Олимпио, или жизнь виктора гюго. Безансон — основные достопримечательности и интересные места Место рождения Виктора Гюго

Таких домов-музеев, в которых когда-то проживали известные писатели, во Франции немало – около 120. Жорж Санд, Александр Дюма, Жюль Верн, Оноре де Бальзак, Виктор Гюго…. Можно подняться по тем же самым лестницам, где ходили они, коснуться рукой предметов, принадлежащих им когда-то, и даже представить себя на месте их героев.

Известность к Виктору Гюго пришла достаточно рано. Ему было всего 20 лет, когда король назначил пенсию начинающему литератору после опубликования первых стихотворений. Это позволило ему жениться на девушке, которую любил с детства. За сборником последовали многочисленные пьесы и романы, пришли слава и богатство.

Площадь Вогезов (до 1799 года – Королевская площадь), дом №6, старинный особняк, построенный в самом начале XVII века. В 1831 году уже достаточно известный писатель Виктор Гюго привез сюда свою семью: жену (Адель Фуше) и пятерых детей. Они заняли апартаменты на втором этаже здания – 280 квадратных метров и прожили в них около 16 лет (1832-1848 годы).

В этой квартире были написаны лучшие романы – «Лукреция Борджиа», «Отверженные», «Песня сумерек», «Мария Тюдор», «Лучи и тени». В 1841 году Виктор Гюго становится членом Французской Академии, а несколько позднее, в 1848 году – депутатом Национального Собрания. Сюда приходили многие известные люди: Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Джоаккино Россини, Александр Дюма, Ференц Лист. Из этой квартиры писатель отдавал замуж Леопольдину, свою любимую дочь.

Достопримечательности дома-музея Гюго

В 1902 году, к столетию со дня рождения Виктора Гюго в его бывшей квартире было решено открыть дом-музей. Для чего Поль Мерис (друг и душеприказчик) выкупил особняк и предоставил в дар книги, рукописи, рисунки, личные вещи писателя, которые стали основой музейной композиции.

Прихожая или передняя комната

Комната обустроена в сдержанном стиле. Возле одной из стен располагаются два старинных сундука на подставках. Каждый из них сделан в своем стиле и имеет декоративную роспись на крышках и передних стенках. Напротив входа установлено трюмо, на котором стоит бюст. Нижняя часть трюмо выполнена мастерами из дорогого дерева и украшена резьбой. Массивное широкое зеркало возвышается практически до самого потолка комнаты.

Стены украшены картинами мастеров. На некоторых полотнах изображены исторические события разных эпох. На других картинах и гравюрах встречаются изображения семьи, детей близких друзей и знакомых. Почетное место среди всех полотен занимает одно с изображением мадам Гюго. Все картины обрамлены в тяжелые резные рамы.

Передняя комната достаточно просторная, но не большая. С высокого потолка на цепи свисает люстра, сделанная в старинном стиле.

Красная комната

Из прихожей посетитель сразу же попадает в красную комнату. Все помещение оформлено в красных тонах и обставлено дорогой мебелью контрастных цветов. От деревянного паркетного пола до потолка стены обтянуты бордовыми обоями. На окнах свисают тяжелые красные шторы, затянутые шнурами. При этом помещение достаточно светлое и уютное.

Вдоль одной стены расположились два журнальных пристенных столика на резных золоченых ножках. На них стоят декоративные статуэтки и бюсты, изображающие известных людей времен Виктора Гюго. В центре комнаты стоит раритетный стол, на котором, под стеклом, представлены некоторые предметы быта писателя и его семьи.

Два балконных выхода с одной стороны помещения имеют высокие до потолка полностью застекленные двустворчатые двери. С балконов открывается красивый вид на площадь. Между дверями возле стены стоит резная тумбочка, на которой расположились две расписные вазы и блюдо, оставшееся еще со времен жизни знаменитого писателя.

На стенах, как и в предыдущей комнате, развешены полотна мастеров. На многих из них изображены известные люди и друзья семьи, на остальных исторические моменты различных периодов. Также в комнате расположены на противоположных стенах свисают зеркала в вычурных золоченых рамках.

Китайская гостиная

После красной комнаты, сделанной в классическом стиле, идет помещение, полностью обставленное китайскими предметами быта и творчества. В этом помещении можно оценить дизайнерский талант писателя.

Одна из стен помещения практически полностью покрыта стеллажами с выставленными расписными китайскими фарфоровыми тарелками. Эти стеллажи были разработаны самим Виктором Гюго, покраска и завершение работы проводилось его другом. С той же стороны располагается дымоход, панели которого были расписаны мастером. В помещении преобладают основные черные, приглушенные зеленые и бордовые тона. Рисунки выполнены золотой, красной и зеленой красками.

Высокие потолки отделаны резным деревом с витиеватыми узорами. Каждая отдельная часть представляет из себя произведение искусства. С потолка свисает светильник в абажуре, также сделанный в китайском стиле.

По обеим сторонам от дымохода стоят стулья, а недалеко от них располагается китайский столик-секретер, искусно расписанный мастерской рукой. На этом столике было написано множество писем и ответов на корреспонденцию. Для обогрева помещения в комнате расположен камин.

Из комнаты есть выход на балкон, сделанный в том же стиле, что и в предыдущей комнате. Все стены покрыты расписными деревянными панелями с изображением птиц, бабочек, китайцев и китаянок. На полках размещены статуэтки, изображающие драконов и различная китайская посуда.

Столовая комната в квартире Виктора Гюго сделана в готическом стиле. В центре помещения расположен массивный деревянный стол и стулья. Вдоль стен по периметру находится мебель: лавки, буфеты, трюмо, тумбочки. Все выполнено из дорогого и тяжелого дерева и украшено резьбой.

Примечательно то, что изготовлено все убранство комнаты из мебели эпохи Возрождения, которая была закуплена в разных местах.

С помощью дизайнеров и плотников из тяжелой деревянной двери изготовлен был обеденный стол, а различные комоды превратились в буфеты и лавки. На стенах в столовой развешены картины в тяжелых рамках и фотографии. На полках и столе расставлены статуэтки декоративные и изображающие известных людей.

Возле одной из стен стоит большое зеркало, которое как бы утопленное в большую деревянную рамку-шкаф с полочками и резными столбиками. Два окна хорошо пропускают свет, несмотря на тяжелые шторы, сделанные в цвет всех обоев и красиво задекорированные. С потолка свисает тяжелая люстра, сделанная из металла в стиле всего помещения.

Не смотря на то, что комната обставлена тяжелой мебелью, а стены и шторы имеют темный окрас, она достаточно приятная на вид и уютная. А красота мебели притягивает взгляды своей вычурностью, над которой работали мастера того времени.

Малый зал

Это действительно маленькая комната. Расположить в ней массивную мебель той эпохи, в которой жил Виктор Гюго, практически невозможно. Комната сделана в современном стиле, стены и потолки обтянуты обоями. Нет никаких вычурных лавочек или тяжелых люстр.

На сегодняшний день помещение используется как выставочная комната. В ней по стенам развешены картины, гравюры, рукописи и прочие подобные произведения искусства, и ценные исторические экземпляры. Экспозиция постоянно меняется или закрывается. Причиной этому является то, что некоторые предметы запрещено постоянно выставлять, так как они могут испортиться.

Мастерская – это место где талантливый писатель творил и создавал свои произведения. Выполнена она в зеленом стиле, модном на то время.

Комната небольшая, но достаточно просторная и светлая, благодаря двум балконным проемам, которые полностью открыты и не завешены тяжелыми шторами. Пол сделан из деревянного паркета, а вот освещение того времени не сохранилось. Сейчас комнату освещают современные устройства.

В комнате расположен старинный комод с резными узорами, на котором расположена большая статуэтка. Далее стоит высокая тумба, на которой расположен бюст Леона Бонна. Напротив балконов стоит высокий секретер на тонких красивых ножках.

В помещении располагается рабочий стол писателя, на котором под стеклом представлены образцы его некоторых рукописей, старинная книга и различные личные предметы. На всех стенах развешены картины и портреты его знакомых, друзей и большой портрет его внуков Жоржа и Жанны на стене с балконными выходами.

Через мастерскую посетитель попадает в спальную комнату. Благодаря внукам Виктора Гюго, сохранилось внутреннее убранство и мебель комнаты, где писатель провел свои последние годы жизни. Комната полностью восстановлена и передает обстановку помещения того времени.

В небольшом помещении расположена деревянная массивная кровать с крышей, именно на ней провел свои последние дни, часы и минуты Виктор Гюго. Изголовье кровати резное и высокое. На четырех опорах по ее периметру расположены резные подставки, начинающиеся с ножек, на которых держится крыша.

Для обогрева комнаты предусмотрен мраморный камин, над которым до самого потолка возвышается большое зеркало. На камине стоят два подсвечника со свечами и старинные часы. Возле кровати стоит высокий комод в готическом стиле, сделанный из дорогого дерева и украшен мастерами.

В комнате также находится большой шкаф-буфет, старинные резные тумбы и стулья. На полках и шкафчиках расставлены декоративные статуэтки. На полу стоят высокие вазы. На стенах также присутствует пара картин, на которых изображен Виктор Гюго на своей кровати в последние годы жизни.


Стены во всей комнате обтянуты красными обоями, солнечный свет проникает через единственное окно, расположенной напротив кровати. На потолке находится натянутый гобелен с изображением природы. Окно закрывается тяжелыми шторами красного цвета, тяжело свисающими с потолка.

Как добраться

Адрес: 6 Place des Vosges, Paris 75004
Телефон: +33 1 42 72 10 16
Сайт: maisonsvictorhugo.paris.fr
Метро: Saint-Paul, Bastille, Chemin-Vert
Время работы: 10:00-18:00, кроме понедельника

Цена билетов

  • Взрослый: 7 €
  • Льготный: 5 €
Обновлено: 13.11.2015

Может занять еще пол дня. Так что на осмотр города лучше заложить минимум 1 день.

Среди главных достопримечательностей Безансона — , и . Но и просто прогулка по старому городу и набережной реки непременно доставит удовольствие!

Все достопримечательности Безансона:

Шедевр работы Вобана, включенный в , Цитадель Безансона считается одной из наиболее красивых во Франции. Она возвышается над старым городом и рекой более чем на 100 метров, открывая красивые панорамные виды.

Астрономические часы

Созданные Августином Луцианом Трутом в 1858 – 60 гг, астрономические часы Безансона имеют сложный и точный механизм, состоящий из свыше 30 000 деталей и 11 движущихся частей.

Кафедральный собор Сен-Жан

Кафедральный собор св. Жана имеет две разных апсиды: романский хор и богато украшенный хор 18-го века. Стоит отметить крупный алтарь из белого мрамора, единственный французский образец такого рода, а также «Богоматерь со святыми», нарисованную в 1512 году Фра Бартоломео. Рядом находятся известные , у которого сложно анимированные фигурки изображают воскресение Христа.

  • Время работы:
  • Лето 9 – 19,
  • зима 9 – 18.

Дом рождения братьев Люмьер

Auguste и Louis Lumière (1862-1954) (1864-1948)

Изобретатели кино, братья Люмьер родились в , на площади Saint-Quentin (теперь это Place Victor Hugo) в доме № 1. Их отей, Антуан (1840 – 1911), фотограф, содержал свою студию во дворике дома № 59 по улице Rue des Granges (бывший монастырь).

Позже братья переехали в городок , на востоке от . Именно там они сняли свой знаменитый фильм, ставший началом кинематографа — «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».

PORTE NOIRE

Porte Noire (с французского — «Черный ворота») были построенны примерно в 175 году н.э. в честь императора Марка Аврелия.

Место рождения Виктора Гюго

На доме, где когда-то родился Виктор Гюго, можно увидеть табличку. Ее повесили 26 февраля 2002 года в напоминание идеалов 19 века, политической борьбы одного из самых известных писателей Франции: « Я хочу великих людей, я хочу свободного человека».

Адрес:
140 Grande rue
25000 BESANCON

Kursaal

Place du theatre
25000 BESANCON

Популярное место для развлечения гостей курортов, Kursaal был построен в 1892 году. В свое время в нем находились цирк и пивоварня.

Театр Безансона

Rue Mégevand
25000 BESANCON

Городской театр был построен в 1778 году по плану архитектора Claude Nicolas Ledoux в соответствии с дизайном нового времени. Были созданы комнаты в амфитеатре, созданы места в партере и была сделана первая театральная яма в мире. Коридор театра был разрушен огнем в 1958 году, потом восстановлен.

Дом Жан-Шарля Эммануэля Нодье

Жан-Шарль Эммануэль Нодье (1780-1844)

Журналист, писатель, лидер романтиков, Шарль Нодье переехал в в 1813 году. Избранный во Французскую академию в 1833 году, он часто упоминает в своих произведениях прелести родного края. Он родился 29 апреля 1780, вероятно, в ныне несуществующем доме, расположенном на площади Victor-Hugo (на месте нынешнего дома № 7), и провел свое детство в доме своего деда, мастера подрядчика Иосифа Нодье, по адресу rue Neuve (ныне rue Charles-Nodier, № 11).

L’Intendance de Besançon

Rue Charles Nodier
25000 BESANCON

В настоящее время в этом здании располагается префектура Ду. Оно было построено в 1770 – 78 гг по заказу Чарля Лакура и служило отелем для управляющего регионом.

Общий план был создан великим парижским архитектором Виктором Луисом, работы по строительству возглавлял Николя Николь. Адаптировав традиционный план таунхауса между двориком и садом, здание управления имеет фасад, выходящий во дворик, украшенный шестью ионическими колоннами, увенчанными фронтоном, а задний фасад сделан в виде ротонды.

Другие достопримечательности Безансона:

Rue Gabriel Plançon
25000 BESANCON
Одновременно бизнес-центр и центр коммуникация, Сите, спроектированный архитектором Студио, символизирует открытие Безансона новым технологиям.

CHAPELLE NOTRE DAME DU REFUGE

18 rue de l’Orme de Chamars
25000 BESANCON

Построенная с 1739 до 1745, эта часовня спроектирована архитектором Николая Николь. Ранее монастырская часовня, она была прикреплена к больнице св. Жака в 1802 году.

Открыто ежедневно, включая праздничные дни с 14:00 до 16:30.
Eglise Saint-Pierre

В 17802 году архитектор Бертрен предложил построить на королевской площади Безансона новую церковь, продолженную рядом нео-классических зданий. Церковь была сделана в виде греческого креста в период 1782 – 86 гг. Изначальный проект прервала Французская революция.

HOTEL DE VILLE

Place du 8 septembre
25000 BESANCON
На главное площади Безансона находится ратуша, построенная по проекту мэра Ричарда Сара. Ее фасад сделан в духе дворца эпохи итальянского возрождения. Над крыльцом ратуши можно увидеть орла с двумя колоннами, в напоминание о древнем прошлом города.

EGLISE SAINTE MADELEINE

Работы над этим шедевром архитектора Николя Николь начались в 1746 году и продолжились вплоть до половины 18-го века. Две башни были закончены в 1830 году. Внутри святилище разделено на три нефа, перемежающихся колоннами. Архитектурное единство всей церкви – образец религиозной архитектуры 18-го века.

В церкви находится , в котором представлена история дистрикта на протяжении 5 веков.

6 rue de la Madeleine
25000 BESANCON
Tel. : 03 81 81 12 09


Весенним днем, 26 февраля 1802 года, в городе Безансоне, в трехэтажном доме, где жил тогда капитан Леопольд Сижисбер Гюго, родился ребенок – третий сын в семье. Хилый младенец был, по словам матери, «не длиннее столового ножа», однако ему суждено было вырасти в человека могучего физического и духовного здоровья и прожить долгую и славную жизнь. Совсем юным он писал стихи и в 14 лет стал лауреатом Академии






Sur une barricade, au milieu des pavés Souillés dun sang coupable et dun sang pur lavés Un enfants de douze ans est pris avec des hommes. - Es-tu de ceux-là, toi ? – Lenfant dit: - Nous en sommes. - Cest bon, dit lofficier, on va te fusiller, Attends ton tour. – Lenfant voit des éclairs briller, Es tous ses compagnons tomber sous la muraille. Il dit à lofficier: - Permettez-vous que jaille Rapporter cette montre à ma mère chez nous. - Tu veux tenfuir ? – Je vais revenir. – Ces voyous Ont peur ! Où loges-tu ? – Là, près de la fontaine Et je vais revenir, monsieur le capitaine. - Va-t-en, drôle ! – Lenfant sen va. – Piège grossièr ! Et les soldats riait avec leur officier Et les mourants mêlaient à ce rire leur râle. Mais le rire cessa, car soudain lenfant pâle Brusquement reparu, fier comme Viala, Vint sadosser au mur et leur dit: « Me voilà ! » La mort stupide eut honte et lofficier fit grâce. За баррикадами, на улице пустой, Омытой кровью жертв, и грешной и святой, Был схвачен мальчуган одиннадцатилетний! «Ты тоже коммунар?» - «Да, сударь, не последний!» «Что ж! – капитан решил. – Конец для всех – расстрел. Жди, очередь дойдет!» И мальчуган смотрел На вспышки выстрелов, на смерть борцов и братьев. Внезапно он сказал, отваги не утратив: «Позвольте матери часы мне отнести!» «Сбежишь?» - «Нет, возвращусь!» - «Ага, как не верти, Ты струсил, сорванец! Где дом твой?» - «У фонтана». И возвратиться он поклялся капитану. «Ну живо, черт с тобой! Уловка не тонка!» Расхохотался взвод над бегством паренька. С хрипеньем гибнущих смешался смех победный. Но смех умолк, когда внезапно мальчик бледный Предстал им, гордости суровой не тая,




Мир «Отверженных» нам открывается в многочисленных его произведениях. Этот мир мы видим в недавно созданной рок-опере «Нотр Дам» по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери. Главный персонаж романа – Эсмеральда, которую Виктор Гюго описывает с такой любовью


Темной ночью по спящим улицам бродит затравленный человек; когда-то он украл хлеб, потому что был лишен возможности его зарабатывать, все двери захлопнулись перед ним, даже дворовый пес гонит его из своей конуры… Молодая женщина, в былые дни красивая и веселая, а ныне беззубая, остриженная, больная, выходит на улицу в последней отчаянной надежде покормить свое дитя… Босой голодный ребенок, дрожа от страха перед побоями, надрываясь, тащит тяжелое ведро… Это люди из народа, «отверженные», герои романа Гюго, вышедшего в 1862 году. Тридцать лет труда и раздумий отдал писатель этому произведению, которое явилось итогом целого периода его жизни и прославило его на весь мир.


С большой симпатией Виктор Гюго описывает детей. Когда он говорит о Гавроше, он сравнивает его с воробушком. Он говорит: « Он жил, как маленькая птичка на улицах большого города. Когда он голодал, он приворовывал, но он воровал немножко, весело, как это делает маленький воробушек




«Трибун и поэт, он гремел над миром, подобно урагану, вызывая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека. Он учил людей любить жизнь, красоту, правду и Францию», - писал о Гюго Максим Горький. Именно в этом, считал великий романтик, и состоит его долг перед народом.

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Гениальный поэт, драматург и писатель Виктор Мари Гюго появился на свет в Безансоне 26 февраля 1802 года в семье офицера. Супружеская жизнь у его родителей не сложилась, поэтому младенец кочевал между отцовским и материнским домом. Возможно, именно из-за этого маленький Гюго был чрезвычайно болезненным мальчиком.

Виктору еще не исполнилось и двадцати, как в октябре 1822 года он стал законным супругом Аледь Фуке – девушки, которую любил с самого детства. Первый их ребенок умер, прожив всего несколько месяцев. После трагической смерти первенца жена подарила Виктору Гюго еще четырех детей – двух дочерей и двух сыновей. Отношения между супругами были полны любви и понимания, благодаря чему коллеги писателя называли чету «святым семейством».

Период од и романов сменился волной пьес на рубеже 20-30-х годов XIX века. Все больше погружаясь в театральную среду, теряя ощущение времени на репетициях, Гюго практически не появляется дома. Семейная идиллия рушится, а на ее шатких остатках возносится триумфальная пьеса «Эрнани», принося семье небывалый финансовый достаток.

В начале 1831 года писатель ставит точку в легендарном романе и, вместе с тем, в счастливом браке. Адель уже давно разлюбила Виктора – хотя он и не замечал этого, – и жизнь в таком положении стала невыносимой для молодого творческого мужчины.

В это время судьба дарит ему новый лучик солнца, обворожительную парижанку Жюльетту Друэ. Стройная черноглазая куртизанка и Гюго были словно созданы друг для друга… В жизни писателя вновь начинается белая полоса, и он, исполненный вдохновением, с новой силой приступает к литературной деятельности. Кстати, в отличие от Адель, Жюльетта высоко ценила работу своего любимого и всегда хранила его рукописи. Вдохновение Виктора вскоре вылилось в сборник стихов «Песни сумерек».

Интересно, что в этих отношениях Гюго проявил себя скорее строгим наставником, чем искренним любовником. С его легкой руки Жюльетта из пленительной куртизанки превратилась в скромную монашку… А в это время писатель с головой окунается в общественную деятельность. Да, в 1845 году он стал пэром Франции – и это не был предел мечтаний.

В 1843 году старшая дочь Гюго, Леопольдина, трагически погибает вместе со своим мужем. В это же время дает трещину и второй (неофициальный) брак писателя: кроме Жюльетты его начинают навещать многие хорошенькие куртизанки и актрисы. Лишь спустя семь лет несчастная женщина узнает о «подвигах» своего Казановы – да еще как узнает, из уст самой соперницы, прикрепившей в добавок к своему письму еще и любовную переписку с Гюго…

В 50-х годах французский мэтр становится изгнанником, кочуя между Брюсселем и британскими островами. За пределами Франции он издает памфлет «Наполеон Малый», который приносит ему небывалую славу, после чего с новой силой принимается за творчество. Удача то и дело улыбалась ему: на гонорар за сборник поэзий «Созерцания» Гюго смог построить целый дом!

В 60-х появляются «Отверженные», «Труженики моря», «Песни улиц и лесов». На писателя не влияет даже смерть его первой любви – Адель, а также всех его детей. Ведь жизнь Виктора Гюго теперь, помимо Жюльетты, скрашивали то Мари, то Сара, то Жюдит – все как одна юные, свежие, пылкие. Даже в восьмидесятилетнем возрасте Гюго оставался собой: за два месяца до своей смерти он еще назначал любовные свидания.

22 мая 1885 года мир попрощался с великим писателем. За гробом Виктора Гюго шло два миллиона человек…

Виктор Гюго, библиография

Все книги Виктора Гюго:

Поэзия

1822
«Оды и поэтические опыты»
1823
«Оды»
1824
«Новые оды»
1826
«Оды и баллады»
1829
«Восточные мотивы»
1831
«Осенние листья»
1835
«Песни сумерек»
1837
«Внутренние голоса»
1840
«Лучи и тени»
1853
«Возмездие»
1856
«Созерцания»
1865
«Песни улиц и лесов»
1872
«Грозный год»
1877
«Искусство быть дедом»
1878
«Папа»
1880
«Революция»
1881
«Четыре ветра духа»
1859, 1877, 1883
«Легенда веков»
1886
«Конец Сатаны»
1891
«Бог»
1888, 1893
«Все струны лиры»
1898
«Мрачные годы»
1902, 1941
«Последний сноп»
1942
«Океан»

Драматургия

1819/1820
«Инес де Кастро»
1827
«Кромвель»
1828
«Эми Робсарт»
1829
«Марион Делорм»
1829
«Эрнани»
1832
«Король забавляется»
1833
«Лукреция Борджиа»
1833
«Мария Тюдор»
1835
«Анджело, тиран Падуанский»
1838
«Рюи Блаз»
1843
«Бургграфы»
1882
«Торквемада»
1886
«Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты»

Романы

1823
«Ган Исландец»
1826
«Бюг-Жаргаль»
1829
«Последний день приговорённого к смерти»
1831
«Собор Парижской Богоматери»
1834
«Клод Гё»
1862
«Отверженные»
1866
«Труженики моря»
1869
«Человек, который смеётся»
1874
«Девяносто третий год»

Публицистика и эссе

1834
«Этюд о Мирабо»
1834
«Литературные и философские опыты»
1842
«Рейн. Письма к другу»
1852
«Наполеон Малый»
1855
«Письма Луи Бонапарту»
1864
«Вильям Шекспир»
1867
«Париж»
1867
«Голос с Гернси»
1875
«До изгнания»
1875
«Во время изгнания»
1876, 1889
«После изгнания»
1877-1878

Виктор Гюго – французский писатель, произведения которого вошли в историю и стали бессмертными памятниками литературного достояния. Любитель готики и представитель романтизма всю жизнь презирал законы общества и выступал против человеческого неравенства. Самую популярную книгу «Отверженные» Гюго написал в момент творческого кризиса, но, тем не менее, этот роман стал любимым произведением поклонников автора во всем мире.

Детство и юность

Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец вселял надежду на светлое будущее.

Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».

Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.


Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.

Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.


Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.

Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.

Литература

Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или , но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.


Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.

Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.


Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.

Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.

В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.


Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу.

Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.


Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.

Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.


Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.

Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.

"Отверженные"

Роман «Отверженные», написанный Гюго в 1862 году – вершина творчества французского писателя, по мотивам которого позже был снят фильм. В концепции литературного сюжета заключаются острые проблемы окружающей жизни, такие как голод и нищета, падение девушек к проституции ради куска хлеба, а также произвол высшего сословия, каковым являлась власть.

Протагонистом произведения является Жан Вальжан, который ради голодающей семьи украл в булочной буханку. Из-за несерьезного преступления мужчина получил в общей сложности 19 лет лишения свободы, а после выхода на волю стал изгоем, которого лишили права на спокойную жизнь.


Козетта. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Несмотря на плачевное положение в обществе, у героя романа присутствует цель – сделать бездомную девочку Козетту счастливой.

По мнению биографов французского писателя, книга основана на реальных событиях: в 1846 Гюго лично увидел, как из-за куска буханки арестовали человека.


Гаврош. Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Отверженные"

Также Виктор описывает жизнь задорного мальчишки – сироты Гавроша, который погибает в ходе июньского восстания, прошедшего в 1831 году.

"Собор Парижской Богоматери"

Замысел «Собора Парижской Богоматери» возникает у Виктора Гюго в 1828 году, а сама книга публикуется в 1831. После издания романа Гюго становится новатором: писатель стал первым французом, который написал произведение с историческим подтекстом.

Виктор опирался на опыт всемирно известного писателя-историка . «Собор Парижской Богоматери» имел политический мотив: при жизни автор романа выступал за реконструкцию памятников культуры.


Иллюстрация к книге Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Поэтому готический собор в Париже, который власти собирались снести, стал главным героем произведения. Роман рассказывает о человеческой жестокости и вечном противостоянии добра и зла. Эта книга носит драматический характер и повествует о несчастном уродливом Квазимодо, влюбленном в красавицу Эсмеральду – единственную жительницу Парижа, которая не насмехалась над бедным служителем храма. После смерти Гюго произведение экранизировалось: на его основе снят знаменитый «Горбун из Нотр-Дама» (1996).

Личная жизнь

Личная жизнь Виктора Гюго отличилась тем, что у него были своеобразные отношения с противоположным полом. В юношестве писатель влюбляется в Адель Фуше, типичную представительницу буржуазии. В 1822 году возлюбленные женятся. У пары родилось пятеро детей (первый ребенок умер в младенчестве), но красавица Адель стала пренебрежительно относиться к Гюго: она не считала супруга талантливым писателем и не прочла ни единой строчки из его произведений. Зато женщина изменяла мужу с его другом Сент-Бева, отказывая Виктору в плотском удовольствии, любое прикосновение писателя раздражало строптивую девицу, однако об изменах она предпочитала молчать.


Позже Гюго влюбляется в светскую куртизанку-красавицу Жульетту, которую содержал князь Анатолий Демидов, не отказывая девушке в роскоши. Новая пассия страстно влюбилась в писателя, который потребовал закончить роман с богатым мужчиной. Но в отношениях Гюго оказался крайне скупым: из изящно одетой барышни новая невеста Виктора превратилась в даму, которая носила лохмотья: автор романов выдавал Жульетте незначительную сумму на расходы и контролировал каждую потраченную монету.


У новой возлюбленной Виктора была мечта стать актрисой, но писатель не приложил никаких усилий, чтобы девушка получила театральную роль.

Позже страсть к постаревшей Жультте у писателя остыла, и он был не против развлечений с девушками на одну ночь, для приема которых организовал отдельный кабинет в своем доме.

Смерть

Умер великий писатель весной 1885 года от пневмонии. Весть о кончине Виктора Гюго мигом облетела всю Францию, миллионы людей скорбели и участвовали в похоронах автора бессмертных романов.


Одним из любимых мест поклонников Гюго стал остров Джерси, где Виктор провел 3 счастливых года и раскрыл себя как поэта.

Библиография

  • «Отверженные»
  • «Собор Парижской Богоматери»
  • «Человек, который смеется»
  • «Последний день приговоренного к смерти»
  • «Девяносто третий год»
  • «Козетта»
  • «Труженики моря»
  • «Гаврош»
  • «Клод Ге»
  • «Эрнани»

Цитаты

  • «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений»;
  • «Великие люди редко появляются в одиночестве»;
  • «Идеи – редкая дичь в лесу слов»;
  • «Осёл, знающий дорогу, стоит большего, чем прорицатель, гадающий наугад»;
  • «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право»;
  • «Мужчину порабощает не только душа женщины, но и ее тело, и чаще тело, чем душа. Душа – возлюбленная, тело – любовница».