Отношение толстого к соне. Образ и характеристика сони ростовой в романе война и мир толстого сочинение. Отцы семейств Ростовых и Болконских

Не просто написал прекрасное произведение «Война и мир», но и показал русскую жизнь на протяжении нескольких десятков лет. Исследователи произведения Толстого подсчитали, что на страницах своего романа писатель изобразил более 600 персонажей. Причём каждый их этих действующих лиц имеет чёткую и меткую характеристику писателя. Это даёт возможность читателю нарисовать подробный портрет каждого героя.

Вконтакте

Система персонажей в романе «Война и мир»

Безусловно, главным героем произведения Толстого является народ. По мнению автора, это самое лучшее, что есть в русской нации. По роману, к народу относятся не только простые люди, которые ничего не имеют, но и дворяне, которые живут не для себя, а для других. Но народу в романе противопоставлены аристократы:

  1. Курагины.
  2. Посетители салона Анна Шерер.

Сразу же по описанию можно определить, что все эти герои – отрицательные персонажи романа . Их жизнь бездуховна и механична, они совершают искусственные и безжизненные поступки, неспособны к состраданию, эгоистичны. Эти герои не могут измениться даже под влиянием жизни.

Совсем иначе Лев Николаевич изображает положительных своих персонажей. Их поступками руководит сердце . К таким положительным действующим лицам можно отнести:

  1. Кутузова.
  2. Наташу Ростову.
  3. Платона Каратаева.
  4. Алпатыча.
  5. Офицера Тимохина.
  6. Офицера Тушина.
  7. Пьера Безухова.
  8. Андрея Болконского.

Все эти герои способны сопереживать, развиваться и изменяться . Но именно война 1812 года, испытания, которые она принесла, даёт возможность понять, к какому лагерю можно отнести персонажей романа Толстого.

Петр Ростов - центральный герой романа

Граф Петр Ростов - это младший ребёнок в семье, брат Наташи. В начале романа читатель видит его ещё совсем ребёнком. Так, в 1805 году ему было всего лишь 9 лет. И если в этом возрасте писатель лишь замечает, что он толстый, то к характеристике Петра в 13 лет прибавляется ещё и то, что подросток оказывается красивым и весёлым.

В 16 лет Петр отправляется на войну, хотя должен был поступить в университет, и вскоре уже становится настоящим мужчиной, офицером. Он патриот и переживает за судьбу своей Отчизны. Петя прекрасно говорил на французском и мог жалеть пленного мальчика-француза. Отправляясь на войну, Петя мечтает совершить что-то героическое.

И несмотря на то что родители сначала не желали отпускать его на службу, а затем нашли место, где было безопаснее, тот все равно вместе с другом переходит в действующую армию. Как только он был назначен помощником генералом, его тут же берут в плен. Решив поучаствовать в сражении с французами, помогая Долохову, Петя погибает, получив ранение в голову.

Его именем назовёт своего единственного сына Наташа Ростова, которая так никогда и не сможет забыть своего брата, с которым она была так близка.

Второстепенные мужские персонажи

В романе «Война и мир» много второстепенных действующих лиц. Среди них особенно выделяются следующие герои:

  1. Друбецкой Борис.
  2. Долохов.

Высокий и белокурый Борис Друбецкий воспитывался в семье Ростовых и был влюблён в Наташу. Его мать, княгиня Друбецкая, приходилась семье Ростовых дальней родственницей. Он горд и мечтает о военной карьере.

Попав в гвардию благодаря хлопотам своей матери, он участвует и в военном походе 1805 года. Характеристика его писателем нелестна, так как Борис старается заводить лишь только «полезные» знакомства. Так, он готов потратить все деньги, чтобы прослыть богатым человеком. Он становится мужем Жюли Курагиной, так как она богата.

Офицер гвардии Долохов - яркий второстепенный персонаж романа. В начале романа Федору Ивановичу 25 лет. Рождён он был почтенной дамой Марьей Ивановной, относящейся к небогатому дворянскому роду. Офицер Семёновского полка нравился женщинам, так как он был красив собой: среднего роста, с курчавыми волосами и голубыми глазами. Твёрдый голос и холодный взгляд гармонично сочетался в Долохове с его образованностью и умом. Несмотря на то, что Долохов игрок и любит кутежную жизнь, в обществе всё-таки его уважают.

Отцы семейств Ростовых и Болконских

Генерал Болконский уже давно находится в отставке. Он богат, в обществе пользуется уважением. Свою службу он исполнял ещё во времена правления Екатерины Второй, поэтому его хорошим товарищем является Кутузов. Но характер отца семейства Болконских тяжёл. Николай Андреевич бывает не только строгим, но и суровым . Он следит за своим здоровьем и ценит во всём порядок.

Граф Илья Андреевич Ростов – это положительный и яркий герой романа . Его жена - Анна Михайловна Шиншина. Илья Андреевич воспитывает пятерых детей. Он богат и весел, по характеру добрый и самоуверенный. Старый князь очень доверчив, и его легко обмануть.

Илья Андреевич – отзывчивый человек, патриот. В своём доме принимает раненых солдат. Но он совершенно не следил за состоянием семьи, поэтому становится виновником разорения. Умирает князь в 1813 году, стараясь пережить трагедии своих детей.

Второстепенные женские персонажи

В произведении Л.Н.Толстого много второстепенных действующих лиц, которые позволяют понять те события, которые описывает автор. В произведении «Война и мир» персонажи женские представлены следующими героинями:

  1. Соней Ростовой.
  2. Жюли Курагиной.
  3. Верой Ростовой.

Соня Ростова – троюродная сестра Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир». Софья Александровна – сирота и бесприданница. Впервые читатели видят её в начале романа. Тогда, в 1805 году, ей едва исполнилось 15 лет. Выглядела Соня прекрасно: талия была тоненькой и миниатюрной, большая и густая чёрная коса два раза обвивала её голову. Даже взгляд, мягкий и замкнутый, привораживал.

Чем старше девушка становилась, тем прекраснее она выглядела. А в 22 года она, по описанию Толстого, чем-то была похожа на кошечку: плавную, гибкую и мягкую. Она была влюблена в Николеньку Ростова. Она даже своей любви отказывает «блестящему» жениху Долохову. Соня умела мастерски читать перед разной публикой. Читала она обычно тоненьким голосом и очень старательно.

Но Николай предпочёл жениться на Марье Болконской . А хозяйственная и терпеливая Соня, которая так умело вела домашнее хозяйство, осталась жить в доме молодой семьи Ростовых, помогая им. В конце романа писатель показывает её в возрасте 30 лет, но она также не замужем, а возится с детьми Ростовых и ухаживает за больной княгиней.

Жюли Курагина - второстепенная героиня романа. Известно, что после гибели братьев на войне, оставшись с матерью, девушка становится богатой наследницей. В начале романа Жюли уже 20 лет и читатель узнаёт о том, что она из приличной дворянской семьи. Воспитывали её добродетельные родители, да и вообще семейству Ростовых Жюли была знакома с детских лет.

Особых внешних данных у Жюли не было. Девушка была круглолица и некрасива. Но зато она одевалась модно и старалась всегда улыбаться. Из-за её красного лица, плохо осыпанного пудрой, и влажных глаз никто не желал брать её замуж. Жюли немного наивна и очень глупа. Она старается не пропускать ни одного бала, ни театральной постановки.

Кстати, графиня Ростова мечтала выгодно женить на Жюли Николая. Но ради денег на ней женится Борис Друбецкой, который ненавидит Жюли и надеется после свадьбы видеть ее очень редко.

Ещё одним второстепенным женским персонажем в романе Льва Толстого «Война и мир» является Вера Ростова. Это старшая и нелюбимая дочь княгине Ростовой. После замужества она стала Вера Берг. В начале романа ей было 20 лет, и девушка была на четыре года старше своей сестры Наташи. Вера - красивая, неглупая и хорошо воспитанная и образованная девушка с приятным голосом. И Наташа, и Николай считали, что она слишком правильная и какая-то бесчувственная, словно у неё совсем нет сердца.

Соня в произведении Льва Толстова «Война и мир» предстает перед читателем симпатичной и изящной девушкой, хорошо воспитанной, с привитыми манерами и несгибаемыми принципами. Попав в семью Ростовых по воле судьбы, она в течение всей жизни хранит им верность и преданность. Абсолютно не конфликтная и излишне правильная девушка, как ни странно, остается практически незамеченной другими персонажами повествования.

Пережив безответную любовь к тому, с кем росла в одном доме, Соня отказывает потенциальному жениху и до конца своих дней остается старой девой.

Характеристика героини

(Соня - племянница Ростовых, иллюстрация художника Константина Рудакова )

С первых строк описания Сони Толстой представляет героиню как девушку со всех сторон положительную. Она прекрасно училась наравне с другими детьми Ростовых, во всем угождала своим приемным родителям. Она послушная, кроткая и рассудительная.

По внешним данным она ни в чем не уступала Наталье Ростовой. У нее были прекрасные длинные темные волосы, выразительный взгляд, тонкий стан и изящные руки. Двигалась девушка пластично и напоминала котенка, которому предстоит превратиться в красивую и обольстительную кошку.

Процесс расцвета красоты героини происходит на период от ее первого появления на балу и далее до 20 с лишним лет. Облачившись в подобающее событию платье, Соня наравне с Натальей появляется на светском мероприятии и выглядит не менее эффектно.

Парадокс в том, что ее никто не замечает. Это происходит на протяжении всего романа. В детстве приемные родители не хвалят ее за успехи, они воспринимаются, как само собой разумеющееся событие. На балу с ней никто не общается и в описании всех последующих событий она присутствует, но, словно, держится в стороне от всего.

Причиной такого невзрачного образа при наличии положительных внутренних качеств и симпатичной внешности девушки является отсутствие в ней спонтанности, игривости и легкости. Она совсем не романтична. Ее практичность и принципиальность сквозят во всем. Она делает все так, как положено, и без лишних эмоций.

Героиня спокойно относится к отсутствию внимания к собственной персоне, ее это не тяготит. Возможно, такой взгляд девушки сформировала благодарность приемной семье за равное с остальными детьми положение, наложенная на врожденные черты личности Сони.

Девушка настолько верна своим принципам, что отказывает Долохову в женитьбе, хотя он является для нее выгодной партией. Всю жизнь она хранит верность своим чувствам к Николаю, не желая их предавать.

Образ героини в произведении

(Ирина Губанова в роли Сони из к/ф Сергея Бондарчука "Война и Мир", СССР 1966 )

Фактически Толстой описал жизнь девушки-пустоцвета, которая при всех исходных данных могла бы прожить ее намного ярче, полезней и интересней для самой себя. Это могло произойти, если бы Соня умела немного подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства.

Видя, что ее чувства не вызывают ответной и равной по силе симпатии у Николая, она могла переключиться на других ухажеров, но девушка не хочет этого делать. Как итог, Соня остается в доме возлюбленного, ухаживает за его престарелой матерью и наблюдает за тем, как счастливо он проживает жизнь с любимой супругой.

(Тайный разговор Сони и Наташи )

Тесно общаясь с Натальей и видя, как вокруг нее кипят ключом события, Соня не перенимает от сестры даже толику спонтанности. Когда та в заботе о раненых, отказывается вести вещи на повозках, Соня недоумевает, зачем это нужно. Она складывала вещи в дорогу, значит, они должны погрузить их, а не раненых. Именно в таких описаниях автор передает читателю, что действовать всегда в угоду правилам нельзя. Они, как и мировоззрение, могут меняться в течение жизни, и в этом нет ничего страшного.

Именно отсутствие у Сони умения учитывать изменяющиеся обстоятельства и собственные интересы мешает ей создать собственную семью.

Соня - племянница графа Ростова, которая с детства жила и воспитывалась в их семье. Соня была очень тихой, порядочной и сдержанной, внешне она была красивой, но её внутреннюю красоту рассмотреть невозможно, так как у неё не было жизнелюбия и непосредственности, как у Наташи . Граф и графиня любили Соню, желали ей только добра и счастья, поэтому воспитывали её так же, как и своих детей, привив ей с детства только хорошие качества. Она росла доброй, чуткой к чужому горю, внимательной и обладала огромной нравственностью.

Соня была самоотверженной, ведь она любила Николая с детства, но понимала, что она ему не пара и поэтому возвращает ему все обещания. Хотя в душе она надеется, что всё разрешится: Андрей Болконский поправится, и Наташа выйдет за него замуж, тогда Николай не сможет жениться на Марье и вернётся к ней. Но ей не суждено было стать счастливой, Николай и княжна поженились. Все свои невзгоды она переносит без ропота, она не привыкла бороться и отстаивать своё счастье. Живя в доме Ростовых на правах бедной родственницы, Соня не может им перечить и платить неблагодарностью, поэтому по просьбе графине она и отпускает Николая. После смерти графа она остаётся жить с графиней и Николаем, но никогда не показывает своих чувств, она прячет свою любовь глубоко в сердце.


Среди женских образов романа-эпопеи Л. Н. Толстого особняком стоит образ Сони Ростовой, племянницы графа, живущей и воспитывающейся в его доме. Она не похожа ни на Наташу, живую и полную чувств и эмоций, на высоконравственную княжну Марью, на холодную и надменную Элен. Соня – тихая девушка, сдержанная, порядочная, рассудительная, способная к самопожертвованию. Она вполне положительная героиня. Но почему же мы тогда не чувствуем в словах автора, когда он говорит о своей героине, такой глубокой симпатии, которая звучит в описаниях Наташи и Марьи Болконской? Соня подчиняется разуму, она не живет чувствами, а следует установленным в обществе правилам. Внешняя характеристика Сони тоже хороша: "…тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но ещё не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой". Девушка красива, и уже это наводит нас на мысль о том, что что-то в ней не так. Со всей своей положительностью она не дотягивает до идеальной героини. Как мы знаем, Толстой в образах своих героев противопоставляет внутреннюю красоту внешней. А уж коль героиня красива внешне, то, может быть, внутренний мир её беден?

Попробуем разобраться в этом.

В ходе повествования Толстой постоянно проводит параллель между Наташей и Соней. Образ Сони при этом будто намеренно создан служить контрастом образу Наташи, помочь раскрыть её черты полнее. Если Наташа – жизнелюбивая и непосредственная, то Соня – плавная и мягкая, её движения замедленны. Наташа живет полной жизнью, постоянно влюбляется, бросается в омут чувств. Соне не хватает этой живости, она будто находится в полусне. Героиня любит Николая, но мы тоже не представляем всей силы этого чувства. Соня старается помешать побегу Наташи с Анатолем Курагиным, но мы вместе с автором сочувствуем не Соне, такой благоразумной и правильной, а Наташе, переживающей свой поступок с огромной силой отчаяния и стыда.

Автор не дает Соне возможности быть счастливой. Николай в пылкой юности отвечает ей взаимностью. Робкие поцелуи, гадания, детские годы, проведенные вместе – всё это способствовало возникновению между молодыми людьми романтического чувства. Но в семье Ростовых понимают, что брак между Соней и Николаем невозможен. Графиня старается уговорить девушку выйти замуж за влюбленного в неё Долохова, однако героиня отказывается. Отказывается она и от Николая, возвращая ему данное им слово. Она знает, что не пара Ростову и не борется за свою любовь, как это сделала бы Наташа. В глубине души она всё-таки надеется на то, что всё само встанет на свои места, Наташа выйдет замуж за Андрея Болконского, который выздоровеет. В этом случае Николай не сможет жениться на княжне Марье. Но Соня не учитывает самой важной детали: Николай уже влюблен в Марью Болконскую.

Надежды Сони не оправдались. Князь Андрей умер, Николай женился на Марье, а Соне осталось лишь спрятать своё чувство вглубь сердца.

Может быть, характер Сони не смог раскрыться в полной мере лишь потому, что она всю жизнь жила в доме Ростовых на правах бедной родственницы, с ощущением постоянной зависимости? До самых последних страниц романа Соня продолжает любить Николая, но не имеет права высказать свои чувства.

Соня – положительная героиня, она честна, не способна на подлость, но ей не хватает живости и индивидуальности, она слишком приземлена и проста.

Уже можно было почитать, а здесь будут княжна Марья Болконская , Соня Ростова и Андрей Болконский . Про других персонажей я уже не буду писать, о них у меня либо совсем короткие ремарки, либо отношение к ним со школы не слишком поменялось.

Княжна Марья Болконская.

При изучении романа в школе ей уделяли не очень много внимания, я даже не слишком хорошо помню, что про неё говорили. Помню только то, что она меня тогда очень раздражала.

Во-первых, я считала её плаксой и тряпкой. Ну что у неё вечно глаза на мокром месте? Ну почему она вечно не в склад, не в лад? И платье плохо сидит, и говорить не знает что, и ходит неловко. Занимается всякой ерундой типа устраивания сборищ странников и паломников… Во-вторых, меня злило, что она вечно прогибается под своего папашу-самодура. Всё ему прощает, всё терпит, хотя уже давно могла бы возразить, сказать что-нибудь! Ну вы понимаете, мои юношеский максимализм и бунтарство никак не вязались с покорной и скромной княжной Марьей.


Актриса Джесси Баккли в роли княжны Марьи
"Война и Мир", 2016 г., ВВС


Сейчас я могу сказать, что княжна стала одним из моих любимых персонажей. Я вижу так же, что и Толстой любуется ей на страницах романа, для него она подлинная, настоящая, русская душой. Красивая внутренне настолько, что иногда, когда она не замыкается в себе, это проступает и украшает её внешний, скромный облик. При этом она сильная духом, волей, у неё есть не только женская, но и человеческая гордость. В те времена, когда враг наступал на пятки и подходил к стенам родного дома, княжна не только не сдалась морально, не только не поддалась уговорам мадемуазель Бурьен отдаться на милость врага, она ещё и выдержала кончину отца и отстояла его право на достойные похороны. А ведь поначалу и не скажешь, что такой тихий и скромный персонаж, как Марья, сможет вынести все эти испытания на своих плечах.

Как я уже писала в посте про Наташу Ростову, положительный женский образ у Льва Николаевича не слишком красив, что неоднократно подчёркивается. Мне даже кажется, что именно княжна Марья - главный женский персонаж романа . Она почти не трансформируется в течении повествования, она самобытна с самого начала.

Не сказать, что я согласна с её покорностью теперь, но с позиции нового возраста, я понимаю её. Понимаю её отношение к отцу, брату, вере, подругам - Жюли, мадемуазель Бурьен, Лизочке Болконской, её отношение к маленькому Николаю. И она мне кажется красивой с самого начала и до конца, я бы такую подругу очень себе хотела.

Соня Ростова.

В школьном возрасте я ей сопереживала и жалела её. Мне было жаль, что Николай ей так долго голову морочил, а она его так искренне и преданно любила, было жаль её в конце романа, где она осталась одна.


Актриса Эшлинг Лофтус в роли Сони Ростовой
"Война и Мир", 2016 г., ВВС


Соня из той породы людей, как мне кажется, которым нужен лидер, к которому можно прилепиться и участвовать с его помощью в жизни окружающих. Сначала она прилеплена к Наташе, верный друг для неё, помощница, защитница. Вся её жизнь - около Наташиных занятий, игр, увлечений. В конце романа она прилепляется к «старушкам» - старой княгине и её подруге, чтобы не быть выброшенной с огромного корабля семей Наташи и Николая.

Мне всё так же жаль Соню и сейчас. Она добрая, преданная. Но теперь я вижу, что у неё действительно не было бы будущего. Соня слишком бесхребетная, совестливая, осознающая ничтожность своего положения и желающая всем угодить. Понятное дело, что такой характер сложился у неё из-за статуса «бедной родственницы» в семье. Я думаю, что она с самого начала знала, что с Николаем у неё ничего не сложится, но ей очень нужно было придать своей жизни смысл и она выбрала для себя любовь и служение ему, которой упорно держалась и продолжает держаться.

Причём я уверена, если бы в семье Ростовых было немного меньше гонора в плане выбора женихов, то у Сони был бы шанс создать свою семью. Не с Николаем, конечно, но с каким-нибудь другим, не очень требовательным к наследству претендентом (не Долоховым, конечно, тоже), когда бы он был допущен в дом и ему позволено было бы ухаживать за Соней. Какой-нибудь тихий, скромный отставной офицер с небольшим состоянием и старушкой-матерью, например.

Андрей Болконский.

В школе все были влюблены в князя Андрея. Идеал мужчины, мистер Дарси русского разлива - гордый, смелый, сильный характером, красивый и статный. Его порывы одобрялись с лёгкой учительской руки, его суждения считались непреложной истиной. Любовь к Наташе - самая красивая история любви в литературе!


Актёр Джеймс Нортон в роли Андрея Болконского
"Война и Мир", 2016 г., ВВС


Сейчас я смотрю на князя Андрея без нежно-розового флёра. Например, я считаю, что в ситуации с Наташей он повёл себя неправильно. Он как будто с самого начала зациклился, что от женщин ничего хорошего не жди и сам же вставлял себе палки в колёса. Не стал спорить с отцом по поводу годичной отсрочки, уехал подальше, оставив молодую, эмоциональную девушку без поддержки. Ну а потом весьма некрасиво воротил от неё нос. Да, она поступила неправильно, плохо, но он мог и свою вину хоть вполовину признать и отнестись к Наташе мягче.

К своей жене Лизе князь Андрей тоже относится неважно. Женился специально для того, чтобы высмеивать её мысленно и за глаза? Без уважения к женщинам специально выбрал женщину поглупее? Что это ещё за мазохизм такой? Лиза такая как она есть и в глазах какого-нибудь другого, соответствующего ей по уму и притязаниям мужа, она была бы идеальной, но её себе выбрал князь Андрей, чтобы иметь при себе наглядное подтверждение его пренебрежительного отношения к женскому полу. Для него Марья идеал, тут и не поспоришь, но даже над ней он посмеивается время от времени.

Так же и все героические порывы князя Андрея - что это как не желание доказать всем лишний раз, что он лучше и выше них, выше всех этих Ипполитов, Анатолев и князей Василиев. Именно это желание и толкает его на подвиги из тихой и мирной жизни с родными, а вовсе не благородные порывы души и патриотизм. Здесь, кстати, очень уместно смотрится Пьер как противоположность Андрея Болконского - он никому ничего не доказывает, но при этом он лучше всех окружающих.

Единственное, что меня смягчило по отношению князя Андрея в этот раз и тронуло - его отношение к сыну. В школе как-то мимо этого проскочили, а тут я даже слезу смахнула читая, как он переживал на крестинах ребёнка и во время его болезни. Здесь промелькнула доброта его характера, нежность, уязвимость, тщательно им скрываемая от всех остальных.

Ну вот пока и всё. Надеюсь, вам было интересно. А вы читали роман «Война и Мир» в 30 лет? Как ваше восприятие героев изменилось?