - советская женщина. Её не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, залитая кровью родных и друзей - земля, священная для патриотов… 1943-1950 годы

8 слайд

Описание слайда:

М.Савицкий Партизанская мадонна 1978 год В картине «Партизанская Мадонна» М.Савинский обращается к вечному символу жизни - материнству. В основе композиции лежит известная картина эпохи Возрождения Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна», только вместо библейских персонажей художник изображает простых людей, свидетелей чумы ХХ века - фашизма… М.Савицкий Партизанская мадонна

9 слайд

Описание слайда:

Рафаэль Санти Сикстинская мадонна 1514-1515 годы Великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти называли поэтом образа Мадонны. Мотив матери с младенцем оставался неизменным во многих произведениях Рафаэля, но "Сикстинская Мадонна" производит на зрителя наиболее сильное впечатление - глаза Мадонны смотрят доверчиво и в то же время тревожно. С величием и простотой женщина несет людям самое дорогое – своего сына. Мадонна легко и уверенно ступает по облакам, которые клубятся под ее босыми ногами. Легкий ветерок откидывает край ее простого плаща. Всем своим обликом Мадонна напоминает обыкновенную крестьянку. Она даже своего сына держит так, как обычно держат детей крестьянские женщины. Именно так передал образ Девы Марии автор «Сикстинской Мадонны»

10 слайд

Описание слайда:

Леонардо да Винчи Мадонна с младенцем (мадонна Литта) 1490 - 1491 годы Над картиной «Мадонна с младенцем» (мадонна Литта) художник работал с 1490 по 1491 год. Эта работа - пример леонардовского типа женской красоты. Одухотворённый образ заботливой матери - одна из любимых тем в творчестве Леонардо да Винчи. Замечательное воплощение идеала женской красоты, совершенное композиционное решение, идеально подобранное сочетание цветов, внимание к деталям - несомненные достоинства знаменитой картины… Одна из лучших работ Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» или «Мадонна Литта» – гимн материнству, который уже несколько веков звучит всё так же отчётливо. Замечательное воплощение идеала женской красоты, совершенное композиционное решение, идеально подобранное сочетание цветов, внимание к деталям – несомненные достоинства знаменитой картины.

Описание слайда:

Слайд 2

Рождение новой жизни – одно из величайших таинств на земле, и потому имя Матери всегда окружено благоговением.

Слайд 3

Тема материнства – одна из древнейших тем в мировом искусстве.

Первые изображения матери с ребенком на руках относятся к додинастическим временам Египта.

Слайд 4

Образ-вид, облик.

  • Мадонна (моя госпожа)-название композиции, изображающей Богоматерь с младенцем.
  • Архетип- прообраз, образец запечатленный в душе человека, народа, нации.
  • Слайд 5

    «Палеолитические Венеры» - образ подчёркивающий женское начало, созревание новой жизни. Воплощение идеи материнства и продолжения рода.

    Слайд 6

    Богиня с древних времён ассоциируется с Луной. Луна имеет три фазы: прибывающую, полную и убывающую. Они соответствуют трем фазам любой богини: дева, мать, старуха. Каждая из них имела отчетливо выраженное назначение и ценность.

    • Дева символизировала молодость и энергию.
    • Мать являлась воплощением женской силы и плодородия.
    • Старуха – это жизненный опыт, сострадание и, прежде всего, мудрость.
  • Слайд 7

    Владимирская Богоматерь

    В христианской культурной традиции особая роль отводилась Богоматери – Деве Марии, родившей и воспитавшей Спасителя.

    Слайд 8

    Богоматерь Палагия

  • Слайд 9

    Богоматерь Грузинская

  • Слайд 10

    Владимирская Богоматерь

  • Слайд 11

    Феофан Грек«Донская Богоматерь»

  • Слайд 12

    Русская икона…

    В мировом искусстве это явление уникальное.

    Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней лёгкости, ощущение гармонии.

    Иконы исцеляют, спасают…

    Слайд 13

    Образ Мадонн

    …Исполнились мои желания. Творец
    Тебя мне ниспослал, Мадонна,
    Чистейшей прелести чистейший образец…

    А. С. Пушкин

    Слайд 14

    Слайд 15

    Нас всегда восторгали и вдохновляли художники XV–XVI веков, поскольку они отличались тем, что у них было свое видение на написание Мадонн. Они отличались гармонией, формой, красотой линейного и цветового ритма и главное – глубиной материнской, нежной любви, поднятой на уровень высокого, прекрасного идеала.

    Слайд 16

    • Сикстинская мадонна
  • Слайд 17

    Слайд 18

    • Пречистая – вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания…
    • Её чарующий облик – вершина совершенства и гармонии
  • Слайд 19

    Образ величавой славянки

    Слайд 20

    А. Г. Венецианов

    В полном разгаре страда деревенская,
    Доля ты! – русская долюшка женская!
    Вряд ли труднее сыскать…

    Слайд 21

    Слайд 22