Оратории мендельсона. Хоралы — это не по-нашему

История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов.

Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других.

В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес».

Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada.

Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России.

Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский cезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». Среди недавних успешных записей коллектива – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019, Naxos). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей также с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика.

В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отметил 40 лет со дня основания. В течение многих лет его деятельность поддерживается грантом Президента Российской Федерации.

Александр Рудин

Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов.

Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).

Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра Musica Viva.

Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др.

В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso.

Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России были представлены произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера.

Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера музыкант представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром до мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака.

Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.

Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах.

В дискографии артиста – более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. Последний релиз – альбом симфоний Иоганна Стамица (Naxos, 2019).

С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Неоднократно был членом жюри международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) Конкурса имени П. И. Чайковского.

Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001) и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003).

Хор Kantorei der Schlosskirche Weilburg

Хор Kantorei der Schlosskirche регулярно выступает с известными солистами, коллективами Capella Weilburgensis, L’arpa festante, Harmonie Universelle и Le Tendre Amour – на больших церковных праздниках и на крупных светских концертах. В репертуаре коллектива – сочинения Монтеверди, И. С. Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Брамса и других. С 1986 года кантор хора – Дорис Хагель. Она выступает в качестве дирижера, певицы, органистки, художественного руководителя и организатора цикла концертов «Старинная музыка в замке Вайльбург». Помимо работы c ведущими ансамблями старинной музыки, хор выступает с оркестром Capella Weilburgensis, в котором участвуют лучшие исполнители на исторических инструментах из Германии и соседних стран.

В сотрудничестве с издательством Profil-Medien сделана серия записей «Старинная музыка в замке Вайльбург». Записаны также «Четыре строгих напева» Брамса в исполнении Клауса Мертенса (баритон), «Реквием» Дворжака (впервые на исторических инструментах), оратории «Павел» и «Илия» Мендельсона.

13 ноября 2005 года по случаю сотой годовщины со дня смерти герцога Адольфа фон Нассау хором исполнен «Реквием» Дворжака. В 2007 году коллектив участвовал в исполнении Мессы Дворжака в одном концерте с «Песнями об умерших детях» Малера. В 2014 году в рамках XIII Международного фестиваля Di Musica e Arte Sacra в Риме хор принял участие в исполнении оратории «Саул» Генделя. В 2010, 2012 и 2013 годах состоялись гастроли хора в Санкт-Петербурге и церкви Богородицы в Дрездене, в 2015– на Международном фестивале в базилике города Эхтернах (Люксембург).

Мехтильд Бах

Мехтильд Бах родилась в городе Лимбург-ан-дер-Лан. Училась в Государственной высшей школе музыки и изобразительного искусства во Франкфурте-на-Майне у профессоров Эльзы Кавельти, Гартмута Хёлля, Веры Росца и Лауры Сарти. Во время учебы дебютировала в Дармштадском государственном театре. Затем была приглашена в оперную студию Национальной Рейнской оперы. С 1990 года поет в Городском театре Гейдельберга, где овладела широким репертуаром лирического сопрано. Мехтильд Бах гастролировала по всей Европе, сотрудничала с выдающимися музыкантами, среди которых Райнхард Гёбель, Петер Нойманн, Манфред Хонек, Тон Коопман, Гельмут Риллинг, Конрад Юнгхэнель. Она выступала на Дрезденских днях музыки, в Международной академии Баха в Штутгарте, в замке Вайльбург, на Неделях музыки Малера в Тоблахе, в филармониях Берлина и Кёльна, Берлинском драматическом театре, Консертгебау в Амстердаме, во многих других музыкальных центрах Европы. Постоянная приглашенная солистка ансамбля «Кантус Кёльн». В последние годы поет также в Оперном театре Галле и театре Люцерна.

Бритта Шварц

Бритта Шварц выступает с известными оркестрами – Берлинским филармоническим, Израильским филармоническим, Консертгебау в Амстердаме, «Академией святого Мартина в полях», Саксонской государственной капеллой и «Капеллой Андреа Барка»; сотрудничает со знаменитыми дирижёрами, среди которых Филипп Херревеге, Кент Нагано, Марек Яновский, Петер Шрайер, Густаво Дудамель. Бритта Шварц побывала с концертами почти во всех странах Европы, а также в Израиле и Японии. Cотрудничает с выдающимися барочными исполнителями и ансамблями, среди которых Райнхард Гёбель, Пьер Као, Густав Леонхардт, Реми Людгер и Михаэль Шёнхайт, Фрайбургский барочный оркестр, ансамбль Musica Antiqua Köln, Берлинская академия старинной музыки и Камерный хор RIAS. Особое место в творчестве певицы занимает камерная вокальная музыка. Организовала цикл вокальных вечеров в Дрездене, где выступала с пианистом Андрашем Шиффом. Уже несколько лет преподает в Дрезденской высшей школе музыки имени Вебера, а в 2015 году стала почетным профессором Берлинской высшей школы музыки имени Эйслера.

Маркус Шафер

Маркус Шафер – лауреат конкурса имени Карузо в Милане, обладатель премии «Грэмми». Свои первые контракты он заключил с Цюрихским оперным театром (1985-1986) и Немецкой оперой на Рейне (1987-1993), вскоре стал петь в ведущих европейских театрах – венецианском Ла Фениче и Лисео в Барселоне, Лионской опере, Баварской и Берлинской государственных операх, на фестивалях в Зальцбурге и Пезаро. За ним закрепилась слава непревзойденного исполнителя партий Евангелиста в «Страстях» И. С. Баха; в его репертуаре множество партий в кантатно-ораториальных сочинениях и операх Генделя и Гайдна, операх и ораториях венских классиков, вокальные циклы Шуберта и Шумана, композиторов ХХ века. Среди недавних работ Шафера такие далекие друг от друга по стилистике сочинения, как «Воццек» Берга в Берлинской Комической опере и «Летучая мышь» И. Штрауса в нидерландском Nationale Reisoperaand. Среди партнеров певца были и есть выдающиеся исполнители музыки барокко: Рене Якобс, Сигизвальд Кёйкен, Франс Брюгген, Пол Маккриш, Николаус Арнонкур, Филипп Херревеге, Тон Коопман, Густав Леонхард, а также признанные исполнители современной музыки – Михаэль Гилен, Кент Нагано и другие. Запись «Страстей по Матфею» Баха, осуществленная с Николаусом Арнонкуром и его ансамблем Concentus Musicus Wien, была удостоена «Грэмми», а оратория «Иов» Диттерсдорфа под управлением Германа Макса получила Приз немецких критиков в области звукозаписи. Маркус Шафер – профессор вокала Ганноверской Высшей школы музыки и театра.

Манфред Биттнер

Манфред Биттнер родился в городе Вайсенбург-ин-Байерн, получил музыкальное образование в хоре Регенсбургского собора «Регенсбургер Домшпатцен». Учился у Вольфганга Бренделя в Мюнхене, посещал Театральную академию Баварии в Театре принца-регента и Оперную школу в Мюнхене в качестве стипендиата Немецкого театрального объединения. Обучался на мастер-классах в Штутгарте, посещал мастер-классы Андреаса Шмидта и Томаса Квастхоффа. Обширный репертуар Манфреда Биттнера включает произведения разных эпох, от опер и ораторий средневекового барокко, классики и романтизма до премьер современных авторов. Певец гастролирует по всей Европе, в Австралии и Юго-Восточной Азии, выступает на Биеннале современной музыки в Мюнхене, Венских праздничных неделях, Берлинском фестивале, на Фестивале Баха в Лейпциге и Европейском музыкальном фестивале в Штутгарте. Среди творческих партнёров Манфреда Биттнера известные ансамбли – L’arpa festante, Фрайбургский барочный оркестр, Ансамбль Бальтазара Неймана, Берлинская академия старинной музыки, Оркестр Тонхалле в Цюрихе, Камерный оркестр Базеля, Concerto Köln, Hamburger Camerata, дирижёры Винфрид Толл, Стефен Штуббс, Айвор Болтон, Филипп Херревеге, Рене Якобс, Конрад Юнгхэнель и Томас Хенгельброк, а также режиссёры Барри Коски и Клаус Гут.

Композитор: Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Оригинальное название: "Paulus", op.36
Язык оригинала: немецкий

Либретто: пастор Юлий Шубринг (Julius Schubring) на основе Священного Писания.
Форма: 2 части, 45 музыкальных номеров.
Продолжительность: более 2-х часов
Дата создания: 1832-1836
Премьера: 22 мая 1836, Дюссельдорф

Действующие лица:
Павел (бас)
Ананий (сопрано или тенор)
Стефан (сопрано или альт)
Варнава (тенор)
Два лжесвидетеля (басы)
Смешанный хор

История создания оратории "Павел"
"Моя оратория приносит мне всё больше и больше радости..." - писал 25-летний Феликс Мендельсон своей младшей сестре Ребекке в конце ноября 1834 года. Эта "радость" выделялась на фоне того, что он только что ушёл с поста музыкального руководителя нового театра в Дюссельдорфе, поссорившись с театральным режиссёром, по собственной вине, о чём свидетельствуют даже его самые близкие друзья. Заказ на ораторию Мендельсон получил еще в 1832 от своего друга Иоганна Шелбли (Johann Schelble), дирижёра хора "Святой Сесилии" из Франкфурта, с которым был знаком с 13 лет. Незапланированный уход с должности стимулировал творческий процесс и Мендельсон плотно начал работу над ораторией с марта 1834, к этому времени была закончена подготовка текстов, которыми занимались друзья композитора - священник Юлий Шубринг (Julius Schubring) и композитор Адольф Бернард Маркс (Adolf Bernhard Marx) и, конечно, сам Мендельсон. Тем не менее пройдёт ещё полтора года и будет ещё один эмоциональный удар пока произведение будет закончено.

Хотя у Феликса Мендельсона был невероятный дар заводить новых друзей, среди которых были многие из наиболее талантливых людей своего времени, он оставался глубоко предан семье - в частности, старшей сестре Фанни и отцу Аврааму. Не соглашаясь со многими жизненными принципами отца, он проявлял не только сыновье уважение, но в разговорах с другими называл его "мой единственный настоящий друг, мой учитель в искусстве и жизни". Композитор продемонстрировал несколько отрывков из "Павла" отцу в начале лета 1934 и вызвал большой интерес Авраама к этой работе. В марте 1835 года, отвечая отцу на большое аналитическое письмо, Феликс писал: "... я часто теряюсь, пытаясь понять, как вы, не имеея технической подготовки в музыке, можете иметь такие проницательные музыкальные оценки." Он добавил, что после "одного очень несовершенного звучания" Авраам указал на недостатки, которые он сам пропускал несколько месяцев. И поэтому, когда Авраам скоропостижно скончался в ноябре 1835 года, на Феликса эта утрата наложила ответственность исполнить невыполненные желания отца, в том числе закончить ораторию.

Первым приоритетом было довести "Павла" до успешной премьеры. Это было достигнуто 22 мая 1836 года, но не во Франкфурте, как планировалось в начале, так как Иоганн Шелби был серьёзно болен, а на Нижнерейнском фестивале в Дюссельдорфе. прошла с ошеломляющим успехом. Шуман, как преданный друг, тепло отзывался об этой работе, но Мендельсон, как это часто бывает, был менее удовлетворен и после премьеры продолжил работу над ней, внеся существенные корректировки.
Ещё одним желанием отца было, чтобы Феликс нашел свою вторую половину и создал собственную семью, что он и сделал, женившись на Сесилии Жанрено, но это другая история.
После доработки оратории и тщательных репетиций, следующее представление обновлённого "Павла" состоялось 16 марта 1837 года в соборе Св.Павла в Лейпциге. Хор состоял более чем из 300 человек и силы оркестра соответствовали ему. Представление также имело огромный успех, и с этого дня началось триумфальное шествие оратории по многим странам Европы и в США.

Оратория "Павел" была первой из запланированного грандиозного цикла из трёх ораторий: "Павел"-"Илия"-"Христос", а также первым опытом Мендельсона в этой музыкальной форме, до этого он с успехом восстановил и исполнил "Страсти по Матфею" Баха и оратории Генделя, поэтому в "Павле" заметно влияние стилей этих мастеров, также отдельные критики отмечали некую "слащавость" музыки относительно выбранной темы. Однако "Павел" имеет свои прекрасные музыкальные моменты, особенно 4 хорала, и поражает глубоким драматизмом. Следующая оратория "Илия", вышедшая спустя почти 10 лет, стала более зрелым произведением композитора и до сих пор пользуется большей популярностью и вниманием. Ораторию "Христос" Мендельсон не успел закончить.

Сюжет и структура
Сюжет оратори "Павел" основан событиях из Ветхого и Нового Заветов, преимущественно на "Деяниях святых апостолов", и повествует об Обращении Савла (Павла). Оратория разделена на две части. В первой части повествуется о судьбе гонителя христиан Савле, о побиении камнями Первомученика Стефана, о пути Савла в Дамаск, исцелении христианином Ананием и крещении. Вторая часть повествует о его и его сподвижника Варнавы деяниях и служении. По драматическому накалу преобладает первая часть, вторая часть является более лирической и созерцательной.

Оратория "Павел" оп.36 ноты

Оратория "Илия" Оп.70 (1846)

Портрет Святого Павла кисти Жоржа де Латура

Ранняя оратория Ф.Мендельсона "Святой Павел" - часть неосуществленного триптиха "Илия - Павел - Христос", задуманного автором как музыкальное отражение-осмысление разных этапов религиозного учения.

Оратория "Павел" Оп.36 (1835)


Композитор:
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809-1847)
Оригинальное название: "Paulus", op.36
Язык оригинала: немецкий
Либретто: пастор Юлий Шубринг (Julius Schubring) на основе Священного Писания.
Форма: 2 части, 45 музыкальных номеров.
Продолжительность: более 2-х часов
Дата создания: 1832-1836
Премьера: 22 мая 1836, Дюссельдорф

Действующие лица:

Павел (бас)
Ананий (сопрано или тенор)
Стефан (сопрано или альт)
Варнава (тенор)
Два лжесвидетеля (басы)
Смешанный хор

История создания оратории "Павел"

"Моя оратория приносит мне всё больше и больше радости..." - писал 25-летний Феликс Мендельсон своей младшей сестре Ребекке в конце ноября 1834 года. Эта "радость" выделялась на фоне того, что он только что ушёл с поста музыкального руководителя нового театра в Дюссельдорфе, поссорившись с театральным режиссёром, по собственной вине, о чём свидетельствуют даже его самые близкие друзья. Заказ на ораторию Мендельсон получил еще в 1832 от своего друга Иоганна Шелбли (Johann Schelble), дирижёра хора "Святой Сесилии" из Франкфурта, с которым был знаком с 13 лет. Незапланированный уход с должности стимулировал творческий процесс и Мендельсон плотно начал работу над ораторией с марта 1834, к этому времени была закончена подготовка текстов, которыми занимались друзья композитора - священник Юлий Шубринг (Julius Schubring) и композитор Адольф Бернард Маркс (Adolf Bernhard Marx) и, конечно, сам Мендельсон. Тем не менее пройдёт ещё полтора года и будет ещё один эмоциональный удар пока произведение будет закончено.

Хотя у Феликса Мендельсона был невероятный дар заводить новых друзей, среди которых были многие из наиболее талантливых людей своего времени, он оставался глубоко предан семье - в частности, старшей сестре Фанни и отцу Аврааму. Не соглашаясь со многими жизненными принципами отца, он проявлял не только сыновье уважение, но в разговорах с другими называл его "мой единственный настоящий друг, мой учитель в искусстве и жизни". Композитор продемонстрировал несколько отрывков из "Павла" отцу в начале лета 1934 и вызвал большой интерес Авраама к этой работе. В марте 1835 года, отвечая отцу на большое аналитическое письмо, Феликс писал: "... я часто теряюсь, пытаясь понять, как вы, не имеея технической подготовки в музыке, можете иметь такие проницательные музыкальные оценки." Он добавил, что после "одного очень несовершенного звучания" Авраам указал на недостатки, которые он сам пропускал несколько месяцев. И поэтому, когда Авраам скоропостижно скончался в ноябре 1835 года, на Феликса эта утрата наложила ответственность исполнить невыполненные желания отца, в том числе закончить ораторию.

Первым приоритетом было довести "Павла" до успешной премьеры. Это было достигнуто 22 мая 1836 года, но не во Франкфурте, как планировалось в начале, так как Иоганн Шелби был серьёзно болен, а на Нижнерейнском фестивале в Дюссельдорфе. Премьера оратории прошла с ошеломляющим успехом. Шуман, как преданный друг, тепло отзывался об этой работе, но Мендельсон, как это часто бывает, был менее удовлетворен и после премьеры продолжил работу над ней, внеся существенные корректировки.
Ещё одним желанием отца было, чтобы Феликс нашел свою вторую половину и создал собственную семью, что он и сделал, женившись на Сесилии Жанрено, но это другая история.
После доработки оратории и тщательных репетиций, следующее представление обновлённого "Павла" состоялось 16 марта 1837 года в соборе Св.Павла в Лейпциге. Хор состоял более чем из 300 человек и силы оркестра соответствовали ему. Представление также имело огромный успех, и с этого дня началось триумфальное шествие оратории по многим странам Европы и в США.

Оратория "Павел" была первой из запланированного грандиозного цикла из трёх ораторий: "Павел"-"Илия"-"Христос", а также первым опытом Мендельсона в этой музыкальной форме, до этого он с успехом восстановил и исполнил "Страсти по Матфею" Баха и оратории Генделя, поэтому в "Павле" заметно влияние стилей этих мастеров, также отдельные критики отмечали некую "слащавость" музыки относительно выбранной темы. Однако "Павел" имеет свои прекрасные музыкальные моменты, особенно 4 хорала, и поражает глубоким драматизмом. Следующая оратория "Илия" (), вышедшая спустя почти 10 лет, стала более зрелым произведением композитора и до сих пор пользуется большей популярностью и вниманием. Ораторию "Христос" Мендельсон не успел закончить.

Сюжет и структура

Сюжет оратории "Павел" основан на событиях из Ветхого и Нового Заветов, преимущественно на "Деяниях святых апостолов", и повествует об Обращении Савла (Павла). Оратория разделена на две части. В первой части повествуется о судьбе гонителя христиан Савле, о побиении камнями Первомученика Стефана, о пути Савла в Дамаск, исцелении христианином Ананием и крещении. Вторая часть повествует о его и его сподвижника Варнавы деяниях и служении. По драматическому накалу преобладает первая часть, вторая часть является более лирической и созерцательной.

Felix Mendelssohn Bartholdy

Paulus (St.Paulus) op.36
Oratorium nach Worten der Heiligen Schrift

Maria Cristina Kiehr, Soprano
Werner Gura, Tenore
Michael Volle, Basso

Kammerchor Stuttgart
Deutsche Kammerphilharmonie Bremen
cond. Frieder Bernius

APE + cue, booklet - 498 Mb // БОНУС: клавир (PDF) (Если нужна партитура - пишите)

ПРИЯТНОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ!