Пантелеев леонид. Пантелеев леонид иванович (алексей еремеев) А пантелеев биография

ЛЕОНИД ПАНТЕЛЕЕВ
(Алексей Иванович Пантелеев-Еремеев)

Даты жизни: 22 августа 1908 - 9 июля 1987
Место рождения : город Санкт-Петербург
Русский советский писатель
Известные произведения: «Республика ШКИД», «Честное слово», «Пакет», «Наша Маша» и др.

В 1908 году 22 августа в Санкт- Петербурге родился Алексей Иванович Еремеев, будущий писатель известный под псевдонимом Л. Пантелеев.
Отец писателя, Иван Андреевич Еремеев, казачий офицер, хорунжий. Принимал участие в Русско-японской войне. Позже принял наследство - семейное дело, реализация леса и дров. Отец Алексея имел скрытный характер, юмором не обладал. Эти качества мешали его счастью в семейной жизни.
Мать писателя - Александра Васильевна, была рождена в купеческой семье, имела веселый нрав, открытый характер. От их брака было трое детей - Алексей, Василий и Ляля. Жизнь семейная у родителей не складывалась, во время Первой мировой войны они разошлись, отец уехал на заработки во Владимир, где он умер в 1916 году. Мама сама кормила свою семью из троих детей, давая частные уроки музыки.
1916 год - Алексей поступает в 2-е реальное училище в Петрограде, но время его детства отличалось особым революционным настроем, когда даже дети имели свое политическое мнение и принимали активное участие в событиях того времени.
1917 год - свержение царского правления. Революцию Алексей встретил на больничной койке, тяжело болея и находясь в бреду.
1918 год - в Петрограде голод, вся семья Алексея переезжает в село Чельцово Ярославской губернии, где еще есть продукты. В деревне Алексей заболел дифтеритом. Далее с ним и его матерью произошли неприятные события, которые могли закончиться плохо. Мать повезла его к врачу в Ярославль, в этот же день там происходит восстание. Они оказались в центре перестрелки между белой армией и красной. Белогвардейцы несколько раз принимали его за шпиона, эти тяжелые дни оставили шрамы в душе будущего писателя. Матери и сыну удалось уехать обратно в деревню, после подавления восстания они снова попытались попасть к врачу. Обследование показало, что мальчик полностью здоров.
Летом этого года мама возвращалась в Петроград за вещами для детей, тогда же привезла и книги, так для Алексея началось увлечение литературой.
1919 год - мама Александра Васильевна уезжает в Петроград. Кормить сестру родную, тетку и сестру двоюродную теперь должен был он. Он пробовал торговать на базаре, потом попал на ферму к брату, где над ним издевались, научили воровать. Алексей не мог так жить, поэтому сбежал с фермы и вернулся к тетке, но и с ней не смог ужиться и попал в детдом. Находясь в детском доме, он с другом ограбил склад и пытался продать краденное, но был задержан. Алексея отправляют в другой детский дом, из которого он сбежал в первый же день, таким образом, став беспризорником. Решил вернуться в Петроград и найти маму.
План у него был такой: доехать на пароходе до Рыбинска, но это ему не удалось, так как всех пассажиров высадили еще до прибытия в Казань, куда ему пришлось идти пешком. В Казани он нашел работу, став помощником сапожника, работал все лето. Осенью решил продолжить свой путь в Петроград. Но оставшись без гроша, опять стал воровать, его задержали и отправили в Мензеленск, в колонию для детей имени III Интернационала. Но и оттуда он сбежал.
По счастливой для него случайности, о нем позаботилась городская организация комсомола. Алексей получил продуктовый паек, жилье, небольшое содержание и возможность обучаться в профессиональной школе. Учиться было трудно, из-за недостатка образования, в это время Алексей сосредоточил свое внимание на литературе, а именно на пьесах и поэзии. Комсомольцы помогли понять точные науки.
1920 год - кулацкое восстание в Мензеленске подавляли не только военные, но и комсомольцы. Среди которых были друзья Алексей, в тех событиях погибло много людей, в том числе и его друзья. После этого Алексей принимает решение добраться в Петроград.
В Петрограде Алексей нашел свою семью, все были живы. Мама устроилась на хорошо оплачиваемую работу и смогла давать Алексею деньги на личные расходы, все деньги он тратил на книги. Обучаясь в школе №149, бывшая гимназия Гердер.

В этом же году его направили в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского (республика ШКИД), основанную В. Н. Сорокой-Росинским, уже находясь в этой школе, он стал серьезнее относиться к жизни. Здесь он знакомится с Григорием Белых, а также получает прозвище Ленька Пантелеев.
1923 год - увлечен кинематографом, уходит со школы вместе с Белых, с целью поступления на курсы актеров, снимающихся в кино. Курсы проходят в Харькове, куда они оба и поступили. Но вскоре оставили, так как желание бродяжничать вернулось к обоим.
1925 год - Алексей и Григорий возвращаются в Ленинград, где совместно пишут книгу, под названием «Республика ШКИД», которая была опубликована в 1927 году. Книга стала очень популярной в свое время и была переиздана много раз, на разные языки СССР, а также за границей. Максим Горький хорошо о ней отзывался в своих письмах к Пришвину, Федину, Макаренко и другим.
1933 год - Пантелеев уже знаком со многими литераторами, такими как: Маршак, Лебедев, Шварц, Олейников. Его и Григория фельетоны издаются в журналах: Бегемот, Кино неделя, Смена. В этом году Пантелеев пишет, одобренную критиками повесть «Пакет», где действия происходят в Гражданскую войну.
1936 год - друг Григорий Белых репрессирован, погибает в тюрьме. Пантелеев также подвергается давлению со стороны властей, ему выдвигают разные обвинения, но избежать преследования удается только благодаря поддержке Маршака и Чуковского, которые разбирались в творчестве Пантелеева.
Блокада Ленинграда обернулась дистрофией для Пантелеева, от чего он чуть не умер.
1942 год - Фадеев вывез тяжелобольного Пантелеева на самолете в Москву. В Ленинград он вернется в 1944 году, в канун снятия блокады. После войны Пантелеев создает семью, в творчестве активен, дружит с Чуковским и Шварцем.
1966 год - издает книгу «Наша Маша», по содержанию похожую на дневник родителей.
Умер в 1987 году 9 июля в Ленинграде, похоронен на Большеохтинском кладбище.

ЛЕОНИД ПАНТЕЛЕЕВ

Л. Пантелеев - литературный псевдоним Алексея Ивановича Пантелеева-Еремеева, уроженца Петербурга.
В детстве он был трудным ребенком, беспризорничал, попал в школу социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского. Её название и породило звонкую аббревиатуру ШКИД в заглавии первой его книги –«Республика ШКИД». Он написал её в соавторстве с другом и соучеником Григорием Белых. Книга вышла, когда Пантелееву было 19 лет, а Белых - 21. Благодаря восторженному отзыву Горького, авторы прославились не только в нашей стране, но и в Европе. Но потом Г.Белых был арестован, и на долгие годы книга исчезла из круга чтения.
Повесть о ШКИДе по праву считается одной из лучших книг отечественной детской литературы. Честный, иронический, захватывающий рассказ о себе, о товарищах, об учителях-воспитателях содержит такие подробности, которые вызывают самые серьезные размышления. Каждый персонаж повести - запоминающийся и интересный, недаром книгу эту хочется перечитывать, снова встречаться с героями, которые остаются друзьями читателей на всю жизнь.
После окончания школы Пантелеев учился на рабфаке, в кинематографической школе-студии (в «ШКИДе» замечательно описано всеобщее увлечение кино!), был корреспондентом журнала «Кинонеделя», репортёром газеты «Смена».
Решающую роль в его судьбе сыграла встреча с Маршаком, который «открыл» в нем детского писателя. Автобиографическими были его первые книги о беспризорниках: «Портрет», «Часы», «Карлушкин фокус», повесть «Ленька Пантелеев», о которой позже писатель говорил: «Вообще моя жизнь, детство и юность были интереснее, чем жизнь Леньки Пантелеева. Почему же я не писал правду? Честно говоря, только потому, что правда в те времена не котировалась...»
Среди множества произведений тех лет - рассказы для детей о гражданской и Великой Отечественной войне, о героической обороне Ленинграда, о жизни современных детей. «Пакет», «Ночка», «Гвардии рядовой», «Индиан Чубатый», «В осажденном городе», «Честное слово», «На ялике» и другие книги - талантливые и, несмотря на суровую самооценку писателя, правдивые. Видимо, навсегда он запомнил твердую руку и незыблемость воспитательных принципов своего замечательного Викниксора - Виктора Николаевича Сороки-Росинского, который считал, что с детьми надо упорно работать, чтобы их воспитать и перевоспитать. Пантелеев и работал, показывая читателям примеры мужества и героизма, верности слову...
И в своей книге для родителей «Наша Маша» он делится секретами той же самой жесткой педагогики. Отцом он был требовательным, настойчиво прививал дочери с самого раннего детства то, что, по его мнению, должно пригодиться ребенку на сложном жизненном пути. Он считал, что ребёнок должен быть дисциплинированным и ответственным, иметь силу воли, не капризничать, быть целеустремленным и трудолюбивым. Он был твердо убежден, что судьба человека определяется тем, что заложено в детстве.
Для малышей Пантелеев писал с юмором, теплотой и уважением к их внутреннему миру. Он видел в маленьких детях личностей, каждая из которых интересна. Классикой стали его рассказы и сказки: «Рассказы о Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», «Фенька», «Настенька», «Две лягушки». Ему изумительно удаются образы маленьких девочек: не последнюю роль тут, конечно, сыграла его дочь, та самая «наша Маша». Иначе откуда взяться таким живым, смешным, неугомонным существам, как выдуманная прожорливая Фенька, которая пила чернила, пыталась зажевать авторскую рукопись и легко закусывала гвоздями, или вполне реальные Белочка и Тамарочка, которые никогда не видели теленка, думали, что сыроежки надо есть сырыми...
Требуя многого от детей, писатель ещё больше требует от взрослых: в рассказе «Маринка» взрослый герой обещает девочке, выжившей во время ленинградской блокады, скоро разбить немцев. Он словно даёт присягу, и слово его твёрдое, как и у всех героев Пантелеева, детей и взрослых, в суровых испытаниях проявляющих стойкость и мужество.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.8-9., ил.

В ряду советских писателей, не входивших в так называемую «обойму» особо отмеченных и обласканных властью, было немало людей, наделённых как несомненным литературным талантом, так и собственным, ни на кого не похожим творческим почерком. К их числу принадлежит прозаик, публицист, поэт, драматург Леонид Пантелеев. Широкому кругу читателей он известен, главным образом, как один из авторов прогремевшей в своё время на всю страну повести «Республика Шкид». Сегодня исполняется 100 лет со дня его рождения.

Леониду Пантелееву довелось жить в нелёгкое время. Можно сказать, что ему повезло: его не затронули сталинские репрессии, он не фигурировал ни в каких постановлениях, его не исключали из писательских организаций. После периода полного забвения вновь начали печатать. Но это был уже иной Леонид Пантелеев. Трудно отделаться от впечатления, что он сознательно избрал нишу писателя «второго эшелона», сознательно сосредоточился на создании камерных в определённом смысле произведений. Они были хорошо написаны, тепло встречались читателями, но в то же время находились в стороне от острых вопросов современной жизни. Писатель как бы сдерживал себя, своё дарование.

Алексей Иванович Еремеев (таковы имя, отчество, фамилия Леонида Пантелеева, полученные им при рождении) родился в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны. За боевой подвиг отец будущего писателя был награждён орденом святого Владимира с мечами и бантом, что давало право на потомственное дворянство. Мать Алексея Ивановича, Александра Васильевна Спехина, по окончании гимназии училась на музыкальных курсах, много читала, вела дневники, с успехом выступала на любительской театральной сцене.

В 1916 году Алешу отдали во 2-е Петроградское реальное училище. Закончить его не удалось - грянула революция. Стоит отметить, что и в дальнейшем, в какое бы учебное заведение Леонид Пантелеев ни поступал, он его не заканчивал, бросал. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его деятельная натура постоянно требовала чего-то иного. Лишь одному он никогда не изменял - литературному творчеству.

Вскоре после революции семья Леонида Пантелеева теряет отца, который пропал без вести. Мать увозит детей из Петрограда в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго там мальчик не выдерживает. В 1921 году он возвращается в Петроград. До этого, не взирая на малый возраст, Леонид поскитался по России, перепробовал множество профессий: пастуха, ученика сапожника, помощника киномеханика, ученика повара, торговал цветами и газетами, работал на лимонадном заводе... Довелось ему побывать и в колониях, и в детских домах для "трудных" или, как тогда говорили, "социально запущенных" ребят. Все эти события нашли отражение в его повести «Ленька Пантелеев».

В Петрограде Леонид попадает в школу социально-индивидуального воспитания имени Федора Михайловича Достоевского, где знакомится с Григорием Белых, своим будущим другом и соавтором по повести «Республика Шкид», а также ряда очерков, посвященных теме воспитания трудных подростков, под общим названием «Последние халдеи».

В школе для беспризорных друзья долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактеров. Затем, оставив эту затею, движутся дальше, «ради романтики странствий». Некоторое время они занимаются самым настоящим бродяжничеством. Наконец в 1925 году друзья возвращаются в город на Неве, который стал к тому времени Ленинградом. Леонид Пантелеев поселяется у Григория Белых. Именно в это время они начинают писать «Республику Шкид». Юноши общаются с другими литераторами, в том числе с такими признанными в будущем мастерами литературы, как Самуил Маршак и Евгений Шварц. Книга была встречена «на ура» читателями и немалой частью критиков. Но не всеми. Негативно отозвалась о книге Надежда Константиновна Крупская, которой после смерти Ленина была отведена роль главного теоретика советской педагогики. Признанный авторитет в области перевоспитания социально трудных детей, знаменитый автор «Педагогической поэмы» Антон Семенович Макаренко увидел в "Республике Шкид" воспевание «истории педагогической неудачи». Помогло то, что книга понравилась Максиму Горькому. Он неоднократно положительно упоминает повесть в своих статьях и письмах, отзываясь о ней как о книге «преоригинальной, веселой, жуткой». До 1936 года "Республика Шкид" десять раз переиздавалась только на русском языке, была переведена на многие языки народов СССР, издана за рубежом. Воодушевленные успехом, друзья продолжают творить. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя».

Однако безоблачный период продолжался недолго. Григория Белых в 1938 году репрессировали. Леонида Пантелеева оставили на свободе. Но его имя больше нигде не упоминалось. Писатель пережил блокаду, чудом избежав смерти. Все это время он писал рассказы, заметки, воспоминания, которые впоследствии были опубликованы. Вернулся в литературу он лишь после смерти Сталина. Немалую роль в этом его возвращении сыграли усилия Корнея Чуковского и Самуила Маршака.

Книга «Республика Шкид» вновь увидела свет лишь в 1960 году. И вновь имела большой успех. Как и поставленный по ней одноименный фильм режиссёра Г. Полоки (1966 год).

Ещё в 1930-е годы Леонид Пантелеев делает одной из главных тем своего творчества тему подвига. Его рассказы и повести обращены в равной мере как к взрослому читателю, так и к детям. Несомненной удачей стал "Пакет" - его первое крупное произведение на эту тему.

Особое место в его творчестве занимают рассказы о детстве. Для них характерно глубокое проникновение в детскую психологию, умение строить внешне незамысловатый, но очень созвучный детям сюжет, простой язык. Не одно поколение выросло на «детских» стихах и рассказах Леонида Пантелеев: «Честное слово», «Новенькая», «Буква "ты"». В 1966 году Леонид Пантелеев выпустил книгу «Наша Маша». По сути это подробные записи писателя о своей дочери, которые он вёл в течение многих лет. Книга становится своеобразным руководством для родителей, некоторые критики даже поставили ее в один ряд с книгой Корнея Чуковского «От двух до пяти».

Уже посмертно, в 1991 году, выходит еще одна книга Л. Пантелеева под названием «Верую…». Фактически он писал её на протяжении почти всей жизни. В ней писатель предстаёт в новом, неожиданном для почитателей его творчества облике. Это книга о глубоких, непростых взаимоотношениях писателя с религией, церковью.

В целом большинство книг Леонида Пантелеева носит автобиографический характер. Некоторые исследователи его творчества утверждают, что собрание сочинений писателя - это что-то вроде одного большого автобиографического романа.

Леонид Пантелеев 9 июля 1989 года. В последней своей работе, которая писалась «в стол», он так подводит итоги своей жизни: «И все-таки я не могу не считать себя человеком счастливым. Да, жизнь моя пришлась на годы самого дикого, самого злого, жестокого и разнузданного безбожия, всю жизнь меня окружали неверующие люди, атеисты, в юности было несколько лет, когда я на себе испытал чёрный холод безверия, а между тем я считаю, что мне всю жизнь самым чудесным образом везло: я знал очень многих людей духовно глубоких, верующих, ведающих или хотя бы ищущих Бога. Я не искал этих людей, ни они меня не искали, а просто так получалось, будто сам Господь посылал нас друг другу навстречу…»

Ольга Варламова

Алексей Еремеев родился 22 августа 1908 года в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянство.

В детстве домашние звали Алексея «книжным шкафом» за его любовь к чтению. В 9 лет он начал сочинять стихи, пьесы и приключенческие рассказы. Вспо­ми­ная позже сво­их ро­ди­те­лей, пи­са­тель при­зна­вал­ся, что с от­цом у не­го душев­ной бли­зо­с­ти не бы­ло. «О ка­кой бли­зо­с­ти мож­но го­во­рить, – по­яс­нял Алексей, – ес­ли, об­ра­ща­ясь к от­цу, я на­зы­вал его на «вы». Но это не оз­на­ча­ло, что Ереме­ев сты­дил­ся от­ца. Он под­чёр­ки­вал: «Но об­раз от­ца я с гор­до­с­тью и лю­бо­вью про­нёс в па­мя­ти сво­ей и в серд­це че­рез всю жизнь. Ска­зать свет­лый об­раз – бы­ло бы не­пра­виль­но. Ско­рее – тём­ный, как по­чер­нев­шее се­ре­б­ро. Ры­цар­ский – вот са­мое точ­ное сло­во».

Силь­ное вли­я­ние на Ереме­е­ва в дет­ст­ве ока­за­ла его мать. Она, как при­зна­вал­ся пи­са­тель, ста­ла пер­вым на­став­ни­ком сво­их де­тей в ве­ре.

В 1916 году Алексея отдали учиться во 2-е Петроградское реальное училище, которое он так и не окончил. В 1919 году ЧК арестовала отца Еремеева. Он содержался в холмогорском изоляторе и там был расстрелян. Мать Алексея - Александра Васильевна, стараясь сохранить жизнь и здоровье троих детей, отправилась с ними из Петербурга в глубину России. Семья жила в Ярославле, позже - в Мензелинске.

В скитаниях Алексей в поисках быстрого заработка научился подворовывать. Такое времяпровождение часто заканчивалось встречей с работниками уголовного розыска и милиционерами. Именно тогда сверстники прозвали его за отчаянный нрав Ленькой Пантелеевым, сравнивая со знаменитым питерским налетчиком.

Но в 1920-е годы носить фамилию бандита было безопаснее, чем указать, что отец у тебя – казачий офицер, а мать – дочь купца первой гильдии, пусть даже из архангельско-холмогорских крестьян. В конце 1921 года Алексей попал в петроградскую Комиссию по делам несовершеннолетних, а оттуда был отправлен в Школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского, знаменитую Шкиду.

Это удивительное заведение впоследствии сравнивалось то с дореволюционной бурсой, то с пушкинским лицеем. Беспризорники занимались в школе, писали стихи, учили иностранные языки, ставили пьесы, выпускали свои газеты и журналы. «Кто поверит теперь, - было написано позже в одной из глав «Республики Шкид», - что в годы войны, голодовки и бумажного кризиса в шкидской маленькой республике с населением в шестьдесят человек выходило шестьдесят периодических изданий - всех сортов, типов и направлений».

В Шкиде Еремеев провел не так много времени, всего два года, но впоследствии не раз говорил о том, что именно здесь он получил энергию на восстановление в жизни.

В Шки­де судь­ба впер­вые столк­ну­ла Ереме­е­ва с его бу­ду­щим со­ав­то­ром Гри­го­ри­ем Бе­лых. Он, как и Алексей, ра­но ос­тал­ся без от­ца. Мать на жизнь за­ра­ба­ты­ва­ла стир­кой бе­лья. Сын ока­зал­ся без при­смо­т­ра. Бро­сив шко­лу, маль­чиш­ка ус­т­ро­ил­ся на вок­зал но­силь­щи­ком. Но де­нег ка­та­ст­ро­фи­че­с­ки не хва­та­ло, и пар­ниш­ка стал под­во­ро­вы­вать.

В Шкиде друзья тоже долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактёров, но потом оставили и это занятие, и некоторое время занимались бродяжничеством.

В 1925 году друзья вернулись в Ленинград, где Алексей жил у Белых в пристройке к дому на Измайловском проспекте. В 1926 году Белых предложил написать книгу о родной школе.

Будущие летописцы Шкиды купили махорки, пшена, сахара, чая и приступили к делу. Узкая комната с окном, выходящим на задний двор, две койки и небольшой стол - больше им ничего не было нужно.

Они задумали 32 сюжета и разделили их пополам. Каждому автору предстояло написать 16 глав. Поскольку Еремеев попал в школу позже Белых, первые десять глав пришлись на Григория. Впоследствии Алексей Иванович охотно приписывал успех книжки своему соавтору: именно первые главы сконцентрировали все самое яркое, неожиданное, конфликтное и взрывное, чем отличалась Шкида, и приковывали внимание читателя.

Юные соавторы не подозревали, что их ожидает успех. Написав книгу, они понятия не имели, куда ее нести. Единственным «литературным» деятелем, которого ребята знали лично, была товарищ Лилина - заведующая отделом народного образования. Она пару раз присутствовала на торжественных вечерах в Шкиде. Еремеев хорошо запомнил выражение ужаса на лице товарища Лилиной, когда она увидела пухлую рукопись, которую к ней приволокли два бывших детдомовца, и поняла, что ей придется это читать. «Конечно, только по доброте душевной, из жалости она согласилась оставить у себя эту махину».

Соавторам повезло дважды. Лилина не просто прочла повесть, как обещала. Но еще и оказалась заведующей ленинградским Госиздатом, где в то время работали Самуил Маршак, Евгений Шварц и Борис Житков. Она тут же передала рукопись профессионалам.

…Их искали по всему городу. Белых и Еремеев не удосужились оставить даже адреса, мало того, выйдя из кабинета Лилиной, они крепко поссорились. Белых заявил, что идея нести сюда рукопись была от начала до конца идиотской, и он даже не намерен позориться и узнавать о результатах. Еремеев однако же не выдержал и через месяц, тайком от Гриши, все-таки пришел в Наробраз. Секретарша, увидев его, завопила: «Он! Он! Пришел наконец-то! Куда же вы пропали! Где же ваш соавтор?» Целый час Лилина водила его по коридору туда-сюда, рассказывая, как хороша вышла книга. Ничего не соображающий от волнения Еремеев машинально засунул в коробок зажженную спичку, и коробок шумно взорвался, опалив ему руку, которую потом лечили всем Наробразом.

«Все сотрудники редакции читали и перечитывали эту объемистую рукопись и про себя, и вслух, - вспоминал Маршак. - Вслед за рукописью в редакцию явились и сами авторы, на первых порах неразговорчивые и хмурые. Они были, конечно, рады приветливому приему, но не слишком охотно соглашались вносить какие-либо изменения в свой текст».

Скоро из библиотек стали приходить сведения, что повесть читают запоем, берут нарасхват. «Республику ШКиД» мы писали весело, не задумываясь, как бог на душу положит… - вспоминал Еремеев. - Мы с Гришей написали ее за два с половиной месяца. Нам ничего не надо было сочинять. Мы просто вспоминали и записывали то, что еще так живо хранила наша мальчишеская память. Ведь очень мало времени прошло с тех пор, как мы оставили стены Шкиды».

Когда книга вышла, ее прочитал Горький – и настолько увлекся, что стал рассказывать о ней своим коллегам. «Прочитайте обязательно!» Горький увидел и то, что дебютанты, возможно, изобразили волей-неволей – директора школы Виктора Николаевича Сороку-Росинского, Викниксора. Его он вскоре назовет «новым типом педагога», «монументальной и героической фигурой». А в письме к педагогу Макаренко Горький скажет, что Викниксор «такой же герой и страстотерпец», как и сам Макаренко.

Однако Антону Семеновичу Макаренко, выходившему тогда на лидирующее место в советской педагогике, «Республика Шкид» не понравилась. Он прочел ее не как художественное произведение, а как документальное, и увидел в нем лишь «добросовестно нарисованную картину педагогической неудачи», слабости в работе Сороки-Росинского.

Вместе с Белых Еремеев напишет ряд очерков под общим названием «Последние халдеи», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы» и другие произведения.

Когда Алексей стал искать тему для второй книги, ему пришла идея написать рассказ «Пакет». В нем Алексей вспомнил историю, происшедшую с его отцом: «Добровольцем, или, как тогда принято было говорить, вольноопределяющимся отправился он на фронт Русско-японской войны. И вот однажды молодого офицера с важным донесением послали с боевых позиций в штаб командования. По дороге ему пришлось уходить от преследования, он отбивался от японского кавалерийского разъезда, был ранен навылет в грудь. Истекал кровью, но донесение доставил… За этот подвиг он получил орден Святого Владимира с мечами и бантом и потомственное дворянство… Было это на Пасху 1904 года… И вот я, зная эту кровно близкую мне историю с детства, словно забыл ее на долгие годы, пока ее незаметно не подсунула мне память. И тогда, в 1931 году, сам не понимая, откуда возник сюжет моего рассказа «Пакет», я с кавалерийской лихостью разрешил моему воображению вольно и бесцеремонно разделаться с фактами жизни. Из 1904 года события перекинуты на пятнадцать лет вперед – из Русско-японской войны в Гражданскую. Хорунжий Сибирского казачьего полка превратился в рядового бойца буденновской Конной армии. Японцы – в белоказаков. Штаб генерала Куропаткина – в штаб Буденного. Владимирский крест с мечами и бантом – в орден Боевого Красного Знамени. Соответственно и все остальное, весь антураж, колорит, лексика, фразеология и – главное – идейная подоплека подвига стали иными…»

Но впоследствии, не только написав рассказ, но и сделав сценарий о похождениях бывшего буденновца в мирное время, увидев две экранизации «Пакета», Алексей Иванович Еремеев понял, что подвиг отца не очень-то совместился с новыми обстоятельствами, в которых действовал его персонаж.

«Весь этот маскарад потому только и мог состояться и увенчаться каким-то успехом, что автор не знал и не понимал, откуда что… Сознательно я просто не решился бы так поступить, это казалось бы мне кощунством – и по отношению к отцу, и по отношению к герою».

Неграмотный Петя Трофимов, в отличие от отца Алеши Еремеева, не особенно разбирался в происходящем. И приключения его, несмотря на военную обстановку, оказались трагикомичны. Коня он, крестьянский сын и сам крестьянин, ухитрился утопить. Попал в плен к неприятелю. Только по стечению обстоятельств пакет не оказался на столе у казаков-мамонтовцев. Но и до Буденного он его не довез. Съел. И голову свою тоже сложил бы, не помоги Трофимову сметливый Зыков, хозяйство которого разорила Гражданская война. Герой Первой мировой войны превратился в идиота, активизированного большевистской идеологией. «Где хлебом пахнет, туда и ползешь» – его чистосердечное признание.

Еремеев воевал за веру, царя и Отечество с иноземными солдатами. А Трофимов - со своими соотечественниками. «Пакет» удовлетворения Алексею Ивановичу не принес.

В 1936 году соавтор Еремеева Григорий Белых был безвинно арестован. В «органы» настучал муж сестры Григория. Белых по бедности не платил ему за квартиру, и родственник решил проучить «писаку», передав тетрадь со стихами куда следует. Тогда это было в порядке вещей: решать мелкие бытовые проблемы с помощью доносов в НКВД. Белых дали три года. Дома остались жена и двухгодовалая дочка.

Еремеев пытался хлопотать за него, писал телеграммы Сталину, посылал в тюрьму деньги и передачи. Они переписывались все три года. «Трудно мне будет сунуться в Ленинград. Таких, как я, и с намордником не велено подпускать к триумфальным аркам Питера… Ну что ж, лучше смеяться, чем вешаться», - писал Белых.

Жена Белых, добившаяся с ним свидания, написала Еремееву: «Боюсь, что он живым не выйдет. По-моему, ему просто жрать нечего, хотя он скрывает это от меня». Белых скрывал, что врачи обнаружили у него вторую стадию туберкулеза. Последнее его письмо Еремееву: «Сталину писать не надо, ничего не выйдет, время неподходящее… Надеялся я на свидание с тобой. Посидеть бы на табуреточке и поговорить с тобой о самых простых вещах... Разве нечего нам сказать о задуманном, об испорченном, о дурном и хорошем, чем несет в воздухе…».

Последняя фраза была написана корявыми прыгающими буквами: «Все кончено...». Григорий Белых умер в 1938 году в тюремной больнице, едва достигнув 30 лет. А «Республика ШКиД» была надолго изъята из употребления.

В последующие годы Алексею Ивановичу не раз предлагали переиздать «Республику Шкид» без имени соавтора, объявленного врагом народа, но он неизменно отказывался. Его имя в связи с этим отказом больше так же нигде не упоминалось. А в ОГПУ сам Еремеев был также отмечен как сын врага народа.

После нескольких лет литературного молчания Алексей Иванович возвратился к впечатлениям детства: «Зимой 1941 года редактор журнала «Костер» попросил меня написать «на моральную тему»: о честности, о честном слове. Я, было, подумал, что ничего путного не придумается и не напишется. Но в тот же день или даже час, по пути домой, стало что-то мерещиться: широкий приземистый купол Покровской церкви в петербургской Коломне, садик за этой церковью… Вспомнилось, как мальчиком я гулял с нянькой в этом саду и как подбежали ко мне мальчики старше меня и предложили играть с ними «в войну». Сказали, что я – часовой, поставили на пост около какой-то сторожки, взяли слово, что я не уйду, а сами ушли и забыли обо мне. А часовой продолжал стоять, потому что дал «честное слово». Стоял и плакал, и мучился, пока перепуганная нянька не разыскала его и не увела домой».

Так был написан хрестоматийный рассказ «Честное слово». Рассказ настороженно был встречен коммунистическими хранителями классовой морали. Их обвинения сводились к тому, что герой из рассказа Пантелеева в своих представлениях о том, что такое хорошо и что такое плохо, опирается на собственное понимание о чести и честности, а не на то, как они истолкованы в коммунистической идеологии.

Сам писатель на эти обвинения не обращал внимания. Он нашел ключ к самовыражению. Ког­да на­ча­лась вой­на, Ереме­ев по­пал в спи­сок не­бла­го­на­дёж­ных. В на­ча­ле сен­тя­б­ря 1941 го­да ми­ли­ция хо­те­ла его вы­слать из Ле­нин­гра­да. Пи­са­те­лю ис­пор­ти­ли па­с­порт, пере­черк­ну­в штамп о про­пи­с­ке, и да­ли пред­пи­са­ние сроч­но от­пра­вить­ся на Фин­лянд­ский вок­зал. Ереме­ев вы­нуж­ден был пе­рей­ти в род­ном го­ро­де на не­ле­галь­ное по­ло­же­ние. Но вско­ре ста­ло яс­но, что без про­дук­то­вых кар­то­чек ему не выжить. К мар­ту 1942 го­ду он сов­сем обес­си­лел. Врач «Ско­рой» по­ста­вил пи­са­те­лю ди­а­гноз – дис­тро­фия III сте­пе­ни и па­рез ко­неч­но­с­тей. От го­лод­ной смер­ти Алексея спас­ла глав­врач боль­ни­цы на ос­т­ро­ве Ка­мен­ный, чья се­мья ока­за­лась его читателя­ми.

Обо всех этих обстоятельствах уз­нал Са­му­ил Мар­шак. Он по­шёл к Алек­сан­д­ру Фа­де­е­ву и до­бил­ся, что­бы боль­но­го пи­са­те­ля вы­вез­ли из бло­кад­но­го го­ро­да в тыл. Поз­же на ос­но­ве сво­их днев­ни­ков Ереме­ев вы­пу­с­тил кни­ги «В осаж­дён­ном го­ро­де» и «Жи­вые па­мят­ни­ки» («Ян­варь 1944»).

Писатель рассказывал: «Тогда там, на Каменном острове, неподалеку от госпиталя, был лодочный перевоз. На перевозе работал мальчик лет четырнадцати-пятнадцати. И вскоре я написал рассказ «На ялике» – о мальчике, который занял место перевозчика-отца, который погиб от осколка фашистской бомбы. И не сразу я понял, что в рассказе очень сложно переплелись, сочетались впечатления 1942 года и впечатления года 1913-го, то есть даже до начала Первой мировой войны. Мне не было и шести лет, мы жили на даче в двадцати верстах от Шлиссельбурга, на Неве. В конце августа утонул молодой перевозчик Капитон, оставив сиротами детей – мальчика и девочку. Это была первая в моей жизни встреча со смертью, и вот эти ранние детские впечатления и переживания, горечь этих переживаний, перемешавшись с впечатлениями и переживаниями другими, блокадными, и подстрекли, взволновали мое воображение, когда я писал рассказ «На ялике». Память моя даже имя маленького перевозчика мне подсказала: я назвал его Матвеем Капитоновичем. И Неву, с ее запахами, с ее черной водой, я писал не ту, которую видел перед собой блокадным летом, а ту, что сохранила от детских лет моя память».

За годы забвения Еремеевым были написаны, и впоследствии опубликованы рассказы «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», «В осаждённом городе», воспоминания о Горьком, Чуковском, Маршаке, Шварце и Тырсе. Пантелеев решает переработать свою довоенную повесть «Ленька Пантелеев», за которую взялся, решив рассказать предысторию героя «Республики Шкид». Но переработка не получилась. Книга «Ленька Пантелеев» вышла в начале 1950-х годов и была названа автором автобиографической повестью, в чем он впоследствии не раз публично раскаивался.

Леонид Пантелеев родился 22 августа 1908 года. Он был прозаиком, публицистом, поэтом, драматургом.

Настоящее имя Леонида Пантелеева - Алексей Иванович Еремеев. Именно так назвали мальчика, который родился в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул. В зажиточной интеллигентной семье Алексей рано полюбил и театр, и синематограф (так называли нынешние кинотеатры), и чтение – особенно чтение! За страсть к чтению он в семье получил прозвище «книжный шкаф». Уже в 9 лет мальчик начал заниматься сочинительством – в эти годы из-под его пера вышли первые приключенческие рассказы, волшебные сказки и стихи.

В 1916 году Алёшу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он не окончил. Надо сказать, куда бы он впоследствии не поступал, ни одно из учебных заведений окончить ему не удалось. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то иного, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял - литературному творчеству. Первые его «серьёзные произведения» - стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви - относятся к 8-9-летнему возрасту.

В 1917 году наша страна пережила две революции: Февральскую и Октябрьскую. Произошли изменения и в жизни будущего писателя. Малолетний парень рано остался без должного присмотра и за неимением средств даже на краюху хлеба начал подворовывать. Подобное занятие часто оканчивалось времяпрепровождением в стенах милиции или уголовного розыска. Именно в этот период за Алексеем Еремеевым прочно закрепилось прозвище «Лёнька Пантелеев» – так звали известного в то время налётчика Петербурга.

Пантелеев не возражал, ведь прослыть бандитом со знаменитой, пусть и не очень хорошей по меркам общества, фамилией было куда безопаснее, чем открыто афишировать свои считающиеся «буржуйскими» корни. Наконец, подобная разгульная и удалая жизнь привела к тому, что Леонид Пантелеев попал в Комиссию по делам несовершеннолетних в Петрограде, откуда был определён в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского, где познакомился со своим будущим другом и соавтором - Г. Белых. (Вместе они потом напишут одну из самых известных в Советском Союзе книг «Республика ШКИД» о жизни в этой школе. А затем - ещё ряд очерков, посвящённых этой теме, под общим названием «Последние халдеи», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы» и др.) В ШКИДе друзья тоже долго не задержались. Пантелеев впоследствии признавался, что именно ШКИД стал местом, придавшим ему колоссальный запас жизненных сил. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактёров, но потом оставили и это занятие - ради романтики странствий.

Белых, Г., Пантелеев, Л. Республика ШКИД [Текст] / Г. Белых, Л. Пантелеев. – Москва: Клевер-Медиа–Групп, 2015. – 478 с. : ил. – (Советская серия).

Наконец в 1925 году друзья возвращаются в Петербург. Здесь они пишут «Республику ШКИД», общаются с другими литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1927 году выходит «Республика ШКИД», сразу же завоевавшая сердца читателей. Её заметил и одобрил М. Горький: «Преоригинальная книга, весёлая, жуткая». Именно эта рецензия способствовала выходу авторов в большую литературу.

В начале 1920-х годов в результате мировой и гражданской войн в России около 7 миллионов детей лишились семьи. Некоторым из них посчастливилось попасть в Школу-коммуну для трудновоспитуемых подростков им. Ф.М. Достоевского, созданную гениальным педагогом В. Н. Сорокой-Росинским.

Пантелеев, Л. Пакет [Текст] / Л. Пантелеев; рис. Ю. Петрова. – Москва: Детгиз, 1957. – 64 с. – (Школьная библиотека).

Воодушевлённые успехом, друзья продолжают творить. В 1933 году Л. Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвящённую гражданской войне. Это рассказ о гражданской войне, о борьбе красных с белогвардейцами, о подвиге молодого бойца будённовской Конной армии Пети Трофимова. О том, как будённовец добирался с секретным пакетом к товарищу Будённому в Луганск, и что произошло с ним в пути. Главный её герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Тёркина.


Пантелеев, Л. Рассказы и сказки [Текст] / Л. Пантелеев; худ. Е. Володькина. – Москва: Стрекоза-Пресс, 2004. – 63 с.


Пантелеев, Л. Буква «Ты» [Текст]: рассказы / Л. Пантелеев; худ. Владимир Юдин. – Москва: Дрофа-Плюс, 2011. – 78 с.

В своем творчестве Пантелеев неоднократно обращался и к жанру сказок. Леонид Пантелеев придумал тех самых лягушек, одна из которых утонула от бездействия, а вторая сбила молоко в масло и осталась жива. Для сказок, как и для остальных произведений писателя, характерно наличие глубокой внутренней проблемы и поиск её правильного решения с точки зрения морали и нравственности.


Пантелеев, Л. Про Белочку и Тамарочку [Текст]: рассказы / Л. Пантелеев; худ. Л. Николаева. – Москва: Махаон, 2008. – 96 с. – (Малышам о хорошем).

В 1966 году вышла книга «Наша Маша», дневник о дочери, который писатель вёл в течение многих лет. Она стала своеобразным руководством для родителей, а некоторые критики даже поставили её в один ряд с книгой К. Чуковского «От двух до пяти».


Пантелеев, Л. Честное слово [Текст]: рассказ / Л. Пантелеев; рис. И. Харкевича. – Ленинград: Детская литература, 1982. – 14 с.– (Мои первые книжки).

В Советском Союзе писателя не только печатали, но и экранизировали. По многим рассказам и повестям Пантелеева были сняты отличные художественные фильмы.

Фильм «Республика ШКИД» 1966 года, режиссер которого – Геннадий Полока. Снятый по мотивам легендарного произведения, он не теряет своей популярности благодаря игре актёров, таких как Сергей Юрский, Юлия Бурыгина, Александр Мельников и другие. Картина относится к жанру семейного, комедийного и одновременно драматического кино и рекомендуется к просмотру и взрослым, и детям, ведь вне зависимости от возраста, посмотреть на перипетии судеб подростков-школьников будет интересно всем. Также был экранизирован и ряд других книг: «Пакет», «Честное слово», «Часы» и другие.












Леонид Пантелеев – советский писатель, которого любят взрослые и дети. Часто говорят, что Пантелеев обладал особенным даром. Рассказы его не требуют иллюстраций, так как писатель настолько чётко и образно писал свои произведения, что ребёнок погружался в новый, созданный автором, мир без помощи картинок. Он настолько хорошо писал для детей и о них, что их родители всегда делают свой выбор в пользу прочтения со своими детьми произведений именно этого автора. Многим, кто уже не раз слышал об авторе, интересно, какие рассказы писал Пантелеев .
Тем, какие рассказы писал Леонид Пантелеев, интересуются многие люди, которые знакомы с его биографией. Многие предполагают, что из-за трудного детства Пантелеев не мог писать добрые и хорошие детские рассказы , но это совсем не так.

Каждый, кто знаком с творчеством Леонида, может сказать, какие фантастические рассказы писал Пантелеев. Писателем написана книга под названием «Буква «Ты», которая собрала в себе все самые популярные и известные рассказы для детей: «Фенька», «Честное слово», «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и «Буква «Ты». Каждому ребёнку нравятся рассказы Леонида Пантелеева, который хорошо знал, как достучаться к малышу.

Именно эти рассказы Леонида Пантелеева написаны как бы «на другом языке». Они имеют совсем другую стилистику, а каждый герой произведений имеет свой характер. В «Рассказах для детей » можно увидеть, как автор убеждается в том, насколько ощутима разница восприятия мира ребёнком и взрослым.

Нужно сказать, что не менее популярными являются такие рассказы Пантелеева , как «Наша Маша», «Ночка», «Долорес» и т. д. Первый из них – дневник автора, который он вёл на протяжении многих лет. Эту книгу можно назвать неким «руководством» для всех родителей.

Многие родители, которые интересуются творчеством авторов, пишущих для детей, задаются вопросом о том, какие рассказы писал Л. Пантелеев. Он один из самых популярных авторов, которого знает и любит практически каждый ребёнок.

Краткая биография Леонида Пантелеева

Леонид Пантелеев , настоящее имя — Алексей Иванович Еремеев (1908 — 1987), прозаик.

Родился 9 августа (22 н.с.) в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Об этой школе рассказано в первой книге Пантелеева (в соавторстве с Г.Белых) — «Республика Шкид». Воспоминания об этой школе легли в основу очерков «Последние халдеи» (1939) и рассказов «Карлушкин фокус», «Портрет».

Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы и юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность.

В 1930 — 40 ряд своих произведений объединил в цикл «Рассказы о подвиге: «Пакет» (1932), рассказывающий о гражданской войне, «Ночка» (1939), «Гвардии рядовой» (1943), посвященный событиям Отечественной войны, «Новенькая», «Платочек» (1952), знаменитый рассказ «Честное слово» (1941).

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы («Часы «, «Честное слово «, «Республика Шкид», «Пакет » и др.). Умер Л.Пантелеев в 1987 в Москве.
——————————————
Леонид Пантелеев.Рассказы для
детей.Читаем бесплатно онлайн