Памятник на манежной площади. Манежная площадь. Здание Манежа и скульптуры на Манежной площади

Памятник маршалу Советского Союза и полководцу Георгию Константиновичу Жукову установили 8 мая 1995 года на Манежной площади в Москве, недалеко от Красной площади . Поводом стало празднование в России 50-летнего юбилея победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Фото 1. Памятник маршалу Жукову установили на Манежной площади

перед Историческим музеем, недалеко от входа на Красную площадь

Скульптор запечатлел маршала в один из самых торжественных дней в его жизни - в момент, когда Георгий Константинович принимал Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года. Всадник будто привстал в стременах и таким образом приветствует боевых товарищей.

Скульптурная композиция выполнена в так называемом стиле соцреализма. Жуков изображен верхом на боевом коне, который своими копытами топчет нацистские штандарты побежденной фашистской Германии.

Скульптура вызывает некие аллюзии с покровителем Москвы - Георгием Победоносцем, образ которого присутствует как на столичном гербе , так и на гербе России.

Общий вес памятника (скульптура выполнена из бронзы, постамент - из гранита) составляет порядка 100 тонн.


Из истории памятника Жукову

Памятник великому маршалу задумали установить еще в советское время. Союзное Министерство культуры даже организовало конкурс, победителем которого стал скульптор Виктор Хачатурович Думанян. Предполагаемое место установки - Смоленская площадь. Правда, затем начали прорабатывать идею возведения монумента уже на Манежной площади, но до логического завершения дело так и не довели.

В 1993 году вопрос установки памятника Жукову, теперь уже на Красной площади, вновь подняли, тем более, что приближалась знаменательная дата - 50-летие Победы.

Серьезность намерений подтвердил и тогдашний президент России Ельцин, выступивший перед ветеранами во время торжеств по случаю годовщины снятия Ленинградской блокады и обещавший установить памятник у стен Исторического музея со стороны Красной площади. Под это место его и проектировали скульптор Клыков и московский архитектор Григорьев.

Но, Красная площадь входит в список объектов значимого всемирного наследия международной организации ЮНЕСКО и перепланировка там запрещена. В связи с этим памятник установили с обратной стороны здания - на Манежной площади.


Несколько слов о сюжете , заложенном в концепцию памятника Жукову.

Интересно, что приказ принимать парад Победы на боевом коне отдал лично Сталин. Цвет скакуна - серебристо-белый - выбран не случайно и относит нас к традициям еще древних времен, когда именно такая масть считалась символом великих побед и славы.

Жуков стал единственным, кто принимал военный парад на белом коне во времена Советского Союза. Маршал Буденный, спустя 2 года, тоже просил Сталина о такой чести, но Верховный главнокомандующий разрешения не дал (после смерти Иосифа Виссарионовича Жуков своими имевшимися на тот момент полномочиями вовсе упразднил кавалерию как род войск, и торжественных военных парадов с участием лошадей в СССР больше не проводили).

Памятник маршалу СССР Георгию Жукову создан к юбилейной дате – 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. Автор композиции - скульптор, народный художник и заслуженный деятель искусств России Вячеслав Михайлович Клыков. Скульптура расположена на Манежной площади, рядом с Историческим музеем .

Из истории

Предложение увековечить память великого военачальника и установить ему памятник возникло еще во времена СССР. Планировалось, что монумент будет располагаться на Смоленской площади, а победителем конкурса на лучшую работу стал скульптор Виктор Думанян.

Позже эти решения отклонили и был выбран проект Вячеслава Клыкова, а местом расположения скульптурной композиции была определена Красная площадь .

Вячеслав Клыков изобразил маршала Георгия Жукова в момент приема парада в честь Победы в Великой Отечественной войне, прошедшего на Красной площади 24 июня 1945 года.

Для справки: Приказ о проведении победного парада был подписан Сталиным, а принять парад он поручил своему заместителю, маршалу Советского Союза Георгию Жукову, командовал парадом маршал Константин Рокоссовский. Жуков въехал на Красную площадь на белом коне, а Рокоссовский – на вороном, на трибуне стояли Сталин, Молотов и Калинин, Ворошилов и другие представители Политбюро.

После 24 июня 1945 года парады не проводились 20 лет, во время существования СССР военные парады на Красной площади проходили только в 1965, 1985 и в 1990, то есть в юбилейные годы, а с 1995 года они стали ежегодными.

Георгий Жуков участвовал в Первой мировой и Гражданской войне, а во время Отечественной войны занимал такие важные должности как начальник Генерального штаба, командующий фронтом и заместитель Верховного Главнокомандующего.

Описание

Маршал Жуков представлен сидящим верхом на коне, копыта которого попирают штандарты побежденного врага. Общий вес памятника составляет 100 тонн, скульптура отлита из бронзы, а постамент выполнен из гранита.

Несмотря на критику, в том числе скульпторов Зураба Церетели и Александра Рукавишникова, по мнению большинства историков, Вячеславу Клыкову удалось передать не только внешность, но и образ, характер великого полководца, который принес Победу Отчизне.

Маршал изображен чуть приставшим в седле, а его правая рука немного приподнята, словно в следующий момент он отдаст честь героям-патриотам XVII века.

  • Александровский сад - идеальное место для спокойного отдыха среди зелени в самом центре шумного мегаполиса.
  • Манеж является одним из первых архитектурных памятников победы в войне 1812 года.
  • Образ площади был изменен вследствие строительства в 90-е годы XX века торгового комплекса «Охотный ряд» и галереи фонтанов авторства З. Церетели.
  • Александровский сад был разбит в начале XIX века на месте речки Неглинка. Генеральный план сада был продуман в 1820-х годах архитектором Осипом Бове.
  • Помимо живописных аллей в Александровском саду множество памятников, напоминающих о двух Отечественных войнах: 1812 г. и 1941–1945 гг.
  • В Верхнем саду обратите внимание на Итальянский грот . Стены грота сложены из обломков московских зданий, разрушенных французскими войсками в 1812г.

Александровский сад и Манежная площадь - два знаковых места прямо у стен Кремля. Это излюбленные места прогулок жителей города и туристов. Их история тесно связана с прошлым столицы: они напоминают о военных победах, царях, выдающихся полководцах и героях. Здесь расположено немало замечательных памятников архитектуры и скульптуры. Кроме того, Александровский сад - отличное место для спокойного отдыха среди зелени в эпицентре шумного мегаполиса.

Здание Манежа и скульптуры на Манежной площади

Если выйти с Красной площади через , то сразу оказываешься на Манежной площади. Название она получила благодаря зданию Манежа, выходящему на нее торцовым фасадом. Манеж является одним из первы х архитектурных памятников победы в войне 1812 года. На протяжении 200 лет Манеж служил местом проведения военных парадов, выставок и даже использовался для устройства первого в России велотрека. Сейчас в здании Манежа организован знаковый для города центр выставок современного искусства. Архитектурный план площади сформировался в 30-е годы XX века: тогда ее расчистили от застройки, а напротив Манежа появилась гостиница «Москва», построенная по проекту архитектора А. Щусева. Оба здания в начале нашего столетия были перестроены, что, по мнению многих специалистов, значительно исказило их исторический облик. Кроме того, современный образ площади был изменен вследствие строительства в 90-е годы XX века подземного торгового ком плекса «Охотный ряд» и галереи фонтанов, украшенной скульптурами авторства З. Церетели на темы русских народных сказок. Многие москвичи считают их примитивными, осуждая авторов проекта за то, что они исказили монументальный облик Манежной площади и Александровского сада. Однако многим гуляющим, особенно детям, эти скульптуры нравятся, и вдоль галереи фонтанов можно увидеть скопление людей.

Александровский сад делится на три части: Верхний, Средний и Нижний. Верхний сад расположен между Угловой Арсенальной башней Кремля и Троицким мостом, который служит главным туристическим входом в Кремль и считается самым древним сохранившимся мостом столицы. Здесь, у Кремлевской стены, располагается Могила Неизвестного Солдата. Этот мемориальный комплекс был открыт в 1967 году, когда сюда символически перенесли останки одного из защитников Москвы, погибшего под городом Зеленоградом. У Вечного огня расположен пост № 1 почетного караула, который несут служащие Президентского полка. Торжественная смена почетного караула происходит каждый час и привлекает множество туристов. Рядом расположена Аллея Славы: 13 гранитных блоков, на которых выбиты названия городов-героев. В каждом из этих блоков хранится горсть земли с места боев. Там же находится стела с названиями 40 городов воинской славы.

Есть в Верхнем саду и еще одно напоминание о войне - о войне 1812 года. Это так называемый Итальянский грот, построенный по проекту Осипа Бове в 1820–1823 годах. Он расположен у основания Средней Арсенальной башни и представляет собой небольшую пещеру, сложенную из грубых камней, в которую помещена белая дорическая колоннада. На первый взгляд, здесь сложно уловить какую-либо отсылку к военным действиям, но, тем не менее, она есть: грубые, «необработанные» стены грота сложены из обломков московских зданий, разрушенных французскими войсками. Можно подняться на грот, чтобы полюбоваться видом на сад и Манежную площадь.

Памятники царской династии Романовых

Также в Верхнем саду находится Романовский обелиск. Он был установлен в 1914 году к 300-летию императорской династии Романовых. В советское время имена царей на нем были заменены именами деятелей мирового коммунистического движения. В 2013 году историческая справедливость была восстановлена, и обелиск реконструировали в его первоначальном виде. Рядом находится памятник патриарху Гермогену, выполненный скульптором C. А. Щербаковым и открытый в том же 2013 году. Гермоген был главой церкви в тяжелое для Руси Смутное время (начало XVII века). В те годы угрозы распада русского государства заключили его в темницу, откуда ему удавалось рассылать по городам Руси письма с призывами к борьбе против захватчиков. Не согласившись на угрозы и уговоры интервентов поддержать их наместника, он отказался сотрудничать с ними и умер от голода, не дожив до освобождения М осквы. Православная церковь канонизировала его как святого мученика за веру.

Клыков, Вячеслав Михайлович. 1995. Бронза. Москва, Россия

Сначала планировалось установить монумент Г.К. Жукову на Красной площади перед Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина и Пожарского. Но, к счастью, вмешалась ЮНЕСКО. Поскольку Красная площадь - памятник истории и культуры мирового значения - находится под охраной ЮНЕСКО, то она не подлежит каким-либо «изменениям и дополнениям». Тогда скульптуру установили с боку Манежной площади, вплотную приблизив к служебному входу в Исторический музей. Место выбрано неудачно: памятник не только «задвинут», но и поставлен с северной стороны большого здания, затеняющего монумент. Жуков всегда выглядит темным, а в сумерках просто черным, так как вечерняя подсветка не предусмотрена. Это самый «нефотогеничный» памятник в Москве.

В.М. Клыков исполнил скульптуру в традиционалистском духе соцреализма, его создание вполне достойно можно поставить в один ряд с памятниками вождям и полководцам времен культа личность. В сущности, монумент – завуалированное прославление советско-партократической эпохи. Неслучайно сегодняшние коммунисты выбрали его местом своих митингов.

В адрес клыковского монумента высказывалось много критических замечаний. Художественные круги оценили памятник весьма прохладно. Даже Зураб Церетели осторожно заметил: «Знаете, скульптор Клыков – очень одаренный человек, но в данном случае не сложилось. И я думаю, он сам это знает». Александр Рукавишников высказался более откровенно: « Памятник Жукову мне не нравится по скульптурным, эстетическим соображениям. Пропорции тут ни при чем – мне не нравится само решение в рамках этой задачи. Считаю, что это неудача Клыкова». Сам автор стоически спокойно отнесся к критике: «Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться – я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, – выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг».

Прославленный маршал явлен на пьедестале в зените славы и величия – в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 года. Неслучайно бронзовый Георгий Жуков невольно вызывает аллюзии с Георгием Победоносцем, изображение которого помещено в основании монумента.

Вместе с тем, это далеко не лучший образец конной скульптуры. Всадник, привстав на стременах, делает правой рукой какой-то странный жест – то ли успокаивающий, то ли запрещающий. К тому же знатоки верховой езды, взирая на памятник, недоумевают, каким аллюром движется конь: рысью, иноходью, галопом? Сам автор на этот вопрос ответил уклончиво: «Говорят еще, что лошадь не может так переставлять ноги. Я сам вырос в деревне, любил лошадей с детства, ездил на лошадях, и, слава Богу – знаю лошадей и то, как лошадь может ноги переставлять». Но, Клыков все же не сказал, каким манером идет лошадь (точнее конь) на его статуи, и люди теперь теряются в догадках.

Известно, что товарищ Сталин приказал Жукову принимать исторический парад на белом коне. Конь серебристо-белой масти с древнейших времен символизировал Победу и Славу. Этот выезд на белом коне стал исключительным случаем в советских конных парадах. Через два года в первомайские торжества Буденный захочет проехать по Красной площади тоже на белом коне, но Сталин ему запретит.

В Манеже Минобороны, где подготавливали и лошадей и военачальников к парадам, коня белой масти, подходящего для Жукова и для такого случая, не нашлось. После лихорадочных поисков его отыскали в кавалерийском полку КГБ. Это был жеребец по кличке Кумир. Жуков был отменным кавалеристом, но по утрам приезжал тренироваться в Манеже. В итоге маршал прекрасно справился с поставленной задачей. Нужно было красиво и крепко сидеть в седле на виду у всей страны, строго соблюдать темп движения, точно выполнить график объезда войск, уметь остановить коня в строго определенном месте и после приветствия мгновенно двинуться дальше не рысью и не иноходью, а манежным галопом в такт военному оркестру. Но главное, чтобы конь не понес, «не встал на свечу», не произошло еще какого-нибудь сбоя или оплошности: Сталин такого не любил, и это могло закончиться крушением карьеры. Прославленные полководцы всеми путями пытались избежать подобных конных акций. К.К. Рокоссовский, другой участник исторического парада и прекрасный наездник, признавался, что ему «лучше два раза в атаку сходить, чем выезжать на Красную площадь на парад». Когда же Жуков в тот знаменательный день наконец остановил разгоряченного Кумира возле Мавзолея, спешился и, похлопав коня по холке, направился на трибуну, сотрудники Манежа вздохнули с облегчением: «Слава Богу, гора свалилась с плеч» (Бобылев И.Ф. Всадники с Красной площади. – М., 2000. С. 65.).

В заключение стоит упомянуть, что после смерти Сталина конные парадные выезды прекратились раз и на всегда, а кавалерия по приказу именно Жукова была расформирована как особый род войск. Может быть, в этом смысле надо понимать запрещающий жест военачальника на памятнике скульптора Клыкова.

Пелевин Ю.А.


Клыков, Вячеслав Михайлович. 1995. Бронза. Москва, Россия Сначала планировалось установить монумент Г.К. Жукову на Красной площади перед Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина и Пожарского. Но, к счастью, вмешалась Ю

Памятник Георгию Константиновичу Жукову работы скульптора В. М. Клыкова был установлен в Москве на Манежной площади 8 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной войне.
Замысел появился еще в советское время. Министерство культуры СССР организовало конкурс, который выиграл скульптор Виктор Думанян. Памятник сначала предполагалось установить на Смоленской площади, затем стал прорабатываться проект установки памятника на Манежной площади, но от этой идеи тоже отказались.
В конце 1993г. появился проект установки памятника Жукову на Красной площади. На встрече Бориса Ельцина с ветеранами по случаю юбилея снятия блокады Ленинграда объявили, что памятник Жукову поставят именно на Красной площади напротив Исторического музея. Автором проекта стал В.М.Клыков. По его мнению, все прочие места установки памятника стали бы издевательством над памятью героя. Но из-за того, что Красная Площадь - объект всемирного наследия ЮНЕСКО, было принято решение разместить памятник все же на Манежной площади, с противоположной стороны музея.
Скульптура выполнена в стиле соцреализма.
Герой изображен верхом на коне, который топчет копытами штандарты нацистской Германии.
Общий вес памятника Жукову - 100 тонн.
Монумент неоднократно критиковали. Даже сам скульптор отмечал неудачное расположение памятника Жукову у северной стороны большого здания музея, почти всегда в тени. Ночью памятник подсвечивается одним прожектором, но этого недостаточно. Система освещения, встроенная в основание памятника, сейчас вообще не действует из-за конструктивных недостатков.
При этом автор отмечает:
«Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться - я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, - выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг».
Интересно, что приказ принимать парад Победы на боевом коне отдал лично Сталин. Цвет скакуна - серебристо-белый - выбран не случайно и относит нас к традициям еще древних времен, когда именно такая масть считалась символом великих побед и славы.

Жуков стал единственным, кто принимал военный парад на белом коне во времена Советского Союза. Маршал Буденный, спустя 2 года, тоже просил Сталина о такой чести, но Верховный главнокомандующий разрешения не дал (после смерти Иосифа Виссарионовича Жуков своими имевшимися на тот момент полномочиями вовсе упразднил кавалерию как род войск, и торжественных военных парадов с участием лошадей в СССР больше не проводили).
Памятник пользуется популярностью у туристов, здесь чествуют ветеранов, вспоминают о трагедии военного времени и славят Победу …