Особенности, преимущества и тренды e-learning

Введение

Добро пожаловать в чудесный мир электронного обучения! Вы стали частью отрасли, которая постоянно меняется самым интересным образом, что делает ее как очаровательной, так и временами сложной.

Когда в 1990-х годах люди начали пользоваться термином e-learning, под ним чаще всего понимались PowerPoint-презентации во Flash формате. В большинстве случаев это были те же самые PowerPoint-презентации, которыми преподаватели и тренеры пользовались в учебных аудиториях. Только теперь студенты и проходящие обучение сотрудники могли смотреть презентации онлайн.

Хотя сейчас такие Flash-презентации постепенно уходят в прошлое, нужно признать, что они заложили важный фундамент отрасли электронного обучения. По мере развития технологий и повсеместного распространения интернета, индустрия e-learning буквально взорвалась. Теперь она представляет собой такую сложную систему инструментов, технологий, плееров и терминов, что бывает сложно в ней сориентироваться.

В этой книге вы узнаете:

  • Что такое e-learning на самом деле
  • Какую пользу может принести e-learning вашей организации
  • Что включает в себя процесс создания e-learning
  • Методы измерения эффективности e-learning
  • Как доставить курсы учащимся

Давайте начнем с более детального рассмотрения термина “e-learning”.

Что же такое e-learning?

Итак, что именно мы подразумеваем под e-learning? Вкратце, e-learning - это обучение или подготовка, осуществляемые посредством цифровых технологий.

При традиционном обучении, учитель или инструктор передает знания в обстановке настоящего класса. Учащиеся слушают, смотрят и лично взаимодействуют с учителем/инструктором.

В случае с e-learning учащиеся получают учебный контент посредством компьютера, планшета или смартфона. А что же это за “учебный контент”? Ну, это может быть множество вещей. Например, серии слайдов с аудио/видео сопровождением автора, PDF-файлы, видеозаписи, скринкасты (записи экрана), симуляции программ или интерактивные курсы со слайдовой структурой.

Многие люди представляют себе базовый e-learning курс в виде размещенной в сети слайдовой презентации с простейшей навигацией (кнопки “вперед” и “назад”) и небольшим тестом (с вопросами на “да/нет” или на выбор одного верного варианта). Но не все e-learning курсы обладают таким набором качеств. К примеру, e-learning курс может представлять собой симуляцию программы, которая учит пользователя работать с доступными функциями. Или, например, это может быть интерактивный курс с элементами ролевой игры, требующий принятия ряда сложных решений. Однако, несмотря на все разнообразие e-learning, существует ряд общих особенностей.

В своем ритме

Одна из наиболее удобных особенностей e-learning в том, что электронное обучение асинхронно и происходит в ритме, комфортном для учащегося. Это означает, что время изучения материала никак не ограничено. В отличие от традиционного обучения, где студентам приходится подстраиваться под временные интервалы и ритм, задаваемые преподавателем, e-learning может происходить в любое время и в любом ритме.

Хочется сразу оговориться, что, хотя обучение в своем ритме дает определенную свободу, некоторые организации устанавливают четкие сроки прохождения e-learning курсов. Например, специалист по продажам, который изучает новые функции продукта, должен успеть закончить обучение до его запуска. Или студент, изучающий тему, должен успеть до конца четверти. И, хотя e-learning обычно происходит асинхронно, в него входят и синхронные виды обучения, такие как веб-конференция или онлайн-чат.

Интерактивность

Самые увлекательные e-learning курсы в большинстве своем интерактивны. Вместо пассивного опыта, при котором учащийся просто читает и просматривает контент курса, интерактивный курс подразумевает активное вовлечение студента в процесс обучения. Учащиеся кликают мышью или взаимодействуют с экраном устройства. Они перетаскивают контент с одного места на другое. Они делают выбор, который влияет на последующие события в курсе.

Интерактивный e-learning может включать в себя упражнения на развитие критического мышления: игры, тесты и сценарии принятия решений, которые помогают учащимся без риска исследовать последствия сделанного выбора. И хотя в мире каждый день создается множество неинтерактивных курсов, наиболее эффективные e-learning курсы все же обычно интерактивны.

Мультимедиа

В состав e-learning часто входит мультимедийный контент. Честно говоря, PowerPoint-слайды, состоящие из одних маркированных списков и текста, выглядят достаточно скучно. Мы исследовали более 500 онлайн-учащихся , и они признались, что больше всего ненавидят чтение нудных процедур и правил и прохождение скучных электронных курсов. Наиболее эффективный e-learning по-настоящему увлекает учащегося, удерживает интерес и внимание и, таким образом, обеспечивает усвоение материала. Именно поэтому во многих курсах используются анимации, аудио и видео - чтобы создать мультимодальный, захватывающий и эффективный учебный опыт.

Вне зависимости от того, как выглядит e-learning курс, он обычно принадлежит к одной из двух категорий: информационные (information-based) и ориентированные на результат (performance-based). Информационные курсы содержат ту информацию, которую необходимо распространить среди сотрудников, часто с целью соблюдения нормативных требований. Такие курсы создаются, чтобы осведомить сотрудников и удостовериться, что информация ими получена. То есть информационные курсы не ориентированы на трансформацию учащихся. В качестве примера можно привести курс, описывающий новую политику компании.

С другой стороны, курсы, ориентированные на результат , ставят своей целью изменение поведения - например, освоение сотрудником нового навыка. Такие курсы способны приносить измеримые результаты, оказывающие влияние на бизнес. К примеру, когда специалист по тех. поддержке освоит навык эффективного общения с недовольными клиентами, это может положительно повлиять на степень удовлетворенности клиентов.

Если вам понравилась статья и перевод, дайте нам знать - нажмите кнопку Recommend
А если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по E-Learning и не только - скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

С чего начинается Ваше утро? Пожалуй, с того, что Вы выключаете будильник на мобильном телефоне. А еще лет 15-20 назад? Да ведь тогда у нас были совсем другие будильники! И вроде бы мы все так же просыпаемся по утрам, но все-таки мир изменился, технологии заполнили наш быт.

А как Вы думаете, изменилось при этом что-то в технологиях обучения? Безусловно.


Широкое понятие e -learning

E-l earning (англ. electron learning) - электронное, дистанционное обучение. Иными словами, обучение на расстоянии с использованием современных технологий.

E -learning существует в разных формах. Это разнообразные открытые платформы, где любым желающим предоставляются серии бесплатных курсов, а по подписке - и более продвинутые. В качестве зарубежных примеров можно привести: Khan Academy (www.khanacademy.org ), Code Academy (www.codecademy.com).

Это центры дистанционного образования, основанные университетами. Наконец, это корпоративное обучение с использованием e -learning технологий.

При этом форм e-learning обучения также существует великое множество, например:

  • Серии видеоуроков (например, сайт ted.com )
  • Серии текстовых статей, разбитых по шагам/урокам, которые могут быть дополнены видео
  • Специально организованное и модерируемое обсуждение на форумах
  • Онлайн-тестирования и прочие задания
  • Вебинары (Webinar - от англ. web + seminar) - трансляция выступления преподавателя через специальный интерфейс слушателям с возможностью обратной связи, захвата экрана и т. д.
  • Интерактивные образовательные игры
  • Электронные курсы

Из всех видов обучения электронный курс, пожалуй, является базовой единицей e -learning , законченной темой, в первую очередь потому, что он позволяет в одном законченном продукте использовать практически все остальные сущности e -learning . То есть в электронный курс могут включаться видеоуроки, тексты, иллюстрации, тестирования, упражнения, игры. Пожалуй, только вебинары и онлайн-обсуждения принято вести вне рамок электронного курса. Две этих возможности осуществляются обычно через систему дистанционного обучения.

Именно СДО обычно ведет сбор статистики прохождения курсов пользователями и позволяет качественно оценивать результаты обучения, анализируя большие массивы данных.

Глобальный e - learning рынок по объему движется к отметке в 107 биллионов долларов в 2015 году. По оценкам, глобальный показатель выручки в этой сфере достигает 49,9 миллиардов долларов в 2015 году. В рейтинге стран с самыми высокими темпами роста рынка электронного обучения на первом месте стоит Индия (55%), затем Китай (52%), затем Малайзия (41%). На 10-м месте разместилась Украина (20%). Россия в 10-ку не вошла.

Глобальный e - learning рынок по объему движется к отметке
в 107 биллионов долларов в 2015 году.

Итак, мы прошли небольшое введение в e -learning . Теперь перейдем к рассмотрению его особенностей и преимуществ.


Особенности e -learning


Особенностью e -learning , или дистанционного обучения, является отсутствие очного преподавателя или наставника. То есть пользователь проходит обучение самостоятельно. Расстояние и устройства не имеют значения.

Обучение может проводиться на рабочих местах, в компьютерных классах или на планшетах сотрудников в любом удобном для них месте.

Особенностью e - learning является отсутствие очного преподавателя
или наставника.

E -learning технологии наиболее эффективны в решении следующих задач:

1. Обучение новых сотрудников, когда необходимо быстро передать пакет конкретных начальных знаний.

2. Оперативное обучение новым методикам, стандартам, формам, программам, системам, изменениям в них.

3. Повышение квалификации сотрудников по конкретным темам, направлениям, областям, компетенциям.


Преимущества e-learning


1. Возможность тиражирования знаний сквозь границы и время

  • По локальной сети
  • Через внутренний портал или систему обучения
  • Через Интернет
  • На дисках

Кроме последнего варианта, распространение курса происходит мгновенно. Простым назначением курса в системе дистанционного обучения Вы можете подписать столько тысяч человек на курс, сколько необходимо.

Электронный курс - это инструмент, который предоставляет множество возможностей для интересного интерактивного обучения. Пользователь постоянно взаимодействует с курсом, движется по нему, изучает материалы, следит за своим прогрессом. Если курс сюжетный, то необходимо управлять персонажем, участвовать в интересной истории вместе с героем. Помимо этого, от пользователя может потребоваться слушать диктора, знакомиться с видеоматериалами.

Ну а практические задания вообще требуют 100% вовлеченности, здесь уже нельзя отвлечься и «думать о своем», как это бывает в аудитории с преподавателем, когда внимание рассеивается.

И главное! Курс будет говорить на понятном пользователю языке, с помощью логичной структуры, понятного текста, визуализации, графики, схем, видео и так далее!


3. Практика и только практика

В электронном курсе можно реализовать:

  • Практические тренажеры по программным продуктам, работе с системами
  • Тренажеры по заполнению бланков и форм
  • Кейсы на отработку навыков ведения диалогов
  • Другие навыковые кейсы

Пользователь имеет возможность самостоятельно оценить
уровень своих знаний.

Немаловажный факт при этом - мгновенная обратная связь. Пользователь имеет возможность самостоятельно оценить уровень своих знаний, узнать, что было сделано верно, а что нет, а также получить рекомендации по исправлению своих пробелов.


4. Психологический комфорт и мобильность

Пользователь находится один на один с курсом. И если он не в компьютерном классе, где часы посещения строго ограничены, у него есть отличная возможность потратить на обучение столько времени, сколько нужно. А если курс запускается с планшетов и других мобильных устройств, то обучение становится еще и крайне мобильным. Может, Вы повышаете личные компетенции, лежа дома на диване, а может, встречаете клиентов в торговом зале и под рукой держите планшет с возможностью быстро заглянуть в библиотеку продуктов и скрипты их продажи.


Ключевые тренды в развитии e -learning


Так куда же мы движемся с учетом всех обозначенных возможностей и преимуществ? По статистике, зарубежный рынок электронного обучения в корпоративной среде будет расти на 13% ежегодно, вплоть до 2017 года. На сегодня 77% компаний в США имеют портал дистанционного обучения и успешно используют его возможности для обучения своих сотрудников. На самом деле можно выделить 5 ключевых трендов, господствующих в настоящее время в сфере e -learning .

По статистике, зарубежный рынок электронного обучения в корпоративной среде будет расти на 13% ежегодно.


1. Геймификация

Безумно модное слово в последние дни, не находите? Наверное, потому оно и стоит на первом месте.

Геймификация означает использование элементов дизайна игры, а также игровых механик за пределами традиционных компьютерных и мобильных игр.

Подобные приемы доказано увеличивают скорость обучения и вовлеченность в процесс. Пользователи подходят к изучению подобных курсов со стратегической точки зрения, планируя свое время и усилия в соотношении с получаемым вознаграждением. Система достижения и вознаграждений - одна из самых ключевых составляющих геймификации. Другими элементами является сюжетная линия, персонажи, игровые механики и так далее. Как минимум элементы геймификации позволяют значительно увеличить эффективность обучения. Как максимум продвинутые обучающие игры позволяют оценить разные аспекты поведения пользователей в тех или иных ситуациях, поставленных перед ними в процессе обучения.


2. Рост доли дистанционного обучения в корпоративном обучении

Эта тенденция сохраняется из года в год. Все больше компаний приходят к выводу, что инвестиции в обучение персонала приносят выгоды для всей компании в целом. Повышение качества клиентского сервиса, новый качественный уровень менеджмента, отладка внутренних процедур - это только часть вероятных преимуществ. В последнее время сложилась тенденция предоставлять сложные технологические продукты вкупе с обучением по ним, то есть e -learning может становиться качественным дополнением сложных программных продуктов или услуг.

Все больше компаний приходят к выводу, что инвестиции в обучение персонала приносят выгоды для всей компании в целом.


3. Открытые технологии и доступность e -learning

Системы дистанционного обучения, или LMS (Learning Management Systems ), постепенно упрощаются, становятся более доступными. Уже на сегодняшний день существует несколько открытых бесплатных систем: Coursera , OpenupEd , edX , Future Learn , UDACITY , Iversity . Идет постепенная стандартизация, например тот же стандарт SCORM . Возникают интересные облачные решения, все чаще звучит сокращение SAAS (software -as -a -service ). Последнее означает возможность использовать облачную СДО-систему за очень умеренную абонентскую плату. Так, программное решение становится услугой, что и зашифровано в сокращении SAAS . Такие системы удобны, современны, просты в администрировании и в целом направлены на максимальное удовлетворение потребностей компаний в электронном обучении.

Уже на сегодняшний день существует несколько открытых бесплатных систем.


4. Социализация

О тотальном распространении социальных сетей сейчас знает каждый. С обучением этот тренд связывает желание людей делиться знаниями и информацией. Это актуально как для открытых ресурсов, когда пользователи с удовольствием обсуждают пройденные курсы и темы, ведут дискуссии, так и для корпоративных систем.

Социализация в образовании - желание людей делиться знаниями и информацией.


5. Смешанное обучение

Этот тренд также сохраняется на протяжении нескольких лет. Доказано, что самое эффективное обучение - это совмещение, во-первых, разных видов дистанционного обучения (электронный курс + вебинар + тест + форум, например), а во-вторых, дистанционного и очного обучения. В последнем случае организуются комплексные обучающие программы, позволяющие достичь максимального эффекта (как в плане обучения сотрудников, так и в плане оптимизации расходов компании).

Термином «e-learning» нередко называют любое удаленное обучение, которое осуществляется через Интернет. Примерно так и звучит определение, данное специалистами ЮНЕСКО.

Но это не совсем правильно. Если студент получает материалы учебного курса на компакт-диске, а с преподавателями общается по электронной почте - это вовсе не e-learning. Подобный процесс следует называть дистанционным обучением с применением информационно-коммуникационных технологий.

Что же представляет собой система e-learning?

Примеры решенных тестов в личном кабинете

«E» - значит «Electronic»

Сокращение «e-learning» расшифровывается как «electronic learning». В переводе - «электронное обучение». Появилось это выражение относительно недавно, в 80-х годах прошлого века.

Первые дистанционные системы возникли намного раньше. Ведь и до распространения интернета случалось, что учащийся не в состоянии посещать учебное заведение - по болезни, или ввиду географической удаленности.

Понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» близки, но не тождественны. В первом случае речь идет о форме обучения, а во втором - о средствах.

Если некто обучается дистанционно - это значит, что студент и преподаватель взаимодействуют удаленно. Порой они разделены не только расстоянием, но и временем (один написал, второй ответил спустя несколько дней или недель).


Электронное обучение e-learning предполагает, что в процессе используется некая виртуальная среда - ее называют платформой.

Платформа представляет собой сервер, доступ к которому осуществляется с помощью специальных программ. В базе данных содержатся учебные материалы и всевозможные средства мониторинга (например, электронный журнал с оценками и форма для решения тестов).

Подключение к учебному серверу происходит через интернет. Сайт обычно носит доменное имя «.edu».

Электронные системы обучения не всегда используются дистанционно. Некоторые ВУЗы применяют их и для студентов очной формы.

Виды обучающих платформ

В настоящее время существует около 400 виртуальных обучающих платформ. Их можно разделить на два вида: закрытые и открытые.

Закрытые платформы - такие, в которых программное обеспечение требуется купить. Естественно, сделку осуществляет не студент, а учебное заведение. Самая популярная из закрытых платформ - Blackboard. Ее используют в Гарварде и Оксфорде. Да и в некоторых российских университетах тоже (СПбГУ, ДВФУ). Хотя это и не очень удобно: русскоязычной версии там нет.

1. За счет использования дистанционной системы Мираполис (Mirapolis) учащийся экономит время и финансы, а это позволяет изучать больше информации и тратить больше времени на практику. Доступные результаты по всем предметам позволяют вовремя исправлять оценки и сдавать проверочные работы.

Составляющие системы e-learning

Технологии e-learning в образовании применяются широко, поэтому платформы постоянно развиваются. Сервер e-learning - не просто файлохранилище, куда студенты получают доступ. Это достаточно сложная система.

Обычно платформа включает три модуля:

  • Собрание электронных курсов
  • Комплекс авторских средств

Система управления обучением

Система управления обучением (она же LMS) - это те программы, посредством которых студент получает доступ к ресурсам, а преподаватели - контролируют учащихся. Иными словами, это некие клиентские приложения.

Обычно и студенты, и представители руководства подключаются к серверу, используя одно и то же приложение. Но права доступа у них разные. Соответственно, спектр возможных действий тоже отличается.

Электронные курсы

В системе e-learning курсы - это некие виртуальные комплекты учебных файлов. Это могут быть тексты, иллюстрации, видеофайлы, аудиозаписи. Материалы сгруппированы по тематике в соответствии с учебным планом.

Чаще всего содержание дистанционных курсов определяют сами преподаватели. Они же подбирают и записывают необходимые файлы.

Но существуют и готовые учебные комплексы. Самые известные англоязычные библиотеки -NETg и SkillSoft. Есть и российские разработки (компаний Новый диск, ОКС, Тренинг Медиа и другие). Порой сотрудники ВУЗов используют эти материалы, адаптируя их под свою учебную программу.

Авторские средства

В английском языке они называются «authoring tools». Это те приложения, с помощью которых создаются учебные пособия, презентации, видеотренинги.

К ним же относятся и программы для тестирования студентов. Конечно, сам тест (т.е. задания для проверки) можно скорее отнести к учебным материалам. А вот форма, в которую пишутся вопросы и ответы - это авторское средство.


Использование системы e-learning

Почти все российские университеты, предлагающие дистанционную форму обучения, используют средства e-learning. Исключения есть, но их сравнительно немного.

Пользоваться электронными ресурсами несложно: каждый учебный сайт содержит подробную инструкцию.

Студенты, обучающиеся через такие сайты, обычно избавлены от необходимости приезжать в ВУЗ на сессию. Все экзамены и зачеты они сдают удаленно. Это очень удобно, хоть и непросто (требуется самодисциплина).

Впрочем, можно и облегчить себе жизнь: ведь преподаватели не контролируют студента во время экзамена. Заранее договоритесь со специалистом - и он даст ответы на тесты вместо Вас.

Мы тоже оказываем эту услугу. Чтобы узнать точную стоимость, позвоните по телефону (номер указан в верхней части экрана). Заказать услугу можно аналогичным способом, либо через электронную форму.

Информационные технологии затронули все сферы нашей жизни, в том числе и образование. Сегодня во всем мире огромной популярностью пользуется электронное обучение.

Электронное обучение (e-Learning) - обучение с применением электронных средств и интернета.

Несмотря на то что e-Learning в России появился сравнительно недавно, огромная часть образовательных учреждений в той или иной степени используют последние технологии в процессе обучения.

В чем заключается причина популярности e-Learning?

    Дистанционные занятия

Современные школьники и студенты получили возможность учиться не только в аудиториях своих образовательных учреждений, но и дистанционно благодаря использованию специально организованной электронной образовательной среды. Эта возможность снимает все ограничения на время и место проведения занятий, а также позволяет людям с ограниченными возможностями получать качественное образование.

    Индивидуальный темп обучения

Учащиеся имеют доступ ко всем учебным материалам и в случае необходимости всегда могут повторно их изучить. Возможность заниматься в индивидуальном и комфортном темпе значительно повышает результаты обучения и положительно сказывается на качестве образования.

    Самостоятельно обучение

E-Learning основан на принципе «docendo discimus»: «учусь лишь тогда, когда сам учу». Данный принцип стимулирует развитие способностей студентов к самостоятельному обучению и повышает их интерес к изучаемым предметам.

    Мониторинг результатов обучения

Электронное обучение обеспечивает регулярный и систематический контроль над успехами учащихся.

Организация электронного обучения

Важнейшей частью организации e-Learning в ВУЗах является внедрение Системы Дистанционного Обучения (СДО), которая представляет собой образовательный портал с библиотекой учебных материалов и системой мониторинга результатов обучения.

iSpring Online — одна из самых популярных Систем Дистанционного Обучения. Главное преимущество iSpring Online заключается в оптимальном сочетании простоты и функциональности. Все возможности системы можно попробовать бесплатно в течение 30 дней.

В отличие от ВУЗов, в настоящее время школы менее подготовлены к использованию СДО в учебном процессе, поэтому для школ технологии e-Learning совмещаются с классическим подходом к обучению. Например, использование электронных учебных материалов на уроках или применение электронных тестов для контроля знаний учащихся.

Программа iSpring Suite позволяет создавать электронные курсы на базе презентаций PowerPoint. Курсы могут быть дополнены Flash-анимацией, аудио- и видеосопровождением, а также интерактивными тестами и опросами. Готовый курс может быть отправлен по электронной почте, загружен в интернет или опубликован в любой Системе Дистанционного Обучения.
Таким образом, для организации полноценного e-Learning в школе или ВУЗе необходимо использовать всего 2 программных продукта: программу для разработки электронных курсов iSpring Suite и Систему Дистанционного Обучения iSpring Online

Электронное обучение (e-learning) – это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. В процессе электронного обучения используются интерактивные электронные средства доставки информации, преимущественно Интернет и корпоративные сети компаний, но не исключены и другие способы, как, например, компакт-диски.

Система электронного обучения включает в себя программное и аппаратное решения. Она предполагает наличие специальной базы данных, где содержится учебный контент и системы мониторинга обучения.

Полномасштабная система электронного обучения состоит трех стандартных модулей:

  1. Системы управления обучением (LMS - learning management system)
  2. Авторских средств (authoring tools)


Система управления обучением (LMS)

Системы управления обучением используются для разработки, хранения, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа большому количеству людей. При этом люди могут находиться где угодно - на учебе в университете, на работе в офисе или в командировке, на отдыхе дома или в путешествии.

Разграничение прав доступа к системе

С одной стороны, для пользователей LMS - оболочка доступа к учебным программ и курсам, с другой стороны для администраторов системы - это инструмент, позволяющий оперативно контролировать обучение во всей организации в целом .

Как сотрудники пользуются системой?

Каждый сотрудник проходит персональную регистрацию и получает индивидуальное имя пользователя и пароль. С их помощью он получает доступ к учебному ресурсу и к своей статистике обучения. В статистике LMS регистрирует имя пользователя, пройденные им курсы, время начала и конца изучения каждого курса, полученные баллы в результате предварительного тестирования и тестирования после прохождения обучения.

Как администраторы системы организуют учебный процесс?

Права администратора позволяют осуществлять контроль над доступом к учебному контенту, организовывать слушателей в группы для предоставления им общих курсов, отслеживать использование курсов, количество набранных баллов, анализировать недостающие навыки и составлять планы дальнейшего развития и обучения сотрудников.

Кроме того, LMS дает возможность администратору генерировать отчетность по всему учебному процессу, которая позволяет делать выводы об эффективности инвестиций в обучение. В случае масштабных учебных проектов LMS поддерживает интеграцию с системами планирования ресурсов предприятия и управления персонала.

Поддержка международных стандартов электронных курсов

Электронные учебные курсы могут быть разработаны с помощью разных авторских средств. Чтобы LMS могли корректно воспроизводить курсы от разных поставщиков, были разработаны специальные единые стандарты интероперабельности. Широко известен и применяется стандарт SCORM (Sharable Content Object Reference Model), а также ISM, AICC. Более современными стандартами являются Tin Can и cmi5. Таким образом, для полноценной работы авторские средства разработки курсов и LMS должны поддерживать одни и те же стандарты.

LMS для коммерческих организаций:

  1. iSpring Online - удобная облачная платформа для быстрого запуска дистанционного обучения сотрудников. Есть все функции, необходимые для организации обучения и проведения аттестации. Начать пользоваться системой можно сразу после регистрации. Относительно мало возможностей для кастомизации системы. Стоимость - от 56 000 рублей в год.
  2. Mirapolis LMS - элемент комплексной системы автоматизации HR-процессов, отвечающий за управление дистанционным обучением сотрудников. Каждая поставляемое решение дорабатывается индивидуально под требования заказчика. Внедрение системы - от 1 до 3 месяцев. Стоимость - от 600 000 рублей в год.
  3. ShareKnowledge - первая в мире корпоративная система управления обучением, построенная на базе платформы Microsoft SharePoint. Её можно гибко интегрировать с корпоративными информационными системами и базами данных. Не очень удобна для работы на мобильных устройствах: нет мобильного приложения, портал не адаптируется для просмотра на маленьких экранах. Стоимость и длительность внедрения СДО зависят от сложности проекта - от 3 дней до нескольких месяцев. Есть облегченная облачная версия - доступна сразу после регистрации, стоит от 24 000 рублей в год.
  4. WebTutor - платформа, позволяющая с помощью многочисленных модулей создавать и гибко настраивать корпоративные порталы и системы управления обучением. Модули стоят от 150 000 рублей и предоставляют множество специфических возможностей, хотя на практике столь богатый функционал зачастую оказывается избыточным. Есть возможность арендовать готовую систему, развернутую в облаке. Стоимость аренды - от 115 000 рублей в год.

LMS для образовательных учреждений:

  1. Moodle - бесплатная международная LMS с открытым исходным кодом. Системой пользуется более 60 тысяч организаций по всему миру. Интерфейс относительно сложный. Для настройки системы потребуется помощь специалистов.
  2. Прометей - отечественная система дистанционного обучения, которая учитывает специфику образовательного процесса в России и странах СНГ и позволяет организовать смешанное обучение, факультативы, экстернат, повышение квалификации, проведение тестов, прием зачетов и экзаменов.
  3. eLearning Server 4G - система позволяет эффективно управлять дистанционным, очным и смешанным обучением студентов. Есть ряд специализированных функциональных модулей, позволяющих расширить возможности платформы.

Авторские средства для разработки электронных курсов (authoring tools)

Авторские средства разработки учебного контента используются для создания электронных учебников, презентаций, симуляторов, видеолекций, тестов и тренажеров, которые затем размещаются в базе данных системы управления обучением (LMS).

Компании могут покупать уже готовый учебный контент, заказывать разработку уникального контента в специализированных организациях или же создавать его самостоятельно. Для этого в организации должны быть сотрудники, которые умеют собирать и анализировать необходимую информацию, а затем с помощью авторских средств оформлять эту информацию в виде структурированных учебных курсов.

    Редакторы учебных курсов.

    Средства для создания презентаций.

    Средства для создания тестов, опросников и анкет.

    Средства для захвата изображения с монитора.

    Средства для проведения онлайн-семинаров.