Параллелизм в образной системе трагедии гамлет. Cочинение «Мастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет. Тест по произведению

Трагедия «Гамлет». Трагедия «Гамлет», написанная в 1601 году,- одно из самых гениальных созданий Шекспира. В ней под аллегорическим образом «подгнившей» средневековой Дании подразумевалась Англия XVI века, когда буржуазные отношения, идущие на смену феодальным, разрушали старые понятия чести, справедливости, долга. Гуманисты, которые выступали против феодального угнетения личности и верили в возможность ре освобождения от любого гнета, убеждались теперь, что и буржуазный уклад не несет желаемого освобождения, заражает людей новыми пороками, порождает корысть, лицемерие, ложь. С поразительной глубиной раскрывает драматург состояние людей, переживающих ломку старых и становление новых, но далеко не идеальных форм жизни, показывает, как воспринимают они крушение надежд.

Сюжет «Гамлета» записан в конце XII в. Саксопом Грамматиком в его «Истории Дании». Эта древняя ютландская легенда неоднократно подвергалась литературной обработке авторами разных стран. За полтора десятилетия до Шекспира к ней обратился его талантливый современник Томас Кпд, но его трагедия не сохранилась. Шекспир наполнил знакомый зрителям сюжет острым злободневным смыслом, и «трагедия мести» обрела под его пером острое социальное звучание.

В трагедии Шекспира речь идет о власти и тирании, величии и низости человека, о долге и чести, о верности и мести, затрагиваются вопросы морали и искусства. Принц Гамлет благороден, умен, честен, правдив. Он предавался наукам, ценил искусство, любил театр, увлекался фехтованием. Беседа с актерами свидетельствует о его хорошем вкусе и поэтическом даре. Особым свойством ума Гамлета была способность анализировать жизненные явления и делать философские обобщения и выводы. Всеми этими качествами, по мнению принца, обладал его отец, который «человек был в полном смысле слова». И нем он видел ту совершенную гармонию духа, «где каждый бог вдавил свою печать, чтоб дать вселенной образ человека». Справедливость, разум, верность долгу, забота о подданных - вот черты того, кто «истый был король». Таким готовился стать и Гамлет.

Но в жизни Гамлета происходят события, раскрывшие ему глаза на то, как далек от совершенства окружающий его мир. Как много в нем кажущегося, а не истинного благополучия. Это и составляет содержание трагедии.

Внезапно в расцвете сил скончался его отец. Гамлет спешит в Эльсинор, чтобы утешить в горе королеву-мать. Однако не прошло и двух месяцев, а мать, в которой он видел образец женской чистоты, любви, супружеской верности, «и башмаков не износив, в которых шла за гробом», становится женою нового монарха - Клавдия, брата умершего короля. Траур забыт. Новый король пирует, и залпы возвещают, что он осушил очередную чашу. Все это не дает покоя Гамлету. Он скорбит об отце. Ему стыдно за дядю и мать: «Тупой разгул на запад и восток позорит нас среди других пародов». Тревога, беспокойство ощущается уже в первых сценах трагедии. «Подгнило что-то в Датском государстве».

Явившийся призрак отца поверяет Гамлету тайну, о которой тот смутно догадывался: отца убил завистливый и коварный Клавдий, влив в ухо спящего брата смертельный яд. Он отнял у него и трон, и королеву. Призрак взывает к мести. Зависть, подлость, ложь и грязь в родных ему людях потрясли Гамлета, повергли в тяжелое душевное уныние, которое окружающие воспринимают как безумие. Когда принц понял это, он воспользовался своим мнимым безумием как средством усыпить подозрительность Клавдия и разобраться в происходящем. В сложившихся обстоятельствах принц очень одинок. Гильденстерн и Розенкранц оказались шпионами, приставленными королем, и проницательный юноша это очень скоро разгадал.

Постигнув истинное положение вещей, Гамлет приходит к выводу: чтобы исправить порочный век, мало борьбы с одним злодеем Клавдием. Слова призрака, звавшего к мести, ок воспринимает теперь, как призыв покарать зло вообще. «Мир расшатался, и скверней всего, что я рожден восстановить его»,- заключает он. Но как исполнить это труднейшее предназначение? И сможет ли он справиться с задачей? В борении перед ним встает даже вопрос о том «быть или не быть», то есть стоит ли жить, если нельзя одолеть темные силы века, но и мириться с ними невозможно. Исследуя психологическое состояние героя, В. Г. Белинский отмечает два конфликта, переживаемых принцем: внешний и внутренний.

Первой состоит в столкновении его благородства с подлостью Клавдия и датского двора, второй - в душевной борьбе с самим собой. «Ужасное открытие тайны отцовской смерти, вместо того, чтобы исполнить Гамлета одним чувством, одним помышлением - чувством и мыслью мщения, минуту готовыми осуществиться в действии,- это открытие заставило его не выйти из себя, а уйти в самого себя и сосредоточиться во внутренности своего духа, возбудило в нем вопросы о жизни и смерти, времени и вечности, долге и слабости воли, обратило его внимание на свою собственную личность, ее ничтожность и позорное бессилие, родило в нем ненависть и презрение к самому себе».

Другие , напротив, считают принца человеком волевым, упорным, решительным, целенаправленным. «Причины такого резкого разногласия в определении доминантных черт того героя,- пишет украинский исследователь А. 3. Котопко,- на наш взгляд кроются прежде всего в том, что юроям Шекспира, в частности Гамлету, присуща многогранность характера. Как художник-реалист, Шекспир владел удивительным умением соединять воедино противоположные стороны человеческого характера - его общие и индивидуальные, социально-исторические и морально-психологические особенности, отражая в этом противоречия общественной жизни». И далее: «Сомнения, колебания, раздумья, медлительность Гамлета - это сомнения, колебания, раздумья человека решительного, храброго. Когда
href="http://www.school-essays.info/">Гамлет
уверился в виновности Клавдия, эта решительность проявляется у него уже в действиях.

Посмотрим теперь, как связаны главные персонажи с действием трагедии в целом. Шекспир был мастером многоплановой композиции, при которой пьеса имеет несколько самостоятельных линий действия, перекрещивающихся между собой. В центре трагедии королевская семья: Клавдий, Гертруда, Гамлет и витающий над всем действием Призрак убитого короля. Рядом - семья королевского министра Полония: он, его сын и дочь. Третью линию действия образует история норвежской королевской династии; о ней больше говорится и в действии непосредственно участвует лишь принц Фортинбрас, тогда как покойный отец его и здравствующий дядя только упоминаются.

Уже с самого начала Шекспир различными штрихами начинает связывать между собой разные линии действия. Из рассказа Горацио в первой сцене мы узнаем, что отец Фортинбраса вызвал на поединок отца Гамлета и, проиграв, вынужден был отдать свои земли датской короне. Теперь Дания опасается, как бы Фортинбрас не вздумал силой отнять то, что потерял его отец.

Во второй сцене Клавдий первым делом отправляет послов к норвежскому королю, чтобы тот пресек замыслы Фортинбраса. Покончив с государственными делами, он принимается выслушивать просьбы приближенных, и его первое слово обращено к Лаэрту. Он удовлетворяет просьбу отпустить его во Францию не раньше, чем спросив, что думает об этом Полоний. К Полонию король явно благоволит, ибо, как мы можем догадаться, когда престол неожиданно оказался вакантным, министр, по-видимому, содействовал избранию Клавдия на трон.

В третьей сцене мы узнаем, что Гамлет оказывает внимание дочери Полония, причем брат советует, а отец приказывает ей прервать отношения с принцем. Так уже в первых, трех сценах первого акта Шекспир сплел три основные линии действия. Дальше взаимоотношения между королевской семьей и семьей министра Приобретают все более драматический характер. Полоний помогает королю в борьбе против Гамлета, к этому привлекают и ничего не подозревающую Офелию. Гамлет убивает Полония. Офелия сходит после этого с ума. Из Франции возвращается Лаэрт, чтобы мстить за отца. У раскрытой могилы Офелии происходит первое столкновение Гамлета и Лаэрта, затем король вступает в сговор с Лаэртом, чтобы убить принца. Сплетение судеб этих двух семей проходит через всю трагедию.

А какое отношение к фабуле трагедии имеет Фортинбрас? После того как норвежский король отговаривает его от нападения на Данию, Фортинбрас идет походом па Польшу. Для этого ему нужно пройти через датскую территорию, на что он получает разрешение. В важный момент действия оба принца чуть не сталкиваются лицом к лицу. Пример Фортинбраса, активного В борьбе за свои интересы, имеет большое моральное значение для Гамлета.

Возвращаясь из польского похода, Фортинбрас видит полную гибель всей датской династии. По феодальному праву, поскольку земли, принадлежавшие его отцу, входят в датские владения, он оказывается единственным законным претендентом на корону Дании, и она, как мы догадываемся, перейдет к нему.

Фон трагедии, реальную почву ее действия образует переплетение судеб трех семей, причем личные отношения, сочетаются и с большими политическими интересами. В известном смысле можно сказать, что политическим центром событий трагедии является г.опрос о престоле Дании: Клавдий узурпировал его, лишив Гамлета права наследовать отцу, оба погибают, оставляя корону норвежскому принцу. Перечисленные элементы действия кажутся простыми, читатели и тем более зрители проходят мимо них, считая все само собой разумеющимся. Между тем все это - результат тщательно разработанного замысла, претворенного в драматическое действие. Ничто не должно было быть лишним, все построено так, чтобы достигнуть определенного эффекта.

Мало того что драматург старательно «пригоняет» одну линию действия к другой. Он заботится о том, чтобы эпизоды были разнообразными по тональности.

За мрачной ночной сценой появления Призрака следует парадная сцена во дворце. Торжественная обстановка приема монархом своих приближенных сменяется интимной домашней обстановкой проводов Лаэрта Полонием и Офелией. После двух сцен в «интерьере» мы снова на площадке у замка, где в полночь ожидают появления Призрака. Наконец, страшное открытие Призраком тайны гибели покойного короля.

Если первая сцена в доме Полония была совершенно спокойной, то вторая начинается с беспокойства Полония о том, как ведет себя без отцовского присмотра Лаэрт, затем от Офелии узнается тревожная весть - принц Гамлет не в себе, по-видимому, лишился рассудка. Большая сцена, следующая за этим, по объему равна целому акту и состоит из нескольких явлений: Клавдий поручает Розенкранцу и Гильденстерну выяснить причину странной перемены, происшедшей с Гамлетом, вернувшееся из Норвегии посольство сообщает, что опасность вторжения Фортинбраса отстранена, Полоний сообщает королевской чете, что причина помешательства Гамлета - несчастная любовь к Офелии. Если две первые части этой сцены были в серьезном тоне, то рассуждения Полония выставляют его в комическом виде; комизм усиливается, когда Гамлет, беседуя с Полонием, осыпает его насмешками. И тоНе светской беседы начинается встреча Гамлета с Розеикранцем и Гильденстерном, в оживленном тоне происходит встреча с актерами, она сменяется трагизмом, когда актер читает монолог из старинной трагедии, завершается акт многозначительным монологом Гамлета о Гекубе. Стоит заметить все это, и станет очевидно, как продумано построение действия не только с точки зрения разнообразия событий, но и различия в тональностях между отдельными частями этого акта.

Экзамен: Зарубежная литература

1) История сюжета "Гамлета".

Прототип - принц Амлет (имя известно из исландских саг Снорри Стурлусона). 1 лит. памятник, в котором этот сюжет есть - "История датчан" Саксона Грамматика (1200). Отличия сюжета от "Г": убийство короля Горвендила братом Фенгоном происходит открыто, на пиру, до этого у Ф. с королевой Герутой ничего не было. Мстит Амлет так: вернувшись из Англии (см. Гамлета) на тризну по поводу собственной кончины (все же думали, что он убит), он спаивает всех, накрывает ковром, прибивает его к полу и поджигает. Герута его благословляет, т. к. она раскаялась в том, что вышла замуж за Ф. В 1576 г. фр. писатель Франсуа Бельфоре опубликовал эту историю на франц. языке. Изменения: связь между Ф. и Герутой до убийства, усиление роли Геруты как помощницы в деле мести.

Потом была написана пьеса, которая до нас не дошла. Но мы знаем о ней из воспоминаний современников о "куче Гамлетов", которые произносят длинные монологи. Потом (до 1589 г. была написана еще одна пьеса, которая дошла, но не дошел автор (скорее всего это был Томас Кид, от которого осталась "Испанская трагедия"). Трагедия кровавой мести, родоначальником которой как раз и был Кид. Тайное убийство короля, о котором сообщает призрак. + мотив любви. Козни злодея, направленные против благородного мстителя, обращаются против него самого. Ш. весь сюжет оставил.

2) История изучения трагедии "Г".

На счет Г. существовали 2 концепции - субъективистская и объективистская.

Субъективистские т. з.: Томас Хаммер в 18 в. первым обратил внимание на медлительность Г., но сказал, что Г. смел и решителен, но если бы он действовал сразу, пьесы бы не было. Гете считал, что от Г. требуют невозможного. Романтики считали, что рефлексия убивает волю.

Объективистская т. з.: Циглер и Вердер считали, что Г. не мстит, а творит возмездие, а для этого надо, чтобы все выглядело справедливым, иначе Г. убъет саму справедливость. В общем-то это можно подтвердить цитаткой: Век расшатался - И скверней всего, что я рожден восстановить его. Т. е. он вершит высший суд, а не просто мстит.

Еще одна концепция: проблема Г. связана с проблемой интерпретации времени. Резкое смещение хронологической перспективы: столкновение героического времени и времени абсолютистских дворов. Символы - король Гамлет и король Клавдий. Оба они характеризуются Гамлетом - "рыцарственный король подвигов" и "улыбчивый король интриг". 2 поединка: король Гамлет и норвежский король (в духе эпоса, "чести и закона"), 2 - принц Гамлет и Лаэрт в духе политики тайных убийств. Когда Г. оказывается перед лицом необратимого времени, начинается гамлетизм.

3) Концепция трагического.

Гете: "Все его пьесы вращаются вокруг скрытой точки, где вся своеобычность нашего "я" и дерзновенная свобода нашей воли сталкивается с неизбежным ходом целого". Магистральный сюжет - судьба человека в обществе, возможности человеческой личности при недостойном человека миропорядке. Герой идеализирует в начале действия своой мир и себя, исходя из высокого назначения человека, он проникнут верой в разумность системы жизни и в свою способность творить свою судьбу. Действие строится на том, что протагонист вступает на этоой почве с миром в великий конфликт, который приводит героя через "трагическое заблуждение" к ошибкам и страданиям, к проступкам или преступлениеям, совершенным в состоянии трагического аффекта.

В ходе действия герой осознает истинное лицо мира (природу общества) и реальные свои возможностти в этом мире, в развязке погибает, своею гибелью, как говорят, искупает свою вину и вместе с тем утверждает во всем действии и в финале величие чел. личности как источник трагически "дерзновенной свободы". Конкретнее: Г. учился в Виттенберге, культурном и духовном центре Ренессанса, там он набрался идей о величии человека и т. д., а Дания с ее интригами ему чужда, это для него "худшая из тюрем". Что он тепрь о человеке думает -см. его монолог во 2 действии (про квинтэссенцию праха).

4) Образ протагониста.

Герой - натура в высшей степени значительная и интересная. Субъективная сторона трагедийной ситуации - это и сознание протагониста. В своеобычности характера трагедийного героя заключается его удел - и сам сюжет данной пьесы, как героически характерный сюжет.

Трагедийные герой у Ш. вполне на уровне своей ситуации, она ему по плечу, без него ее не было бы. Она его удел. Другой человек на месте протагониста примирился бы со сложившимися обстоятельствами (или вообще бы не влез в такую ситуацию).

Протагонист наделен "роковой" натурой, прет против судьбы (Макбет: "Нет, выходи, поборемся, судьба, не на живот, а на смерть!").

5) Образ антагониста.

Антагонисты - это разнообразные интерпретации понятия "доблести". Клавдий доблестен по Макиавелли. Энергия ума и воли, умение приспосабливаться к обстоятельствам. Стремится "казаться" (мнимая любовь к племяннику).

Яго - качество ренессансной личности: активность, предприимчивость, энергия. Но натура грубая - это хам и плебей. Коварен и завистлив, ненавидит превосходство над собой, ненавидит высокий мир чувств, потому что он ему недоступен. Любовь для него похоть.

Эдмунд - активность, предприимчивость, энергия, но нет благ законного сына. Преступление не цель, а средство. Достигнув всего, он готов спасти Лира и Корделию (приказ об их освобождении). Макбет - одновременно и антагонист, и протагонист (Ш. никогда не называл трагедий именем антагониста). До появления ведьм он доблестный воин. А потом думает, что ему суждено быть королем. Это якобы его долг. Т. е. ведьмы ему предсказали - теперь дело за ним. Движимый этикой доблести, становится злодеем. К цели - любыми средствами. Финал говорит о крахе щедро одаренной личности, вставшей не на тот путь. См. его последний монолог.

6) Концепция времени.

Гамлета - см. выше.

7) Особенности композиции.

Гамлет: завязка - разговор с призраком. Кульминация - сцена "мышеловка" ("Убийство Гонзаго"). Развязка - понятно.

Мотив безумия и мотив жизни-театра.

Для Г. и Л. безумие - высшая мудрость. Они в безумии понимают сущность мира. Правда, у Г. безумие поддельное, у Л. - настоящее.

Безумие леди Макбет - разум человека заблудился и природа восстает против него. Образ мира-театра передает шекспировский взгляд на жизнь. Это проявляется и лексике персонажей: "сцена", "шут", "актер" не просто метафоры, а слова-образы-идеи ("Две правды сказаны, как благоприятные прологи к назревающему действию на тему монаршей власти" - Макбет, I, 3, дословно; "Мой ум не сочинил еще пролога, как приступил к игре" - Гамлет, V, 2 и т. д.).

Трагедия героя в том, что надо играть, а герой либо не хочет (Корделия), но вынужден (Гамлет, Макбет, Эдгар, Кент), либо осознает, что он в решающий момент всего лишь играл (Оттело, Лир).

Этот полисемичный образ выражает унижение человека жизнью, несвободу личности в недостойном человека обществе.

Сентенция Гамлета: "Цель лицедейства была и есть - держать как бы зеркало перед природой, являть всякому времени и сословию его подобие и отпечаток" - имет и обратную силу: жизнь - лицедейство, теаральность искусства - малое подобие большого театра жизни.

Билет 25. Трагедии Шекспира.

1) История сюжета “Гамлета” и “Короля Лира”.

Прототип – принц Амлет (имя известно из исландских саг Снорри Стурлусона). 1 лит. памятник, в котором этот сюжет есть – “История датчан” Саксона Грамматика (1200). Отличия сюжета от “Г”: убийство короля Горвендила братом Фенгоном происходит открыто, на пиру, до этого у Ф. с королевой Герутой ничего не было. Мстит Амлет так: вернувшись из Англии (см. Гамлета) на тризну по поводу собственной кончины (все же думали, что он убит), он спаивает всех, накрывает ковром, прибивает его к полу и поджигает. Герута его благословляет, т.к. она раскаялась в том, что вышла замуж за Ф. В 1576 г. фр. писатель Франсуа Бельфоре опубликовал эту историю на франц. языке. Изменения: связь между Ф. и Герутой до убийства, усиление роли Геруты как помощницы в деле мести.

Потом была написана пьеса, которая до нас не дошла. Но мы знаем о ней из воспоминаний современников о “куче Гамлетов”, которые произносят длинные монологи. Потом (до 1589 г.) была написана еще одна пьеса, которая дошла, но не дошел автор (скорее всего это был Томас Кид, от которого осталась “Испанская трагедия”). Трагедия кровавой мести, родоначальником которой как раз и был Кид. Тайное убийство короля, о котором сообщает призрак. + мотив любви. Козни злодея, направленные против благородного мстителя, обращаются против него самого. Ш. весь сюжет оставил.

“Король Лир”. Сказание о короле Лире и его дочерях – древнейшее сказание Британии. Ее 1-ю лит. обработку сделал английский летописец Джеффри Монмутский, кот. изложил ее в “Истории Британии” (1135). 1594 г. – анонимная пьеса “Прославленная история Лира, короля Англии, и его трех дочерей”. Ш. Пользовался этой пьесой, “Хроникой” Холиншеда, отдельными деталями из поэмы Спенсера “Королева фей”. Сюжетная линия Глостера и его сыновей – из романа Сиднея “Аркадия” (этой линией Ш. придает универсальность действию).

Чем важным “КЛ” отличается от старой пьесы? Введен мотив безумия, шут, 2 сюж. линия, финал в старой пьесе нетрагичен (Лир снова становится королем, Корделия остается жива).

2) История изучения трагедии “Г”.

На счет Г. существовали 2 концепции – субъективистская и объективистская.

Субъективистские т.з.: Томас Хаммер в 18 в. первым обратил внимание на медлительность Г., но сказал, что Г. смел и решителен, но если бы он действовал сразу, пьесы бы не было. Гете считал, что от Г. требуют невозможного. Романтики считали, что рефлексия убивает волю.

Объективистская т.з.: Циглер и Вердер считали, что Г. не мстит, а творит возмездие, а для этого надо, чтобы все выглядело справедливым, иначе Г. убъет саму справедливость. В общем-то это можно подтвердить цитаткой: Век расшатался – И скверней всего, что я рожден восстановить его. Т.е. он вершит высший суд, а не просто мстит.

Еще одна концепция: проблема Г. связана с проблемой интерпретации времени. Резкое смещение хронологической перспективы: столкновение героического времени и времени абсолютистских дворов. Символы – король Гамлет и король Клавдий. Оба они характеризуются Гамлетом – “рыцарственный король подвигов” и “улыбчивый король интриг”. 2 поединка: король Гамлет и норвежский король (в духе эпоса, “чести и закона”), 2 – принц Гамлет и Лаэрт в духе политики тайных убийств. Когда Г. оказывается перед лицом необратимого времени, начинается гамлетизм.

3) Концепция трагического.

Гете: “Все его пьесы вращаются вокруг скрытой точки, где вся своеобычность нашего “я” и дерзновенная свобода нашей воли сталкивается с неизбежным ходом целого”. Магистральный сюжет – судьба человека в обществе, возможности человеческой личности при недостойном человека миропорядке. Герой идеализирует в начале действия своой мир и себя, исходя из высокого назначения человека, он проникнут верой в разумность системы жизни и в свою способность творить свою судьбу. Действие строится на том, что протагонист вступает на этоой почве с миром в великий конфликт, который приводит героя через “трагическое заблуждение” к ошибкам и страданиям, к проступкам или преступлениеям, совершенным в состоянии трагического аффекта.

В ходе действия герой осознает истинное лицо мира (природу общества) и реальные свои возможностти в этом мире, в развязке погибает, своею гибелью, как говорят, искупает свою вину и вместе с тем утверждает во всем действии и в финале величие чел. личности как источник трагически “дерзновенной свободы”. Конкретнее: Г. учился в Виттенберге, культурном и духовном центре Ренессанса, там он набрался идей о величии человека и т.д., а Дания с ее интригами ему чужда, это для него “худшая из тюрем”. Что он тепрь о человеке думает –см. его монолог во 2 действии (про квинтэссенцию праха).

4) Образ протагониста.

Герой – натура в высшей степени значительная и интересная. Субъективная сторона трагедийной ситуации – это и сознание протагониста. В своеобычности характера трагедийного героя заключается его удел – и сам сюжет данной пьесы, как героически характерный сюжет.

Трагедийные герой у Ш. вполне на уровне своей ситуации, она ему по плечу, без него ее не было бы. Она его удел. Другой человек на месте протагониста примирился бы со сложившимися обстоятельствами (или вообще бы не влез в такую ситуацию).

Протагонист наделен “роковой” натурой, прет против судьбы (Макбет: “Нет, выходи, поборемся, судьба, не на живот, а на смерть!”).

5) Образ антагониста.

Антагонисты – это разнообразные интерпретации понятия “доблести”. Клавдий доблестен по Макиавелли. Энергия ума и воли, умение приспосабливаться к обстоятельствам. Стремится “казаться” (мнимая любовь к племяннику).

Яго – качество ренессансной личности: активность, предприимчивость, энергия. Но натура грубая – это хам и плебей. Коварен и завистлив, ненавидит превосходство над собой, ненавидит высокий мир чувств, потому что он ему недоступен. Любовь для него похоть.

Эдмунд – активность, предприимчивость, энергия, но нет благ законного сына. Преступление не цель, а средство. Достигнув всего, он готов спасти Лира и Корделию (приказ об их освобождении). Макбет – одновременно и антагонист, и протагонист (Ш. никогда не называл трагедий именем антагониста). До появления ведьм он доблестный воин. А потом думает, что ему суждено быть королем. Это якобы его долг. Т.е. ведьмы ему предсказали – теперь дело за ним. Движимый этикой доблести, становится злодеем. К цели – любыми средствами. Финал говорит о крахе щедро одаренной личности, вставшей не на тот путь. См. его последний монолог.

6) Концепция времени.

Гамлета- см. выше.

Король Лир: тоже резкое смещение времен. Седая древность Лира – причастность Л. к патриархальным временам, отсюда его доверчивость (он верит лести дочерей, считает, что между словом и делом нет разницы). А мир-то вокруг не патриархальный. Он проникнут индивидуалистическим духом Возрождения. Все меньше остается патриархальных добродетелей.

Развитие ренессансной личности шло в двух направлениях: один полюс – Эдмонд, Регана и Гонерилья, другой -- Эдгар и Корделия (они в новом мире терпят поражение, потому что честны).

7) Особенности композиции.

Отелло: завязка – похищение Дездемоны. Кульминация – высылка О. на Кипр. Развяка – все умерли.

Лир: завязка – раздел королевства. Кульминация – буря (кот. символизирует вздыбленность мира), развязка – наверное, тоже когда все умерли.

Макбет: завязка - встреча с ведьмами. Кульминация – тень Банко на пиру. Развязка – смерть М.

Гамлет: завязка – разговор с призраком. Кульминация – сцена “мышеловка” (“Убийство Гонзаго”). Развязка – понятно.

8) Мотив безумия и мотив жизни-театра.

Для Г. и Л. безумие – высшая мудрость. Они в безумии понимают сущность мира. Правда, у Г. безумие поддельное, у Л. – настоящее.

Безумие леди Макбет – разум человека заблудился и природа восстает против него. Образ мира-театра передает шекспировский взгляд на жизнь. Это проявляется и лексике персонажей: “сцена”, “шут”, “актер” не просто метафоры, а слова-образы-идеи (“Две правды сказаны, как благоприятные прологи к назревающему действию на тему монаршей власти” – Макбет, I, 3, дословно; “Мой ум не сочинил еще пролога, как приступил к игре” – Гамлет, V, 2 и т.д.).

Трагедия героя в том, что надо играть, а герой либо не хочет (Корделия), но вынужден (Гамлет, Макбет, Эдгар, Кент), либо осознает, что он в решающий момент всего лишь играл (Оттело, Лир).

Этот полисемичный образ выражает унижение человека жизнью, несвободу личности в недостойном человека обществе.

Сентенция Гамлета: “Цель лицедейства была и есть – держать как бы зеркало перед природой, являть всякому времени и сословию его подобие и отпечаток” – имет и обратную силу: жизнь – лицедейство, теаральность искусства – малое подобие большого театра жизни.

Во второй период творчества (1601-1608гг.) Шекспир, сознание которого было потрясено крахом гуманистических мечтаний, создает наиболее глубокие произведения, вскрывающие противоречия эпохи. Вера Шекспира в жизнь подвергается серьезным испытаниям, у него растут пессимистические настроения. К этому периоду относятся известнейшие трагедии Шекспира: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет».

Его трагедии обращаются к таким существенным проблемам Возрождения, как свобода личности и свобода чувств, право выбора, которое приходится завоевывать в борьбе с взглядами феодального общества. Сущность трагизма у Шекспира всегда заключается в столкновении двух начал - гуманистических чувств, то есть чистой и благородной человечности, и пошлости или подлости, основанных на корысти и эгоизме. «Подобно своему герою, резко очерченной личности со своим особым, личным характером целого, нелегко формируемой «внутренней формой», поэтически подобающей лишь предмету(теме, сюжету) данной пьесы, его духу. Трагедиям Шекспира поэтому чужда заведомо заданная внешняя структура.» Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии.(с 99)

џ Трагедии Шекспира - социальные трагедии. В отличие от его комедий (где герой руководствуется своими чувствами), герой здесь поступает согласно кодексу чести, согласно человеческому достоинству.

џ В шекспировских трагедиях прошлое героя совершенно неизвестно или известно лишь в общих чертах, оно не является определяющим фактором в судьбе героя(например, Гамлет, Отелло).

џ Основой концепции шекспировских трагедий служит понимание человека как создателя, творца собственной судьбы. Такая концепция была характерной для литературы и искусства эпохи Возрождения.

«Гамлет»

Трагедия «Гамлет» была создана Шекспиром в 1601г., в начале второго периода его творчества и во время кризиса Ренессанса - когда был сожжен на костре Джордано Бруно, запрятан в тюрьму великий ученый Галилео Галилей, сожжен Жаном Кальвином гуманист и ученый, открывший малый круг кровообращения Михаил Сервет, началась охота на ведьм. Шекспир запечатлел трагическое разочарование в людей в силе и благе разума. Этот разум он воспел в лице своего героя - Гамлета.

Сюжет трагедии заимствован из древней легенды, записанной в XIII веке датским историком Саксоном Грамматиком. Предполагают, что Шекспир использовал также утраченную ныне пьесу Томаса Кида «Гамлет», шедшую в Лондоне в 80-х годах XVI века и посвященную теме сыновьей мести за убийство отца. Однако все это не умаляет самобытности произведения Шекспира и созданных им характеров. Старинный сюжет насыщен у драматурга общественным и философским содержанием.

«Основу драматургической композиции составляет судьба датского принца. Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета, причем напряжение все время возрастает вплоть до заключительного эпизода дуэли, заканчивающейся гибелью героя. Напряжение действия создается, с одной стороны, ожиданием того, каков будет следующий шаг героя, а с другой, - теми осложнениями, которые возникают в его судьбе и взаимоотношениях с другими персонажами. По мере развития действия драматический узел все время отягчается сильнее и сильнее.» Аникст А.А. Творчество Шекспира.(с120)

Гамлет - человек недюжинных способностей, смелый, эрудированный, способный к философскому анализу действительности. Он жил так, как жили все молодые люди его круга. У него был отец, которого он уважал и мать, которую он любил. Ему свойственно возвышенное представление о назначении человека, его душа преисполнена жажды чистоты и благородства в человеческих отношениях.

Смерть отца служит поворотным пунктом в сознании героя - его взору открывается мир со всем его трагизмом и злом. К убийству отца Гамлет относится не только как к личной утрате, он понимает, что источник этого преступления - в преступном характере общества. Королевский двор с его порочностью воплощает для него всю систему мирового зла. В этой трагедии Шекспира волнует проблема столкновения гуманной личности сообществом и судьба самого гуманизма в антигуманном мире. Знаменит гамлетовский вопрос: «Быть иди не быть - вот в чем вопрос?». Его волнует вопрос как вести себя по отношению ко вселенскому злу. В своем монологе он говорит со всем человечеством. Есть два пути - смириться со злом как неизбежным элементом бытия, уступить ему или, презрев все опасности, выступить в борьбу со злом. Гамлет избрал второй путь. Но он все время откладывает свершение мести, так как она ничем не может поспособствовать переделке мира и всего человечества. Это обстоятельство приводит героя к глубокой меланхолии.

В "Гамлете" раскрываются нравственные муки человека, призванного к действию, жаждущего действия, но действующего импульсивно, только под давлением обстоятельств; переживающего разлад между мыслью и волей

Пьеса Шекспира - энциклопедия мудрости. В каждой ее строке открывается ум и знание жизни. Наставления Полония Лаэрту, отъезжающему во Францию - это наставления для всех людей и всех времен, им следовать должен не только аристократ по рождению, но и аристократ по духу.

Не смотря на мрачный финал, в трагедии Шекспира нет безысходного пессимизма. Создавая различные стороны действительности, Шекспир не утрачивает веру в торжество добра и справедливости. Именно поэтому Гамлет обращается к своему другу Горацио с просьбой рассказать людям его историю, чтобы последующие поколения сумели разобраться в причинах его слабости и его трагедии. Это придает трагедии Шекспира значение произведения, актуального во все времена.