Особенности уплаты ндс организациями, оказывающими медицинские услуги. Раздельный учет НДС. На примере медицинского центра, занимающегося одновременно оказанием медицинских услуг и оптовой торговлей Ндс на медицинские услуги

По общему правилу медицинские услуги освобождены от НДС (абз. 3 подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ). Однако их специально утверждённый для этой цели правительственный Перечень включает всего 5 пунктов. Причём в самом общем виде. Как же понять, какие именно услуги медицинского характера без НДС? Ответ дал Минфин в письме от 16 августа 2018 года № 03-07-14/57948.

Основной Перечень

По закону освобождены от налога на добавленную стоимость медуслуги по профилактике, диагностике и лечению, которые оказывают населению:

  • медорганизации;
  • коммерсанты, ведущие медицинскую деятельность.

Причём освобождение от НДС медицинских услуг не зависит:

  • от формы их оплаты пациентом;
  • источника их оплаты.

При этом наличие медицинской лицензии – обязательно.

Есть базовый Перечень таких медуслуг, который утверждён постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132 и носит крайне общий характер. Согласно ему, без налога идут следующие услуги:

1. По диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению амбулаторно в поликлинике (в т ч. доврачебно), включая проведение медицинской экспертизы.

2. По диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в стационаре, включая проведение медэкспертизы.

3. По диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медэкспертизы.

4. По диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно-курортных учреждениях.

5. По санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.

Практика показывает, что для целей налогообложения использовать этот Перечень Правительства РФ крайне неудобно и рискованно.

Дополнительные перечни

По мнению Минфина, чтобы детально понять, какие медицинские услуги не облагаются НДС, можно и нужно обращаться к следующим подзаконным актам:

  • Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (Приложение к постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 <О лицензировании медицинской деятельности> (содержит порядка 150 позиций);
  • в целом Положение о лицензировании медицинской деятельности;
  • Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в т. ч. высокотехнологичной), скорой (в т. ч. скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (утв. приказом Минздрава от 11.03.2013 № 121н);
  • Номенклатура медицинских услуг – это систематизированный перечень кодов и наименований медуслуг в здравоохранении (утв. приказом Минздрава от 13.10.2017 № 804н).

Тема налогов, и налоговых режимов в частности, для многих граждан по-прежнему остается не понятой и не интересной. Все знают, что налоги платить необходимо и оплачивая их, порой даже не вникают в то, что представляют из себя эти самые налоги и как они формируются. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налоговый вопрос является наиболее актуальным, так как налоговая нагрузка для них наиболее велика, в сравнении с обычными гражданами, а, значит, и повышен интерес к тому сколько денежных средств, как и за что должно подлежать оплате, какой налоговый режим выгоднее и т.д.

В связи с этим Факультет Медицинского Права решил подготовить для своих читателей и подписчиков статью, в которой будет подробно раскрыта тема налоговых режимов, применимых при осуществлении медицинской деятельности.

Для более системного понимания читателем всей нижеследующей информации нам представляется наиболее правильным в самом начале настоящей статьи указать, что Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ) предусмотрены следующие налоговые режимы:

  • основная (общая или традиционная) система налогообложения (ОСНО или ОСН);
  • специальные налоговые режимы (статья 18 НК РФ):
    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН);
    • упрощенная система налогообложения (УСН или «упрощенка»);
    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД или «вмененка»);
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • патентная система налогообложения (ПСН).

Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов (пункт 2 части 1 статьи 18 НК РФ).

Так как в дальнейшем мы будем говорить только о тех налоговых режимах, которые могут применяться при осуществлении медицинской деятельности, то сразу, отсекая лишнее и не имеющее отношение к медицинской деятельности, обозначим интересующие нас системы налогообложения:


  • общая система налогообложения;
  • упрощенная система налогообложения;
  • патентная система налогообложения.

Основная система налогообложения по своей сути является общим налоговым режимом, применяемым в Российской Федерации. К слову, применяется такой режим «по умолчанию», если налогоплательщик, а в нашем случае медицинская организация, не перешел на иной налоговый режим. Для применения основной системы налогообложения не существует никаких ограничений. Перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно использовать данный режим - открытый.


При этом, мы сразу заметим, что традиционная система налогообложения - это достаточно сложный налоговый режим, предусматривающий довольно большую налоговую нагрузку (заметим, самую большую среди прочих налоговых режимов). Налоговый учет ведется в полном объеме.

Стоит знать, что условия общей налоговой системы несколько разнятся для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, юридические лица, находясь на данной системе оплачивают:


  • налог на прибыль организаций (ставка 20% на основании части 1 статьи 284 НК РФ) - платится разница между доходами и расходами (очень важно, что расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены). При этом на основании пункта 1 статьи 284.1 НК РФ организации, осуществляющие медицинскую деятельность (или образовательную) вправе применять налоговую ставку 0% при соблюдении условий, указанных в пункте 3 статьи 284.1 НК РФ.
  • налог на имущество организаций (ставка не более 2,2% на основании пункта 1 статьи 380 Налогового кодекса РФ);
  • налог на добавленную стоимость или НДС (ставка 0%,10%, 18%).

Крайне важно знать, что медицинские организации освобождаются от уплаты НДС (пункт 2 часть 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ).

Индивидуальные предприниматели, в свою очередь, используя данный налоговый режим оплачивают:

  • налог на доходы физических лиц или НДФЛ (ставка 13%);
  • налог на имущество физических лиц (ставка до 2%);
  • НДС (ставка 0%,10%, 18%) (но, как уже говорилось выше, при осуществлении медицинской деятельности НДС не оплачивается).

Следует также знать, что если медицинская организация (индивидуальный предприниматель) получает убыток, то он не платит налог на прибыль, и есть возможность этот убыток учесть в будущем (уменьшить сумму налога на сумму убытка). Также, необходимо помнить, что нельзя совмещать общую и упрощенные системы налогообложения.

Для традиционной системы налогообложения обязательным является предоставление налоговой декларации. Налоговая декларация предоставляется ежеквартально (пункт 1 статьи 386 НК РФ).

Налоговым периодом признается 1 год (пункт 1 статьи 285 НК РФ, пункт 1 статьи 379 НК РФ).

Отчетный период:

  • по налогу на прибыль организаций - первый квартал, полугодие, 9 месяцев (пункт 2 статьи 285 НК РФ);
  • по налогу на имущество организаций - первый квартал, полугодие, 9 месяцев (пункт 2 статьи 379 НК РФ).

Также, стоит знать, что при использовании основной системы налогообложения обязательным является применение контрольно-кассовой техники (ККТ) (статья 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

Упрощенная система налогообложения - это довольно выгодный режим налогообложения. Налоговая нагрузка на налогоплательщика, находящегося на упрощенной системе, сравнительно меньше, чем нагрузка на налогоплательщика, применяющего традиционную систему налогообложения.

Перечень для видов деятельности на УСН открытый.

Упрощенная система налогообложения предполагает 2 варианта налогообложения:

  • в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 % от дохода (в данном случае сумма страховых взносов, уплаченная за числящихся работников, уменьшает сумму налога) - выгоднее использовать при оказании услуг.
  • в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15% от дохода (в таком случае сумма уплаченных страховых взносов включается в расходы предприятия) - выгоднее для сферы торговли.

Для УСН необходима сдача налоговой декларации по итогам года (подпункт 1 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ). Предоставление налоговой декларации осуществляется по итогам года (подпункт 1 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ). Кроме того, ведется книга учета доходов и расходов (статья 346.24 НК РФ).

Налоговым периодом признается 1 год (пункт1 статьи 346.19 НК РФ).

Отчетный период - первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года (пункт 2 статьи 346.19 Налогового кодекса РФ).

Для упрощенной системы налогообложения, также, как и для традиционной системы налогообложения, обязательным является применение контрольно-кассовой техники.

Также необходимо ведение книги учета доходов и расходов (статья 346.24 НК РФ).


Теперь перейдем к рассмотрению патентной системы налогообложения. Заметим, что это сравнительно новый налоговый режим, который действует в РФ всего пару лет (а именно с 01.01.2013). Как показывает практика патентная система налогообложения на сегодняшний день используется крайне незначительным количеством налогоплательщиков. Нам представляется, что ситуация такова в связи с тем, что кто-то об этом налоговом режиме не знает, а кто-то не представляет, как этот режим применять. Не зря ФНС России в своем Письме от 03.08.2015 № ЕД-4-3/13578 «О направлении письма Минфина России» дает подробные разъяснения о применении патентной системы налогообложения.


Сразу же сделаем оговорку, что патентную систему налогообложения вправе применять только индивидуальные предприниматели (абзац 2 пункта 1 статьи 346.43 НК РФ). Юридические лица данный налоговый режим не могут использовать.

Патентная система налогообложения может применяться в отношении определенных видов предпринимательской деятельности, среди которых значится занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности (подпункт 38 пункта 2 части 2 статьи 346.43 НК РФ). Это означает, что перечень видов деятельности, при осуществлении которых возможно использование патентной системы налогообложения, закрытый.

Отметим, что для патентной системы налогообложения нет сложной процедуры учета и отчетности:

  • индивидуальному предпринимателю не нужно производить оплату налогов по итогам каждого квартала;
  • индивидуальному предпринимателю не нужно подавать отчет в налоговую;
  • налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется (статья 346.52 НК РФ). Однако, индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему, обязаны вести налоговый учет доходов в целях контроля за соблюдением ограничения по доходам от реализации в книге учета доходов. Указанная книга составляется отдельно по каждому полученному патенту (п. 1 ст. 346.53 НК РФ);
  • индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (пункт 11 статьи 346.43 НК РФ);
  • индивидуальный предприниматель просто приобретает патент, а также сам выбирает срок действия данного патента (от 1 месяца до 12 месяцев). Расчет суммы налога производится налоговым органом непосредственно в патенте, и является понятным для налогоплательщика.

Подпишитесь на нас

Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Кроме того, применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате (на основании пункта 10 статьи 346.43 НК РФ):

  • налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения);
  • налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) (на основании части 2.1. статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»).

Помимо всего прочего стоит знать, что индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном субъекте РФ, вправе получить его и в другом субъекте РФ.

Патент приобретается налогоплательщиком на срок от 1 месяца до 1 года. По истечении срока, на который приобретен патент, его необходимо приобретать снова.

Патентную систему налогообложения возможно применять наряду с общей системой налогообложения, упрощенной системой налогообложения.

Подлежащая уплате сумма стоимости патента — это фиксированная, заранее рассчитанная сумма, которая не зависит от фактического дохода индивидуального предпринимателя.

На стоимость патента влияют следующие факторы:

  • регион, в котором приобретается патент;
  • вид деятельности на который приобретается патент;
  • средняя численность наемных работников;
  • период использования патента.

При этом, налоговая ставка для приобретения патента составляет 6 % от потенциально возможного дохода (на основании статьи 346.50 НК РФ). Значение потенциально возможного дохода, по соответствующем виду предпринимательской деятельности, устанавливается непосредственно законом субъекта РФ, в котором приобретается патент (ст. 346.47 НК РФ, 346.48 НК РФ). Стоимость патента налогоплательщик может узнать с учетом своих собственных условий (срок патента, регион и т.д.) на сайте Федеральной налоговой службы на patent.nalog.ru, использовав «патентный калькулятор». Однако, крайне важно понимать, что окончательную стоимость патента рассчитывает налоговая инспекция при подаче заявления.

Использование ККТ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - ФЗ № 54).


Контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт - это контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы (статья 1 ФЗ № 54) (далее - ККТ).

Так, на основании пункта 1 статьи 2 ФЗ № 54 контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Применение ККТ на ОСНО и УСН обязательно.

Государственный реестр ККТ ведет Федеральная налоговая служба (на основании Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждения Положения О Федеральной налоговой службе»).

Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определены Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее - Положение о ККТ).


Требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике

Теперь перейдем к вопросу применения контрольно-кассовой техники, о которой упоминалось при рассмотрении основной и упрощенной систем налогообложения.

Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна (пункт 3 Положения о ККТ):

  • иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
  • обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
  • обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • эксплуатироваться в фискальном режиме;
  • регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
  • быть исправной;
  • обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
  • соответствовать образцу, представленному в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр;
  • иметь паспорт установленного образца;
  • иметь идентификационный знак установленного образца;
  • иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
  • иметь знак «Сервисное обслуживание» установленного образца.

Для справки, сообщаем, что:

Фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти.

Фискальные данные - это фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.

Фискальная память - это память в кассовом аппарате в которой храниться информация по выручке, пробитой на кассовом аппарате.

Непосредственное использование ККТ регламентировано Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утверждены Минфином РФ 30.08.1993 № 104) (далее - Типовые правила).


Требований по установке ККТ в медицинских организациях не установлено.

К работе на кассовой машине допускаются лица, освоившие правила по эксплуатации кассовых машин в объеме технического минимума и изучившие настоящие «Типовые правила». С лицами, допущенными к работе, заключается договор о материальной ответственности (пункт 2.1. Типовых правил).

Предметами мебели, одеждой, полиграфией и прочими товарами, продукция и услуги медицинского профиля в России облагаются НДС на общих основаниях.

Согласно Налоговому кодексу, исчисление НДС при продаже медицинских лекарств и услуг может происходить с применением ставки в 10% НДС, в некоторых случаях – , а иногда вовсе – налог на продукцию не платится.

НДС на товары и услуги в размере 10%: основания для исчисления

Какие товары и услуги медицинского профиля будут облагаться ставкой НДС в 10%? В соответствии со Статьей 164 Налогового кодекса РФ, исчисление налога по ставке 10% может происходить по отношению к продукции российского и иностранного происхождения.

Речь идет о:

  • лекарственных средствах (в т. ч. и субстанциях, применяющихся в разработке препаратов, а также субстанции, на основе которого лекарства производятся в самих аптеках);
  • изделия медицинского профиля.

Основанием для использования ставки для товаров медицинского назначения является подтверждение соответствия кодов в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП2) для российских продуктов, и Товарной номенклатуре ВЭД для иностранных медпрепаратов данным в Перечне продукции, облагаемой НДС 10%.

Данный документ актуализирован правительственным Постановлением №688 от 15 сентября 2008 года.

Правомерность применения ставки в 10% для компании, реализующей медицинский товар или услугу, подтверждается наличием специальной документации – регистрационных удостоверений с указанием кодов, входящих в правительственный Перечень.

В каких случаях применяется размер НДС в 18%?

Если компания продает ту или иную продукцию медицинского профиля, коды которой не входят в категории товаров с пониженной ставкой НДС в , налоги по ним исчисляются по процентной ставке 18%. Данное положение регулируется Статьей 164 Налогового кодекса РФ, а также Письмом Министерства финансов РФ от 27.06.2017 № 03-07-07/40295.

Таким образом, оплачивать 18% НДС будут компании, продающие следующие категории продукции:

  • медицинское сырье и вещества, не являющиеся лекарственными субстанциями;
  • продукты лечебного питания и БАД;
  • препараты дезинфекционного назначения;
  • товары ветеринарного профиля;
  • косметические средства и парфюмерные изделиях.

Освобождение от уплаты НДС: когда возможно

В вопросах освобождения товаров и услуг медицинского профиля от уплаты НДС, Статья 149 Налогового кодекса РФ (пп.1 п. 2) дает четкие предписания: нулевая ставка налогообложения применяется к российской и зарубежной медицинской продукцией, которая входит в Перечень, утвержденный Правительством РФ.

Последняя и актуальная редакция Перечня услуг и , импорт и продажа которых не облагается налогом, изложена в Постановлении Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Согласно документу, компаниям продавцам и распространителям платить налоги не придется за следующие категории товаров:

  • медицинские инструменты и изделия стратегического профиля (хирургические инструменты, радиационные установки, оборудование для обследования, лабораторные наборы и пр.);
  • линзы офтальмологического назначения и оправы очков;
  • устройства для реабилитации инвалидов (мотоколяски, автотранспорт с ручным управлением, оборудование для санузлов, книги со специальным шрифтом и т. д.);
  • товары протезно-ортопедического назначения, а также материалы для их производства.

Что касается медицинского сервиса, реализация которого, согласно законодательству, не облагается НДС, в его входит:

  • сервис, представленный по медстраховке;
  • работа скорой медицинской помощи;
  • медицинское обслуживание и новорожденных, инвалидов и тяжелобольных людей;
  • услуги патологоанатомического профиля.

Отсутствие необходимости платить налоги за медицинские товары и услуги подразумевает, при этом, предоставление компанией-реализатором в налоговые органы специальной документации.

Речь идет о подаче регистрационных свидетельств, лицензий, контрактов с поставщиками продукции льготной категории, выписок из банков о финансовых транзакциях за поставки товаров, а также всей технической документации на товары: сертификатов производителя, национальных и отраслевых стандартов.

Какими правовыми документами регулируются порядок продажи товаров и услуг?

Особенности продажи препаратов и изделий медицинского назначения изложены в Законе «Об обращении лекарственных средств» (ФЗ №61-ФЗ от 12.04.2010 года), а также в Постановлении Правительства РФ №1007 от 04 октября 2012 года.

Особое внимание в документах, регламентирующих реализацию товара, акцентируется на предоставлении покупателю полной и исчерпывающей информации о происхождении товара, регистрационных сведений, правилах отпуска препаратов и их медицинскому назначению.

Таким образом, применение той или иной налогообложения при реализации товаров и услуг медицинского назначения, регламентируется конкретными предписаниями Налогового кодекса РФ, правительственных Постановлений, Писем Министерства финансов.

Наличие подтверждающих документов (сертификатов, регистрационных удостоверений, лицензий и пр.) и соответствие кодов продукции законодательным положениям льготного налогообложения позволяет компаниям-реализаторам избежать уплаты налогов , или же использовать сниженную ставку НДС в 10%.

Во всех остальных случаях налоги по медицинским товарам и услугам будут исчисляться по ставке 18%.

Данная статья должна помочь налогоплательщикам, оказывающим медицинские услуги, правильно ориентироваться в вопросах определения налогооблагаемой базы, применения льгот, которые содержит 21 Глава Налогового кодекса РФ.

Согласно статье 143 Налогового кодекса РФ, плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются юридические лица. Причем, неважно коммерческой или некоммерческой деятельностью занимается организация. Поэтому все организации должны рассматриваться в качестве плательщиков НДС. Исключение составляют только те хозяйствующие субъекты, которые либо перешли на упрощенную систему налогообложения, либо на уплату единого сельхозналога, либо осуществляют деятельность, которая облагается единым налогом на вмененный доход. Однако не нужно забывать, что «вмененщики» не являются плательщиками НДС только в части деятельности, попадающей под «вмененку». Если же хозяйствующий субъект осуществляет иные виды деятельности, то он тоже будет рассматриваться как плательщик НДС по иным видам деятельности.

Не стоит забывать и об организациях, признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Их определяют в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговом органе и предоставлять декларации по установленной форме.

Периодичность предоставления деклараций зависит от налогового периода, который устанавливается в соответствии со статьей 163 НК РФ.

Налоговый период зависит от суммы выручки, полученной налогоплательщиком. На основании положений статьи 163 НК РФ право уплачивать налог на добавленную стоимость ежеквартально предоставлено только плательщикам налога на добавленную стоимость с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превышающими 1 миллион рублей.

Сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для вышеназванных целей следует определять в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения исходя из выручки от реализации как облагаемых, в том числе и по ставке 0%, так и не облагаемых налогом товаров (работ, услуг), полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (статьи 147 и 148 НК РФ). Выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход по определенным видам деятельности, не включается в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления НДС. Не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) также суммы денежных средств, перечисленные в статье 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги)

В выручку от реализации товаров (работ, услуг) не должны включаться следующие операции:

Реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

Операции, перечисленные в подпунктах 2, 3, 4 пункта 1 и пункте 2 статьи 146 НК РФ;

Операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ.

Соответственно для налогоплательщиков, оказывающих медицинские услуги населению, для которых часть операций рассматривается в льготном налоговом режиме, предусмотренном статьей 149 НК РФ, вопрос определения показателя выручки является достаточно серьезным. Ведь первая ошибка, которую часто совершают налогоплательщики, - исключение из показателя выручки льготируемых операций. Отсюда, соответственно, неправильно определяется и, как следствие, налоговые штрафы и пени.

Повторяем еще раз: медицинские услуги, являются объектом обложения НДС, но на них распространяется льготный режим, и потому в выручку для определения налогового периода, данные операции включаются.

Льготный налоговый режим по медицинским услугам предусмотрен подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Согласно данной статье не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

· медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно- эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся:

· услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

· услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

· услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;

· услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;

· услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;

· услуги патолого-анатомические;

· услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.

Внимание!

Если организация занимается медицинской деятельностью, которая требует обязательного лицензирования, то льгота может быть предоставлена только при наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности (пункт 6 статьи 149 НК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 лицензирование медицинской деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Рассмотрим подробнее медицинские услуги, реализация которых не подлежат налогообложению по НДС.

В первую очередь, как уже было отмечено выше, это деятельность в рамках обязательного медицинского страхования. Финансирование расходов осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, а также за счет средств бюджетов.

Перечень услуг, предоставляемых медицинскими организациями и учреждениями по обязательному медицинскому страхованию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 года №1194 «О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью».

Гражданам России в рамках Программы бесплатно предоставляются:

а) скорая медицинская помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью гражданина или окружающих его лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах;

б) амбулаторно - поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий по профилактике (в том числе диспансерному наблюдению), диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому;

в) стационарная помощь:

При острых заболеваниях и обострениях хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения и изоляции по эпидемиологическим показаниям;

При патологии беременности, родах и абортах;

При плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих круглосуточного медицинского наблюдения.

В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций, утвержденных Минздравом РФ и Федеральным фондом ОМС 28.08.2001 № 2510/9257-01, 31-59/40-1, при оказании помощи в больницах, дневных стационарах и службой скорой медицинской помощи осуществляется бесплатная лекарственная помощь в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемым в установленном порядке.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ операции по реализации на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и учреждениями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических, налогообложению налогом на добавленную стоимость не подлежат. При этом в целях применения налога на добавленную стоимость к медицинским услугам относятся услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Перечень таких услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации 20 февраля 2001 года № 132 «Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (далее Постановление №132) и включает в себя:

· услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно - поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;

· услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы;

· услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы;

· услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно - курортных учреждениях;

· услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.

Например, медицинское учреждение заключает договоры на платное обслуживание с физическими лицами. Сможет ли оно воспользоваться льготой по НДС?

По мнению, автора при наличии лицензий и при условии, того, что оказываемые услуги соответствуют перечисленным в Постановлении № 132 платные медицинские услуги освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость.

По тем же основаниям, операции по реализации медицинских услуг, перечисленных в указанном Постановлении Правительства Российской Федерации, оказываемые врачами, занимающимися частной медицинской практикой, имеющими лицензию на оказание данных услуг, налогом на добавленную стоимость облагать не следует.

Порядок применения льготы по НДС в отношении услуг по выполнению пластических операций и протезированию зубов разъяснен в Письме МНС России от 8 февраля 2002 г. N 03-1-09/18/291-Д504 "О налоге на добавленную стоимость".

По мнению налоговых органов стоматология ортопедическая осуществляется в рамках первичной (доврачебной) медицинской помощи, амбулаторно - поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно - курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи. В связи с этим услуги по протезированию зубов стоматологическими подразделениями медицинских организаций, осуществляющих эти услуги в рамках первичной (доврачебной) медицинской помощи, амбулаторно - поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно - курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи, при наличии соответствующей лицензии, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Услуги по выполнению пластических операций косметологическими подразделениями медицинских организаций, осуществляющих эти услуги в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в условиях дневных стационаров и санаторно-курортных учреждений, а также стационарной медицинской помощи, НДС также не облагаются. Исключение составляют косметические услуги, относящиеся на основании Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93 к косметологическим (код 081501).

При решении вопроса разграничения услуг, оказываемых косметологическими подразделениями, необходимо обратится к Общероссийскому классификатору услуг населения 0К-002-93. Услуги косметические (код 081501) не относятся к медицинским услугам в целях применения льготы по НДС.

Обращаем внимание, что от НДС освобождаются услуги, оказываемые именно населению. Если организация оказывает медицинские услуги по диагностике, профилактике и лечению для юридических лиц, то налог необходимо начислить.

Не подлежат налогообложению услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями.

Напоминаем, что в соответствии с пунктом 5 статьи 168 НК РФ при реализации работ, услуг, операции по реализации которых в соответствии со статье 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

В связи с этим медицинские организации, оказывающие медицинские услуги, обязаны выписывать счета – фактуры в общеустановленном порядке.

Оказание беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным медицинскими организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и врачами, занимающимися частной медицинской практикой освобождается от НДС при наличии лицензии на право осуществления медицинской деятельности указанных в этой лицензии. При этом услуги могут быть и не из тех, которые включены в перечень, утвержденный Постановление № 132.

Коснемся услуги, которая тоже попадает под действие льготы - оказание услуг скорой медицинской помощи, оказываемых населению.

Пример .

Медицинское учреждение (не станция скорой помощи) имеет на своем балансе автомобили и оказывает платные услуги скорой медицинской помощи. Для этого оно заключает договоры с организациями на оказание скорой медицинской помощи. Кроме того, данное учреждение оказывает услуги скорой медицинской помощи и непосредственно населению, заключая договоры с гражданами. Может ли оно воспользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость?

Заметим, что, прежде всего, медицинское учреждение на данный вид услуг должно иметь лицензию. Кроме того, льгота по НДС предоставляется только в том случае, если услуги скорой помощи оказываются непосредственно населению. Следовательно, если договор заключен с организацией, то НДС начислять необходимо.

Услуги юридическим и физическим лицам по дежурству у постели могут быть оказаны медицинскими организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, и медицинскими работниками, занимающимися частной медицинской практикой. При наличии соответствующей лицензии реализация этих услуг тоже освобождается от налога на добавленную стоимость.

Необходима лицензия и при оказании физическим и юридическим лицам патолого-анатомических услуг.

Основанием для применения льготы в отношении ветеринарных и санитарно - эпидемиологических услуг являются:

· наличие лицензии;

· договор на оказание ветеринарных или санитарно-эпидемиологических услуг с указанием источника финансирования;

· письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. В случае, если средства для оплаты ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих услуг за счет соответствующих бюджетов.

Например, санитарно-эпидемиологическая станция оказывает услуги по дезинфекции в организации. Оплата услуг производится в соответствии с договором. В таком случае начислять НДС на стоимость услуг необходимо.

Не освобождаются от налога ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, выполняемые за счет бюджетных средств на возвратной основе.

От налогообложения освобождаются медицинские услуги, предусмотренные подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, оказываемые организациями любой организационно - правовой формы и ведомственной принадлежности. Кроме того, к медицинским организациям, перечисленными выше, в том числе относятся медицинские пункты (подразделения), состоящие на балансе немедицинских организаций, при наличии у организации соответствующего кода ОКОНХ, а также Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), вводимого с 1 января 2003 года на основании Постановления Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, лицензии на осуществление медицинской деятельности и при условии ведения раздельного учета.

Налоговый кодекс не устанавливает каких-либо ограничений при применении рассматриваемой льготы в зависимости от форм оплаты за оказанные услуги. Освобождение от НДС предоставляется в том числе, если услуги оплачены по безналичному расчету организациями за своих работников.

В качестве субъектов, которые могут воспользоваться рассматриваемой льготой, НК РФ называет медицинские организации и (или) учреждения, а также врачей, занимающихся частной медицинской практикой.

Внимание!

Иногда медицинские учреждения оказывают населению такую услугу, как выписка амбулаторных карт (историй болезни) за плату, причем не облагают ее налогом на добавленную стоимость, считая медицинской услугой. Данная позиция ошибочна - такая услуга является объектом обложения НДС по ставке 18%. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 149 части второй НК РФ от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги по диагностике, профилактике и лечению, оказанные населению независимо от формы и источника оплаты медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

На выписку истории болезни (медицинской карты) этот порядок не распространяется, так как оказываемая услуга, не включена в утвержденный перечень.

Совет таким организациям - не создавайте себе проблем, включите в себестоимость предоставляемых медицинских услуг плату за ведение истории болезни, и вопрос по объекту налогообложения будет снят.

Из всего сказанного выше, налогоплательщики должны усвоить следующее: если Вы претендуете на льготный режим, то должны иметь все документы, подтверждающие, что Вы имеете право его использовать.

Теряется ли право на льготу, если заканчивается срок лицензии, а организация не успела продлить ее действие? Если в сроке действия лицензии произошел «перерыв», то налоговые органы вправе обложить Ваши операции налогом на добавленную стоимость, так как изначально известно, что льгота дается только при наличии лицензии. Если вы уложились в сроки, и лицензирующий орган выдаст документ о том, что Ваша предыдущая лицензия считается условно продленной, то право на использование льготного режима будет за вами сохранено.

Несколько слов по поводу того, что многие медицинские организации, оказывая услуги своим сотрудникам, забывают, что они являются объектом налогообложения. В данном случае происходит «обычная» реализация. Собственником товара (работы, услуги) является – организация, которая передает товар (работу, услугу) в собственность (на платной основе либо безвозмездно) другому лицу – физическому, следовательно, возникает.

Даже у опытных бухгалтеров порой возникают проблемы с тонкостями ведения налогового учета в определенных сферах деятельности. Необходимо с высокой профессиональностью точно определить и выбрать правильный метод ведения бухгалтерии. Нам при оказании бухгалтерских услуг часто приходится исправлять ошибки наших новых клиентов, возникшие при выборе неоптимальной системы налогообложения или организационно-правовой формы при регистрации фирмы .

Основные моменты, на которые должен обратить внимание главной бухгалтер при организации раздельного учета:

  • учетная политика;
  • документооборот;
  • настройка бухгалтерской программы;
  • распределение работы по участкам.
Остановимся на конкретном примере: Медицинский центр.

Основная сфера деятельности - медицинские услуги (ставка: без НДС)

Дополнительная сфера деятельности - оптовая торговля медицинскими препаратами (ставка НДС 10%).

Если организация занимается одновременно несколькими видами деятельности, подлежащими и не подлежащими обложению НДС, то она должна вести раздельный учет. Эта обязанность закреплена в НК РФ (п. 4 ст. 149 НК РФ). Но, в Налоговом кодексе ничего не сказано, как должны накапливаться и систематизироваться данные из первичных документов. Поэтому необходимо самостоятельно разработать правила ведения учета и закрепить их в приказе об учетной политике.

Учет ТМЦ (медицинских препаратов)

Так как основным видом деятельности является оказание медицинских услуг, освобожденных от уплаты НДС (подпункт 2 пункта 2 Ст.149 НК РФ), то закрепляем следующее "правило": входящий НДС учитывается в себестоимости материалов. Затем по мере осуществления облагаемых и необлагаемых операций по реализации, суммы «входящего» НДС перераспределяются в соответствии с законодательством.

Специфика деятельности обязывает организацию вести партионный учет, так как медицинские препараты имеют сроки годности и привязаны к сертификатам. В учетной политике устанавливается метод бухгалтерского учёта ТМЦ - FIFO (F irst I n, F irst O ut), в соответствии с которым ТМЦ, поставленные на учёт первыми выбывают с учёта тоже первыми.

Таблица 1

Хозяйственная операция Проводки Кол-во Сумма
Поступили мед. препараты (вакцина) на материальный склад Д 10.01 К 60 200 200000
НДС (вакцина) 10% -учитывается в себестоимости материалов Д 10.01 К 60 20000
Отгрузка/реализация вакцины оптовому покупателю
перемещение с материального на товарный склад Д41 К 10.01 50 55000 в том числе НДС 10% 5000руб
восстановление НДС * Д41 К 19.03 -5000 (красное сторно)
* Безусловно, можно поспорить по поводу данной проводки, и предложить обычную обратную поводку Д19.3 К 10.1 .

Заведомо даем ответ: большинство российских организаций работают в настоящее время на программе 1С8.2. Поэтому все проводки показаны из расчета настройки данной бухгалтерской программы.

Возмещение НДС Д19.03 К68.02 5000
Реализация покупателю Д62 К90.01.1 50 77000
Себестоимость товара Д90.02.1 К41 50 50000
НДС 10% с продаж Д90.03 К68.02 7000
Учет затрат

При наличии облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик кроме раздельного учета доходов от реализации должен обеспечить раздельный учет прямых расходов, относящихся к облагаемым и необлагаемым операциям. По таким расходам НДС, предъявленный налогоплательщику, также учитывается раздельно. И только по тем расходам, которые нельзя распределить прямым способом, НДС распределяется расчетным методом. В учетной политике данной организации принимаем правило:

  • на балансовом счете 20 учитываются все прямые расходы, относящиеся к медицинским услугам. Входящий НДС не распределяется, относится только к медицинской деятельности, освобожденной от НДС (подпункт 2 пункта 2 Ст.149 НК РФ);
  • на балансовом счете 44 учитываются все расходы, связанные с торговой деятельностью, облагаемой обычными ставками НДС. Входящий НДС возмещается из бюджета в полном объеме;
  • на балансовом счете 26 учитываются все общехозяйственные расходы, которые нельзя распределить прямым методом, относящиеся ко всей деятельности организации. Входящий НДС подлежит распределению исходя из расчета удельного веса выручки.

Таблица 2

Хозяйственная операция Проводки Кол-во Сумма
Прямые расходы
Аренда помещения медицинского центра Д20.01 К60 Мес. 20000
НДС 18% по аренде помещения медицинского центра Д20.01 К60 Мес. 3600
Начисление заработной платы медицинскому персоналу - основным работникам Д20.01 К70 40000
Начисление страховых взносов на заработную плату медицинскому персоналу - основным работникам Д20.01 К69 12080
Списание материалов (вакцины), с материального склада - по акту, в расходы медицинского центра. Д20.01 К10.01 150 165000 В т.ч. НДС 10% -15000руб
Общехозяйственные расходы
Д26 К60 Мес. 10000
НДС 18% по аренде складских и административных помещений Д19.04 К60 Мес. 1800
Д26 К60 2000
Д19.04 К60 360
Начисление заработной платы работников администрации Д26 К70 20000
Начисление страховых взносов на заработную плату работников администрации Д26 К69 6040
Коммерческие расходы
услуги телефонии, интернета Д44 К60 3000
НДС 18% по услугам телефонии, интернета Д19.04 К60 540
Транспортные услуги сторонней организации по доставке товара покупателю Д44 К60 2000
Д19.04 К60 360
Начисление заработной платы работников торгового отдела Д44 К70 10000
Начисление страховых взносов на заработную плату работников торгового отдела Д44 К69 3020
Распределение сумм НДС по приобретенным ценностям, относящимся к косвенным расходам

Следует обратить внимание, что налогоплательщик имеет право не применять положения п. 4 ст. 170 НК РФ к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5%общей величины совокупных расходов на производство . Все суммы налога, предъявленные такому налогоплательщику продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.

Рассчитывая базу для распределения косвенных расходов, выручку от реализации товаров (работ, услуг) следует учитывать за вычетом всех косвенных налогов, в данном примере -за вычетом НДС.

Таблица 3

Хозяйственная операция Проводки Кол-во Сумма
Реализация медицинских услуг
Реализация покупателю услуг, НДС не облагается Д62 К90.01.1 800000
База для распределения косвенных расходов
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) всего 100% 870000
В том числе выручка, не облагаемая НДС 91,95% 800000
В том числе выручка, облагаемая НДС по обычным ставкам 8,05% 70000
Результаты распределения косвенных расходов

Таблица 4

Номер и дата с/ф Наименование продавца Подлежит распределению Приходится на деятельность без НДС, 91,95% Приходится на деятельность с НДС по обычным ставкам, 8,05%
Сумма НДС Сумма НДС Сумма НДС
30.09.2012, № 2 Аренда складских и административных помещений
30.09.2012, № 6 услуги телефонии, интернета
Итоги за период:

11034,48

Таблица 5
Хозяйственная операция Проводки Кол-во Сумма
НДС 18% по услугам телефонии, интернета, приходящимся на торговую деятельность Д68.2 К19.4 540
НДС 18% на транспортные услуги сторонней организации по доставке товара покупателю Д68.2 К19.4 360
НДС по косвенным расходам, распределяемый между видами деятельности Д26 К 19.04 Д68.2 К19.04 1 986,20 173,80
Закрытие месяца: регламентированные операции
Управленческие расходы по деятельности с основной системой налогообложения Д90.08.1 К26 40 786,20
Себестоимость продаж по деятельности с основной системой налогообложения Д90.02.1 К20 242 200
Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения Д90.07.1 К44 18 400
Прибыль / убыток от продаж Д 90.09 К 99 518 613,80
Расчетно-кассовое обслуживание банковского счета Д91.02 К51 Д 99.01.1 К 91.09 2000 2000
Начислен налог на прибыль 20% Д 99.01.1 К 68.04 103 322,76
Итого чистая прибыль в распоряжении организации 413 291,04

В данном примере все приобретенные медицинские препараты были использованы полностью. На практике, обычно на конец отчетного периода на складе остаются ТМЦ. Следовательно, при дальнейшей реализации их на сторону (оптовой продаже), «входящий» НДС необходимо восстановить и предъявить к возмещению из бюджета.

Иногда, на практике, можно услышать мнение бухгалтеров, которые предлагают не вести раздельный учет, просто не возмещать НДС и полностью относить его в затраты. Если преодолено «правило 5 процентов», то пренебрегать раздельным учетом нельзя, так как это приведет к занижению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Данный способ ведения бухгалтерского учета , при условии возмещения НДС, после точного определения в каком виде деятельности участвуют данные затраты и ТМЦ, как правило, не вызывает споров с налоговыми органами. Существует иной способ, когда весь «входящий» НДС по приходованным товарам, материалам и услугам, относится на Дебет балансового счета 19 и возмещается из бюджета в полном объеме Д68.2 К19. Затем по мере осуществления деятельности, освобожденной от НДС, ранее возмещенные суммы НДС восстанавливаются и начисляются к оплате в бюджет. В этом случае бухгалтер должен быть готовым к спорам с налоговиками. Необходимо всю схему движения операции по регистрам описать в учетной политике и заранее научиться отстаивать свою позицию. В то же время, если в суде налогоплательщик не сможет доказать, что раздельный учет ведется, вычет НДС будет признан неправомерным.

Общее пожелания для аккуратного бухгалтера: «подложи соломку и работай спокойно».