«Печаль будет длиться вечно. Винсент Ван Гог: «Печаль будет длиться вечно Печаль будет длиться вечно на английском

Тело ужасно болело. Несомненно, это больно, когда в тебя стреляют. Но сейчас болело сильнее. Болело так сильно, что хотелось умереть прямо сейчас, на месте. Невыносимая боль разливалась по телу, и Винсент уже не разделял её на моральную и физическую. Он осел на кровать. Напротив него в гостиничном номере с пистолетом в руке стоял Гоген. Его любимый Поль, его родной и добрый друг, единственный луч света в его жизни. - Анри... - только и прохрипел Винсент. Слова тут были не особо и нужны. Поль покачал головой. - Прощай, Винсент... - он развернулся и медленно пошёл к выходу, оставив художника на кровати с пулевым ранением. Ван Гог, естественно, не мог видеть, как по щекам Гогена горячими ручьями лились слёзы. Сомкнув зубы, чтобы не закричать от раздирающей сердце боли, он прокручивал все моменты своей жизни, начиная от рождения. Но ничего не привлекало его внимание, не оставляло такого следа в памяти, как время, прожитое с Полем в Арле. Долгое время он находился в поисках себя, долгое время страдал от пожирающего его душу одиночества. Оно убивало его день за днём. Винсент пытался высказать всё душевное состояние в письмах к брату. Тот в свою очередь изо всех сил старался помочь. Но ни один человек не был нужен ему так сильно, как Гоген. И вот, он наконец-то приехал в Арль. Ван Гог с тех пор так и не смог забыть те тёплые воспоминания. Каждый день с тех пор для него был наполнен жизнью. Он стал по-новому видеть мир, словно кто-то открыл ему глаза. Этим кем-то, как в последствии понял Винсент, был Анри. Золотые пшеничные поля, могучие кипарисы, бескрайние океаны лаванды, россыпь бриллиантовых звёзд на небе - и только один Поль сиял ярче них и согревал душу лучше, чем палящее солнце Арля. Винсент открыл глаза и увидел над собой обеспокоенного Раву. Он настойчиво расспрашивал его о том, что случилось. - Я, я стрелял в себя из пистолета... Не говори брату, прошу, он не должен приезжать. Вообще ничего не говори, это не его дело. Он не поможет, он тут ни при чём, Раву... Дальше всё было как в тумане: сначала пришёл врач, но после долгих и мучительных попыток так и не смог вытащить пулю. Затем приехал Тео. О, как же он был обеспокоен, он места себе не находил! Сидел у кровати брата, не вставая и не отрывая от него взгляда ни на минуту. Он даже пытался ещё раз вызвать врача, но тот лишь разводил руками. Время для Винсента тянулось бесконечно долго. Время от времени он то приходил в сознание и всё извинялся перед Тео, то снова впадал в беспамятство и видел перед собой лишь ярко-желтые поля подсолнухов, ясное небо Арля и такие знакомые, такие любимые глаза своего единственного настоящего друга. Сердце ужасно болело, в голове не укладывалась мысль о том, что Поль и правда это сделал. Но Винсент не винил его. Он винил лишь себя. Во всём, что было в его жизни, он теперь винил только себя. Для него больше не существовало никого, кто действительно что-то значил в его такой недолгой и такой ужасно трагичной и несчастной жизни. Были лишь эти до боли знакомые глаза Гогена и бескрайние просторы Арля. - Прощай, Анри. Печаль будет длиться вечно... - прошептал великий художник перед смертью. Это были последние слова умирающей истории. Но и Тео, и семья Раву сочли эти слова за приступ беспамятства. Гоген впоследствии так и не смог смириться с содеянным и пытался покончить с собой, в надежде, что там, на том свете, они с Винсентом снова обретут покой на бескрайних Арльских землях.

  • Грусть и разочарование ещё больше, чем распущенность, вредят нам, счастливым обладателям надорванных сердец.
  • Живопись все равно, что слишком дорогая любовница: с ней ничего не сделаешь без денег, а денег вечно не хватает.
  • В конце концов, человек живет на свете не ради удовольствия, и вовсе не обязательно, чтобы тебе было лучше, чем другим.
  • Что такое рисование? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь.
  • Наша земная жизнь похожа на поездку по железной дороге. Едешь быстро и не видишь ни того, что впереди, ни - главное - локомотива.
  • Пусть я получаю удары, нередко совершаю ошибки, часто бываю не прав – все это не так страшно, потому что в основном я все таки прав.
  • Лучше обладать горячим сердцем, даже если это стоит нам лишних ошибок, чем быть ограниченным и чрезмерно осторожным.
  • Только опыт и незаметный каждодневный труд делают художника зрелым и дают возможность создать что-то более верное и законченное.
  • Если даже мне удастся в жизни поднять голову чуть повыше, я все равно буду делать то же самое - пить с первым встречным и тут же его писать.
  • Самое важное – это не уклоняться от своего долга и не идти ни на какие компромиссы там, где речь заходит о нем. Долг есть нечто абсолютное.
  • Христос прожил чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрег и мрамором, и глиной, и красками, а работал над живой плотью.
  • Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.
  • Я думаю, что чем больше человек любит, тем сильнее он хочет действовать: любовь, остающуюся только чувством, я никогда не назову подлинной любовью.
  • Как много в искусстве прекрасного! Кто помнит все, что видел, тот никогда не останется без пищи для размышлений, никогда не будет по настоящему одинок.
  • Нам было бы гораздо полезнее не устраивать грандиозных выставок, а обратиться к народу и трудиться во имя того, чтобы в каждом доме висели картины или репродукции.
  • Лучше говорить меньше, но выбирать такие слова, в которых много смысла, чем произносить длинные, но пустые речи, которые столь же бесполезны, сколь легко произносятся.
  • Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать свое чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные, и он будет становиться все сильнее и проницательнее.
  • На мой взгляд,я часто,хотя и не каждый день,бываю сказочно богат - не деньгами, а тем, что нахожу в своей работе нечто такое,чему могу посвятить душу и сердце, что вдохновляет меня и придает смысл моей жизни.
  • И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним - отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.
  • Христос - единственный из философов, магов и т.д., кто утверждал как главную истину вечность жизни, бесконечность времени, небытие смерти, ясность духа и самопожертвование как необходимое условие и оправдание существования.
  • Любопытно все-таки, до чего плохо в материальном отношении живется всем художникам - поэтам, музыкантам, живописцам, даже самым удачливым... Все это поднимает вечный вопрос: вся ли человеческая жизнь открыта нам? А вдруг нам известна лишь та ее половина, которая заканчивается смертью.
  • Кто страдает желудком, у того нет свободы воли.
  • Лучше жить в свое удовольствие, чем кончать с собой.
  • Равнодушие к живописи - явление всеобщее и непреходящее.
  • Трудно познать самого себя. Однако написать самого себя не легче.
  • Одиночество достаточно большое несчастье, нечто вроде тюрьмы.
  • Я перестаю бояться безумия, когда вижу вблизи тех, кто поражен им.
  • Люди на юге хорошие, даже у священника вид порядочного человека.
  • Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины рассудка.
  • Изучать и анализировать общество - это побольше, чем читать ему мораль.
  • Разве мы не ищем скорее напряженности мысли, чем уравновешенности мазка?
  • Единственное счастье, ощутимое материальное счастье – быть всегда молодым.
  • Стимул, искра огня, которая нам нужна, - это любовь, и не обязательно любовь духовная.
  • Книга – это не только все произведения литературы, но также совесть, разум и искусство.
  • Говорить за нас должны наши полотна. Мы создали их, и они существуют, и это самое главное.
  • Кто же из людей нормален? Быть может, вышибалы публичных домов - они ведь всегда правы?
  • То, чему учишься на личном опыте, дается не так быстро, но зато глубже запечатлевается в мозгу.
  • Моя любовь не соткана из лунного света и роз, а бывает иногда прозаичной, как утро в понедельник.
  • В жизни всегда полезно выглядеть немножко дураком: мне ведь нужно выиграть время,чтобы учиться.
  • Я всё больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд.
  • Искусство долго, а жизнь коротка, и нам надо набраться терпения, если мы хотим подороже продать свою шкуру.

Пока мы наблюдали красочный мир зимнего мегаполиса из окна редакции, нам в голову пришла идея написать статью о самых известных самоубийцах! Ты читай, а мы в это время поищем наш редакционный дробовик.

Наталья Суворова

1. Клеопатра

Египетская царица и великая соблазнительница Клеопатра была слишком горда, чтобы стать пленницей первого римского императора Октавиана Августа после того, как тот завоевал Египет. Данные о причинах ее смерти расходятся, поскольку дело было в 30 году до нашей эры. По самой популярной версии, Клеопатра покончила жизнь самоубийством, заставив ядовитую египетскую кобру ужалить ее в грудь.

«Печаль будет длиться вечно», - предсмертные слова Ван Гога могли бы стать эпиграфом к его жизни. Голландский живописец всю жизнь страдал расстройством личности, влачил нищенское существование и злоупотреблял абсентом. В 1888 году, после того как в пылу ссоры с Полем Гогеном Ван Гог отрезал себе мочку левого уха, он оказался в психиатрической лечебнице в Сен-Реми, где написал несколько своих самых знаменитых картин, в том числе «Звездную ночь». Лечение помогло ненадолго – летом 1890 года Ван Гог ушел в поле, чтобы поработать на пленэре, где выстрелил в себя из ружья.

3. Джек Лондон

Американский писатель Джек Лондон в своей профессиональной жизни знавал и взлеты, и падения. Литературный талант принес ему прижизненное признание, однако на старости лет писатель увлекся сельским хозяйством и, чтобы расплатиться с долгами за ферму, вынужден был штамповать рассказы на потребу публике. В итоге его начало тошнить от собственной работы. Кроме того, Лондон страдал серьезным почечным заболеванием и, чтобы заглушить боль, принимал морфий. Доза, принятая им 22 ноября 1916 года, оказалась смертельной.

4. Владимир Маяковский

«И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать / Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа», - писал Маяковский Лиле Брик в 1916 году. Четырнадцать лет спустя поэт все-таки нарушил данный в стихотворении обет. Творческий кризис, одиночество и усталость от социальных и личных бурь привели Маяковского к тому, что 14 апреля 1930 года он написал прощальную записку и спустил курок.

5. Сергей Есенин

«Последний поэт деревни» Сергей Есенин был найден мертвым в ленинградской гостинице «Англетер» 28 декабря 1925 года. Его смерть впоследствии вызвала вопросы у некоторых историков: звучали версии, что Есенин повесился на трубе центрального отопления не без посторонней помощи. Однако современники и биографы поэта сходились во мнении, что главной причиной самоубийства стало пристрастие к алкоголю и вызванная этим белая горячка.

6. Вирджиния Вулф

В подростковом возрасте британская писательница пережила смерть матери и попытку изнасилования, что навсегда наложило отпечаток на ее характер. Вулф всю жизнь страдала от нервных срывов, головных болей и депрессии и неоднократно пыталась покончить с собой. Гибель ее любимого племянника на фронте в Испании в 1938 году стала последней каплей. В 1941 году Вирджиния Вулф утопилась в реке Оуз неподалеку от своего дома в графстве Суссекс.

7. Адольф Гитлер

Тот факт, что подчинить себе мир, истребить евреев и установить доминирование арийской расы не вышло, стал для Гитлера неприятной новостью. В последние несколько недель перед концом войны фюрер почти не выходил из бункера под рейхсканцелярией, опасаясь попасть в руки врагов. Днем 30 апреля 1945 года, после того как Гитлеру доложили, что берлинский гарнизон почти разбит и в столицу Германии скоро войдут войска союзников, фюрер застрелился, а его жена Ева Браун приняла цианистый калий. По его предсмертному указанию, их тела облили бензином и сожгли на заднем дворе перед бункером.

8. Эрнест Хемингуэй

Писатель, журналист и путешественник Эрнест Хемингуэй еще при жизни получил широкое признание и Нобелевскую премию по литературе, что не мешало ему страдать от серьезных творческих кризисов и перфекционизма. После двух войн и десяти лет на Кубе 61-летний Хемингуэй вернулся в США. Под конец жизни он страдал от серьезных заболеваний, кроме того, у него обострилась паранойя по поводу слежки – ему казалось, что за ним по пятам следуют агенты ФБР. После лечения электрошоком Хэмингуэй утратил память и потерял способность формулировать мысли. Не выдержав «жизни на обочине», в 1961 году он застрелился из своего любимого ружья в Кетчуме, штат Айдахо.

9. Дэл Шэннон

Представитель «золотой эра рок-н-ролла» Дэл Шэннон прославился в 1961 году благодаря своему хиту Runaway, который в те времена звучал из каждого сигаретного ларька в США и занял первое место в хит-параде сотни лучших песен от журнала Billboard. Но в 1970-х карьера Шэннона пошла на спад, во многом из-за того, что он не чуждался алкоголя и прочих средств саморазрушения. К началу 90-х, когда о рок-н-ролльщике почти забыли, Шэннон застрелился из винтовки 22 калибра в своем доме в Санта-Кларе, Калифорния, находясь под воздействием антидепрессанта Prozac.

10. Иэн Кертис (Joy Division)

Лидер группы Joy Division всю жизнь страдал от эпилепсии и депрессии. Даже танцы Кертиса на сцене под депрессивный ритмичный пост-панк часто напоминали эпилептические припадки. В отличие от коллег по музыкальному цеху, Кертис старался быть примерным семьянином, хотя ему трудно было соблюдать баланс между личными и музыкальными амбициями. В мае 1980 года, накануне масштабного тура Joy Division по Северной Америке, Кертис повесился на бельевой веревке на кухне у себя дома.

Жизнь австралийского музыканта и солиста группы INXS Майкла Хатчинса была полна случайных связей и сексуальных экспериментов на фоне смеси из антидепрессантов и бесконечного рок-н-ролла. Он крутил романы с супермоделью Хеленой Кристенсен и певицей Кайли Миноуг, а после увел жену у ирландского музыканта Боба Гелдофа. Череда скандалов постепенно превратила жизнь Хатчинса в ад. В 1997 году обнаженное тело музыканта нашли в номере отеля в Сиднее – на его шее была удавка из ремня из змеиной кожи.

12. Курт Кобейн

Солист Nirvana, выведший гранж из гаражей на стадионы, в последние годы жизни боролся с пристрастием к героину, болезнями и глубокой депрессией. Вдобавок он ещё и жил в Сиэттле – городе, где полгода идёт дождь, а вторую половину года небо просто затянуто тучами. (Переехал бы Курт вовремя в Калифорнию, глядишь, Nirvana успела бы выпустить еще парочку платиновых альбомов). Но в 1994 году Курт Кобейн застрелился из ружья в своем доме в Сиэтле, тем самым пополнив печально известный «клуб 27» - знаменитостей, чья жизнь прервалась в возрасте 27 лет.

13. Эллиотт Смит

Американский инди-музыкант и мульти-инструменталист Эллиотт Смит прославился благодаря нежным мелодиям и шепчущему голосу, а его песня Miss Misery из саундтрека к фильму «Умница Уилл Хантинг» была номинирована на Оскар в 1998 году. Несмотря на популярность (а возможно и благодаря ей), Смит страдал от депрессий, алкоголизма и наркотической зависимости. В 2003 году он поссорился со своей подругой Дженнифер. Та заперлась от него в ванной, а когда, услышав крик, открыла дверь, то увидела возлюбленного, из груди которого торчал нож. Дженнифер вызвала скорую, но спасти музыканта не удалось.

Жизнь, смерть и творчество Винсента Ван Гога изучены достаточно хорошо. О великом голландце написаны десятки книг и монографий, защищены сотни диссертации и снято несколько фильмов. Несмотря на это, исследователи постоянно находят новые факты из жизни художника. Недавно исследователи поставили под сомнение каноническую версию о самоубийстве гения и выдвинули свою версию.

Исследователи биографии Ван Гога Стивен Найфи (Steven Naifeh) и Грегори Уайт Смит (Gregory White Smith), считают, что художник не покончил жизнь самоубийством, а стал жертвой несчастного случая. К такому выводу ученые пришли после того, как провели масштабную поисковую работу и изучили множество документов и воспоминаний очевидцев и друзей художника.

Грегори Уайт Смит и Стиве Найфи

Свою работу Найфи и Уайт Смит оформили в виде книги, получившей название «Ван Гог. Жизнь». Работа над новой биографией нидерландского художника заняла более 10 лет, несмотря на то, что ученым активно помогали 20 исследователей и переводчиков.

В Овер-сюр-Уаз бережно хранят память о художнике

Известно, что смерть настигла Ван Гога в гостинице небольшого города Овер-сюр-Уаз, расположенного в 30 км от Парижа. Считалось, что 27 июля 1890 года художник отправился на прогулку по живописным окрестностям, в ходе которой выстрелил себе в область сердца. Пуля не достигла цели и прошла ниже, поэтому ранение оказалось хоть и тяжелым, но не привело к немедленной смерти.

Винсент Ван Гог «Пшеничное поле со жнецом и солнцем». Сен-Реми, сентябрь 1889

Раненный Ван Гог вернулся в свой номер, куда владелец гостиницы вызвал врача. На следующий день в Овер-сюр-Уаз приехал Тео, брат художника, на руках которого тот скончался 29 июля 1890 года, в 1.30 ночи, спустя 29 часов после рокового выстрела. Последними словами, которые произнес Ван Гог, была фраза «La tristesse durera toujours» (Печаль будет длиться вечно).

Овер-сюр-Уаз. Таверна «Раву» на втором этаже которого скончался великий голландец

Но согласно исследованиям Стивен Найфи, Ван Гог отправился на прогулку по пшеничным полям на окраинах Овер-сюр-Уаз вовсе не для того, чтобы свести счеты с жизнью.

«Люди, которые были с ним знакомы, считали, что его случайно убила пара местных подростков, но он решил их защитить и взял вину на себя».

Так считает Найфи, ссылаясь на многочисленные упоминания этой странной истории очевидцами. Было ли у художника оружие? Вероятнее всего было, так как Винсент однажды приобрел револьвер для отпугивания стай птиц, часто мешавших ему рисовать с натуры на природе. Но при этом никто не может с уверенностью сказать, брал ли Ван Гог оружие с собой в тот день.

Крошечная каморка, в которой провел последние дни Винсент Ван Гог, в 1890 году и сейчас

Впервые версию о неосторожном убийстве выдвинул еще в 1930 году Джон Ренвальд, известный исследователь биографии живописца. Ренвальд посетил город Овер-сюр-Уаз и поговорил с несколькими жителями, которые еще помнили трагический случай.

Также Джон смог получить доступ к медицинским записям доктора, осматривавшего раненого в его номере. Согласно описанию раны, пуля вошла в брюшную полость в верхней части по траектории, близкой к касательной, что совсем не характерно для случаев, когда человек стреляет в себя сам.


Могилы Винсента и его брата Тео, пережившего художника всего на полгода

Стивен Найфи в книге выдвигает очень убедительную версию происшедшего, в которой виновниками смерти гения стали его юные знакомые.

«Было известно, что эти двое подростков в то время дня часто ходили выпивать с Винсентом. У одного из них был ковбойский костюм и неисправный пистолет, с которым он играл в ковбоя».

Ученый считает, что неосторожное обращение с оружием, еще и неисправным, привело к непроизвольному выстрелу, которым и был смертельно ранен в живот Ван Гог. Вряд ли подростки хотели смерти своего старшего друга - скорее всего, произошло убийство по неосторожности. Благородный художник, не желая ломать жизнь юношам, взял вину на себя, а парням велел помалкивать.

Человек испытывает потребность в немалом - в бесконечности и чуде - и правильно поступает, когда не довольствуется меньшим и не чувствует себя в мире как дома, пока эта потребность не удовлетворена

Винсент Ван Гог

За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину ("Красные виноградники в Арле"), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его "Портрет доктора Гаше" был куплен за 82,5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). На фоне этого нездорового поклонения теряется облик самого художника, могучего и ранимого одновременно, окончившего свой драматический путь на земле отчаянием и самоубийством. Ван Гог прожил всего 37 лет, из которых лишь последние семь с небольшим были посвящены живописи. Однако его творческое наследие поразительно. Это около тысячи рисунков и почти столько же картин, созданных в результате вулканических творческих извержений, когда в течении долгих недель Ван Гог писал по одной-две картины ежедневно. Ван Гог стал последним истинно великим художником в истории, недосягаемым примером для других, самоотверженное и героическое искусство которого, словно факел, словно радуга, сияет теперь над человечеством. Его картины это потрясающий, полный любви и страдания диалог - с самим собой, с богом, с миром...


«Моё детство было мрачным, холодным и пустым…».

Неизвестно кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни. В этой жизни от родился 30 марта 1853 года в деревне Гроот Зюндер в провинции Северный Брабант около южной границы Голландии. При крещении ему было дано имя Винсент Виллем в честь его дедушки, а приставка Гог, возможно, идет от названия маленького городка Гог, что стоял у дремучего леса по соседству с границей... Его отец, Теодор Ван Гог, был священником, и, кроме Винсента, в семье было еще пятеро детей, но только один из них имел для него огромное значение - младший брат Тео, чья жизнь запутанным и трагическим образом переплелась с жизнью Винсента

По странному стечению обстоятельств, Винсент появился на свет 30 марта 1853 года, день в день ровно через год после того, как родился мертвым первенец Теодоруса Ван Гога и Анны Корнелиус Карбентус, получивший при крещении то же самое имя. Могила первого Винсента была расположена рядом с церковной дверью, через которую второй Винсент проходил каждое воскресенье своего детства. Должно быть, это было не очень приятно, кроме того, в семейных бумагах Ван Гогов есть прямое указание на то, что имя мертворожденного предшественника часто упоминалось в присутствии Винсента. Но повлияло ли это каким-то образом на его "чувство вины" или его предполагаемое некоторыми ощущение себя "незаконным узурпатором", остается только строить догадки.Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нем что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера - был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком.

Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу - с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) - в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге. Здесь будущий художник впервые соприкасается с живописью и рисунком и обогащает опыт, который он получает на работе, познавательными посещениями городских музеев и обильным чтением. Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года. В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве. Ван Гог пробыл там два года и пережил болезненное одиночество, которое сквозит в его письмах к брату, все более и более печальных. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным - Евгению) и оказывается отвергнутым. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства. В тот период глубокого отчаяния в нем начинает созревать мистическое понимание действительности, перерастая в прямо-таки религиозное исступление. Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле». И уже не поможет перевод в мае 1875 года в центральное отделение в Париже, поддержанный дядей Сентом в надежде, что такая перемена пойдет ему на пользу. Первого апреля 1876 года Винсента окончательно увольняют из парижской художественной фирмы, перешедшей к тому времени к компаньонам Буссо и Валадону.


В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В июле Винсент перешёл в другую школу - в Айслворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос, и он загорелся идеей проповедовать беднякам.

На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 году в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди.



В декабре 1878 года его направили на полгода миссионером в Боринаж, бедный шахтёрский район на юге Бельгии. Видя нищету и безысходное положение шахтёров и их семей, Винсент отказался от всех удобств и жил подстать шахтёрам. Он спал на полу в полуразвалившейся, почти неотапливаемой лачуге, жил впроголодь, раздавал своё имущество нуждающимся и тратил своё жалованье на лекарства и еду для шахтёров. Руководство церкви было шокировано таким непомерным участием Винсента в жизни шахтёров и освободило Винсента от миссионерской деятельности за то, что он подрывал достоинство духовенства. Несмотря на распоряжение, Винсент, слабый и больной, всё-таки продолжил миссионерскую деятельность.

В 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт).

Для Винсента все как будто складывается к лучшему, да и семья вроде бы довольна его новым призванием. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Причиной тому опять-таки его бунтарский характер и нежелание приспосабливаться, а также новая, неуместная и вновь неразделенная любовь к кузине Кее, которая недавно потеряла мужа и осталась одна с ребенком.

Сбежав в Гаагу, в январе 1882 года Винсент встречает Христину Марию Хоорник по прозвищу Син, проститутку старше его возрастом, алкоголичку, с ребенком, да еще беременную. Находясь в апогее своего презрения к существующим приличиям, он живет вместе с ней и даже хочет жениться. Несмотря на финансовые трудности, он продолжает быть верным своему призванию и завершает несколько произведений. В большинстве своем картины этого самого раннего периода - пейзажи, в основном морские и городские: тематика вполне в традиции Гаагской школы. Однако ее влияние ограничивается выбором сюжетов, поскольку для Ван Гога не были свойственны та изысканная фактура, та проработка деталей, те в конечном счете идеализированные образы, которые отличали художников этого направления. С самого начала Винсент тяготел к изображению скорее правдивому, чем прекрасному, стараясь в первую очередь выразить искреннее чувство, а не просто добиться добротного исполнения.

«Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал»


В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880-1881) и Антверпене (1885-1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Крестьянка», 1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Едоки картофеля», 1885, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.


В 1886-1888 Ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Мост через Сену», 1887, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам; «Папаша Танги», 1887, Музей Родена, Париж).

«Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны»



В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам).

«Печаль будет длиться вечно».

Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни.

Отдавая себе отчет в опасности своего психического расстройства, художник решает сделать все, чтобы вылечиться, и 8 мая 1889 года добровольно ложится в специализированную лечебницу Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс. В этой больнице, которую возглавляет доктор Пейрон, Ван Гогу все же предоставляется некоторая свобода, и он даже имеет возможность писать на открытом воздухе под надзором персонала. Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» - произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками. На этих полотнах - где как предвестники смерти вновь возникают кипарисы и оливковые деревья с искореженными ветвями - символическая значимость живописи Ван Гога особенно заметна. Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, - того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Шаванна и Моро до Редона, Гогена и группы «наби». Ван Гог ищет в символизме возможное средство для того, чтобы раскрыть душу, чтобы выразить меру бытия: именно поэтому его наследие будет воспринято экспрессионистской живописью XX века в ее различных проявлениях.


27-го июля Винсент вышел на прогулку и, уйдя в поле, выстрелил в себя из пистолета. Он сумел вернуться домой поздно вечером, никому не сказав о случившемся. Раненый Винсент был найден в своей постели, после чего был вызван доктор. Изъять пулю не удалось. Вскоре Тео был извещен о происшедшем.Последние часы жизни Винсента были подобны двум последним годам его жизни. Иногда он приходил в себя, иногда забывался вновь. Оставшееся время до смерти Винсент сидел на своей постели и курил трубку. Рядом сидел Тео. Он обнял голову Винсента своими руками. Винсент сказал: “Я хотел бы умереть так”.

Последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).