Пастернака "Доктор Живаго")". Разработка урока литературы "Гражданская война в судьбе Ю.Живаго (по роману Б.Пастернака "Доктор Живаго")" Урок история создания романа доктор живаго

Борис Пастернак, роман «Доктор Живаго»

Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий. Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.
Однако роман был напечатан в 1957 году в Италии, затем переведён на многие языки мира, а в 1958 году автору была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».

На родине же Пастернака начали активно травить: исключили из членов Союза писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, заставили отказаться от Нобелевской премии, настойчиво раздавались требования покинуть родную землю.«Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её», - решительно заявлял Пастернак.

Нобелевская премия.Я пропал, как зверь в загоне,Где-то люди, воля, свет,А за мною шум погони,Мне на волю хода нет.Тёмный лес и берег пруда,Ели сваленной бревно.Путь отрезан отовсюду.Будь что будет, всё равно.Что же сделал я за пакость,Я убийца и злодей?Я весь мир заставил плакатьНад красой земли моей.Но и так, почти у гроба,Верю я, придёт пора –Силу подлости и злобыОдолеет дух добра. 1959 г.

Вся эта история подкосила писателя. 30 мая 1960 года Пастернака не стало. «Доктор Живаго» был опубликован на родине только в 1988 году, через 33 года после написания.

Почему же роман «Доктор Живаго» вызвал такую реакцию властей?

Внешне повествование вполне традиционно: рассказывается о судьбе человека в эпоху революции. Но события романа даны через восприятие главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет. Роман не вписывался в схемы социалистического реализма, предполагающего «активную жизненную позицию».Судьба человека, по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения.

Как исторические события преломляются в восприятии Юрия Живаго?

Первоначально герой с восторгом принимает октябрьские события 1917 года. Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!». Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения человека, обещанного первым революционными действиями, новая власть поставила человека в жесткие рамки, навязывая при этом собственное понимание свободы и счастья. Но насильно сделать людей счастливым нельзя, единого рецепта не существует.

Что происходит с Живаго в годы Гражданской войны?

В Гражданскую войну Живаго попадает в партизанский отряд. Трагизм Пастернаком передается не через описание жестоких сражений, а через восприятие событий главным героем. Человеческая бойня нелепа. Единственное сражение, в котором принимает участие пленённый партизанами доктор, - доказательство этой нелепости. Ему приходится убивать тех, кого он считал своими. После войны Живаго возвращается в Москву и оказывается не ко двору новой власти. Он не способен приспосабливаться, изменять самому себе. Пастернак видит высшую ценность в человеке, его личности, его частной жизни. Единственно важная «соль земли» - бессмертная душа человека.

Чем привлекает герой романа Юрий Живаго?

Герой Пастернака, Юрий Живаго, привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, которая является признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой – выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность.

Роман «Доктор Живаго» состоит из 2-х частей: прозаической и поэтической. 16 частей романа повествуют о людях, событиях, большой истории, трагических судьбах Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней, 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии.Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.

ГамлетГул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку.На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Авва Отче,Чашу эту мимо пронести.Я люблю твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль.Но сейчас идет другая драма,И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути.Я один, всё тонет в фарисействе.Жизнь прожить – не поле перейти. 1946 г.

С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения Б.Пастернака сближает одно и то же стремление сделать свой жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед». Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение. Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.

Мело, мело по всей земле,Во все пределы.Свеча горела на столе.Свеча горела.Как летом роем мошкараЛетит на пламя,Слетались хлопья со двораК оконной раме.Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.Свеча горела на столеСвеча горела.На озаренный потолокЛожились тени.Скрещенья рук, скрещенья ног,Судьбы скрещенья.

И падали два башмачкаСо стуком на пол.И воск слезами с ночникаНа платье капал.И все терялось в снежной мглеСедой и белой.Свеча горела на столе,Свеча горела.На свечку дуло из угла,И жар соблазнаВздымал, как ангел. Два крылаКрестообразно.Мело весь месяц в феврале,И то и делоСвеча горела на столе,Свеча горела.

З и м н я я н о ч ь

Луговская Елена Владимировна, МАОУ лицей № 8 имени Н. Н. Рукавишникова, г. Томск, учитель русского языка и литературыЦель: дать представление о мировоззрении Б. Л. Пастернака, отражённом в романе «Доктор Живаго», о таких понятиях, как история, человек, природа, показав их гуманизм и ценность.Задачи: Образовательная: Деятельностная: формирование универсальных учебных действий:Регулятивных:— определять цель работы и способы её достижения;Познавательных:— составить представление об образе Юрия Живаго и его нравственных ценностях;— рассмотреть философско-нравственные проблемы, поднятые автором романа и определить его точку зрения на них;— определить, что для Юрия Живаго является смыслом жизни;— совершенствовать навыки анализа художественного текста;— выбирать для анализа фрагменты художественного текста и обобщать полученный результат, работать с лексическим рядом, пейзажем;Коммуникативных:— развивать устную монологическую речь, умение доносить свою позицию сотрудничать с другими учениками;— совершенствовать умение объяснять свою точку зрения и выражать отношение к общечеловеческим ценностям;Воспитательная: — воспитывать интерес к литературе через пример классического текста;— повышать интерес к искусству декламации.Развивающая: Развивать речь учеников через вопросно-ответную систему;— развивать умение ведения дискуссии, способности выражать собственное мнение.Основные понятия темы: образ, персонаж, пейзаж, эпизод.Методы: эвристическая беседа, работа в группах, опережающие индивидуальные задания.Ресурсы: текст романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», фотопортреты Б. Л. Пастернака разных лет.Этапы урока: 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) — На предыдущем уроке литературы мы начали знакомство с творчеством Б. Л. Пастернака и его романом «Доктор Живаго», знакомились биографией Б. Л. Пастернака, с историей создания романа. Сегодня мы продолжим говорить о романе и его главном герое.2. Актуализация знаний. (10 мин) Беседа по материалам предыдущего урока.1. Какое время охватывают события романа? Что это за эпоха? (Учитель дополняет ответы учеников).События романа развиваются с 1903 по 1929 год и описывают эпоху революций, гражданской войны в России.2. Расскажите об истории создания романа (в полной версии документа)3. Чем была вызвана резко негативная реакция властей на роман?Сюжет романа построен на вымышленных героях и топографических названиях (кроме Москвы) и отражает субъективный взгляд на историю иЖизненные перипетии социально чуждого сословия - интеллигенции.4. Как первоначально назывался роман?Название романа Б. Л. Пастернак менял несколько раз. Первоначально он носил название «Мальчики и девочки», что вызывает ассоциацию со стихотворением А. Блока «Вербочки», в котором главным настроением становится вдохновение праздником Вербного Воскресения. Образ А. Блока не раз всплывает в сознании главного героя. Кроме того, роман открывается описанием подросткового восприятия жизни действующими лицами романа - мальчиков: Юры Живаго, Паши Антипова, Ники Дудорова, Миши Гордона, Патули Антипова и девочек: Нади Кологривовой, ТониГромеко, Лары Гишар.Были и другие варианты заглавия: «Смерти не будет», «Свеча горела».5. С какими прозаическими произведениями можно сравнить роман и почему?С романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (их объединяет творческая личность героя и христианские мотивы, приём «текст в тексте»: роман в романе, цикл стихов в романе), с романом М. А. Булгакова «Белая гвардия» (описание судеб главных героев из интеллигенции в истории, семейная хроника)3. Постановка целей урока (3 мин) — Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно ответить? Определение целей урока.4. Анализ эпизодов романа (17 мин). Работа в группах по заранее подготовленным вопросам и выбранным эпизодам романа (Выразительное чтение, комментирование, обсуждение).— Как бы вы определили основные концепты романа (по определению С. Г. Воркачёва, концепт - это «вербализованный культурный смысл» [Воркачёв, 2005, с. 76-77])? («революция», «история», «природа»). Осмысление героем романа философских понятий можно соотнести с основными темами романа: «Живаго и революция», «Живаго и история», «Живаго и природа».Задания для 1-й группы к теме «Живаго и революция» 1. Каково отношение героя к революции?2. Как оно меняется на протяжении романа и почему?3. Какими средствами языка выражено в следующихотрывках отношение героя к событиям?1. «Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох…» (ч. 5, гл. 8, с. 174).2. «Верность революции и восхищение ею были тоже в этом круге. Это была революция в том смысле, в каком принимали ее средние классы, и в том понимании, какое придавала ей учащаяся молодежь девятьсот пятого года, поклонявшаяся Блоку…» (ч. 5, гл. 15, с. 189).Обсуждение: Поначалу Живаго не отделяет себя от великих исторических событий, а чувствует свою сопричастность к происходящему, к творимой истории, вместе со всеми ожидает перемен в обществе.3. «Надвигается неслыханное, небывалое <…> истинно великое безначально, как Вселенная. <…> России суждено стать первым за существование мира царством социализма…» (ч. 6, гл. 4, с. 213-214).4. «Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали.В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально-близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого» (ч. 6, гл. 8, с. 228).Обсуждение: Называя революцию «великолепной хирургией», герой выражает взгляд мыслящей интеллигенции на ход истории, первоначально с энтузиазмом принявшей революцию. Достаточно вспомнить В. Маяковского: «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». Его восхищает революция своей стихийностью, непредсказуемостью. Вместе с тем подчёркивается неотвратимость надвигающихся трагических событий с одной стороны, и та цена, которую народ России заплатил за столь кардинальные искусственные изменения. Неслучайно употреблено медицинское слово «хирургия». В словаре С. И. Ожегова: «Хирургия - отрасль медицины, занимающаяся оперативными методами лечения» [Ожегов, 2005, с. 1129]. Однако это сторонний взгляд наблюдателя, который не в состоянии изменить или предотвратить исторические процессы. Как отмечает Д. С. Лихачёв, «Живаго - это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила - стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий, он служит тем, к кому попадает…» [Лихачёв, 1988, с. 4-5].5. «Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле» (ч. 11, гл. 4, с. 389).Обсуждение: Отношение Живаго к революционным преобразованием меняется, когда он осознаёт, что эти перемены связаны с убийством, смертью, насилием, жестокостью. Герой с ужасом наблюдает смерть во время боя гимназистов-восьмиклассников с партизанами и корит себя за убитого им белогвардейца: «Зачем я убил его?»6. «… во-первых, идеи общего…» (ч. 11, гл. 5, с. 391-392).Обсуждение: Неприятие революционных событий, разочарование Живаго выражены в разговоре с командиром партизанского отряда Ливерием Аверкиевичем Микулицыным. В словах героя звучит мысль о несопоставимости интересов революции и существования Вселенной и бессмысленности этой неуправляемой стихии, которая уничтожает самое ценное - жизнь. Неслучайно итогом размышлений Живаго о революции становится фраза: «Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь. К добру надо привлекать добром…» (ч. 8, гл.5, с. 306).Задания для 2-й группы к теме «Живаго и история» 1. Как осмысливает герой историю?2. Найдите примеры других взглядов на историю.3. Какими средствами языка выражено в отрывках отношение героя к событиям?1. «Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера…» (ч. 3, гл. 2, с. 84).Юрий Живаго впервые пытается осмыслить ход истории в студенчестве, в период выбора специальности, жизненного поприща, разделяя мнения дяди - священника Николая Николаевича Веденяпина.2. «…историю, то, что называется ходом истории, …» (ч. 14, гл. 14, с. 522).Обсуждение: Автор подчёркивает мысль о том, что истории никто не делает, она совершается помимо желания человека, насильственное вторжение в исторические процессы не приводит к улучшению жизни, не делает человека счастливым, а приносит страдания и несчастье. Человека нельзя сделать счастливым, навязывая определённые представления о счастье, вписанные в идеологическую схему. История существует обособленно, независимо от желания человека, однако у каждого может быть собственный взгляд на исторические процессы.Задания для 3-й группы к теме «Живаго и природа» 1. Проследите, когда в романе появляются описания природы и какую роль они выполняют?2. Каковы отношения природы и человека?3. Какими средствами описан пейзаж?4. Что поражает и завораживает в описании природы?1. «У выхода из лагеря и из леса, который был теперь по-осеннему гол и весь виден насквозь…» (ч. 12, гл. 1, с. 408-409).Обсуждение: Место данного отрывка в романе: Живаго в партизанском отряде, куда случайно попадает и насильно удерживается, вынужден наблюдать жестокость, насилие гражданской войны. Пейзаж предваряет бесчеловечную сцену расстрела заговорщиков. В описании природы поражает женское начало. Она живёт своей жизнью, но с другой стороны ощущается её связь с человеком. Описания природы появляются в романе не случайно, а в моменты тяжёлых душевных потрясений героя и играет роль защитницы, спасительницы, высшей силы, исцеляющей душу и помогающей пережить потрясающие своей жестокостью события смутного времени.«Темнопунцовое солнце еще круглилось над синей линией сугробов…» (ч. 14, гл. 13, с. 519).Обсуждение: Одухотворённые описания природы в романе тесно связаны с внутренним состоянием героя: с помощью красочных эпитетов, необычных олицетворений, ярких бликов и красок природы передано ощущение нахлынувшего одиночества после отъезда Лары. Живаго мысленно прощается с любовью, и живописное, близкое к поэзии (стихотворениям в прозе, вспомним «Стихотворения в прозе И. С. Тургенева») описание пейзажа обостряет горе героя.«Цветным складывающимся и раскрывающимся лоскутком пролетела с солнечной стороны коричнево-крапчатая бабочка…» (ч. 11, гл. 8, с. 400).Обсуждение: Природа предстаёт одухотворённой и очеловеченной, это не безликое существо, и Живаго, умеющий видеть её красоту и поэтичность, чувствует с ней духовное родство. Как пишет Н. Л. Лейдерман, «природа у Пастернака восполняет человека, внося в его душу тот смысл и лад, которых люди лишают себя в суматохе века. И - что очень существенно - повествователь смотрит на окружающий мир глазами художника и слушает его ухом музыканта» [Лейдерман, Липовецкий, 2003, с. 55].«Ясная морозная ночь. Необычайная яркость и цельность видимого…» (ч. 9, гл. 6, с. 330-331).Обсуждение: Особую поэтичность, умиротворение содержат описания природы, помещённые в дневник героя, который он начинает вести, приехав в Варыкино. Итак, в романе достаточно много страниц, посвящённых описанию природы, что неудивительно, так как Живаго пытается найти душевную гармонию среди хаоса и неустроенности жизни.

5. Выводы. (5 мин)

Подгорова Татьяна Павловна, г. Белгород,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №11

Урок-размышление
по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»

Цели урока:

— помочь учащимся раскрыть глубину философских обобщений в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго», показать особенности восприятия мира главным героем, подчеркнуть богатство и красоту выразительных средств языка романа;

— развивать аналитическое мышление учащихся, умение выразить свою точку зрения и аргументировать ее, сопоставлять события и мнения, делать выводы, научить логичной и эмоциональной речи;

— способствовать развитию стремления познать законы мироздания, помочь ощутить сопричастность к происходящим переменам в общественной жизни.

Оборудование:

  1. Портреты Б.Пастернака разных лет.
  2. Выставка книг поэта и писателя.
  3. Музыкальное сопровождение.
  4. Мультимедиа. «Нобелевские лауреаты. Борис Пастернак», эпизоды из фильма «Доктор Живаго» Режиссера-постановщика А.Прошкина.

Эпиграфы

  1. Только жизни впору все время рваться вверх и вдаль…

Б.Пастернак

2. … с этой минуты народы и боги прекратились, и начался человек…

Б.Пастернак

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Работа с романом Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Звучит романс на слова Б.Пастернака «Сон»

Вступительное слово учителя.

Несколько уроков назад мы зажгли свечу над страницами романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Сам автор, характеризуя замысел своего произведения, подчеркивал: «… эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…».

В центре романа философское осмысления мира, разговор о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее.

Задача нашего урока заключена в следующем: определить основные нравственно-философские проблемы, поднятые автором в романе.

— Человек и мир (роль и место человека в этом мире;

Человек и история;

Природа, жизнь человека в природе и антитеза этой жизни;

Жизнь и смерть, бессмертие.

Прежде чем решить эту проблему, давайте напомним себе поэтическое миропонимание поэта и писателя.

Учащиеся . В сборнике стихов «Сестра моя – жизнь» Б.Пастернак определил:

— целостность мира, он един;

— единство человека и мира;

— единство дома и мира.

Другими словами, поэт отрицательно относился к переделке мира, мир, по его мнению, надо принимать таким, каков он есть.

Учитель. Как соотносятся понятия мир и человек у Ю.Живаго? Что для него жизнь?

Учащиеся I группа . Выразительное чтение текста. Книга I, часть 3, глава 15. (Панихида по Анне Ивановне Громеко). «…Рано потеряв мать, все 12 лет школы, средней и высшей, Юра занимался древностью и законом Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом, о природе… Сейчас он ничего не боялся, ни жизни, ни смерти… Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенной…»

Учащиеся II группа. . Главный герой — Юрий Живаго — считает, что жизнь – это «непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало…»

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других,

Как бы им в даренье.

Юрий Живаго по Евангелию – вечно живой. Он человек мирной профессии (доктор), увлеченный искусством, пишущий стихи.

Учитель . И вот этот человек брошен волею обстоятельств в круговорот событий революции и гражданской войны.

Проследим по тексту, как относится наш герой к происходящим в стране переменам?

Учащиеся III группа . Поначалу отношение к революции и гражданской войне положительное. «Вчера я ночной митинг наблюдал. Поразительное зрелище. Сдвинулась Русь-матушка, не стоится ей на месте, ходит, не находится… сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют ночные цветы и митингуют каменные здания. Что-то евангельское, не правда ли? Как во времена апостолов…» (Книга 1, часть 5, глава 8).

Уроки 83–84 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО БОРИСА ПАСТЕРНАКА (ОБЗОР). ФИЛОСОФСКАЯ ГЛУБИНА РАЗДУМИЙ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТА

30.03.2013 27345 0

Уроки 83–84
Жизнь и творчество Бориса Пастернака (обзор).
Философская глубина раздумий
в стихотворениях поэта

Цели: познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Пастернака; определить тематику и основные мотивы его лирики; дать понятие об особенностях романа «Доктор Живаго»; научить определять значение образов-символов и звучания сквозных мотивов произведения.

Ход уроков

Жить и сгорать у всех в обычае.

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к славе и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

Борис Пастернак

I. Вступительное слово.

Весной 1894 года на съезде художников России близкий друг Толстого Николай Николаевич Ге говорил, что творческая личность – художник становится решающей силой общества и в этом он видит главную, характерную линию исторического развития.

Аналогично думали и писали в это время многие. Композитор А. Н. Скрябин всерьез рассчитывал преобразовать мир и объединить человечество силою музыки. Определяющей становилась и сила обновляющегося живого слова, которая в литературе связывалась с именами Толстого, Достоевского, Чехова.

Воплощением духа своего времени стал и Борис Пастернак. Он сумел передать его атмосферу, несбывшиеся исторические надежды и судьбы своих современников в написанных им стихах и прозе. Его работы, лирические по преимуществу, стали воплощением трагического счастья существования человека, одаренного разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время.

И быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

«Быть знаменитым некрасиво…»

II. Художественный мир Бориса Пастернака (лекция).

1. История жизни и творчества поэта .

Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года. Дом, в котором его родители снимали квартиру, находился в районе Тверских-Ямских и Оружейного переулка. Это было оживленное предместье, где жили извозчики, ремесленники, железнодорожные рабочие.

В необеспеченной семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Пастернак-Кауфман искусство сливалось с повседневным домашним обиходом, а окружающие переулки, дворы и сады в окрестностях Каретного ряда были местом ежедневных прогулок, где жизнь врывалась в сознание всей яркостью своих нравственных и пластических крайностей.

Мальчик отличался чрезвычайной впечатлительностью. Внешний мир с болью вторгался в его игры и сны. Мальчику рано представлялось, что окружающая действительность требует от него ответа – осознания и воплощения. Работы отца, в особенности натурные зарисовки и эскизы, музыкальный мир состояний и образов, возникавший во время ежедневных занятий матери, были именно такой школой, стихией перевоплощения. Он чувствовал этот язык, он был ему родным, почти разговорным. Он любил осмысливать и рассуждать, это помогало справиться с волнением, смягчить тоску и душевную истому. Няня Акулина Гавриловна брала его с собой в церковь, рассказывала о божественном и чудесном.

Творческая атмосфера семьи Пастернаков, где частыми гостями бывали многие известные художники, музыканты, писатели, с детства развила у мальчика отношение к искусству как к повседневной, привычной части жизни.

Борис Пастернак считал обстановку родительского дома самой значимой в художественном становлении. «Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней. И к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как к живой норме…» – напишет Б. Пастернак в письме к А. Форману в 1927 году. Теплые чувства ко многим художникам, бывавшим в семье Леонида Осиповича, Борис Пастернак пронесет через всю свою жизнь.

Будущий поэт в детстве рисовал красками. Его отец, всегда строгий к детям, отмечал явные художественные задатки сына. «Мог бы быть художником», – не без сожаления говорил о нем Леонид Осипович. Потом будут серьезные увлечения музыкой и философией. Свою разнообразную одаренность Б. Пастернак считал особенностью поколения.

Обстоятельства детства и отрочества подробно описаны в двух автобиографических повестях Бориса Пастернака. Яркость этих впечатлений определила умение писать с натуры, которое он в поздние годы называл субъективно-биографическим реализмом. Семейный уклад создал пожизненную привычку к ежедневной профессиональной работе, и в 70 лет Пастернак мог с удовлетворением сказать, что в его жизни не было попусту проведенного дня, когда бы он не работал.

«Что делает художника реалистом, что его создает? Ранняя впечатлительность в детстве, – думается нам, – и своевременная добросовестность в зрелости», – писал он о своем опыте в 1945 году. Эту мысль о ценности каждого дня поэт свяжет с необходимостью понимания и выполнения предназначенного ему свыше, требовательности к себе.

Галина Нейгауз свидетельствует, как «однажды Пастернак заметил: «Талант дается Богом только избранным, и человек, получивший его, не имеет права жить для своего удовольствия, а обязан всего себя подчинить труду, пусть даже каторжному. По этому поводу у меня есть стихи». Он позвал меня к себе в кабинет и прочел стихотворение «Не спи, не спи, художник…» Эта важная мысль в последних двух строфах стихотворения 1956 года «Ночь» звучит как призыв:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Это был человек необыкновенной работоспособности. Одновременно с гимназией он практически прошел курс консерватории. Однако требования, которые он предъявлял к себе, были невыполнимы, и он с болью отказался от завершения музыкального образования и профессии композитора.

Сменив первоначально выбранный за легкость юридический факультет университета на философское отделение историко-филологического, он хочет найти опору в том, чего достигла научная мысль в ходе своего многовекового развития. Увлеченно занимаясь на первых курсах, он в то же время начинает писать стихи и прозу. Было принято решение бросить философскую карьеру.

Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» на началах складчины вышел альманах, в котором напечатаны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал свои сборники:

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

За лето он написал стихотворения первой своей книги, и к новому 1914 году она вышла в том же издательстве под названием «Близнец в тучах». Молодой поэт решительно искал самостоятельный путь в литературе.

Освобожденный от военной службы в годы войны, он поехал на Урал, а затем в Прикамье конторщиком химических заводов, работавших на оборону. К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пастернака «Поверх барьеров».

Узнав о Февральской революции, Пастернак вернулся в Москву. Написанная революционным летом 1917 года книга лирики «Сестра моя – жизнь» поставила Пастернака в число первых литературных имен своего времени. Задолго до её опубликования она приобрела известность, а её издание вызвало восторженные отзывы Брюсова, Цветаевой, Маяковского.

С революционных лет Пастернак задумал большую прозаическую работу. Отделанное начало этого замысла было напечатано как повесть «Детство Люверс». О ней с похвалой писали Тынянов, Горький, ставя эту прозу выше стихов Пастернака.

В своих лирических произведениях поэт обращается и к историческим личностям (поэма «Лейтенант Шмидт»), и к людям, чья судьба тогда касалась и трогала его (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду). В 20-е годы поэт в своих произведениях выразил мужественную решимость писать, преодолевая трудности, жить, несмотря на опасности и трагические перемены:

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают,

Нахлынут горлом и убьют!..

Но старость – это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

Выражением этих намерений и взглядов стала написанная в 1930–1932 годах книга стихов «Второе рождение».

С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в создании Союза писателей. Смело отвечал на критику, отстаивал свое мнение самостоятельного художника. С осени 1936 года тон печати по отношению к Пастернаку резко переменился.

«Именно в 36 году, – вспоминал поэт через 20 лет, – когда начались эти страшные процессы, все сломилось во мне, и единение с временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал. Я ушел в переводы. (Известны замечательные переводы Шекспира – примечание учителя.) Личное творчество кончилось…» Так продолжалось все годы войны и сталинского террора.

Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными. Но в их свете Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго». Последние поправки в текст романа были внесены зимой 1955 года, и в начале 1956 года книга была отдана в печать в журнал «Новый мир». Однако редактор журнала К. М. Симонов отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено более чем на 30 лет. Последовали зарубежные издания произведения и переводы практически на все языки мира.

С 1946 года Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году она была присуждена ему «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы». Вслед за этим разразился политический скандал. Пастернак был вынужден отказаться от премии. Были остановлены все издания его переводов.

Нелегкая двойственность существования не нарушала ритм его работы. В 1959 году поэт пишет стихи своей последней книги «Когда разгуляется». На пороге своего семидесятилетия продолжает писать драму «Слепая красавица» о жизни крепостного актера (и о судьбе искусства в условиях крепостного права в России).

С начала 1960 года, преодолевая постепенно нарастающие боли в спине, Пастернак переписывал первые сцены пьесы. С середины апреля наступило ухудшение, и, отчетливо сознавая неизлечимость своей болезни, он оставил неоконченную работу и позволил себе лечь в постель.

30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался. Пророческими стали слова, сказанные поэтом за два года до смерти: «Вероятнее всего через много лет после того, как я умру, выяснится, какими широкими, широчайшими основаниями направлялась моя деятельность последних лет, чем она дышала и питалась, чему служила».

2. Художественные особенности поэзии Пастернака.

– Послушайте сообщение и перечислите особенности лирики поэта в форме плана.

Стихи Пастернака отличаются живописностью, его картины узна-
ваемы:

Плитняк раскалялся, и улицы лоб

Был смугл, и на небо глядел исподлобья

Булыжник, и ветер, как лодочник греб

По липам. И все это были подобья.

Зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья.

Образы-символы глубоки и ощутимы.

Свеча как символ творческого горения впервые появилась у Бориса Пастернака в прозе: «А в комнате, на письменном столе, стоял бронзовый кузнец, и рядом с ним увядшая во мгле свеча запахнула целый угол тенями, и вот не сдержался рассвет, дохнули безлюдья, свеча пошевелила печью, как темной полой. Легко со свечой».

В стихотворении 1912 года «Как бронзовой золой жаровень…» «свечка человеческой жизни» – часть мирозданья: «Со мной, с моей свечою вровень миры расцветшие висят».

Поэт особенно дорожит переданным ему в наследство радостным мироощущением отца и преклонением перед величием природы и её создателем. Настоящее искусство всегда несет человеку радость. В стихах и лирических зарисовках поэта передано чувственное ощущение жизни:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

«Когда разгуляется», 1956

И белому мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь,

Я тихо шепчу: «Благодарствуй,

Ты больше, чем просят, даешь».

«Иней», 1941

Природу, как и все окружающие его явления, Борис Пастернак воспринимал удивительно ярко и рельефно, наполняя пейзажные стихи необыкновенной радостью. От неожиданных и вместе с тем очень простых, очевидных примет окружающей поэта жизни он естественно поднимался к высотам мирозданья, к философским раздумьям о вечности.

В. Ф. Асмус писал о Борисе Пастернаке: «Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языка, не разными языками, а единым языком искусства, в котором все слова равно ему доступны и равно понятны». Подчинив свой талант стихии слова, Б. Л. Пастернак сохранил в творчестве остроту художнического видения, чуткость музыкального восприятия мира.

3. Работа с текстом .

– А теперь попробуйте выявить эти особенности в стихотворении Пастернака.

Учитель раздает учащимся тексты стихотворения. Возможна работа в парах.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

III. Роман Пастернака «Доктор Живаго».

Можно начать с сообщений учащихся о необычности сюжета и композиции произведения.

Мы обратимся лишь к нескольким страницам этого необычного произведения.

Весь роман – это откровение Пастернака, его послание к нам, ныне живущим, послание, заставляющее увидеть то, чего раньше не замечали. Это своеобразное письмо, покоряющее открытостью, любовью к жизни, умение видеть поэзию в прозе. В нем присутствуют и записки, и дневниковые заметки, и стихи, и письма как таковые.

Мы обратимся к такому письму – прощальному письму Тони.

Анализ страниц романа (глава 13, часть 18).

– Как вы думаете, письмо это написано по правилам?

В нем нет адреса, нет обращения, начала, нет слов прощания. Мысли Тони прыгают: то она говорит о себе, то о событиях вокруг, то вновь обращается к своим чувствам… Кажется, уже попрощалась, а письмо все продолжается.

– В каком жанре написано это письмо? (Это крик души, который заставляет трепетать и наши души.)

– Что было в этом письме, что заставило Юрия Андреевича забыть, в каком он городе и у кого в доме? Забыть, где он и что кругом него? В чем сила письма?

Это письмо о любви, у которой нет будущего. Тоня никогда не говорила мужу: «А я люблю тебя… Я люблю все особенное в тебе, все выгодное и невыгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении… Мне все это дорого, и я не знаю человека лучше тебя». Но «все горе в том, что я люблю тебя, а ты меня не любишь».

Нет, он любил Тоню, но опоздал это сказать…

Письмо, о котором идет речь, не первое, полученное Юрием Живаго от жены. Но как не похоже оно на другие! Оно – прощальное. И в нем высвечивается вся замечательная душа Антонины Александровны: огромная, умеющая любить, жертвенная. Мы как будто по-новому видим эту женщину, которая до этого письма казалась иной.

– Вспомните в литературе другие примеры женского письма.

Учащиеся могут выступить с сообщениями о примерах женского письма, что обобщит знания.

Пастернак любил и умел писать. Широко известен его эпистолярный роман с Мариной Цветаевой: «Мы были музыкой во льду…» Так вот и это письмо, о котором мы говорим сегодня, – музыка, которая потрясает до глубины души своей искренностью, обилием чувств и – полным самоотречением.

Заканчивая работу над романом, Пастернак признавался в одном из писем: «Вы не можете представить, что при этом достигнуто! Найдены и даны имена всему тому колдовству, которое мучило… Все распутано, все названо, просто, прозрачно, печально. Еще раз, по-новому, даны определения самому дорогому и важному, земле и небу, большому и горячему чувству, духу творчества, жизни и смерти…»

Два человека – он и она – могут обрести друг друга лишь в письмах, и тем трагичнее ситуация, когда письмо остается без ответа, как обнаженная душа среди холода и ветра, душа, которую некому согреть и спасти.

Домашнее задание.

Выучить понравившееся стихотворение Бориса Пастернака, выполнить его анализ.

1 слайд

2 слайд

Роман представляет собой историю жизни Юрия Живаго, потомка одного из известных русских предпринимателей конца Х!Х века. Юрий в 10 лет остался сиротой, вырос в семье профессора Громеко, своего дальнего родственника. Юра учился в университете на медицинском факультете и однажды встретился с известным в Петербурге адвокатом Комаровским. Комаровский заинтересовал юношу своим потребительским и авантюрным взглядом на мир. Юрию стало известно, что Комаровский виноват в гибели его отца.

3 слайд

Юрий вырос в одном доме с Тоней Гордон. Когда пришло время, молодые люди полюбили друг друга, и Юрий делает Тоне предложение. Мама Тони благословила молодых. Надвигаются события Первой Мировой войны…

4 слайд

В 1914 году Юрий Живаго был призван на фронт как полковой врач. Тоня уже после его отъезда родила сына Сашеньку. На фронте Юрий встречает девушку, которую знал еще в будучи студентом. Лариса Антипова, оставив маленькую дочь на попечение тетки, тоже поступила на службу в санитарный поезд. Юрий и Лара чувствуют друг в друге поддержку и духовную близость, они становятся друзьями.

5 слайд

После серьезного ранения Живаго возвращается домой в Петербург. В городе нет ни отопления, ни электричества. Революционные события заставили Юрия с семьей и его тестя Александра Громеко выехать на Урал, где у Громеко была усадьба и дом. Ехали до Урала почти месяц. В деревне Варыкино еще можно было выжить и переждать трудное время…

6 слайд

Живаго иногда принимает больных, а в свободные минуты пишет стихи, которых он начал сочинять еще в студенческие годы. Иногда ему приходится ездить в ближайший городок Юрятин – чтобы купить в аптеке лекарства и препараты и зайти в библиотеку за книгами. Однажды в библиотеке он встречает Ларису Антипову. Лариса с дочкой Катей живут в Юрятине.

7 слайд

Между Юрием и Ларисой вспыхивают прежние чувства. И хотя Юрий понимает, что обманывает Тоню, но без Ларисы тоже не представляет своей жизни… Однажды, возвращаясь из Юрятина, Юрий был остановлен вооруженными людьми. Гражданская война добралась и до Урала. В красноармейском отряде Микулицына, куда доставили Живаго, свирепствовали тиф, дизентерия, было много раненых. Два долгих года пришлось Юрию Живаго быть военным врачом. За ним следили, опасаясь, что Юрий, не разделяющий взгляды большевиков уйдет из отряда…

8 слайд

Однажды зимой Юрию все же удалось бежать. Он с трудом добрался до Юрятина и узнал от Ларисы, что Александру Гордону и Тоне удалось с помощью знакомых перебраться за границу. Юрий понимает, что больше никогда не увидит жену и детей…

9 слайд

Некоторое время Юрий с Ларисой и Катенькой живут в Юрятине. Каждый день они живут, как последний, потому что и Юрия, и Ларису могут арестовать... Неожиданно объявляется Комаровский. Он приглашен на работу советским правительством и едет на Дальний Восток. Как он говорит, возможно, удастся уехать в Китай. Комаровский настаивает, чтобы Лариса с Катенькой ехали с ним: это единственная возможность избежать ареста.

10 слайд

Юрий отпускает Ларису, считая, что теперь их жизнь в безопасности. Сам Живаго перебирается в Москву. Его несколько раз допрашивают, но отпускают. Юрий меняет работы: пилит дрова, работает истопником, работает дворником… В свободное время он продолжает писать стихи. Юрий сближается с молодой женщиной, дочерью бывшего дворника Мариной, и Марина становится его женой.

11 слайд

В один счастливый день Юрия разыскивает его сродный брат Евграф, который при советской власти быстро пошел в гору. Евграф – военный человек, у него есть связи в Москве. Он помогает Живаго снять приличное жилье и найти работу в больнице. Казалось бы жизнь, наконец, налаживается… Однако, возвращаясь домой в один из августовских дней, Юрий Андреевич умер в трамвае от сердечного приступа.

12 слайд

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме… Прощаться с Юрием пришло неожиданно много народу… После смерти Юрия его брат Евграф Андреевич издает сборник стихов Живаго.