Очарованный странник проблематика. Анализ повести “Очарованный странник” Лескова. Анализ повести Н.С.Лескова "Несмертельный Голован"

Кто из нас не изучал в школе творчество такого писателя, как Николай Семенович Лесков? «Очарованный странник» (краткое содержание, анализ и историю создания рассмотрим в этой статье) - самое известное произведение писателя. Именно о нем мы и поговорим дальше.

История создания

Повесть была написана в 1872 - 1873 годах.

В лето 1872 года Лесков по Ладожскому озеру путешествовал по Карелии на острова Валаам, где обитали монахи. В дороге ему пришла идея написать историю о страннике. Уже к концу года произведение было завершено и предложено к публикации. Называлось оно «Черноземный Телемак». Однако, Лесков получил отказ в публикации, так как произведение показалось издателям сыроватым.

Тогда писатель отнес свое творение в журнал «Русским мир», где его опубликовали под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыт, мнения и приключения».

Прежде чем представить анализ Лескова («Очарованный странник»), обратимся к краткому содержанию произведения.

Краткое содержание. Знакомство с главным героем

Место действия - Ладожское озеро. Здесь встречаются путники, следующие к островам Валаама. Именно с этого момента можно будет начать анализ повести Лескова «Очарованный странник», так как здесь писатель знакомится с главным героем произведения.

Итак, один из путников, конэсер Иван Северьяныч, одетый в подрясник послушник, рассказывает о том, что с детства бог наделил его чудесным даром приручать лошадей. Спутники просят героя рассказать Ивана Северьяныча о своей жизни.

Именно эта история является началом основного повествования, ведь по своему строению произведение Лескова - это рассказ в рассказе.

Главный герой родился в в семье дворовой челяди графа К. С детства он пристрастился к лошадям, но однажды ради смеха забил монаха до смерти. Убитый начинает сниться Ивану Северьянычу и говорит, что тот обещан богу, и что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет настоящая смерть и герой пойдет в чернецы.

Вскоре Иван Северьяныч поругался с хозяевами и решил уйти, прихватив лошадь и веревку. По дороге пришла к нему мысль о самоубийстве, но веревку, на которой он решил повеситься, обрезал цыган. Продолжаются скитания героя, которые приводят его в те места, куда татары пригоняют своих коней.

Татарский плен

Анализ повести «Очарованный странник» Лескова кратко дает нам представление о том, каким является герой. Уже из эпизода с монахом понятно, что человеческую жизнь он ценит невысоко. Но вскоре выясняется, что лошадь оказывается для него намного ценнее любого человека.

Итак, герой попадает к татарам, у которых есть обычай бороться за коней: садятся двое напротив и бьют друг друга плетьми, кто дольше продержится, тот и выиграл. Видит Иван Северьяныч чудного коня, вступает в сражение и насмерть забивает противника. Татары ловят его и «подщетинивают», чтобы тот не сбежал. Герой прислуживает им, передвигаясь ползком.

К татарам приходят двое, которые с помощью фейерверков запугивают их своим «огненным богом». Главный герой находит вещи приезжих, распугивает их фейерверками татар и вылечивает ноги снадобьем.

Должность конэсера

Иван Северьяныч оказывается один в степи. Показывает силу характера главного героя анализ Лескова («Очарованный странник»). В одиночку Ивану Северьянычу удается добраться до Астрахани. Оттуда его отправляют в родной город, где он у бывшего хозяина устраивается следить за лошадьми. О нем распространяет, слух как о волшебнике, так как герой безошибочно определяет хороших лошадей.

Об этом узнает князь, который берет Ивана Северьяныча к себе в конэсеры. Теперь герой выбирает для нового хозяина лошадей. Но однажды он сильно напивается и в одном из трактиров знакомится с цыганкой Грушенькой. Оказывается, что та приходится любовницей князю.

Грушенька

Анализ Лескова («Очарованный странник») невозможно представить без эпизода смерти Грушеньки. Выясняется, что князь задумал жениться, а неугодную любовницу отправил на пчельню в лес. Однако девушка сбежала от охранников и пришла к Ивану Северьянычу. Грушенька просит его, к которому искренне привязалась и полюбила, утопить ее, потому что другого выхода у нее нет. Герой выполняет просьбу девушки, желая избавить от мук. Он остается один с тяжелым сердцем и начинает думать о смерти. Вскорости находится выход, Иван Северьяныч решает отправиться на войну, чтобы приблизить свою гибель.

В этом эпизоде не столько проявилась жестокость героя, сколько его склонность к странному милосердию. Ведь он избавил Грушеньку от страданий, утроив свои муки.

Однако на войне он не находит смерти. Напротив, его производят в офицеры, награждают орденом святого Георгия и дают отставку.

Вернувшись с войны, Иван Северьяныч находит работу в адресном столе справщиком. Но служба не ладится, и тогда герой уходит в артисты. Однако и здесь не смог найти себе места наш герой. И не отыграв ни одного спектакля, он покидает и театр, решив отправиться в монастырь.

Развязка

Решение уйти в монастырь оказывается верным, что подтверждает анализ. «Очарованный странник» Лескова (кратко изложенный здесь) - произведение с ярко выраженной религиозной тематикой. Поэтому не удивительно, что именно в монастыре Иван Северьяныч обретает покой, оставляют его душевные тяготы. Хотя иногда он видит «бесов», но молитвами удается их прогнать. Хоть и не всегда. Как-то в припадке он зарубил корову, которую принял за дьявольское орудье. За это был посажен монахами в погреб, где у него открылся дар пророчества.

Теперь же Иван Северьяныч отправляется в Словоки на богомолье к старцам Савватию и Зосиме. Окончив свою историю, герой впадает в спокойную сосредоточенность и ощущает таинственный дух, который открыт одним только младенцам.

Анализ Лескова: «Очарованный странник»

Ценность главного героя произведения в том, что он является типичным представителем народа. И в его силе и способностях раскрывается суть всей русской нации.

Интересна, в этом отношении, эволюция героя, его духовное развитие. Если в начале мы видим бесшабашного и беспечного лихого парня, то в конце повествования перед нами умудренный опытом монах. Но этот огромный путь самосовершенствования был бы невозможен без тех испытаний, что выпали на долю героя. Именно они побудили Ивана к самопожертвованию и стремлению искупить свои грехи.

Таков герой повести, что написал Лесков. «Очарованный странник» (анализ произведения также свидетельствует об этом) - история духовного развития всего русского народа на примере одного персонажа. Лесков как бы утвердил своим произведением мысль о том, что на русской земле всегда будут рождаться великие богатыри, которые способны не только на подвиги, но и на самопожертвование.

«Очарованный странник», написанный в 1873 году, вошёл в цикл рассказов о праведниках. В центре этого произведения - проблема русского национального характера, которую Лесков осветил в связи с образом главного героя, Ивана Северьяныча Фля- гина. Важно отметить, что этот персонаж находится в центре всей системы образов. Его нельзя назвать типичным представителем народа - это яркая, исключительная личность. Немаловажны социальные характеристики персонажа. «Я родился в крепостном звании и происхожу из дворовых людей графа К. из Орловской губернии... Мой родитель был кучер Северьян...» - рассказывает герой. Таким образом, мы видим, что для Лескова главное - духовная сущность человека. В этом автор сродни Достоевскому и явно противоположен писателям «натуральной школы». Достоевский в большинстве своих произведений рассматривал человеческую жизнь, не обращая внимания на социальные характеристики. Так, например, в романе «Преступление и наказание» одной из основных является проблема нравственного возрождения героя через страдания. Писатели же «натуральной школы» главным предметом изображения считали социальную сферу жизни.
Таким образом, в произведении «Очарованный странник» внимание автора концентрируется на духовной эволюции героя, а материальная сторона жизни им игнорируется.
Наиболее важные черты русского национального характера воплощены в образе Флягина.
Впервые в повести герой предстаёт в облике богатыря-черноризца. В нём воплощен богатырский дух русского народа. Лесков подчеркивает в герое физическую силу, сравнивая Ивана Северьяныча с Ильей Муромцем: «Он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. Толстого». Это сближает произвведение Лескова с русским эпосом. Но это богатырь не только по стати, но и по натуре. Он наполнен неуёмной жизненной силой.
Рассмотрим некоторые эпизоды из жизни Флягина.
Вспомним, драку с « форменным офицером ». Иван Северьяныч рассказывает: «... Я его так слегка пихнул, он и готов: полетел и порты вверх задрал, а сабля на сторону отогнулося». То есть мы видим, что главному герою не стоило большого труда победить своего противника.
В другой момент жизни Флягин сечётся с татарами и побеждает, хотя и «не без труда, но пересилил его».
В этих эпизодах отразилось языческое представление народа о богатырстве и физической мощи. Но герой проявляет не только силу, но и храбрость. Эта сторона характера Флягина проявляется в эпизоде усмирения коня.
Русскому человеку не свойственны такие черты характера, как аккуратность, умеренность, рассудительность; в нём чувствуется разгул и чрезмерность во всех увлечениях. Здесь Лесков явно продолжает гоголевские традиции. В авторском отступлении о Руси в поэме «Мёртвые души» Гоголь рассказывает о русской песне, в которой выразились русские характеры, о беспредельной мысли, которая присуща русскому человеку, о богатырском характере русского народа.
Азарт и удивительную энергичность герой проявляет в кульминационный момент своей жизни. Когда минуты напряжения проходят, он вновь становится ленивым, даже медлительным. Это тоже черта русского национального характера. Здесь Лесков близок Тургеневу, который выделяет эту черту в рассказе «Певцы» из «Записокохотника». Пение -уникальный эпизод в жизни народа. Тургенев подчёркивает контраст между духовной мощью народа и его повседневной жизнью, которая сера и печальна. И в «Очарованном страннике » герой пробуждается именно в кульминационные моменты жизни, показывая глубину и уникальность русской души.
Лесков показал ещё одну черту русского национального характера - чувство собственного достоинства, присущее не только дворянам и помещикам, но и простому мужику. И именно народной мужицкой гордостью обладает Флягин. Это заметно в авторской характеристике. «Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности», - пишет Лесков. Он стремился доказать, что чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах свойственны и простому русскому мужику. Лесков отмечает неприязнь героя к князьям и дворянам. Иван Северьяныч говорит: «Наши князья... слабодушные и не мужественные, и сила их самая ничтожная».
Важной особенностью русского человека, по мнению Лескова, является иррациональность мышления. Он никогда не поступает по логике, существенную роль в его поступках играет стихийно- эмоциональное начало. Иван Северьяныч берёт не умом, не хитростью, а природным чутьём. Он не может объяснить англичанину, что именно ему помогло усмирить лошадь. «Какой же секрет? Это глупость», - говорит он. Автор показывает, что в поступках людей отсутствует логика; он выступает как противник всяких теорий, подчиняющих себе жизнь человека.
С идеей чуждости русскому человеку стихии рассудочности связано фаталистичное осмысление героем своей судьбы. Русский человек, веря в провидение, строил свою жизнь по Божьему промыслу, а не по теории. Здесь имеет значение пророчество монаха, которое повлияло на судьбу героя: «Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель».
Важно отметить, что Иван Северьяныч не был праведником, целиком полагающимся на Божью волю, - он прежде всего надеялся на свой здравый смысл. Все его поступки обусловлены разумным взглядом на действительность. Его уход в монастырь объясняется лишь тем, что ему больше некуда было идти.
В этом произведении автор показал близость русского человека к природе, которая, прежде всего, проявляется у героя в страсти к коням. «И чувствую, что рванулась моя душа к ней, к этой лошади, родной страстию», - рассказывает Иван Северьяныч. Заметим, что образ «белой кобылки» напоминает образ птицы-тройки из «Мёртвых душ» Гоголя.
Другая черта русского национального характера, отмеченная Лесковым, - артистизм и художественная чуткость человека.
Любовь Флягина к Груше, поклонение перед ней - лучшее тому доказательство.
Ещё одно свойство русского человека, отмеченное ещё Гоголем, - духовная чуткость. Иван Северьяныч, испытывая чувство сострадания к блаженному, подменяет сына стариков-родителей и идёт под чужим именем на войну. В другой раз он вступается за молодую артистку, которую «допекал» коллежский секретарь.
Но в русском человеке, по мысли Лескова, есть и жестокое начало. Эта черта характера показан в эпизоде с кошкой, когда Флягин высек животное почти до смерти, а потом отрубил хвост. Несмотря на такую жестокость, мы видим, что Флягин - человек глубоко верующий. Именно в христианстве, в своей вере он находит силы, чтобы пережить все выпавшие на его долю страдания.
И в то же время герою постоянно сопутствует бесовское искушение. Характерным примером этого является попытка самоубийства. Однако русский человек отмечен не только великим грехом, но великим покаянием. Сама исповедь героя - это суровый суд над былой жизнью, это самоочищение, облегчение души. Но стремление к покаянию сочетается с тем, что в монастыре он сохранил бунтарский дух: недаром его отослали на богомолье в Соловки. Именно в осознании героем собственного несовершенства заключён залог возможно и духовной его эволюции. Из вольного сына природы Иван Северьяныч превращается в значительную личность, имеющую глубинную связь с родиной и народом. За физической силой таится его стремление к богатырскому, патриотическому подвигу. Истинная любовь к русской земле пробуждается в его душе именно в плену, в татарском стане. В осмыслении патриотизма героя имеют значение и житейские традиции.
Итак, в произведении «Очарованный странник» Лесков раскрыл многие стороны русского национального характера. Он отметил богатырский дух русского народа, соединённый с чувством собственного достоинства, подчёркивает, что в сознании русского человека огромную роль играет вера в судьбу, связанная с иррациональностью его мышления. Но самая важная черта русского народа - вера в Бога.

Дарование и творчество Николая Семеновича Лескова в нашей литературе пока не соединяются с определением «великий». Однако достаточно открыть любое его произведение, чтобы оказаться во власти удивительного таланта. Повести и рассказы писателя возвращают нас в 1860-е годы. изъездил всю Россию, знал народ и его нужды не по рассказам. Он мечтал о постоянном культурном и экономическом прогрессе страны. В своих произведениях он сосредоточен на постижении особенностей национальной жизни и глубин характера героев. И Лесков всегда показывает отношения личности и среды ее обитания.
В повести на первом плане оригинальная личность Ивана Северьяныча Флягина. И уже в названий чувствуется, что основным мотивом повести будет дорога. Путь, которым проходит герой, — это поиски своего места среди людей, своего призвания, постижения смысла жизни. Каждый этап этого пути — новый шаг в нравственном развитии Флягина. Будучи из крепостных, он в начале жизни судит о людях на основании полученного в замкнутом мирке опыта. И мы видим, сколько герою приходится испытать, чтобы оценить свою свободу и свободу отношений с другими людьми.
В начале повести рассказчик, Иван Северьяныч Флягин, говорит о своем пути: «Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес. <...>, всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть». В имении графа К. его школили, как лошадей на конном заводе. Иван должен был стать форейтором. Здесь и закончился первый этап его пути нечаянным убийством монашка и бегством из имения. Убитый монашек обещал ему, придя во сне, что «…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». А все потому, что он — сын, обещанный Богу его матерью. Сбежав из дома, он волей случая попадает к одному поляку нянькой для маленькой девочки, которую оставила мать. Впервые герой испытывает сострадание и привязанность не только к животным, но и к человеку. И впервые он принимает решение не в свою пользу, а в пользу страдающего человека — матери. «Она в отчаянии прежалобно вопит и, насильно влекома, за ним хотя следует, но глаза и руки сюда ко мне и к дите простирает… И вот вижу я и чувствую, как она, точно живая, пополам рвется, половина к нему, половина к дитяти…» За 10 лет татарского плена Флягин ощутил кровное родство со «своим», русским, национальным. Флягин не может слиться с татарским укладом жизни, принять его всерьез и надолго. Здесь существуют лишь элементарные формы борьбы за существование.
Но Лесков далек от идеализации русской жизни. Святая Русь, к которой так стремился Флягин, отмечает возвращение блудного сына своеобразно — плетьми: «Высекли в полиции и в свое имение доставили», граф «велел… еще раз дома высечь», после лишения отцом Ильей причастия граф приказал управителю опять высечь рассказчика «по-новому, на крыльце, перед конторою, при всех людях». Потом граф отпускает Флягина на оброк, и начинается новое испытание: редкостный знаток лошадей втягивается в то привычное пьянство, которое давно уже стало бичом России. И опять случайность переворачивает его жизнь и дает новое направление. Рассказчик наивно убежден, что от горькой беды его освобождает колдовская сила «магнетизера». Флягин встречает цыганку Грушу и открывает для себя колдовскую силу женской красоты над человеческой душой. Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества, в любви и бесконечном преклонении перед другим человеком для героя исчезает грань между жизнью для себя и жизнью для другого. Сбывается обещание «магнетизера»: «Я тебе в жизни новое понятие дам». И сам герой осознает, что любовь к Груше внутренне переродила его.
После смерти Груши — опять дорога, но эта дорога к людям, к встрече с ними уже на новых основаниях. Обретенное героем единство с другими людьми разрешается в ситуации первой же встречи с убитыми горем стариком и старушкой, сына которых должны взять в рекруты. Флягин идет в солдаты, меняясь судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел: «Тем и покончили, и отвезли они меня в другой город, и сдали меня там вместо сына в рекруты…»; «… стал начальство просить, чтобы на Кавказ меня определить, где я могу скорее за веру умереть». Пятнадцатилетняя служба на Кавказе становится для героя новым испытанием. Обстоятельства жизни все время испытывают героя на прочность, жизнь ни в чем не помогает и ни в чем не под держивает его. Вот он — георгиевский кавалер и офицер, «благородный». Казалось, это хороший конец, итог полной лишений и тягот жизни, и должен начаться новый, счастливый ее этап. И новый этап действительно начинается, но у Лескова все далеко от счастливого конца. «Благородство» не только не способствует «карьере», но даже мешает возможности вернуться к старому кучерскому ремеслу («говорят: ты благородный офицер, и военный орден имеешь, тебя ни обругать, ни ударить непристойно…»). Чтобы не умереть с голоду, Флягин идет в артисты, в балаган на Адмиралтейской площади. Но и оттуда он вынужден уйти. И, наконец, Иван Северьяныч доходит до монастыря.
Флягин живет не разумом, а чувствами. В монастыре он пытается одолеть в себе тоску, великую любовь к Груше. Однако он находит успокоение не в суровом аскетизме, а в любви к Родине:
«- Разве вы и сами собираетесь идти воевать?
— А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется.
— Как же вы: в клобуке и в рясе пойдете воевать?
— Нет-с; я тогда клобучок сниму, а амуничку надену».
Здесь и проявляется личная ответственность героя за судьбу своей земли и готовность умереть за нее. Не случайно в финале рассказа Флягина повторяются все основные мотивы повествования: постоянные искушения, одержимость любовью, плен и дорога. Это значит, что ничего еще не кончено для «очарованного странника», что итоги его жизни не подведены и отпущенная ему «тысяча жизней» не прожита до конца. Читатель встречает героя в пути и покидает его опять в дороге. Ни один образ в творчестве Лескова не достигает такой эпической монументальности, как образ «очарованного странника». Чертами этого героя — силой, непосредственностью, душевной добротой — отмечены многие характеры произведений Лескова. Это своеобразное решение автором проблемы положительного героя.


Смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный...» заключается в том, что оно раскрывает сущность героя. Очарованным странником является главный герой произведения. «Очарованный странник» - Иван Флягин. Слово странник подходит к Ивану по двум причинам: герой и правда всю свою жизнь посвятил странствованиям, он искал свое место в жизни, но так же он искал душевного равновесия, спокойствия, успокоения для своей души.

А очарован он любовью к жизни. Всю свою жизнь он странствовал и пытался найти свое предназначение.

Особенности композиции:

В повести есть как внешняя, так и внутренняя композиция. Внешняя композиция – это своего рода самостоятельность глав, в которых происходит действие повести, основной вид композиции – ретроспектива, то есть воспоминания о прошлом Кроме того можно отметить элементы кольцевой композиции и свободной. Первая заключается в том, что все события в произведении идут по кругу.

Внутренняя композиция характеризуется отражением процесса формирования личности данного героя, особенности эмоциональной характеристики.

Особенности сюжета «Очарованный странник»: сюжет в повести создается и показывается особым образом. Сюжет представляет собой как бы калейдоскоп истории «бусы, нанизанные на нитку». Критики говорят, что эти «бусы» вообще не связаны между собой, то есть являются отдельными моментами воспоминаний героя.

Автор в «Очарованном страннике» использует прием многосюжетности, что связано с особенностями жанра – это путешествие героя, который в пути оказывается в различных жизненных ситуациях. Каждая ситуация характеризует его как личность, раскрывает его внутренний мир для читателя. В произведении представлены следующие темы и проблемы: тема верности/измены своим убеждениям, тема нравственного выбора, тема свободы, тема Родины, тема греха и покаяния, тема святости. Одна из главных проблем - поиск смысла жизни, путь духовных исканий героя.

Обновлено: 2017-12-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Дарование и творчество Николая Семеновича Лескова в нашей литературе пока не соединяются с определением «великий». Однако достаточно открыть любое его произведение, чтобы оказаться во власти удивительного таланта. Повести и рассказы писателя возвращают нас в 1860-е годы. Лесков изъездил всю Россию, знал народ и его нужды не по рассказам. Он мечтал о постоянном культурном и экономическом прогрессе страны. В своих произведениях он сосредоточен на постижении особенностей национальной жизни и глубин характера героев. И Лесков всегда показывает отношения личности и среды ее обитания.

В повести «Очарованный странник» на первом плане оригинальная личность Ивана Северьяныча Флягина. И уже в названии чувствуется, что основным мотивом повести будет дорога. Путь, которым проходит герой, - это поиски своего места среди людей, своего призвания, постижения смысла жизни. Каждый этап этого пути - новый шаг в нравственном развитии Флягина. Будучи из крепостных, он в начале жизни судит о людях на основании полученного в замкнутом мирке опыта. И мы видим, сколько герою приходится испытать, чтобы оценить свою свободу и свободу отношений с другими людьми.

В начале повести рассказчик, Иван Северьяныч Флягин, говорит о своем пути: «Я ведь много что происходил, мне довелось быть-с и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и меня «увечили, так что, может быть, не всякий бы вынес. <...>, всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть». В имении графа К. его школили, как лошадей на конном заводе. Иван должен был стать форейтором. Здесь и закончился первый этап его пути нечаянным убийством монашка и бегством из имения. Убитый монашек обещал ему, придя во сне, что «.. .будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». А все потому, что он - сын, обещанный Богу его матерью. Сбежав из дома, он волей случая попадает к одному поляку нянькой для маленькой девочки, которую оставила мать. Впервые герой испытывает сострадание и привязанность не только к животным, но и к человеку. И впервые он принимает решение не в свою пользу, а в пользу страдающего человека - матери. «Она в отчаянии прежалобно вопит и, насильно влекома, за ним хотя следует, но глаза и руки сюда ко мне и к дите простирает... И вот вижу я и чувствую, как она, точно живая, пополам рвется, половина к нему, половина к дитяти...» За 10 лет татарского плена Флягин ощутил кровное родство со «своим», русским, национальным. Флягин не может слиться с татарским укладом жизни, принять его всерьез и надолго. Здесь существуют лишь элементарные формы борьбы за существование.

Но Лесков далек от идеализации русской жизни. Святая Русь, к которой так стремился Флягин, отмечает возвращение блудного сына своеобразно - плетьми: «Высекли в полиции и в свое имение доставили», граф «велел... еще раз дома высечь», после лишения отцом Ильей причастия граф приказал управителю опять высечь рассказчика «по-новому, на крыльце, перед конторою, при всех людях». Потом граф отпускает Флягина на оброк, и начинается новое испытание: редкостный знаток лошадей втягивается в то привычное пьянство, которое давно уже стало бичом России. И опять случайность переворачивает его жизнь и дает новое направление. Рассказчик наивно убежден, что от горькой беды его освобождает колдовская сила «магнетизера». Флягин встречает цыганку Грушу и открывает для себя колдовскую силу женской красоты над человеческой душой. Чистота и величие его чувства в том, что оно свободно от самолюбия и собственничества, в любви и бесконечном преклонении перед другим человеком для героя исчезает грань между жизнью для себя и жизнью для другого. Сбывается обещание «магнетизера»: «Я тебе в жизни новое понятие дам». И сам герой осознает, что любовь к Груше внутренне переродила его.

После смерти Груши - опять дорога, но эта дорога к людям, к встрече с ними уже на новых основаниях. Обретенное героем единство с другими людьми разрешается в ситуации первой же встречи с убитыми горем стариком и старушкой, сына которых должны взять в рекруты. Флягин идет в солдаты, меняясь судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел: «Тем и покончили, и отвезли они меня в другой город, и сдали меня там вместо сына в рекруты...»;«.. .стал начальство просить, чтобы на Кавказ меня определить, где я могу скорее за веру умереть». Пятнадцатилетняя служба на Кавказе становится для героя новым испытанием. Обстоятельства жизни все время испытывают героя на прочность, жизнь ни в чем не помогает и ни в чем не поддерживает его. Вот он - георгиевский кавалер и офицер, «благородный». Казалось, это хороший конец, итог полной лишений и тягот жизни, и должен начаться новый, счастливый ее этап. И новый этап действительно начинается, но у Лескова все далеко от счастливого конца. «Благородство» не только не способствует «карьере», но даже мешает возможности вернуться к старому кучерскому ремеслу («говорят: ты благородный офицер, и военный орден имеешь, тебя ни обругать, ни ударить непристойно...»). Чтобы не умереть с голоду, Флягин идет в артисты, в балаган на Адмиралтейской площади. Но и оттуда он вынужден уйти. И, наконец, Иван Северьяныч доходит до монастыря.

Флягин живет не разумом, а чувствами. В монастыре он пытается одолеть в себе тоску, великую любовь к Груше. Однако он находит успокоение не в суровом аскетизме, а в любви к Родине:

«- Разве вы и сами собираетесь идти воевать?

А как же-с? Непременно-с: мне за народ очень помереть хочется.

Как же вы: в клобуке и в рясе пойдете воевать? ,

Нет-с; я тогда клобучок сниму, а амуничку надену».

Здесь и проявляется личная ответственность героя за судьбу своей земли и готовность умереть за нее. Не случайно в финале рассказа Флягина повторяются все основные мотивы повествования: постоянные искушения, одержимость любовью, плен и дорога. Это значит, что ничего еще не кончено для «очарованного странника», что итоги его жизни не подведены и отпущенная ему «тысяча жизней» не прожита до конца. Читатель встречает героя в пути и покидает его опять в дороге. Ни один образ в творчестве Лескова не достигает такой эпической монументальности, как образ «очарованного странника». Чертами этого героя - силой, непосредственностью, душевной добротой - отмечены многие характеры произведений Лескова. Это своеобразное решение автором проблемы положительного героя.