Парижское веселье балет в постановке ролана пети. Биография. Признание и награды

Ролан Пети. Классик и новатор. Утверждавший, что задача хореографа — «следовать за музыкой», и создавший балет, который не зависел от музыки; «следовать за музыкой» — но балеты которого опираются на сюжет, как на стержень, а не используют сюжет лишь как повод для танца. Сценарии для его балетов писали Жан Кокто, Жан Ануй, Жорж Сименон и — он сам. Хореограф, который ставил балеты для Майи Плисецкой и для Пинк Флойд. Балетмейстер, ценивший именно классическую хореографию, учившийся под руководством Сержа Лифаря, когда-то ведущего солиста «Русского балета» Дягилева, и балетмейстер, смело раздвигающий границы классического танца, используя бытовой жест, удивительно естественный и нужный среди условных балетных па.

Родился Ролан Пети в 1924 году, в Париже. В 9 лет он поступил в балетную школу пр и Парижской Опере, в 1940 году закончил ее, и получил место в кордебалете Парижской Оперы. В 1943 году Серж Лифарь, директор Оперы, доверил ему первое большое сольное выступление в балете «Любовь-волшебница». Примерно в это же время Пети вместе с Жанин Шарра, в будущем — известной французской балериной и балетмейстером, организовали несколько балетных вечеров в Театре Сары Бернар. На одном из первых вечеров Ролан — представил свой первый опыт в хореографии — небольшой концертный номер «Прыжок с трамплина».

А в 1945 году Пети поставил в Театре Елисейских полей свой первый балет «Комедианты». Развивая успех, Пети организовал собственную труппу «Балет Елисейских Полей».

Через год Пети создал одноактный балет «Юноша и смерть». И, вот уже более 60 лет, этот балет регулярно появляется в репертуарах театров всего мира. Пети задумал одноактный балет для танцовщика своей труппы, Жана Бабиле и обратился к Жану Кокто, одному из самых ярких французских писателей ХХ века. Сюжет его прост — в оригинальном стихотворном либретто всего восемь строчек. http://www.bolshoi.ru/performances/345/libretto/ Сюжет его трагичен. Эту постановку считают подходящей для зрелых, сложившихся артистов, которые способны привнести в нее собственное прочтение. Задуман балет был под популярную джазовую композицию, но перед самой премьерой Кокто принял решение, что больше подойдет классическая музыка. Подобрали «Пассакалию» Баха. Хореография осталась прежней, ее не стали «подгонять» под музыку, в результате «Пассакалия» буквально парит над историей, которую рассказывет дуэт танцовщиков. Есть несколько фильмов по этому балету — в исполнении «Юноша и сместь» Р.Нуреева и Зизи Жанмер http://youtube.com/watch?v=mt9-GzcJvyo и в исполнении М.Барышникова в фильме «Белые ночи» (White Nights 1985)

В 1948 году Пети собирает новую труппу «Балет Парижа», место прима-балерины которого занимает Зизи Жанмер, и ставит балет «Кармен» на музыку Бизе. Романтическая история Мериме в руках Пети становится историей трагичного противостояния двух сильных личностей — Кармен и Хозе (его партию исполнил сам Пети). Каждый из них отстаивает свою любовь, то, какой они ее понимают, изо всех сил. И для обоих верность своей любви становится высшим напряжением сил, борьбой, в которой уступить — значит предать любовь и предать себя. В своей постановке Пети отказывается от праздничного колорита — сценография намеренно проста, жесты, вместо балетного изящества и условности, чувственны на грани грубости. В балете отмечают отчетливый привкус кабаре — так Пети из «где-то там, в Испании» максимально приблизил историю Кармен своему времени. А тема любви как трагического противостояния мужчины и женщины, заданная еще в балете «Юноша и смерть», станет прослеживаться во многих постановках Пети,

Балету «Кармен» сопутствовал успех. Его, в прочтении Пети, ставили и, очевидно, будут продолжать ставить балетные труппы всего мира. Яркий дуэт Жанмер и Пети привлек внимание Голливуда и получил приглашение к сотрудничеству. Там на хореографию Пети снимается несколько фильмов-мюзиклов. А в 1960 году Теренс Янг снял фильм «Раз, два, три, четыре или Черные чулочки» (1-2-3-4 ou Les Collants noirs), в который вошли такие постановки Пети, как «Кармен», «Сирано де Бержерак», «Авантюристка» и «Траурный день». Три мужских роли — Сирано, Хозе и Жениха Ролан Пети исполнил сам.


В 1978 году Ролан Пети ставит балет «Пиковая дама», специально для Михаила Барышникова. К сожалению, спектакль не продержался на сцене долго — связанный контрактамим, Барышников не смог поддерживать нужное расписание, а приглашенные на роль Германна иные исполнители не удовлетворяли Пети. А в 2001 году Ролан Пети получил приглашение от московского Большого театра поставить на его сцене «Пиковую даму», но не стал возобновлять спектакль 1978 года. Он создал совершенно новый балет — использовал не музыку оперы Чайковского, а его Шестую симфонию. Германна танцевал Николай Цискаридзе, Графиню — Илзе Лиепа.

За свой долгий творческий путь Ролан Пети создал более 150 балетов. Работал с крупнейшими балетными труппами мира. В его постановках были задействованы ведущие танцовщики ХХ века. Сотрудничал с ярчайшими людьми, чьи имена неотделимы от творческого наследия Франции — Жаном Кокто, Пикассо (Пети создал балет по мотивам его картины «Герника»), Ивом Сен-Лораном. Ролан Пети умер от лейкемии в 2011 году, а его творческое наследие востребовано и сейчас.

Интервью с Роланом Пети

Балет «Пиковая дама»

РОЛАН ПЕТИ - личность легендарная. И не только в мире балета. Работами Пети восхищались и в Голливуде, где он ставил танцы Фреду Астеру, и в крупнейших театрах мира. Он дружил с Рудольфом Нуриевым, водил знакомство с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо, работал с Михаилом Барышниковым и Майей Плисецкой.


С НАШЕЙ страной у хореографа отношения сложились не сразу: в 60-е тогдашний министр культуры Фурцева категорически запретила Пети привозить в Москву его балет по стихам Маяковского. Но Ролан Пети все-таки приехал в Москву. Сначала с балетом «Пиковая дама» с Николаем Цискаридзе и Илзе Лиепа в главных партиях. В минувшее воскресенье в Большом театре состоялась премьера его нового балета - «Собор Парижской Богоматери».

- Несколько лет назад вы говорили, что хотели поставить балет на русскую тему. И поставили «Пиковую даму» Пушкина. Почему, как только речь заходит о России, все сразу вспоминают исключительно литературу ХIХ века - Толстого, Достоевского, Пушкина? А ведь у нас был и ХХ век с не менее сильными писателями.

Абсолютно то же самое происходит, когда русские, англичане, немцы - да кто угодно! - начинают говорить про Францию. В первую очередь вспоминают Виктора Гюго, Бальзака - всех, кто творил века назад. Но попробуйте мне назвать хотя бы одного из современных французских писателей! А ведь у нас и сегодня есть великие писатели. Мишель Турнье, к примеру. Прекрасный писатель. Или Маргарита Урсенар, которая умерла 20 лет назад. Кто в мире знает эту очень талантливую писательницу?

Кто же гений?

- ЕСТЬ ЛИ какая-то связь между деньгами и талантом? Можно ли считать гениальной вещь, которая имеет коммерческий успех?

Я думаю, все зависит от удачи. Какие-то люди сумели создать действительно шедевры и при этом смогли заработать кучу денег. Пикассо, к примеру. А Ван Гогу, который был не менее талантлив, в конце своей жизни нечем было заплатить за электричество, и умер он в полной нищете. Единого правила нет.

- А в вашем случае?

Признаюсь: я обожаю деньги! А кто не любит деньги? Все любят.

- Но ведь говорят: «Талант всегда должен быть голодным».

Я в это совершенно не верю. Знаете, мне много лет. И денег у меня достаточно. Но все равно самым главным для меня остается не мой банковский счет, а те балеты, которые я буду ставить.

- Многие талантливые люди дорого заплатили за то, что взошли на вершину Олимпа. Тот же Нуриев - ранняя смерть, несчастливая личная жизнь. И так - многие и многие…

Я думаю, что Нуриев был очень счастливым человеком. Он просто заболел и рано умер. Он был одержим танцем. Однажды я спросил его: «Тебе не кажется, что нужно работать немного меньше?» «Нет, - сказал он. - Здоровьем я займусь потом. А пока буду танцевать».

Однажды после спектакля я зашел к нему в гримерку. Нуриев снял трико, в котором танцевал на сцене, и я увидел, что у него все ноги сверху донизу залеплены пластырем. И когда массажист стал отдирать пластырь, вены по всей ноге тут же вздулись, как переполненные водой шланги. Я испугался: как Нуриев может проделывать ТАКОЕ с собственным организмом. А он лишь махнул рукой: «А, пустяки, все нормально!» Остановить его танец смогла лишь смерть.

К сожалению, мы не можем точно сказать, что такое гений, где он скрывается в человеке. Та же Мэрилин Монро. Я работал на студии «Метро-Голдвин-Майер» с Фредом Астером в то же время, что и Мэрилин Монро. Она снималась в одном довольно средненьком фильме, названия уже и не вспомню: «7 лет богатства» - что-то наподобие этого. И все недоумевали, глядя на нее: что ж такого нашел в ней продюсер, почему вокруг нее раздули такой ажиотаж? Лично я общался с ней всего один раз. Она мне протянула руку для поцелуя, но я лишь пожал ей ладонь. Она была разочарована моими манерами: «А я думала, что французские мужчины всегда целуют женщинам руки». Потом несколько раз мы встречались в студийной столовой, и вне экрана она была такая простая, такая скромная, но при этом светящаяся, как солнышко. Она не была самой красивой в Голливуде - можно было найти женщин гораздо красивее, чем она. И ни в каких фильмах, которые потрясли бы основы кинематографа, не снялась. Но, безусловно, ее коснулся гений, потому что перед камерой она преображалась. А еще - она умерла молодой. Для звезды это хорошо - это помогает стать знаменитой (смеется). Надо умереть либо очень молодым, либо очень старым.

Такой балет нам не нужен

- ЕСТЬ мнение, что авангардный балет прославляют те, кто поленился или кому не хватило таланта выучить классический танец. Вы согласны?

Я хочу рассказать вам про один балет, он сейчас идет во Франции, в Париже. Это, как гласит программка, авангардный балет. Называется он «Храпеть». И музыка состоит из записи храпа спящего человека. Луч света на темной сцене высвечивает мужчину, он, по всей видимости, спит. Верхом на нем сидит женщина и совершает характерные телодвижения. После чего говорит (говорит! в балете!): «Ах, как хорошо заниматься любовью со спящим мужчиной». Какое отношение все, происходящее на сцене, имеет к танцу?!

У классического балета сегодня одна проблема - отсутствие хореографов. Все молодые говорят: «О, современным балетом так легко заниматься! Лучше я буду ставить модерновые танцы». Классических же хореографов в истории балета никогда не было много - Петипа, Иванов, Баланчин, Фокин…

Кто сегодня остался из мэтров? Юрий Григорович. Но Григорович уже в таком же возрасте, что и я. А где молодые? Где?!

- Одна из опасностей, которые подстерегают балет, - увлечение спортивной стороной танца. И на сцене начинается соревнование: кто выше прыгнет, кто сделает больше пируэтов. Не превратится ли через несколько лет балет в спорт?

Да, такое возможно. Но это будет жуть! На днях я посмотрел в Большом «Лебединое озеро» со Светланой Лунькиной в главной роли. Она крутит фуэте - одно, второе, десятое. Зачем она это делает?! Если бы она просто вышла на сцену, встала в позу, показала красивые ноги, качество балетной работы, свой ум, это было бы гораздо лучше. Не обязательно крутиться на голове, чтобы потрясти зрителя. Если бы я был ближе знаком с ней, то посоветовал бы: «Сделай два-три тура - этого достаточно!» Потому что дальше начинается цирк! Ты сидишь и думаешь: «Господи! Только бы не упала!»

- Сейчас многие художники в литературе, в кино увлеклись созданием иной реальности - звездные войны, Гарри Поттер и пр. Они выдумывают проблемы, конфликты. Хотя в реальной жизни у реальных людей ни конфликтов, ни проблем меньше не стало. Но художники их почему-то не замечают. Почему?

А может, они не художники? Для меня подобного искусства не существует - это просто высокое развитие техники и яркие картинки.

Когда мои друзья говорят: «На выходных я отвез детей в Диснейленд», - я не понимаю их восторга. Вы бы детей в зоопарк отвезли - они бы посмотрели, как там живые мартышки по веткам прыгают. Это же намного лучше!

- Кажется, Бальзак сказал, что писать имеет смысл только про смерть и про деньги, потому что только это по-настоящему интересует людей. А какое чувство в этот список добавили бы вы?

Я думаю, самое главное на свете - это любовь. Во всех ее проявлениях - к детям и жене, к любовнику или любовнице, просто ко времени, в котором вы живете.

Он стал современным классиком. Его балеты танцуют на самых разных сценах мира. Его цитируют, по его спектаклям учатся…

10 июля 2011 года ушел из жизни французский танцовщик и хореограф, творец, который изменил историю балета XX века – Ролан Пети.

В 9 лет, в 1933 году Ролан Пети поступает в танцевальную школу Парижской оперы. Через 7 лет, в 16, он выходит на сцену Оперы как танцовщик кордебалета. В 1943 году Пети уже стоит на средней ступеньке балетной иерархии – он получает ранг солиста, «сюже», выше него – «звезды» и «премьеры», рангом ниже – «корифеи» и первый состав кордебалета. Серж Лифарь позже писал, что именно он открыл Пети, дав ему сольную партию в балете «Любовь-волшебница».

Николай Цискаридзе работал с Роланом Пети, рассказывает о нем:

«Ролан Пети – один из выдающихся ныне действующих классиков. На мой взгляд, это один из самых интересных и самых актуальных хореографов. Ему очень повезло, потому что он сам и его сознание формировались, как он сам говорит, в осажденном Париже, где люди были вынуждены из-за того, что в Париж не было не въезда, ни выезда, заниматься исключительно искусством, как-то сами себя должны были веселить и развлекать.

И вот в этот период он попадает в компанию величайших людей, он знакомится с Жаном Кокто, с легендарным секретарем Сержа Дягилева Борисом Кохно, который и открывает ему путь в богемный Париж, туда, где Пети знакомится величайшими художниками того периода, актерами, сценографами.

Под влиянием Жана Кокто и Бориса Кохно Пети покидает труппу парижской оперы и основывает свою труппу, которая называлась “Балет Елисейских полей”. Перед этим он уже начинает пробовать ставить свои отдельные опусы на сцене Театра Сары Бернар – там были организованы еженедельные вечера балетов, там он представляет свои первые хореографические опусы.

Затем он организовывает свою труппу, в которую входят некоторые его одноклассники и друзья по Парижской опере. Этот коллектив просуществовал не очень долго, потому что из-за разлада с дирекцией театра Пети вынужден был покинуть эту труппу. Чуть позже он организовывает опять свой спектакль и свою труппу, которая называется “Балеты Парижа”.

Ролан Пети. Фото – Agence Bernand

С моей точки зрения как великий хореограф Ролан Пети рождается в 1947 году, когда ставит один из самых великих балетов, которые поставлены вообще в мире, – это “Юноша и смерть”, либретто к этому спектаклю делает Жан Кокто и вообще, это его идея, создание этого спектакля. С этого дня в мире появляется очень яркий, очень знаменитый хореограф Ролан Пети.

В 1949 году в Лондоне появляется его балет “Кармен”, который на протяжении трех месяцев идет в Лондоне по семь, по восемь раз в неделю, затем этот спектакль переезжает в Париж, где идет в течение двух месяцев, потом они уезжают в Нью-Йорк, где тоже в течение двух месяцев исполняют этот спектакль. Со дня с постановки “Кармен” Ролан Пети становится уже международной звездой. Его приглашают в разные театра, он ставит этот спектакль и последующие в разных труппах мира и получает приглашение из Голливуда.

В конце 50-х годов он оказывается в Голливуде, где работает с Фредом Астером, ставит танцы к разным фильмам. В частности, один из таких фильмов о Гансе Христиане Андерсене, где очень много балетных сцен, в фильме снимается его будущая супруга Рене Жанмер, вошедшая в историю под именем Зизи Жанмер. И он ставит много для разных великих танцовщиков голливудских и работает, как он говорит, со своим кумиром детства Фредом Астером. Он говорил, “чему я могу вас научить, я у вас учился всю жизнь”. А Фред Астер говорил, “нет, а я у вас буду учиться теперь”. Это было очень интересное сотрудничество, очень много нового для себя почерпнул Ролан Пети и никогда не оставил любовь к ревю.

Уже когда он вернулся в Европу для своей супруги, Зизи Жанмер он создает очень много программ, ревю для эстрады и в частности, для “Кабаре де Пари”, где каждый день выходят полностью поставленные его программы, а главной звездой является Зизи Жанмер. Все декорации и костюмы к ним делают такие величайшие художники как Роман Тыртов, вошедший в историю как Эрте.

В 1965 году Пети возвращается в прославленную труппу Парижской оперы, где он учился, где он когда-то начинал и он ставит первый спектакль для парижской оперы, вместе с Ив Сен-Лораном, который делает костюмы. Он ставит спектакль “Собор Парижской Богоматери”, который имеет эффект разорвавшейся бомбы: к такому были непривычны в Парижской опере, такую пластику вообще мало кто видел. Многое из того, что придумал Ролан Пети, другие балетмейстеры у него позаимствовали. Это очень легко доказать: если смотреть биографию Ролана, в каком году что он поставил, и какие вообще новшества он ввел и какие произведения потом появлялись по миру, то это ясно. К счастью, Ролан почти весь записан.

В то время, когда он ставит “Собор Парижской Богоматери” его приглашают и быть художественным руководителем, и директором балетной труппы Парижской оперы, что продлилось не очень долго. Потому что он не мог никак смириться и найти общий язык со звездами. Он сказал, что ему эта работа не интересна, и он по своей воле покинул стены Парижской оперы уже во второй раз. И по сей день туда возвращается, и ставит для этого прославленного коллектива свои спектакли.

В 1972 году он приезжает в Марсель, где получает полный карт-бланш. Там Пети является царем и богом для всех, выполняется только его воля. Вообще, о такой труппе он мечтал, и он ее создал: балет в Марселе становится второй труппой во Франции по значимости и существует так очень много лет. 26 лет он был директором этого коллектива. Там же, в Марселе он открывает балетную школу при театре. Под его руководством выстраивается здание специальное для балетного театра. И вот в конце XX векf он навсегда покидает Марсель, прекращает уже директорство и продолжает свою жизнь, ставя разные спектакли. Как и старые восстанавливая, так и ставя новые.

Мне безумно повезло, мне очень посчастливилось, потому что свой большой, последний спектакль он поставил на меня и для меня в Большом театре в 2001 году, балет “Пиковая дама”. С этого началось наша и творческая дружба и просто дружба в жизни. Для меня этот человек очень дорог и очень мне интересен, потому что с ним можно говорить абсолютно на любую тему. И всегда это интересно.

В истории второй половины XX века нет ни одного великого человека, – будь то художника, композитора, актера, даже каких-то научных светил, – с которыми бы не сотрудничал Ролан Пети, создавая разные спектакли. Очень много историй и смешных, и грустных, но благодаря всем им, создавались те великие произведения, которые идут по всему миру.

Ролану присущи очень большая простота в отношениях, и юмор. Без этих двух составляющих он для меня он немыслим. И вот все это очень сильно отражается в его творчестве. Его хореография предельно проста. И очень часто, когда я смотрел какие-то номера, которые никогда до этого момента не видел, у меня всегда было ощущение: а почему это я не придумал или кто-то рядом? Почему такая простая вещь пришла в голову именно ему?

Он очень не любит, когда артисты переделывают текст или занимаются украшательством. Потому что он всегда ставит не только очень простой и очень ясный рисунок, очень точно попадающий на музыкальные акценты. Пети очень точно дает артистам режиссерские указания: в каком эмоциональном состоянии это надо исполнять, с какой мимикой и где можно эмоцию из себя извлечь, а где нельзя.

Только русским артистам он позволял импровизировать в своей хореографии. Он позволял это делать Майе Плисецкой, даже в балете “Пруст, или Перебот сердца” для нее, где были у нее и танцевальные куски, он отводил ей специально музыкальный момент, где она бы могла импровизировать именно так, как это делает она. Слава богу, это записано. Так же было и с Михаилом Барышниковым, и с Рудольфом Нуреевым, и с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым, когда он приглашал их исполнять его спектакли “Голубой ангел”, и вот повезло нам с Илзе (Илзе Лиепа, – прим. ред.), но это доверие надо было заслужить.

Со многими артистами он отказывается работать и вообще слывет человеком очень несговорчивым. Очень часто, когда он ставит свои спектакли, он заказывал музыку, в частности, как это было с “Собором Парижской Богоматери” или спектаклем “Клавиго”. Именно композиторам, которые на тот момент очень популярны и актуальны… Но очень часто Ролан Пети создавал спектакли на уже существующую симфоническую музыку. И подход у него всегда разный и индивидуальный.

Иногда он ставит сцену без музыку, а потом пытается эту сцену наложить на музыку. В частности, так поставлен спектакль “Юноша и смерть”, где использована музыка Иоганна Себастьяна Баха, и где ни в коем случае он не разрешает артистам ориентироваться на музыкальные акценты, все-время намекая на то, что музыка звучит вне происходящего на сцене, это фон существующий вне комнаты, где существуют главные персонажи. Или, например, спектакль “Пруст”. Он подбирал музыку разных французских композиторов. Композиторов именно французских, творящих именно в то время, когда жил Марсель Пруст.

Когда мы ставили “Пиковую Даму” (этот спектакль ставился на патетическую симфонию Петра Ильича Чайковского), он позволил себе поменять местами части, что вызвало, конечно, очень большое недовольство всех музыкальных критиков и музыкантов. Но он очень бережно обходился со всеми музыкальными акцентами. И очень точно за нами следил, чтобы мы это исполняли.

Изначально, когда он брал музыку Чайковского, он брал ее в исполнении Леонарда Бернстайна. Бернстайн исполнил эту симфонию иначе, в отличие от той традиции, которая была присуща русскому исполнительству. Когда его спросили, а почему вы взяли именно Бернстайна, он сказал, что здесь гораздо четче слышны акценты. Сказать, что он позволяет себе какие-либо вольности с музыкой, можно.

Когда он поставил балет “Кармен” в 1949 году на музыку к опере (это было первый раз, когда взяли музыку к опере “Кармен”, полностью ее перекроили, полностью ее переделали, и поставили балет), то было тоже очень много гневных статей музыковедов и музыкантов, которые не хотели с этим мириться, но этот спектакль живет.

Скоро ему уже будет 60 лет, а спектакль идет по сей день в разных театрах мира и имеет оглушительный успех. Так что, наверное, победителей не судят, наверное, художник бывает прав».

Новости культуры


Биография Ролана Пети

Когда ему было двенадцать лет, его мать, итальянка Роз Репетто, разошлась с мужем и уехала из Парижа, так что Ролана и его младшего брата Клода воспитывал отец, Эдмон Пети. В дальнейшем Эдмон Пети неоднократно субсидировал театральные постановки сына.

Ролан Пети с детства проявлял интерес к искусству, увлекался декламацией, рисованием, кино. Его отец, по совету одного из посетителей бистро, отдал Ролана в балетную школу Парижской Оперы, когда тому было девять лет. В училище Пети учился у известного педагога Гюстава Рико, его одноклассниками были известные в последствии Жан Бабиле и Роже Фенонжуа. Пети также посещал частные уроки русских педагогов Любови Егоровой, Ольги Преображенской, мадам Рузанн.

В 1940 году Ролан закончил обучение, и получил место в кордебалете Парижской Оперы. В 1943 году Серж Лифарь, директор Оперы, доверил ему первое большое сольное выступление в балете «Любовь-волшебница». Примерно в это же время Пети вместе с Жанин Шарра, в будущем - известной французской балериной и балетмейстером, организовали несколько балетных вечеров в Театре Сары Бернар. На одном из первых вечеров Ролан - представил свой первый опыт в хореографии - небольшой концертный номер «Прыжок с трамплина».

Постановки балетмейстера

А в 1945 году Пети поставил в Театре Елисейских полей свой первый балет «Комедианты». Развивая успех, Пети организовал собственную труппу «Балет Елисейских Полей».

Через год Пети создал одноактный балет «Юноша и смерть». И, вот уже более 60 лет, этот балет регулярно появляется в репертуарах театров всего мира. Пети задумал одноактный балет для танцовщика своей труппы, Жана Бабиле и обратился к Жану Кокто, одному из самых ярких французских писателей ХХ века. Сюжет его прост - в оригинальном стихотворном либретто всего восемь строчек. Сюжет его трагичен. Эту постановку считают подходящей для зрелых, сложившихся артистов, которые способны привнести в нее собственное прочтение. Задуман балет был под популярную джазовую композицию, но перед самой премьерой Кокто принял решение, что больше подойдет классическая музыка. Подобрали «Пассакалию» Баха. Хореография осталась прежней, ее не стали «подгонять» под музыку, в результате «Пассакалия» буквально парит над историей, которую рассказывет дуэт танцовщиков. Есть несколько фильмов по этому балету - в исполнении «Юноша и смерть» Р.Нуреева и Зизи Жанмер и в исполнении М.Барышникова в фильме «Белые ночи» (White Nights 1985)

В 1948 году Пети собирает новую труппу «Балет Парижа», место прима-балерины которого занимает Зизи Жанмер, и ставит балет «Кармен» на музыку Бизе. Романтическая история Мериме в руках Пети становится историей трагичного противостояния двух сильных личностей - Кармен и Хозе (его партию исполнил сам Пети). Каждый из них отстаивает свою любовь, то, какой они ее понимают, изо всех сил. И для обоих верность своей любви становится высшим напряжением сил, борьбой, в которой уступить - значит предать любовь и предать себя. В своей постановке Пети отказывается от праздничного колорита - сценография намеренно проста, жесты, вместо балетного изящества и условности, чувственны на грани грубости. В балете отмечают отчетливый привкус кабаре - так Пети из «где-то там, в Испании» максимально приблизил историю Кармен своему времени. А тема любви как трагического противостояния мужчины и женщины, заданная еще в балете «Юноша и смерть», станет прослеживаться во многих постановках Пети,

Балету «Кармен» сопутствовал успех. Его, в прочтении Пети, ставили и, очевидно, будут продолжать ставить балетные труппы всего мира. Яркий дуэт Жанмер и Пети привлек внимание Голливуда и получил приглашение к сотрудничеству. Там на хореографию Пети снимается несколько фильмов-мюзиклов. А в 1960 году Теренс Янг снял фильм «Раз, два, три, четыре или Черные чулочки» (1-2-3-4 ou Les Collants noirs), в который вошли такие постановки Пети, как «Кармен», «Сирано де Бержерак», «Авантюристка» и «Траурный день». Три мужских роли - Сирано, Хозе и Жениха Ролан Пети исполнил сам.

В 1978 году Ролан Пети ставит балет «Пиковая дама», специально для Михаила Барышникова. К сожалению, спектакль не продержался на сцене долго - связанный контрактамим, Барышников не смог поддерживать нужное расписание, а приглашенные на роль Германна иные исполнители не удовлетворяли Пети. А в 2001 году Ролан Пети получил приглашение от московского Большого театра поставить на его сцене «Пиковую даму», но не стал возобновлять спектакль 1978 года. Он создал совершенно новый балет - использовал не музыку оперы Чайковского, а его Шестую симфонию. Германна танцевал Николай Цискаридзе , Графиню - Илзе Лиепа.

Критики о балете "Пиковая дама" Ролана Пети:

"Конструкция балета Ролана Пети - череда монологов-диалогов Германна с самим собой, с Графиней, Лизой, Чекалинским, игроками. Рефлексирующий, подобно Гамлету, Германн на протяжении всего спектакля действительно пребывает в постоянном напряженном общении с собственным эго, находя, как ему кажется, ответы в спорах с образами из его воспаленного воображения.

В основу хореографической лексики балета положена классика, но значительно трансформированная двадцатым веком. Нельзя сказать, что здесь Ролан Пети сделал какие-то глобальные открытия в области танцевального языка. Его почерк хорошо узнаваем, мастер, кажется, и не заботится ства этого спектакля состоит в том, как постановщик сопоставляет эпизоды, как распределяет напряжение, как соотносит пластический темпоритм с музыкой, как воздействует светом и цветом - иными словами, в драматургии зрелища. В этом, я думаю, основное достоинство постановки.

Ролан Пети сам тщательно выбирал исполнителей для реализации творческого проекта и ни с кем иным работать не захотел. Здесь принципиально задействован только один актерский состав.

В Николае Цискаридзе Пети нашел танцовщика-актера с великолепными линиями тела, темпераментом, нервной артистичной натурой и высококлассной техникой......

Графиня Илзе Лиепы в спектакле Ролана Пети - звездный час балерины, которая, может быть, всю жизнь ждала настоящей роли. На мой взгляд, здесь случай идеального слияния с образом, каким его придумал постановщик, и в то же время сохранение дистанции между персонажем и исполнителем. Мрачная, с гнилинкой чувственность сочетается с интеллектом, борцовская страстность - с жутковатой иронией. Пластичность, музыкальность, актерский талант Лиепы, ее изумительно гибкие кисти рук - роскошный материал, из которого балетмейстер и танцовщица создали шедевр."

За свой долгий творческий путь Ролан Пети создал более 150 балетов. Работал с крупнейшими балетными труппами мира. В его постановках были задействованы ведущие танцовщики ХХ века. Сотрудничал с ярчайшими людьми, чьи имена неотделимы от творческого наследия Франции - Жаном Кокто, Пикассо (Пети создал балет по мотивам его картины «Герника»), Ивом Сен-Лораном. Ролан Пети умер от лейкемии в 2011 году, а его творческое наследие востребовано и сейчас.

Использованы материалы Википедии и planetatalantov.ru

На 88-м году жизни скончался Ролан Пети. Французский хореограф прославился танцевальными историями, рассказанными с чисто галльским шиком и изяществом.

Обладатель ордена Почетного легиона не любил юбилеев. Не выносил, когда к очередной дате ему делали комплименты по поводу отменного внешнего вида. Хотя выглядел действительно отменно. Был моложав, подтянут и потрясающе деятелен. К тому же всегда окружен молодыми танцовщиками и хореографами, в том числе и русскими. Для Михаила Барышникова и Николая Цискаридзе он ставил «Пиковую даму». Майе Плисецкой подарил «Гибель розы». Ульяне Лопаткиной срежиссировал творческий вечер.

Он переносил в Большой и Мариинский театры свои любимые балеты. Открыл широкой публике Светлану Лунькину и Александра Волчкова. Мечтал поставить в России спектакль о Маяковском, причем сам собирался танцевать главную роль.

Закономерно, что этот русофил стал первым иностранцем, удостоенным Государственной премии России. И пусть отмеченный спектакль - вышеупомянутая «Пиковая дама» - не принадлежал к числу его удач, решение российского руководства не вызывает возражений. Ибо Пети - не только французская, но и наша гордость. Любовь к русским учителям - Борису Князеву и Ольге Преображенской - он пронес через всю жизнь. А пожелание Дягилева, высказанное Жану Кокто: «Удиви меня!», воспринял как руководство к действию.

Неукротимой энергией мэтр отличался с детства. Днем учился танцу, вечером выступал в театральной массовке, домой возвращался за полночь, а рано утром шагал на общеобразовательные уроки. По окончании танцевального курса организовал собственную труппу. Первым крупным успехом Пети стал балет «Комедианты» на музыку Анри Соге, поставленный в 1945 году в Театре Елисейских Полей.

Умение в нескольких жестах рассказать удивительную историю и безошибочно выбрать неширпотребную музыку влюбило в хореографа не только балетоманов. Его ценили все, кто восхищался жизнью и пользовался ее удовольствиями. То, что в обыденном мире принято называть извращениями, для Пети было совершенно естественно. Мир многогранен, внушал маэстро, и, если ты молод, надо вкусить его соблазны. Причем молодость, согласно Пети, понятие вневременное. Пока человек живет с упоением, старость ему не страшна.

Последний привет от маэстро передали нам в феврале танцовщики Парижской оперы. Французы исполнили «Арлезианку». Герой, обманутый возлюбленной, кончал жизнь самоубийством. Из всех привезенных гостями спектаклей этот один имел трагический финал. И тем не менее был самым жизнелюбивым, самым легким, самым обаятельным и абсолютно раскованным. Как и его автор - истинный француз Ролан Пети.