Память стёртая бульдозером. Польское католическое кладбище в смоленске Выборгское римско католическое кладбище

Сегодня я хочу рассказать о, наверное, самом необычном для Смоленска кладбище - Польском кладбище. Расположено оно на улице Урицкого, рядом с католическим костёлом, через дорогу от кладбища "Клинок", о котором я уже рассказывал ранее. Кладбище уникально для города тем, что подавляющее большинство захоронений на нём - довоенные, а многие даже и дореволюционные.

Как известно, у Смоленщины с Польшей особые отношения. Смоленск принадлежал полякам в 1611-1654 годах, и в связи с этим ещё несколько веков вперёд в нём жило большое количество поляков и литовцев, как, впрочем, и "понаехавших" евреев и немцев. Ярче всего об этом может говорить наличие в Смоленске культовых сооружений разных национальностей - немецкой кирхи на улице Ленина (ныне - шахматный клуб), еврейской синагоги (ныне - главный корпус колледжа связи и телекоммуникаций) и, конечно, католического костёла на улице Урицкого. Костёл - выдающий памятник архитектурного искусства XIX века. В 1894 году он был заложен (именно цифры этого года выложены над главным входом, который не открывали уже лет 80, если не больше), а в 1897 году - окончательно достроен. Поскольку паства у костёла была, то возникновение рядом с ним кладбища стало закономерным.

В 1937 году костёл был закрыт. С тех пор в здании размещается государственный архив Смоленской области, под который сейчас строится новое здание. Когда архив будет перевезён, костёл обещают возвратить католической общине. Сейчас же и костёл, от которого отваливаются кирпичи и железными листами закрыты окна, и само кладбище находятся в удручающем состоянии. Большинство могил заросло сорняками, а кое-где даже здоровенные деревья вылезли из-под земли прямо рядом с надгробиями, повредив их. Полякам, видимо, не до этого кладбища, потому что в Смоленске же ещё есть Катынь и теперь ещё и поляна рядом с авиазаводом, где разбился самолёт.

Выдающихся людей на кладбище практически нет. Среди таковых можно отметить доктора исторических наук, профессора Александра Петровича Дьяконова (1875-1943), исследователя истории античности и средних веков. На могиле эпитафия из стихов Некрасова.

Внимание привлекает могила (может быть, потому, что единственная на кладбище с оградой) профессора Ивана Осиповича Михайловского (1874-1937), правда, о нём мало что известно.

Единственная более-менее причёсанная часть кладбища - та, где, по видимости, хоронили священников костёла, у самой ограды костёла. на фоне унылых обелисков сияет даже непривычное для этих мест надгробие епископа Стефана Денисевича (1836-1913), который был настоятелем костёла в 1866-1898 годах (просто до костёла там стояла другая церквушка), а затем до своей смерти был епископом в Могилёвской епархии. По всей видимости, поляки заменили ему надгробие и выложили вокруг брусчаткой.

В самом центре кладбища находится чей-то склеп с колоннами. Весьма монументально, правда внутрь не попасть.

Кладбище, как я уже говорил, ужасно неухоженное, практически заброшенное. Властям дела до него нет, полякам пока тоже недосуг им заниматься. Возможно, дело изменится. вместе с передачей костёла католикам.
Некоторые из могил представляют собой интересные скульптурные работы, например, высеченные из камня пеньки с обрубленными сучьями и свитком с именем и данными в центре.

Однако в большинстве своём это покосившиеся или даже обломанные временем или алкашами, в изобилии водящихся здесь в тёмное время суток, кресты.

Есть могила с выгравированной звездой, однако прочесть что-либо на ней невозможно.

В глубине кладбища находится могила Ольги Васильевны Бутько с эпитафией: "Пала жертвой хулигана". Сейчас это нехилый обелиск, но раньше эта могила ничем особым не выделялась, видимо, поставили не так давно.

Приятель, любивший здесь по молодости побухать, рассказывал, что где-то тут есть могила с одной-единственной надписью: "За что?", но я её не нашёл.
По другую сторону аллеи от могилы Денисевича выложена куча камней с большим крестом. Установлено сие сооружение явно не так давно. Вероятно, поляками. Похожие я видел в Катыни, ещё когда мемориал только строился. Может, это своеобразный кенотаф репрессированным советской властью священникам костёла?

Собственно, для исследователя Польское кладбище, думаю, богатая пища для его исследований. У большинства других людей оно не вызывает никаких эмоций, кроме тоски и уныния. Кладбище уже давно проходной двор для жителей близлежащих домов, а местной алкашне, видимо, очень удобно ставить бутылки и класть плавленые сырки на надгробия. За большинством могил ухаживали последний раз, похоже, еще до революции. Результат соответствующий. Кстати, где-то в районе улицы Большой Краснофлотской было и немецкое кладбище, а теперь там жилые дома, так что кладбищу поляков, можно сказать, повезло ещё. Может быть, со временем всё изменится. Вот группа фотографий с кладбища в его современном виде...

Выборгское римско-католическое кладбище - ныне утраченное кладбище, существовавшее в Санкт-Петербурге с середины XIX в. Являлось крупнейшим католическим кладбищем не только города, но и всей России.

Кладбище было образовано в 1856 г. по разрешению императора Александра II. В этот же год по проекту архитектора Н. Л. Бенуа здесь была построена католическая часовня, позже перестроенная в церковь в честь Посещения Девой Марией Елизаветы (храм сохранился до наших времен).

В разные времена на кладбище были захоронены: художники Фёдор Антонович Бруни, Адольф Иосифович Шарлемань, Луиджи Премацци, психиатр Иван Павлович Мержеевский, певица Анджолина Бозио и многие др.

В 1938 г. была закрыта церковь, а через год было уничтожено кладбище, часть захоронений было перенесено на Северное кладбище в Парголово и в некрополи при Александро-Невской лавре.

Храм был возвращен верующим в 2005 г. На территории бывшего кладбища фрагментарно сохранились лишь одно надгробие, а так же часть склепа могилы русского архитектора Аполлинария Каэтановича Красовского.

В современный период на территории был установлен мемориальный памятник католикам, жертвам политических репрессий.

После христианизации Руси кладбища стали размещаться в основном при монастырях и церквах. В Москве, например, в конце 17 в. имелось более 300 мест захоронений.

Еще в октябре 1723 г. император Петр Первый своим Указом запретил похороны умерших горожан внутри городской черты всех лиц, кроме имеющих знатное происхождение. Однако повеление императора было почти полностью проигнорировано, а в 1725 г. Петр Первый умер и его распоряжение полностью забыли и усопших продолжали хоронить возле церквей и в устоявшихся на то время местах.

Вспомнили о проблемах кладбищенских лишь в 1771 году после того, как Москву посетила чума, и смерть косила москвичей как во поле былинки. Сенат указом от 24 марта 1771 г. предписал хоронить умерших от чумы в особых загородных местах, а прочих в отдаленных от центра города монастырях. И, наконец, 1 ноября 1771 года Сенат запретил по всем городам России хоронить умерших горожан возле церквей и потребовал создать кладбища за городской чертой.

Слово «память» состоит из шести букв, а вот «беспамятство» из двенадцати, оно более тяжеловесно, потому и не можем мы увидеть ни одного старинного кладбища в Курске. Беспамятство победило.

Историк Ю.В.Озеров писал на одном из сайтов: «О том, как сложилась судьба приходских кладбищ после 1771 г., можно судить из промемории, присланной в духовную консисторию из Белгородской губернской канцелярии, где было определено: «… а тех мест, где уже до ныне люди хоронены отнюдь и не под каким видом не разрывать, но оставить их так, как оные теперь есть, насыпав, буде можно, еще более землею, чтоб в вешнее и летнее время меньше паров из земли выходило».

Фактически к началу 19 в. все кладбища при городских церквах Курска были уничтожены. А после утверждения Екатериной Второй генерального плана Курска (26 февраля 1782 г.) возникли два кладбища за городской чертой: Никитское (Московское) и Всехсвятское (Херсонское).

Если мы посмотрим на план г. Курска, скажем конца 18 в., то увидим, что в городе существовало большое количество храмов.

Начнем перечислять с Сергиево-Казанского собора (архитектурная школа Растрелли, 1762 г.). От алтарной части вниз к реке Тускарь размещалось приходское кладбище.

Достоверно известно, что возле храма был похоронен библиофил Деменков, а предположительно – священнослужители, возможно, самого высокого ранга.

Вполне возможно, что купец Карп Ефремович Первышев (1708-1784) был похоронен в приалтарной части храмовой территории. Ведь значение деятельности К.Е.Первышева в деле создания Сергиевского храма неоспоримо. Имя купца до 1950 г. носила улица Уфимцева, на этой улице и ныне можно видеть дом ранее принадлежавший ему.

Для курян вторым по значимости был градский храм (собор) Воскресенский, расположенный на главной улице Курска – Московской. В нем была замечательная акустика и поэтому обыватели любили посещать храм, слушать пение послушниц и монахинь Троицкого женского монастыря. В храме стенопись была осуществлена по эскизам В.М.Васнецова и соответствовала росписи Киевского собора Св. Владимира. Храм часто посещал Аркадий Максимович Абаза. Легенды гласят, что он, услышав пение послушницы Нади Винниковой, высоко оценил ее пение. Когда Абаза умер, отпевали его в Воскресенском соборе.

Легенды гласят, что один из строителей Сергиево-Казанского собора отец Серафима Соровского Сидор Машнин был похоронен возле Воскресенского собора, так как был его прихожанином.

А вот мать преподобного Серафима Агафия Машнина, умершая в 1800 г., видимо, была похоронена либо у Ахтырской церкви, либо на городском Никитском (Московском) кладбище. Церковный историк 19 - нач. 20 вв. Григорий Бочаров писал: «Относительно же погребения матери преподобного, Агафии Машниной умершей в 1800 г., трудно установить, где именно погребена она – на новом ли в то время Никитском кладбище или на Ахтырском, бывшем при Ахтырской церкви… т.к. Ахтырская церковь по документам именовалась еще и кладбищенской».

В соответствии с указаниями Сената в Курске в начале 70-х годов 18 века были выделены территории под городские кладбища. Губернатор А.Н.Зубов распорядился перенести две деревянные церкви из центральной части города на кладбищенские территории. Так ветхая церковь Знаменского монастыря великомученика Никиты была в 1788 г. перенесена на Никитское кладбище, а храм Преображения Господня из Закурной части на кладбище к Херсонскому выезду (в 1789 г.).

Историк Ю.В.Озеров писал: «В 19 веке на городских кладбищах вместо бывших деревянных отстраиваются каменные храмы. В 1813 году с предложением построить церковь на Херсонском кладбище во имя великомученицы Екатерины, вместо стоящей там ветхой и недостроенной, к губернатору (Аркадию Ивановичу Нелидову – Ю.О.) обратился «коммерческий воспитанник 14 класса» и купец 2-й гильдии Семен Иванович Александров. Через три года после закладки в 1816 г. строительство было закончено. Однако освящение церкви затянулось на 20 лет из-за неурегулированности вопроса о содержании причта. В итоге церковь было освящена во имя Всех Святых. На Московском кладбище в 1846 году был воздвигнут Успенский храм».

Возле алтарной части Всехсвятской церкви были захоронены многие знаменитости Курска: губернатор С.Д.Бурнашов, городской голова П.А.Устимович (сохранился в несколько измененном виде памятник), композиторы А.М.Абаза, П.А.Щуровский.

О захоронениях мирян возле Благовещенской церкви, перестроенной в 30-х годах 20 в. под музыкальное училище, Богословской, Николаевской (в торгу), Троицкой, Успенской (Никитской), Покровской, Преображенской, Смоленской и Флоровской почти ничего не известно.

Какие-то кладбища, конечно же, существовали и при вышеперечисленных церквах, и мы можем сказать, что Курск фактически построен на костях.

А.А.Танков писал, что «кладбища для погребения умерших находились при каждой церкви». Но кладбища находились также и при церквах в слободах (Ямской, Казацкой и Стрелецкой), а также при монастырях.

После того, как захоронение умерших стало делом не только церкви, но и государства – начали выделяться для похорон кладбищенские территории.

Так в 1855 г. городские власти откликнулись на просьбу немцев-лютеран и выделили к северу от Московского кладбища территорию для захоронения лютеран. В то время колония немцев в Курске была достаточно большой, и они играли значительную роль в экономике края.

На этом же Немецком (Лютеранском) кладбище хоронили умерших католиков. В 1899 г. решением Городской Думы на Херсонском кладбище был выделен участок для захоронения католиков.

Во второй половине 19 в. появились в Курске новые кладбища: Еврейское (около 1863 г.), Татарское (1894 г.), Военное (солдатское), холерное.

В 20 в. на Мурыновке было учреждено еще одно больничное (заразное) кладбище (при выезде из Курска на Щигры). Некоторое время здесь в 1920 году работал статистиком поэт В.В.Бородаевский.

Одним из интереснейших объектов с точки зрения истории было немецкое (лютеранское) кладбище, на котором захоранивались лютеране, в основном прихожане церкви св. Петра и Павла (ныне здание Курской областной прокуратуры), а также католики, проживавшие в Курске.

В Фонде 726 ГАКО имеются документы от 10 февраля 1855 г. об отводе земли под кладбище: «Члены здешняго Евангелического Лютеранского общества и Петропавловской церкви обратились в Думу с просьбою об отводе им места из городской выгонной земли, находящейся в городе Курске за Московскими воротами для кладбища особо от православного, почему Дума истребовав от Курского губернского землемера сведения, что эта часть земли в оброчное содержание никому не отдается, следовательно не приносит городу никакой пользы возможно быть предоставлена для означенного кладбища… а потому Губернское Правление не находя препятствий со своей стороны полагает: Курскому губернскому землемеру… чтобы он при исполнении сего поступил на законном основании об этом градской Думе дал знать, а переписку кончить.

Подлинный подписали: Вице-губернатор Селецкий Ст. советник Борисоглебский Советник Комынин За советника ассесор Войтневич Секретарь Лукин И. д. столоначальника Андреев . исполнено 5 марта за №№ 2141, 2142».

Как видим, все было сделано чин по чину с приложением геометрического плана кладбища, и оно начало действовать уже весной 1855 г.

С 60-х годов 19 в. на кладбище хоронили также католиков, умерших в Курске. В 1899 г. для захоронения католиков был выделен участок А соседствующий с Всехсвятским кладбищем. Но захоронения католиков на лютеранском кладбище также продолжались.

Немецкое кладбище в 1882 г. было расширено, т.к. ощущалась нехватка свободного пространства. Это свидетельствует о том, что немецкая община в Курске была весьма заметной.

Из отчета Курской горуправы видно, что площадь Лютеранского кладбища в 1900 г. составляла 1 десятину 1808 кв. саж.

В годы первой мировой войны на Немецком кладбище хоронили умерших от ран военнопленных немцев, австрийцев. Среди них были и католики, и лютеране.

Историк Ю.В.Озеров пишет, что на лютеранском кладбище упокоились такие известные личности, как архитектор А.И.Гросс (1896), промышленник, владелец пивзавода Л.М.Вильм (1901), гитарист, педагог Ю.М.Штокман (1905), члены известных семейств Мартенс, Штингль, Пфис, Гибель, Мессерле, Нахтигаль, а также католики – генерал от кавалерии К.Л.Монтрезор (адъютант М.И. Кутузова в 1812 г.), его супруга Надежда Федоровна (урожденная Полторацкая), ученый-ботаник А.М.Мизгер (1891), инженер И.Ф.Дворжецкий (1898).

Польское государство достигло апогея своего развития к XVI в. Речь Посполита (республика), как тогда оно называлось, было сильным и развитым в экономическом плане государством. Но политическое устройство Польши оставляло желать лучшего и сыграло свою отрицательную роль в последующем историческом процессе. Король Польши избирался шляхтой, власть его была ограничена Сеймом и Сенатом. К тому же в этих органах действовало правило «либерум вето», т.е. если хотя бы один из членов парламента голосовал против, то решение не принималось. В XVIII веке большинство заседаний Сейма было сорвано, в стране воцарилась анархия.

Это привело Польшу к краху. Соседние государства (Австрия, Пруссия, Россия) в три приема (1772, 1793 и 1795гг.) ликвидировали Речь Посполиту. Беспрецедентный случай того времени!

Естественно, что польские патриотические силы не могли с этим мириться и с тех пор на протяжении длительного времени, велась борьба за восстановление государственности Польши.

Самыми крупными были освободительные движения в 1830-31 гг. и, особенно, 1863-64гг.

Любые мятежи, восстания жестоко подавлялись войсками императорской России. Многие их участников были казнены и репрессированы.

«После восстания 1863г тысячи польских и русских революционеров – ссыльных и каторжан – были высланы в населенные пункты, расположенные вдоль сибирского тракта». (Миско М.Ц. Польское восстание 1863 – М. 1962 – С. 322).

Жертвы среди восставших были большими: в стычках с войсками погибло около 20 тыс. человек, 396 – повешены и расстреляны, 15 тыс. захваченных в плен были сосланы в Сибирь, где многие из них пытались освободиться, но их повстанческое движение не увенчалось успехом.

По завершению военных операций царское правительство репрессировало и некоторых сочувствующих, конфисковав имения в Царстве Польском – 1660, в Литве, Белоруссии и Украине – 1760. Владельцы их были отправлены в ссылку в глубинные губернии России.

Так, после 1864 г. стали появляться первые ссыльные в Орловской, Курской, Харьковской и Воронежской губерниях. Несколько позже некоторым их лояльных ссыльных разрешили переезд из Сибири в Европейскую часть империи.

К началу 70-х годов XIX века в Курске сложилась довольно большая польская диаспора. Она смогла организоваться в достаточно крепкое сообщество.

Безусловно, в состав диаспоры входили и те поляки, которые по тем или иным (другим) причинам оказались в регионе.

В дальнейшем (период 1914-1915 гг.) диаспора расширялась и за счет беженцев, приезжавших в Курск из Прибалтики и бывшего царства Польского.

Так, например, в Курской губернии оказалась семья Э.М. Плевицкого (мужа знаменитой русской певицы Н. В. Плевицкой)

То, что поляки сумели встроиться в новую среду, говорит то, что польское сообщество начало строить в 1892 г. костел, тем самым как бы показав намерения обрести в Курске новую родину. Костел стал не только духовным центром, но и очагом культуры.

Естественно, в нем свершались и все обряды католической церкви, связанные с рождением ребенка, венчанием супружеских пар, смертью верующих. Наличие своего римско-католического кладбища также свидетельствует о большой католической общине в Курске.

Архивные документы, дневниковые записи и воспоминания свидетельствуют о полнокровной, активной жизни польской диаспоры в конце 19 - начале 20 века оказавшей свою положительную роль в религиозной и культурной жизни Курска.

На Старом католическом кладбище находятся памятники, выполненные в стиле барокко, рококо и классицизма. Здесь можно увидеть могилу Джованни Казановы – брата легендарного соблазнителя и захоронение композитора Карла Мария фон Вебера.

Старое католическое кладбище (Alter Katholischer Friedhof) в Дрездене находится в районе Фридрихштадт. Основал это его курфюрст Август Сильный в 1720-1721 годах. Раньше располагалось оно за городской стеной. Первым, кто был удостоен похороненным здесь, стал известный итальянский комедийный актер Карл Филипп Мольтено. Его похоронили в 1724 году. В 1842 году 7 сентября на кладбище была освящена капелла.

На Старом католическом кладбище вы увидите много памятников и надгробных плит, которые сохранились до нашего времени. Они выполнены в стиле барокко, рококо и классицизма. Здесь были похоронены не только местные дворяне-католики, но и католики из Италии и Франции, которые находились в Саксонии. Также здесь много захоронений польских дворян, которые эмигрировали из Польши после 1830-1831 годов.

Как добраться

Ехать трамваем 10 до остановки Krankenhaus Friedrichstadt‎.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

| Кладбища Екатеринбурга

Из воспоминаний краеведа Василия Константиновича Некрасова о лютеранско-еврейском (Старомихайловском ) кладбище, которое было уничтожено в советское время, но напоминает о себе до сих пор...


Статья из газеты?. В.К. Некрасов, краевед.

Прим. 1993-94 гг.

Это был один из чудесных уголков старого Екатеринбурга. Среди красок золотой осени белели старые, в большинстве полуразрушенные, памятники: еврейские надмогильные стелы с шестиконечной звездой, строгие в готическом стиле лютеранские и четырехконечные кресты католиков. Сейчас здесь — сквер.

На месте сквера когда-то располагались два старых кладбища — лютеранско-католическое и еврейское. Первое было разделено с европейской аккуратностью на строгие аллеи, второе имело только одну аллею. Горожане лютеранско-католическое кладбище называли просто — Немецкое. На воротах Еврейского кладбища две мраморные доски говорили о том, что дом и ограда построены на средства Берты и Абрама Хотимских.

За воротами высился куб гранитного памятника с надписью о том, что на этом месте был захоронен мальчик — сын Хотимских. Потом прах его был перевезен в Санкт-Петербург, в семейный склеп на Преображенском кладбище. Ближе к центру стоял красивый памятник на могиле уральского врача-патриота Бориса Иосифовича Котелянского, который пожертвовал собой, спасая жизнь других людей. Он был хорошим знакомым Мамина-Сибиряка. Писатель, взяв его за прообраз, написал рассказ «Жид». В старину кладбище держалось на благотворительности. Не только Берта с Абрамом вкладывали средства. Екатеринбургский фабрикант Генрих Борисович Перетц более тридцати пяти лет содержал за свой счет сторожа и следил за благоустройством территории.

В городском архиве есть документ от 1899 года, разрешающий господину Перетцу, по его ходатайству, посадить аллею тополей перед южной стороной кладбища, что и было сделано Генрихом Борисовичем. Место под кладбище отведено городскими властями в 1850 году. Для Немецкого власти отвели землю в 1807 году. Вот считайте, сколько ему лет. Это кладбище поражало, даже в полуразрушенном виде, четкостью планировки и художественным богатством памятников. Одни ворота вели на Лютеранскую аллею, другие — на Католическую. По обе стороны росли вековые деревья.


За северо-западным углом дома сторожа стоял большой красивый памятник директору Императорской гранильной фабрики, корпуса горных инженеров, генерал-майору Ивану Ивановичу Вейцу, скончавшемуся 27 июня 1858 года в возрасте 64 лет. Поздней осенью 1894 года земля этого кладбища приняла прах члена городской думы врача А. Э. Ландезена. Здесь нашел покой пивной фабрикант Филитц. Здесь же покоился прах Онисима Егоровича Клера — основателя Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), поляка-фотографа Ляхмайера, предпринимателя и прусского подданного Вурма и многих других.

Кроме памятников, были два склепа. Помню, что один — женский, поставленный убитым горем мужем своей рано умершей жене. Были и скромные могилы. Недалеко от склепа был похоронен русский офицер, прошедший две войны — русско-японскую и первую мировую. Жена-немка здесь упокоила останки супруга. Могила офицера была скромна, с маленькой бронзовой табличкой на кресте. Его жена каждое воскресенье приходила на могилу мужа и возлагала скромные цветы.

Так продолжалось двадцать лет, до 1940 года. Звали эту немку Генриетта Эдуардовна.

Жили в русском городе Екатеринбурге немцы, пруссаки, шведы, поляки, евреи. Эти люди делали много для уральской промышленности, культуры, науки, торговли, для нашего многострадального Екатеринбурга,

Сломать легче, чем восстановить, а главное, думать не надо. И вот кто-то одним взмахом пера перечеркнул память людскую, старую и современную. Памятники, шикарные и простые, погрузили на самосвалы и увезли в насыпи двух строящихся тогда транспортных развязок.

В.К. Некрасов, художник-реставратор, краевед. Рисунки автора.



















На территории этого кладбища до сих пор находятся . Но в наши дни это в котором можно встретить торчащие из земли могильные плиты, фрагменты памятников и кладбищенской ограды. Камни вопиют...






_______________________________________________________

Дополню мемуары краеведа Василия Некрасова еще одни ярким воспоминанием об этом кладбище — встретил в занимательном блоге о Екатеринбурге

Helg: Мне посчастливилось побывать на старом Лютеранском кладбище Свердловска (Екатеринбург) в начале 70-х годов. Кладбище начиналось во дворе дома, оно сильно заросло деревьями и кустарниками, в нем не было ни души, некоторые могилы раскопаны, но все старинные надгробия, склепы и памятники были целы. Такой старины и таких монументальных мраморных и гранитных надгробий Пущиным, Татищевым, немцам-основателям города, купцам-заводчикам я не видел ни в Москве, ни в Петербрге. Особенно выделялся монумент на могиле Пущиных в виде большой ротонды с мраморными колоннами, а у входа в аллею стоял массивный гранитный памятник немецкому мальчику, умершему в 1780 году. Если пройти кладбище по главной аллеи насквозь, можно было выйти к одноэтажному каменному домику на другой стороне кладбища, где в то время жили люди. Разрушить такой мемориал — это преступление советской власти по-отношению к тем людям, кто основали этот город; многие могилы датировались 1760-1800 гг. На кладбище сохранилось множество старинных мраморных и гранитных надгробий, которые пошли, вероятно на распил — на изготовление новых памятников. Город многое потерял, разрушив такой уникальный исторический мемориал основателям города. Такое наплевательское отношение к истории характерно для этой страны, у власти в которой находятся неокоммунисты.
Упомянутый одноэтажный домик в комментарии, видимо, имеется в виду это кирпичное здание с красивыми воротами на еврейской части кладбища.

Здание "караульни" было снесено примерно в 1980-х гг.
________________________________________________________

Еще несколько воспоминаний о лютеранско-католическом и еврейском кладбище

Из статьи о Пионерском микрорайоне опубликованной на сайте газеты «Вечерний Екатеринбург» :
Парк Блюхера обхожу стороной…
Маргарита АНТИПОВА, внучка Данилы Зверева , начальник административно-хозяйственного отдела клинико-диагностического центра «Охрана здоровья матери и ребёнка», жительница микрорайона Пионерский с 1972 года: 15.09.2014 Жители борются против строительства лютеранской кирхи на бывшем кладбище
09.10.2014 Представители лютеранской церкви не исключают, что храм построят в другом месте, а не в парке на Блюхера
14.10.2014 "Серый дом" разрешил строительство лютеранского храма в парке им.Блюхера, екатеринбуржцы обратились в суд
14.10.2014 Церкви все-таки быть
17.12.2014 Депутат Гордумы Евгений Боровик: Лютеранское кладбище ― это парк и построить кирху не дадим. Видео с 19:17 мин.
05.02.2015 «Все беды идут из Европы!» Как лютеране десять лет пытаются построить кирху в Екатеринбурге
01.04.2015 Проблемы реализации свободы совести в России в 2014 году
14.04.2015 Гордума Екатеринбурга решила судьбу строительства лютеранского храма на Блюхера.
14.04.2015 Кирха раздора
14.04.2015 Строительство лютеранского храма в Екатеринбурге откладывается
28.04.2015 Депутаты перевели земли для лютеранской кирхи в парке Блюхера в "нужную" категорию - теперь и Ройзман одобрил
06.05.2015 "Риэлторский вестник": депутат Боровик о строительстве кирхи. Видео с 12:15 мин.
31.07.2015 Вбили первые сваи: в парке Блюхера в Екатеринбурге начали строить лютеранскую церковь
31.07.2015 В Екатеринбурге на Блюхера обнаружили надгробный камень конца XIX века
31.07.2015 Екатеринбуржцы парализовали строительство лютеранской кирхи. «Это работы на костях»
31.07.2015 К людям, мешающим строительству лютеранской церкви, приехал Ройзман.
31.07.2015 Живые хотят подвинуть мёртвых
31.07.2015 Поставили две палатки: жители организовали круглосуточное дежурство в парке Блюхера
03.08.2015 Екатеринбургский парк раздора
03.08.2015 Строительные работы в парке на ул. Блюхера будут приостановлены
03.08.2015 Депутат Гордумы Косинцев рассказал о конфликте вокруг парка и кирхи на улице Блюхера
03.08.2015 Кто плюет на чужие могилы? Эссе о майдане в парке Блюхера
03.08.2015 С пивком против строительства храма
04.08.2015 Отступили: строители лютеранской церкви вывезли технику из парка Блюхера
04.08.2015 "РезонансTV" о конфлике на территории Немецкого кладбища-парка
04.08.2015 Андрей Копырин. Фото: Кладбище — "парк им. Блюхера"
04.08.2015 «Нас назвали фашистами»: лютеране пожаловались в прокуратуру на противников стройки в парке Блюхера
04.08.2015 ЕТВ. Лютеране, жильцы и нежильцы. У кого больше прав?
05.08.2015 Выступление отца Николая (Екатеринбургская митрополия) призывающего к примирению конфликтующих сторон на месте Немецкого кладбища-парка
05.08.2015 На месте строительства кирхи в Екатеринбурге раньше было лютеранское кладбище
05.08.2015
05.08.2015 Лютеране представили проект строительства кирхи на Блюхера с благоустройством парка
05.08.2015 Горожане ведут борьбу за сохранение парка
08.08.2015 «Майдан у кирхи отменяется»
11.08.2015 Депутат екатеринбургской думы Боровик строит кампанию на могилах?
11.08.2015 «Так это парк или кладбище?!» — на спорный участок на ул. Блюхера приехала разбираться прокурор Екатеринбурга
11.08.2015 Строительство кирхи в парке на Блюхера отсрочили минимум на 20 дней
12.08.2015 Яков Силин поддрежла строительстов кирхи
12.08.2015 Депутат строит пиар на могилах
12.08.2015 Екатеринбуржцы приостановили круглосуточное дежурство в парке на месте строительства лютеранской кирхи
12.08.2015 Правительство Куйвашева поддержало строительство лютеранской церкви в Екатеринбурге
12.08.2015 «Мы начинаем диалог». Активисты свернули палаточный городок в парке на Блюхера
12.08.2015 Недолго бастовали. Возмущенные строительством лютеранской церкви свернули палаточный лагерь
12.08.2015 Видео: Противники строительства кирхи, не дают высказаться лютеранину.
14.08.2015 МУГИСО и лютеране определили будущее "парка" на Блюхера
14.08.2015 Жителям придется договариваться с лютеранами. Судьба парка на Блюхера в Екатеринбурге решена
14.08.2015 МУГИСО примет решение о строительстве лютеранской церкви на Пионерке после госэкспертизы
14.08.2015 "Парк имени Блюхера" в Екатеринбурге исследуют археологи
01.09.2015 Лютеранская кирха все-таки появится в "парке" на Блюхера в Екатеринбурге
01.09.2015 В Екатеринбурге строительство лютеранской кирхи перенесено на другое место
03.09.2015 И парк, и храм
14.09.2015 Защитники "Парка Блюхера", выступающие против строительства лютеранской кирхи, вновь выходят на митинг
15.09.2015 В Екатеринбурге снова прошел митинг против строительства кирхи
05.10.2015 Археологи о методах раскопок на лютеранском кладбище
06.10.2015 В "Парке Блюхера" прямо под фундаментом будущей кирхи нашли две могилы
14.10.2015 На месте предполагаемого строительства Лютеранской церкви в Екатеринбурге найдены два захоронения
03.12.2015 Екатеринбургский парк Блюхера "закрыли" для кирхи и других строек
04.12.2015 При строительстве Лютеранской церкви в Екатеринбурге необходимо обеспечить сохранность захоронений Второго немецкого кладбища, показала экспертиза
17.12.2015 Мэрия запретила строить кирху в парке Блюхера из-за найденных могил
17.12.2015 Где возведут кирху?
18.12.2015 К вопросу о сохранении Лютеранского кладбища. BORODA(C)
11.02.2016 Принято окончательное решение по застройке парка Блюхера. «Для меня это точка»
25.04.2016 Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области: №8. Второе Немецкое (Лютеранское) кладбище .
31.08.2016