Основные грамматические категории глагола. Глагол. Морфологическая характеристика глагола. Грамматические категории глагола. Видовая система русского языка

Когда мы хотим охарактеризовать определенное действие или состояние предмета в устной речи, мы используем глагол. Глагол в предложении описывает действие предмета, пребывание его в определенном состоянии и тому подобное.

В самом общем смысле глагол обозначает различные процессы и включает в себя несколько частных значений, таких как описание действия (рисовать ), описание состояния (изменяться ), описание процесса (течь ) и описание движения (бежать ).

Глагол имеет постоянные и непостоянные грамматические категории. Постоянные грамматические признаки (категории) являются собственно глагольными. В их число входят возвратность и переходность. Также к ним относится, помимо описанных категорий, Его тип не изменяется и является постоянным. Непостоянные грамматические категории присутствуют не у всех форм глаголов. В их число входят время, число, лицо, наклонение и род.

В данном материале подробнее разберем, что такое глагол, грамматические категории глагола и виды глаголов.

Категория наклонения

Изъявительное наклонение указывает на реальность процесса или действия, которое уже происходило, длится в данный момент или будет происходить в будущем. Глаголы в этом наклонении изменяются по временам (соответственно - прошедшее, настоящее и будущее).

Условное наклонение также называют сослагательным. Указывает на нереальное действие, которое могло бы произойти. Собственно, частицей «бы» чаще всего и указывается. Например, «жили бы в Москве», «бегала бы на стадионе».

Повелительное наклонение - самое сложное наклонение, указывающее на предписания, просьбы, желания и побуждения к действию. Такие глаголы формируются с помощью измененных окончаний у глаголов настоящего времени (для глаголов несовершенного вида) и будущего (для глаголов совершенного вида). Так, повелительные глаголы в форме 2-го лица в единственном числе отличаются окончанием «-и». Например, «беги, спеши».

Категория вида

Вид - это категория глагола, которая выражает способ выполнения действия с указанием на то, когда и в течение какого времени протекает процесс. Вид бывает совершенным и несовершенным. Из названия понятно, что глаголы совершенного вида показывают определенный предел действия: либо начальный, либо конечный (но он должен быть завершен или начат в какой-то период времени). Глаголы несовершенного вида показывают процесс без указания на его завершенность. Вид и время глагола связаны. Глаголы несовершенного вида делятся сразу на три разные формы времени (о категории времени подробнее ниже): прошедшее, настоящее и будущее. Например, «иду », «шел », «пойду ». Глаголы совершенного вида имеют два времени: будущее и прошедшее.

Категория времени

  • Настоящее - процесс проходит когда о нем идет речь.
  • Прошедшее - процесс был завершен до того, как о нем пошла речь.
  • Будущее - процесс, который начнется уж после завершения процесса речи.

Формы настоящего и будущего времени никак не оформляются с точки зрения грамматики, в то время как формы прошедшего времени оформляются с помощью суффикса «-л-» или нулевым суффиксом. Например, «убежа-л-а » или «взял ».

Категория переходности

Данная категория глагола показывает отношение процесса к определенному объекту. В зависимости от того, есть у глаголов возможность перейти к объекту или нет, они делятся на два типа: переходные глаголы и непереходные глаголы.

  • Переходные глаголы показывают действие, которое отсылается к какому-то объекту. Они, в свою очередь, делятся на: глаголы созидания (создавать, паять, шить ), глаголы разрушения (разбивать, сломать ), глаголы восприятия (смотреть, чувствовать ), глаголы выражения эмоций (вдохновлять, привлекать) , а также глаголы мыслей и изречений (осмыслять, изъясняться).
  • Непереходные глаголы показывают действие, которое не может перейти на определенный объект. В их числе можно назвать: глаголы, показывающие процесс существования личности (быть, располагаться ), показывающие процесс движения (бежать, летать ), показывающие чье-либо состояние (хворать, злиться, спать) , глаголы, указывающие на определенный тип деятельности (преподавать, варить) , указывающие на способ выполнения тех или иных действий (кичиться, манерничать) , ну и наконец, глаголы, указывающие на визуальное и слуховое восприятие (светиться, звонить).

Категория залога

Категория глагола, указывающая на отношения между субъектом, выполняющим процесс (действие), самим процессом и объектом, по отношению к которому выполняется процесс (действие). Существует два типа залога: действительный и страдательный. Действительный залог - показывает, что подлежащее называет субъект, который напрямую относится к действию или процессу. В случае со страдательным залогом ситуация иная. В этом случае подлежащее относится к объекту, над которым совершается то или иное действие со стороны других объектов или людей. Страдательный залог можно выразить с помощью постфиксов или специальных страдательных форм причастия.

Категория возвратности

Эти глаголы относятся к категории непереходных глаголов. Это отдельная форма, выражаемая с помощью постфикса «-ся». Подобные глаголы делятся на отдельные категории возвратности. В зависимости от своего значения такие глаголы делятся н следующие 4 группы:

  • Собственно-возвратные - используются, когда действие лица направлено на самого себя. Например, «чиститься, готовиться, обижаться».
  • Взаимно-возвратные - используются когда описываются действия двух лиц, направленных друг на друга. Оба лица в этом случае являют собой и субъект и объект. Например, «видеться, общаться».
  • Косвенно-возвратные - используются когда действие совершается лицом в своих собственных интересах. Например, «собираться (собирать вещи для себя), определяться (решать что-то для себя)». Может быть переоформлено в конструкцию с использованием «для себя».
  • Общевозвратные - используются когда определенный процесс завязан на состоянии субъекта. Например, «беспокоиться, удивляться, злиться».

Категория лица

  • Глагол первого лица в единственном числе используется, когда процесс выполняется самим говорящим.
  • Глагол первого лица во множественном числе используется, когда процесс выполняется говорящим и кем-то еще.
  • Глаголы второго лица в единственном числе используются, когда процесс выполняется другим субъектом.
  • Во втором лице во множественном числе используется, когда процесс выполняется собеседником и еще кем-то.
  • Третье лицо в единственном числе используется, когда процесс выполняется кем-то, кто вообще не принимает участия в диалоге.
  • Третье лицо множественного числа используется, когда процесс выполняется кем-то, кто не принимает участия в диалоге, и другими персонами вне определенного диалога.

Категория рода и числа

Категория рода у глагола ссылается к существительному или местоимению, а именно к их роду. Если у лица/субъекта нет определенной формы рода, то используется род возможного субъекта. Например, «пришел бы завтра», «снег падал» .


Вид принадлежит к числу важнейших категорий русского глагола. Эта категория охватывает всю глагольную лексику.
Глагольная категория вида выражает различия в протекании действия: решать - решить, делать - сделать, говорить - сказать. Это глаголы совершенного и несовершенного вида.
Формы несовершенного вида называют действия, длящиеся, развивающиеся, ничем не ограниченные: Он пишет письмо; Он будет писать письмо; Он писал письмо. В последнем примере глагол обозначает действие, которое уже произошло, но указания на достижение предела нет.
Формы совершенного вида называют действия ограниченные, т. е. которые при достижении предела прекращаются: Я написал письмо. Действие, названное глаголом написал, достигло своего результата и после этого прекратилось. Указание на достижение предела может проявляться как в прошедшем, так и в будущем времени: Он написал письмо; Он напишет письмо. В последнем примере действие будет совершаться после момента речи, но говорящий указывает, что действие достигнет предела.
Таким образом, вид - это грамматическая категория, указывающая на ограниченность или неограниченность действия.
Общевидовые значения целостности и процессности в условиях контекста проявляются в частновидовых значениях.
Частновидовые значения несовершенного вида:
конкретно-процессное: пишу (писал) письмо (глагол обозначает конкретное неповторяющееся действие как процесс);
неограниченно кратное: Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу... (А. Пушкин) (неограниченно-повторяющееся действие);
обобщенно-фактическое: «Как? - сказал Нарумов. - У тебя есть бабушка, которая угадывает три карты сряду, а ты до сих пор не перенял у ней ее каббалистики?» (А. Пушкин) (факт наличия или отсутствия действия);
значение постоянного отношения: Билет стоит недорого.
Частновидовые значения совершенного вида:
конкретно-фактическое: написал письмо, прочитал книгу (глагол обозначает единичное целостное конкретное действие);
наглядно-примерное: Прежде я каждый вечер заходила в папин кабинет. А теперь, когда ни зайдешь, там он (В. Каверин) (целостное, ограниченное пределом действие, являющееся как бы примером подобных фактов).
Основу вида как грамматической категории составляют парные глаголы, т. е. глаголы, образующие видовую пару, или видовую корреляцию (соотношение).
Глаголы, образующие видовую пару, обозначают один и тот же факт действительности. Сравните: писать письмо (несовершенный вид, длительность, продолжительность действия) и написать письмо (совершенный вид, отношение действия к внутреннему пределу). Семантическое совпадение - необходимое условие видовой парности глаголов. Они различаются только грамматически. Поэтому глаголы писать - написать - это видовая пара, а глаголы писать - записать, писать - пописать, писать - отписать не являются видовыми парами.
Все приведенные префиксальные образования отличаются не только видовым значением. Приставки отчетливо сохраняют свои временные значения: префикс за- означает начало действия, по- показывает, что действие осуществляется за ограниченное в своей длительности время, от- выражает значение доведения действия до конца, исчерпанность действия во времени.
В русском языке нет глагола, который бы не имел вид. Однако не каждый глагол образует видовую пару. Так, глаголы совершенного вида опомниться, очутиться, хлынуть и др. не имеют соотносительных форм несовершенного вида, а глаголы несовершенного вида отсутствовать, обитать, бездействовать и т. п. не имеют соотносительных форм совершенного вида. Такие глаголы называются одновидовыми, непарными.
Одновидовые глаголы делятся на две группы:
  1. глаголы, имеющие только формы совершенного вида: встрепенуться, очнуться, ринуться, рухнуть (эти глаголы обозначают мгновенные действия), доиграться, забегаться, перестараться (эти глаголы указывают на исчерпанность действия) и многие другие глаголы, обозначающие действия, ограниченные в своем развитии;
  2. глаголы, имеющие только формы несовершенного вида: расхаживать, приговаривать, бездействовать, преследовать, участвовать, сочувствовать, заискивать, охорашиваться, ухаживать, обитать, зависеть, сожалеть, стоить, значить и др. Эти глаголы обозначают действия, не ограниченные в своем развитии.
Особое место занимают так называемые двувидовые глаголы, т. е. глаголы в одной и той же форме совмещающие значения обоих видов: велеть, женитъ(ся), казнить, крестить, ранить, венчать, обещать, молвить, исследовать, воздействовать, использовать, организовать, арестовать, атаковать, рапортовать, кодифицировать и др. Их видовая неопределенность устраняется в контексте: Я как устроюсь - так женюсь (совершенный вид); Я не женюсь (несовершенный вид) только потому, что денег нету (М. Слонимский); Положение постепенно стабилизируется (несовершенный вид); Положение скоро стабилизируется (совершенный вид).
Двувидовые глаголы распадаются на две группы: глаголы с исконно русской основой (женить, казнить) и глаголы с заимствованной основой (активизировать, асфальтировать). Многие двувидовые глаголы в связи с общим стремлением языка к разграничению видовых значений начинают образовывать параллельные формы, т. е. переходят в разряд парных. Например, вместо двувидового глагола ночевать появляется парный глагол ночевать - заночевать, а вместо двувидового глагола конфисковать - парный глагол конфисковывать.
Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:
а) -ыва-, -ива-: списать - списывать, вспахать - вспахивать;
б) -ва-: дать - давать, обуть - обувать;
в) -ева-: застрять - застревать, продлить - продлевать;
г) -а-: подрасти - подрастать, домести - дометать, пропечь - пропекать;
д) чередованием суффиксов -и- и -а-: обучить - обучать, разгрузить - разгружать.
Глаголы совершенногЬ вида образуются от глаголов несовершенного вида следующими способами:
а) с помощью суффикса -ну-: увядать - увянуть, прокисать - прокиснуть, промокать - промокнуть, подсыхать - подсохнуть;
б) с помощью приставок: строить - построить, писать - написать, делать - сделать, крепнуть - окрепнуть.
При образовании видов гдагола в корнях некоторых глаголов наблюдаются чередования гласных и согласных звуков: заработать - зарабатывать, отопить - отапливать, высыхать - высохнуть, разгрузить - разгружать, отметить - отмечать.
Видовые пары иногда образуются посредством перемещения ударения: разрезать - разрезать, насыпать - насыпать, а также от другой основы (супплетивные видовые пары): брать - взять, говорить - сказать.

Еще по теме КАТЕГОРИЯ ВИДА ГЛАГОЛА:

  1. Перфективация: видовая пара «беспрефиксный глагол несов. вида - префиксальный глагол сов. вида» (делать - сделать)
  2. СПЕЦКУРС «ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ВИДА РУССКОГО ГЛАГОЛА»
  3. Петрухина Е.В.. Русский глагол: категории вида и времени (в контексте современных лингвистических исследований). Учеб­ное пособие. – М,2009. – 208 с., 2009

Грамматические категории глагола. Глагол - часть речи, обозначающая процессуальный признак - действие (писать, ходить, деть) или состояние (спать, ждать) - и выражающая это значение в грамматических категориях вида, залога, времени, числа, лица, наклонения и рода. Будучи наиболее сложным по составу форм классом слов, глагол противопоставлен в системе частей речи именам как класс слов, обла¬дающий формами спряжения и являющийся базой синтаксической категории предикативности.

Глаголы различаются по видам.

К совершенному виду относятся глаголы, обозначающие ограниченное пределом целостное действие: сделать, написать, запеть, простоять. К несовершенному виду относятся глаголы со значением «неограниченное пределом нецелостное действие»: делать, писать, петь, стоять; пределом действия является завершение всего действия (Я прочитал книгу) или его части, в т. ч. начальной (Он запел). Значение целостности действия – это значение, представляющее доведённое до предела действие как единый акт, нечленимый на фазы (начальную, конечную и т.п ср. начал, продолжал, кончил петь, но не начал, продолжал, кончил спеть). Залог глагола связан с выражением значений «совершить действие» (актив, действительный залог) и «испытывать воздействие» (пассив, страдательный залог). К действительному залогу относятся глаголы, значение которых не указывает направленности действия на предмет (или лицо), выраженный формой именительного падежа (Рабочие строят дом; Ученики решают задачу). К страдательному залогу отно¬сятся глаголы с постфиксом -ся, имеющие значение действия, направленного на тот предмет (или ли¬цо), который выражен формой именительного падежа (Дом строится рабочими; Задача решается учениками). Значе¬ние страдательного залога выражается также формами страдательных причастий (любим, любимый; читан, читанный; построен, построенный). Все глаголы обладают грамматическим значением за¬лога, но противопоставление по залогу образуют только переходные глаголы.

Переходные глаголы сочетаются с именем, стоящим в винительном или (реже) родительном падеже без предлога и обозначающим объект действия: Ученики решают задачу; Сотрудники пишут отчёт; Мы ждём поезда.

Некоторые непереходные глаголы действительного зало¬га имеют постфикс -ся. Такие глаголы называются воз¬вратными глаголами: мыться (Он моется под душем), учиться, обниматься и др. Формы глагола делятся на спрягаемые и неспрягае¬мые. Спрягаемыми формами являются формы вре¬мени, числа, лица, рода и наклонения. Изменение глагола по временам, числам, лицам, родам и наклоне¬ниям называется спряжением.

Каждый глагол относится или к 1-му, или ко 2-му спряжению.

Исключение состав¬ляют глаголы, называемые разноспрягаемыми, а также глаголы дать, создать, есть, надоесть. К 1-му спряжению относятся глаголы, имеющие следующие окончания в формах настоящего и будущего времени (в орфографической записи): -у, -ю (несу, бросаю), -ёшь, -ешь (несёшь, бросаешь), -ёт, -ет (несёт, бросает), -ем, -ем (несём, бросаем), -ёте, -ете (несёте, бросаете), -ут, -ют (несут, бросают). Ко 2-му спряжению относятся глаголы, имеющие в тех же формах следующие окончания: -у, -ю (кричу, хвалю), -ишь (кричишь, хвалишь), -ит (кричит, хвалит,) -им (кричим, хвалим), -ите (кричите, хвалите), -ат, -ят (кричат, хвалят). Категория времени глагола показывает отношение действия к одному из трёх реальных временных планов - настоящему, прошлому или будущему. Действие, отнесённое в план прошлого, выражается формами прошедшего времени (писал, ска¬зал, убежал), в план настоящего – формами настоящего времени (пишу, говорю, бегу), в план будущего – формами будущего времени (буду писать, напишу; буду говорить, скажу; буду убегать, убегу). Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (писал, пишу, буду писать), глаголы совершенного вида – лишь формы прошедшего и будущего времени (написал, напишу). Категория числа глагола показывает, что действие производится одним субъектом (ед. ч.: я пишу, он будет писать, ты писал) или более чем одним (мн. ч.: мы пишем, они будут писать, они писали). Категория лица выражает отношение производителя действия к говорящему.

В настоящем и будущем времени изъявительного наклонения глагол име¬ет формы 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа (я пишу, ты пишешь, он пишет; мы пишем, вы пишете, они пишут). Формы лица указывают, что 1) произво¬дителем действия является говорящий (1-е лицо ед. ч.); 2) говорящий входит в число производите¬лей действия (1-е лицо мн. ч.); 3) производителем действия является адресат речи (2-е лицо ед. ч.) либо 4) адресаты речи или группа лиц, включаю¬щая адресата (2-е лицо мн. ч.); 5) производителем действия является лицо (лица), не участвующее в речи, или предмет, явление (предметы, явления) (3-е лицо ед. и мн. ч.). Категория рода глагола показывает, что действие относится к лицу или предмету, называ¬емому словом с грамматическим значением мужского, женского или среднего рода: Он (мальчик) читал; Она (девочка) читала; Солнце сияло; Пошёл бы он (пошла бы она), если бы не надвигалась гроза.

В том случае, если производитель действия – живое существо, обозначенное именем существительным мужского или общего рода; а также личными местоиме¬ниями я, ты, форма глагола указывает на пол производителя действия: врач пришёл - врач при¬шла, сирота остался - сирота осталась, я си¬дел ~ я сидела, ты ушёл - ты ушла. Во множественном числе родовые различия не выражаются: Они (мальчи¬ки, девочки) читали.

Формы рода как спрягаемые свойственны глаголам только в прошедшем времени и сослага¬тельном наклонении.

Категория наклонения глагола вы¬ражает отношение действия к действительности. Реальное действие, осуществляющееся в настоящем, прошедшем или будущем времени, выражается формами изъявительного наклонения: Он играет, играл, будет играть; сыграл, сыграет.

Действие, к которому побуждают кого-либо, выражается формами повелительного наклонения: иди, беги, приготовь, приготовьте, идём, идёмте. Возможное, желае¬мое или предполагаемое действие выражается фор¬мами сослагательного наклонения (читал бы, при¬готовил бы). Неспрягаемые глагольные формы – это инфини¬тив, причастие и деепричастие.

Инфинитив, или неопределённая форма, называет действие, но не показывает его отнесённости к лицу, времени, действительности (его реальности или нереально¬сти): писать, сыграть, везти, беречь, идти. При¬частие и деепричастие, называемые также атрибу¬тивными формами глагола, обладают, наряду с глагольными признаками, признаками прилага¬тельного (причастие) и наречия (деепричастие). При этом причастие обозначает действие как атрибутивный признак предмета (читающий, ждавший, рассматриваемый, построенный), а деепричастие – как признак, характеризую¬щий другое действие (читая, давая, прочитав, отдав, надувшись, замёрзши, возвратясь, зайдя). Формы глагола образуются от двух основ: основы прошедшего времени (чаще всего совпадающей с основой инфинитива) и основы настоящего времени.

Основа прошедшего времени выделяется посредством отсечения суффикса -л- и родового окончания -а в форме прошедшего времени женского рода: писа-ла, вез-ла, греб-ла, ме-ла, тёр-ла, победи-ла. Основа настоящего времени выделяется посредством отсечения окончания в формах 3-го лица мн. ч. настоящего или простого будущего времени: пиш-ут, игpam, вез-ут, греб-ут, тр-ут, побед-ят. Основа настоящего времени оканчива¬ется всегда на согласный, основа прошедшего времени – обычно на гласный, за исключением немногих глаголов, где она совпадает с основой прошедшего вре¬мени, а также глаголов не¬продуктивных групп.

От основы прошедшего времени образуются спрягае¬мые формы прошедшего времени (чита-л, вари-л, от-мы-л), действительные причастия прошедшего времени (чита-вший, вари-вший), страдательные прича¬стия прошедшего времени на -анный и -тый (прочитан¬ный, отмы-тый), деепричастия на -в(ши) (прочита-в, свари-вши). От основы настоящего времени об¬разуются спрягаемые формы настоящего и простого будущего времени (чита, свар-ю, отмот), повели¬тельного наклонения (читай, свар- и), причастия настоящего времени (читащий, чита[j]емый), страдательные причастия прошедшего времени на -енный (свар-енный) и деепричастия на -а (-я) (чита). В зависимости от принадлежности глагола к 1-му или 2-му спряжению, а также по характеру соотноше¬ния основ прошедшего и настоящего времени и образования формы инфинитива выделяются 5 продуктивных классов глаголов и ряд непродуктивных групп.

Продуктивность пяти классов определяет¬ся тем, что они регулярно пополняются за счёт новых основ: все новые глаголы, образуемые с помощью продуктивных словообразовательных суффиксов и заимствуемые из других языков, относятся толь¬ко к этим пяти классам.

В то же время непродук¬тивные группы могут пополняться лишь за счёт чисто приставочных и постфиксальных образо¬ваний.

Особняком стоят изолированные глаголы, не входящие ни в один из классов и ни в одну из групп.

К ним относятся: разноспрягаемые глаголы бежать, хотеть и чтить; глаголы дать, есть, создать, надоесть, имеющие особые, отлич¬ные от обоих спряжений, окончания; глагол идти, основы которого супплетивны (шла - идут); глаго¬лы быть (с полным набором форм будущего времени – будут и т. п. при наличии лишь остаточных форм настоящего времени есть и суть), забыть, ехать, ре¬веть. 1.2.Способы словообразования глаголов.

Производные глаголы принадлежат к различным спо¬собам словообразования.

Суффиксальные глаголы: с суффиксами -и(ть), -ова(ть) (-ирова(ть), -изи-рова(ть), -изава(ть)), -нича(ть), -ствова(ть), -а(ть), мотивированные существительными и при¬лагательными, имеют значения: «совершать дейст¬вие, свойственное лицу или животному» – батра¬чить, плутовать, попугайничать, учительство¬вать; «действовать с помощью предмета» – багрить, циклевать; «наделять свойством» – су¬шить, активизировать, ровнять; «проявлять свойство» – хитрить, лютовать, важничать, свирепствовать, хромать и др. Глаголы с суффиксами -е(ть) и -ну(ть), мотивированные прилагательны¬ми, имеют значение «приобретать свойство»: бе¬леть, слепнуть.

Суффикс -ива(ть) / -ва(ть) / -а(ть) служит для образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершннного вида: переписать - переписывать, уз¬нать - узнавать, победить - побеждать, а также глаголов со значением многократности (хажи¬вать, певать); суффиксы -ну(ть) и -ану(ть) – для образования глаголов совершенного вида со значением одно¬кратного действия: толкнуть, рубануть.

Префиксальные глаголы означают направление дейст¬вия в пространстве (войти, выйти, подойти, прийти, уйти, отойти, дойти, сойти, обойти, перейти, пройти, зайти), совершение действия во времени (запеть, взволноваться; пойти; посто¬ять, просидеть, переждать, досидеть, отвое¬вать и др.), степень интенсивности действия (от¬гладить, начистить, иззябнуть, перепугать, продумать, раскормить; перегреть; поотстать, подбодрить, приглушить; недовыполнить), мно¬жественность объектов действия (издырявить, обегать, облетать; пересмотреть все фильмы, повывезти и др.), результативность действия (вскипятить, воспрепятствовать, вылечить, за¬минировать, измерить, оштрафовать, обме¬нять, ^отремонтировать, постирать, подмести, пристыдить, продемонстрировать, разбудить, сделать). Кроме того, глаголам свойственны следующие спосо¬бы словообразования: префиксально-суффиксаль¬ный (влажный - увлажнить, болеть - побали¬вать, дремать - вздремнуть), постфиксальный (умыть - умыться), суффиксально-постфиксальный (скупой - скупиться), префиксально-постфиксальный (бегать - забегаться), префиксально-суффиксально-постфиксальный (шу¬тить - перешучиваться, смелый - осмелиться), сложение (полузакрыть, самовоспламениться), сложение в сочетании с префиксацией (оплодот¬ворить), сложение в сочетании с префиксацией и суффиксацией – (размокропогодить), сращение (злоумышлять), сращение в сочетании с суффик¬сацией (христарадничать), сращение в сочетании с постфиксацией (заблагорассудится). Разнообразные словообразовательные типы от¬глагольных глаголов, модифицирующих характер протекания действия, служат формированию спо¬собов глагольного действия. В предложении спрягаемые формы глаголы выступа¬ют в роли простого сказуемого (Мальчик чита¬ет). Инфинитив может выступать в качестве под¬лежащего, простого глагольного сказуемого, глав¬ного члена инфинитивного предложения, дополнения, несогласованного определения и об¬стоятельства цели. Полные причастия в предложе¬нии, как и прилагательные, выступают в качестве определения; вместе с относящимися к ним слова¬ми могут входить в состав причастного оборота. Краткие формы причастий в предложении обычно выступают в качестве сказуемого (Дом построен). Деепричастие выступает в предложе¬нии в роли примыкающего определения и обозна¬чает действие, сопровождающее другое действие, выраженное спрягаемой формой глагола или инфинити¬ва (Мы шли разговаривая; Надо смотреть мол¬ча). Вместе с относящимися к нему словами дее¬причастие может входить в состав деепричастного оборота.

Русский глагол претерпел значительные исторические изменения. Основными направлениями развития древнерусского глагола являются упрощение системы времён, прежде всего прошедших, и параллельный процесс формирования категории вида как регулярной си¬стемы двучленных корреляций, вследствие чего многообразные оттенки протекания действия во времени стали выражаться при взаимодействии аспектуальных и темпоральных характеристик глагола (видовременная система). В кругу атрибутивных форм глагола наиболее заметным изменением было вы¬деление из причастий особой полупредикативной формы – деепричастия.

Употребление глаголов в рассказах В.М. Шукшина. 2.1. «Деревенская проза» как литературный жанр. Один из самых полноводных потоков литературы 50-70-х годов получил название «деревенской прозы». Казалось бы, единственное, что объединяет творения столь различных, несхожих между собой писателей, как В. Овечкин, Е. Дорош, В. Солоухин, А. Яшин, И. Акулов, М. Алексеев, В. Тендряков, Ф. Абрамов, В. Белов, С. Залыгин, В. Астафьев, В. Шукшин, Б. Можаев, В. Распутин, – это тема: речь идет о произведениях, рассказывающих о русском селе. Это обстоятельство невольно заставляет задуматься о правомерности понятия «деревенская проза». Не случайно в критических дискуссиях во второй половине семидесятых и в восьмидесятые годы делалось немало попыток найти достойную замену этому понятию.

Однако проходило немного времени, и о «деревенской прозе» начинали писать, называя ее привычным, данным ей как бы непроизвольно, стихийно, но надежно закрепившимся именем.

Деревня для русских писателей – нечто неизмеримо большее, нежели просто экономический, географический или демографический регион.

Сказать о писателе: он «деревенщик» – значит сказать о философско-историческом содержании его творчества.

Противоречивым, сложным, но тем не менее единым течением «деревенскую прозу» делает не тема сама по себе, а особенность этой темы, в которой заложены проблемы нашего национального развития, наших исторических судеб.

Поэтому деревенская тема – не просто объект, а загадка исторического пути России, ее боль, ее муки совести, перекресток путей в грядущее.

Лишь поняв, что такое деревенская тема, можно понять явление «деревенской прозы». В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается от всех остальных жанров.

В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу.

Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой. Современная деревенская проза играет в наши дни большую роль в литературном процессе.

Этот жанр в наши дни по праву занимает одно из ведущих мест по читаемости и популярности. Современного читателя волнуют проблемы, которые поднимаются в романах такого жанра. Это вопросы нравственности, любви к природе, хорошего, доброго отношения к людям и другие проблемы, столь актуальные в наши дни. Среди писателей современности, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, ведущее место занимают Виктор Петрович Астафьев (“Царь-рыба”, “Пастух и пастушка”), Валентин Григорьевич Распутин (“Живи и помни”, “Прощание с Матерой”), Василий Макарович Шукшин (“Сельские жители”, “Любавины”, “Я пришел дать вам волю”) и другие.

Особое место в этом ряду занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель. 2.2. Глагол в произведениях В.М. Шукшина.

Язык прозы Шукшина занимает важное место в языке русской художественной литературы. Впитав культуру прошлого, Шукшин отразил идейно-эстетические преобразования в современной ему культуре, а также реализовывал в своем творчестве новые художественные тенденции, которые позволили ему встать у истоков прозы будущего: язык этого писателя сыграл особую роль в развитии языка русской прозы второй половины  и  вв. В прозе Шукшина получили реализацию языковые традиции русской литературы. Преобладание народно-разговорной речи свидетельствует об освоении писателем традиций языка художественной литературы, уходящей в глубь веков.

В шукшинской прозе сосуществуют различные речевые пласты: разговорные и книжные сферы языка, просторечие, жаргоны, диалектный язык, устная и письменная речь, фольклорный язык, язык художественной литературы. Традиции использования элементов диалектной речи при изображении жизни крестьян существуют в русской лите¬ратуре с XVIII века. В русле этих традиций можно рассматривать и творчество Шукшина.

Анализ языка прозы Шукшина позволяет сделать вывод, что употребляется диа¬лектная лексика только при описании жизни сельчан. Отразить материальную и духовную культуру крестьянства нельзя без использования специфических для народной речи слов. И в этом отношении алтайская русская деревня на¬шла в лице Шукшина своего самого лучшего выразителя.

Народную речь он знал с детства, любил и понимал ее значение для литературы: «Выше пупа не прыгнешь, лучше, чем сказал народ (обозвал ли кого, сравнил, облас¬кал, послал куда подальше), не скажешь». Писатель включает в произведения о жизни крестьян не только разговорную и просторечную лексику, но и диалек¬тизмы, характерные для говоров Сибири, воссоздавая тем самым живую на¬родную речь с присущей ей естественностью, образностью, экспрессией. В прозе Шукшина многообразие речевых систем обусловлено усилением роли по¬вествователя, независимо от того, в каком качестве – автора или героя – он выступает, что в конечном итоге приводит к демократизации речи. Диалект¬ная лексика выполняет определенную стилистическую функцию, и в зависи¬мости от этого используются разные ее типы. Наиболее часто в рассказах Шукшина встречаются собственно лексические диалектизмы.

Они называют явления природы, предметы быта, действия и т.п. Из рассказов: Чего заполошничать; Нет подождать - заусилисъ в Краюшкино; он мог такой шкаф изладить; лучше глянется работать; разболокся до нижнего белья; Таисия < > открыла ящик, усунуласъ под крышку.

Среди собственно лексических диалектизмов преобладают глаголы: расхлобыстнутъ (разбить вдребезги), наторкатъ (натолкать небрежно), кафыркатъ (кашлять), натиснутъ (надеть с трудом), навяливать (навязывать), базланить (громко кричать) и др. Частотность глаголов объясняется их ведущей текстообразующей ролью в динамическом повествовании.

Лексико-фонетические диалектизмы тоже фиксируются в речи персонажей: испужатъ, спомнитъ. Лексико-семантические диалектизмы отмечаются как в речи героев, так и в авторском повествовании. И среди них тоже употребительнее глаголы: выпрягаться (выходить из повиновения), отбеливать (рассветать), полоскать (бегать), приваривать (ударить), сшибать (быть похожим). Редко употребляются и лексико-словообразовательные диалектизмы: жалиться, извязаться (увязаться), исделаться, изладить, усунулась.

В целом в рассказах Шукшина диалектная лексика составляет сравнительно невысокий процент. Значительное место среди них занимает лексика, характерная для говоров Сибири: базланить, глянуться, жалиться, заполошничать, зауситься, извязаться, изладить, разболокаться и др. К сибирским относятся и лексико-фонетические диалек¬тизмы: пужать, выпимши и др. Показателен в использовании диалектной лексики как специфического средства художественного повествования роман «Любавины», в котором на¬шли отражение жизнь сибирской деревни, а, следовательно, и особенности старожильческого говора Сибири, точнее, говора родного писателю села Сро¬стки. «Принимая всем сердцем образ жизни русского крестьянства, его мента¬литет, Шукшин описал этот нравственный и материальный уклад на примере своего села и с использованием тех слов, в которых закреплены данные реалии» (И.А. Воробьева). Диалектная лексика употребляется для описания дома, усадьбы, быта сибиряков, их социального положения, взаимоотношений, трудовых процессов.

В этом динамичном произведении также наиболее распространенной частью речи является глагол (до 69%): выпяливать¬ся, глянуться, измолотить, исделаться, колупать (собирать), ломануть (уда¬рить), робить, турусить (говорить что попало), устосовать (сильно избить), ухайдокать, ухлестать, хорохориться.

Характерна их повышенная частотность с постфиксом -ся, что тоже показательно для сибирских говоров. Такие глаголы могут выражать совместное действие (гуртоваться, пластаться), состояние, манеру поведения (артачиться, выгинаться, выкобениваться, хорохориться, глянуться). В произведениях Шукшина встречаются слова, не отмеченные в диалектных словарях: навяливать, натискивать, наторкать, ополекать, отбе¬ливать и др. Наблюдения показывают, что они не являются авторскими, а бытуют в сибирском старожильческом говоре.

Из этого следует, что писатель хорошо знал специфику народной речи своей родины и не интуитивно, а целенаправленно употреблял региональную лексику в соответствии с замыслом произведения.

Морфология языка Шукшина сложна. В ней с очевидностью представлены: сцена, моделируемая глаголом; крупный план, заполняемый прилагательными; второй план, воссоздаваемый наречием, существительным, междометием, союзом. Глагол у Шукшина подобен зрительному лучу, скользящему за светлым потоком, от предмета к предмету, наполняющим сцену-ситуацию (Е. И. Плотникова). Глагольное слово может передать сложную ситуацию, состоящую из комплекса органически связанных друг с другом действий одного и того же лица (Э.В. Кузнецова): Федор посмотрел на брата, стараясь взглядом еще донести всю глупость и горечь такого рода рассуждений («Как зайка летал на воздушных шариках»); виски вываливались от боли («Материнское сердце»); инженер отлип от своего мотоцикла («Упорный»). Просторечная лексика в прозе Шукшина занимает значительное место: около 1200 единиц.

Просторечная лексика как нелитературный состав лексических единиц об¬служивает устные формы общения и употребляется в литературном языке для сниженной, грубоватой характеристики предмета речи (Ф.П. Филин). Просторечная лексика не имеет ни территориальных ограничений (как диалектизмы), ни узкосоциаль¬ных (как профессионализмы и жаргонизмы). Просторечное слово отличается от межстилевого и разговорного слов, выражающих тождественное с ним по¬нятие, объемом семной структуры и взаимоотношением центральной и пери¬ферийной сем лексического значения.

Так, у синонимов обмануть ~ провес¬ти (разг.) - облапошить (просторечная лексика) одинаковые денотативные семы (адресат, при¬знак адресата «не сумевший противодействовать», признак действия - «коры¬стная цель» (разг.)). Провести коннотативные семы: «знание способов дости¬жения цели; ловкость в использовании способов» выражают объективные при¬знаки действия, субъективное отношение к действию (сочувствие, ирония, сожаление) выражено в низкой степени, отрицательная оценочность интен¬сивна.

У просторечного глагола в центр семной структуры выдвигаются кон¬нотативные семы: эмоциональная (сочувствие, сожаление) и общеотрицатель¬ная оценка действия; глагол формирует модальность речевой ситуации, на¬пример, угрозы: Ну спросил он (мудрец) сурово и непонятно Облапошили Ивана Почему вы так ставите вопрос увертливо заговорил черт («До третьих петухов»). На каждое слово просторечной лексики имеет базовое, идентифицирующее межстилевое сло¬во. Например, глагол, давший название рассказу «Срезал», шире по семантическому объему, чем каждое из переносных значений видовой пары резать - срезать (Словарь русского языка); глагол срезал и его просторечные синони¬мы в рассказе Ш. оттянул, причесал «перекрывают» отмеченные значения: Глеб на своеобразном экзамене «провалил», как кажется ему и односельчанам, кандидатов, привел их в замешательство, как делал это неоднократно с город¬скими «выскочками». Шукшин использует возможности просторечной лексики не столько называть, сколько оценивать предмет речи, сочетать эту оценку с жестовыми, мимическими и другими си¬туативными средствами.

Примечательно, что анализ просторечной лексики требует объемных, семантически достаточных иллюстраций-контекстов.

Семантический состав просторечной лексики в произведениях Шукшина разнообразен.

Самыми ак¬тивными являются семантические классы глаголов (Э.В. Кузнецова, А.А. Чувакин) - около 700 единиц. Наиболее представлены классы: отношений (причи¬нения физических и нравственных страданий) – жогнуть, звездануть, прилобанить, уесть, уработать; подчинения – заесть, заездить, захомутать, до¬печь; превосходства – атаманить, главарить, надуть; совместности – привязаться, прилипнуть, проваландаться; сравнения – звереть, набычить¬ся; бытийности (биологическое существование) – куковать, приткнуться; переход к биологическому существованию – загнуться, окочуриться, скопытиться, удавиться; психофизическое существование – егозить, ерепе¬ниться, киснуть, поумериться, припухать; конкретное физическое дейст¬вие (создание или разрушение) – заделать, сварганить, дроболызнуть, раз¬болтать; становления – вляпаться, выкарабкаться, докатиться, испаскудиться, оскотинеть, проштрафиться, сдюжить; речемыслительной дея¬тельности – базарить, балабонить, отбрить, трезвонить, хохмить; пере¬мещения – двинуть, дернуть, покултыкать, шалаться; звучания – заблажить, вжикать, тарахтеть; поведения – буянить, выдрючиваться, кобениться, пакостить, подворотничать - и др. Часто в произведениях Шукшина глаголы входят в состав различных фразеологических единств.

Фразеологические единства, выражающие какой-либо процесс: встать в дыбки, встать не с той ноги, голову положить (сложить), задеть за живое, лечь на месте, недолго походить по земле, осунуться (опасть) с лица, переть на рога, повести плечами, сломить голову, толкнуть в бок, удариться на попятную, хвастать нечем и др. Фразеологические единства призначной семантики: вышибло из ума, курицы не обидит, куры засмеют.

Качественно-обстоятельственные: хоть ложись да помирай, хоть впору завыть.

Проза Шукшина представляет этап в развитии русской литературы, в связи с чем возникает вопрос о влиянии языка писателя на язык художественной литературы.

В развитии языка русской прозы язык Шукшина сыграл важную роль как продолжение традиций предшествующей и современной автору культуры, как расширение разговорного пласта живой устной речи, а также как обращенность к новым тенденциям в развитии литературы. Впитав достижения своих предшественников, Шукшин в своем творчестве создает поэтический стиль нового поколения.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Употребление глаголов в деревенской прозе

Наблюдатели отмечают, что передовые, ведущие группы колхозного населения по языку отличаются в лексическом и иных отношениях от других колхозников.. Изучая сибирские говоры, действительно нельзя не обратить внимание на то.. Очень мало сделано по изучению языка сибирских писателей в прошлом и настоящем. Критические статьи в журналах..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Глагол в большинстве языков состоит из двух рядов: глаголов и вербалий (совмещают признаки глагола с признаками других частей речи: инфинитив, причастие, деепричастие, категория состояния).

Глагол выражает грамматические значение действия, во время его возникновения от действующего лица.

Типичные грамматические категории глагола:

Время – локализация во времени того действия, которое обозначено глаголом. Граммемы выражают отношения между моментом речи и временем действия (будущее, прошедшее, настоящее), или

временем действия и другим действием (плюсквамперфект, будущее в прошедшем), либо относительное употребление основных времен (настоящее историческое).

Наклонение – отношений действия к действительности, к воле\желанию, к личному опыту. Выделяют изъявительное наклонение и противопоставленное ему нереальное или допустимое условное наклонение, повелительное наклонение – императив. В ряде языков есть «заочное» наклонение (человек не был свидетелем действия, но говорит о нем), «отрицания» - специальные отрицательные глаголы в финском.

Залог – пассивный и активный.

Вид – совершенный (действие – неделимое целое, достигающее предела) и несовершенный (направленное к пределу, но не достигающее его).

Будучи сказуемым глагол соотносится с действующим лицом, поэтому возникают категории лица (избыточность подлежащего), в прошедшем времени категорию числа.

Основные грамматические категории имени.

Имя существительное.

Выражает грамматическое значение предметности (предметы, отвлеченные свойства, промежутки времени..).

Типичные грамматические категории:

Падеж – выражается при помощи аффиксов, либо при помощи аналитических средств (предлогов, послелогов, порядка слов). В русском языке многочленная категория. Во многих языках для падежа характерна многозначность (Т.п. – значение орудия и образа действия)

Число – выражается аффиксами, редупликацией. Кроме единственного и множественного есть двойственное, тройственное, собирательное множество.



Определенность\неопределенность – выражается артиклем или его отсутствием, в русском языке выражение этой категории взял на себя падеж (выпил воду – выпил воды).

Имя прилагательное.

Выражает грамматическое значения качества или свойства, называемое как признак предмета. Употребленное без существительного становится названием предмета (субстантив). Грамматически подчинено существительному (согласование или линейное подчинение (позиция) в английском).

Имя числительное.

Грамматическое значение – значение количества (как количество чего-то или абстрактным числом). Порядковые числительные – разновидность прилагательных.

Понятие морфемы. Вычленение морфемы. Сегментные и несегментные морфемы.

Морфема – минимальная двусторонняя единица языка (за определенным экспонентом закреплено содержание и морфема не членима на более простые единицы с тем же свойством).

Понятие морфемы ввел Бодуэн де Куртенэ , как объединяющее понятие корня, приставки, суффикса и окончания, как понятие минимальной значащей части слова, линейно выделяемой как звуковой сегмент.

Также как морфему он рассматривал и нулевую морфему (окончания).

Сейчас морфема – универсальная языковая единица. Наряду с сегментным морфемами – частями слов , выделяют морфемы-слова (служебные и знаменательные метро), морфемы-операции .

Всякая морфема есть инвариант, но есть и алломорфемы (набор языковых вариантов),в речи морфема представлена морфом.

Вычленение морфемы.

Основывается на параллелизме между частичными различиями в звучании и в значении (груша, груши, грушу, груш – общий сегмент \gruш\ - общее в звучании и отличные \а\, \и\, \у\, \#\. Общий элемент – значение «съедобный плод», а различающимся элементам – значение падежа и числа, подтверждается сопоставлением.

Путем сравнения форм мы выделяем различия и сходства, устанавливаем единицы, в которых за определенным экспонентом (или его отсутствием) закреплено определенное значение. Если единицы окажутся минимальными, то это морфемы.

Сегментные и несегментные морфемы.

Сегментные морфемы – аффикс (грамматическое значение) и корень (носитель лексического значения). Они представлены сегментом постоянным (груш) или переменным (рук\руч), непрерывным или прерывистым (инфикс, циркумфикс, трансфикс). Сегмент занимает определенную позицию в линейной последовательности. Может воздействовать на фонемный состав (чередование при суффиксе прилагательного –н- рука\ручной). Носит просодический характер (может перенимать на себя ударение).

Несегментные морфемы – нулевые морфемы, морфемы-операции: значащее чередование (стар\старь), сдвиг ударения (to impOrt – Import, парусА – пАруса), различитель слогового акцента, редупликация (barabara).

Тема 4.6.

Глагол как часть речи . Основные грамматические категории и формы глагола .

2.Виды глагола.

3.Переходные и непереходные глаголы.

4.Возвратные глаголы.

5.Наклонение глагола.

6.Время глагола.

7.Спряжение глаголов.

8.Безличные глаголы.

9.Мофологический разбор глагола.

Основные понятия и термины по теме : переходные и непереходные глаголы, возвратные глаголы, наклонение глагола, время глагола, спряжение глаголов, безличные глаголы.

https://pandia.ru/text/80/016/images/image002_12.png" width="55" height="215 src=">Изъявительное наклонение глагола

Например: смотрим, прибыл, приедут, будем писать

Условное наклонение глагола

Например: пошел бы, предложили бы

Повелительное наклонение глагола

Например: читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:

1) глаголы светит, лежу - употреблены в форме настоящего времени,

2) глаголы пропели, погасил - в форме прошедшего времени;

3) глаголы узнаем, изучим, вырастем, поведем, будем помогать - употреблены в форме будущего времени.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам в настоящем и будущем временах

Настоящее время

Лицо

Ед. ч

Мн. ч

ты пишешь

вы пишете

они пишут

Будущее время

Глаголы, употребляемые в прошедшем времени - изменяются по числам и родам (в ед. числе):

Прошедшее время

Глагол имеет начальную форму , которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Инфинитив не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?

Например: ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь.

Глаголы в предложении являются сказуемыми . Неопределенная форма глагола может по разному проявляться в предложении. Инфинитив может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, определением или дополнением и даже обстоятельством.

Например:

Стану сказывать я сказки.

В данном случае – глагол - составное сказуемое.

Учиться - всегда пригодится.

А в этом случае - глагол – подлежащее.

Прошу вас подписать.

Здесь глагол служит дополнением.

Нетерпение дохать до Тифлиса овладело мною.

Здесь глагол играет роль определения.

Ребята побежали прятаться.

Здесь глагол играет роль обстоятельства.

Глаголы в неопределенной форме имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Виды глагола.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? А глаголы совершенного вида - что сделать?

Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат.

А вот глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия , на его конец или результат.

Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением. Такие глаголы образуют видовую пару .

Например:

объединить - объединять,

достигнуть - достигать .

При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются разные способы:

Например: приставки - (ехать - уехать),

суффиксы (толкать - толкнуть).

Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Например:

опоздать - опаздывать,

начать - начинать,

победить - побеждать.

Некоторые видовые пары представляют собой разные слова, имеют разные основы.

Например:

взять - брать,

сказать - говорить,

найти - искать.

Отдельные видовые пары могут различаться ударением.

Например:

разрезать - разрезать.

Переходные и непереходные глаголы.

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными .

Например:

Люблю родную сторону.

Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет : люблю (что?) - сторону.

Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже :

1) если при глаголе имеется отрицание:

Я написал (что?) письмо. - Я не написал (чего?) письма.

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на часть его: выпил (что?) воду - выпил (чего?) воды.

Глаголы являются непереходными, если действие прямо не переходит на другой предмет: ходить (на лыжах), купаться (в море), претворять (в жизнь).

К непереходным относятся глаголы с суффиксом - ся (сь).

Возвратные глаголы.

Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными .

Например: учиться, встречаться, умываться.

Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными.

Например:

причесывать - причесываться,

купать - купаться

Другие глаголы могут быть только возвратными (без суффикса - ся они не употребляются).

Например:

смеяться, надеяться,

бороться, кланяться,

трудиться, стараться,

ложиться, гордиться,

оставаться, становиться.

Суффикс - ся бывает после согласных (удивляться, занимаешься ), а суффикс -сь - после гласных (встречаюсь, горжусь, удивляюсь ).

Наклонение глагола.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.

Например:

строю, строил,

буду строить.

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается.

Например:

видеть - вижу,

увидеть - увижу.

В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее (читаю, строим ), прошедшее (читал (-а), строили ) и будущее сложное (буду читать, будем строить ), а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее (прочитал(-а), построил(а) ) и будущее простое (прочитаю, построим ).

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Например:

сделал бы,

принес бы.

Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).

Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами:

Например:

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.

Например:

иди в школу,

идите в школу,

встань пораньше,

встаньте пораньше.

Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица: верь в себя.

Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.

https://pandia.ru/text/80/016/images/image012_3.png" width="24" height="11 src="> Глаголы в форме прошедшего времени образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л-

строить - строил,

строила, строили.

Глаголы в неопределенной форме на -чь, -ти , -нуть (несовершенного вида) образуют формы прошедшего времени ед. числа мужского рода без суффикса - л-

Например:

беречь - берег (но берегла),

нести - нес (но несла).

От глагола идти прошедшее время шел, шла, шли .

От глагола найти прошедшее время нашел, нашла, нашли .

От глагола расти - рос, росла, росло, росли.

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам (рассказал - рассказали ), а в единственном числе - по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.

Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.

Например:

Увидишь, что это за человек! Ты сразу его полюбишь и подружишься с ним, голубчик!

Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глаголов несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида: буду ри­совать, буду стараться .

От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое (прочитаю ), от глаголов несовершенного вида - будущее время составное (буду читать ).

Форма будущего простого глагола совершенного вида образуется так же, как и форма настоящего времени: открою, откроешь, откроет, откроем, откроете, откроют .

В будущем простом глаголы имеют те же личные окончания, что и глаголы несовершенного вида в настоящем времени.

Спряжение глаголов.

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.

Окончания -у, - ю, - ешь (ёшь), - ишь, - eт (-ёт), - ит, - ем (ём), - им, - eтe (ёте), - ите, - ут, - ют, - aт, - ят называют личными окончаниями глагола.

По своим личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения: первое и второе.

Отличие первого спряжения от второго.

Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. Если у глагола безударное личное окончание, то нужно:

1) поставить глагол в неопределенную форму (работаете - работать, делают - делать );

2) определить, какая гласная стоит перед -ть.

При определении спряжения глагола неопределенную форму надо брать от того же вида, что и личная форма: выполняешь - выполнять (несов. вид), выполним - выполнить (сов. вид).

Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные:

лететь - вылететь (I спряжение), учить - выучить (II спряжение).

Глаголы хотеть, бежать изменяются по первому, а частично по второму спряжению. Поэтому они называются разноспрягаемыми. Особо спрягаются глаголы есть (кушать ) и дать.

Безличные глаголы.

Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), называются безличными : смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, вечереет.

Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека .

Например:

Вот уже светает. Но мне не спится.

В предложениях безличные глаголы являются сказуемыми, при которых не может быть подлежащего.

Например:

Сегодня морозит; В лесу легко дышится; Мне нездоровится; Недаром говорится, что дело мастера боится.

Безличные глаголы употребляются:

а) в изъявительном наклонении и имеют одну форму для каждого времени: форму 3-го лица единственного числа (настоящего или будущего времени) и форму среднего рода единственного числа (прошедшего времени): нездоровится, будет нездоровиться, нездоровилось;

б) в условном наклонении также в одной форме: нездоровилось бы;

в) в неопределенной форме: нездоровиться.

Многие личные глаголы в предложении могут выступать в значении безличных. Ср.:

Пахнет весною. В этом предложении нет подлежащего, глагол пахнет употреблен в безличном значении. Свежее сено хорошо пахнет.

Морфологический разбор глагола.

План разбора

I. Часть речи. Общее значение. Вопрос.

II. Начальная форма (неопределенная форма).

Морфологические признаки:

1. Постоянные признаки:

б) спряжение,

в) переходность.

2. Непостоянные признаки:

а) наклонение,

в) время (если есть),

г) лицо (если есть),

д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец разбора

Будущее принадлежит людям честного труда (М. Горький).

Устный разбор

Принадлежит - глагол.

Во-первых, обозначает действие предмета и отвечает на вопрос (что делает?).

Во-вторых, начальная форма - принадлежать; имеет постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, непереходный, II спряжение.

Здесь употреблен в изъявительном наклонении, в единственном числе, в настоящем времени, в 3-м лице - это его непостоянные признаки.

В-третьих, в предложении является сказуемым.

Письменный разбор

Принадлежит - глагол, так как:

I. Обозначает действие предмета (что делает?).

II. Н. ф. - принадлежать. Пост. - несов. вида, неперех., II спр.; непост. - в изъявит, накл., в ед. ч., в 3-м л.

III. Будущее (что делает?) принадлежит .

Задания для самостоятельного выполнения

1. Найдите в предложениях глаголы и разберите их по плану:

1) неопределенная форма;

2) постоянные признаки (вид, спряжение, переходный/непереходный, наклонение);

3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.

1. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны! ().

2. С вечера все спится, на дворе темно, лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно. ().

3. «Ты бы не читал, а спал», - заботливо советовал он. (М. Горький).

2. Распределите глаголы на три группы:

1) несовершенного вида;

2) совершенного вида;

3) двувидовые.

Собирать, ринуться, преследовать, пообещать, сдать, использовать, собрать, подписать, подражать, организовать, перекричать, звать, механизировать, вертеть, опротиветь, наскучит, состязаться, реорганизовать, грянуть, состоять, отгрузить, гарантировать, понадобиться.

3. Распределите глаголы на две группы:

1) I спряжения;

2) II спряжения.

Около каждого глагола укажите форму 3 –го лица множественного числа настоящего (будущего простого) времени. Расставьте ударения.

Образец:

I спряжение II спряжение

колоть – кОлют коптить - коптЯт

Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.

4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м.

2. Где стро…шь, тут и ро…шь.

3. Не по словам суд…, а по делам.

4. Работа и корм…т, и уч…т.

5. Конь вырв…тся – догон…шь, а слова сказанного не ворот…шь.

6. Бездонной кадки водою не наполн…шь.

7. Пожале…шь лычка – не увяж…шь и ремешком.

8. Пустая мельница и без ветра мел…т.

9. Правда глаза кол…т.

10 Потерянного времени не ворот…шь.

11. Одной рукой и узла не завяж…шь.

12. Пашню паш..т – руками не маш…т.

13. Ноги нос…т, а руки корм…т.

5. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени. Расставьте ударения.

1. Бить, дуть, жать, класть, красть, крыть, мыть, мять, пасть, ржать.

2. Быть, взять, вить, внять, врать, гнать, дать, драть, жить, звать, лить, пить, плыть, рвать, слать, снять, спать.

3. Дожить, донять, задать, замереть, занять, запереть, нажить, нанять, начать, отнять, отпить, подать, поднять, понять, прибыть, придать, принять, продать, прожить, проклясть, пролить, убыть, умереть.

6. Подготовка доклада на тему: «Синонимия глагольных форм в художественном тексте».

Вопросы для самоконтроля:

1. Глагол. Грамматические категории, роль в предложении.

2. Три времени глагола. Как определить время глагола? Как изменяется глагол в прошедшем времени?

3. Что такое неопределенная форма глагола (инфинитив)?

4. Что называется спряжением глаголов? Как определить лицо и число глаголов?

5. Какие глаголы относятся к первому, второму спряжению?

6. Как спрягаются глаголы в будущем времени?

7. Какие безударные окончания имеют глаголы первого и второго спряжения? Как определить спряжение глаголов с личными окончаниями?

8. Как определить безударное окончание глагола?

9. Назови глаголы-исключения, которые относятся ко второму спряжению.

10. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

11. Как определить, какой суффикс пишется перед суффиксом - л - в глаголах прошедшего времени?

12. Вид глаголов. Глаголы какого вида не имеют настоящего времени?