Основные жанры русской оперы. Какие жанры есть в опере Что такое оперное искусство

Опера является высшим жанром не только драматического семейства, но и всего рода взаимодействующей музыки. Она сочетает в себе потенциально большой объем, многогранность содержания с концепционностью, делающей ее отчасти аналогичной симфонии в чистой и программной музыке или оратории в семействе музыки и слова. Но в отличие от них полноценное восприятие и бытование оперы предполагает материально-объемное сценическое воплощение действия.
Это обстоятельство - зрелищность, а также непосредственно связанная с ним сложность художественного синтеза в оперном спектакле, объединяющем музыку, слово, актерскую игру и сценографию, иногда заставляют видеть в опере особое явление искусства, не принадлежащее только музыке и не укладывающееся в иерархию музыкальных жанров. Согласно этому мнению, опера возникла и развивается на пересечении разных видов искусства, каждое из которых требует к себе специального и равного внимания8. На наш взгляд, определение эстетического статуса оперы зависит от точки зрения: в контексте всего мира искусства ее можно считать особым синтетическим видом, но с точки зрения музыки это именно музыкальный жанр, приблизительно равноправный с высшими жанрами других родов и семейств.
За этим типологическим определением скрывается принципиальная сторона проблемы. Предлагаемый здесь взгляд на оперу имеет в виду музыку как доминанту художественного взаимодействия, от чего зависит и уклон ее рассмотрения в данной главе. «Опера есть произведение прежде всего
музыкальное» - эти знаменательные слова крупнейшего оперного классика Римского-Корсакова подтверждаются огромным наследием, практикой нескольких веков, включая и наш век, располагающий полновесным фондом художественно достойных, истинно музыкальных опер: достаточно вспомнить имена Стравинского, Прокофьева и Шостаковича, Берга или Пуччини.
Подтверждают доминирующую роль музыки в опере и особые современные формы ее бытования: слушание по радио, в магнитофонной или граммзаписи, а также участившееся в последнее время концертное исполнение. Неслучайно в обиходе распространено до сих пор и считается правильным выражение «слушать оперу», даже если речь идет о посещении театра.
Своеобразие художественного синтеза в опере под эгидой музыки, по справедливому заключению В. Конен, «отвечает каким-то фундаментальным законам человеческой психологии». В этом жанре проявляется потребность интонационного сопереживания «подтекста драматического сюжета, его идейно-эмоциональной атмосферы, доступной для максимального выражения именно и только музыке, и сценическая реальность олицетворяет в конкретно-содержательной форме более широкую, общую мысль, воплощенную в оперной партитуре»9. Примат музыкальной выразительности составляет эстетический закон оперы на всем протяжении ее истории. И хотя в этой истории встречалось и особенно культивируется сейчас множество различных вариантов [удожественного синтеза с большей или меньшей весомостью слова и действия, оперой в точном смысле эти произведения могут быть признаны только тогда, когда их драматургия находит целостно-музыкальное воплощение.
Итак, опера-один из полноправных музыкальных жанров. Однако вряд ли во всем музыкальном мире найдется пример жанра, настолько же противоречивого. То же самое качество- синтетичность, обеспечивающее опере полноту, многогранность и широту воздействия, таит в себе исконное противоречие, от которого зависели кризисы, вспышки полемической борьбы, попытки реформ и прочие драматические события, в изобилии сопровождающие историю музыкального театра. Недаром Асафьева глубоко волновала парадоксальность самого бытования оперы; «Как объяснить существование этой чудовищной по своей иррациональности формы и постоянно возобновляющееся влечение к ней со стороны самой различной публики?».
Основное противоречие оперы коренится в необходимости одновременного сочетания драматического действия и музыки, по своей природе требующих принципиально различного художественного времени. Гибкость, художественная отзывчивость музыкальной материи, способность ее отражать как внутреннюю сущность явлений, так и внешнюю, пластическую их сторону побуждают к детализированному воплощению в музыке всего процесса действия. Но в то же время незаменимое эстетическое преимущество музыки-особая сила символического обобщения, подкреплявшаяся в эпоху становления классической оперы прогрессивным развитием гомофонного тематизма и симфонизма, заставляет отвлекаться от этого процесса, выражая его отдельные моменты в широко развернутых и относительно законченных формах, потому что только в этих формах может быть максимально осуществлено высшее эстетическое призвание музыки.
В музыковедении существует мнение, согласно которому обобщающе-символический аспект оперы, наиболее щедро выражаемый музыкой, составляет «внутреннее действие», т. е. особое преломление драмы. Такой взгляд правомерен и согласуется с общей теорией драматургии. Однако, опираясь на широкое эстетическое понятие лирики как самовыражения (в опере-в первую очередь героев, но отчасти и автора), предпочтительнее трактовать музыкально-обобщающий аспект как лирический: это позволяет более отчетливо осознать структуру оперы с точки зрения художественного времени.
Когда по ходу оперы возникает ария, ансамбль или какой-либо иной обобщающий «номер», его невозможно эстетически осмыслить иначе, как переключение в иной художественно-временной план, где собственно действие приостанавливается или временно прерывается. При любой, даже самой реалистической, мотивировке подобного эпизода, он требует психологически иного восприятия, иной степени эстетической условности, чем собственно драматические оперные сцены.
С музыкально-обобщающим планом оперы связан и еще один ее аспект: участие хора как социальной среды действия или комментирующего его «голоса народа» (по Римскому-Корсакову). Так как в массовых сценах музыка обрисовывает коллективный образ народа или его реакцию на события, причем зачастую происходящие за пределами сцены, этот аспект, составляющий как бы музыкальное описание действия, правомерно считать эпическим. По своей эстетической природе опера, потенциально связанная с большим объемом содержания и множественностью художественных средств, несомненно предрасположена к нему.
Таким образом, в опере наблюдается противоречивое, но закономерное и плодотворное взаимодействие всех трех родовых эстетических категорий-драмы, лирики и эпоса. В связи с этим широко распространенное толкование оперы, как «драмы, написанной музыкой» (Б. Покровский), нуждается в уточнении. Действительно, драма является центральным стержнем этого жанра, поскольку в любой опере есть конфликт, развитие отношений действующих лиц, их поступки, определяющие различные стадии действия. И вместе с тем опера-не только драма. Ее неотъемлемыми составляющими выступают также лирическое начало, а во многих случаях и эпическое. Именно в этом заключается принципиальное отличие оперы от драмы, где линия «внутреннего действия» не обособляется, а массовые сцены составляют хотя и важные, но в масштабе всего жанра все-таки частные элементы драматургии. Опера же не может жить без лирико-эпического обобщения, что доказывают «от противного» самые новаторские образцы музыкальной драмы последних двух веков.
Эстетическая сложность жанра отчасти связана с его происхождением: создатели оперы ориентировались на античную трагедию, которая благодаря хору и пространным монологам тоже была не только драмой.
Важность лирико-эпического начала для оперы с очевидностью обнаруживается в сочинении оперного либретто. Здесь сложились прочные традиции. При переработке в либретто первоисточник, как правило, редуцируется: сокращается число действующих лиц, выключаются побочные линии, действие сосредоточивается на центральном конфликте и его сквозном развитии. И наоборот, щедро используются все моменты, предоставляющие героям возможность самовыражения, равно как и те, которые позволяют акцентировать отношение народа к событиям («Нельзя ли сделать так, чтобы... народ при этом был?»-знаменитый запрос Чайковского Шпажинскому по поводу развязки «Чародейки»). Ради полноты лирики авторы опер нередко прибегают и к более существенным изменениям первоисточника. Красноречивый пример-«Пиковая дама» с ее жгучим, мучительным чувством любви-страдания, которое служит, вопреки Пушкину, первоначальным стимулом действий Германа, приводящих к трагической развязке.
Сложное переплетение драмы, лирики и эпоса образует специфически оперный синтез, при котором эти эстетические аспекты способны переходить один в другой. Например, решающее для сюжета сражение дается в виде симфонической картины («Сеча при Керженце» в «Сказании» Римского-Корсакова): происходит переход драмы в эпос. Или важнейший момент действия-завязка, кульминация, развязка-музыкально воплощается в ансамбле, где действующие лица выражают свои чувства, вызванные этим моментом (квинтет «Мне страшно» в «Пиковой даме», канон «Какое чудное мгновение» в «Руслане», квартет в последней картине «Риголетто» и др.). В подобных ситуациях драма переходит в лирику.
Неизбывное тяготение драмы в опере к лирико-эпическому плану естественно допускает акцент на одном из этих аспектов драматургии. Поэтому музыкальному театру в гораздо большей степени, чем драматическому, свойственны соответствующие уклоны в трактовке оперного жанра. Неслучайно лирическая опера XIX в. во Франции или русская эпическая опера были крупными историческими явлениями, достаточно стойкими и повлиявшими на другие национальные школы.
Соотношение собственно драматического и лирико-эпического планов и связанное с этим качество художественного времени позволяют разграничить оперный жанр на две основные разновидности - классическую оперу и музыкальную драму. При всей относительности этого разграничения и обилии промежуточных вариантов (которых мы коснемся ниже) оно остается эстетически принципиальным. Классическая опера имеет двуплановую структуру. Ее драматический план, развертывающийся в речитативах и сквозных сценах, является непосредственным музыкальным отражением действия, где музыка выполняет суггестивную функцию и подчиняется принципу резонирования. Второй, лирико-эпический план составляют законченные номера, которые выполняют обобщающую функцию и реализуют принцип автономии музыки. Разумеется, это не исключает их связи с принципом резонирования (поскольку хотя бы косвенная связь с действием в них сохраняется) и выполнения ими суггестивной функции, универсальной для музыки. Специфически театральная-воспроизводящая функция также включается в музыкально-обобщающий план и, таким образом, он оказывается функционально наиболее полным, что и делает его важнейшим для классической оперы. При переходе от одного драматургического плана к другому происходит глубокое, всегда заметное для слушателя, переключение художественного времени.
Драматургическая двуплановость оперы поддерживается особым свойством художественного слова в театре, отличающим его от литературы. Слово на сцене всегда имеет двойную направленность: и на партнера, и на зрителя. В опере эта двойная направленность приводит к специфическому раз¬делению: в действенном плане драматургии вокально интонируемое слово направлено; преимущественно на партнера, в музыкально-обобщающем плане-преимущественно на зрителя.
Музыкальная драма основывается на тесном переплетении, в идеале-слиянии обоих планов оперной драматургии. Она представляет собой сплошное отражение действия в музыке, со всеми его элементами, и контраст художественного времени в ней намеренно преодолевается: при отклонении в лйрико-эпическую сторону переключение во времени происходит как можно более плавно и незаметно.
Из приведенного сопоставления двух основных разновидностей становится ясным, что номерное строение, традиционно служащее признаком классической оперы, является ни чем иным, как следствием разграничения двух ее планов, один из которых требует эстетической законченности своих звеньев, тогда как непрерывная композиция музыкальной драмы-результат ее драматургической монолитности, сплошного отражения действия в музыке. Сопоставление также подсказывает, что эти оперные типы должны различаться между собой и своими составляющими жанрами. Как покажет дальнейшее изложение, это жанровое различие двух типов оперы действительно существенно и тесно взаимосвязано со всем их строением.
О.В. Соколов.

Тангейзер:Дорогие ПЧ!Не огорчайтесь чрезмерному обилию постов в последние дни...Скоро у вас появится чудесная возможность от них отдохнуть...)На три недели...Сегодня я включил в Дневник вот эту страницу об опере.Текст есть,картинки увеличил...Осталось подобрать несколько видео-роликов с оперными фрагментами.Надеюсь, всё вам понравится.Ну,а разговор об опере,конечно, на этом не заканчивается.Хотя само количество великих произведений и ограничено...)

Это интереснейшее сценическое действо, имеющее определенный сюжет, который разворачивается под музыку. Огромный труд, проделанный композитором, написавшим оперное произведение, невозможно недооценить. Но не менее важно исполнительское мастерство, которое помогает передать главную мысль произведения, вдохновить зрителей, донести музыку в сердца людей.

Есть имена, которые стали неотъемлемой частью исполнительского мастерства в опере. Массивный бас Федора Шаляпина навсегда запал в душу поклонникам оперного пения. Когда-то мечтавший стать футболистом, Лучано Паваротти, стал настоящей суперзвездой оперной сцены. Энрико Карузо с детства говорили о том, что у него нет ни слуха, ни голоса. До тех пор, пока певец не прославился своим неповторимым бельканто.

Сюжет оперы

В его основу может быть положен как исторический факт, так и мифология, сказка или драматическое произведение. Чтобы понять, о чем вы услышите в опере, создается текст либретто. Однако для того, чтобы ознакомиться с оперой, недостаточно либретто: ведь содержание передается через художественные образы музыкальными средствами выразительности. Особая ритмика, яркая и своеобразная мелодия, сложная оркестровка, а также музыкальные формы, выбранные композитором для отдельных сцен - все это создает массивный жанр оперного искусства.

Оперы различают посредством сквозного и номерного строения. Если говорить о номерном строении, то здесь четко выражена музыкальная завершенность, а сольные номера имеют названия: ариозо, ария, ариетта, романс, каватина и другие. Завершенные вокальные произведения помогают полностью раскрыть характер героя. Аннете Даш, немецкая певица исполняла такие партии как Антониа из «Сказок Гофмана» Оффенбаха, Розалинда из «Летучей мыши» Штрауса, Памина из «Волшебной флейты» Моцарта. Многогранным талантом певицы могли наслаждаться зрители Метрополитен-опера, театра на Елисейских полях, а также Токийской оперы.

Одновременно с вокальными «закругленными» номерами в операх применяют музыкальную декламацию - речитатив. Это отличная связка меж различными вокальными сюжетами - ариями, хорами и ансамблями. Комическая опера отличается отсутствием речитативом, а заменяет их разговорный текст.

Бальные сцены в опере считаются неосновными элементами, вставными. Нередко их можно безболезненно устранить из общего действия, но бывают оперы, в которых не обойтись без языка танца для завершенности музыкального произведения.

Исполнение оперы

Опера сочетает в себе вокал, инструментальную музыку и танец. Роль оркестрового сопровождения значительна: ведь это не только аккомпанемент пению, но и его дополнение и обогащение. Оркестровые партии могут быть и самостоятельными номерами: антрактами к действиям, вступлениями арий, хоров и увертюрами. Марио Дель Монако прославился, благодаря исполнению партии Радамеса из оперы «Аида» Джузеппе Верди.

Говоря об оперном коллективе, следует назвать солистов, хор, оркестр и даже орган. Голоса оперных исполнителей делятся на мужские и женские. Женские оперные голоса - сопрано, меццо-сопрано, контральто. Мужские - контртенор, тенор, баритон и бас. Кто бы мог подумать, что Беньямино Джильи, выросший в бедной семье, спустя годы, будет петь партию Фауста из «Мефистофеля».

Виды и формы оперы

Исторически сложились определенные формы оперы. Наиболее классическим вариантом можно назвать большую оперу: к этому стилю можно отнести произведения «Вильгельм Телль» Россини, «Сицилийская вечерня» Верди, «Троянцы» Берлиоза.

Кроме того оперы бывают комическими и полукомическими. Черты, свойственные комической опере, проявились в творчестве Моцарта «Дон Жуан», «Женитьба Фигаро» и «Похищение из сераля». Оперы, положенные на романтический сюжет, называют романтическими: к этой разновидности можно отнести произведения Вагнера «Лоэнгрин», «Тангейзер» и «Моряк-скиталец».

Особое значение имеет тембр голоса оперного исполнителя. Обладательницами редчайшего тембра - колоратурного сопрано являются Суми Йо, дебют которой состоялся на сцене театра имени Верди: певица исполнила партию Джильды из «Риголетто», а также Джоан Элстон Сазерленд, которая в течение четверти века исполняла партию Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур» Доницетти.

Балладная опера появилась в Англии и больше напоминает чередование разговорных сцен с фольклорными элементами песен и танцев. Пепуш с «Оперой нищих» стал первооткрывателем балладной оперы.

Исполнители оперы: оперные певцы и певицы

Поскольку мир музыки довольно многогранен, об опере следует говорить на особом языке, который понятен истинным любителям классического искусства. Узнать о лучших исполнителях мировых площадок можно на нашем сайте в рубрике «Исполнители » .

Меломаны со стажем наверняка с радостью прочтут о лучших исполнителях классических оперных произведений. Достойной сменой талантливейших вокалистов становления оперного искусства стали такие музыканты как Андреа Бочелли, кумиром которого был Франко Корелли. В результате Андреа нашел возможность встретиться со своим кумиром и даже стал его учеником!

Джузеппе Ди Стефано чудом не попал в армейские ряды, благодаря своему восхитительному тембру голоса. Титто Гобби собирался стать юристом, а посвятил свою жизнь опере. Об этих и других исполнителях - оперных певцах можно узнать много интересного в рубрике «Мужские голоса ».

Говоря об оперных дивах, нельзя не вспомнить такие величайшие голоса как Анник Массис, которая дебютировала на сцене Тулузской оперы с партией из оперы Моцарта «Мнимая садовница».

Одной из прекраснейших вокалисток по праву считают Даниэль Де Низ, которая за свою карьеру исполнила сольные партии в операх Доницетти, Пуччини, Делиба и Перголези.

Монсеррат Кабалье. Об этой удивительной женщине сказано много: звание «Дива мира» смогли заслужить немногие исполнители. Несмотря на то, что певица находится в преклонном возрасте, она продолжает радовать публику своим великолепным пением.

Множество талантливых оперных исполнительниц делали первые шаги на отечественных просторах: Виктория Иванова, Екатерина Щербаченко, Ольга Бородина, Надежда Обухова и другие.

Амалия Родригеш - португальская певица, исполняющая фаду, а Патриция Чофи - итальянская оперная дива впервые участвовала в музыкальном конкурсе, когда ей было три года! Эти и другие величайшие имена прекрасных представительниц оперного жанра - оперных певицах можно найти в рубрике «Женские голоса ».

Опера и театр

Дух оперы буквально вселяется в театр, проникает в подмостки, а сцены, на которых выступали легендарные исполнители, становятся культовыми и значимыми. Как не вспомнить величайшие оперы Ла Скала, Метрополитен-опера, Большой театр, Мариинский театр, Берлинская государственная опера и другие. К примеру, Ковент Гарден (Королевский оперный театр) пережил катастрофические пожары в 1808 и 1857 годах, однако большинство элементов настоящего комплекса было отреставрировано. Об этих и других известных сценах вы можете прочесть в рубрике «Площадки ».

В древности считалось, что музыка родилась вместе с миром. Мало того, музыка снимает психические переживания и благотворно влияет на духовность личности. Особенно, если идет речь об оперном искусстве…

Опера - жанр вокального музыкально-драматнческого искусства. Ее литературно-драматическая основа - либретто (словесный текст). Вплоть до середины XVIII в. в композиции либретто господствовала определенная схема, обусловленная однотипностью музыкально-драматических задач. Поэтому одно и то же либретто часто использовалось многими композиторами. Позднее либретто стали создаваться либреттистом в содружестве с композитором, что полнее обеспечивает единство действия, слова и музыки. Начиная с XIX в. некоторые композиторы сами создавали либретто своих опер (Г. Берлиоз, Р. Вагнер, М. П. Мусоргский, в XX в. - С. С. Прокофьев, К. Орф и другие).

Опера - это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: музыку, драматургию, хореографию (балет), изобразительное искусство (декорации, костюмы).

Развитие оперы тесно связано с историей культуры человеческого общества. Она отражала острые проблемы современности - социальное неравенство, борьбу за национальную независимость, патриотизм.

Опера как особый вид искусства возникла в конце XVI в. в Италии под воздействием гуманистических идей эпохи итальянского Возрождения. Первой считают оперу композитора Я. Пери «Эвридика», поставленную 6 октября 1600 г. во флорентийском дворце Питти.

С итальянской национальной культурой связано происхождение и развитие различных типов оперы. Это опера-сериа (серьезная опера), написанная на героико-мифологический или легендарно-исторический сюжет с преобладанием сольных номеров, без хора и балета. Классические образцы подобной оперы создал А. Скарлатти. Жанр оперы-буффа (комической оперы) возник в XVIII в. на основе реалистических комедий и народно-песенного творчества как вид демократического искусства. Опера-буффа значительно обогатила вокальные формы в операх, появились различные типы арий и ансамблей, речитатив, развернутые финалы. Создателем этого жанра был Дж. Б. Перголези («Служанка-госпожа», 1733).

С развитием немецкого национального музыкального театра связана немецкая комическая опера - зингшпиль, в которой пение и танцы чередуются с разговорными диалогами. Венский зингшпиль отличался сложностью музыкальных форм. Классический образец зингшпиля - опера В. А. Моцарта «Похищение из сераля» (1782).

Французский музыкальный театр подарил миру в конце 20-х гг. XIX в. так называемую «большую оперу» - монументальную красочную, сочетающую исторический сюжет, пафос, драматизм с внешней декоративностью и сценическими эффектами. Две традиционные ветви французской оперы - лирическая комедия и комическая опера - были проникнуты идеями борьбы с тиранией, преданности высокому долгу, идеями Великой французской революции 1789-1794 гг. Для французского театра в это время характерен жанр «опера-балет», где балетные сцены равноценны вокальным. В русской музыке примером такого спектакля является «Млада» Н. А. Римского-Корсакова (1892).

Большое влияние на развитие оперного искусства оказало творчество Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини (см. Западноевропейская музыка XVII-XX вв.).

Первые оперы в России появились в 70-х гг. XVIII в. под влиянием идей, выражавшихся в стремлении правдиво изобразить народную жизнь. Оперы представляли собой пьесы с музыкальными эпизодами. В 1790 г. состоялось представление под названием «Начальное управление Олега», с музыкой К. Каноббио, Дж. Сарти и В. А. Пашкевича. В какой-то мере это представление можно считать первым образцом музыкально-исторического жанра, столь распространенного в дальнейшем. Опера в России формировалась как демократический жанр, в музыке использовались в значительной степени бытовые интонации, народные песни. Это оперы «Мельник - колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, «Санкт-петербургский гостиный двор» М. А. Матинского и В. А. Пашкевича, «Ямщики на подставе» Е. И. Фомина, «Скупой», «Несчастье от кареты» (одна из первых русских опер, где затронуты проблемы социального неравенства) Пашкевича, «Сокол» Д. С. Бортнянского и др. (см. Русская музыка XVIII - начала XX в.).

С 30-х гг. XIX в. русская опера вступает в свой классический период. Основоположник русской оперной классики М. И. Глинка создал народно-патриотическую оперу «Иван Сусанин» (1836) и сказочно-эпическую «Руслан и Людмила» (1842), положив тем самым начало двум важнейшим направлениям русского музыкального театра: исторической опере и волшебно-эпической. А. С. Даргомыжский создал первую в России социально-бытовую оперу «Русалка» (1855).

Эпоха 60-х гг. вызвала дальнейший подъем русской оперы, который был связан с творчеством композиторов «Могучей кучки», П. И. Чайковского, перу которого принадлежат 11 опер.

В результате освободительного движения в Восточной Европе в XIX в. складываются национальные оперные школы. Появляются они и у ряда народов дореволюционной России. Представителями этих школ были: на Украине - С. С. Гулак-Артемовский («Запорожец за Дунаем», 1863), Н. В. Лысенко («Наталка Полтавка», 1889), в Грузии - М. А. Баланчивадзе («Дареджан коварная» 1897), в Азербайджане - У. Гаджибеков («Лейли и Мед-жнун», 1908), в Армении - А. Т. Тигранян («Ануш», 1912). Развитие национальных школ протекало под благотворным воздействием эстетических принципов русской оперной классики.

Лучшие композиторы всех стран всегда отстаивали демократические основы и реалистические принципы оперного творчества в борьбе против реакционных течений. Им были чужды ходульность и схематизм в творчестве композиторов-эпигонов, натурализм и безыдейность.

Особое место в истории развития оперы принадлежит советскому оперному искусству, которое сложилось после Великой Октябрьской социалистической революции. Советская опера по своему идейному содержанию, темам и образам представляет собой качественно новое явление в истории мирового музыкального театра. В то же время она продолжает развивать классические традиции оперного искусства прошлого. В своих произведениях советские композиторы стремятся показать правду жизни, раскрыть красоту и богатства духовного мира человека, верно и разносторонне воплотить большие темы современности и исторического прошлого. Советский музыкальный театр складывался как многонациональный.

В 30-е гг. возникает так называемое «песенное» направление. Это «Тихий Дон» И. И. Дзержинского, «В бурю» Т. Н. Хренникова и др. К выдающимся достижениям советской оперы принадлежат «Семен Котко» (1939) и «Война и мир» (1943, новая ред. - 1952) С. С. Прокофьева, «Леди Макбет Мценского уезда» (1932, новая ред. - «Катерина Измайлова», 1962) Д. Д. Шостаковича. Созданы яркие образцы национальной классики: «Даиси» 3. П. Палиашвили (1923), «Алмаст» А. А. Спендиарова (1928), «Кёр-оглы» Гаджибекова (1937).

В советской опере нашла отражение героическая борьба советского народа во время Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.: «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1947, 2-я ред. - 1950), «Молодая гвардия» Ю. С. Мейтуса (1947, 2-я ред. - 1950), «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева (1948) и др.

Весомый вклад в советскую оперу внесли композиторы Р. М. Глиэр, В. Я- Шебалин, В. И. Мурадели, А. Н. Холминов, К- В. Молчанов, С. М. Слонимский, Ю. А. Шапорин, Р. К. Щедрин, О. В. Тактакишвили, Э. А. Капп, Н. Г. Жиганов, Т. Т. Тулебаев и другие.

Опера как многогранное произведение включает различные исполнительские компоненты - оркестровые эпизоды, массовые сцены, хоры, арии, речитативы и др. Ария - законченный по построению и форме музыкальный номер в опере или в крупном вокально-инструментальном произведении - оратории, кантате, мессе и т. д. Роль ее в музыкальном театре аналогична рол*и монолога в спектакле драматическом, но арии, особенно в опере, звучат значительно чаще, большинство действующих лиц в опере имеют индивидуальную арию, для главных же действующих лиц композитор чаще всего сочиняет их несколько.

Существуют следующие разновидности арий. Одна из них - ариетта впервые появилась во французской комической опере, потом получила широкое распространение и звучит в большинстве опер. Ариетта отличается простотой и песенным характером мелодии. Для ариозо характерна свободная форма изложения и декламационно-песенный характер. Каватине присущ чаще всего лирико-повествовательный характер. По форме каватины бывают разнообразны: наряду с простой, как каватина Берендея из «Снегурочки», встречаются и более сложные по форме, например каватина Людмилы из «Руслана и Людмилы».

Кабалетта - разновидность легкой арии. Встречается в творчестве В. Беллини, Дж. Россини, Верди. Отличается постоянно возвращающимся ритмическим рисунком, ритмической фигурой.

Арией иногда называется также инструментальная пьеса с напевной мелодией.

Речитатив - своеобразный способ пения, близкий к напевной мелодической декламации. Строится на повышениях и понижениях голосов, основан на речевых интонациях, акцентах, паузах. Начало свое берет от манеры исполнения народными певцами эпических, поэтических произведений. Возникновение и активное использование речитатива связано с развитием оперы (XVI-XVII вв.). Речитативная мелодия строится свободно и в значительной мере зависит от текста. В процессе развития оперы, в частности итальянской, определились два типа речитативов: сухой речитатив и аккомпанированный. Первый речитатив исполняется «говорком», в свободном ритме и поддерживается отдельными выдержанными аккордами в оркестре. Этот речитатив обычно применяется в диалогах. Аккомпанированный речитатив более мелодичен и исполняется в четком ритме. Оркестровое сопровождение достаточно развито. Такой речитатив, как правило, предшествует арии. Выразительность речитатива широко использована в классических и современных музыкальных жанрах - опере, оперетте, кантате, оратории, романсе.

сочинение - музыкально-театрализованное представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОПЕРА

итал. оpera – сочинение), жанр театрального искусства, музыкально-драматическое представление, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. В создании оперного спектакля участвуют представители многих профессий: композитор, режиссер, писатель, сочиняющий драматические диалоги и реплики, а также пишущий либретто (краткое содержание); художник, оформляющий сцену декорациями и сочиняющий костюмы персонажей; осветители и многие др. Но определяющую роль в опере играет музыка, выражающая чувства персонажей.

Музыкальными «высказываниями» персонажей в опере являются ария, ариозо, каватина, речитатив, хоры, оркестровые номера и др. Партия каждого персонажа пишется для определенного голоса – высокого или низкого. Самый высокий женский голос – сопрано, средний – меццо-сопрано, самый низкий – контральто. У мужчин-певцов это соответственно тенор, баритон и бас. Иногда в оперные спектакли включают балетные сцены. Различают историко-легендарные, героико-эпические, народно-сказочные, лирико-бытовые и др. оперы.

Опера зародилась в Италии на рубеже 16 и 17 вв. Музыку для опер писали В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Р. Вагнер, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Б. Сметана, А. Дворжак, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, Р. Штраус и многие др. крупные композиторы. Первые русские оперы были созданы во второй пол. 18 в. В 19 в. русская опера пережила яркий расцвет в творчестве Н. А. Римского-Корсакова, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, в 20 в. – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Т. Н. Хренникова, Р. К. Щедрина, А. П. Петрова и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

История жанра

Джакопо Пери

Истоками оперы можно считать и античную трагедию. Как самостоятельный жанр опера возникла в Италии на рубеже 16-17 веков в кружке музыкантов, философов, поэтов в городе Флоренция. Назывался кружок любителей искусства «камерата» . Участники «камераты» мечтали возродить древнегреческую трагедию, объединить в одном спектакле драму, музыку и танец. Первый подобный спектакль был дан во Флоренции в 1600 году и рассказывал об Орфее и Эвредике. Существует версия, что первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в 1594 году на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном. Постепенно в Италии стали появляться оперные школы в Риме, в Венеции, Неаполе. Затем опера стремительно распространилась по всей Европе. В конце 17-начале 18 века складываются основные разновидности оперы: опера - сериа (большая серьёзная опера) и опера - буффа (комическая опера).

В конце 18 века в Петербурге был открыт Российский театр. Сначала шли только иностранные оперы. Первые русские оперы были комическими. Одним из создателей считается Фомин. В 1836 году в Петербурге прошла премьера оперы Глинки «Жизнь за царя». Опера в России приобрела совершенную форму, определились её особенности: яркие музыкальные характеристики главных героев, отсутствие разговорных диалогов. В 19 веке к опере обращаются все лучшие русские композиторы.

Разновидности оперы

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

  • большая опера (opera seria - итал., tragédie lyrique , позднее grand-opéra - франц.),
  • полукомическая (semiseria ),
  • комическая опера (opera-buffa - итал., opéra-comique - франц., Spieloper - нем.),
  • романтическая опера , на романтический сюжет.
  • semi-опера, полу-опера, опера «на четверть» (semi - лат. наполовину) - форма английской барочной оперы, в которой сочетаются устная Драма (жанр)драма, вокальные мизансцены, говек и симфонические произведения. Одним из приверженцев semi-оперы считается английский композитор Генри Пёрселл /

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена , «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

  • От комической оперы появилась оперетта , которая получила особенное распространение во второй половине XIX века .
  • Оперы для детского исполнения (например, оперы Бенджамина Бриттена - «Маленький трубочист», «Ноев ковчег», оперы Льва Конова - «Король Матиуш Первый», «Асгард», «Гадкий утёнок», «Кокинвакасю»).

Элементы оперы

Это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

В состав оперного коллектива входят: солист , хор , оркестр , военный оркестр , орган . Оперные голоса : (женские: сопрано , меццо-сопрано , контральто ; мужские: контратенор , тенор , баритон , бас).

Оперное произведение делится на акты , картины , сцены , номера . Перед актами бывает пролог , в конце оперы - эпилог .

Части оперного произведения - речитативы , ариозо , песни , арии , дуэты , трио , квартеты , ансамбли и т. д. Из симфонических форм - увертюра , интродукция , антракты , пантомима , мелодрама , шествия, балетная музыка.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария , ариозо , ариетта , каватина , монолог , баллада , песня). Различные функции в опере имеет речитатив - музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь , обычно - в диалогах.

Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина»).

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру , симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды - увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля - балет , хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

Оперный театр

Оперными театрами называют здания музыкальных театров, специально предназначенные для показа оперных постановок. В отличие от театров под открытым небом, здание оперного театра оснащено большой сценой с дорогостоящим техническим оборудованием, включая оркестровую яму и зрительный зал в один или несколько ярусов, располагающихся друг над другом либо оформленных в виде лож . Данная архитектурная модель оперного театра является основной. Крупнейшими по количеству мест для зрителей зданиями оперных театров мира являются Метрополитен Опера в Нью-Йорке (3 800 мест), Опера в Сан-Франциско (3 146 мест) и Ла-Скала в Италии (2 800 мест).

В большинстве стран содержание зданий оперных театров является убыточным и требует государственных субсидий или пожертвований меценатов . Например, годовой бюджет театра Ла-Скала (Милан , Италия) по состоянию на 2010 год составил 115 миллионов евро (40% - государственная дотация и 60% - пожертвования частных лиц и продажа билетов) , а в 2005 году театр Ла-Скала получил 25% от 464 миллионов евро - суммы, предусмотренной бюджетом Италии на развитие изобразительных искусств . А Эстонская национальная опера в 2001 году получила 7 миллионов евро (112 миллионов крон), что составило 5,4% средств министерства культуры Эстонии .

Оперные голоса

Во времена зарождения оперы, когда ещё не было изобретено электронное усиление звука, техника оперного пения развивалась в направлении извлечения достаточно громкого звука, способного перекрыть звучание сопровождающего симфонического оркестра. Мощность оперного голоса благодаря слаженной работы трёх компонентов (дыхания , работы гортани и регулирования резонирующих полостей) достигала 120 дБ на расстоянии одного метра .

Певцов , в соответствии с оперными партиями, классифицируют по типу голоса (текстура, тембр и характер). Среди мужских оперных голосов различают:

  • контр-тенор,

а среди женских:

  • Самыми популярными оперными композиторами за тот же период стали Верди, Моцарт и Пуччини - 3020, 2410 и 2294 представления соответственно.

Литература

  • Келдыш Ю. В. Опера // Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973-1982, Т. 4, сс. 20-45.
  • Серов А. Н. , Судьбы оперы в России, «Русская сцена», 1864, № 2 и 7, то же, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950.
  • Серов А. Н. , Опера в России и русская опера, «Музыкальный свет», 1870, № 9, то же, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПб, 1895.
  • Чешихин В. , История русской оперы, СПб, 1902, 1905.
  • Энгель Ю. , В опере, М., 1911.
  • Игорь Глебов [Асафьев Б. В.] , Симфонические этюды, П., 1922, Л., 1970.
  • Игорь Глебов [Асафьев Б. В.] , Письма о русской опере и балете, «Еженедельник петроградских гос. академических театров», 1922, № 3-7, 9-10, 12-13.
  • Игорь Глебов [Асафьев Б. В.] , Опера, в кн.: Очерки советского музыкального творчества, т. 1, М.-Л., 1947.
  • Богданов-Березовский В. М. , Советская опера, Л.-М., 1940.
  • Друскин М. , Вопросы музыкальной драматургии оперы, Л., 1952.
  • Ярустовский Б. , Драматургия русской оперной классики, М., 1953.
  • Ярустовский Б. , Очерки по драматургии оперы XX века, кн. 1, М., 1971.
  • Советская опера. Сборник критических статей, М., 1953.
  • Тигранов Г. , Армянский музыкальный театр. Очерки и материалы, т. 1-3, Е., 1956-75.
  • Тигранов Г. , Опера и балет Армении, М., 1966.
  • Архимович Л. , Українська класична опера, К., 1957.
  • Гозенпуд A. , Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.
  • Гозенпуд A. , Русский советский оперный театр, Л., 1963.
  • Гозенпуд A. , Русский оперный театр XIX века, т. 1-3, Л., 1969-73.
  • Гозенпуд A. , Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков и Ф. И. Шаляпин, Л., 1974.
  • Гозенпуд A. , Русский оперный театр между двух революций, 1905-1917, Л., 1975.
  • Ферман В. Э. , Оперный театр, М., 1961.
  • Бернандт Г. , Словарь опер, впервые поставленных или изданных в дореволюционной России и в СССР (1736-1959), М., 1962.
  • Хохловкина A. , Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX века. Очерки, М., 1962.
  • Смольский Б. С. , Белорусский музыкальный театр, Минск, 1963.
  • Ливанова Т. Н. , Оперная критика в России, т. 1-2, вып. 1-4 (вып. 1 совм. с В. В. Протопоповым), М., 1966-73.
  • Конен В. , Театр и симфония, М., 1968, 1975.
  • Вопросы оперной драматургии, [сб.], ред.-сост. Ю. Тюлин, М., 1975.
  • Данько Л. , Комическая опера в XX веке, Л.-М., 1976.
  • Arteaga Е. , Le rivoluzioni del teatro musicale italiano, v. 1-3, Bologna, 1783-88.
  • Clement F. , Larousse P., Dictionnaire lyrique, ou histoire des opéras, P., 1867, 1905.
  • Dietz M. , Geschichte des musikalischen Dramas in Frankreich während der Revolution bis zum Directorium, W.-Lpz., 1885, 1893.
  • Riemann H. , Opern-Handbuch, Lpz., 1887.
  • Bullhaupt H. , Dramaturgie der Oper, v. 1-2, Lpz., 1887, 1902.
  • Soubies A. , Malherbe Сh. Th., Histoire de l’opéra comique, v. 1-2, P., 1892-93.
  • Pfohl F. , Die moderne Oper, Lpz., 1894.
  • Rolland R. , Les origines du théâtre lyrique moderne. L’histoire de l’opéra avant Lulli et Scarlatti, P., 1895, 1931.
  • Rolland R. , L’opéra au XVII siècle en Italie, в кн.: Encyclopédie de la musique et dictionnaire…, fondateur A. Lavignac, pt. 1, , P., 1913 (рус. пер. - Роллан Р., Опера в XVII веке, M., 1931).
  • Goldschmidt H. , Studien zur Geschichte der italienischen Oper in 17. Jahrhundert, Bd 1-2, Lpz., 1901-04.
  • Solerti A. , Le origini del melodramma, Torino, 1903.
  • Solerti A. , Gli albori del melodramma, v. 1-3, Palermo, 1904.
  • Dassori C. , Opère e operisti. Dizionario lirico. Genua, 1903.
  • Hirschberg E. , Die Enzyklopädisten und die französische Oper im 18. Jahrhundert, Lpz., 1903.
  • Sonneck O. , Catalogue of opera scores, , 1908.
  • Sonneck O. , Catalogue of opera librettos printed before 1800, v. 1-2, Wash., 1914.
  • Sonneck O. , Catalogue of 19th century librettos, Wash., 1914.
  • Towers J. , Dictionary-catalogue of operas and operettas which have been performed on the public stage, Morgantown, .
  • La Laurencie L. , L’opéra comique française en XVIII siècle, в кн.: Encyclopédie de la musique et dictionnaire de con-cervatoire, , P., 1913 (рус. пер. - Ла Лоранси Л., Французская комическая опера XVIII века, М., 1937).
  • Bie O. , Die Oper, B., 1913, 1923.
  • Kretzschmar H. , Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925).
  • Kapp J. , Die Oper der Gegenwart, B., 1922.
  • Delia Corte A. , L’opéra comica Italiana nel" 700. Studi ed appunti, v. 1-2, Bari, 1923.
  • Delia Corte A. , Tre secoli di opera italiana, Torino, 1938.
  • Bücken E. , Der heroische Stil in der Oper, Lpz., 1924 (рус. пер. - Бюккен Э., Героический стиль в опере, М., 1936).
  • Bouvet Ch. , L’opéra, P., 1924.
  • Prodhomme J. G. , L’opéra (1669-1925), P., 1925.
  • Abert H. , Grundprobleme der Operngeschichte, Lpz., 1926.
  • Dandelot A. , L"évolution de la musique de théâtre depuis Meyerbeer Jusqu"à nos Jours, P., 1927.
  • Bonaventura A. , L’opéra italiana, Firenze, 1928.
  • Schiedermair L. , Die deutsche Oper, Lpz., 1930, Bonn, 1943.
  • Bekker P. , Wandlungen der Oper, Z., 1934.
  • Capri A. , Il melodramma dalle origini ai nostri giorni, Modena, 1938.
  • Dent E. J. , Opera, N. Y., 1940.
  • Gregor J. , Kulturgeschichte der Oper, W., 1941, 1950.
  • Brockway W., Weinstock H. , The opera, a history of its creation and performance, 1600-1941, N. Y., 1941 (доп. изд.: The world of opera, N. Y., 1966).
  • Skraup S. , Die Oper als lebendiges Theater, Würzburg, 1942.
  • Mooser R. A. , L opéra comique française en Russie durant le XVIIIe siècle, Bale, 1945, 1964.
  • Grout D. J. , A short history of opera, v. 1-2, N. Y., 1947, Oxf., 1948, N. Y., 1965.
  • Cooper M. , Opéra comique, N. Y., 1949.
  • Cooper M. , Russian opera, L., 1951.
  • Wellesz E. , Essays in opera, L., 1950.
  • Oper im XX. Jahrhundert, Bonn, 1954.
  • Paoli D. , De, L’opéra italiana dalle origini all’opera verista, Roma, 1954.
  • Sip J. , Opera in Czechoslowakia, Praha, 1955.
  • Bauer R. , Die Oper, B., 1955, 1958.
  • Leibowitz R. L’histoire de l’opéra, P., 1957.
  • Serafin T., Toni A. , Stile, tradizioni e con-venzioni del melodramma italiano del settecento e dell’ottocento, v. 1-2, Mil., 1958-64.
  • Schmidt-Garre H. , Oper, Köln, 1963.
  • Stuckenschmidt H. , Oper in dieser Zeit, Hannover, 1964.
  • Szabolcsi B. , Die Anfänge der nationalen Oper im 19. Jahrhundert, в кн.: Bericht über den Neunten Internationalen Kongreß Salzburg 1964, Lfg. 1, Kassel, 1964.
  • Die moderne Oper: Autoren, Theater, Publikum, там же, Lfg. 2, Kassel, 1966.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Наиболее полный русскоязычный сайт, посвященный опере и оперным событиям
  • Справочник «100 опер» под редакцией М. C. Друскина. Краткие содержания (синопсисы) опер