Описание челкаша и гаврилы в виде таблицы. Челкаш и Гаврила (сравнительная характеристика). Смятое, острое, хищное лицо; хищная худоба; горбатый,хищный нос; обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

литературы в 8 классе

Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.

(по произведению М.Горького «Челкаш»)

Предметная тема : Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.

Метапредметная тема : СВОБОДА

Писатель изображает босяков людьми

смелыми, сильными душой. Главное

для них – это свобода, которую они,

как и все мы, понимаем по-своему…

А.А.Волков

Цели урока:

Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.

Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.

Метапредметная: формирование представлений об истинной свободе и мнимой свобод.

Задачи:

-проследить за мыслями, чувствами и поступками Челкаша и Гаврилы, попытаться понять, кто же из них по-настоящему свободен;

-совершенствовать навыки теоретического анализа.

Ход урока.

1. Оргмомент .

- Сегодня мы будем говорить о рассказе М.Горького «Челкаш».

-Что вы знаете о Горьком, какие его произведения читали?

2. Слово о писателе . Индивидуальный ответ.

3.Работа с текстом (беседа)

Вопросы и задания учащимся для аналитической беседы:

- Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?

- Зачитаем вступление рассказа. На какие звуки и почему «инструментовано» описание гавани, например: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвоЗящих груз, металлический вопль желеЗных листов... дребеЗжание иЗвоЗчичьих телег...»?

- Что своеобразного в следующем описании: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам...»?

- В чем композиционное назначение описания морского порта в начале рассказа?

В какой степени море является своеобразным действующим лицом в рассказе?

- И почему отношение к морю оказывается показателем духовного уровня героев рассказа?

- Имеют ли значение такие характеристики этой стихии, данные автором: бескрайняя, свободная, мощная?

4. Словарная работа.

Что такое свобода?

« Истинная свобода – свобода от греха». - С.В.Дрозд «Учение о христианской свободе».

Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять выбор. – Большой энциклопедический словарь.

« Свобода – возможность поступать, как хочется». – Краткая философская энциклопедия.

5. --- Как представляют свободу Челкаш и Гаврила? Свободны ли они на самом деле? На эти вопросы мы ответим в ходе урока.

Составление таблицы

ЧЕЛКАШ

ГАВРИЛА

портрет

Смятое, острое, хищное лицо; хищная худоба; горбатый,хищный нос; обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом

Ребячьи глаза смотрят доверчиво и добродушно; движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то шлёпает губами

Отношение к деньгам

Бросил в Гаврилу бумажки;

«Разве из-за денег можно себя так истязать?»

Посмотрел на деньги,зажатые в ладони…,спрятал их за пазуху…

« Не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешь» (о 2 радужных бумажках)

Отношение к морю

Он, вор, любил море…Оно…очищало его от житейской скверны.

«Ничего! Только боязно.»

Понимание свободы

Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе… У тебя есть лицо…Ты можешь от всякого требовать уважения к себе.

Сам себе хозяин, пошёл- куда хошь, делай- что хошь…Гуляй знай как хошь, Бога только помни.

- Что вам показалось особенно запоминающимся в портрете Гришки Челкаша? Почему Челкаш чувствует себя лучшим рядом с морской стихией? Почему М.Горький, описывая эту стихию, использует такие эпитеты: бескрайняя, свободная, мощная?

- Сопоставьте портрет Челкаша с портретом деревенского парня Гаврилы.

- Случайно ли, что их первый разговор был о свободе? Как понимают свободу Челкаш и Гаврила? (смотри текст, таблица + обратиться к КФЭ, к эпиграфу).

ВЫВОД: их свобода - МНИМАЯ СВОБОДА (привести пример: наркоман свободен от всех, но не свободен от зависимости)

- Определить отношение автора к Челкашу. (См. таблицу, Горький симпатизирует босяку, но, говоря, что Челкаш свободен от денег, утверждает, что его персонаж не свободен от желания управлять людьми. Это и придаёт смысл его жизни)

- Какими художественными средствами Горький выражает свое отношение к Гавриле?

(«Я теперь... богач!» - визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги за пазуху... Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя.)

6.Подведение итогов урока. К каким выводам вы пришли?

-Что же такое истинная свобода? Обладают ли ею персонажи рассказа Горького? Согласны ли вы с мнением С.В.Дрозда о том, что истинная свобода – это свобода от греха? (Грех ли это:

-желание управлять людьми?

- желание иметь много денег, чтобы быть свободным от всего и всех, но при этом можно ли помнить о БОГЕ?)

Таким образом , Истинная свобода - это разумное поведение, направленное к истинному благу, а освобождение человека- это постепенный процесс, совершаемый самим человеком, человек сам виноват в своём рабстве на внутреннем уровне. Даже народная мудрость гласит: « Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку, пожнёшь характер, посеешь характер, пожнёшь судьбу».

Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького «Челкаш».

Челкаш – представитель «дна» большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Автор подчеркивает его сходство с хищником – «старый травленый волк», у него усы, как у кота, и особенно он похож на степного ястреба своей «хищной худобой» и «прицеливающейся» походкой.

Гаврила приехал из деревни на заработки, но неудачно. Он добродушный, доверчивый и, по определению Челкаша, похож на теленка. Гаврила соглашается работать с Челкашем, потому что ему нужны деньги, но он не знает, о какой работе идет речь. Гаврила доверяет Челкашу, особенно когда их кормят в трактире в кредит, это для Гаврилы доказательство, что Челкаш – уважаемый в городе человек.

Оба героя ценят свободу, но понимают ее по-разному. Для Гаврилы это материальное благополучие. Тогда он сможет вернуться домой, поправить хозяйство, жениться. Нет денег – придется идти «в зятья» и во всем зависеть от тестя, батрачить на него. Челкаш не дорожит деньгами, для него свобода – понятие более широкое. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. У него нет корней, ему все рав-но, где жить, но он любил море. Автор подчеркивает сходство морской стихии, бескрайней и мощной, и свободолюбивой натуры героя. На море он чувствовал, что его душа очищается «от житейской скверны». Гаврила же, наоборот, боится моря, отсутствие почвы под ногами вселяет в него страх. Челкаш знает, на что идет, и не боится рисковать. Гаврила, поняв, во что его втянули, напуган до смерти. Он боится и того, что его поймают, и греха – загубить свою душу.

Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. Душу-то ведь, может, и «не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься». Он униженно валяется у Челкаша в ногах, выпрашивая деньги, и в эту минуту автор показывает нравственное превосходство Челкаша: он «чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким жадным, таким, не помнящим себя».

Его достоинство и презрение к духовному рабству человека вызывают уважение и восхищение автора. А жадность Гаврилы такова, что он готов пойти ради денег на убийство, и действительно совершает такую попытку. Он раскаивается потом в ней, но деньги, предложенные Челкашем, взял.

Поэтому при сопоставлении этих двух героев мы видим, что Челкаш – человек более гордый и свободный, и симпатии автора на его стороне.


Большинство произведений М. Горького написаны в стиле реализма, но в его ранних рассказах присутствует романтический дух. Главные герои этих рассказов живут в тесной связи с природой. Писатель отождествляет природу и человека. В своих произведениях он отдает предпочтение людям, которые свободны от законов общества. Эти герои имеют интересные взгляды, поведение. У главного персонажа всегда есть антагонист - герой, который имеет противоположный взгляд на мир. Между этими героями возникает конфликт, который и положен в основу произведения, на нем раскрывается сюжет произведения.

Подобно большинству рассказов Горького, «Челкаш» повествует о человеческих взаимоотношениях, в произведении изображается природа, и ее взаимосвязь с душевным состоянием персонажей.

События, о которых Горький рассказывает в “Челкаше”, происходили на берегу моря, в портовом городе. Главными героями являются Челкаш и Гаврила. Эти персонажи противопоставляются друг другу. Челкаш - довольно немолодой вор и пьяница, не имеющий собственного дома. Гаврила - молодой крестьянин, который попал в эти места после неудавшейся попытки найти работу, чтобы заработать денег.

Гришка Челкаш известен всем в порту как заядлый пьяница и ловкий вор. Его внешность была подобна другим “босяцким фигурам”, встречающимся в порту, но он удивлял своим сходством со “степным ястребом”. Это был “длинный, костлявый, немного сутулый» человек, «с горбатым хищным носом и холодными серыми глазами». У него были густые и длинные усы бурого цвета, которые «то и дело вздрагивали», руки он держал заложенными за спину и постоянно потирал ими, нервно перекручивая свои длинные, кривые и цепкие пальцы. Походка у него была на первый взгляд спокойная, но зоркая, словно полет птицы, которую напоминал весь облик Челкаша.

Челкаш промышлял в порту воровством, порой его сделки удавались и тогда у него появлялись деньги, которые он тут же пропивал.

Челкаш и Гаврила встретились тогда, когда Челкаш шел по гавани и размышлял, как ему выполнить предстоящее сегодняшней ночью “дело”. Напарник его сломал ногу, что очень осложнило все дело. Челкаш был очень раздосадован.

Гаврила же возвращался домой после неудавшейся попытки подзаработать денег на Кубани. У него тоже был повод для огорчения – после смерти отца выбраться из нищеты он мог только одним способом - “идти в зятья в хороший дом”, что означало - стать батраком.

Челкаш совершенно случайно увидел молодого крепкого парня, одетого в оборванный рыжий картуз, обутого в лапти и сидевшего прямо у тротуара.

Челкаш затронул парня, разговорился с ним и неожиданно решил взять его с собой на “дело”.

Встреча героев описана Горьким подробно. Мы слышим разговор, внутренние переживания и мысли каждого героя. Особое внимание автор уделяет Челкашу, замечая каждую деталь, малейшее изменение в поведении своего персонажа. Это и размышления о прежней жизни, о крестьянском парне Гавриле, оказавшемся по воле судьбы в его “волчьих лапах”. То он чувствует господство над кем-то, испытывая при этом гордость за себя самого, то у него меняется настроение, и он хочет обругать или ударить Гаврилу, то вдруг хочет его пожалеть. Он когда-то имел дом, жену, родителей, но потом превратился в вора и отпетого пьяницу. Однако читателю он не кажется законченным человеком. Мы видим в нем гордую и сильную натуру. Невзирая на то, что он имеет непрезентабельный внешний вид, в герое чувствуется неординарная личность. Челкаш ко всем может найти подход, со всеми может договориться. Он имеет свое особое отношение к морю и природе. Являясь вором, Челкаш любит море. Его внутренний мир автор даже сравнивает с морем: «кипучая нервная натура», он был жаден на впечатления, глядя на море, он испытывал «широкое теплое чувство», охватывающее всю его душу и очищающее ее от житейской скверны. Среди воды и воздуха Челкаш чувствовал себя лучшим, там его мысли о жизни, да, впрочем, и сама жизнь теряли ценность и остроту.

Гаврилу же мы видим совершенно иным. Сначала перед нами предстает “забитый” жизнью, недоверчивый деревенский парень, а затем -перепуганный до смерти раб. После успешного завершения “дела”, когда Гаврила впервые в жизни увидел большие деньги, его словно “прорвало”. Автор описывает обуревающие Гаврилу чувства очень ярко. Нам становится видна ничем не прикрытая алчность. Сразу же исчезли сострадание и жалость к деревенскому парню. Когда же, упав на колени, Гаврила стал умолять Челкаша отдать ему все деньги, читатель увидел уже совсем другого человека - “подлого раба”, забывшего обо всем, желая лишь выклянчить у своего хозяина побольше денег. Испытывая к этому жадному рабу острую жалость и ненависть, Челкаш бросает ему все деньги. В этот миг он чувствует себя героем. Он уверен, что таким никогда не станет, несмотря на то, что он вор и пьяница.

Однако после слов Гаврилы о том, что он хотел убить Челкаша и бросить в море, тот испытывает жгучую ярость. Челкаш забирает деньги, поворачивается спиной к Гавриле и уходит.

Не мог пережить этого Гаврила, схватив камень, он бросил его в голову Челкаша. Увидев, что натворил, снова стал молить прощения.

И в этой ситуации Челкаш был выше. Он понял, что у Гаврилы подлая и мелкая душонка, и бросил деньги прямо ему в лицо. Гаврила сначала глядел вслед Челкашу, пошатывающемуся и держащемуся за голову, но потом вздохнул, словно освободившись, перекрестился, спрятал деньги и направился в противоположную сторону.

Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького «Челкаш».

Челкаш – представитель «дна» большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Автор подчеркивает его сходство с хищником – «старый травленый волк», у него усы, как у кота, и особенно он похож на степного ястреба своей «хищной худобой» и «прицеливающейся» походкой.

Гаврила приехал из деревни на заработки, но неудачно. Он добродушный, доверчивый и, по определению Челкаша, похож на теленка. Гаврила соглашается работать с Челкашем, потому что ему нужны деньги, но он не знает, о какой работе идет речь. Гаврила доверяет Челкашу, особенно когда их кормят в трактире в кредит, это для Гаврилы доказательство, что Челкаш – уважаемый в городе человек.

Оба героя ценят свободу, но понимают ее по-разному. Для Гаврилы это материальное благополучие. Тогда он сможет вернуться домой, поправить хозяйство, жениться. Нет денег – придется идти «в зятья» и во всем зависеть от тестя, батрачить на него. Челкаш не дорожит деньгами, для него свобода – понятие более широкое. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. У него нет корней, ему все рав-но, где жить, но он любил море. Автор подчеркивает сходство морской стихии, бескрайней и мощной, и свободолюбивой натуры героя. На море он чувствовал, что его душа очищается «от житейской скверны». Гаврила же, наоборот, боится моря, отсутствие почвы под ногами вселяет в него страх. Челкаш знает, на что идет, и не боится рисковать. Гаврила, поняв, во что его втянули, напуган до смерти. Он боится и того, что его поймают, и греха – загубить свою душу.

Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. Душу-то ведь, может, и «не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься». Он униженно валяется у Челкаша в ногах, выпрашивая деньги, и в эту минуту автор показывает нравственное превосходство Челкаша: он «чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, – никогда не будет таким жадным, таким, не помнящим себя».

Его достоинство и презрение к духовному рабству человека вызывают уважение и восхищение автора. А жадность Гаврилы такова, что он готов пойти ради денег на убийство, и действительно совершает такую попытку. Он раскаивается потом в ней, но деньги, предложенные Челкашем, взял.

Поэтому при сопоставлении этих двух героев мы видим, что Челкаш – человек более гордый и свободный, и симпатии автора на его стороне.

В данном произведении автор попытался противопоставить главному герою другой персонаж. Это позволило наиболее четко раскрыть характер и показать насколько разительно отличаются их взгляды на жизнь. Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы из рассказа Максима Горького «Челкаш» познакомит читателя с двумя совершенно разными людьми, чье истинное лицо проявилось в конкретной ситуации.

Происхождение

И Гришка Челкаш и Гаврила оба выходцы из деревни. Они знают не понаслышке, что такое тяжелый труд. Оба с детства приучены пахать с утра до ночи. У каждого в деревне осталась семья. У Челкаша жена и ребенок. У Гаврилы старенькая мать и невеста.

Внешность

Челкаш . Григорий предстает в образе босяка и пьяницы. Мужчина в возрасте. В грязной одежде. Неаккуратный и неухоженный. Запах давно не мытого тела ударял в нос. Внешность его производит отталкивающее впечатление. Холодные, серые глаза. Нос прямой, хищный. Взгляд острый, пронзающий насквозь. Усы бурого цвета постоянно подрагивали. Движения резки и порывисты.

Гаврила . Простой, деревенский парень лет 20. Русский богатырь крепкого телосложения. Сильные плечи и руки. Кожа загорелая. Волосы русого цвета. Светло-голубые глаза светились добротой. Взгляд открытый, добродушный. Он сразу располагал к себе собеседника. Его образ вызывал доверие. Одевался скромно. Вся одежда потрепана, но при этом, он выглядел аккуратно.

Отношение к свободе

У Гаврилы понятие свобода заключается в материальном благополучии. Только при наличии денег он может чувствовать себя человеком. Он часто представлял, как вернется домой, поправит развалившееся хозяйство, поднимет на ноги больную мать, женится. Без денег ему ничего не остается, как идти в зятья к богатому тестю, на которого придется горбатиться оставшуюся жизнь.

Гришка никогда не ставил деньги превыше всего. Они у него разлетались с такой же скоростью, как появлялись. Свобода для него понятие более широкое. У него нет ответственности за семью, с которой он давно расстался, зависимости от общественных условностей. Ему все равно где жить и как. Только глядя на море, он чувствовал себя абсолютно свободным и счастливым. В эти минуты он неизменно ощущал, как душа очищается от скверны и сам он словно превозносится над всем окружающим миром и его вечной суетой.

Черты характера

Челкаш :

  • добрый;
  • отзывчивый;
  • великодушный;
  • думающий;
  • страдающий;
  • способный на глубокие чувства;
  • романтичный;
  • гордый;
  • рискованный;
  • отчаянный;
  • благородный.

Гаврила :

  • доверчивый;
  • добродушный;
  • мелочный;
  • алчный;
  • подлый;
  • трусливый;
  • слабый;
  • зависим от страстей.

Общее дело. Истинное лицо каждого героя

Согласившись подзаработать деньжат сомнительным способом, Гаврила вскоре жалеет о поспешном решении. Он струсил и готов был сойти с пути, не завершив начатое дело. Получив малую часть от заработанной суммы, в парне просыпается алчность. Бесконтрольное чувство жадности заставило его ощутить себя слабее своего напарника. Он вымаливал Челкаша отдать ему все деньги. Не совладая с эмоциями он кидает камень в него и убегает с места преступления вместе с выручкой. Страх и трусость заставили его вернуться к раненому Челкашу. Он просит прощения, пытаясь замолить низкий поступок, но разве этим можно очистить душу, если она грязна.

Челкаш привык к работе относиться с ответственностью. Выполнив задание, он получает обещанную ему сумму. Для него это просто бумажки, не играющие особой роли в жизни. Когда он видит, что Гавриле они нужней, он с легкостью с ними расстается, что говорит о его великодушии и доброте. Он даже сумел простить Гаврилу после того, как узнал, что парень хотел его убить из-за денег. Челкаш вызывает восхищение и уважение, в отличие от Гаврилы, способного пойти на убийство ради собственной выгоды.