Образы женских героев в войне и мир. Женские образы в «Войне и мире»: сочинение. Прототипы женских персонажей в романе-эпопее «Война и мир»

В романе Толстого «Война и мир» огромное количество интереснейших женских образов. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью его излюбленного приема — противопоставления внутреннего и внешнего.

Перед вами сочинение на тему «Женские образы в романе Л.Н. Толстого ВОЙНА И МИР» для 10 класса. Надеюсь, сочинение поможет вам подготовится к уроку русской литературы.

Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В знаменитом романе Л.Н. Толстого изображено множество человеческих судеб, разных характеров, плохих и хороших. Именно противопоставление добра и зла, нравственности и безрассудства лежит в основе романа Толстого. В центре повествования находятся судьбы любимых героев писателя — Пьера Безухова и Андрея Болконского, Наташи и Марьи Болконской. Всех их объединяет чувство добра и красоты, они ищут свой путь в мире, стремятся к счастью и любви.

Но, конечно, у женщин есть свое особое предназначение, данное самой природой, она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи — это основа человеческого общества, и хозяйка в нем — женщина. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью его любимого приема -противопоставления внутреннего и внешнего образа человека.

Мы видим некрасивость княжны Марьи, но «прекрасные, лучистые глаза » освещают это лицо удивительным светом. Полюбив Николая Ростова, княжна в минуту встречи с ним преображается так, что мадемуазель почти не узнает ее: в голосе появляются «грудные, женские ноты «, в движениях — грация и достоинство.

«В первый раз вся та чистая духовная работа, которую она жила до сих пор, выступила наружу » и сделала лицо героини прекрасным.

Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем и у Наташи Ростовой. Вечно изменчивая, в движении, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг, Наташа может «распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною», «зареветь, как ребенок», «только от того, что Соня плакала ”, она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик — отражение богатейшего мира ее чувств.

В отличие от любимых героинь Толстого — Наташи Ростовой и княжны Марьи, Элен - это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную ”, «неизменяющуюся » улыбку и “античную красоту тела «. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не упоминает о ее тазах, которые, напротив, у положительных героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но она является олицетворением безнравственности и порочности. Для красавицы Элен брак - это путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера, ее мужа, поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. «Я не такая дура, чтобы иметь детей «, — произносит она кощунственные слова. Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины. А ведь для Толстого, это самое важное в оценке героинь романа.

Княжна Марья и Наташа становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки, помогает мужу во всем. Княжна Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре. Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужикам. Марья не понимает хозяйственных забот Николая, даже ревнует к ним мужа. Но гармония семейной жизни и заключается в том, что муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляют одно целое. Временное непонимание, легкие конфликты разрешаются здесь примирением.

Марья и Наташа — прекрасные матери, но Наташа больше хлопочет о здоровье детей (Толстой показывает, как она занимается младшим сыном). Марья же удивительно проникает в характер ребенка, заботится о духовном и нравственном воспитании. Мы видим, что героини схожи в главных, самых ценных для автора качествах, — им дана способность тонко чувствовать настроение близких людей, разделить чужое горе, они самоотверженно любят свою семью. Очень важное качество Наташи и Марьи — естественность, безыскусственность. Они не способны играть роль, не зависят от постороннего взгляда, могут нарушить этикет. На своем первом балу Наташа выделяется именно непосредственностью, искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо. Она сидит, горько задумавшись, потом плачет, и Николай, сочувствуя ей, выходит за рамки светского разговора. Как всегда, у Толстого окончательно все решает взгляд, выражающий чувства свободнее, чем слова: «и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным «.

В своем романе «Война и мир» писатель передает нам свою любовь к жизни, которая предстает во всей прелести и полноте. И, рассматривая женские образы романа, мы еще раз убеждаемся в этом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОУ Деревянкская СОШ №5

Реферат по литературе на тему

Женские образы в романе "Война и мир"

подготовила: Гаврилова Ульяна

проверила: Хаврусь В.В.

Введение

«Война и мир» - одна из тех книг, которую нельзя забыть. В самом ее названии - вся жизнь человеческая. А еще «Война и мир» - модель устройства мира, вселенной, поэтому и появляется в IV части романа (сон Пьера Безухова) символ этого мира - глобус - шара. «Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров». Вся поверхность его состояла из капель, плотно сжатых между собой. Капли двигались, перемещались, то сливаясь, то разделяясь. Каждая стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но и другие, сжимаясь, иногда уничтожали друг друга, иногда сливались воедино. «Вот жизнь, - сказал старичок учитель», когда-то учивший Пьера географии. «Как это все просто и ясно, - подумал Пьер, - как я не мог знать этого прежде». «Как это все просто и ясно», - повторяем мы, перечитывая полюбившиеся страницы романа. И эти страницы, как капли на поверхности глобуса, соединяясь с другими, составляют часть единого целого. Так, эпизод за эпизодом мы продвигаемся к бесконечному и вечному, что есть жизнь человека. Но писатель Толстой не был бы философом Толстым, если бы не показал нам полярные стороны бытия: жизнь, в которой преобладает форма, и жизнь, вмещающая всю полноту содержания. Именно с этих толстовских представлений о жизни и рассмотрим женские образы, в которых автор выделяет их особое предназначение - быть женой и матерью. Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества, где объединяющую роль играет женщина. Если мужчине свойствен напряженный интеллектуальный и духовный поиск, то женщина, обладая более тонкой интуицией, живет чувствами, эмоциями. Отчетливое противопоставление добра и зла в романе естественно отразилось и на системе женских образов. Противопоставление внутреннего и внешнего образов как излюбленный прием писателя показательно для таких героинь, как Элен Курагина, Наташа Ростова и Марья Болконская.

Элен - это воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку и «античную красоту тела», она напоминает прекрасную бездушную статую. В салон Шерер Элен входит «шумя своею белою больною робой, убранную плющом и мохом», как символ бездушности и холодности. Недаром автор не упоминает о ее глазах, тогда как «блестящие», «сияющие» глаза Наташи и «лучистые» глаза Марьи всегда привлекают наше внимание.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не знающие никаких моральных норм, живущие по непреклонному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает в брак только ради собственного обогащения. Она постоянно изменяет мужу, поскольку животное начало преобладает в ее натуре. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», - произносит она кощунственные слова. Элен на глазах всего общества занята устройством своей личной жизни еще будучи супругой Пьера, а ее загадочная смерть связана с тем, что она запуталась в собственных интригах.

Такова Элен Курагина с ее пренебрежительным отношением к таинству брака, к обязанностям жены. Не трудно догадаться, что Толстой воплотил в ней худшие женские качества и противопоставил ей образы Наташи и Марьи.

роман толстой женщина образ

Нельзя не сказать и о Соне. Ей недоступны вершины духовной жизни Марьи и «вершины чувства» Наташи. Она слишком приземлена, слишком погружена в быт. Ей тоже даны радостные моменты жизни, но это лишь мгновения. Соня не может сравниться с любимыми героинями Толстого, но это, скорее, беда ее, нежели вина, говорить нам автор. Она - «пустоцвет», но, возможно, жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали распуститься в ее душе.

3. Наташа Ростова

Одной из главных героинь в романе является Наташа Ростова. Толстой рисует Наташу в развитии, он прослеживает жизнь Наташи в разные годы, и, естественно, с годами меняются ее ощущения, ее восприятие жизни.

Впервые мы встречаем Наташу, когда эта маленькая тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая», выбегает в гостиную и налетает на мать. И с ее образом входит в роман тема «живой жизни». Толстой всегда ценил в Наташе именно полноту жизни, желание жить интересно, полно и, главное, ежеминутно. Переполненная оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с Николаем романс «Ключ», станцевать с Пьером. Толстой пишет, что «сущность ее жизни - любовь». В ней и соединились самые ценные качества человека: любовь, поэзия, жизнь. Конечно, мы не верим ей, когда она «на полном серьезе» говорит Борису: «Навсегда… До самой смерти». «И, взяв его под руку, она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную».

Все действия Наташи определены требованием ее натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участник определенной частной жизни ибо она принадлежит не одному семейному кругу, а миру всеобщего движения. И может быть, и ее имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью». Она, не пытаясь понять его роль, тем самым уже определяет ее для себя и для других. «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все - счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота», - скажет князь Андрей четыре года спустя. Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюбленным взглядом. «Этот же самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться, не зная чему». Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим ее натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство ее жизни.

Первый бал Наташи Ростовой стал местом ее встречи с Андреем Болконским, которая повлекла за собой столкновение их жизненных позиций, оказавшее огромное влияние на них обоих.

Во время бала ее не интересуют ни государь, ни все важные лица, на которых указывает Перонская, она не обращает внимания на придворные интриги. Она ждет радости и счастья. Толстой однозначно выделяет ее среди всех присутствующих на балу, противопоставляя ее светскому обществу. Восторженная, замирающая от волнения Наташа описана Л. Толстым с любовью и нежностью. Его иронические замечания об адъютанте-распорядителе, просящим посторониться всех «еще куда-то», о «какой-то даме», о пошлой суете вокруг богатой невесты представляют нам свет мелочным и фальшивым, тогда как Наташа среди всех них показана единственным естественным существом. Толстой противопоставляет живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. «Оголенные шеи и руки Наташи были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу», и от этого оно кажется пошлым. Это впечатление усиливается, когда мы вспоминаем, что Элен бездушна и пуста, что в ее словно высеченном из мрамора теле живет каменная душа, алчная, без единого движения чувства. Здесь раскрывается отношение Толстого к светскому обществу, еще раз подчеркивается исключительность Наташи.

Что дала встреча с Андреем Болконским Наташе? Как истинно природное существо, она хотя и не задумывалась об этом, но стремилась к созданию семьи и могла обрести счастье лишь в семье. Встреча с князем Андреем и его предложение создали условия для достижения ее идеала. Готовясь образовать семью, она была счастлива. Однако счастью не суждено было длиться долго. Князь Андрей стремился к Наташе, но не понимал ее, в нем не было природного чутья, поэтому он отложил свадьбу, не поняв, что Наташа должна любить постоянно, что она должна быть счастлива каждую минуту. Он сам спровоцировал ее измену.

Портретная характеристика дает возможность обнажить основные качества ее характера. Наташа жизнерадостна, естественна, непосредственна. Чем старше она становится, чем быстрее из девочки превращается в девушку, тем больше она хочет, чтобы ею восхищались, чтобы ее любили, чтобы она была в центре внимания. Наташа любит себя и считает, что все должны ее любить, она говорит о себе: «Что за прелесть эта Наташа». И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа, как лучик света в скучном и сером светском обществе.

Подчеркивая некрасивость Наташи, Толстой утверждает: не во внешней красоте дело. Важны богатства ее внутренней натуры: одаренность, способность понять, прийти на помощь, чуткость, тонкая интуиция. Наташу все любят, все желают ей добра, потому что сама Наташа всем делает только добро. Наташа живет не умом, а сердцем. Сердце редко обманывает. И хотя Пьер и говорит, что Наташа «не удостаивает быть умной», она всегда была умна и понимала людей. Когда Николенька, проигравши почти все состояние Ростовых, приходит домой, Наташа, сама того не понимая, поет только для брата. И Николай, слушая ее голос, забывает обо всем о своем проигрыше, о тяжелом разговоре с отцом, предстоящем ему, он только слушает чудный звук ее голоса и думает: «Что ж это такое?.. Что с ней сделалось? Как она поет нынче?.. Ну, Наташа, ну, голубчик! Ну, матушка». И не один Николай зачарован ее голосом. Ведь голос Наташи обладал необыкновенными достоинствами. «В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та неотработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его».

Наташа очень хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она желает его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал». Наташа обладает искусством, которое дано не каждому. Она умеет сострадать. Когда Соня ревела, Наташа, не зная причины слез подруги, «распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела, как ребенок… и только оттого, что Соня плакала». Чуткость и тонкая интуиция Наташи «не сработала» только один раз. Наташа, такая умная и проницательная, не поняла Анатоля Курагина и Элен и дорого заплатила за ошибку.

Наташа - воплощение любви, любовь - сущность ее характера.

Наташа - патриотка. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.

Наташе близок русский народ. Она любит народные песни, традиции, музыку. Из всего этого можно сделать вывод, что пылкая, живая, любящая, патриотическая Наташа способна на подвиг. Толстой дает нам понять, что Наташа поедет за декабристом Пьером в Сибирь. Разве это не подвиг?

4. Княжна Мария

С княжной Марьей Болконской мы встречаемся с первых страниц романа. Некрасива и богата. Да, она была некрасива, и даже очень дурна собой, но это, по мнению посторонних, далеких и почти не знающих ее людей. Все те немногие, любившие ее и любимые ею, знали и ловили на себе ее прекрасный и лучистый взгляд. Сама же княжна Марья и не знала всей его прелести и силы. Взгляд этот сам собой освещал все вокруг светом теплой любви и нежности. Князь Андрей часто ловил на себе этот взгляд, Жюли вспоминала в письмах кроткий, спокойный взгляд княжны Марьи, так, по словам Жюли, недостающий ей, да и Николай Ростов полюбил княжну именно за этот взгляд. Но при мысли о себе блеск в глазах Марьи тускнел, уходил куда-то в глубь души. Глаза становились прежними: грустными и, главное, испуганными, делавшими ее некрасивое, болезненное лицо еще некрасивее.

Марья Болконская, дочь генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского, жила безвыездно в имении Лысые Горы. У нее не было ни друзей, ни подруг. Писала ей лишь Жюли Карагина, принося тем самым радость и разнообразие в серую, однообразную жизнь княжны. Отец сам занимался воспитанием дочери: давал ей уроки алгебры и геометрии. Но что давали ей эти уроки? Разве могла она что-нибудь понять, чувствуя над собой взгляд и дыхание своего отца, которого она боялась и любила больше всего на свете. Княжна уважала его и благоговела перед ним и перед всем содеянным его руками. Главным же утешением и, пожалуй, учителем была религия: в молитве находила она и успокоение, и помощь, и решение всех проблем. Все сложные законы человеческой деятельности сосредоточились для княжны Марьи в одном простом правиле - уроке любви и самоутверждении. Она так и живет: любит отца, брата, невестку, свою компаньонку, француженку мадемуазель Бурьен. Но иногда княжна Марья ловит себя на том, что думает о любви земной, о земной страсти. Княжна боится этих мыслей как огня, но они возникают, возникают потому, что она человек и как бы там ни было, грешный человек, как все.

И вот в Лысые Горы приезжает князь Василий с сыном Анатолем свататься. Наверное, в тайных мыслях княжна Марья давно ждала именно такого будущего мужа: красивого, благородного, доброго.

Старый князь Болконский предлагает дочери самой решить свою судьбу. И, наверное, она бы сделала роковую ошибку, согласившись на брак, если бы случайно не увидела, как Анатоль обнимает мадемуазель Бурьен. Княжна Марья отказывает Анатолю Курагину, отказывает, потому что решает жить только для отца и своего племянника.

Княжна не воспринимает Наташу Ростову, когда та с отцом приезжает знакомиться к Болконским. Она относится к Наташе с некоторой внутренней неприязнью. Наверное, она слишком любит своего брата, дорожит его свободой, боится, что какая-то совершенно чуткая женщина может увести, отнять его, завоевать его любовь. А страшное слово «мачеха»? Только одно это уже внушает неприязнь и отвращение.

Княжна Марья в Москве расспрашивает Пьера Безухова о Наташе Ростовой. «Что это за девушка и как вы находите ее?» Она просит сказать «всю правду». Пьер чувствует «недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке». Ей и в самом деле хочется, чтобы «Пьер не одобрил выбора князя Андрея».

Пьер не знает, как отвечать на этот вопрос. «Я решительно не знаю, что это за девушка, я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна», - говорит Пьер.

Но этот ответ не удовлетворил княжну Марью.

«- Умна она? - спросила княжна.

Пьер задумался.

Я думаю, нет, - сказал он, - а впрочем да. Она не удостаивает быть умною».

«Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой», - замечает Толстой.

5.Все герои Толстого влюбляются. Княжна Марья Болконская влюбляется в Николая Ростова. Полюбив Ростова, княжна во время встречи с ним преображается так, что мадемуазель Бурьен почти не узнает ее: в голосе появляются «грудные, женские ноты», в движениях - грация и достоинство. «В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которого она жила до сих пор, выступила наружу» и сделала лицо героини прекрасным. Оказавшись в трудной ситуации, она встречает случайно Николая Ростова, и он помогает ей справиться с несговорчивыми крестьянами и покинуть Лысые Горы. Княжна Марья любит Николая совсем не так, как его любила Соня, которой нужно было постоянно что-то делать и чем-то жертвовать. И не так, как Наташа, которой необходимо было, чтобы любимый человек был просто рядом, улыбался, радовался и говорил ей влюбленные слова. Княжна Марья любит тихо, спокойно, счастливо. И это счастье увеличивается сознанием того, что она наконец полюбила, и полюбила именно человека доброго, благородного, честного.

И Николай видит и понимает все это. Судьба все чаще и чаще толкает их друг к другу. Встреча в Воронеже, неожиданное письмо Сони, освобождавшее Николая от всех обязательств и данных Соня обещаний: что это как не веление судьбы?

Осенью 1814 года Николай Ростов женится на княжне Марье Болконской. Теперь у нее есть то, о чем она мечтала: семья, любимый муж, дети.

Но княжна Марья не изменилась: она была все та же, только теперь уже графиня Марья Ростова. Она старалась во всем понять Николая, хотела, очень хотела любить Соню и не могла. Она очень любила своих детей. И сильно расстраивалась, когда понимала, что в ее чувствах к племяннику чего-то недоставало. Она по-прежнему жила для других, стараясь любить их всех высшей, Божеской любовью. Иногда Николай, глядя на свою жену, ужасался мысли о том, что было бы с ним и с его детьми, если бы умерла графиня Марья. Он любил ее больше жизни, и они были счастливы.

Марья Болконская и Наташа Ростова становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки, стремится помочь мужу во всем. Княжна Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре. Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужиками. Гармония семейной жизни, как мы видим, достигается там, где муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляя единое целое. В семьях Ростовых и Безуховых взаимонепонимание и неизбежные конфликты разрешаются примирением. Здесь царит любовь.

Марья и Наташа - замечательные матери. Однако Наташа больше хлопочет о здоровье детей, а Марья проникает в характер ребенка, заботиться о его духовном и нравственном воспитании.

Толстой наделяет героинь самыми ценными, на его взгляд, качествами - способностью тонко чувствовать настроение близких людей, разделять чужое горе, самоотверженно любить свою семью.

Очень важное качество Наташи и Марьи - естественность, безыскусственность. Они не способны играть заранее заданную роль, не зависят от мнения посторонних людей, не живут по законам света. На своем первом большом балу Наташа выделяется именно искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо, и их разговор выходит за рамки светской беседы: «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

При сходстве лучших нравственных качеств, Наташа и Марья, в сущности, совсем разные, почти противоположные натуры. Наташа живет взахлеб, ловит каждое мгновение, ей не хватает слов, чтобы выразить полноту своих чувств, героиня наслаждается танцами, охотой, пением. Она в высшей степени наделена любовью к людям, открытостью души, талантом общения.

Марья тоже живет любовью, но в ней много кротости, смирения, самоотвержения. Она часто устремляется в мыслях от земной жизни в иные сферы. «Душа графини Марьи, - пишет Толстой в эпилоге, - стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

Лев Толстой именно в княжне Марье видел идеал женщины, а главное - жены. Княжна Марья живет не для себя: она хочет сделать и делает счастье мужа, детей. Но она и сама счастлива, ее счастье состоит в любви к ближним, их радости и благополучии, в чем, впрочем, и должно состоять счастье каждой женщины.

Толстой решал вопрос о месте женщины в обществе по-своему: место женщины в семье. Наташа создала хорошую, крепкую семью, не приходится сомневаться, что в ее семье вырастут хорошие дети, которые станут полноправными и полноценными членами общества.

В произведении Толстого мир предстает многогранным, здесь находится место самым разнообразным, подчас противоположным характерам. Писатель передает нам свою любовь к жизни, которая является во всей прелести и полноте. И рассматривая женские образы романа, мы лишний раз убеждаемся в этом.

«Как это все просто и ясно» - еще раз убеждаемся мы, обращая свой взгляд на глобус шар, где уже нет уничтожающих друг друга капель, а все они слились воедино, составляя один большой и светлый мир, как в самом начале - в доме Ростовых. И в этом мире остаются Наташа и Пьер, Николай и княжна Марья с маленьким князем Болконским, и «надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе.

Литература

1. Газета «Литература» № 41, стр. 4, 1996 г.

2. Газета «Литература» № 12, стр. 2, 7, 11, 1999 г.

3. Газета «Литература» № 1, стр. 4, 2002 г.

4. Э. Г. Бабаев «Лев Толстой и русская журналистика его эпохи».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Книга, которую нельзя забыть. Женские образы в романе. Наташа Ростова – любимая героиня Толстого. Княжна Марья как нравственный идеал женщины для писателя. Семейная жизнь княжны Марьи и Наташи Ростовой. Многогранный мир. Толстой о предназначении женщины.

    реферат , добавлен 06.07.2008

    Одним из самых ярких и талантливых писателей России по праву считается Л.Н. Толстой. Глубокий драматизм судьбы Анны Карениной. Жизненный путь Катюши Масловой. Женские образы в романе "Война и мир". Марья Болконская. Наташа Ростова. Светские дамы.

    реферат , добавлен 19.04.2008

    Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" – грандиозное произведение не только по описанным в нём историческим событиям, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и придуманных. Образ Наташи Ростовой как самый обаятельный и естественный образ.

    сочинение , добавлен 15.04.2010

    Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.

    сочинение , добавлен 16.10.2008

    История создания романа "Война и мир". Система образов в романе "Война и мир". Характеристика светского общества в романе. Любимые герои Толстого: Болконский, Пьер, Наташа Ростова. Характеристика "несправедливой" войны 1805 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2004

    Изучение истории создания романа-эпопеи Л. Толстого "Война и мир". Исследование роли статичных и развивающихся женских образов в романе. Описания внешности, черт характера и мировоззрения Наташи Ростовой. Анализ отношений героини с Андреем Болконским.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    Анализ основных эпизодов романа "Война и мир", позволяющих выявить принципы построения женских образов. Выявление общих закономерностей и особенностей в раскрытии образов героинь. Исследование символического плана в структуре характеров женских образов.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2011

    Образ Наташи Ростовой в романе: описание внешности, черты характера в начале произведения и в эпилоге, необычайная бурная жизнь души, борьба и постоянное движение и изменение. Первый бал Наташи, его значение в произведении. Участие героини в войне.

    презентация , добавлен 30.06.2014

    Отношение автора к людям и событиям. Портреты действующих лиц, авторская интонация. Критерии добра, бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми и обществом. Душевное богатство Наташи. Чудесный женский характер.

    сочинение , добавлен 14.01.2007

    Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого "Война и мир". Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

Меню статьи:

Л. Толстой создал великую картину, где описал проблемы войны, а также мира. Женские образы в романе «Война и мир» раскрывают внутреннюю сторону общественных перипетий. Есть глобальная война – когда воюют народы и страны, есть войны локальные – в семье и внутри человека. Так же дела обстоят и с миром: мир заключается между государствами и императорами. К миру приходят и люди в личных отношениях, к миру приходит человек, пытаясь решить внутренние конфликты и противоречия.

Прототипы женских персонажей в романе-эпопее «Война и мир»

Лев Толстой вдохновлялся людьми, которые окружали его в повседневной жизни. Есть и другие примеры из биографий писателей, которые свидетельствуют о том, что авторы, создавая произведение, заимствуют черты для книжных героев у реальных личностей.

Например, так делал Марсель Пруст – французский писатель. Его персонажи – это синтез черт, которыми обладали люди из окружения автора. В случае Л. Толстого женские образы в эпопее «Война и мир» тоже выписаны, благодаря обращению к женщинам из круга общения писателя. Приведем примеры: персонаж Марии Болконской – сестры Андрея Болконского, Л. Толстой создавал, вдохновляясь личностью Марии Волконской (мать писателя). Другой, не менее живой и яркий женский персонаж, – графиня Ростова (старшая), списана с бабушки автора – Пелагеи Толстой.

Однако, некоторые персонажи имеют одновременно несколько прототипов: уже знакомая нам Наташа Ростова, например, как литературный герой, имеет общие черты с женой писателя – Софьей Андреевной Толстой, а также сестрой Софьи – Татьяной Андреевной Кузьминской. Тот факт, что прототипы этих персонажей были близкими родственниками писателя, объясняет теплоту и нежное отношение автора к создаваемым героям.

Лев Толстой показал себя тонким психологом и знатоком человеческих душ. Писатель одинаково хорошо понимает боль юной Наташеньки Ростовой, когда ломается кукла девочки, но также и боль зрелой женщины – Натальи Ростовой (старшей), которая переживает смерть сына.

Название романа говорит, что писатель постоянно обращается к контрастам и оппозициям: война и мир, добро и зло, мужское и женское начало. Читателю (из-за стереотипов) кажется, что война – это дело мужское, а дом и мир, соответственно, – дело женское. Но Лев Николаевич демонстрирует, что это не так. Например, княжна Болконская проявляет храбрость и мужественность, когда защищает родовое поместье от неприятеля и хоронит отца.

Заметим, что на контрасте строится и разделение персонажей на положительных и отрицательных. Однако, негативные герои остаются наделенными отрицательными чертами в течение всего романа, а персонажи позитивные претерпевают внутреннюю борьбу. Эту борьбу писатель называет духовными поисками, и показывает, что положительные герои приходят к духовному росту через колебания, сомнения, муки совести… Их ожидает трудный путь.

Остановимся детальнее на характеристике юной Наташи и графини Ростовой, а также на фигуре Марии Болконской. Но перед этим, ненадолго обратимся к образу жены Андрея Болконского.

Лиза Болконская

Лиза – персонаж, который уравновешивал присущую князю Андрею мрачность и депрессивность. В обществе Андрей воспринимался человеком замкнутым и молчаливым. Даже внешность князя намекала на это: сухость и вытянутость черт, тяжелый взгляд. Другая внешность была у его жены: живая княгиня, низкого роста, которая постоянно суетилась и семенила мелкими шажками. С ее смертью Андрей потерял баланс и начался новый этап духовных поисков князя.

Элен Курагина

Элен – сестра Анатоля, выписана как персонаж развращенный, эгоистичный. Курагина интересуется развлечениями, она молода, самовлюбленна и ветрена. Впрочем, она легкомысленна и не проявляет патриотических чувств, продолжая вести привычный образ жизни в захваченной войсками Наполеона Москве. Судьба Элен трагична. Дополнительный трагизм в ее жизнь приносит то, что она так и не сумела вырваться из порочного круга низкой нравственности.

Наташа Ростова

Младшая Ростова, безусловно, – один из центральных женских персонажей. Наташа – красива и мила, поначалу ей присуща наивность и ветреность. Князь Андрей, влюбившись в нее, понимает, что между ними – пропасть жизненного опыта. Эта мысль князя оправдывается, когда Наташа поддается мимолетному увлечению Анатолем Курагиным.

Читателю, возможно, интересно наблюдать, как меняется образ Наташи: сначала – маленькая, бойкая, забавная и романтичная девочка. Потом – на балу – читатель видит ее расцветающей девушкой. Наконец, во время отступления из Москвы, Наташа показывает свой патриотизм, сочувствие и сострадание. Зрелость в Ростовой просыпается, когда она ухаживает за умирающим Андреем Болконским. В конце – Наташа становится мудрой и любящей женой и матерью, хотя и теряет часть былой красоты.

Наташе не чужды ошибки: это ее увлеченность Курагиным. Духовное совершенствование и углубление внутреннего мира связано с отношениями Наташи с князем Андреем. Спокойствие и гармония приходят к героине, когда она выходит замуж за Пьера Безухова.

Наташе свойственна эмпатия и милосердие. Девушка чувствует боль людей, искренне старается помочь тем, кто нуждается в помощи. Во время войны Наташа понимает, что материальные ценности – ничто, по сравнению с жизнью человека. Поэтому она жертвует нажитым семейным имуществом, чтобы спасти раненых солдат. Девушка сбрасывает вещи с повозки и перевозит таким образом людей.

Наташа – красива. Однако ее красота исходит не из физических данных (безусловно, тоже выдающихся), а из душевности и внутреннего мира. Нравственная красота Ростовой – это бутон, который в конце романа превращается в розу.

Графиня Ростова (старшая)

Графиня Наталья как мать старается казаться строгой и серьезной. Но она показывает себя любящей матерью, которая лишь притворно злится и раздражается на излишнюю сентиментальность детей.

Графиня Ростова зависит от принятых в обществе правил. Нарушать эти правила ей неловко и нелегко, но Наталья делает это, если близким родственникам или друзьям нужна помощь. Например, когда Аннет – ее подруга – оказалась в затруднительном положении, графиня, смущаясь, попросила ту принять деньги – это был знак внимания и помощи.

Графиня воспитывает детей в свободе и вольности, но это лишь видимость: на самом деле Наталья печется о будущем своих сыновей и дочерей. Она не хочет, чтобы сын женился на бесприданнице. Старшая Ростова делает все, чтобы расторгнуть намечающиеся отношения младшей дочки и Бориса. Таким образом, сильное чувство материнской любви – одно из основных качеств графини Ростовой.

Вера Ростова

Сестра Наташи Ростовой. В повествовании Льва Николаевича этот образ – всегда в тени. Однако Вера не унаследовала улыбки, которая украшала лицо Наташи, а потому, замечает Лев Николаевич, лицо девушки казалось неприятным.


Вера описана как натура эгоистичная: старшая Ростова не любит братьев и сестру, они раздражают ее. Вера любит только себя. Девушка выходит замуж за полковника Берга, который был похож на нее характером.

Марья Болконская

Сестра Андрея Болконского – сильный персонаж. Девушка живет в деревне, все ее шаги контролирует злой и жестокий отец. В книге описана ситуация, когда Марья, желая выглядеть красивой, красится и наряжается в платье цвета масака. Отец недоволен ее нарядом, выражая деспотизм в отношении дочери.

Уважаемые читатели! Предлагаем ознакомиться с Льва Николаевича Толстого.

Марья некрасивая, печальная, но глубоко мыслящая и умная девушка. Княжне свойственная неуверенность и зажатость: отец все время говорит, что она нехороша собой и вряд ли выйдет замуж. То, что привлекает внимание к лицу Марьи, – это большие, лучистые и глубокие глаза.

Марья – противоположность Веры. Альтруизм, мужество и патриотизм, а также ответственность и сила духа отличает эту женщину из «Войны и мира». В женских образах романа «Война и мир» есть кое-что общее – это сильные личности.

Княжна Болконская поначалу отвергает Ростову (младшую), но после потери отца и брата отношение княжны к Наташе меняется. Марья прощает Наташу за то, что та разбила сердце Андрею, увлекшись Анатолем Курагиным.

Княжна мечтает о счастье, семье и детях. Влюбившись в Анатоля Курагина, девушка отказывает подлому юноше, так как ей жаль госпожу Бурьен. Так, Марья выражает благородство характера и сочувствие к людям.

Позже Марья знакомится с Николаем Ростовым. Эта связь выгодна для обоих: Николай, женившись на княжне, помогает семье деньгами, ведь Ростовы потеряли изрядную долю состояния во время войны. Марья же в Николае видит спасение от бремени одинокой жизни.

Великосветская дама, которая воплощает фальшь и лицемерие, часто встречающееся в салонах.

Таким образом, Лев Толстой изображает и хорошие, и плохие женские образы в эпопее «Война и мир», делая произведение отдельным миром.

Лев Толстой неоднозначно относился к женщинам. Писатель воспевал роль материнского начала, но сомневался в способности слабого пола любить так страстно, как любят мужчины. Женские образы в романе «Война и мир» условно можно разделить на две категории. Важное место в сюжетной линии произведения автор отвел героиням, олицетворяющим народные идеалы, читатель восхищается добродетелью Наташи Ростовой и Марии Болконской. Осуждение вызывает праздный образ жизни светских дам: Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной и других представительниц высшего общества России начала XIX века.

Наташа Ростова

Богатый графский дом был известен всей Москве. Наташу растили в роскоши, но девочку не испортили ни ласковая родительская любовь, ни их нежная забота. Известно, что героиня родилась в 1792 году и предстала перед читателем юной тринадцатилетней красавицей, баловницей судьбы, матери, братьев и сестер.

Прелестное дитя с черными глазами, выразительным контуром рта автор называет некрасивым, но тут же подчеркивает, что детская живость и непосредственность вместе с черными кудряшками очень украсят уже взрослую девушку, которой она вот-вот станет. Ведь 13 лет – переходный возраст, Наташа в голубом платье выглядит, по словам автора, свежей, румяной, веселой.

Не налагая на ребенка строгих запретов, мать сумела воспитать честную и открытую девочку, которая делилась с ней своими сокровенными мыслями и секретами, весело играла в подвижные игры со сверстниками, но проявляла изысканную воспитанность за столом. Через всю сюжетную линию романа дочь пронесла трепетное уважение и любовь к своей матери.

Юность Наташи Ростовой наполнена любовными переживаниями. Подростковое увлечение Борисом Друбецким уходит в забытье. Душу терзают страстные чувства, свойственны всем девушкам от шестнадцати лет. В 1809 году граф впервые выводит дочь в свет, ей шьют взрослое длинное платье из белой ткани, украшенное розовыми лентами и берут с собой на бал. Описание бала является важным эпизодом сюжетной линии романа. Здесь впервые Болконский обратил внимание на грациозную, легко танцующую девушку, между ними развивается взаимная симпатия.

Была ли это любовь, оба убедятся гораздо позже. А теперь молодой князь уступит доводам своего отца, который настаивает, что дочь графа Ростова не является достойной партией их семье. Взрослые отложат намечающуюся свадьбу Андрея и Наташи на год, этот год окажется роковым для всей России.

Болконский уезжает, оставив возлюбленной свободу действий, время на то, чтобы определиться со своими чувствами. А может это ему, вдовцу с неудачным семейным опытом, нужно было 365 дней, чтобы убедиться в правильности своего выбора. Жизнь разделила пару, Наташа пытается наладить отношения с будущим свекром и сестрой жениха. Но безуспешно.

Стоит ли осуждать героиню за то, что в состоянии одиночества, когда любимый есть гипотетически, но совместное будущее весьма призрачно, она увлекается настойчивым Анатолием Курагиным? Легкомысленный молодой человек окружил девушку вниманием, повысил ее самооценку, выразил признание ее достоинств. Назойливыми ухаживаниями злой соблазнитель Курагин спас юную душу от неминуемой депрессии.

Веря в любовь и серьезные намерения Анатоля, Наташа решается на побег с ним. Безумному решению мешает добрая Соня, которая предупредила взрослых о намечавшемся побеге. Пьер сообщает несостоявшейся беглянке о том, что избранник уже сочтен браком. Настал момент крушения надежды на счастье, разочарования жизнью и переосмысление жестокости мира, человеческой судьбы.

Наташа Ростова, чистая душа, верящая в бога, способная на глубокое раскаяние, на переоценку своих чувств к Болконскому, на благородный поступок, отказывает любимому, считая себя недостойной быть рядом с ним. Война поможет героям разобраться в своих чувствах, заставит обрести и потерять друг друга.

Девушка найдет раненого Андрея в густом потоке отступающего войска, будет ухаживать за ним, держать за руку в последние дни жизни русского патриота, настоящего офицера. После войны Наташа выходит замуж за Пьера Безухова, ей удается проявить в браке лучшие качества матери и хранительницы семейного очага. Лев Толстой считал Наташу своим самым любимым образом в романе.

Марья Болконская

Княжна Марья родилась в знатно семье, но высокий титул не принес девушке счастья. С детства Мария отличалась слабым телом и маленьким острым лицом. Лев Толстой называет ее некрасивой, но глазам приписывает теплоту и лучезарность, исходящую от добродетельной души человека. В начале XIX века болезненная бледность была не в моде.

Аскетического вида девушка, бывало, не раз плакала, печаль придавала выражению ее лица особую прелесть. Окружающие пророчили ей брак только по расчету, исключая возможность, что неловкую, обделенную грацией княжну кто-то полюбит по-настоящему. Чтобы уравновесить недостатки внешности влиятельный отец изнурял дочь строгим воспитанием и обучением по сложной программе, составленной им самым.

Главным предметом домашнего обучения была математика, много часов князь Николай Болконский отводил на изучение геометрии. В процессе обучения отец вел себя жестко, требовательно и критически. Старику невозможно было угодить. Будучи набожной, Марья все терпела, молилась и ждала перемен в своей жизни, избавления, которое могло принести только замужество. Молодая женщина находила утешение в религии.

Воспитанная мужчиной, она, как часто это бывает в таких случаях, мало ценила порядок, но отличалась сдержанностью суждений и умела находить объективную оценку происходящему вокруг. Княжна Марья прожила жизнь в деревне, к другой жизни не стремилась, потому что не знала, как это – жить по-другому. Девушка помогала бездомным странникам.

Когда князь Василий Курагин прислал к ней в сваты своего беспутного сына Анатоля Курагина, она не решилась выйти замуж за нелюбимого человека. Марья жертвует своей личной жизнью, остается со злым отцом, который со временем превращается в настоящего тирана для своей дочери.

Но война 1812 года забрала у нее отца и любимого брата Андрея. Смыслом жизни стал племянник Николай. После войны княжна нашла себе подругу в лице Наташи Ростовой, а Пьера Безухова она знала еще с детства и ценила за его доброе сердце.

Любовная история княжны Марьи начинается со встречи с Николаем Ростовым. Гусар спасает ее из плена деревенских мужиков, которые хотели сдать ее французам. Русский офицер сразу прочитал в глазах девушки чистоту нравов и благородство души. Их отношения развивались вопреки их воли, уйти друг от друга, от всепоглощающего чувства любви, объединяющего двоих людей, им не удалось.

Граф Николай Ростов и княжна Марья Болконская сочтутся браком перед господом и людьми. Марья стала счастливой женщиной, преданной и верной супругой. В ее образе читатель найдет народный образец женских добродетелей.

Элен Курагина

Элен Курагина была красивой женщиной, рядом с ней всегда были мужчины, но ее избранником по совету отца стал граф Пьер Безухов. Князь Василий Курагин сам выступил инициатором свадьбы, желая обеспечить свою дочь за счет наследства жениха. Брак по расчету – легкая игра только для ограниченных женщин. Элен же была яркой личностью, обремененной соблазнительной внешностью, которая испортила характер молодой женщины.

Черные глаза с кокетливым огоньком, тело, напоминающее античную грациозность статуй, обезоружили графа Безухова, его назвали обладателем красавицы. Об улыбке светской львицы часто высказываются персонажи романа. Элен умела улыбаться той чувственной улыбкой, от которой мужчин пронизывает сладкий трепет.

Многочисленные бриллианты подчеркивали белизну шикарных плеч. Женщина любит белые наряды, выгодно оттеняющие мраморный цвет ее кожи, часто их носит. Ее походка величественна, это поступь шикарной женщины из высшего света, которая знает, как себя держать среди вельмож и придворных. Автор подчеркивает, что каждый, кто видел героиню, восхищался ее красотой. Даже уравновешенный Андрей Болконский согласен, что она хороша собой.

Возраст княжны Курагиной остается неизвестный, хотя по косвенным признакам можно догадаться, что на званном вечере у Анны Шеррер в 1805 году речь идет о молодой девушке, выпускнице Смольного института, фрейлине ее величества. Элен считает своими друзьями весь Петербург, только муж отзывается о ней плохо, пытаясь внушить читателю эту мысль.

Вопреки мнению супруга, окружающие считают героиню в одинаковой мере умной и красивой. Элен изменяет Пьеру, вызвав его естественное негодование. Поэтому Безухов называет ее подлой, бессердечной, испорченной породой, лицемерной, льстивой, грубой, вульгарной. За аристократическими манерами женщина скрывала развратные наклонности. Так считал не только Пьер Безухов.

Со временем люди стали говорить о многочисленных любовниках Элен, о порочной связи с Борисом Друбецким. О героине ходили грязные сплетни, осуждающие ее поступки, наконец, женщина принимает католическую веру, чтобы беспрепятственно создать новую семью. Но внезапная болезнь уносит жизнь молодой красавицы. Лев Толстой был строг со своей героиней, в ее образе он показал недостатки представительниц высшего общества.

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: «Война и мир» — женские образы: Наташа Ростова, Марья Болконская, Элен Курагина. Мой любимый герой романа «Война и мир». Красота души в романе Толстого.

Л. Н. Толстой создал одно из самых масштабных и универсальных произведений в русской литературе, затронул практически все «вечные» проблемы в литературе: добра и зла, любви и ненависти, чести и низости. Писатель показал всю картину жизни, во всех ее контрастах (это понятно уже по названию). В своем романе-эпопее Л. Н. Толстой создал целую галерею образов. Всего в «Войне и мире» 550 героев, каждый обладает индивидуальными чертами. Главные же персонажи рисуются с особой тщательностью, их радости и горести переживаются читателями, как свои. Поэтому интересно проанализировать подход Толстого к раскрытию женских образов – сложному и непостижимому мастерству.

Наташа Ростова – одна из главных героинь эпопеи. В детстве она была тоненькая, черноглазая, живая девочка с большим ртом. По характеру она хоть и избалованная, но честная, открытая и смелая: « Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет. Может быть, я балую ее, но, право, это, кажется, лучше…». Домашняя жизнь героини безоблачна и ничем не омрачена, поэтому Наташе и кажется, что весь мир у ее ног. Эти мысли она несет к себе и в ранней юности: «Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша». Наташа обладает хорошим вкусом, талантом к пению и танцам, но самое главное ее качество – чуткость, вот почему она способна понять сердцем то, чего не понимает умом.

Наташа Ростова

С детством кончилось и ее спокойствие. На своем первом балу героиня увидела Андрея Болконского и полюбила. Вернее, ей так показалось. Наташа сама не могла разобраться в своих чувствах, преждевременно связала себя помолвкой с Андреем. Но это была не любовь, вот почему Анатоль Курагин почти соблазнил неопытную девушку. Болконский не смог это простить, поэтому разорвал все отношения с невестой. Это ввергло Наташу в глубокий душевный кризис. А взять себя в руки, стать ближе к настоящей жизни, а не к мечтам и избавиться от эгоизма ей помогла трагедия – Отечественная война 1812 года. Снова встретилась героиня с Андреем, но он уже был на смертном одре, а она самоотверженно за ним ухаживала, их любовь перешла в родственную, христианскую, общечеловеческую любовь. Но Болконским не ограничились потери, Наташа потеряла и брата Петю, и свой дом в московском пожаре. Героиня все стойко пережила, и судьба даровала ей счастье в семье: она, наконец, нашла настоящую любовь там, где и не искала, с человеком, который был всегда рядом, с Пьером Безуховым. Наташа была создана для семьи: «Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка». Ее энергия, наконец, была направлена в нужное русло, героиня обрела гармонию.

Марья Болконская – полная противоположность Наташе, но вызывает не меньше положительных эмоций у автора. Внешность героини далеко не прелестна, хороши были лишь глаза: «Некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало <…> глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Светскими талантами девушка тоже не обладала, но ее главный дар – глубоко любящая, чистая душа. Марья готова обо всех заботиться, всех жалеть, однако перед суровостью жизни, в ситуациях, где не поможет покорность и терпение, она теряется. Героиня готова отречься от себя ради блага других: самоотверженно воспитывает племянника Николеньку, ухаживает за сумасбродным отцом. Отечественная война 1812 года изменила и ее жизнь: она осталась совсем одна, без защиты, но также смогла это перенести, все же стала сильнее. Такая трагедия, как война, дала ей возможность найти счастье в лице Николая Ростова. Наконец-то Марья любима и любит так, как ей это необходимо. Она этого достойна, ведь не делала никому зла, чем не может похвастаться даже Наташа.

В противовес «любимым» героиням, которых автор привел к счастью и гармонии, стоит обратить внимание на Элен Курагину (Безухову). Она выражает собой весь свет: роскошный, но лживый и пустой. Внешне героиня безупречна: темные глаза, светлые волосы, сияющая, спокойная улыбка, «необычайная, античная красота тела». Она сознает свою красоту, подчеркивает ее откровенными нарядами, пользуется ей как средством воздействия (так она соблазнила Пьера и женила на себе, хотя ни секунды не любила его). Но за этой красотой ничего нет. Элен умеет казаться, а не быть. Казаться величавой, будучи просто безнравственной и бездушной женщиной. Казаться умной и эрудированной во всех вопросах, будучи ограниченной и зацикленной на светских удовольствиях. Казаться изящной и воздушной, будучи подлой и вульгарной (она пыталась толкнуть Наташу в объятья брата, с которым, по слухам, у нее самой были отношения). Элен неприятна автору, поэтому он не может привести ее к счастью. Она изменяет к мужу, уезжает от него, отрекается от православной веры, разводится с Пьером, а потом и погибает от неизвестной болезни: «Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale (грудной ангины)».

Л. Н. Толстой рисует в своем романе идеал женщины. Этот идеал должен сочетать в себе черты Марьи и Наташи и исключать даже намек на Элен. В первую очередь, автор считает духовность и чуткость главными качествами в человеке. Такая женщина обязательно придет к счастью, несмотря на все испытания. Забывать о душе, казаться, а не быть – все это ведет в пропасть, туда, где оказалась Элен.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!