Опыт и ошибки итоговое аргумент. Опыт и ошибки на примере романа «Война и мир» и повести «Очарованный странник. Опыт и ошибки

Итоговое сочинение на тему «Опыт и ошибки».

Произведения, использованные при аргументации: Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Вступление : Жизнь складывается так, что в ней все переплетается между собой: любовь и ненависть, взлеты и падения, опыт и ошибки… Одно невозможно без другого и, кажется, каждый человек когда-то оступался, понимал неправильность своих действий и извлекал важные для себя уроки.

Издревле известно выражение: умный человек учится на чужих ошибках, а дурак - на своих. Скорее всего, это действительно так, ведь не зря многие поколения предков стремились передать потомкам свои умозаключения, старались полезными советами научить детей правильно жить и записывали в книгах мудрость ушедших веков.

Огромное литературное наследие, оставленное великими писателями и поэтами - бесценный клад жизненного опыта, способный предостеречь нас от многих ошибок. Рассмотрим лишь несколько примеров того, как в художественных произведениях авторы через поступки своих героев предупреждают читателя об опасности совершения неправильных действий.

Аргументы : В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, уже будучи невестой князя Андрея Болконского, поддается искушению и увлекается Андреем Курагиным. Девушка еще юна, наивна и чиста в своих помыслах, ее сердце готово любить, поддаваться порывам, но отсутствие жизненного опыта склоняет ее к роковой ошибке - побегу с безнравственным человеком, для которого вся жизнь состоит из страстей. Опытный соблазнитель, который, к тому же, формально женат, не думал о браке, о том, что может просто опозорить девушку, ему были не важны чувства Наташи. А она была искренна в свей иллюзорной любви. Только чудом побег не состоялся: Марья Дмитриевна помешала девушке покинуть семью. Позже, осознав свою ошибку, Наташа раскаивается, плачет, но прошлого назад не вернуть. Князь Андрей не сможет простить бывшей невесте такую измену. Эта история учит нас очень многому: прежде всего, из нее следует, что нельзя быть наивными, необходимо внимательнее относится к людям, не строить иллюзий и стараться уметь отличать ложь от правды.

Другим примером того, что опыт других людей важен для недопущения собственных ошибок, может стать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание ». Уже само название намекает на мораль всего произведения: за проступки наступит расплата. Так и случается: Родион Романович Раскольников, бедный студент, придумывает теорию, согласно которой людей можно делить на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Люди второй категории, по его мнению, для достижения великих дел не должны бояться перешагнуть через трупы. Ради проверки собственной теории и мгновенного обогащения, Раскольников совершает жестокое преступление - топором убивает старуху-процентщицу и ее беременную сестру. Однако совершенное не приносит желаемого: в результате долгих размышлений, на которые его наталкивают обстоятельства, главный герой романа раскаивается и принимает заслуженное наказание, отбывая его на каторге. Изложенная история поучительна тем, что предостерегает читателей от роковых ошибок, которых можно было избежать.

Вывод : Таким образом, можно с уверенностью сказать, что опыт и ошибки в жизни людей неразрывно связаны между собой. А чтобы не допускать роковых ложных шагов, стоит опираться на мудрость прошлого, в том числе и на поучительные сюжеты литературных произведений.

Всем знакомо латинское изречение: «Человеку свойственно ошибаться». Действительно, на жизненном пути мы обречены постоянно оступаться, чтобы приобрести необходимый опыт. Но люди далеко не всегда извлекают уроки даже из собственных промахов. Тогда что же говорить о чужих ошибках? Разве они могут нас чему-то научить?

Мне кажется, ответить однозначно на этот вопрос нельзя. С одной стороны, вся история человечества – это летопись роковых ошибок, без оглядки на которые невозможно движение вперёд. Например, международные правила ведения войны, запрещающие жестокие методы боевых действий, разрабатывались и уточнялись после наиболее кровопролитных войн… Привычные нам правила дорожного движения — это тоже результат дорожных ошибок, унесших в прошлом жизни множества людей. Развитие трансплантологии, спасающей сегодня тысячи человек, стало возможно только благодаря настойчивости врачей, а также мужеству пациентов, погибшим от осложнений первых операций.

С другой стороны, всегда ли человечество принимает в расчёт ошибки мировой истории? Конечно же, нет. Продолжаются бесконечные войны, революции, расцветает ксенофобия, несмотря на убедительные уроки истории.

В жизни отдельного человека, я думаю, та же ситуация. В зависимости от собственного уровня развития и жизненных приоритетов, каждый из нас либо игнорирует чужие ошибки, либо принимает их во внимание. Вспомним нигилиста Базарова из романа . Тургеневский герой отрицает авторитеты, мировой опыт, искусство, человеческие чувства. Он считает, что нужно разрушить общественную систему до основания, не принимая в расчёт печальный опыт Великой французской революции. Получается, Евгений не способен извлечь урок из чужих ошибок. И.С. Тургенев предупреждает читателей о результатах пренебрежения общечеловеческими ценностями. Несмотря на силу характера и выдающийся ум, Базаров умирает, потому что «нигилизм» — это путь в никуда.

А вот главный герой рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» прекрасно понимает, что для того, чтобы сохранить свою жизнь, нужно учиться на чужих ошибках. Видя, как быстро погибают заключённые, которые «опускаются» ради лишнего куска, Шухов стремится сохранить человеческое достоинство. Иван Денисович, наблюдая за попрошайкой Фетюковым, которого все презирают, отмечает про себя: «Срока ему не дожить. Не умеет себя поставить» . Что позволяет Шухову сделать такой горький вывод? Вероятно, наблюдение за ошибками других лагерников, подобно Фетюкову, ставшими «шакалами».

Получается, что умение учиться на чужих ошибках свойственно не всем и не во всех жизненных ситуациях. Мне кажется, когда человек становится старше и мудрее, он начинает относиться к негативному опыту других людей с большим вниманием. А более молодым людям свойственно развиваться, совершая собственные ошибки.

Материал подготовила , создатель online школы «САМАРУС».

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.


Сочинение: Гордость

Гордость считается корнем каждого зла, корнем каждого греха, в отличие от смирения, которое является путем к благодати. Есть разные формы гордости. Первая форма гордости, относится к вере в то, что вы превосходите других или, по крайней мере, склонны к равенству со всеми людьми, и пребываете в поиске превосходства.

Вот что-то очень простое, но очень сильное. Наша тенденция чувствовать себя выше, чем другие, или, по крайней мере, равными, но подобное также скрывает отношение превосходства. Это комплекс. Когда мы часто мучаемся мыслями, мы смущаемся, появляется мысль, что кто-то отказал мне в том-то, что он обидел меня или не понял меня или умнее меня или выглядит лучше, чем я - и мы начинаем чувствовать конкуренцию, ревность или конфликт. В корне этой проблемы лежит наша потребность быть лучше других, выше или, по крайней мере, сделать так чтобы никто не мог быть чем-то лучше нас, чем-то сильнее нас. Нечто очень простое, чего мы не понимаем. Поднимаясь, гордый человек опускает своего соседа. Такое возвышение в действительности не имеет никакой ценности, так как является полностью условным. Сама идея становится лучше за счет другого является просто абсурдной, такая гордость на самом деле ничтожна.

Это преодолевается только в том случае, если есть место для любви. Если любовь реальна и имеет место - это ясно понимают по тому, как легко мы преодолеваем отношение к победе над другим, чтобы показать, что мы превосходим его, не желая убедить другого любой ценой, не ожидать, что он обязательно отождествит себя с нашим мнением. Если у нас нет такого отношения, мы не свободны, потому что мы рабы необходимости отождествлять другого с нашей идеей, нашим мнением, нашей теорией. Если у нас нет этой необходимости, мы свободны.

Гордость - это общее понятие, но когда дело доходит до практических проявлений, которые затрагивают нас лично, мы начинаем раздражаться и перестаем видеть, что с нами происходит. Мы должны уважать всех. Не все одинаково способны по своей природе, характеру, у всех разные условия. Они тоже являются относительными, они меняются. Каждый потенциально является идеальным, просто зачастую далек от этого идеала. Поэтому гордость просто не имеет смысла.


Почему гордость может быть отрицательным чувством?

Гордость свойственна многим людям. В каких же случаях такое качество может перерасти в отрицательное? Еще писатель из Франции Адриан Декурсель называл гордость скользкой покатостью, а внизу человека там встречает тщеславие и высокомерие. Так гордость легко трансформируется в гордыню, носитель которой не способен радоваться успехам других, а целиком и полностью сосредоточен на своих.

Хорошо описана она в «Преступлении и наказании» Достоевского. Родион просто упивался гордыней и создал даже собственную теорию. Будучи уверенным в своей исключительности, герой романа рассуждал о бесполезности некоторых людей, сомневаясь в целесообразности их жизни. Итогом его мировоззрения стало убийство старушки.

Смирение, часто воспринимаемое как слабость, очень даже хорошо сочетается с силой, что наглядно продемонстрировал в «Капитанской дочке» Пушкин.

Маша Родионова, перенесшая много страданий, не была сломлена. Для девушки авторитетом были родители Гринёва. Когда они не захотели благословлять пару на свадьбу, Маша смиренно отнеслась к решению взрослых, завоевав в итоге всеобщее уважение, в том числе самой императрицы Екатерины. То есть смирение - это и есть сила человека.

Таким образом, мы провели подробный сравнительный анализ двух вышеуказанных терминов. Казалось бы, не смотря на то, что это полные противоположности, у них есть огромное количество схожим параметров, по которым их можно сравнивать. Я выразил свою точку зрения и ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции.


Чем отличается гордость от гордыни?

Гордость. Гордыня. Что означают эти понятия? В чем заключается разница между гордостью и гордыней? Над этими вопросами задумывались многие поэты и писатели. Я полагаю, что гордость - это чувство, связанное с осознанием собственного достоинства, независимости. Гордыня же является высшей мерой гордости, высокомерием. Очень важно иметь ощущение этой иллюзорной грани между гордостью и гордыней.

Для доказательства своих мыслей приведу пример из художественной литературы. В произведении А. С. Пушкина "Евгений Онегин" Татьяна, одна из героинь, представлена в качестве дамы из светского общества. Её сопровождает тот самый генерал, который очень гордиться супругой.

Женщина соединила в себе поразительные черты характера. Находится рядом с ней легко, потому что она постоянно остается собой и не пытается лживо выставить себя в лучшем свете. Онегину Татьяна искренне признается в своих чувствах и не хочет лукавить в этом. Женщина ценит гордость Евгения, но им не суждено быть вместе, поскольку её сердце отдано другому.

Чтобы пояснить свою точку зрения, приведу ещё один пример из художественной литературы. В произведении М. А. Шолохова "Тихий Дон" показана трагическая ситуация, в которой оказалась Наталья Коршунова. Её жизнь потеряла смысл из-за отсутствия взаимной любви и верности со стороны ее мужа Григория. И когда она узнала о возобновившихся изменах любимого мужа, она, будучи беременной, пришла к мысли, что детей от него больше иметь не хочет. Её гордыня и оскорбления со стороны мужа были причиной такого решения. Наталья не желала ребенка от изменника. Аборт, который сделала деревенская бабка, был совершен неудачно, и героиня умерла.

Подводя итог сказанному, можно прийти к выводу, что гордость - это положительно окрашенная эмоция, выражающая наличие самоуважения. А гордыня - это чрезмерная гордость, которая сопровождается зазнайством и заносчивостью.


Тема смирения и бунта в произведениях Ф.М. Достоевского

Сюжет романа Достоевского "Преступление и наказание", на первый взгляд, довольно банален: в Петербурге один бедный молодой человек убивает старуху -процентщицу и ее сестру Лизавету. Однако, читатель вскоре убеждается, что это не простое преступление, а своеобразный вызов обществу, "хозяевам жизни", обусловленный несправедливостью, нищенским состоянием, безысходностью и духовным тупиком героя романа Родиона Раскольникова. Чтобы понять причину этого страшного злодеяния, надо вспомнить историю. Время, в которое жили действующие лица произведения, было шестидесятыми годами девятнадцатого века.
Россия в это время переживала эпоху серьезных реформ во всех сферах жизни, которые должны были модернизировать ее политический и общественный строй в целях сохранения абсолютной власти монарха.
Именно тогда в стране появились первые женские гимназии, курс реальных училищ, и все сословия получили возможность поступать в университеты. Родион Раскольников был из числа такой молодежи. Он - разночинец и бывший студент. А что собой представляло тогда студенчество?
Это была передовая молодежь, выходцы, как уже было сказано, из различных социальных слоев российского общества. Одним словом, -среда, в которой уже начиналось "брожение умов":молодые люди того времени искали пути социального и нравственного обновления России. В университетах зрела революционная мысль и "бунтарские"настроения.
Родион Раскольников, преследуя абсолютно милосердные цели освобождения десятков духовно богатых людей из материальной нищеты, формулирует свою теорию, согласно которой делит всех людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих". Первые - это бессловесная смиренная толпа, а вторые - те, кому позволено все. К "исключительным" личностям он относит себя и еще немногих "избранных", а к тем, кто "смирился" -всех остальных.
"Все в руках человека, и все - то он мимо носу проносит единственно от одной трусости,"- думает Раскольников.
Если мир так страшен, что невозможно принять его, смириться с социальной несправедливостью, то значит, надо отделиться, стать выше этого мира.
Или послушание, или бунт – третьего не дано!
И такие пошли круги да волны от его мыслей, что вся гниль, весь смрад, таившиеся на дне души, полезли кверху и обнажились.
Раскольников решает переступить ту черту, которая отделяет "великих" людей от толпы. И этой самой чертой для него становится убийство: так молодой человек беспощадно судит этот мир, судит своим личным "карающим мечом". Ведь по мыслям Родиона, убийство никчемной старухи, от которой только вред людям, - это не зло, а, скорее благо. Да, за это все только спасибо скажут!
Однако, незапланированное убийство несчастной "смиренной" Лизаветы, впервые заставляет Раскольникова засомневаться в правильности своей теории, и тогда начинаются трагические метания героя.
"Бунтарский" разум его вступает в неразрешимый в спор с духовной сущностью. И рождается ужасная трагедия ЛИЧНОСТИ.
Тема смирения и тема бунта сталкиваются на страницах романа во всем своем неразрешимом противоречии, превращаясь в мучительный спор о человеке, который всю жизнь вел сам с собой Достоевский. В "бунтарском" мировоззрении Раскольникова и "смиренных" мыслях Сони Мармеладовой отразились собственные горькие размышления автора о человеческой природе и социальной действительности.
"Не убий,"- гласит одна из заповедей.
Родион Раскольников нарушил эту заповедь - и вычеркнул себя из мира людей.
"Я не старушку убил, я себя убил,"-признается герой Соне Мармеладовой. Совершив преступление, он переступил формальный закон, но не смог переступить закон нравственный.
Трагедия "бунтаря" Раскольникова в том, что сделав попытку вырваться из мира зла, он ошибается и терпит страшное наказание за свое злодеяние: крах идеи, раскаяние и муки совести.
Достоевский отвергает революционное преобразование мира, и тема "смирения" звучит в конце романа вполне победоносно и убедительно: Раскольников находит душевное успокоение в вере в Бога. Ему вдруг открывается истина: милосердные цели не могут быть достигнуты с помощью насилия.
Только на каторге герой осознает, что не насилие, а любовь к людям может изменить мир.

Роман Достоевского и сегодня остается актуальным. Мы тоже живем в эпоху перемен. Градус общественной жизни с каждым годом повышается.
Тема смирения с окружающей действительностью и тема бунта против социальной несправедливости бродит в умах современных россиян.
Возможно, кто - то и готов взяться за топоры. Но стоит ли?
Ведь идеи могут оказаться разрушительной силой, как для самого человека, так и для общества в целом.

Все великие поступки человечества — результат накопленного годами опыта, который, как известно, приходит только с ошибками. Я полностью соглашаюсь с поговоркой «Не ошибается тот, кто ничего не делает» - ведь даже самые известные и великие люди достигли своего положения, пройдя через вереницу ошибок.
Данная поговорка стимулирует к принятию решений. Чтобы добиться чего-то значимого, нужно в первую очередь сдвинуть дело с мертвой точки. И ошибки должны быть не поводом опустить руки и оставить затею, а показателем опыта и движения — пусть пока в неправильном направлении. Лучше ошибаться, но искать решение, чем сидеть сложа руки - вот какой смысл несет в себе это высказывание.
Пример накопления опыта через ошибки и полного бездействия мы можем наблюдать в сравнении образов двух ярких литературных героев — Пьера Безухова у Толстого и Ильи Обломова у Гончарова. Первый — внебрачный сын богатого графа, ставший его наследником. Пьер — наивный, добрый, мягкий молодой человек; он искренне верит в чистоту людских помыслов и не замечает корыстных намерений будущей жены — Элен и своих ложных друзей Анатоля и Долохова. Несмотря на некоторую инфантильность, Безухов — страстная и увлекающаяся натура, о чем свидетельствуют его бесконечные поиски себя и своей миссии: в неудачном браке, разгульной жизни, масонской ложе, войне. Однако в любой ситуации молодой граф умеет сохранить человеческое лицо и остаться тем же добрым и наивным Пьером.
Вся жизнь Безухова пропитана одной целью — служить обществу, сделать народ счастливее. Он видит своё личное счастье в служении не людям, а человечеству вообще. Лишь попадание в плен и встреча с Платоном Каратаевым переворачивают взгляд Пьера на жизнь. Вернувшись с войны, он женится на любимой девушке — Наташе и наконец обретает счастье и гармонию спустя столько совершенных ошибок.
Противопоставить Пьеру можно героя Гончарова. Илья Обломов — помещик, добродушный, но в силу своего воспитания очень ленивый. С детства родители холили и лелеяли Илюшу, не разрешали ему заниматься трудом, не уделяли должного внимания образованию сына. В итоге Обломов целыми днями лежит на диване, а всю работу и даже простейшие бытовые дела за него выполняют слуги.
Ключевым моментом произведения является встреча Обломова с Ольгой. Мечтательность и инфантильность его перерастают в желание жить, действовать и добиваться расположения девушки. Но намерения так ими и остаются, ведь Обломов не оказывается способен на реальную деятельность — и Ольга бросает его. Сам герой понимает, что эта лень и отсутствие интереса к чему-либо уже загубили всё хорошее, что было в нем. Тоска и безволие ведут к угасанию Обломова.
Судьба этих героев, имеющих немало общих черт, но по-разному строящих свою жизнь, демонстрирует нам: прийти к счастью и успеху мы можем, только находясь в поиске своего пути. Этот поиск непременно проведет нас через ошибки — малые и катастрофические, но главная задача человека — разглядеть их, исправить и ни в коем случае не опускать руки. Не ошибается тот, кто ничего не делает, а наши ошибки и помогают нам правильно, разумно действовать и добиваться успеха!

Официальный комментарий:
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Методические рекомендации:
«Опыт и ошибки» - направление, в котором в меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.

Афоризмы и высказывания известных людей:
Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка - это лишать себя опытности.
Люк де Клапье Вовенарг
Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель.
Аристотель

Карл Раймунд Поппер
Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за него будут думать другие.
Аврелий Марков
Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним.
Франсуа де Ларошфуко
Извлекай пользу из каждой ошибки.
Людвиг Витгенштейн
Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок.
Готхольд Эфраим Лессинг
Легче найти ошибку, чем истину.
Иоганн Вольфганг Гёте
Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь.
Карл Раймунд Поппер

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» . Раскольников, убивая Алену Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь трагизм совершенного им преступления, не признает ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния. Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои ошибки, способен измениться, он достоин прощения и нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример человека сострадательного).
М.А. Шолохов «Судьба человека», К.Г. Паустовский «Телеграмма». Герои столь разных произведений совершают схожую роковую ошибку, сожалеть о которой буду всю жизнь, но исправить уже, к сожалению, ничего не смогут. Андрей Соколов, уезжая на фронт, отталкивает обнимающую его жену, героя раздражают ее слезы, он злится, считая, что она его "заживо хоронит", а выходит все наоборот: он возвращается, а семья погибает. Эта потеря для него - страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь и с невыразимой болью говорит: "До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!" Рассказ К.Г. Паустовского - это повествование об одинокой старости. Брошенная собственной дочерью бабка Катерина пишет: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки». Но Настя успокаивает себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». Думая о посторонних людях, организуя выставку молодого скульптора, дочь забывает о единственном родном человеке. И лишь услышав теплые слова благодарности «за заботу о человеке», героиня вспоминает, что у нее в сумочке лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Дочь приезжает, но прощение просить уже не у кого. Горький опыт главных героев учит читателя быть внимательным к близким «пока не стало поздно».
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Череду ошибок в своей жизни совершает и герой романа М.Ю. Лермонтова. Григорий Александрович Печорин принадлежит к молодым людям своей эпохи, которые разочаровались в жизни.
Печорин сам говорит о себе: "Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его". Лермонтовский персонаж - энергичный, умный человек, но он не может найти применения своему уму, своим знаниям. Печорин - жестокий и равнодушный эгоист, потому что он причиняет несчастья всем, с кем общается, и его не волнует состояние других людей. В.Г. Белинский называл его "страдающим эгоистом", потому что Григорий Александрович обвиняет себя за свои поступки, он осознает свои действия, переживает и ничего не приносит ему удовлетворения.
Григорий Александрович - очень умный и рассудительный человек, он умеет признавать свои ошибки, но хочет при этом научить других сознаваться в своих, как, например, он все пытался натолкнуть Грушницкого на признание своей вины и хотел разрешить их спор мирным путем. Но тут же проявляется и другая сторона Печорина: после некоторых попыток разрядить обстановку на дуэли и призвать Грушницкого к совести сам же предлагает стреляться на опасном месте, чтобы кто-то из них погиб. При этом герой пытается обратить все в шутку, несмотря на то, что существует угроза как жизни молодого Грушницкого, так и его собственной жизни. После убийства Грушницкого мы видим, как поменялось настроение Печорина: если по пути на дуэль он замечает, насколько день прекрасный, то после трагического события день он видит в черных цветах, на душе его - камень.
История разочарованной и гибнущей печоринской души изложена в дневниковых записях героя со всей беспощадностью самоанализа; будучи одновременно и автором, и героем "журнала", Печорин бесстрашно говорит и о своих идеальных порывах, и о темных сторонах своей души, и о противоречиях сознания. Герой осознает свои ошибки, но ничего не делает для того, чтобы их исправить, свой собственный опыт его ничему не учит. Не смотря на то, что у Печорина есть абсолютное понимание того, что он разрушает человеческие жизни («разрушает жизнь мирных контрабандистов», по его вине гибнет Бела и т.д.), герой продолжает «играть» судьбами других, чем делает себя несчастным.
Л.Н. Толстой «Война и мир». Если герой Лермонтова, осознавая свои ошибки, не смог стать на путь духовного и нравственного совершенствования, то любимым героям Толстого, приобретенный опыт помогает стать лучше. При рассмотрении темы в этом аспекте можно обратиться к анализу образов А. Болконского и П. Безухова. Князь Андрей Болконский резко выделяется из великосветской среды своей образованностью, широтой интересов, мечтает совершить подвиг, желает большой личной славы. Его кумир - Наполеон. Чтобы добиться своего, Болконский появляется в самых опасных местах сражения. Суровые военные события способствовали тому, что князь разочаровывается в своих мечтаниях, понимает, как горько он ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. В эти минуты перед ним открывается новый мир, где нет эгоистических мыслей, лжи, а есть только самое чистое, высокое, справедливое. Князь понял, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Пережив дальнейшие события - появление ребенка и смерть жены - Болконский приходит к выводу, что ему остается жить для себя и своих близких. Это лишь первый этап эволюции героя, не только признающего свои ошибки, но и стремящегося стать лучше. Немалую череду ошибок совершает и Пьер. Он ведет разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина, но понимает, что такая жизнь не для него, Он не может сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в них. Он искренен, доверчив, слабоволен. Эти черты характера ярко проявляются во взаимоотношениях с развращенной Элен Курагиной - Пьер совершает очередную ошибку. Вскоре после брака герой понимает, что был обманут, и "перерабатывает один в себе свое горе". После разрыва с женой, находясь в состоянии глубокого кризиса, он вступает в масонскую ложу. Пьер верит, что именно здесь он "найдет возрождение к новой жизни", и опять понимает, что в чем-то главном вновь ошибается. Полученный опыт и «гроза 1812 года» приводят героя к крутым переменам в мировоззрении. Он понимает, что жить надо ради людей, надо стремиться приносить пользу Родине.
М.А. Шолохов «Тихий Дон». Говоря о том, как опыт военных сражений меняет людей, заставляет дать оценку своим жизненным ошибкам, можно обратиться к образу Григория Мелехова. Сражаясь то на стороне белых, то на стороне красных, он понимает, какая чудовищная несправедливость вокруг, да и сам совершает ошибки, приобретает военный опыт и делает самые важные выводы в своей жизни: «...моим рукам пахать надо». Дом, семья - вот ценность. А любая идеология, толкающая людей убивать, - ошибка. Уже умудренный жизненным опытом человек понимает, что главное в жизни не война, а встречающий у порога дома сын. Стоит отметить, что герой признает, что был не прав. Именно этим обусловлены его неоднократные метания от белых к красным.
М.А. Булгаков «Собачье сердце». Если говорить об опыте как «процедуре воспроизведения какого-нибудь явления экспериментальным путем, создания чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования», то практический опыт профессора Преображенского для «выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у людей» вряд ли можно назвать удачным в полной мере.
С научной точки зрения он весьма успешен. Профессор Преображенский проводит уникальную операцию. Научный результат получился неожиданным и впечатляющим, но в бытовом, житейском плане он привел к самым плачевным последствиям. Появившийся в доме профессора в результате операции тип, "маленького роста и несимпатичной наружности", ведет себя вызывающе, самонадеянно и нагло. Впрочем, следует отметить, что появившееся человекоподобное существо легко находит себя в изменившемся мире, но человеческими качествами не отличается и вскоре становится грозой не только для обитателей квартиры, но и для жильцов всего дома.
Проанализировав свою ошибку, профессор понимает, что собака была гораздо «человечнее», нежели П.П. Шариков. Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный гибрид Шариков - это скорее неудача, чем победа профессора Преображенского. Он и сам понимает это: "Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей". Филипп Филиппович приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам.
В повести "Собачье сердце" профессор исправляет свою ошибку - Шариков снова превращается в пса. Он доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты трагически сказываются на судьбах людей, предупреждает Булгаков. Поступки должны быть обдуманы и не нести разрушительного начала.
Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишенный нравственности, несет людям гибель и подобная ошибка будет необратима.
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Рассуждая об ошибках, непоправимых и приносящих страдание не только каждой отдельно взятой личности, но и народу в целом, можно обратиться и к указанной повести писателя ХХ века. Это не просто произведение о потере родного дома, но и о том, как ошибочные решения влекут за собой катастрофы, которые обязательно скажутся на жизни общества в целом.
В основе сюжета повести лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых районов. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Но можно ли назвать это решение однозначно верным? Жители затопляемой Матеры переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. Грубое вмешательство в природу обязательно повлечет за собой экологические проблемы. Но для писателя важны не столько они, сколько духовная жизнь людей.
Для Распутина совершенно ясно, что крушение, распад нации, народа, страны начинается с распада семьи. А виной тому трагическая ошибка, заключающаяся в том, что прогресс гораздо важнее душ стариков, прощающихся со своим домом. И нет в сердцах молодежи раскаяния.
Умудренное жизненным опытом старшее поколение не желает покидать родной остров не потому, что не может оценить всех благ цивилизации, а прежде всего потому, что за эти удобства требуют отдать Матёру, то есть предать свое прошлое. И страдания стариков - это тот опыт, который должен усвоить каждый из нас. Не может, не должен человек отказываться от своих корней.
В рассуждениях по данной теме можно обратиться к истории и тем катастрофам, которые повлекла за собой «хозяйственная» деятельность человека.
Повесть Распутина - это не просто рассказ о великих стройках, это трагический опыт предшествующих поколений в назидание нам, людям XXI века.