Отражение жестокости жизни в драме А. Н. Островского "Бесприданница". Устарел ли Островский? Зачем лгут что островский устарел

В.М.Васнецов. Финал оперы. Римский-Корсаков. Торжество чувств и красота природы. Леший. Фантастические персонажи. Холодное существо. Образ Леля. А.Н. Островский. Песни. Какие герои только сказочные. Огромная сила. Пастуший рожок. Содержание песен. Купава и Мизгирь. Утро любви. Идеалы автора. Музыка. Снегурочка. Музыкальные инструменты. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Композитор.

«Пьеса «Бесприданница»» - Катерина. Но по сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Верное решение?... Спектакль Московского Малого театра. Бурно развивается капитализм. Образ Ларисы. Прежние купцы превращаются в предпринимателей-миллионеров. Героиня “Грозы” - человек более волевой. Образ Паратова Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. И каждый смотрит на Ларису как на стильную, модную, роскошную вещь.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Каков Карандышев. Цыганская песня. Жених Ларисы. Тайна пьесы Островского. Что же за человек Паратов. Печальная песня о бесприданнице. Жестокий романс. Приобретение навыков анализа текста. Романс. Что придает цыганская песня пьесе и фильму. Стихотворные строки. Любовь для Ларисы. Навыки изложения своих мыслей. Анализ пьесы. Островский. Нужна ли Лариса Паратову. Проблемные вопросы. Выстрел Карандышева.

«Островский «Бесприданница»» - Символический смысл имен и фамилий. Карандышев. Обычно название пьес Островского-поговорки, пословицы. На первый взгляд, первые два явления – это экспозиция. А.Н. Островский Драма «Бесприданница». Действующие лица. Анализ драмы «Бесприданница». Паратов Сергей Сергеевич. Что мы узнаем о Паратове. Идеи творчества А.Н. Островского. Цель урока. Обсуждение образа Л.И. Огудаловой.

«Пьеса Островского «Гроза»» - Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Прокомментируйте иллюстрацию к произведению. Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом). Кабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Действие происходит в городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Каково ваше представление о Диком? Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина.

«Герои «Грозы»» - Портрет Островского. Наиболее известные пьесы А.Н.Островского. Поведение лицемерно. Понятие о зеркальных образах. Александр Николаевич Островский. Национальный театр. Смысл заглавия пьесы «Гроза». Общественная деятельность А.Н.Островского. И.Левитан. Речевая характеристика. А.Н.Островский написал 50 пьес. Неспособность лицемерить. Кто страшнее – Кабанова или Дикой. Драма «Гроза». Любовь. Творчество драматурга.

июня 18 2012

Островский считал возникновение национального театра признаком совершеннолетия нации. Это совершеннолетие не случайно падает на 60-е годы, когда усилиями в первую очередь Островского, а также его соратников А. Ф. Писемского, А. А. Потехина, А. В. Сухово-Кобылина, Н. С. Лескова, А. К. Толстого в России был создан реалистический отечественный репертуар и подготовлена почва для появления национального театра, который не мог существовать, имея в запасе лишь несколько драм Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя. В середине XIX века в обстановке глубокого социального кризиса стремительность и катастрофичность совершающихся в стране перемен создавали условия для подъема и расцвета драматического искусства. Русская (*73) и ответила на эти исторические перемены явлением Островского. Островскому наша драматургия обязана неповторимым национальным обликом. Как и во всей 60-х годов, в ней существенную роль играют начала эпические: драматическим испытаниям подвергается мечта о братстве людей, подобно классическому роману, обличается “все резко определившееся, специальное, личное, эгоистически отторгшееся от человеческого”. Поэтому Островского, в отличие от драмы западноевропейской, чуждается сценической условности, уходит от хитросплетенной интриги. Ее сюжеты отличаются классической простотой и естественностью, они создают иллюзию нерукотворности всего, что совершается перед зрителем. Островский любит начинать свои пьесы с ответной реплики персонажа, чтобы у читателя и зрителя появилось ощущение врасплох застигнутой жизни. Финалы же его драм всегда имеют относительно счастливый или относительно печальный конец.

Это придает произведениям Островского открытый характер: началась до того, как был поднят занавес, и продолжится после того, как он опущен. Конфликт разрешен, но лишь относительно: он не развязал всей сложности жизненных коллизий. Гончаров, говоря об эпической основе драм Островского, замечал, что русскому драматургу “как будто не хочется прибегать к фабуле - эта искусственность ниже его: он должен жертвовать ей частью правдивости, целостью характера, драгоценными штрихами нравов, деталями быта,- и он охотнее удлиняет действие, охлаждает зрителя, лишь бы сохранить тщательно то, что он видит и чует живого и верного в природе”. Островский питает доверие к повседневному ходу жизни, изображение которого смягчает самые острые драматические конфликты и придает драме эпическое дыхание: зритель чувствует, что творческие возможности жизни неисчерпаемы, итоги, к которым привели события, относительны, движение жизни не завершено и не остановлено. Произведения Островского не укладываются ни в одну из классических жанровых форм, что дало повод Добролюбову назвать их “пьесами жизни”. Островский не любит отторгать от живого потока действительности сугубо комическое или сугубо трагическое: ведь в жизни нет ни исключительно смешного, ни исключительно ужасного. Высокое и низкое, серьезное и смешное пребывают в ней в растворенном состоянии, причудливо переплетаясь друг с другом. (*74) Всякое стремление к классическому совершенству формы оборачивается некоторым насилием над жизнью, над ее живым существом. Совершенная форма - свидетельство исчерпанности творческих сил жизни, а русский драматург доверчив к движению и недоверчив к итогам. Отталкивание от изощренной драматургической формы, от сценических эффектов и закрученной интриги выглядит подчас наивным, особенно с точки зрения классической эстетики. Английский критик Рольстон писал об Островском: “Преобладающие качества английских или французских драматургов - талант композиции и сложность интриги. Здесь, наоборот, драма развивается с простотой, равную которой можно встретить на театре японском или китайском и от которой веет примитивным искусством”. Но эта кажущаяся наивность оборачивается, в конечном счете, глубокой жизненной мудростью.

Русский драматург предпочитает с демократическим простодушием не усложнять в жизни простое, а упрощать сложное, снимать с героев покровы хитрости и обмана, интеллектуальной изощренности и тем самым обнажать сердцевину вещей и явлений. Его мышление сродни мудрой наивности народа, умеющего видеть жизнь в ее основах, сводящего каждую сложность к таящейся в ее недрах неразложимой простоте. Островский-драматург часто доверяет мудрости известной народной пословицы: “На всякого мудреца довольно простоты”. За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. “Картина эта - “Тысячелетний России”. Одним концом она упирается в доисторическое время (”Снегурочка”), другим - останавливается у первой станции железной дороги…” “Зачем лгут, что Островский “устарел”,- писал в начале нашего столетия А. Р. Кугель.- Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов,- мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь - и вновь пустишься в дорогу”.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Пьесы жизни . Литературные сочинения!

"Шире дорогу! Правда по сцене идет. Любим Торцов -правда! Это - конец сценическим пейзажам, конец Кукольнику: воплощенная правда выступила на сцену". Такие слова подслушал на первом представлении комедии "Бедность не порок" в Малом театре в 1854 году и рассказал о них в своих воспоминаниях друг Островского актер и литератор Иван Федорович Горбунов. Произнес их "постоянный театральный посетитель и знаток", учитель русской словесности.

Любим Торцов - простой купец, к тому же обедневший и опустившийся, но сохранивший доброту, ум, желание помочь хорошим людям и умеющий это сделать. Именно он заставил раскаяться своего богатого брата, решившего было ради переезда в Москву, где намеревался -"всякую моду подражать", выдать дочку замуж за злого старика-вдовца.

Людей, подобных Любиму Торцову, зрители видели в жизни немало, но никогда не думали, что о таком герое можно написать пьесу. Вот почему его появление на сцене и дало надежду, что с театральных подмостков исчезнут выдуманные, ни на каких настоящих крестьян и вообще на простых людей (ни русских, ни французских) не похожие "пейзане". Важно и то, что о спектакле судит не просвещенный дворянин, от мнения которого до недавних пор зависели успех или неудача любого спектакля, а интеллигент-разночинец, учитель.

Молодой тогда Александр Островский и обращался к этому новому зрителю, выводя на сцену героев, с которыми был хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Он слушал их речь, представлял, как они могут произносить ту или иную реплику - с каким выражением лица, какой жест при этом сделают. И он знал, какой актер сможет перевоплотиться в его героя.

В последних произведениях Островского в центре событий все чаще оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных достоинствах деятельного героя, "делового человека", интересы и жизненные силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный успех.

Женщина в эпоху Островского гораздо более мужчины замкнута в домашнем кругу. Замужество для нее - единственный способ обеспечить свое будущее и занять прочное положение в жизни. "Невеста" - это почти профессия, жизненная обязанность девушки. Одна из ранних пьес Островского так и называлась "Бедная невеста" . В конце своего творческого пути он написал драму "Богатые невесты".

Но самая прославленная пьеса Островского о судьбе, как тогда выражались, "девушки на выданье" - "Бесприданница", написанная в 1878 году.

Лариса в "Бесприданнице" - натура богато одаренная, талантливая, артистичная. Она стихийно стремится к правде, нравственной чистоте. Все это высоко поднимает героиню пьесы над окружающими. Но и над ней имеют власть представления о жизненных ценностях, свойственные ее кругу, - кругу разоряющихся дворян, умеющих лишь со вкусом проживать деньги, и богатых "цивилизованных" купцов, охотно принимающих в этом небескорыстное участие. Лариса становится невестой бедного, но честолюбивого чиновника Карандышева. Он влюблен в Ларису и вместе в тем стремится через брак с известной в городе красавицей стать своим в здешнем высшем обществе. Руку Ларисы Карандышев получает лишь потому, что в недавнем прошлом она пережила страстное увлечение блестящим барином и судовладельцем Паратовым, который настойчиво ухаживал за Ларисой, "женихов всех отбил" и затем внезапно уехал из города, так и не сделав предложения. Неожиданное возвращение Паратова приводит девушку в смятение - она по-прежнему любит его. Лариса просит Карандышева поскорее обвенчаться и увезти ее в деревню. Но тот, желая потешить свое самолюбие, настаивает на пышной свадьбе.

Между тем вокруг Ларисы словно закидает торг претендентов. Но что они предлагают ей? Карандышев - положение честной замужней женщины и унылое существование. Богатые купцы - молодой холостяк Вожеватов, не желающий, однако, жениться набессприданнице, и дочтенный отец семейства Кнуров - хотели бы превратить Ларису в свою содержанку. Паратов, уже собираясь жениться на богатой невесте (о чем пока не догадывается Лариса), просто хочет с шиком провести последние дни холостяцкой свободы.

Торг за Ларису охватывает всех мужчин - героев пьесы. И Паратов здесь не только не исключение, но и самый жестокий, бесчестный участник этого торга. Его считают широкой натурой, бесшабашным храбрецом. Лариса восторженно рассказывает Карандышеву о том, как Паратов бестрепетно стрелял в монету, которую она держала. На что тот вполне резонно замечает: "Сердца нет, оттого он так и смел".

В первой же сцене с Паратовым зритель слышит его признание: "Что такое "жалость", этого я не знаю. У меня... ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно". И непосредственно вслед за этим становится известно, что продает Паратов не только пароход, но и себя самого - невесте с золотыми приисками. Разоблачает Паратова и сцена на обеде в доме Карандыше-ва. Дешевая, но с претензиями на богатство отделка квартиры и попытка бедного жениха Ларисы устроить роскошный обед - не что иное, как карикатура на стиль и образ жизни самого Паратова. И вся разница оказывается в суммах, которые каждый из героев может на это потратить.

Увлеченная пылкими любовными речами Паратова, Лариса жертвует своим добрым именем: из дома торжествующего, но изрядно опьяневшего жениха она уезжает с гостями за Волгу, на ночной пикник. По возвращении в город она узнает, что Паратов не намерен на ней жениться. Двое других поклонников решают, кому достанется Лариса, бросая монету. Выигравший Кнуров предлагает ей стать его содержанкой.

Оскорбленная Лариса хочет покончить с собой, бросившись с обрыва в Волгу, но страх смерти побеждает, и она решает "стать очень дорогой вещью". Отталкивая Карандышева, предъявляющего на нее свои права жениха и защитника чести, она посылает его за Кнуровым. Доведенный ее пренебрежением до потери рассудка Карандышев стреляет в невесту. Смертельно раненная Лариса благодарит Карандышева и говорит сбежавшимся на выстрел: "Никто не виноват, никто... Это я сама...". Она умирает, прощая всех, под громкое пение цыганского хора за сценой. Но чем больше мягкости и всепрощения в словах умирающей героини, тем больше зрители и читатели осуждают тех, кто довел ее до гибели.

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию "Комик XVII столетия" о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре - "Таланты и поклонники" (1881) и "Без вины виноватые" (1883). Здесь он показал, как заманчива и трудна жизнь актрисы. В ее судьбе сочетаются отказ от личного счастья - и восторг творческой удачи, борьба за уважение к себе - и поклонение зрителей, бедность - и шумный успех. В этих пьесах Островский рисует театральную жизнь и судьбу актеров трезво, без прикрас: с борьбой самолюбий, мелкими закулисными интригами и обидами, с нуждой и зависимостью от богатых поклонников. Но надо всем этим все равно возвышается великое и благородное искусство театра. В каком-то смысле можно сказать, что Островский любил театр так же, как он любил Россию: не закрывая глаза на плохое и не выпуская из виду самое дорогое и важное.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар - около пятидесяти пьес. "Исписал всю русскую жизнь" - от доисторических, сказочных времен и событий прошлого до злободневной действительности. Произведения Островского и в в начале XXI века остаются на сцене. Его драмы часто звучат столь современно, что заставляют гневаться тех, кто узнает на сцене себя. И через полтораста лет мы видим рядом героев его пьес.

"Зачем лгут, что Островский "устарел", - писал в начале прошлого столетия театральный критик А. Р. Ку-гель. - Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, - мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь - и вновь пустишься в дорогу".

«Зачем лгут, что Островский «устарел»? Для огромного множества Островский еще вполне нов… прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу», – писал в 30-ые годы ХХ века театральный критик Абрам Кугель об Александре Николаевиче Островском. Десятилетия спустя, уже сегодня, в XXI веке, эти слова всё так же ярко и чётко определяют место драматурга.

Путешествие в мир искусства, в мир театра, в мир Александра Николаевича Островского совершили 1 ноября читатели нашей библиотеки на литературно-театральном вечере «Путешествие по страницам жизни и творчества Н.А. Островского».

А.Н. Островский - один из самых закрытых, если не сказать загадочных, лиц русской литературной истории. Жизнь прожил домоседом, не оставил воспоминаний, неохотно писал письма и почти не вел дневников. «Листая» страницы биографии драматурга, участники вечера познакомились с малоизвестными фактами его жизни, провели параллели между реальными событиями, свидетелем которых пришлось стать Островскому, и его пьесами.

Говорить о пьесах без театральных постановок просто невозможно. Поэтому на вечере звучали голоса, как профессиональных артистов, так и самодеятельных. Участники вечера смогли увидеть отрывки из спектаклей «Свои люди – сочтёмся» и «Не в свои сани не садись», кинофильмов «Гроза» и «Жестокий романс», снятого Эльдаром Рязановым по мотивам пьесы «Бесприданница», сказки-феерии «Снегурочка». В живом исполнении прозвучал монолог Катерины из пьесы «Гроза».

Больше всего участников традиционно собрала номинация «Электронная презентация к уроку». С одной стороны, это объяснимо: составить яркое, красочное слайд-шоу на первый взгляд кажется проще, чем написать несколько страниц вдумчивого и глубокого текста. Но простота эта обманчива, ведь качественная презентация - это не просто набор картинок, накиданных как попало, и чем больше, тем лучше, дескать, кашу маслом не испортишь. Тут важно соблюсти меру, выдержать единую смысловую линию, а главное - четко понимать, какое место на уроке займет этот визуальный ряд и для чего он вообще нужен. Если это элемент рассказа о жизни и творчестве героя, то он не должен быть перегружен лишней информацией, предполагается, что каждый слайд учитель с детьми прокомментируют, а значит, там должны содержаться лишь ключевые понятия. Другое дело, если педагог хочет использовать эту работу в качестве дополнительного материала. Например, можно отправить ее по почте ребенку, пропустившему урок. Тогда в презентации могут быть собраны все основные сведения, а также, допустим, задания для проверки и самоконтроля. Замечательный образец именно такого проекта представила учитель русского языка и литературы из 123-й школы города Омска Анна Еськина. В пятнадцати слайдах ее презентации «Наследник... реализма, простоты и правдивости» нашлось место и любопытным биографическим фактам, и заданиям на знание текстов пьес, и серьезным аналитическим вопросам, которые заставят ребенка встряхнуться и включить логику. Так, например, доподлинно известно, что несколько пьес Островского - «Семейная картина», «Доходное место», «Воспитанница» - долгое время находились под цензурным запретом. В то же время Николай I был в восторге от комедии «Не в свои сани не садись», а его сын Александр II пожаловал драматургу бриллиантовый перстень за благородные патриотические чувства, явленные автором в драматической хронике «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», которую (внимание!) в течение пяти лет до этого официально запрещали к постановке. И как это понимать? Согласитесь, детям есть над чем голову поломать.
Так как мы просили наших читателей присылать электронные презентации к урокам, то нет ничего удивительного, что в их поле зрения попали в основном лишь те пьесы, что входят в школьную программу. Лидируют, естественно, «Гроза» и «Бесприданница». Чаще всего, конечно же, сравниваются главные героини - Катерина и Лариса. Ярче всего это получилось у Светланы Ключниковой из села Стегаловка Липецкой области и у Зулихи Темукуевой, учителя русского языка и литературы школы №16 им. Р.М.Фриева города Нальчика. Несколько работ посвящено «Снегурочке». Тут хочется сказать отдельное спасибо Елене Гоковой из поселка Промышленная Кемеровской области и Любови Сосниной из Чекменевской школы Пермского края. Любовь Владимировна прислала нам не только презентацию, но и сценарий урока «Пьеса «Снегурочка». Литературное путешествие. Щелыково». В основном же учителя посвящали свои работы ретроспективным обзорам жизни и творчества Островского. Интересный ход нашла Любовь Даржинова, студентка гуманитарного факультета Калмыцкого государственного университета. Весь ее проект рассказывает о грозе, которую она рассмотрела и как атмосферное явление, дав ей научное определение, и как метафору. Проследила и проанализировала оттенки отношения к грозе героев одноименной пьесы, собрав вместе все необходимые цитаты.
Самую экзотическую презентацию, пожалуй, подготовила Валентина Иванова, учитель русского языка и литературы Кобяйской школы Республики Саха (Якутия). И мы не смогли не отметить специальным дипломом ее исследование о влиянии драматургии Островского на становление и развитие якутского национального театра. Подробно и в деталях сравнивает Валентина Николаевна «Грозу» с пьесой «Таптал» («Любовь»), созданную ее земляком - драматургом, поэтом и просветителем Анемподистом Софроновым. Схожими в двух произведениях являются не только конфликт и система образов, но даже имена главных героинь - Катерины и Кэтириис.
Победители конкурса «Колумб Замоскворечья» в номинации «Электронная презентация к уроку», посвященного творчеству А.Н.Островского»
1-е место - Анна ЕСЬКИНА, учитель русского языка и литературы средней школы №123 с углубленным изучением отдельных предметов им. О.И.Охрименко г. Омска.
2-е место - Елена ГОКОВА, учитель русского языка и литературы промышленновской основной школы №3, Кемеровская область.
3-е место - Светлана КЛЮЧНИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы села Стегаловка, Липецкая область.
Специальный диплом - Валентина ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы Кобяйской средней школы, Республика Саха (Якутия).
Благодаря номинации «Живой Островский» (тут мы ждали, во-первых, ваших эссе с размышлениями о том, кому и зачем нужно сегодня творчество драматурга, а во-вторых, рецензии на фильмы и спектакли по произведениям Островского) нам удалось составить полноценную театральную афишу: к счастью, как выяснилось, пьесы «Колумба Замоскворечья» с успехом идут даже в самых отдаленных уголках России. По словам Натальи Даниловой из Алтайского края, спектакли «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Наливные яблочки», «Банкрот» не сходят с афиш театра ее родного Бийска. Вероника Винникова и Елена Харламова, одиннадцатиклассницы петербургской школы №262, утверждают, что «каждый, кто интересуется русской классической литературой, просто обязан сходить на спектакль «Невольницы» в Санкт-Петербургском государственном академическом драматическом театре имени В.Ф.Комиссаржевской», так как постановка не просто блестящая, но еще и философская, заставляющая задуматься о том, что на самом деле есть свобода и несвобода. Постоянная участница и неоднократный победитель творческих конкурсов «УГ» Любовь Добросова из Татарстана приглашает в Казанский театр имени В.И.Качалова на спектакль «Банкрот, или Свои люди - сочтемся!». «Мои ученики были потрясены... На следующий день на уроке после бурных обсуждений спектакля все пришли к мнению, что пьеса Островского написана как будто в наше время. Да и в самом деле, разве мало нынче таких детей, которые ради выгоды бросают своих родителей, оставляют их без средств к существованию?! А сколько людей становятся бомжами или оказываются в доме престарелых, никому не нужные и всеми забытые, в результате аферы, организованной родными детьми или внуками?!» - говорит Любовь Александровна. Описывая постановки пьес Островского в Кемеровском драматическом театре имени А.В.Луначарского, Ольга Савина из промышленновской школы №3 приходит к выводу, что незатухающий интерес к творчеству драматурга в том, что он не просто бичует корыстолюбие и жадность, от которых нам и сегодня спасу нет, но вскрывает гораздо более страшную проблему современной и ему, и нам России - распад семьи как таковой.
Настоящую исследовательскую работу получили мы от Полины Чергинцовой, одиннадцатиклассницы гимназии №1 города Полярные Зори Мурманской области. Полина сравнивает фильм Эльдара Рязанова «Жестокий романс» с первоисточником - пьесой «Бесприданница». Труд вышел столь масштабным и серьезным, что мы смело рекомендуем Полине науку не бросать и продолжить учебу на киноведческом или театроведческом факультете.
Победу в номинации «Живой Островский» решено отдать Лидии Ледниченко из Республики Коми, концертмейстеру Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А.Куратова. Ее рецензия на фильм Андреса Пуустусмаа «Бесприданница» остроумная и даже едкая, очень точно и профессионально написанная, и вас, надеемся, не оставит равнодушными. От картины, надо сказать, действительно не слишком удачной, Лидия Андреевна камня на камне не оставила: «У сценариста Елены Шаталовой собственные отношения со школой, видимо, не сложились. Чем иным можно объяснить странную фантазию превратить мать героини, Арину Игнатьевну, в педагога? У Островского «бойкая», «ловкая» и «проворная» Харита Игнатьевна не рискует так откровенно подкладывать свою дочь под денежные мешки, как это делает учительница и «москвичка в пятом поколении».
Не меньшее впечатление произвел и поэтический очерк «Любовь во время «Грозы» Людмилы Пономаревой, учителя русского языка и литературы школы №11 Усть-Лабинского района Краснодарского края, в основе которого трагическая любовь драматурга и актрисы Любови Косицкой: «Актриса Косицкая эту грозу - свою любовь - не пережила, как и ее героиня Катерина Кабанова. Так кому и зачем нужен Островский сегодня? Нам, читателям и зрителям. А зачем - каждый держит это в своем сердце...»
Победители конкурса «Колумб Замоскворечья» в номинации «Живой Островский»
1-е место - Лидия ЛЕДНИЧЕНКО, концертмейстер Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А.Куратова, Республика Коми.
2-е место - Людмила ПОНОМАРЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №11 Усть-Лабинского района, Краснодарский край.
3-е место - Людмила АБРОСИМОВА, педагог-библиотекарь новобурейской школы №3, Амурская область.
Специальный диплом - Любовь ДОБРОСОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №22 с углубленным изучением отдельных предметов г. Казани, Республика Татарстан.
Самая яркая и красочная номинация, конечно же, художественная. Благодаря нашим конкурсантам в карандаше и акварели оживают герои все тех же «Грозы», «Бесприданницы», «Снегурочки». У каждого своя Катерина, свои Паратов и Лель, но есть в них и что-то общее - удивительное сочетание прошлого и настоящего на лицах.
Первое место у самой необычной и оригинальной серии работ: Марина Хуснутдинова, учитель русского языка и литературы из гимназии г. Гурьевска Калининградской области, прислала нам фотографии, на которых ее ученики позируют в образах героев хрестоматийных пьес.
Победители конкурса «Колумб Замоскворечья» в номинации «Иллюстрации к произведениям А.Н.Островского»
1-е место - Марина ХУСНУТДИНОВА, учитель русского языка и литературы из гимназии г. Гурьевска, Калининградская область.
2-е место - Кристина МОНАСТЫРЕВА, ученица 10-го класса средней школы №5 г. Бийска, Алтайский край.
3-е место - Елена ЛОДИНА, педагог дополнительного образования средней школы №89 г. Санкт-Петербурга.
Все победители получат призы от наших друзей - книжных издательств АСТ, «Самокат» и «Аквиллегия-М». Участники - сертификаты «УГ». А пока читайте Островского и оставайтесь с «УГ». Впереди новые конкурсы и новые победы.