Образование и толерантность.Эссе. Интересное образование Мое отношение к толерантности эссе

Эссе на тему

«Толерантность – залог выживания человечества»

Гергесова Виктория

Ученица 10 «в» класса

гимназии № 14

г.Улан-Удэ

2010 год

«Национальная культура приобретает известность

во всем мире только тогда, когда ценности, развитые в ней,

становятся достижением всего человечества.

Культура мира, культура межнационального общения -

результаты многовекового развития общечеловеческой истории».

Н.О. Лосский

В своем широком смысле слово « толерантность » (кстати, происходит от латинского tolerantia, то есть терпение), означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. В более узком смысле понятие «толерантность» используется в медицине. Здесь толерантность – это способность организма без потерь переносить негативные влияния внешней среды.

Фактически любое убеждение – религиозное, политическое или культурное – может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы в достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу индивидов и социальных групп.

Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира.

Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».

"Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к «другим» – тем, кто от нас отличается"

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально. И это страшно.

Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Мне кажется, что толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа. Толерантности и его производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Недаром была принята Декларация принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО. 16 ноября стал Международным днем толерантности. 31 декабря 1999 г. Россия приняла план мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в нашем обществе. Без формирования толерантности движение к цивилизованному обществу невозможно. Может ли школа препятствовать распространению националистических и расистских настроений. Ответ один: да. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого качества нравственного аспекта как толерантность.

В русском языке существует два слова со сходным значением - "толерантность" и "терпимость". Термин "толерантность" используется в медицинских науках, а также употребляется в обыденной речи, но звучит "терпимость" и означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей".

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие "толерантность" стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому нам следует воспитывать у детей именно такое понимание толерантности, как восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого (в том числе и права быть иным). Это может произойти в скором будущем, если понятие "толерантность" прочно войдет в семейный лексикон.

Но, кроме всего этого, в мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, наркоманы, представители сексуальных меньшинств - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, равнодушием.

Страна, в которойнезаботятсяодетяхимолодежи,неимеет будущего. Иесливближайшеевремянепроизойдетсущественных изменений, мы обречены на вымирание. В кризисных условияхбольшевсегоподверженыкрушениюидеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностейподвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводиткпотеренравственногоидуховного здоровья нации.

Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков "новое" и незнакомое нам до недавнего времени слово "толерантность". Может быть, это влияние моды, но искренне желаю, чтобы толерантное отношение к другим стало такой же естественной потребностью современного человека, как общение. И поэтому я считаю, что родители одними из первых должны развивать в себе толерантное отношение к другим. Современные дети довольно рано активно включаются во взрослую жизнь, осваивают различные социальные роли.

И их глобальная жизненная ориентация зависит от того, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в семье духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества будет значимым вкладом семейного воспитания в развитие культуры мира на земле.

Essay on a theme

« Tolerance - the mortgage of survival of mankind »

The author of an essay:

Gergesova Victoria

The student of 10”V” form

Of gymnasium № 14

Ulan-Ude City

2010

« The national culture gets popularity

All over the world only when the values developed in it,

Become achievement of all mankind.

Culture of the world, culture of interethnic dialogue-

Results of centuries-old development of universal history ».

N.O.Lossky

In the wide sense a word "tolerance" (by the way, occurs from latin tolerantia, that is the patience), means tolerance to another"s opinions and acts, ability to concern to them without irritation. In this sense tolerance is a rare character trait. The tolerant person respects with belief of others, not trying to prove the exclusive correctness. In narrower sense the concept "tolerance" is used in medicine. Here tolerance is an ability of an organism lost-free to transfer negative influences of an environment.

Actually any belief - religious, political or cultural - can lead to intolerance if does not remain any doubt in infallibility of ideas in which we trust, and in ложности those sights which are challenged by us. The political freedom assumes, that we sufficiently trust our political opponents to allow them to be organized, conduct elective campaign and to generate the new government. Economic freedom assumes tolerance to competing economic interests. The competition promotes formation of more harmonious community and stimulates the initiative of individuals and social groups.

Importance of this phenomenon in a modern life is so strong, that in 1995 of UNESCO the Declaration of principles of the tolerance including respect, acceptance and correct understanding of rich variety of cultures of our world, our forms of self-expression and ways of displays of human individuality, harmony in variety, an orientation on achievement of the world and assistance to replacement of culture of war has been accepted by culture of the world.

Tolerance expresses ability to establish and keep a generality with the people differing us in any attitude. Certainly, thus it is necessary to mean, that there are borders of tolerance, i.e. presence of the certain moral limits, allowing to not mix tolerant attitudes with permissiveness and indifference to the values feeding belief. Otherwise it should to agree with G.K.Chestertona"s definition: « Tolerance is a virtue of people which in what do not trust ».

" We are united in one generality with those who divides our belief, or with those who talks in the same language or has the same culture, as we, or with those who belongs to the same ethnic group. At the same time we are inclined hostilely or with fear to concern to « another » - that who differs from us "

Here some years we live in XXI century. Progress, the economy, new computer systems - all on service of the person. It would Seem, the life should be more measuredly, more confidently, more joyfully.

But in a modern society active growth of aggression, extremism, conflicts. Why? Probably it is necessary to return to history of development of a human society, i.e. the states which are divided by borders and modes among themselves. And often they resist each other. At each state - the culture. The progress reached by mankind in various areas, has not led to the uttermost mutual understanding between people. On former the aspiration to absolute domination, destruction of independence is strong. It is visible not only at a level external and internal policy of the states, but also daily interpersonal dialogue. Mass destruction, murders, streams of refugees became real. And it is terrible.

Especially strong influence on human consciousness is rendered with various forms of confrontation on ethnic ground. Tolerance - a key problem for all world, an essential component of a free society and a stable state system.

Instability of a society especially mentions youth which by virtue of age abilities is peculiar maximalism, aspiration to fast decisions of social problems.

Among teenagers growth of teenage criminality is visible; the quantity of the youth antisocial organizations, in particular, having extremist character where the unsophisticated youth is involved grows.

It seems to me, that tolerance is that cultural orientation, the attitude of the person which lives in peace, in the country, family, school, a class. Hence, it assumes presence at everyone such human qualities, as the responsibility, goodwill, restraint, tolerance. Unfortunately, the spirit of intolerance to other culture, a way of life, beliefs, habits continues to exist in a society. Is not exception and school. Tolerances and to its derivatives the main place is allocated at the decision of a problem of development of culture of interethnic attitudes.

The Declaration of principles of the tolerance approved by UNESCO has not been without reason accepted. On November, 16th became the International day of tolerance. On December, 31st, 1999 Russia has accepted a plan of measures on formation of installations of tolerant consciousness and preventive maintenance of extremism in our society. Without formation of tolerance movement to a civilized society is impossible. Whether the school can interfere with distribution of nationalist and racist moods. The answer one: yes. The school is one of the major institutes of education of such quality of moral aspect as tolerance.

In Russian exists two words with similar value - "tolerance" and "tolerance". The term "tolerance" is used in medical sciences, and also used in ordinary speech, but "tolerance" sounds and means " ability, skill to suffer, be reconciled with another"s opinion, to be indulgent to acts of other people ".

Owing to efforts of UNESCO last decades the concept "tolerance" became the international term, the major keyword in a problematics of the world. In a modern society tolerance should become meaningly formed model of mutual relations of people, people and the countries. Therefore we should bring up at children such understanding of tolerance, as perception of unity of mankind, interdependence of all from everyone and everyone from everything, respect of the rights of another (including the rights to be other). It can occur in the near future if the concept "tolerance" will be included strongly into a family lexicon.

But, except for all it, in the world there are groups of people which, on the one hand, reflect variety of a life, but, on the other hand, are quite often perceived by the majority as the antisocial phenomena. Criminals, addicts, representatives of sexual minority - all these people, undoubtedly, are "others" in our society. How to concern to them? Whether there Should be a tolerance boundless, and we - tolerant and indulgent in such cases? In this connection one more position is possible. It is possible to live, as though not noticing these facts, indifferently passing by them. Whether there will be a similar attitude tolerant? Or active counteraction to their distribution will be tolerant? Thus, the problem of borders of tolerance is also a question on borders between tolerance and indifference, indifference.

The country in which do not care of children and youth, has no future. And if in the near future there will be no essential changes, we are doomed to extinction. In crisis conditions are most of all subject to collapse of ideals, an aggravation of nihilism, apathy youth since the system of values is mobile, outlook not settled, that leads to loss of moral and spiritual health of the nation.

Today we quite often hear from telescreens, from leading politicians a word "new" and unfamiliar to us until recently "tolerance". Perhaps, this influence of a fashion, but sincerely I wish, that the tolerant attitude to another became the same needs of nature of the modern person, as dialogue. And consequently I consider, that parents one of the first should develop in themselves the tolerant attitude to another. Modern children it is enough early actively join in an adult life, master various social roles.

And their global vital orientation depends on how they will concern to the world as a whole, to itself and another in this world. The position of tolerance and trust is a basis for realization of a choice of the future generations in favour of the world, instead of war, peaceful co-existence of mankind, instead of conflicts. Rooting in family of spirit of tolerance, formation of the attitude to it as to the major value of a society will be the significant contribution of family education to development of culture of the world on the ground.

Тема: Толерантность как школа жизни с непохожими людьми, школа человечности и великодушия.

Терпимость не есть равнодушие к добру и злу:

терпимость есть добродетель....

Н. Бердяев

Мы живём в том мире, где нас с вами окружает огромное множество различий, противоречий. Мы сталкиваемся с представителями различных этнических групп, с личностями, которые так не похожи друг на друга, не похожи на нас.

Порой мы считаем, что наши взгляды, наши принципы - единственно правильные. И все то, что не соответствует им, не имеет шансов на существование. Как трудно посмотреть на мир, окружающий нас, не сквозь собственную призму, искажающую все на свой манер, а со стороны: объективнее, шире. Но, возможно, тогда нашему взору откроется Истина, которая покажет множество дорог.

И наша задача найти, почувствовать верный путь.

Необходимо помнить о том, что каждый из нас - неизведанная и прекрасная планета, и без любви, уважения и терпимости к себе нельзя прийти к толерантности в целом.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.

Толерантная личность... Терпимая, чуткая, доброжелательная, терпимая к различиям, способная сопереживать, знающая о своих достоинствах и недостатках, умеющая владеть собой... Трудно ли быть таким, трудно ли мириться с чужим мнением, уважать человеческое достоинство и права других? Не требуется много мужества, чтобы критичнее относиться к себе, перестать обвинять окружающих в своих бедах, перекладывать ответственность на других

Чем мы можем помочь нашим детям? Каким образом взрастить то зерно толерантности в их сердцах, которое даёт мощные всходы? Нашим собственным примером, созданием необходимых условий для развития и укрепления всего самого светлого, доброго и прекрасного, что находится в детских сердцах.

Но дети тоже живут в этом полном противоречий мире, и по мере взросления их души обрастают условностями, которые часто навязываем им мы, взрослые. Переучивать всегда сложнее...

Именно поэтому рядом с ними всегда должны быть люди, готовые прийти на помощь в трудную минуту, легонько подтолкнуть в нужном направлении, к той дороге, где их спутником будет Милосердие, Мудрость и Красота. Это и есть моя задача - помочь пробудить и сохранить живой интерес наших учеников к самим себе, к миру, который их окружает, сохранить самое ценное, чем обладает человек.

16 ноября – Международный день толерантности. Толковый словарь даёт значение этого слова как терпимость к чужому образу жизни. Умение жить с микро и макросредой. Первого ноября появился семимиллиардный житель нашей планеты. Маленький Петя Организацией Объединённых Наций зарегистрирован в Калининграде. Каждую секунду на Земле рождается 15 младенцев. Много на нашем земном шаре, увы! таком маленьком, стран и народов. Люди говорят на разных языках (их более шести тысяч), по – разному одеваются, по – разному устраивают свою жизнь, по – разному выглядят. Хотя жители планеты разные, но всё же они схожи и одинаковы в главном. Все народы хотят счастья и мира для себя и своих детей, все любят справедливость и сочувствуют попавшим в беду, все ценят доброту, ум, трудолюбие. Нет такого народа, в сказках которого побеждал бы злой или ленивый. Люди могут придерживаться разных религиозных убеждений. Однако нет такой религии, которая учила бы злу и несправедливости. Нам нужно жить в мире и дружить. Нужно научиться уважать и уступать друг другу. Человечество тысячелетиями проходит испытание на человечность. Люди понимают значение слова «род», но забывают о слове «родство». Возможно, они когда - нибудь освоят формулу жизни, связывающую всё живое на планете: «Мы с вами одной крови, вы и я». Тогда они станут собратьями не только по крови, но и по духу. Сможет ли Земля, разделённая этническими, религиозными, мировоззренческими «территориями» стать общим тёплым домом? Как много вопросов совместного бытия!? Нет понимания, солидарности, нарастают разнообразия, «живёт» террор. Думая о толерантности, невольно возникает вопрос: быть или не быть человечеству как единству разнообразия? Быть или не быть? Историческая память говорит нам, что человечество во все времена пыталось быть человечным, однако наталкивалось, наоботрот, на человекофобию: агрессию, фанатизм, национализм, экстремизм. Люди привыкли навязывать друг другу свою веру, виденья тех или иных «святых» дел. Этим разрушают мир до основания, разделяя на верящих и не верящих, верных и неверных, наших и не наших, своих и чужих, местных и не местных, капиталистов и пролетариев… Хотелось бы думать, что это в прошлом. Однако это наивность. Фанатики живут сегодня. Они среди нас. Это демоны ксенофобии. Все помнят её пик - события 11 сентября 2001 года…и не только! Идеология толерантности – универсальная норма поддержки разнообразия в сложных формах симбиоза, сосуществования различных видов, рас, национальностей, народов, религий, мировоззрений. Человечество должно понимать, что в развитии сложных вопросов и систем, толерантность отражает стратегию взаимопомощи, а ксенофобия же связана в первую очередь с пониманием конфликта как монопольной движущей силы классовой или социальной борьбы. Многие писатели, мыслители времен и эпох отстаивали идеи взаимопомощи и примирения: Махатма Ганди, Антуан де Сент – Экзюпери, Анатолий Приставкин, Михаил Шолохов, Пётр Кропоткин, В.И. Вернадский… Л.Н. Толстой – великий гуманист мира писал: «Если бы люди понимали, что они живут не одной своей жизнью, а жизнью всех, то они знали бы, что делая добро другим, они делают его себе». Слова апостола Павла многими преданы забвению. Смысл их в том, что нет для Христа ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни самарянина, ни раба, ни свободного, ибо все они едины. Так что же такое толерантность? Это прежде всего школа, которая учит людей жизни с непохожими людьми, школа человечности и великодушия.

Справедливость воцарится тогда, когда каждый будет воспринимать чужую обиду как свою. (Солон)

других людей разрушающе действует на принятые моральные устои общества. Примеры двоякого толкования и негативного отношения к проявлениям толерантности: В молодежной среде. Примером ярых противников толерантности в России является молодежь, составляющая группировку скинхедов. Терпение к чужеродной культуре они связывают с неизбежным последующим геноцидом славянской расы. Не менее агрессивны в выражении своей позиции и противники ЛГТБ-движения. В семье. Некоторые законы, принятые в отличающейся особенной толерантностью к меньшинствам Европе, откровенно абсурдны. Например, британский закон, официально запрещающий в юридической документации использовать употребление слов «муж» и «жена» (а в перспективе планируется запретить использование слов «мать» и «отец»). Считается, что это устаревшие понятия ущемляют права секс меньшинств. Предлагается менять их на толерантные термины «супруги» и «партнеры». Негативную оценку в России получает и разрешение на усыновление детей семьям с однополыми «партнерами». В политике. Грань между толерантным поведением и рабской терпимостью очень тонка. Опытные политики весьма умело манипулируют сознанием лояльно настроенных людей. Например, в глазах мировой общественности Россия проявила явную интолерантность, приняв закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. В настоящее время большинство россиян возмущает и толерантное отношение к проявлениям фашизма на территории Украины. Принимать религиозно-этнические традиции и особенности поведения меньшинства стоит только с позиции здравомыслия и соответствия их исконно принятым в демократическом обществе. Необходимо чувствовать и осознавать границы терпимости, позволяющие различать проявление толерантности и не подменять его вседозволенностью и безразличием к происходящему попиранию истинных ценностей. Видео: Толерантность


Что такое толерантность?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберемся в этом понятии. Толерантность-это терпимость и уважение к культуре, поведению и этнической принадлежности, принятие чужих ценностей и идеалов. Казалось бы, это очень важное и нужное явление, но в современном обществе понятие толерантности "перевернули с ног на голову". Сейчас толерантностью прикрывают многие аморальные аспекты жизни. Хотя ее первоначальными признаками были отказ от насилия и уважение к чужой культуре, этносу.

Чтобы доказать это, вспомним роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени". Штабс-капитан Максим Максимыч, который долгое время служит на Кавказе, хорошо знает язык горцев, уважает их обычаи и нравы.

Он очень добр, отзывчив и честен. Штабс-капитан верит в дружбу народов, которая складывается из уважения к чужой культуре, и, естественно, дружественный народ отвечает ему взаимностью. Таким образом, мы видим, что толерантность Максима Максимыча помогает ему мирно сосуществовать с другим народом.

Но не всегда толерантность помогает наладить отношения с окружающими. В рассказе Андрея Платонова "Юшка" главный герой Ефим по прозвищу "Юшка" терпит постоянные издевательства со стороны окружающих. Дети и взрослые обижают его, бьют, кидают в него камни. Но герой не обижается на них, веря, что так окружающие проявляют к нему "слепую любовь". Таким образом, мы видим, что толерантность Юшки граничит с нездоровым альтруизмом и скорее мешает, чем помогает ему.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: толерантность-это очень важное явление, проявляющееся в уважении и терпимости к чужой культуре и этносу. Но ее основой должна быть взаимность, иначе толерантность превратится в нездоровый альтруизм.

Обновлено: 2018-04-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Что такое толерантность? Урок подготовки к сочинению-рассуждению в 8-м классе на морально-этическую тему. презентацию подготовила Смирнова О.А. учитель МОУ Лучинниковская оош


Цели урока

  • Цели:
  • Образовательные:
  • 1. Познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
  • 2. Уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”.
  • 3. Повторить материал о сочинении- рассуждении.
  • Развивающие:
  • 1. Сформировать умение определять понятие “ толерантность”, разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.
  • 2. Сформировать умение определять значения слов тематической группы “толерантность”.
  • 3. Закрепить умение строить текст рассуждения.
  • Воспитательные:
  • 1. Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.
  • Оборудование: на доске – плакат с изображением яркого солнца, магнитофон, компьютер.

Начнем со сказки…

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было

жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому,

седому, прожившему сто лет волшебнику:- Помоги мне, дедушка,

выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную

мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное

место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . .

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.



Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

Эти слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку. Сегодня у нас урок развития речи, на котором мы готовимся к сочинению.


Какие пословицы, стихотворения о доброте знаете вы?

  • Доброта без разума пуста.
  • Доброе дело питает и душу, и тело.
  • Добрый человек в добре живёт век.
  • Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Почитаем стихи о доброте.

Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги

И радость помоги найти кому-то. (И. Романов)

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем живём на земле. (А. Лесных)


Каким делает человека доброта? Какой человек может быть добрым?( запишите)

Доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах…

Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других…


Толерантность?

  • Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара.

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение

В русском прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо

Работа с текстом.

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.

Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.

Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

А нам-то что? Он сам виноват.

Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Я всё равно подойду, - вырвала руку девушка.

Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.

Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?

Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

Спасибо, леди, спасибо. . .


Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.


  • Почему молодой человек отказался помочь?
  • - Как бы вы поступили в этом случае?
  • -Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.


Разделите слова на «толерантность» и «интолерантность»

  • Уважение мнения других,
  • Непонимание
  • Игнорирование
  • Доброжелательность
  • Желание что-либо делать вместе,
  • Эгоизм
  • Раздражительность
  • Равнодушие
  • Цинизм
  • Чуткость, любознательность
  • Снисходительность
  • Доверие
  • Гуманизм
  • Нетерпимость
  • Пренебрежение
  • Понимание и принятие


Создайте синквейн

толерантность

доброта

Толерантность

Терпимый снисходительный

Принимает располагает прощает

Толерантность способствует уважению личности

Терпение

Отзывчивый душевный

Поддерживает помогает облагораживает

Доброта спасёт наш мир

Душевность


Схема сочинения-рассуждения

I. Основная мысль (тезис).

II. Доказательства:

III. Вывод.


Вспомогательные клише в определении темы

  • 1. …- вот тема, к которой обращается автор текста.
  • 2. Эта статья о …
  • 3. Автор обращается к актуальной теме – теме…
  • 4. Этот текст о…

Определив тему, формулируем проблему текста (проблема текста - вопрос, над которым задумывается автор).

  • 1. … ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
  • 2. Автора интересует вопрос: …
  • 3. … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.

  • 1. Автор подводит читателя к мысли о том, что…
  • 2. Идея текста такова:
  • 3. …- вот главная мысль текста.
  • 4. Решая проблему, автор приходит к такому выводу:
  • 5. Цель автора текста - убедить читателя в том…

Клише, которые помогут начать сочинен ие

  • 1. Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д.)…
  • 2.Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)… Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д.)

Клише, которые помогут сформулировать собственную позицию

  • 1. Нельзя не согласиться с автором в том, что…
  • 2. С автором можно поспорить:
  • 3. Автор прав в том, что… однако его мысль о…вызывает сомнение

Как заканчивать сочинение ?

  • Сочинение- рассуждение заканчиваем выражением собственного отношения к авторской позиции. Доказывая собственное мнение, мы должны привести не менее трех аргументов (приводя доказательства, можно обращаться к своему жизненному и читательскому опыту). Выражая собственную позицию, соблюдаем корректность: например, в случае несогласия с автором не следует писать “автор неправ”, лучше употребить выражение “с автором трудно согласиться ”.

  • Домашнее задание:
  • - Дома напишите сочинение: “Что такое толерантность?” или
  • сочинение «О милосердии ».

Эпилог урока… Китайска я притча..

Ладная семья”:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:- И всё?

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.


Ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Всем спасибо за урок.


презентацию подготовила Смирнова О.А. учитель МОУ Лучинниковская оош

В подготовке урока использовала материал

Водопьяновой А.Б.

МОУ «СОШ № 2» г.Ясного

Оренбургской области.

Бородаенко Денис, руководитель Нечаева Валентина Витальевна

Толерантность... Это понятие довольно легко осознается и запоминается даже в средней школе. Оно определяется как терпимость к чуждому верованию, образу жизни, взгляду. Но почему оно так актуально сейчас в России? Ответов много, я сформулирую лишь некоторые:

  • Ну, во-первых, наша страна многонациональная, и каждая нация имеет свой язык, нравы, обычаи, взгляды. Обычаи Осетии, Адыгеи, Ингушетии отличаются от обычаев центральных районов России, которым в свою очередь чужды нравы Чукотки и Бурятии.
  • Во-вторых, географически наша страна располагается в нескольких климатических поясах, поэтому гражданами нашего государства являются представители практически всех рас. Так коренные жители Бурятии и Удмуртии, принадлежащие к монголоидной расе, весьма отличаются от большинства жителей Урала и центральных регионов, от представителей южных регионов.
  • В-третьих, все народности и национальности Российской Федерации исповедуют разные религии: православные и католики, представители ислама и иудеи. И это если не брать в расчет смешанных верований и сект.

Да, мы все очень разные, но ведь уже больше десяти веков мы живем бок о бок в одном государстве. Со времен князя Владимира, когда разные княжества объединились в одно большое, мы являемся гражданами одной державы. И в принципе уже мало кто удивляется, что в пределах одного города прекрасно уживается костел, мечеть и церковь. Мы давно уже привыкли спокойно относиться к чернокожим гражданам, и не оборачиваемся вслед компании студентов-иностранцев. Но... Мне вспоминаются слова чемпиона мира по боям без правил, Расула Мирзаева, которые он сказал в репортаже после судебного разбирательства о смерти студента Ивана Агафонова: "Когда я победил на чемпионате, окружающие говорили, что победил россиянин, что в моем лице одержала победу Россия, а сейчас я сразу для всех стал не россиянином, а дагестанцем, горцем."

А действительно, почему так? Мы с гордостью говорим о многонациональности нашей державы, о богатстве ее нравов и обычаев, о плодородности и богатстве полезными ископаемыми. Мы все как один болеем на соревнованиях за нашу сборную, и каждый, кто носит форму с символикой РФ, будь то эскимос или горец, считается соотечественником https://ru.wikiquote.org/wiki/Вячеслав_Владимирович_Кантор.

Но стоит произойти конфликту, достаточно небольшой искры, и вспоминается жадность у евреев, кровожадность у всех горцев, хитрость у армян... А ведь любой представитель русской национальности может не только иметь эти черты характера, но и даже совмещать это с другими "достоинствами". Почему русский или украинец, или белорус никак не может быть обманщиком или расчетливым негодяем? Потому что это "свой", а они - чужие, не такие как мы? Смешно звучит, не так ли? Может все-таки дело в отношении к себе и к другим. Конечно, стать многоликим человек не сможет, но можно попробовать представить себя на месте другого. А что было б, если б я оказался среди эскимосов? Неужели приятно было б мне спасаться от насмешек и побоев только за то, что я имею большие глаза и светлые волосы? Видимо, и чувству терпимости к другим, не таким, как мы сами, тоже надо учиться.

Эволюция меняла строй и формы правления нашей страны, изменялись быт и обычаи, но одинаковыми люди не становились никогда. Всегда кому-то нравились красные одежды, кому-то белые. Кто-то носил длинные волосы, кто-то короткие. Один, глядя на землю, видит плодородную почву, ростки и отражение солнышка в луже; другой - одну лишь грязь, да пыль с песком. Но если принять эту непохожесть как нечто само собой разумеющееся, если определяющими качествами в человеке считать его личные заслуги и качества, то, возможно, чувство толерантности не придется прививать. Ведь, как сказал Герберт Уэллс: «Наша истинная национальность - это человечество.»