Опера «русалка» — психологическая музыкальная драма. Ко дню рождения А.С. Даргомыжского. Опера "Русалка" Либретто русалка даргомыжского краткое содержание

Для дальнейшей работы сайта требуются средства на оплату хостинга и домена. Если вам нравится проект, поддержите материально.


Действующие лица:

Князь тенор
Княгиня меццо-сопрано
Мельник бас
Наташа, его дочь, потом Русалка сопрано
Ольга, сирота, преданная Княгине сопрано
Сват баритон
Русалочка, 12 лет

Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Берег Днепра. Вдали река. Налево мельница, возле нее дуб; направо скамейка. Наташа сидит задумчиво на скамейке, Мельник стоит перед нею.

Мельник

Ох, то-то все вы, девки молодые,
Посмотришь, мало толку в вас.
Упрямы вы, и все одно и то же
Твердить вам надобно сто раз.
Уж если друг завидный
Вам в случай подвернулся,
Умейте вы разумным повеленьем
Его тотчас и в руки взять! Да!
То ласками, то сказками
Умейте заманить,
Упреками, намеками
Старайтесь удержать.

Да нет, куда, упрямы вы,
И где вам слушать стариков.
Ведь вы своим умом богаты,
А мы так отжили свой век.
Ну, как же! Мы ведь отжили свой век
Вот то-то, упрямы вы, одно и то же
Надо вам твердить сто раз.

Вот, хоть бы ты? Учил тебя я,
Как девушке прилично жить,
Как надобно порой о свадьбе
Обиняком речь заводить,
Как надо молодость лелеять,
Как надо осторожной быть!
Сама подумай, ведь не вечно
Вам красотой дано пленять,
И ведь не вечно, ведь не вечно вас станут баловать,
Ну, а если уж на свадьбу
Надежды вовсе нет, что ж?
И тогда легко всегда вам случай уловить —
И для самих, и для родных
Хоть что-нибудь добыть.

Да нет, куда, упрямы вы,
Вам лишь бы целый день на шее
Висеть у милого дружка
Да целый день в глаза ему смотреть!
Вот то-то, упрямы вы,
Одно и то же надо вам твердить сто раз!
Одно и то же надо вам твердить сто раз, сто раз!

Наташа

(с трепетом)
Чу! Я слышу топот его коня... Он! Да, он!

(Хочет бежать.)

Меня предчувствие не может обмануть.

Мельник

Смотри же, не забывай моих советов.

(Входит Князь. Наташа спешит к нему навстречу.)

Князь

Здорово, милый друг!

(к Мельнику)
Здорово, Мельник.

(к Наташе)
Наташа, ангел мой, как счастлив я с тобой
Увидеться и сердцем отдохнуть!

Наташа

(с легким укором)
Да, наконец ты вспомнил обо мне:
Уж сколько дней напрасно я ждала.

Мельник

Добро пожаловать, сиятельнейший Князь!
Ты нас давно не навещал.

Наташа

Как без тебя скучала я!
Не стыдно ли томить меня пустым, напрасным ожиданьем?

Князь

В заботах тягостных, друг милый,
Провел все время я!
Ах, верь, мой друг,
Верь, что я не волен
С тобою дни мои делить!

Наташа

Заставить слезы лить, и день и ночь грустить,
Без жалости к моим страданьям.
Не стыдно ли меня надолго так забыть?

Мельник

Ну, понесла обычный бред,
Все свое, все свое,
Что говори ей и что нет,
Все одно я все одно.

Наташа

Теперь опять со мною ты,
И сердцем снова
Я к счастью ожила.
Теперь опять со мною ты,
И грусть, и слезы — все забыла я.

Мельник

Ее, как видно, вразумить мудрено,
И счастья с нею нам нажить
Не дано, нет, не дано.

Князь

Ах, верь, что я не волен
С тобою дни делить.

(в сторону)
Нет, не могу еще решиться
Ее внезапно поразить
Известьем роковым!

Мельник

Вам не угодно ль, князь, на мельницу пойти
С дороги отдохнуть?

Наташа

Ты целый день ведь с нами сегодня проведешь?

Князь

Сегодня не могу!

Наташа

Как! Ты уезжаешь?

Князь

Да, хоть грустно мне, но скоро я от вас
Уехать должен. Дела, заботы!..

Мельник

(про себя)
Вот оно! Давно предсказывал я это!

Наташа

Ах, прошло то время, время золотое,
Как меня любил ты сердцем и душою.
У тебя, бывало,
Мысли нет другой,
Нет других желаний, —
Только быть со мной,
Нет иной отрады,
Как во мне одной!

Мельник

Сколько раз твержу я.
Дочь, не прозевай ты
Счастья своего
И не трать напрасно
Молодость свою.

Наташа

Ах, тогда привольно
Жизнь моя текла,
А теперь, я вижу,
Стала не мила
И с твоей любовью
Счастье отжила.

Князь

Чем заслужил я
Жестокий упрек?
Больно мне слышать
Укор твой напрасный,
Все, как и прежде,
Ты сердцу мила,
Все, как и прежде,
Любима ты мной.
Разлучен с тобою
Я невольно был,
Но в заботах тяжких
Тобою одной
Я мысли веселил!

Мельник

Не надолго любит Князь.
Поглядишь, и бросил он тебя.
Ну, авось, и в добрый час
Ей скажу в последний раз.

(Наташе, которая не слушает его)
Полно время терять,
По пустому болтать —
Век любовью одной
Не прожить нам с тобой.

У меня ведь ты, дочка милая,
И разумная, и послушная.
Попросила бы ты у князя милости!

(Входит конюший и подает Князю ларчик с ожерельем.)

Князь

(про себя)
Вот кстати и подарки.

(к Наташе)
Сегодня ровно год, как в первый раз мы встретились с тобой,
Возьми на память это ожерелье.
Ну, видишь ли теперь, что помнил о тебе?

Наташа

На что подарки мне?
Поверь, любовь твоя и ласки
Дороже всех сокровищ мира.

Князь

(Мельнику)
Тебя, мой добрый Мельник, я тоже не забыл!

Мельник

Доволен милостями я твоими, сиятельнейший Князь!

(Мельник и конюший уходят на мельницу.)

Наташа

Ах, прости, мой друг,
Невольное сомненье.
Ласковым ты словом
Дух мой оживляешь
И приветным взором
Счастье возвращаешь.
Ты простишь ли, милый,
Слезы и упреки?
Ах, невольной силой
Без тебя тоской унылой
Я томлю себя.

Князь

На что ж беды сама ты создаешь?
Ах, без того жизнь горести полна.
Ведь счастье скоро изменяет,
Для чего ж нам дни веселья напрасно отравлять?

Наташа

Ах, каким я страхом не пугалась!
Что мне на ум не приходило!
Будто в далекий путь уехал ты,
Будто меня совсем уж разлюбил!
Но ты со мною, но ты со мною.
Грусть и слезы, все забыто,
И опять счастлива я.

Князь

Ведь счастье скоро изменяет,
На что же самим печали нам искать,
На что себе кручины создавать —
Без того наша жизнь печали и горести полна.

(в сторону)
Трудно будет мне
Тайну ей открыть,
Все надежды в ней
Разом погубить.

Мельник

Право, пора бы ей и вразумиться
И по-пустому плакать отучиться.
Лучше подумать надобно о том,
Что может пользу для родных принесть,
И счастливо, что князь
Милостив так к нам
И не оставляет в бедности помочь.

(Уходит на мельницу. Входят крестьяне с граблями и косами. Один из них играет на дудке.)

Запевала

Ах ты, сердце, мое сердце,
Ретивое молодецкое.

(Женщины остаются в стороне. Хор мужчин запевает.)

Хор мужчин

Ты зачем, ретивое,
Завываешь так в груди?

Ах, пойду я в чисто поле,
Там рассею грусть мою.
Уродись, мое горе,
Ты полынью, злой травой.

Мельник

(выходит из мельницы, про себя)
Вот кстати собрались крестьяне.

(к девушкам)
Здорово, красные девицы!

Хор женщин

Здравствуй, соседушка Пахомыч!

Мельник

А что, нельзя ли вам повеселее
Что-нибудь пропеть?

Хор женщин

Вестимо, можно!

Крестьяне и крестьянки

Для чего ж и не потешить?

(Начинаются хороводы. Девушки заплетают плетень.)

Заплетися, плетень, заплетися,
Ты завейся, труба золотая.
Завернися, парча парчевая.
Заплетися, плетень, заплетися.

Мельник

Нутка, живо плясовую!

Крестьянки

Как на горе мы пиво варили,
Ладо, мое ладо, пиво варили!
Как с этого пива все мы напьемся,
Ладо, мое ладо, все мы напьемся,
Как с этого пива мы в круг соберемся,
Лю-ли, лю-ли, ой, ладо ты мое,
Как приударим с этого пива,
Как приударим все мы в ладоши,
Ой, лю-ли, лю-ли, ладо мое, ладо,
Как с этого пива все мы разойдемся,
А с этого как пива на землю посядем мы.
Ладо мое ладо, ладо, ладо ты мое.
Как с этого пива все мы поляжем.
Да как все мы подеремся.

(Завязывается общая забавная драка. Входит Князь. Крестьяне перестают играть и приветствуют его поклонами. Мельник, заметив, что Князь не весел и мало обращает внимания на хороводы, делает знак крестьянам, чтобы они удалились. Крестьяне расходятся. Вслед за ними уходит Мельник. Князь остается один. Потом входит Наташа, останавливается поодаль и уныло смотрит на него.)

Князь

Нет, не рассеет дум тяжелых,
Не облегчит кручины сердца
Веселый хоровод.
И совесть мучает, и страх меня берет
Поведать тайну ей...

Наташа

(подходит)
Ты все задумчив, Князь!
Не ласков ты со мной.
Уж не сердит ли ты?

Князь

Нет, сердиться я причины не имею!

Наташа

Так, стало, горе есть,
Его скрываешь ты?
Ах, не по-прежнему,
Нет, не по-прежнему
Меня ты любишь!

Бывало, издали уже спешишь ко мне
С веселою душою,
Меня улыбкой ясной подаришь,
Обнимешь ласковой рукою
И мною светлый взор свой веселишь.
Сегодня скучен, уныл и мрачен ты,
Как будто вовсе разлюбил меня.
Ах, ты поведай мне печаль свою,
Хочу делить с тобой я горе.
Ты мне поведай свою кручину,
Хочу грустить я с тобою одною грустью,
Ты мне поведай лишь печаль свою.

Князь

К чему притворствовать напрасно!
В душе ношу я печаль глубокую.
Увы, не можешь ты ее
И ласками любовными рассеять.
Да, в сердце я ношу тяжелую печаль,
Ах, нет, не можешь ты ее мне облегчить.

(в сторону)
Зачем мне медлить? Чем скорей, тем лучше!
Мой милый друг, ты знаешь,
Что на свете нет блаженства прочного.
Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство
Ничто беды не может миновать.

Наташа

Я слов твоих еще не понимаю,
Но уж мне страшно.

Князь

И мы, не правда ли, мой Друг,
Мы были счастливы,
Мы насладились любовью
Чистой, неземной.

Наташа

Меня пугаешь ты,
Нам горе угрожает.

(энергично)
Постой! Уж не разлука ли?

Князь

Так, ты угадала.
Разлука нам судьбою суждена!

Наташа

(в испуге)
Кто, кто нас разлучит?
Нет, нет. Не может быть. Нет!
Разве я за тобою вслед
И в далекий край не властна идти?
Разве я не могу тебе
На войне служить?
Разве я не раба твоя,
Лишь позволил бы умереть с тобой.
Не страшат меня казни лютые,
Только б видела я тебя!

Князь

Нет! Не война угрожает мне,
И не в дальний путь снаряжаюсь я,
Край родимый оставить свой
Мне не для чего.
Долг другой,
Долг священный призывает меня!

Наташа

(робко)
А, постой! Теперь я понимаю все.
Ты женишься?

(с яростью)
Ты женишься?

(Наташа закрывает лицо руками, потом медленно опускает их и остается неподвижною.)

Князь

Что ж делать? Судьбе должны мы покоряться.
Суди сама, ведь мы не вольны
Жен себе по сердцу брать,
Должно нам всегда расчетом
Волю сердца покорять.
Не кручинься, бог и время
Исцелят печаль твою.
На, возьми, мой друг, на память
Этот девичий наряд.
Я хочу своей рукою
На тебя его надеть.

(Надевает ей на голову повязку. Вынимает мешок с деньгами и кладет на скамейку.)

А это отдашь отцу,
Давно обещанный подарок.
Дай обнять тебя в последний раз!

(Целует ее и хочет удалиться. Она, как будто опомнясь, быстрым движением останавливает его.)

Наташа

Постой! Постой!
Тебе сказать хотела... Не помню что...

Князь

Припомни...

Наташа

Для тебя на все готова... Ах, нет, не то!
Нельзя, чтобы навеки, в самом деле,
Ты мог меня покинуть... Нет, нет,
Все не то...

Князь

Несчастная! Спокойна будь, мой Друг, и береги себя.
Я не оставлю вас и скоро, может быть,
Приеду навестить... Прости!..

(Уходит поспешно. Она остается неподвижною. Входит Мельник.)

Мельник

(любуется повязкой дочери)
Ба, ба, ба, ба! Что вижу!
Что за чудная повязка,
Вся в каменьях дорогих,
Ну, скажу, подарок важный,
Мало видывал таких!
Ай да Князь! Ай да Князь!
Ай да Князь, наш благодетель! Как его благодарить?

(увидя мешок, с деньгами)
Ну, а там что?
Что за мешочек? Уж не деньги ль?
Что ж молчишь! Аль от радости нежданной
На тебя столбняк нашел?
Отвечай же! Отвечай же мне!

Наташа

(не внимает отцу)
Не верю, не может быть.
Я так его любила, так любила.
Или он зверь? Иль сердце у него косматое!

Мельник

О ком ты говоришь?

Наташа

Скажи, родимый, как могла его я
Прогневить?
И в одну неделю разве
Краса моя пропала?
Иль его отравой опоили?

Мельник

Поведай горе мне свое.
Зачем уехал Князь так скоро?

Наташа

Он женится, женится.
Не должен боле меня любить!

Мельник

Так вот в чем дело!

Наташа

Видишь ли, Князья не вольны
Жен себе по сердцу брать,
Должно им всегда расчетом
Волю сердца покорять.
А небось им вольно плакать
И божиться нам в любви,
Вольно княжеское сердце
Тешить девичьей слезой!

Мельник

Не круши себя напрасно,
Ведь слезами не помочь!
Успокойся, все минует,
Время исцеляет грусть.
Если Князь берет невесту,
Можем ли мы помешать?

Наташа

Невесту! Да кто же, кто невеста?
На кого он променял меня?
О, боже, он уехал, навек меня покинул,
Зачем не уцепилась я за полы его,
Зачем не ухватила узду его коня!
Пускай отрубил бы с досады мне руки,
Пускай растоптал бы конем он меня.

Мельник

Ты сама подумай, не век же тобою ему любоваться!

Наташа

И мог он, будто добрый,
Навек со мной прощаться!
И мог меня, коварный,
Нарядами дарить!
Не золотом ли думал
Купить мою любовь!

Мельник

Ну, полно, не тужи,
Забудь печаль свою
И молодость напрасно
Слезами не губи.
Ты слышишь?

(Хор крестьян за сценой.)

Крестьяне

Ах ты, поле, мое поле,
Ты широкое раздолье,
Разукрашено ты всем,
Василечками-цветками
И муравчатой травой!

Мельник

Народ идет сюда.
Ну, уйми же слезы.

Наташа

Что мне до народа?
Погибни все!

Мельник

(лаская дочь)
Ну, полно!
Ты у меня разумница такая,
Ты не захочешь огорчить отца.

Наташа

Отца! Какой ты мне отец?..

Да, бишь, забыла я, тебе
Отдать велел он это серебро
За то, что добр был для него ты,
За то, что дочь держал не строго.
Ну, впрок пойдет тебе моя погибель!

Мельник

О, боже! До чего я дожил!

Крестьяне

Упрекать так отца! Отца родного!..

Мельник

Так вот что должен
Теперь я слышать,
Так вот награда
Мне за любовь!
Твои упреки
Сносить нет силы,
Они в могилу
Сведут отца.

Наташа

Кто? Кто невеста? Где она?

Крестьяне

Наташа, что с тобой,
Что за причина слез?
И можно ль так, скажи сама, отца
Родного упрекать?
Не верим, не верим ушам.

Наташа

(все более и более ожесточаясь)
Прочь, советов мне ничьих не нужно!
Нет, родных не знаю я!

Мельник

Опомнись! Стыдилась бы хоть при народе
Так упрекать отца родного!

Наташа

Ох, душно! Змея мне шею давит.
Холодная змея мне шею давит.

(в исступлении)
Змеею он меня, не жемчугом опутал.

Мельник

О, боже, до чего я дожил!

Крестьяне

Что с ней, что с ней?

Наташа

(Рвет с себя жемчуг и кидает на землю. Мельник бросается поднимать его.)

Вот так бы я разорвала
Тебя, злодейку,
Проклятую разлучницу мою.

(Срывает с головы повязку.)

Вот, вот венец мой,
Венец позорный!
Вот чем нас
Венчал лукавый враг,
Когда я отреклася
Ото всего,
Чем прежде дорожила!
Мы развенчались, сгинь,
Сгинь ты, мой венец.

(Бросает повязку в Днепр, потом в полном беспамятстве подбегает к авансцене и падает на колени. Народ окружает ее.)

Днепра царица, предаюсь
Могучей власти я твоей.
Прими меня под свой покров
И научи, как отомстить за вероломство, за измену,
Научи лишь за измену отомстить!

Мельник

Что с тобою, друг Наташа?
Одно дитя ты у меня на свете,
Одна отрада в жизни мне.
Побереги себя для старика-отца.

Крестьяне

Что с ней? Бредит. Право, бредит.
Что с ней? Даже видеть страшно,
Как бы помощь ей подать.

Наташа

Тебе предаюся я навек!

(Бежит к реке и бросается в воду.)

Мельник

О, горе, горе!

(Хочет бежать за дочерью и падает в изнеможении. Народ стремится к реке.)

Крестьяне

Спасайте, спасайте ее!

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Богатые хоромы. Княжеская свадьба. Молодые сидят за княжьим столом; кругом гости и бояре в богатых нарядах. Боярыни и боярышни сидят чинно на скамьях. По бокам стоят толпы сенных девушек и княжеских охотников.

Хор

Как во горнице-светлице,
На честном пиру, в боярском доме,
За большим столом дубовым
Сизые два голубя сидят.
Как сидят они да любуются,
Как любуются да красуются,
И во славу им на трубах гремят, во литавры бьют!
Да и мы их величаем,
Дружным хором честь им воздаем.
И тот сизый голубочек,
Свет-хозяин молодой,
Словно сокол дорогой.
А голубка-то Княгиня,
Словно чистый майский день!
Дружным хором мы их величаем
Да и честь им воздаем.

(Князь и Княгиня привстают со своего места.)

Князь

Бояре, гости дорогие!
Благодарим за лестное участье,
За доброе желанье всяких благ.
Подайте меду!
Теперь и мы с хозяйкой
Пьем здоровье дорогих гостей!

Хор

Дай бог вам жить
В совете да в любови,
А нам у вас почаще пировать!

(Князь выводит молодую на авансцену. Девицы окружают ее.)

Княгиня

Подруги детства, подруги светлых дней,
Наступает час разлуки с вами.
Грустно мне навек покинуть
Ваш веселый хоровод!

Хор

Ты, звезда перекатная,
Ты оставляешь нас
Навсегда.

Княгиня

Память добрую о вас
Сохраняю в сердце я навеки,
Дружбы и участья ваших
Не забуду никогда!

(Прощаются. Князь подходит к супруге.)

Прости мне, Князь,
Слезу невольной грусти,
Она последняя.
Любовь твоя мне в том порукой,
Мне сердце это говорит!
Отныне буду я твоей,
Ты будь мой властелин
И навсегда судьбой моей
Располагай один.
Тебе я отдаюсь вполне,
Твоей любовью я горжусь,
Она залогом мне,
Что я не обманусь.
Теперь мне нечего мечтать
О счастии земном,
Теперь мне нечего желать,
И счастие мое в тебе одном.

Князь

Да, я клянуся,
Клянуся честью
Всю жизнь мою
Тебе одной лишь посвятить!

Княгиня

На что мне, милый,
Эти клятвы?
Без них тебе хочу я верить.

Князь

Отныне
Одна забота,
Одна мечта у меня —
Счастие твое.

Отныне будешь ты навек моей.
Клянусь тебя одну по гроб любить!
О, сладко мне с тобой судьбу мою делить,
Жизнь мою тебе посвятить,
Всю жизнь тебе лишь посвятить.
И клянуся честью
Век тебя одну любить,
И клянуся честью
Тебе одной всю жизнь мою лишь посвятить!

Сват

А где дружко?

(Дружко подходит.)

Что же время золотое напрасно терять! Несите кубки!
Еще раз дружным хором
Поздравим молодых,
А там и пляски мы затеем!

Хор

Многие лета! Многие лета!

(Хор занимает авансцену; у мужчин кубки в руках.)

Да здравствует наш Князь младой
С своей супругой дорогою!
Пошли им бог все щедрою рукой,
И радость, и покой.
В совете и любви
Пошли им долги дни,
Да прослывут у всех
Они счастливою четой.
Да здравствует наш Князь младой
С своей супругой дорогою!
Да здравствует наш Князь.
С супругой молодой!

(Славянский танец. Боярыни в малиновых бархатных сарафанах, золотых повойниках с кисейными покрывалами. Боярышни в белых глазетовых сарафанах с серебряными уборами и распущенными косами.
Цыганский танец. 12 цыганок с ложками и бубенчиками.)

Сват

(обращаясь к девушкам)
Что ж, красные девицы, вы примолкли?
Что же, белые лебедушки, притихли?
Али все песенки вы перепели?
Аль горлышки от пенья пересохли?

(Девушки окружают его.)

Хор девушек

Сватушка, сватушка,
Бестолковый сватушка!
По невесту ехали —
В огород заехали,
Пива бочку пролили,
Всю капусту полили,
Тыну поклонилися,
Верее молилися:
Верея ль, вереюшка,
Укажи дороженьку
По невесту ехати.

Сватушка, догадайся,
За мошоночку принимайся!
В мошне денежка шевелится,
Красным девицам норовится.

Сват

Насмешницы, уж выбрали вы песню!
На, на, возьмите, не корите свата.

(Раздает девушкам подарки. Они из шалости теребят его.)

Тише, тише же, из рук не рвать!

Голос Наташи

(в толпе)
По камушкам, по желту песочку
Пробегала быстрая речка.
В быстрой речке гуляют две рыбки,
Две рыбки, две малые плотицы.
А слыхала ль ты, рыбка-сестрица,
Про вести наши, про речные?
Как вечор у нас красна девица утопилась,
Утопая, милого друга проклинала?

Князь

(встревоженный, встает со своего места. Гости в недоумении.)

Кто, кто выбрал эту песню?

Хор

Не я, не я, не мы...
Да кто ж пропел ее? Кто пропел ее?
Но кто, кто же смел пропеть эту песнь?

Княгиня

Не к добру на свадьбе нашей
Песня грусти раздалась,
Видно, горе предвещает
В жизни будущей для нас.
Знать, любви моей ответа
Мне взаимно не найти,
Не видать мне дней счастливых,
Дней отрадных на супружеском пути.

Князь

Хор

Кто из девушек?
Кто осмелится так шалить?
Непонятно, кто мог быть так смел?

Ольга

(к девушкам)
Ну, как можно так проказить,
Свадьбу князя лишь мутить?
Вот у вас какие шутки,
Право, стыдно вам шалить.

Сват

Кто ж из девушек решится
Неуместно так шалить
И на пиру, и в доме князя
Всех в смятенье приводить?
Песня с умыслом пропета,
Чтобы свадьбу помутить.

Князь

Лишь бы тайну скрыть я мог,
Ах, только бы в сердце заглушить мне
Тяжкий совести упрек.

Сват

Что ж призадумались, гости дорогие?
Гей! Живо, живо, разносите меду гостям.

(Берет кубок.)

Здоровье молодых!

Хор

Многи лета! Многи лета!

Сват

Ай да мед: и в голову, и в ноги так и бьет!
Только горек, ох, как горек!
Подсластить его не худо б!

Хор

И впрямь, подсластить его не худо!

(Девушки толпой заслоняют молодую. Князь старается пробраться сквозь толпу, и в то время, когда он достирает жены и целует ее, в толпе раздается сильный женский стон.)

Княгиня, Ольга и Сват

Князь

Она, так точно. Вот крик ее ревнивый!

Хор

Княгиня

Жалобный этот стон
На сердце, как камень, пал,
Страхом душа полна.
Мне тяжело вздохнуть.
Черных предчувствий рой
Мою тревожит грудь!

Князь

Дерзкого оскорбления
Я не могу простить.
Выведать должен я,
Кто ее смел впустить.
Нет, не позволю
Над собой я так шутить!

Хор

Что же значит этот стон непонятный?
Что за странный дикий голос этот был!

Ольга

Не могу я понять, что за жалобный стон и откуда!
Это уж просто нечистая сила,
И девушки так не смеют проказить.
Даже страх, ну, право, даже страх берет.
Нет, девушки не смели бы
На княжеской свадьбе так шалить!

Княгиня

Сильно сердце замирает,
Страх волнует грудь!
Дух замирает,
Страх невольно мою волнует грудь!

Князь

Эту дерзость я не могу им простить,
Нет, я хочу, хочу виновных открыть!
Кто смел этак дерзко шалить?
Сейчас же виновных сыскать!

Сват

Это слишком, слишком уже дерзко!
Нет, таких проказ не должно прощать!
Надо нам виноватых сейчас отыскать,
Не должно оскорбительных шуток прощать.
Надо узнать, кто же осмелился
На свадьбе князя так грубо шутить?
Скажите, кто?
Кто так дерзок был
И неприличной шуткой свадьбу князя помутил?

(Все спорят и суетятся.)

Хор

Не ведаем, не ведаем
И сами не знаем, откуда
Этот голос слышен был!

(Суматоха в полном разгаре.)

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Первая картина

Терем. Светлица. Княгиня одна сидит в задумчивости. Потом тревожно подбегает к окну.

Княгиня

Чу! кажется, трубят.

(Вслушивается.)

Нет, он не едет.
Помню я, как был он женихом,
Он от меня на шаг не отлучался,
С меня очей, бывало, не сводил;
Женился он, и все пошло не так!
Теперь меня ранехонько разбудит,
И уж велит себе коня седлать —
Да до ночи, бог ведает где, ездит.
Воротится — чуть ласковое слово
Промолвит мне, чуть ласковой рукой
По белому лицу меня потреплет.
Дни минувших наслаждений,
Мне ль душою вас забыть?
Сердце жаждет упоений,
Сердце просится любить.
Где же ты, былая радость?
Где вы, сны младых страстей?
Ужель навек исчезнул он,
Любви живой волшебный сон?

Ужель навек мечты одни
Лишь суждены в отраду мне?
Сердце, полное страданий,
В грусти тяжкой замирай,
Откажись от упований,
Муку пей и изнывай!
Прочь, мечты, воспоминанья!
Замрите, страсти, души желанья;
Былого счастья уж мне не воротить!

Ольга

(входит и вглядывается в княгиню)
Княгиня бедная!
все плачет и грустит.

Княгиня

Узнай, не воротился ль Князь?

Ольга

Нет, не видать.
Что же делать?
Все мужчины таковы.
Пока жених — уж он не насидится,
Не пьет, не ест, глядит, не наглядится,
Женился — и заботы настают:
То надобно соседей навестить,
То на охоту ехать с соколами,
То на войну нелегкая несет!
Туда, сюда дома не сидится!

Княгиня

Как думаешь?
Уж нет ли у него зазнобы тайной?

Ольга

Полно, полно, не греши.
Да на кого тебя он променяет?
Ты всем взяла: умом, красою ненаглядной,
Обычаем и разумом.
Ну, полно, чем по пустому горевать,
Я лучше песенку тебе спою!

Как у нас на улице
Муж жену молил:
«Что глядишь невесело,
Радость ты моя,
Свет-Машенька?»
А жена упрямилась,
Отвернув головушку:
«Ах, мне не до ласк твоих,
Не до красных слов!
Ох, плохо можется,
Голова болит!
Ох, ох, ох, ох, плохо мне,
Будто всю щемит!
Ох, ох, ох, ох, плохо мне,
Голова болит!»
А как под березою
Муж жену учил:
«Погоди, голубушка,
Спесь повыбью я по-своему ».
Тут жена винилася,
В пояс поклонилася:
«Не тревожь себя, мой милый,
И не утруждай!
Вот стало лучше мне,
Голова прошла.
Ой, лей, леи, лей, лейшеньки,
Вот я лучше мне!
Ой, лей, лей, лей, лейшеньки,
Голова прошла!»

(Входит ловчий.)

Княгиня

А где же Князь?

Ловчий

Велел домой нам ехать, а сам
На берегу Днепра остался.

Княгиня

Один? Такою позднею порою!
Сейчас назад к нему спешите,
Скажите, я послала вас!

Ловчий

Ох, уж эти мне мужья!
Ну, что им дома не сидится?

Вторая картина

Берег Днепра. Декорация первого действия, только мельница полуразвалившаяся, а берег по местам заросший травой. Русалки показываются в воде. Вечер.

Русалки

Свободной толпою
С глубокого дна
Мы ночью всплываем,
Нас греет луна!..

(Выступают на берег.)

Любо нам порой ночною
Дно речное покидать,
Любо вольно головою
Высь речную разрезать.
Подавать друг дружке голос,
Воздух звонкий раздражать,
И зеленый влажный волос
В нем сушить и отряхать.
Тише! Птичка под кустами
Встрепенулася во мгле,
Между месяцем и нами
Кто-то ходит по земле.

(Приближаются к воде. Потом поспешно кидаются в реку и исчезают.)

Князь

(входит)
Невольно к этим грустным берегам

Знакомые, печальные места!
Я узнаю окрестные предметы:
Вот, вот мельница... она уж развалилась,
Веселый шум колес ее умолкнул.
Ах, видно, умер и старик!
Дочь бедную оплакивал он долго!
А вот и дуб заветный! Здесь, здесь она,
Обняв меня, поникла и умолкла...
Мне все здесь на память
Приводит былое


Свободного свободная любовь!
Здесь сердце впервые
Блаженство узнало.
Увы, ненадолго нам счастье дано!
Прошли невозвратно дни радостей светлых,
Тяжелое горе на сердце легло!
Не сам ли, безумен, я счастье утратил!
А было так близко, возможно оно!

Мне все здесь на память
Приводит былое
И юности красной привольные дни.
Здесь, помню, некогда меня встречала
Свободного свободная любовь!
Вот здесь, в этой роще,
Счастливый любовью,
Заботы и горе, и все забывал я...

(Князь подходит к дубу, листья сыплются на него.)

Что это значит? Листья,
Поблекнув, вдруг свернулися и с шумом,
Как дождь, посыпалися на землю!

(Входит Мельник, оборванный и полунагой.)

Мельник

Здорово, здорово, зять!

Князь

Мельник

Я здешний ворон!

Князь

Возможно ль? Это мельник.

Мельник

Что за мельник!
Я продал мельницу бесам запечным,
А денежки отдал на сохраненье
Русалке, вещей дочери моей.
Они в песке Днепра-реки зарыты,
Их рыбка-одноглазка сторожит.
Ха, ха, ха, ха!

Князь

Несчастный, он помешан! Бедный мельник!

Мельник

Какой я мельник?
Говорят тебе,
Я ворон, ворон, а не мельник!
Чудный случай!
Ты помнишь,
Когда она кинулась в реку,
Я следом за нею пустился бежать,
Но только что с берега броситься думал,
Вдруг сильные крылья ко мне приросли,
Невольно меня налету удержали
И в сторону прочь от реки унесли.
С тех пор свободно летаю,
С тех пор я вороном стал.
Люблю клевать на могилах,
Люблю и каркать в лесу.

Князь

О, старик несчастный!

Мельник

Здоров и сыт, здоров и сыт, и весел,
Жизнь свою в раздольи веду.

Мельник

За мной, спасибо, смотрит внучка.

Князь

Мельник

Русалочка.

Князь

О, боже, невозможно, невозможно понять его.

Мельник

Да, стар и шаловлив я стал,
За мной смотреть не худо:
И день, и ночь в лесах дремучих
Я, как дикий зверь, брожу один!
Была когда-то родная дочь,
Отрада жизни, утеха дней...

Князь

Ах, мне ль ее забыть?
Ужасные слова терзают сердце мне!

Мельник

Ее любил я, видит бог,
Ее красотою гордился я!
Не долго было мне наслаждаться,
Сгубили люди дитя мое!

Князь

Ужасные слова терзают сердце мне,
Несчастный, несчастный осужден навек оплакивать ее!

Мельник

Зачем же, Князь, вечор
Ты не приехал к нам?
У нас был пир,
Тебя мы долго ждали.

Князь

Кто ждал меня?

Мельник

Вестимо, дочь!

Мельник

Насильно хочет он
В свой терем увести,
Но вы меня не выдавайте!
Ах, заступитесь, спасите меня!
Поверьте, он враг мой,
Он дочь похитил у меня!
Умоляю вас, умоляю вас, ах!
Велите дочь мне отдать!

Охотники

Дико, страшно взор его блуждает,
Так жалок вид его,
И так несвязна речь,
Трудно мысль его понять.
Что могут значить его слова?
В уме помешан бедный старик,
И его речей нам не понять!

(Князь, сильно расстроенный, уходит. Охотники спешат за ним. Мельник, изнеможенный, падает на землю.)

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Первая картина

Днепровское дно. Подводный терем русалок. Некоторые прядут, другие танцуют. Входит царица русалок.

Русалка

Оставьте пляску, сестры,
Солнце село.
Столбом луна блестит над нами. Полно!
Плывите вверх — под небом попарить.
Да никого не трогайте сегодня!
Ни пешехода щекотать не смейте,
Ни рыбакам их невод отягчать
Травой и тиной, ни ребенка в воду
Заманивать рассказами о рыбках.

(Русалки расходятся. Вбегает Русалочка.)

Где ты была?

Дочь

На землю выходила я к деду.
Он просил со дна реки собрать ему те деньги,
Которые когда-то в воду к нам он побросал.
Я долго их искала,
А что такое деньги — я не знаю.
Однакоже я вынесла ему
Пригоршню раковинок самоцветных.
Он очень был им рад.

Русалка

Старик несчастный!
Послушай, дочка:
Нынче на тебя надеюсь я.
К нам на берег сегодня придет мужчина.
Стереги его и выдь ему навстречу.
Он нам близок: он твой отец.

Дочь

Тот самый, что тебя
Покинул и на женщине женился?

Русалка

Он сам! Ты нежнее к нему
Приласкайся, мой друг,
Заведи разговор о себе, обо мне:
Ты ему расскажи, что слыхала не раз
Про рожденье свое, про несчастья мои.
Если ж спросит тебя, вспоминаю ль о нем,
Скажи, что вечно его я помню,
И с прежней страстью его люблю я,
Скажи, что дом мой прохладой дышит,
И что в свой терем его зову я,
Зову и жду.
Ты старайся, мой друг, лаской детских речей
К нам его заманить и в мой терем завлечь.

Ты напомни ему про любовь юных дней,
И скажи, что я его зову и жду.
Скажи ему, мой друг, скажи,
Что я зову и жду!
Ты поняла меня?

Дочь

О, поняла!

(Убегает.)

Русалка

С тех пор, как бросилась я в воду
Отчаянной и презренной девчонкой
И в глубине Днепра-реки очнулась
Русалкою холодной и могучей,
Прошли двенадцать полных лет.
Я всякий день о мщеньи помышляю.
И ныне, кажется, мой час настал!
Давно желанный час настал!
Жар мести и любви кипит в крови!
О, гордый Князь, навек ты мой!
Двенадцать лет я в разлуке тяжкой
Томлюся, страдаю.
О, час блаженный, давно желанный.
Мой Князь навек, навек мне возвращен.
Узнаешь ты, коварная разлучница,
Мученья презренной любви.
Навек он мой, навек он мой!

Вторая картина

Берег Днепра. Княгиня и Ольга показываются вдали. На них накинуты душегрейки, на головах шапочки. Они робко пробиваются к авансцене и, увидя Князя, прячутся за развалинами мельницы.

Князь

Невольно к этим грустным берегам
Меня влечет неведомая сила...

(Русалочка выходит на берег.)

Что я вижу? Откуда ты, прелестное дитя?

Дочь

Я прислана к тебе
От матери моей нарочно.

Князь

От матери, но кто ж она?

Дочь

Она та самая, которую когда-то любил ты... и покинул!

Князь

Как, возможно ль, она жива и помнит обо мне?

Дочь

Не только помнит, любит, как и прежде;
Теперь она днепровских вод царица,
И мне велела звать тебя в свой терем. Младые дни мои влеку.
Ах, верь, нет боле сил
Любви презренье мне сносить.
Решилась я сама тебя в измене
Здесь на месте уличить.
Ах, поверь, не стало силы
Ревности мученья перенесть!

Ольга

Князь, позволь и мне промолвить слово
И княгиню оправдать!
Больно видеть мне ее страданья,
Сжалься над супругой, Князь.
Вспомни клятвы, уверенья
И обеты неизменной твоей любви.
Вспомни счастье дней минувших,
Безмятежное блаженство прежних дней!
Ее страданья видеть больно мне.
Ах, сжалься ты над нею,
Поверь мне, поверь, Князь,
Ты в ней отраду, счастье обретешь!

Русалочка

Пойдем же, Князь.
А если мне не веришь,
Знакомый голос, может быть, напомнит
Тебе о матери моей. Послушай.

Голос русалки

(за сценой)
Мой Князь! Тебя, Князь, милый, я призываю,
Все прежней страстью к тебе томлюсь я,
Приди же в терем мой,
О, боже! Ты защити нас от беды!

(Вбегает Мельник и отталкивает Княгиню и Ольгу, как будто защищая Князя.)

Мельник

Прочь! Отстаньте, я здешний ворон и хозяин!

(указывая на Князя)
Он наш жених, его мы не уступим!
Сегодня свадьба, и вас на пир я приглашаю.

Ольга

Страх волнует грудь,
И сердце робкое трепещет.
Дух замирает, бессильно слово,
Душа готова изменить.

Вдали от дома, кто защитит нас
От нападений злых людей?


Уйдем скорее, скорее,
Поверь мне, что не к добру тебя увлечь хотят!

Княгиня

Страх волнует грудь, и сердце робкое трепещет,
Нет силы дыханье перевесть...
Здесь, в краю глухом, такою позднею порою,
Кто может защиту, защиту нам подать!
Князь, не покидай, не покидай нас, умоляю,
Ты очарован враждебной силой,
Уйдем скорей!
Поверь, что не к добру
Тебя увлечь хотят.

Князь

К ней опять душа моя стремится,
Опять знакомые мечты,
Знакомая любовь волнуют грудь мою.
К ней туда, туда, в тот край волшебный
Невольной силой меня влечет.
Оставьте, оставьте, я должен
Исполнить свой обет!

Мельник

Да, он наш, его мы не уступим.
Сегодня он должен венчаться с дочерью моей.
Я на пир вас приглашаю,
Рады мы гостям
И будем веселиться,
Поздравим молодых и выпьем
За их здоровье.
Он наш жених; сегодня на свадьбу
Вас дружно я приглашаю.
На пир веселый приглашаем
Сегодня всех]
Идем! Идем!
Тебя ожидают!

(Княгиня и Ольга приходят в отчаяние. Князь в совершенном беспамятстве. Мельник и Русалочка увлекают его к реке. Русалочка кидается в реку; вслед за нею Мельник сталкивает в воду Князя и убегает в сторону. Княгиня падает без чувств. Ольга старается около нее.)

Хор русалок

(в воде)
Ха, ха, ха! Теперь от нас он не уйдет!

Охотники

(вбегают)
Здесь! Здесь чей-то голос на помощь зовет!
Как? Здесь Княгиня сама и без чувств!
Слышь! То ведь хохот проклятых русалок!
Ох! Тут недоброе случилось,
Надо князя отыскать!

(Перед авансценой, снизу, подымается облако, которое закрывает всю сцену. Когда оно проходит, открывается вид на подводную часть Днепра, в роскошной обстановке подводного царства. Луна светит сквозь воду. Сцена освещается голубым огнем. Русалки стоят в живой картине, посреди них царица. Сверху показывается группа русалок. Они плывут и влекут за собой труп Князя к стопам своей царицы.)

Конец оперы

Текст либретто выверен по изданию клавира оперы (Музгиз, 1947) и суфлерскому экземпляру клавира в библиотеке Большого театра (1951).

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ
РУСАЛКА
Опера в четырех действиях (шести картинах)
Либретто по драматической поэме А. С. Пушкина написано А. С. Даргомыжским.
Первое представление состоялось 16 мая 1856 г. на сцене Большого театра в
Петербурге.
Действующие лица
Князь тенор
Княгиня меццо-сопрано
Мельник бас
Наташа, его дочь, потом Русалка сопрано
Ольга, сирота, преданная Княгине сопрано
Сват баритон
Русалочка, 12 лет
Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки.


Действие первое
. На берегу Днепра в задумчивости сидит Наташа. Тревожно у нее на сердце, и нелегко ей слушать наставления отца - старого Мельника. Вот уже несколько дней к Наташе не приезжает Князь, ее возлюбленный. Мельник учит ее, как вести себя с Князем. Неплохо было бы подарок богатый или деньги получить от Князя. С трепетом встречает Наташа приехавшего Князя. Он ласково Приветствует ее, но сразу же говорит, что скоро должен уехать. Князь кажется смущенным, он чего-то не договаривает. Наташа замечает в нем перемену. Даже дорогое ожерелье, которое дарит ей
Князь, ненадолго отвлекает ее от недобрых предчувствий. Набравшись мужества, Князь сообщает Наташе о предстоящей разлуке и о своей женитьбе.
Наташа цепенеет от горя. Мучительно пытается она вспомнить что-то важное, о чем хотела сказать Князю. Наконец это важное ярко вспыхивает в памяти - она скоро должна стать матерью. Князь просит Наташу поберечь себя и быстро уходит. Безгранично горе Наташи. В отчаянии разрывает она на
себе жемчужное ожерелье, срывает с головы повязку в дорогих камнях и с мыслью о мщении бросается в Днепр.
Действие второе . В богатых хоромах празднуется свадьба Князя. Все поздравляют молодых и желают им счастья. И лишь один голос на веселом
празднике затягивает грустную песню о том, как в реке утопилась девушка, брошенная милым. Князь узнает голос Наташи. Веселье нарушено. Однако
все пытаются сделать вид, что ничего не произошло. Гости поднимают чарки. Князь целует жену, в тот же миг в толпе раздается громкий женский стон.
Все в замешательстве.
Действие третье. Картина первая .В тоске и постоянном ожидании Князя проходят дни Княгини. Князь пропадает на охоте. Княгиня вспоминает о
промелькнувших безвозвратно первых радостных днях замужества. Возвращается ловчий и сообщает, что Князь один остался на берегу Днепра.

Картина вторая. Вечер. На берег Днепра выходят русалки, но, заслышав чьи-то шаги, поспешно кидаются в воду и исчезают. Около развалившейся мельницы останавливается Князь. С грустью думает он о Наташе, которую горячо любил. Неожиданно появляется безумный старик, называющий себя вороном,- в нем Князь не без труда узнает старого Мельника. Желая помочь бедному старику, Князь приглашает его в свой терем, но тот с диким криком «Отдай мне дочь!» бросается на него. Подоспевшие слуги спасают Князя.
Действие четвертое. Картина первая . Подводный терем русалок. Прошло двенадцать лет с тех пор, как Наташа, бросившись в Днепр, превратилась в Русалку, но жажда мести не угасла в ней. И вот час ее настал - Князь здесь, близко. Подозвав свою дочь, Русалка велит ей выйти на берег и заманить Князя в Днепр.
Картина вторая . Задумчиво стоит на берегу Днепра Князь, думая о Наташе. Внезапно появляется Русалочка. Она рассказывает Князю о своей матери, ставшей царицей вод днепровских, и приглашает к ней в терем на дне речном. Во власти непонятных чар Князь послушно идет за Русалочкой. Из-за мельницы выбегают Княгиня и Ольга. Они пытаются удержать Князя, но призывный голос Русалки его манит. Подоспевший Мельник сталкивает Князя в воду. Русалки влекут Князя к стопам своей царицы.

Действующие лица:

Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки.

СЮЖЕТ

На берегу Днепра живет старый Мельник с дочерью Наташей. С некоторых пор частым гостем стал у них Князь. Он любит Наташу и сумел вызвать в сердце девушки ответное чувство. Но в последнее время Князь появляется все реже. С тоской ждет Наташа его приезда. Ждет Князя и Мельник. По-своему желая дочери добра, он с простодушно-грубоватой прямотой поучает ее, как извлечь из любви Князя побольше пользы для себя и для родных. Но Наташа не слушает его. Из задумчивости ее выводит конский топот. С радостью встречает Наташа возлюбленного, ласково упрекая его за долгое отсутствие. Князь ссылается на дела и заботы. Желая успокоить девушку, он дарит ей дорогое ожерелье. Невесел Князь. Его не могут равлечь затеянные крестьянами танцы и игры. Он приехал, чтобы навсегда проститься с Наташей. Нет, не война и не дальний путь причина их разлуки. «Князья не вольны жен себе по сердцу брать», - говорит Князь. Ни отчаяние несчастной девушки, ни весть о том, что она скоро станет матерью, не останавливают его. Обезумевшая от горя Наташа срывает с себя драгоценный подарок и бросается в Днепр.

Княжеская свадьба. Князь женится на богатой и знатной девушке. Гости величают молодых. Среди свадебного веселья слышится чья-то жалобная песня об обманутой девичьей любви. Князь в испуге: он узнал голос Наташи. Сват старается восстановить нарушенное веселье и провозглашает «Горек мед!». Но когда Князь наклоняется, чтобы поцеловать Княгиню, в тишине раздается женский стон. Свадебное торжество омрачено; все в смятении.

Прошло 12 лет. Женитьба не принесла Князю счастья. В тоскливом одиночестве проводит свои дни Княгиня. Входит ловчий. Он рассказывает, что Князь, отослав слуг, остался один на берегу Днепра. Взволнованная Княгиня вместе с Ольгой спешит к реке.

Ночь. На берегу Днепра под холодным светом луны весело играют русалки. Заметив Князя, они исчезают. Князь узнает места, где бывал много лет назад: полуразвалившуюся мельницу, старый дуб. Воспоминания о прежнем счастье и раскаяние наполняют его душу. Неожиданно перед ним предстает страшный оборванный старик. Это мельник. Смерть дочери лишила его рассудка. Князь зовет несчастного к себе в терем, но Мельник отказывается. Внезапно он набрасывается на Князя, требуя вернуть ему дочь. Подоспевшие охотники спасают Князя от безумного старика.

Много лет минуло с тех пор, как Наташа, бросившись в реку, стала грозной властительницей днепровских вод. Она по-прежнему любит Князя, но вместе с тем лелеет мечту о мести. Наташа рассказывает дочери-русалочке об отце - своем неверном возлюбленном, поручая ей выйти на берег и заманить его в реку.

Берег Днепра. Сюда влекут Князя воспоминания о днях былого счастья. Из воды выходит Русалочка и рассказывает Князю, что она - его дочь, зовет его за собой. Тот готов последовать за ней. Появившиеся на берегу Княгиня и Ольга пытаются удержать его. Но слышен голос Наташи, призывающей Князя. Повинуясь ему, Князь уходит вслед за Русалочкой под воду.

Опера «Русалка»

Вынашивая замысел этой оперы, композитор внимательно изучал все значительное, что было в литературе того времени, -- образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. И особенно -- русские народные песни. Он и сам записывал их, наезжая для этого в свое небольшое родовое имение на Смоленщине. Не удивительно, что народная русская песня занимает все большее место во всем его творчестве и не только в опере «Русалка».

Работа над оперой затянулась на многие годы, почти на десятилетие. Причин тому было немало. Главная из них заключалась в равнодушии, а подчас и враждебности со стороны дирекции императорских театров. Оперные первенцы Даргомыжского-- «Эсмеральда», «Торжество Вакха», -- несмотря на все усилия композитора, все еще ждали своей постановки. Подобное отношение власть имущих отравило последние годы жизни Глинке, а Даргомыжского повергало в состояние горестной подавленности. «...Восемь лет напрасного ожидания и в самые кипучие года жизни, -- писал он, -- легли тяжелым бременем на всю мою артистическую деятельность». Лишь когда ему удалось «выхлопотать в виде милости дозволение на постановку «Эсмеральды» в Москве, он воспрянул духом и горячо принялся за «Русалку». Но несмотря на единодушно положительную оценку публики и газет, «Эсмеральда» продержалась на сцене недолго и была снята с постановки.

В апреле 1853 года произошло событие, которое значительно ускорило работу композитора над «Русалкой». По инициативе друзей, и в первую очередь Одоевского, был устроен концерт из произведений Даргомыжского. В нем участвовали лучшие певцы Петербурга, а также гостившая там Полина Виардо. Успех концерта превзошел все ожидания и живительно подействовал на композитора. «Я снова примусь за свою «Русалку», -- писал он тогда. -- Лестное внимание, оказанное мне... публикой, как будто обязывает меня произвести на старости лет создание национальное».

Теперь Даргомыжский вплотную подошел к созданию оперы. В основу ее либретто легла неоконченная пушкинская драма, пленившая композитора глубокой жизненностью сюжета, народностью языка и человеческих типов. Но главное для него заключалось в социальной направленности сюжета, в осуждении неправедности существовавшего жизненного уклада. Благодаря этому композитов сумел не только правдиво показать частные факты из личной жизни людей, но и подняться до больших социальных обобщений Личная трагедия девушки-крестьянки становится частью трагедии народа -- угнетенного и бесправного.

В «Русалке» заключена целая портретная галерея различных образов. Каждый из них интересен не только сам по себе, но и как порождение своей среды, своего времени. И потому все они - Наташа, Князь, Мельник -- не только конкретные личности но и определенные социальные типы.

В центре оперы два крестьянских образа: Мельник и его дочь Наташа. Это побудило композитора насытить все сцены народно-песенными элементами. Арии, ансамбли и хоры интонационно связаны не только с народными песнями, но и с народным говором. Некоторые песни - подлинно народные, хотя приведены подчас с другими словами, иные же -- сочинены самим Даргомыжским в народной манере.

В опере заключены две драматические линии. Первая из них занимает весь I акт. Главные действующие лица -- Наташа и Мельник -- показаны здесь как часть той среды, в которой они живут. Народные хоры, пляски, отдельные хоровые реплики крестьян служат музыкальной характеристикой этой среды.

Им противостоит образ Князя, обрисованный музыкой в стиле городских романсов. Правда, в начале и сама героиня оперы -- Наташа обрисована такой же музыкой. Но в дальнейшем ее образ приобретает иные черты.

Первый акт начинается сценой Наташи и Мельника. Музыкальная речь Мельника то пронизана интонациями народного говора, то становится игриво-лукавой. Плясовой припев, неоднократно повторяясь, придает всей его арии юмористический характер. Здесь предстает образ человека простодушного и грубоватого.

Наташа безучастна к наставлениям отца. Лишь приезд Князя выводит ее из задумчивости. Вот здесь-то и проявилось мастерство драматического развития, так отличающее творчество Даргомыжского. Последовательно сменяются самые различные чувства Наташи: радость встречи с Князем и огорчение, что он должен скоро уехать; смутное предчувствие беды -- и снова радость после уверений Князя. Все это очень правдиво выражено в музыке, полной драматического напряжения и психологической тонкости. В сцене Наташи и Князя чередуются разговорные диалоги, песенные дуэты, появляется и терцет -- с участием Мельника.

Наташе здесь отведена ведущая роль, ибо ее чувства определяют характер всего драматического развития. То с замиранием вслушивается она в знакомый топот коня -- и каждая ее реплика, каждое слово передают состояние напряженности, взволнованной радости. То узнает, что Князь уже торопится домой, -- и новое ее настроение выражается в лирической романсной мелодии «Ах, прошло то время». Эта мелодия становится началом терцета.

Характерно, что Князь не имеет своей яркой мелодии. Выражения его чувств, равно как и поведение, неопределенны, туманны, что подчеркивает и музыка.

Постепенное нагнетание напряженности, назревание конфликта композитор неожиданно прерывает приходом крестьян. Их мирные песни оттеняют, подчеркивают драматизм всего действия.

Три песни, которые поют крестьяне,-- своего рода хоровая сюита, где певучая протяжная песня «Ах ты, сердце» сменяется более подвижной, хороводной «Заплетися, плетень». А третья песня, веселая плясовая «Как на горе мы пиво варили» -- подлинно народная. Ее простодушное веселье, танцевальный характер и легкая подвижность хорошо оттеняются ритмическим притоптыванием.

После ухода крестьян действие стремительно движется к кульминации и завершению. Музыка образно рисует различные состояния Наташи и Князя. Их решительное объяснение -- это контрастное противопоставление двух ярко выраженных человеческих типов, равно смятенных, но таких различных по своему внутреннему складу.

Какой сильной и благородной натурой предстает Наташа в искреннем, нежном чувстве к любимому! И как мелок, ничтожен Князь в своем безволии и трусости. Чувства и настроения героев стремительно развиваются, меняются, приобретая самые различные оттенки.

Ведущая роль и здесь принадлежит Наташе. Еще не понимая причины задумчивости Князя, Наташа ласково напоминает ему о недавнем счастье: «Бывало издали уже спешишь...» Это последнее проявление ее кроткой ласки и любви. На смену им приходит тревожное предчувствие, а затем и мучительная боль при мысли о вечной разлуке. Как много о ее состоянии говорит один лишь горестный вопрос: «Ты женишься?» Повторяясь, он передает то смутную догадку, то чувство потрясенности. Все это прекрасно выражено в музыке: плавно льющиеся мелодии уступают место взволнованным речитативным репликам, звучащим то «робко» (как указывает сам автор), то «с яростью».

Пытаясь успокоить Наташу и оправдаться перед ней, Князь говорит о силе обстоятельств, от которых он зависит. Его мягкая вкрадчивость выражена в плавной закругленной мелодии: «Суди сама, ведь мы не вольны жен себе по сердцу брать...» Не изменяет решения Князя и известие, что Наташа должна стать матерью. Князь оставляет ей дорогие подарки и уходит.

Чувство оцепенения сменяется в Наташе постепенным осознанием страшной действительности. На вопрос подошедшего отца она почти дословно передает объяснение Князя: «Видишь ли, князья не вольны жен себе по сердцу брать». Но та же мелодия в ее устах звучит с горестной язвительностью. Протеста и гнева полны ее реплики, подводящие к заключительной сцене. В отчаянии Наташа срывает с шеи дорогое ожерелье -- подарок Князя -- и взбегает на высокий берег Днепра. Ее обращение к царице днепровских вод -- «Днепра царица, предаюсь могучей власти я твоей» -- построено на подлинной народной мелодии. В этой музыке не только отчаяние, но и решимость отомстить за себя. Наташа бросается в Днепр.

Таким образом, I акт содержит в себе целую законченную драматическую картину, чрезвычайно насыщенную действием: здесь даны и характеристика основных действующих лиц, и завязка драмы, ее развитие, кульминация, и, наконец, развязка.

Музыка II акта выделяется светлым праздничным характером: в богатом княжеском тереме свадьба. Эта картина русского старинного обряда расцвечена в яркие тона. И естественно, большую роль здесь играют хоровые обрядовые песни. Характерен шуточный хор девушек «Сватушка, сватушка», которые озорно поддразнивают Свата, вымогая у него подарки. Контрастом этому хору и свадебному веселью звучит одинокий голос невидимой утопленницы.

Он рассказывает о событиях I акта. Это звучит как упрек Князю. Праздничное настроение нарушено. Заключительный ансамбль передает смятение и недобрые предчувствия присутствующих на свадьбе.

Между II и III актом проходит десять лет. Несчастливо сложилась жизнь Князя с богатой, но нелюбимой женой.

Третий акт делится на две картины. В первой -- молодая Княгиня, одинокая и страдающая. Контрастом к ее арии звучит шуточная песня «Как у нас на улице». Это наперсница Княгини -- Ольга пытается развлечь свою госпожу. Ее песня и своей простой мелодией, и игриво-плясовым припевом очень близка к народной.

Действие второй картины происходит на берегу Днепра. В одиночестве грустит Князь, бродя по тем заброшенным местам, где некогда был так счастлив с Наташей. Его безрадостные мысли и тоскливые чувства выражены в развернутой каватине «Невольно к этим грустным берегам». Здесь, по сравнению с I актом, Князь получает более полную характеристику. В прекрасной, напевной музыке звучит искренняя грусть, сожаление. В середине каватины музыка драматизируется, передавая душевное волнение и раскаяние Князя - «Не сам ли, безумец, я счастье утратил...».

Неожиданно перед Князем появляется одичавший старик, в котором с трудом можно узнать прежнего Мельника. Дальнейшая сцена его с Князем, подобно финалу I акта, самая сильная в опере по психологической характеристике, по выражению различных чувств и трагедийной глубине. Неузнаваемо изменился Мельник. От прежнего грубоватого юмора его не осталось и следа. Здесь предстает человек, переживший большую жизненную трагедию и ставший для Князя живым укором его неспокойной совести.

Странно и дико звучат первые же реплики Мельника: «Здорово, Князь!»... «Я здешний ворон!» -- построенные на угловатых, зловеще-неуклюжих интонациях. Они передают причудливые скачки и ужимки обезумевшего от горя старика.

Дальнейший его бредовый рассказ о превращении в ворона, о бездомной, скитальческой жизни перемежается бурными вспышками безумия. Иногда к его голосу присоединяются и отдельные реплики Князя, полные сострадания. Но и здесь композитор сохраняет различие их характеристик, - мягкой закругленности чувственных фраз Князя противостоит мрачная суетливость или скорбная отрешенность Мельника.

Предложение Князя поселиться в его тереме Мельник с яростью отвергает. «Заманишь, а там, пожалуй, удавишь ожерельем», -- восклицает он и пытается задушить непрошеного гостя. Лишь подоспевшие охотники спасают Князя.

В центре IV, заключительного акта -- Наташа. Уже не трепетная, нежно любящая девушка, а гордая, холодная Русалка, властительница здешних вод. Ею движет одна лишь страсть -- месть Князю за его вероломство. Прекрасны фантастические картины призрачного подводного царства. И хотя они не играют в опере значительной роли, их красочность дополняет образ царицы русалок.

В большой арии Русалка выражает жажду мести и заранее торжествует ее свершение. Музыка арии стремительна, энергична. Мелодия ее властного зова к Князю построена на интонациях народной колыбельной. Она звучит то в голосе Русалки, то в оркестре. Ею сопровождается и последняя немая сцена оперы -- Русалка принимает в свои безмолвные владения молящего о прощении Князя.

В опере «Русалка» нашло свое выражение смелое новаторство композитора, глубокий интерес к социальным проблемам, а также душевная открытость музыки и большая искренность человеческих чувств. Все это, сочетаясь с тонкой психологичностью и жизненной правдивостью характеров, делает «Русалку» одной из любимейших русских опер.

Впервые поставленная в 1856 году в Петербурге, опера большого успеха не имела. Как и следовало ожидать, аристократическая публика отнеслась к «Русалке» равнодушно. К тому же поставленная небрежно, наспех, с предельной экономией средств (даже костюмы были взяты из другой пьесы), «Русалка» не могла не вызвать чувства досады даже у самого композитора. «Не можете себе представить, как гнусная постановка оперы вредит эффекту музыки! Затасканные декорации и костюмы наводят уныние... А в конце оперы, вместо грациозного плавания живых русалок, влекущих тело... Князя, спускаются перпендикулярно две деревянные морские чучелы: головы человеческие с бакенбардами на щеках, а туловища огромных окуней с кольцеобразными хвостами. В утешение одна из этих голов похожа как две капли воды на Гедеонова. Судите сами, хорош ли эффект?..» Через одиннадцать представлений опера была изъята из репертуара.

В защиту Даргомыжского выступил критик А. Н. Серов (отец замечательного художника Валентина Серова). В большой статье он не только сделал глубокий анализ «Русалки», но и отстаивал право русской национальной музыки на самостоятельное существование. Странно это звучит теперь. Но сколько энергии понадобилось в свое время, чтобы утвердить это неоспоримое право в борьбе с русскими же недругами русской культуры -- и не только музыки.

А.С. Даргомыжский опера «Русалка»

Литературной основой «Русалки » - оперы Даргомыжского, стало одноименное сочинение А.С. Пушкина. Над созданием этого произведения композитор работал на протяжении семи лет – трепетно, с душой, бережно воссоздавая и углубляя образы пушкинской драмы. И так, нота за нотой, сцена за сценой трагическая история любви дочери мельника была воссоздана композитором в оперном жанре , чтобы с годами стать самым известным и любимым творением в его наследии.

Краткое содержание оперы Даргомыжского «Русалка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Наташа сопрано дочь мельника, русалка, царица подводного царства.
Мельник бас жадный прагматик, любящий отец.
Князь тенор возлюбленный Наташи
Княгиня меццо-сопрано невеста и жена Князя
Ольга сопрано приближенная к Княгине сирота
Маленькая Русалочка без вокала дочь русалки Наташи, 12 лет

Краткое содержание «Русалки»


Дочь мельника Наташа безумно влюблена в Князя, каждый день она с тоской вглядывается вдаль, ожидая своего возлюбленного. Но Князь приезжает все реже и реже, и девушка начинает догадываться о причине его отсутствия. Он вынужден жениться на другой, знатной и богатой девушке, о чем и сообщает Наташе на последней встрече. Князь уходит, так и не узнав, что вскоре у нее должен родиться ребенок. Девушка не может жить без любимого и в отчаянии бросается в воды Днепра.

Но Князю не суждено обрести счастье с новой возлюбленной. Смерть Наташи обрекает на несчастную жизнь всех участников этой драмы. И на княжеской свадьбе, в самый разгар пиршества, страшным предзнаменованием этого прозвучит чья-то жалобная песня о трагической и обманутой девичьей любви. Княгиня все замужество проведет в одиночестве, отец Наташи сойдет с ума и возомнит себя вороном, а вот Князь… Князь встретит на берегу ночного Днепра маленькую Русалочку, которая расскажет ему о несчастной девушке, ее матери, бросившейся в воду 12 лет назад и ставшей Царицей подводного царства. А затем, под воздействием каких-то таинственных чар, он уйдет вслед за Русалочкой под воду…





Интересные факты

  • Как известно, свою драму «Русалка» А.С. Пушкин завершить не успел. Возможно, произведение бы и не закончилось смертью Князя, если бы поэт не погиб, но сделать финал таким решил сам Даргомыжский . «Русалка», таким образом, благодаря композитору обрела еще и идею мести, которой не было у Пушкина.
  • Премьерный спектакль успеха не имел. Причинами этого стали: сюжет – аристократы не оценили страданий дочери Мельника, сокращение многих сцен, а также совершенно неподходящие декорации и костюмы из другой оперной постановки под названием «Русская свадьба».
  • Опера «Русалка» Даргомыжского - не единичная в истории русского музыкального театра. «Русалочий бум» пришелся на XIX столетие, когда была поставлена целая серия оперных спектаклей о Днепровской русалке (например, «Леста, или Днепровская русалка» С.И. Давыдова, «Дунайская русалка» Ф. Кауэра» и др.


  • В. Белинский считал, что основной особенностью музыкального творчества Даргомыжского была идея сближения возвышеного с реалиями жизни. Тема, которой пронизаны многие его произведения "натуральная (настоящая) школа" - эта тема подразумевает жизнь простых людей из бедного сословия, в реальных очертаниях. Он также поднимает вопрос о "маленьком" человеке и раскрывает его психологические аспекты. Именно эти темы волновали Дагомыжского и были им серьезно задействованы в опере «Русалка», а также во многих романсах.
  • Суммарно, с учетом перерывов, композитор писал оперу около 10 лет.
  • Сочинив оперу «Русалка» Даргомыжский внес новое направление в русское оперное искусство: лирико-драматическую бытовую драму. Суть в сложных человеческих характерах, которые переплетены с остроконфликтными взаимоотношениями, а в конечном счете случается большая трагедия.
  • Данная опера не единственная работа композитора, написанная по произведению А.С. Пушкина. Многие романсы и некоторые оперы Даргомыжского также написаны на стихи и поэмы великого писателя. (Опера "Каменный гость", романсы: "Я вас любил...", "Вертоград", и мн.другие).
  • Знаменитый оперный певец Леонид Витальевич Собинов собирал свои сценические костюмы, театральные аксессуары и реквизиты - создавая из этого целую эксклюзивную коллекцию. Народный артист очень щепетильно относился к созданию костюмов, и практически всегда принимал личное участие в процессе шитья одеяний. В числе его первых личных театральных костюмов - образ Князя из оперы «Русалка».
  • В 1971 году был снят великолепный черно-белый фильм-опера «Русалка». Среди актеров можно встретить таких известных личностей, как: Е. Супонева, О. Новак, А. Кривченя, Г. Королеву и др. Как известно, в подобных фильмах актеры и исполнители вокальных партий - это разные люди. Поэтому смотря оперу вы услышите: И. Козловского, В. Борисенко, Е. Смоленскую и др. Интересно, что Алексей Кривченя - оперный певец, оказался таким хорошим актером, что звучит не только его бас, но и в фильме он играет самого Мельника.

Популярные арии и номера

Ария Мельника "Ох, то-то все вы, девки молоды" - слушать

Ария Русалки - слушать

Каватина Князя - слушать

Хор ""Сватушка"" - слушать

Музыка

Драматургию «Русалки» композитор воссоздал, продемонстрировав в либретто большую жизненную правду и показав глубокие проникновенные душевные миры главных персонажей. Даргомыжскому удается передать музыкой характерные черты героев, а также показать все душевные переживания. Диалогические сцены в опере встречаются довольно часто, и с их помощью, композитору удается показать напряженные взаимоотношения между действующими лицами. За счет такой особенности сцен, они занимают особо значимое место (наподобие арий, ансамблей). Все действие произведения протекает на фоне обычной, непримечательной картины быта того времени.


Даргомыжский выделил в «Русалке» значительное место хоровым эпизодам. В действиях есть картины, где показывается народный быт. Большинство хоров крестьян композитор писал используя подлинные народные тексты.

Ансамбли в музыкальной драме чаще всего имеют гибкую форму ариозо, усиливается ценность слова и смысла в речитативах, характеризующие пиковые, кульминационные драматические фрагменты. Даргомыжский пишет оперу по принципу "номерной" партитуры, т.е. он обозначает отдельные номера привычными наименованиями - ариями, дуэтами, терцетами и т.д.. Но, композитор все равно зачастую расширяет ансамбли в "Русалке" до масштабных сцен. В таких сценах наблюдается переплетение песенно-ариозных элементов с речитативно-декламационными.

История создания

Идея о написании оперы на сюжет «Русалки» по поэме А.С. Пушкина возникла у композитора в конце середины 19 века. Уже в 1848 году Даргомыжский сделал первые наброски на нотных листах. Через 7 лет, в 1855 году, музыкальный творец закончил оперу.

Даргомыжский сам писал либретто для оперы «Русалка». Несмотря на то, что досочинить конец поэмы ему пришлось самому, много авторского текста композитор сохранил неизменным. В том числе он добавил заключительную сцену гибели Князя. И с изменениями трактовал образы Пушкина, например, в образе Князя он убрал чрезмерное лицемерие, которое ему присуще в авторском тексте. Поэт не уделил должного внимания душевной драме Княгини, а композитор широко развил эту тему. Мельник в пушкинском варианте корыстный, Даргомыжский же показал его еще и хорошим, любящим отцом. Образ Наташи, композитор сохранил, показав линию характерных перемен такими же, как в поэме писателя.

Постановки

4 мая 1856 года была первая постановка оперы «Русалка» в Мариинском театре (Санкт-Петербурга). Премьера получилась небрежной, неаккуратной (несоответствующие костюмы, декорации). Из-за этого театральная дирекция была недовольна и враждебно настроена к этой музыкальной драме, да и зрителям опера не понравилась. Меньше, чем через 10 спектаклей "Русалку" сняли со сцены. Только в 1865 году возобновили спектакль, который был восторженно принят новой публикой, в том числе и интеллигенцией.

Эта опера и по сей день пользуется популярностью на оперных сценах России. Уже свыше 150 лет «Русалка» входит в репертуар Российских театров.

В заключении хочется сказать, что «» безумно актуальна для реалий любого времени. Такие ситуации случаются и в наше время, когда происходят такие казусы в отношениях между мужчиной и женщиной. Даргомыжский сумел своей музыкой выразить всю палитру эмоций так, что слушая эту музыкальную драму, невольно вливаешься в предложенную историю и сопереживаешь вместе с главными героями.

А.С. Даргомыжский «Русалка»