Описание ростовщика. Почему после реформации случилась революция в банковском деле. Стяжатель и кровопийца

Вопросы для анализа повести «Портрет»

Часть I.

  1. Чем недоволен Чартков, рассматривая картины в лавке на Щукинском дворе?
  2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?
  3. Какое значение имеет пейзаж в эпизоде возвращения Чарткова домой?
  4. Зачем так подробно описана комната Чарткова?
  5. Были ли у профессора основания опасаться, что Чартков станет модным живописцем?
  6. Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?
  7. Какие свойства Чарткова говорят о таланте художника?
  8. Прав ли Чартков, когда он думает, что портрет имеет “тайную связь с его судьбой”?
  9. Какие возможности даёт Чарткову неожиданно раскрытый клад, и как он его использует?
  10. Почему богатство возбуждает в Чарткове желанье славы?
  11. Почему мы узнаём имя и отчество Чарткова из газетной заметки?
  12. Над чем смеётся Гоголь, передавая болтовню дамы, заказывающей портрет дочери?
  13. Почему работа над портретом «завлекла» Чарткова? Что и почему ложно в портрете аристократической девушки?
  14. Почему в портретах, которые рисует Чартков, сходство уступает благообразию?
  15. Сравните облик Чарткова и обстановку его дома на Васильевском острове и на Невском проспекте. Как изменился он сам и его отношение к искусству и великим художникам?
  16. Почему «Золото сделалось... страстью, идеалом, страхом, целью» Чарткова?
  17. Чем отличается русский художник, усовершенствовавшийся в Италии, от Чарткова? Как вы думаете, о каком художнике и какой картине идёт речь?
  18. Почему потрясение от совершенной картины в Чарткове превращается в «зависть и бешенство», почему он уничтожает талантливые произведения искусства?
  19. Отчего Чартков впал в «безнадёжное сумасшествие» и умер?

Часть 2.

  1. Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией?
  2. Почему ростовщики необходимы “осадку человечества”, поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?
  3. Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?
  4. Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?
  5. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?
  6. Какие несчастия принёс художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?
  7. Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными? В чём связь этих советов с Нагорной проповедью Христа?
  8. В чём значение искусства и почему «талант...чище всех должен быть душою»? В чём отличие мысли Гоголя от слов пушкинского Моцарта: «Гений и злодейство – две вещи несовместимые»?

1. Ответьте письменно на вопрос: «Чем странен ростовщик, с которого писался портрет? » (по повести «Портрет» Н. В. Гоголя) .

2. Ответьте письменно на вопрос: «Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком? » (по повести «Портрет» Н. В. Гоголя) .

3. Ответьте письменно на вопрос: «Что означает название пьесы «Гроза»? » (по пьесе «Гроза» Н. А. Островского) .

4. Ответьте письменно на вопрос: «Почему среди «хозяев жизни» оказались Феклуша и Кудряш? (по пьесе «Гроза» Н. А. Островского) .

5. Ответьте письменно на вопрос: «Что символизирует смерть Катерины? » (по пьесе «Гроза» Н. А. Островского) .

6. Ответьте письменно на вопрос: «Как повлияла Обломовка на Илью Ильича Обломова? » (по роману «Обломов» И. А. Гончарова) .

7. Составьте сравнительную характеристику Ильи Обломова и Андрея Штольца (по роману «Обломов» И. А. Гончарова) .

8. Ответьте письменно на вопрос: «Почему Илья Ильич Обломов выбирает Агафью Матвеевну Пшеницыну, а не Ольгу Сергеевну Ильинскую? » (по роману «Обломов» И. А. Гончарова) .

9. Ответьте письменно на вопрос: «О чем спорят Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов? В чем каждый из них прав и не прав? » (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева) .

10. Ответьте письменно на вопрос: «Кем были родители Базарова, и каковы их взаимоотношения с сыном? » (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева) .

11. Ответьте письменно на вопрос: «Каков смысл дуэли между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым? Чем дуэль закончилась? » (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева) .

12. Ответьте письменно на вопрос: «Ситников и Кукшина – лжепоследователи Базарова. Почему? » (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева) .

13. Ответьте письменно на вопрос: «Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, то есть изменяет своим принципам? » (по роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева) .

14. Ответьте письменно на вопрос: « Какие основные формы развёртывания сюжета включает в себя композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо…»? » (по поэме «Кому на Руси жить хорошо…» Н. А. Некрасова) .

15. Ответьте письменно на вопрос: «Счастлива ли Корчагина Матрёна Тимофеевна? Почему? » (по поэме «Кому на Руси жить хорошо…» Н. А. Некрасова) .

16. Ответьте письменно на вопрос: «Каким способом проверял Раскольников свою «теорию сильной личности»? » (по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского) .

17. Ответьте письменно на вопрос: «Почему Соня и Дуня являются двойниками в романе? (по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достостоевского) .

18. Ответьте письменно на вопрос: «Почему каторжане любят Соню и ненавидят Раскольникова? » (по роману «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского?)

19. Ответьте письменно на вопрос: «Свои ли люди Андрей Болконский и Пьер Безухов в салоне Анны Павловны Шерер? » (по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого) .

20. Ответьте письменно на вопрос: «В чем смысл Шенграбенского и Аустерлицкого сражений? » (по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого) .

21. Ответьте письменно на вопрос: «В чем заключается истинный и ложный патриотизм, по мнению Л. Н. Толстого? » (по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого) .

22. Ответьте письменно на вопрос: «Почему после войны 1805 года князь Андрей Болконский решает уйти со службы? » (по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого) .

23. Ответьте письменно на вопрос: «Почему мучается Пьер Безухов после разрыва с Элен Курагиной? » (по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого) .

24. Ответьте письменно на вопрос: «Есть ли сердце у Элен Курагиной? » (по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого) .

25. Ответьте письменно на вопрос: «Есть ли будущее у Анны и Вари? » (по пьесе «Вишневый сад» А. П. Чехова) .

26. Ответьте письменно на вопрос: «Как Дмитрий Ионыч Старцев превратился в Ионыча? » (по рассказу «Ионыч» А. П. Чехова) .

27. Ответьте письменно на вопрос: «Почему Надежда и Николай Алексеевич не могли быть вместе? » (по рассказу «Тёмные аллеи» И. А. Бунина) .

28. Ответьте письменно на вопрос: «Какие признаки романтизма проявляются в повести «Олеся»? (по повести «Олеся» А. И. Куприна) .

29. Ответьте письменно на вопрос: «Почему Иван Тимофеевич и Олеся не могут быть вместе? » (по повести «Олеся» А. И. Куприна) .

Кто такой ростовщик? Значение этого слова, пожалуй, известно каждому. Это тот, кто дает в долг под проценты. Однако не все так просто.

Слово "ростовщик" имеет негативный оттенок. Казалось бы, представители этой профессии издавна занимаются делом, которое никакого отношения не имеет к криминалу. Они ссужают определенную сумму людям, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, за что получают проценты. Современные кредитные организации в некотором смысле занимаются тем же ростовщичеством. Но к ним столь отрицательного или пренебрежительного отношения граждане не испытывают. Значение слова "ростовщик" - тема сегодняшней статьи.

Стяжатель и кровопийца

«Объясните значение слова "ростовщик"» - на это требование учителя старшеклассник приведет пример старухи-процентщицы из романа Достоевского. Это слово является архаизмом. В современной речи оно используется с ироническим подтекстом. Кто такой ростовщик? Это представитель профессии, которой сегодня уже не существует. Хотя и банкиров порою в шутку называют ростовщиками.

Эти люди служили прототипами героев во многих произведениях классической литературы. Но никогда персонажи-процентщики не были положительными. А ведь литература - это отражение жизни. Благодаря книгам мы узнаем о том, каким было общество 100-200 лет назад. Тем, кто читал Достоевского, Пушкина, Гоголя, Данте, Бальзака, известно, кто такой ростовщик. Это процентщик, стяжатель, кровопийца. А еще ростовщик - это человек, который может в один прекрасный день поплатиться за свою безграничную алчность.

История

Первые ростовщики появились в древнейшие времена. Причем еще до появления денег. Во времена натурального обмена ростовщик давал ссуду в виде мешка зерна, теленка. Взамен, по прошествии оговоренного срока, мог потребовать привести к воротам своей хибары молодого крепкого бычка. Или вернуть долг тем же зерном, но в большем объеме.

Процентщики были и в Древней Греции, и Древнем Риме. В эпоху Средневековья этот вид деятельности получил особое развитие. В десятом веке ростовщики не вызывали презрения у обывателей. Напротив, их специальность стала довольно уважаемой. Были созданы организации, объединившие представителей этой профессии. Самая крупная - орден тамплиеров.

Ростовщики выдавали суммы под заклад. Однако нередко они ссужали деньги не простым людям, а влиятельным феодалам. В таких случаях кредит оформляли как сумму, переданную на хранение. В начале четырнадцатого века во Франции начались "репрессии". Ростовщиков одного за другим арестовывали, как правило, по вымышленному обвинению. Но это отнюдь не избавило Европу от стяжателей. Они были, есть и будут всегда.

В России

В ответ на вопрос о том, кто такой ростовщик, любой житель Киевской Руси назвал бы несколько нелестных эпитетов. Процентщиков в нашей стране издавна не любили. Более того, ростовщичество считалось преступлением, прежде всего с религиозной точки зрения. Русских ростовщиков в Киевской Руси почти не было. Как правило, этим видом деятельности занимались иудеи. Причем давали в долг они под довольно внушительные проценты - до 50 % годовых.

Деятельность иудеев, без всякого сомнения, у населения вызывала протест. А протест, как известно, нередко выливается в междоусобицы, восстания, погромы. Так, в 1113 году было сожжено несколько домов евреев-ростовщиков.

Синонимы

В произведениях русских писателей и историков встречается множество слов, близких по значению существительному "ростовщик". Это и процентщик , и закладчик , и заимодавец . Если открыть словарь Даля, можно увидеть и вовсе обидные для кредиторов определения. Например, христопродавец, жид, гиена немилосердная . Эти архаизмы не могут в полной мере служить синонимами к слову "ростовщик". В них слишком много негативных оттенков, происхождение которых мы объяснили выше.

В русском народном творчестве

Не все ростовщики в России были людьми "третьего сорта". В семнадцатом веке, например, среди успешных купцов довольно часто встречались процентщики. Они занимались торговлей, а дабы увеличить свой капитал, не гнушались и ростовщичеством. Такими русскими предпринимателями были братья Босовы. Тем не менее презрительное отношение к ростовщикам всегда имело место. Доказательством тому могут служить поговорки и пословицы, подтверждающие негативное отношение русского народа к стяжательству. В них не встречается слово "ростовщик". Но такие пословицы, как "Богат от займа не будешь", "Чужим богат не будешь", "Вор не тот, кто крадет, но и тот, кто лестницу подает" явно говорят о том, что на Руси кредиторы всеобщим уважением не пользовались.

краткое содержание других презентаций

«Произведения Н.Гоголя» - Мёртвые души. Манилов. История замысла поэмы. Авторские характеристики персонажей. Яновский Василий Афанасьевич. Автор в поэме. Издания поэмы. Средства сатирической типизации. Композиционная особенность. Художественное своеобразие поэмы. Жанровое своеобразие. Художественное своеобразие повести. Галерея образов помещиков. Имя чиновника. Губернский город. Характерные черты чиновничества. Акакий Акакиевич Башмачкин.

«Маленький человек в повести «Шинель»» - Портрет героя. Литота. Лексическая работа. Достоевский. Работа с текстом. Титулярный советник. Отношение людей к герою. Отношение героя к насмешкам. Грустная ирония. Изученные произведения. Лексический повтор. Гоголь. Таблица в тетради. Составить обобщающую таблицу. Речь героя. Изъясняется предлогами. Тема «маленького человека». Просмотрите составленную таблицу. Социальное положение. Поступки героя.

«Повесть «Портрет»» - Талант. Явление Христа народу. Отец художника. Художник Чартков. Ростовщики. Этимология слова «искусство». Товарищ Чарткова. Советы отца художника. Аукцион. Связь советов. Неудачная попытка. Портрет. Описание внешности ростовщика. Кабала. Проблема истинного искусства. Роль в обществе. Герард Доу. Гиперссылка. Проблема выбора. Материал к уроку. Проценты. Деньги. Словарная статья.

«Произведения Николая Гоголя» - «Поэмой о любви к Родине» В.Г. Белинский назвал произведение. Наблюдая за трапезой Пацюка, Вакула разинул рот от удивления. Творчество Н.В Гоголя. В 1852 году закончил работу над II томом поэмы. Истинное стремление Хлестакова. Тест. Сборник повестей. Персонаж, который подарил Чичикову мертвые души. «Майская ночь, или Утопленница». Сборник повестей «Миргород» «Тарас Бульба». Гоголь. Поэма «Мертвые души».

«Повесть Гоголя «Нос»» - Нелепые объявления. Маска. Выражение. Заблуждение. Брадобрей. Исследуем текст. Вопрос. Обратимся к сюжету повести. Композиция. Детали. Нетерпение читателя. Нос. Задания. Срывание всех и всяческих масок.

«Игра «Ночь перед Рождеством»» - Небольшого роста женщина. Немец. Детские и юношеские впечатления. Инсценирование фрагмента повести. Вторая половина. 200 лет со дня рождения. Вакула. Узнай героя повести по портрету. Повести. Галушки. Ночь перед Рождеством. Простой народ. Вечера на хуторе близ Диканьки. Ведьма. О чём рассказывают повести. Солоха прячет гостей. Узнай эпизод повести. Высказывание. Украинские словечки. Повышение интереса учащихся.

Эту легенду рассказал моему прадеду один старый городовой, с которым ему довелось повстречаться в самом конце благословенного XIX столетия. Городовой был уже очень стар, молодые его годы пришлись на Николаевское время. Тогда, в сороковых годах, служил он где-то на окраинке Санкт-Петербурга. Много повидал этот городовой! И висельников ему доводилось из петли вынимать, и утопленников на берег выволакивать, да только страшный случай, бывший с ростовщиком Крузеветтером, не позабыл он до самой смерти.

Крузеветтер, происходивший из немцев, был тогда ещё молодой, щеголеватого вида человек, большой любитель приударить за какой-нибудь миловидной девицей в ярком платье; по-русски изъяснялся с акцентом, что в купе с его "презренными занятиями" сделало ему весьма дурную репутацию среди соседей. Как только не бранили немца его должники! "Разоритель негодный! Ух, рожа басурманская, подавиться тебе твоими процентами!"- так, бывало, ругалась торговка, выходившая из его лавки, заложившая шаль, в которой прежде выходила по воскресеньям в церковь. А уж мальчишки-сорванцы так и сбегались поглазеть, как бесятся крузеветтеровы посетители! И ведь было от чего- сей ростовщик брал самый немилосердный процент, да так удачно изжил вокруг себя конкурентов, что по всякой нужде к одному ему вела дорожка незадачливых обитателей предместья. Чего ж поделаешь? Вот и ходили к нему то солдаты-инвалиды на костылях скрипучих, то лавочники, думающие вырваться как-то в купцы, хотя бы самого низшего порядка, то студенты оставляли в лавке процентщика часы или столовый прибор.
На Руси ростовщика не любят. Так уж повелось в нашем народе, что если даёшь деньги в долг- то без процента, без наживательства. Благодарность завсегда приложится, и должник, при случае, припомнит о той услуге, что оказал дающий. От того и наделяет наш народ ростовщика всякими демоническими чертами, приписывая ему и самую сделку с нечистым.
Вот и Крузуветтера, мало того, что он был немец и говорил странно, всякий знал не иначе, как "дьявольского процентщика". И, справедливости ради сказать, были на то причины: никому предприимчивый ростовщик не делал уступок, ни младому, ни старому, а иной раз тешился над своими гостями, над их несчастным видом и положением. Выходил к посетителю всегда в лучшем наряде, сюртуке такого качества, в таком пёстром и узорчатом жилете с золотой цепочкой часов, с таким ярким галстуком, что рядом с заимодавцем его клиент казался совершеннейшим босяком.
Бывало, заявится к нему благообразная старушка, точно сейчас с паперти, и просит одолжить какие-нибудь жалкие копейки; но и тогда сердце ростовщика не дрогнет, и он требует залог, хотя бы платок. "Для порядка,"- говорит он старухе,- "Без залога нельзя- ты нищая, разве вернёшь мне долг без залога?".
- Нет, мужички, сразу видно- не нашинской породы. Ентот без корысти не даст, ему всё только процент да процент. А если углядит, что кошельком не гремишь- последнюю рубаху с тебя сымет.- толковал извозчик, имевший прежде дела с Крузеветтером.
- Сущий демон! Воля ему, что Государь не выведет их жадное племя!- вторил ему поп, потиравший на холоде руки и с неодобрением смотревший в сторону ростовщического дома,- Разве худо было, когда на Руси о ростовщиках в одном лишь Писании узнавали?

Не знаю, был ли Крузеветтер жадным демоном, или не был, а говорили, что своим ремеслом прогневал он и высшие силы. Дьявол ли, позавидовав, Бог ли, озаботившись гибнущей душой, взялся проучить ростовщика. Вот одним вечером, когда наш ростовщик запирал лавку и намеревался пойти ко сну, раздался в его дверь судьбоносный стук.
"Кому бы это вздумалось прийти так поздно?"- подумал ростовщик. И лавку запер, и достаточно уже нанесли к нему домой разного добра в залог, а любопытство так и снедает. "Открыть бы? Отчего ж нет!".
Сбежал по лестнице и, повернув ключом, претворил дверь. За нею, чуть покачиваясь, стоял согбенный старичок, смотревший из-под густых, седых бровей на румяного, завитого хозяина взглядом голодного пса.
- Не видите разве, что закрыта лавка?- требовательно вопросил Крузеветтер.
- Так я, батюшка, торопился к тебе. Да сам видишь,- старик показал на клюку, на которой, кажется, покоился весь, как портик на одной колонне,- Тяжко идти, не поспел вовремя. В долг пришёл просить.
На холёном лице ростовщика расплылась довольная улыбка.
- Ну, сколько же тебе нужно в долг?
Старичок, следуя за хозяином лавки, проковылял внутрь.
- Да хоть бы рубликов десять. Старуха моя померла, да на поминочки никак не собрать нынче. А без поминок-то как обойтись?
- А слышал ты, что я процент высокий беру?- величаво провозгласил ростовщик, являя себя во всём великолепии перед убогим вдовцом.
- Слышал, батюшка. Я к тебе, вишь, шёл едва ль не вечность, сколько ж мне к другому такому идти? К той поре я уж и сам Богу душу отдам.
Ростовщик пожал плечами. Он уже разочаровался в своём позднем посетителе- вид у старца был самый неприятный и бедный: чёрный, протёртый капот он набросил на такой же потрёпанный кафтан, под которым еле различалась шерстяная жилетка. На седой голове покоился измятый, пыльный колпак. "Что такой может дать в залог? Не возьму же я его капот, он мне и самому ни к чему. Разве колпак? Да и он не сгодится, нежели бросать туда замаранную бумагу!".
- Скажи, старик, что дашь ты мне в залог?- возвратив требовательный тон, спросил Крузеветтер.
Дед этим вопросом был немало сконфужен. Он, видимо, и сам не думал, что придётся оставить ростовщику что-то в залог, и принялся крутиться волчком, как-бы осматривая свой смешной наряд.
- Как могу я верить тебе, глядя на твои лохмотья, что ты вернёшь мне долг?- погрозил Крузеветтер пальцем своему гостю. Но вдруг заметил, как из-под шарфа, закрывающего шею старца, проглянула яркая материя.
Старик тоже понял, что привлекло внимание ростовщика, и поспешил скинуть шарф. Процентщик в изумлении даже рот открыл- на шее вдовца был ярко-оранжевый, с каким-то особенным, золотым отливом галстук. Это блестели фигуры жар-птиц, вышитых на нём золотой нитью. Никогда прежде Крузеветтер такой красоты не видел, так что и его галстук, за который отдал он немалую сумму, показался бы теперь пёстрой тряпкой.
- А что это у тебя? Вижу, галстук?
- Ах, это! Лишь напоминание об ускользнувших летах моих, когда не унижался ещё, выпрашивая в долг.
- Он дорогой?
- Дорогой. В прежние года слыл лучшим в Петербурге; да нынче, кажется, стал тускл, а некогда горел, как солнца луч на медном брюхе самовара.
- Его ты и оставь!
- Но он так дорог мне! Жена-покойница наглядеться на него не могла, как же оставлю я теперь мой последний галстук?
- К чему тебе он? Взгляни в зеркало- что с ним, что без него твой вид убог, старик, и нет нужды тебе себя приукрашать! Оставь мне галстук, а я в долг дам тебе денег.
На том и порешили. Вдовец, нехотя, обнажил жилистую шею, а галстук, сверкающий в свете люстры, сложил на столике перед ростовщиком. Звякнули монеты, которые старик завернул в носовой платок, перепачканный табаком, и странный гость исчез так же внезапно, как явился, словно бы его и не было сегодня в лавке Крузеветтера.
А ростовщик не мог всё оторвать восхищённого взгляда от чудного галстука. Нет, лукавил гадкий старикашка! Должно быть, весь вид его убогий призван обмануть заимодавцев. И ничуть не потерял чудный галстук своей фактуры, блеска, как новый он чист и мягок. Прекрасный галстук! Не удержался Крузеветтер- подойдя к зеркалу, поднёс он добычу к шее. "Врёт старик! Этот галстук совсем новый, и, наверняка, очень дорогой. В таком галстуке не стыдно явиться и в высшем свете!".
Тем временем, за окном уже совсем стемнело. Уложив галстук в шкатулку, где он обычно держал драгоценности, Крузеветтер отправился в спальню.

Жизнь ростовщика продолжилась в том же русле, что и прежде. Он уже и забыл о старике, заявившемся к нему тем вечером, и о галстуке, покоившемся в шкатулке перед зеркалом.
Но тут довелось нашему немцу влюбиться. Да не в какую-нибудь мещанку, а в настоящую дворянку! Впервые увидал он её, когда красавица проезжала мимо его дома в карете. Нет, то была не девушка, но фея- в изумрудном платье, белокурая. Милое личико, словно бы созданное мастером из фарфора, с нежным румянцем и весёлыми, голубыми глазками, смотрело из соломенного капора, как жемчужина из раковины. Решительный, он подозвал извозчика и отправился вслед предмету своей страсти, разыгравшейся внезапно, как морская буря.
Вскоре прибыл Крузеветтер к большому усадебному дому. От кучера узнал он, что в этой карете графиня N-ская приехала сегодня к тётушке. Разговорившись и, как водится, подав кучеру на водку, осведомился наш немец и о том, где сможет повстречаться с прекрасной графиней вновь- в доме её отца, слывущего англоманом, и принимающего у себя в саду всех добропорядочных людей без различья званий и сословий. Определяя себя таким человеком, Крузеветтер поехал домой, предвкушая скорую встречу с красавицей на очередном вечере у её отца. Понравится ли он ей? А может ли не понравится? Молодой, недурной наружности, просвещённый человек, сведущий и в музыке, и в моде, кабы не немецкая бережливость, сделался бы известнейшим в столице денди! А чтобы не возникло ни у кого сомнения в том, что он, лицо "презренных занятий", является на самом деле добропорядочнейшим человеком, Крузеветтер уж принялся раздумывать, в каком одеянии предстать ему на рауте у графа N-ского.
Погружённый в самые приятные думы, прибыл он домой.

Не успев взойти в комнаты, Крузеветтер распотрошил все свои гардеробы, выбросив на кровати целый букет разноцветных фраков и панталон. Были у него в закромах сорочки с жабо, жилеты пикейные, узорчатые, россыпь запонок, булавки для галстуков.
Ах, галстуки! Их у нашего немца было неисчислимое количество. Облачившись в роскошный тёмный фрак и сорочку с высоким, до ушей, накрахмаленным воротником, ростовщик предался примеркам, завязывая на своей чистой и длинной шее то голубой, то зелёный, то красный галстук.
Бежали по круглому полю циферблата стрелки, время шло, а галстук Крузеветтер так и не подобрал. Уже примерил и черепаховый, и полосатых целое море. "Всё не то! Разве могу явиться я на вечер в приличное общество в какой-то деревенской пошлости? Может ли понравиться такой прекрасной девушке, как молодая графиня, этот полосатый, или вот этот, красный, галстук? Но не без галстука же мне ехать? Зачем человеку дана шея, как не для ношения на ней чудного шёлкового платка?".
Тут-то ростовщик вспомнил и про старика-вдовца, и про то, что оставил он в залог. Слетев по лестнице вниз, он схватил шкатулку и, почти с религиозным благоговением, извлёк оттуда переливающуюся полосу шёлка с самыми прекрасными узорами, какие можно себе представить.
"Старик всё не приходит. Вернёт ли он мне долг? А может, он уж помер? Что ж, галстук этот стоит тех десяти рублей, что я дал ему! Так следует ли ждать от него денег, если я, пожалуй, уже купил этот галстук у негодного старикашки?".
Вновь приложил его к своей шее и погляделся в зеркало. "Хорош! Разве можно такого не полюбить молодой графине?". Но в воображении вновь возник противный, убогий старик, бредущий, пошатываясь на своей клюке по безлюдной улице. "А что если придёт, принесёт долг да спросит о галстуке? Впрочем... Зачем ему галстук? Я помню, как был он мерзок в своём чёрном капоте, похожем на плешивое покрывало с рукавами, помню его пыльный, мятый колпак, помню гадкий, грязный жилет. Неужели этот прекрасный галстук, достойный только добропорядочного человека, могущего обеспечить себя и свою жизнь, не заходя к кредиторам, достанется опять хромому старику? Нет! Пусть оставит себе эти деньги! Я и так был достаточно милостив к нему, что не прогнал его с крыльца!".
Выбросив из головы всякие мысли о старике, Крузеветтер повязал чудесный галстук и, поправивши фрак, предстал теперь в зеркале, что называется, "при полном параде".
Его отражение было великолепно, но ещё великолепнее был его собственный вид. Галстук можно назвать идеальным- Крузеветтер был теперь твёрдо уверен, что он подошёл бы к любому фраку и сюртуку, к любому жилету, стал бы предметом всеобщего внимания на приёме ли, или на выезде за город. "Явись я в нём во дворец- и там был бы я всеобщим любимцем, и там был бы в центре внимания!».
Всё бы ничего, но показался галстук ростовщику туговат. Сперва подумал он, что переусердствовал, когда завязывал; но как не пытался Крузеветтер ослабить жмущую шёлковую ленту, переливающуюся золотом в зеркальном отражении, она лишь сильнее стягивала его. Уже и само дыхание прервалось- несчастный заметался по комнате, хотел кричать, но из пережатой глотки вырывался только еле слышимый хрип. Перед глазами ростовщика поплыла полупрозрачная пелена, слёзы покатились по щекам, но проклятый галстук всё душил и душил.
Тут Крузеветтер встал- перед собой, сквозь застлавшую взор пелену, он явственно увидел старика. Хозяин дьявольского галстука ухмылялся, глядя на муки своего кредитора, и страшный голос его звучал в гостиной: «К чему мне этот галстук? Ведь я убог, а ты так хорош в нём! Что мне смешить народ- оставь его себе!».
Ростовщик не стерпел. Схватив из последних сил лампу, он швырнул её в старика и…

Двое городовых встрепенулись, когда через окно крузеветтерова дома с грохотом вылетела лампа, разбившаяся о мостовую. Не долго думая, поспешили они к дверям- хозяин не запер их, приготовляясь к выезду. Страшная картина предстала их взорам- на полу, корчась и извиваясь, как погибающая змея, с лицом мертвецки синим, и яркой лентой на шее лежал сам Крузеветтер. Сознавая, что слышат его последние стоны, полицейские схватили его и, крепко держа, рассекли галстук саблей.
- Мать честная!- воскликнул первый, глядя как шёлковая лента принялась, шипя и искрясь, крутиться на полу,- А я тебе говорил, все они, обиратели честного люда, с дьяволом повязаны!
Второй, сорвав с головы своей островерхую каску, набросил её на ожившую ленту. Из-под каски повалил дым, но вскоре кончился, а с ним прекратилось и шипение. Приподняв шлем, словно опасаясь упустить огненную ленту, городовой обнаружил лишь горстку пепла.

Крузеветтер скоро пришёл в себя. Ну, как сказать «пришёл»- галстуков несчастный ростовщик больше во всю свою жизнь не надевал, а от ярких лент и вовсе шарахался, как от огня. Скоро и дом свой он продал, и из Петербурга уехал. Куда? Бог весть, но соседи его, с удовольствием смаковавшие слухи о случившемся, поговаривали о его возвращении на родину предков- в Германию. Говорили также, что и своё ремесло он бросил, заняв себя чем-то более достойным для своих лет.
- Да-а, знать, попала в должники к нему нечистая сила. Вчера вот слыхал, что к нему прежде кака-то ведьма заходила, она же ему этот галстух и оставила.- поглаживая набитый блинами живот говорил извозчик,- А я думаю, что галстух этот, прости Господи, ничто иное, как собственная его жадность, ростовщическая. Вот жажда наживы-то Кузевеньтера ентого-то чуть и не удавила!
И поп, растирая замёрзшие ладони, соглашался и вторил:
- Не любит, ой, не любит наш народ процентщиков!

Рецензии

Ну что, весьма интересный рассказ, вполне в духе классических "мистических" произведений нашей литературы - от "Пиковой дамы" до Гоголевских повестей. Особенно отмечу хорошее вступление - и коротко, и ясно (чего сам я не умею в принципе, хотя "объясняться" и "вступать" ой как люблю!); подобный сюжет с городовым, которого знакомый был прадед рассказчика, мог бы послужить хорошей рамой для целой серии историй. Каждая из них начиналась бы с подобного (хоть и каждый раз нового) краткого вступления, из которых можно было б узнавать и нечто новое каждый раз и о прадеде, и о городовом.)

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.