Пейзажи куинджи. Куинджи архип иванович. Лунная ночь на Днепре

Про Архипа Куинджи говорили, что его картины затмевают на выставках произведения других живописцев, не оставляя им шанса на внимание аудитории. «Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом», — говорил Куинджи. Следуя этому принципу, он неустанно трудился, прокладывая путь импрессионизму. Эксперименты со светом, тонко написанные пейзажи и неповторимая авторская манера принесли Архипу Ивановичу мировую известность.

Художник ушел из жизни 24 июля 1910 года. В годовщину смерти одного из самых известных русских пейзажистов предлагаем вам познакомиться с любопытными фактами из его биографии и, конечно, творчеством — чтобы вы сами убедились в том, что пройти мимо его работ на выставке было невозможно:

Архип Куинджи рано лишился родителей, поэтому нанимался на работу, будучи еще маленьким мальчиком. Чтобы заработать, он брался за любое дело: был пастухом, служил на постройке церкви, а также подрабатывал у хлеботорговца. Чувствуя тягу к живописи, Архип попытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, однако художник его не заметил — в итоге ученик лишь красил забор да толок краски.

На острове Валааме, 1873 год




Украинская ночь, 1876 год


В юности Архип Иванович всерьез увлекался фотографией и даже попытался открыть собственную студию.


Березовая роща, 1901 год

Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Современники рассказывали о нем следующее. Зайдя однажды к художнику Ивану Крамскому, Куинджи застал его сыновей за уроком математики. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете!» — возразил ему Крамской. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте! Это… я — человек… и потому все могу понять!..» Куинджи потребовал дать ему условия задачи и формулы. Архип Иванович, никогда не прикасавшийся к математике, просидел над задачей ночь, а утром, гордый, явился к Ивану Крамскому — задача была решена.


Ладожское озеро, 1870−1873



После дождя, 1879 год

Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Игра светотени, контрасты берега на первом плане, холодный лунный свет, поражающий своим правдоподобием — все это не оставило профессоров равнодушными. Он удостоен звания свободного художника, после чего ему разрешено сдавать экзамены для получения диплома. Поначалу Куинджи прилежно учился, но после успеха своих работ на выставках Товарищества передвижников перестал посещать лекции.


Березовая роща, 1879 год

Художник тщательно подходил к вопросу организации выставок и всегда следил за тем, как освещены его картины. Выставляя в 1880-м свою работу «Лунная ночь на Днепре», художник направил на нее луч электрического света. Картина заиграла новыми красками, поразив публику эффектными цветовыми решениями. Вообще, многие критики отмечали удивительную силу, с которой Куинджи передавал свет.


Лунная ночь на Днепре, 1880 год

Архип Иванович много экспериментировал с цветом, стремясь сделать свои произведения максимально правдивыми. Он пользовался асфальтовыми красками, однако с течением времени они, увы, темнеют.


Снежные вершины, 1895 год

К Куинджи быстро пришла слава, а значит — излишнее внимание. В начале 80-х он решает стать затворником: работает над новыми картинами, но не выставляет их. Этот период в жизни художника длится целых 20 лет. Архип Иванович создает новые краски, которые должны быть устойчивы к воздействию света и воздуха. «Искусство — не игра для развлечения. Играть с искусством — тяжелый грех», — говорил художник. Он работал систематически, не отвлекаясь на шум славы, прорабатывая новые приемы в живописи.


Радуга , 1900−1905


Ночное, 1905−1908



Вечер на Украине, 1878 год

Художник активно занимался благотворительностью. Так, он передавал щедрые взносы в Академию художеств. На благотворительную деятельность уходила большая часть средств — сам Куиджи жил очень скромно.

Можно посмотреть пейзажи одного из самых ярких отечественных художников XIX века. Готовьтесь к выставке и читайте материал искусствоведа Инны Пуликовой о пяти картинах, которые определили творческий путь Куинджи.

«Осенняя распутица», 1870–1872

Архип Куинджи родился в Мариуполе в небогатой семье грека-сапожника. Точный год рождения неизвестен: в разных документах Куинджи были указаны разные даты - от 1840 до 1843 года. Он рано осиротел, и его воспитывали родственники по отцовской линии. Куинджи с детства увлекался рисованием, и однажды его рисунки заметил хлеботорговец, у которого работал Архип. Он предложил юному художнику отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому и снабдил его рекомендательным письмом. Однако известный живописец мальчика в ученики не взял.

Проработав некоторое время ретушером в фотомастерских разных городов, Куинджи переехал в Петербург. Исследователи расходятся во мнении, был ли он официальным студентом Академии художеств , однако подтверждают, что в 1868 году Куинджи представлял свои работы на академической выставке. Тогда совет Академии признал его достойным звания свободного художника, а два года спустя - внеклассного художника.

В конце 1860-х он познакомился с передвижниками и написал ряд работ под влиянием их идеи об изображении действительности такой, какая она есть. Жанровый пейзаж «Осенняя распутица», написанный в тот период, принес ему звание классного художника.

«На острове Валааме», 1873

В начале 1870-х многих художников привлекал своей суровой и прекрасной природой остров Валаам на Ладожском озере. Побывал там и Куинджи - романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности, идеализации образа натуры. В определенной степени этому способствовал рост популярности естественных наук и научного подхода к изучению природы в России того времени. В 1873 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.

Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «…всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге» . Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи . Эта картина, представленная на академической выставке, была явно сильнее работ других художников, и известность Куинджи выросла в разы.

Даже Федор Достоевский в журнале «Гражданин» назвал «На острове Валааме» национальным пейзажем.

«Украинская ночь», 1876

Собрание Государственной Третьяковской галереи

В 1876 году V выставка передвижников прошла в неотапливаемой Академии наук: набирающих популярность конкурентов-передвижников Академия художеств не допустила в свои залы, и посетители рассматривали картины, не снимая шапок и калош. На этой выставке Куинджи представил картину «Украинская ночь», буквально ошеломившую публику, художников и критиков. Пейзаж поразил зрителей тем, как на фоне глубокой синей ночной тьмы изображен яркий лунный свет на белых стенах изб-мазанок.

В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин - «куинджевское пятно». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского» . Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он [Куинджи] написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», - он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге» .

«Березовая роща», 1879

Собрание Государственной Третьяковской галереи

Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. В 1878 году Куинджи вместе с женой Верой отправился в Париж на Всемирную выставку, где в разделе русского искусства представил несколько пейзажей. Французская пресса не обошла их вниманием - критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других» .

Работы Куинджи высоко ценили коллеги. В 1879 году открытие VII выставки передвижников специально задержали на неделю, чтобы художник успел завершить три большие картины, обещанные организаторам.

Одна из этих картин - «Березовая роща» - дала возможность оценить нового Куинджи, мастерски работавшего с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов. Это отметил и Александр Бенуа , назвав Куинджи «русским Моне».

«Лунная ночь на Днепре», 1880

Собрание Государственного Русского музея

Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Затем для картины - случай небывалый в России - была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно.

Художник Яков Минченков вспоминал: «…выставочный зал не вмещал публики, образовалась очередь, и экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице». Картину приобрел великий князь Константин Николаевич, который взял «Лунную ночь…» - несмотря на уговоры Тургенева - с собой в кругосветное путешествие. Это не пошло на пользу картине - ее краски стали темнеть.

В поиске новых эффектных цветовых решений Куинджи экспериментировал с красками, различными пигментами, изучал влияние света на материалы. Его эксперименты, вызывавшие большой интерес коллег, впрочем, не были поддержаны другими художниками, которые опасались (и справедливо) недолговечности новых комбинаций красок.

В 1882 году, на вершине успеха и популярности, Архип Куинджи прекратил официальную работу художника, перестал выставляться. Все произведения, созданные в оставшиеся годы (около 500 картин), стали известны только после его смерти. Куинджи был финансово независим, его картины продавались, что позволило ему купить в Крыму имение Сара-Кикенеиз в 245 десятин. Он путешествовал по Кавказу, преподавал и принимал участие в сложном процессе обновления Академии художеств.

Последняя выставка работ Куинджи состоялась в 1901 году. После смерти художника в 1910 году, согласно завещанию, в котором он позаботился обо всех близких ему людях, его капитал (453 300 рублей) и все художественное наследие, оцененное в полмиллиона рублей, были переданы Обществу имени А.И. Куинджи.

Архип Иванович Куинджи (1840 (1842?)-1910 гг.) родился в приазовском городе Мариуполе. Отец Куинджи был сапожником. В 1845 г. отец умер, а затем и мать, и рано остался сиротой. Мальчику не удалось получить образования. Видимо, до десяти лет он посещал начальную греческую школу. А уже через год поступил к подрядчику по строительству церкви, затем прислуживал богатому зерноторговцу. Именно в этом возрасте у него проявляется страсть к рисованию. Впрочем, вскоре в судьбе Куинджи намечается поворот — феодосийский хлеботорговец Дуранте советует ему ехать учиться к человеку, которого все считали непревзойденным мастером кисти — к И.К.Айвазовскому. Куинджи решает стать художником и отправляется в Феодосию пешком. Куинджи пробыл у знаменитого мариниста 2-3 летних месяца; скорее всего, первые уроки живописи он получал не от Айвазовского, а от его родственника Адольфа Фесслера. Возвратившись в Мариуполь, Куинджи становится ретушером у местного фотографа, а затем направляется в Одессу, бывшей в то время крупным культурным центром с кипучей художественной жизнью.

В 1860-1861 гг. Куинджи уже в Петербурге. Не будучи учеником Академии, он показывает на выставке 1868 г. картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма», за которую получает звание свободного художника. Отсутствие образования часто ставилось в вину живописцу, его упрекали в слабости рисунка, в наивности композиции, в пестроте цвета. Но, может быть, как раз это обстоятельство позволило Куинджи сохранить до конца дней самобытность и оригинальность, непосредственность ощущения красоты природы.

На следующую выставку 1869 г. Куинджи представил три пейзажа: «Рыбачья хижина на берегу Азовского моря», «Буря на Черном море», «Вид Исаакиевского собора при лунном освещении». В них явно ощущалась увлеченность молодого художника стилем и живописной манерой И.К.Айвазовского и его стремление овладеть основами академической школы. Куинджи знакомится с В.Д.Поленовым, В.М.Васнецовым, М.М.Антокольским, И.Е.Репиным и понимает, что классический пейзаж был уже вчерашним днем для учеников Академии художеств в конце 1860-х гг.

Если ваше устройство имеет интерфейс USB RS 485 или RS232 RS485, то конвертер интерфейсов ethernet rs485 станет для вас настоящим помощником во многих делах. Это очень удобно и современно. Лучшее решение для обмена данными!

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении

Жизнь Архипа Ивановича в Петербурге поначалу была крайне тяжелой, он почти не имел средств к существованию. Пытаясь заработать минимальную сумму денег, дающую возможность совершенствоваться в живописи и рисунке, юноша вспомнил свою прежнюю профессию ретушера. Работа занимала все дни, для занятий и встреч с друзьями-единомышленниками оставались лишь вечерние часы. Уже тогда Куинджи привлекал внимание своих товарищей неординарностью мышления и глубиной высказываний об искусстве, об общественных проблемах, но и ему не удалось избежать воздействия идей, актуальных в среде его друзей-художников. Подтверждением этому является создание в 1870 г. пейзажа «Осенняя распутица». Эта, казалось бы, выдержанная в законах пейзажного жанра работа, повествующая об унылой жизни русской деревни, наполнена той же болью, которая пронизывает лучшие произведения передвижников, посвященные крестьянской теме. По раскисшей под дождем дороге медленно движется телега, а по тропинке, ведущей к виднеющимся вдали убогим избам, с трудом бредет женщина с ребенком — вот почти и все детали унылого пейзажа. Картина исполнена глубокого сострадания и грусти.

Осенняя распутица

Куинджи начинает ощущать гармонию неярких красок северного ландшафта и на время всецело отдается новым впечатлениям. Источником вдохновения для живописца становится остров Валаам, расположенный на Ладожском озере. Там он нашел сюжеты своих будущих пейзажей. Огромное, как море, озеро с прозрачной водой, гранитные валуны, отполированные дождем и ветром, темные могучие ели и сосны, тонкие светящиеся стволы берез, небо, затянутое тучами, сквозь которые иногда проглядывает бледное северное солнце. Лето 1870 г. Куинджи проводит на Валааме, много и увлеченно работая с натуры, создает десятки этюдов и рисунков. Возвратившись в Петербург, Куинджи пишет два пейзажа в 1873 г.: «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Именно с этих работ возникает интерес к творчеству Куинджи не только у художников, но и у публики.

«Ладожское озеро» при сравнительно небольших размерах смотрится монументальным эпическим полотном. Холст делится на две неравные части, контрастно противопоставленные друг другу. Освещенный солнцем, усеянный камнями берег, прозрачная гладь воды и высокое светлое, с клубящимися облаками небо сосуществуют в пейзаже в неустойчивом равновесии. Легко написанный кусок голубого неба, теплый охристый тон берега снимают напряжение. В северной природе царят гармония и покой. С увлечением рисует художник каждый камешек на берегу озера, добиваясь иллюзии просвечивающего сквозь толщу воды дна. Этот эффект он считал своей находкой и гордился им.

Ладожское озеро

На острове Валаам

В пейзаже «На острове Валааме» драматическая трактовка природы, лишь намеченная в «Ладожском озере», усиливается. Увеличивается и эмоциональное воздействие образа на зрителя. Одухотворенный образ сурового северного пейзажа, воплощенный художником в картине, как бы соединяет в себе черты идеала и натуры. Над пустынным северным островом нависло тяжелое грозовое небо. Два тонких дерева с обломанными ветвями — сосна и береза‚ — освещенные резким светом, кажутся особенно одинокими и хрупкими на фоне темного цельного пятна леса. Замедленный ритм изображения, бережное отношение к деталям, выверенность всех элементов композиции способствуют созданию идеального образа природы Русского Севера, суровой и величественной, драматичной и одухотворенной. «На острове Валааме» — первое произведение Куинджи, купленное П.М.Третьяковым для его Галереи. Куинджи занимает заметное место в ряду передовых художников своего времени.

В 1873 г. после большого успеха валаамских пейзажей Куинджи отправился в свою первую заграничную поездку. Путь его лежал через Германию, в Мюнхене и Берлине его ожидала встреча с превосходными собраниями старых мастеров. Затем художник остановился в Париже, побывал в Лондоне, Базеле, Вене. Куинджи считал, что русская живопись стоит много выше прославленных, но бессодержательных образцов парижского Салона.

Возвратившись из заграничного путешествия в 1874 г., Куинджи приступает к работе над новым пейзажем «Забытая деревня», который стал естественным следствием тесного общения Куинджи с передвижниками. Выставил его художник на третьей выставке Товарищества. Картина как будто бы намеренно лишена радующих глаз деталей. В ней все уныло, безотрадно, тускло. Серое, без единого просвета, скучное небо, плоская коричневая земля, силуэты убогих деревенских изб, едва заметные на фоне неба, сливаются с землей. Деревня как будто вымерла, лишь дымок, вьющийся из трубы, говорит о том, что она обитаема. «Забытая деревня» — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников.

Забытая деревня

К четвертой передвижной выставке 1875 г. Куинджи подготовил три произведения: «Чумацкий тракт в Мариуполе», «Степь» и «Степь весной». Художник обращается к южному пейзажу, но «Чумацкий тракт в Мариуполе» продолжает линию «Забытой деревни». Работая над пейзажем, живописец прежде всего стремился выразить свою гражданскую позицию. Острые общественные проблемы как бы заставили Куинджи отказаться от поэтизации действительности. Снова художник обращается к вытянутому по горизонтали формату холста, создающему ощущение протяженности. Осенняя степь, плоская и ровная до самого низкого горизонта, заполнена обозами чумаков. Мелкий сеющий дождь размывает очертания предметов, и повозки на заднем плане сливаются в единый поток. Люди понуро сидят на возах или бредут, утопая в грязи, с трудом тянут повозки волы, воет собака. У зрителей эта картина вызывала чувство безнадежной тоски. Видно, как возросло живописное мастерство Куинджи. Цветовое решение утрачивает монотонность и строится на тончайших отношениях холодных сиреневатых, сероватых оттенках облаков, сгущающихся до лиловых пятен повозок, и теплых желтовато-розоватых тонов, в которых написано небо у горизонта. В картине уже присутствует характерный для Куинджи прием — некоторая обобщенность формы, переход от скульптурной светотеневой лепки объема к пятну. У некоторых художников эти новые качества вызвали недоумение и послужили причиной для обвинения живописца в том, что он не завершает свои холсты.

Чумацкий тракт в Мариуполе

После «Чумацкого тракта в Мариуполе» художник словно начинает новую страницу своей творческой жизни: отныне он пишет пейзажи, в которых создает идеальные образы, полные гармонии и красоты. Появление на передвижной выставке картин «Степь» и «Степь весной», совершенно лишенных пессимистической окраски‚ полных света и воздуха, было воспринято зрителями восторженно. Со «Степи весной», и начинается блистательный путь истинного Куинджи-поэта, влюбленного в красоту мира.

Степь.Нива

1875 г. был полон для Куинджи важными событиями. Он становится известным пейзажистом, признанным и критикой, и публикой, вступает в члены Товарищества передвижных художественных выставок, женится на обрусевшей гречанке Вере Кетчерджи, с которой познакомился в Мариуполе еще в юношеские годы. Куинджи вновь едет за границу, в Париж. Импрессионисты внимания Куинджи не привлекли. Он изучал картины художников Барбизонской школы. Суждения Куинджи о французской живописи были довольно резкими.

В 1876 г. Куинджи показывает на пятой передвижной выставке картину, буквально ошеломившую всех — это «Украинская ночь». На фоне ночного безмолвия дремлют освещенные лунным светом белые украинские хаты, два пирамидальных тополя, тихая медленная река. Мир, полный неги, красоты и покоя. «Украинская ночь» — начало зрелости мастера. Определяется и творческий метод художника. Он отказывается от выписанности, детализации, обобщает предмет, делая главным в композиции цветовое пятно. Построение картины выдержано в неторопливом, плавном ритме переходящих друг в друга колористических плоскостей. Передний план прописан почти эскизно, широкими мазками глубокого синего цвета. С приглушенным тоном синих и коричневатых оттенков эффектно контрастируют блистающая под светом луны изумрудная дорожка и холодноватая желтизна стен хаток.

Украинская ночь

В русском искусстве появился удивительно самобытный художник. «Украинская ночь» демонстрировалась на Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Наряду с ней были показаны «Степь», «Забытая деревня», «На острове Валааме», но критики заметили только «Украинскую ночь». К несчастью, уже спустя короткое время краски «Украинской ночи» начали катастрофически темнеть, холст жухнуть. В «Украинской ночи» выявились основные элементы стилистики Куинджи: стремление к декоративности цвета, построение композиции посредством ритмического чередования обобщенных пятен, уплощение объема предметов, сочетание романтической трактовки образа природы с убедительно жизненными деталями. Художника привлекают свет полной луны, пылающие огнем пурпурные закаты.

В 1878 г. на шестой передвижной выставке Куинджи представляет два пейзажа: «Закат солнца в лесу» («Сумерки в лесу») и «Вечер». «Закат солнца в лесу» (или «Щель», как прозвали картину критики) вновь вызвал бурю откликов. Пейзаж нельзя было назвать удачей. Куинджи тесно заполняет пространство вытянутыми вверх стволами деревьев с обрезанными верхушками. Стволы освещены розовым светом заходящего солнца, которое врывается в пейзаж сквозь просвет между деревьями. Есть в этом пейзаже что-то салонно-красивое, театральное. Не был принят художниками и «Вечер». Для «Вечера» Куинджи вновь прибегает к национальному украинскому мотиву: белая мазанка с соломенной крышей, утопающая в буйной кудрявой зелени деревьев. Стены хаты залиты солнечным светом, который окрашивает их в яркий розово-малиновый цвет. Куинджи сознательно форсирует цветовую гамму, делая ее почти фантастической. Для него натурные наблюдения служат лишь отправной точкой для создания идеального образа. Современники еще не могли до конца осознать значение его новаций.

Закат солнца в лесу

Каково бы ни было отношение к Куинджи художников, слава его растет от выставки к выставке, становясь поистине всенародной. Перед картинами мастера толпится народ, его произведений ждут, надеясь увидеть в них каждый раз что-то новое и необычное. На седьмую передвижную выставку 1879 г. художник должен был представить три картины, и выставку не открывали, так как Куинджи не успевал к сроку. Художники нервничали, но магическое воздействие имени Куинджи на зрителей было так велико, что открытие состоялось на неделю позже намеченного срока. Наконец, художник представил на суд зрителей три больших полотна: «Север», «После дождя» и «Березовую рощу».

В «Севере» Куинджи вновь обращается к северной русской природе. Картина написана почти эскизно, широкими, свободно лежащими на поверхности холста мазками. В вертикальной композиции холста большую часть занимает изображение высокого светлого неба, написанного динамичными густыми мазками. Передний план картины — скалистая гора, на которой растет одинокая сосна, — написан художником так же эскизно и широко. Напротив, открывающаяся как бы сверху равнина с извилистой лентой реки погружена в тень и проработана более тщательно и обобщенно. «Север» логически завершает трилогию, начатую художником еще в 1870 г. Суровая северная природа больше не вдохновляет Куинджи. Теперь он ищет в натуре яркие краски, напряженные контрасты света и тени, необычные эффекты освещения.

После дождя

Второй пейзаж «После дождя» можно назвать одной из удач художника. По сути дела в пейзаже есть только две большие цветовые массы — написанное в сложнейших сочетаниях коричневых, синих, зеленоватых оттенков грозовое небо и переливающийся яркой зеленью луг. Несколько мелких деталей — дома, пасущаяся корова, деревья — сосредоточены в центре холста и служат лишь оживляющим композицию стаффажем. В построении пространства большую роль играет свет: темный на переднем плане луг постепенно светлеет и как бы на самой высокой ноте сталкивается на горизонте с темным небом, которое, наоборот, высветляется к переднему плану.

Березовая роща

Самым большим успехом на выставке пользовалась «Березовая роща». Рядом с ней все остальные картины казались тусклыми и темными, настолько ярок и насыщен был солнечный свет. Газеты заполнились хвалебными статьями. В одном из журналов появилась карикатура, на которой Куинджи изображался в момент работы над «Березовой рощей»: в одной руке у него кисти, а в другой — электрическая лампочка вместо палитры, солнце растирает краски, а месяц выдавливает их из тюбиков.

«Березовая роща» - идеал природы. В пейзаже нет отвлекающих внимание деталей, поляна выглядит плоским зеленым пятном, стволы берез с обрезанными кронами смотрятся условными декорациями, небо и густые кроны деревьев заднего плана — гладкоокрашенным театральным фоном. Солнце становится в картине главным действующим лицом. Оно окрашивает в чистые, звучные тона детали, уплощает объемы, подчеркивает лучезарную ясность и чистоту мира. В картине в полной мере выявляются возможности Куинджи-колориста. Ограниченная палитра «Березовой рощи» заполнена тончайшими оттенками зеленого, красного, желтого, по-разному звучащими на свету и в тени. Художник обладал необычайно острой восприимчивостью к цветовой гармонии. В целом Куинджи стремится к декоративному звучанию цвета в пейзаже.

Это непривычное еще для русской живописи качество сразу же было отмечено критиками, воспринявшими его вначале как творческий недочет. Сосредоточивая внимание на проблемах колорита, Куинджи жертвует иллюзией объема предметов. Для его современников такая интерпретация натурного мотива казалась неприемлемой, некоторые обвиняют Куинджи в невежестве и профессиональной несостоятельности. Первым среди критиков был пейзажист Михаил Константинович Клодт. Именно из-за него произошла ссора Куинджи с Товариществом, закончившаяся выходом художника из объединения передвижников. К тому же Куинджи заметно утратил интерес к идеям передвижников. Стремясь создать идеальный образ природы, художник обращается к новым пластическим средствам выражения: его занимает проблема формы.

Летом и осенью 1880 г. Куинджи работал над новой картиной. По Петербургу разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре», картине, которая стала самой известной работой Куинджи и, может быть, самым громким явлением в русской художественной жизни конца ХIХ в. С раннего утра до позднего вечера от Невского проспекта к зданию Общества поощрения художников тянулись бесконечные толпы людей. Там демонстрировалась новая чудо-картина Куинджи. «Лунная ночь на Днепре» висела на стене одна. Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света, который был так силен, что некоторые зрители пытались заглянуть за картину в поисках лампочки.

Лунная ночь на Днепре

Сверкающий серебристо-зеленоватый диск луны торжественно сияет, заливая таинственным фосфоресцирующим светом погруженную в ночной сон землю. Гладким зеркалом отражают свет воды Днепра, выхватываются из бархатистой синевы ночи стены украинских хат, прихотливым изысканным орнаментом рисуются облака в бездонной глубине неба. Это величественное, торжественное зрелище погружает в раздумье о вечности и непреходящей красоте мира. Добиваясь нужного эффекта, Куинджи применил сложный живописный прием. Для углубления пространства художник теплый красноватый тон земли противопоставляет холодным серебристо-зеленым оттенкам. Мелкие темные мазки в освещенных местах создают ощущение вибрации света. Передний план прописан эскизно, небо же проработано многочисленными лессировками и становится композиционным центром картины. Картину «Лунная ночью на Днепре» купил великий князь Константин Константинович и, отправляясь в кругосветное путешествие, пожелал взять ее с собой на корабль. Влажный, пропитанный солью морской воздух, безусловно, отрицательно повлиял на состояние красок. Пейзаж стал необратимо темнеть.

В 1881 г. Куинджи выставляет в том же помещении и при таком же освещении новый вариант «Березовой рощи», написанный для уральского горнозаводчика П.П.Демидова. Сделка расстроилась, и картину купил за баснословную сумму миллионер Ф.А.Терещенко. Пейзаж был продан за семь тысяч рублей. Это в десять раз больше тех сумм, которые платили за портреты Крамскому, за пейзажи Шишкину. «Березовая роща» пользовалась у публики не меньшим успехом, чем «Лунная ночь на Днепре». Пространство нового варианта «Березовой рощи» густо заполнено вертикально вытянутыми стволами деревьев, которые в центре расступаются, образуя треугольник, уводящий взгляд в глубину. В сравнении с первым вариантом картины, здесь все детали выписаны более тщательно. Куинджи, обращаясь к любимому мотиву, пробует, экспериментирует, думает над различными способами выражения.

Днепр утром

Пейзаж «Днепр утром» написан в иной живописной манере. Здесь нет яркого источника света. Куинджи пишет величественную реку в спокойных серо-голубоватых тонах. Окрашенный оттенками голубого и фиолетового цвета воздух размывает четкие очертания берегов, степи.

В 1882 г. Куинджи выполняет несколько вариантов «Лунной ночи на Днепре», пишет близкую к ней «Лунную ночь на Дону», создает пейзаж «Радуга», напоминающий, картину «После дождя». Ни одно из этих произведений не пользовалось такой популярностью, которая выпала на долю знаменитых пейзажей 1881 г. Художник, встав перед нелегкой проблемой — продолжать бесчисленные повторения уже найденной схемы или искать новые пути, предпочел закрыть двери мастерской почти на тринадцать лет. Но художник и дня не проводил, не взявшись за карандаш или кисть, он много работал, но никого не пускал в мастерскую и никому не показывал своих этюдов. Зрители их смогли увидеть лишь после смерти художника, этюдов осталось около пятисот. Живописец часто переписывал свои работы, возвращаясь к ним на протяжении десятка лет. Одновременно с постоянными творческими занятиями Куинджи проявляет и свои практические способности. Он становится владельцем нескольких доходных домов в Петербурге, покупает участок земли в Крыму. Куинджи, став миллионером, продолжал жить крайне скромно, но тратил большие суммы на поощрение бедных молодых живописцев, никому не отказывал в помощи.

Начиная с 1888 г., Куинджи обращается к образам величественных горных вершин Кавказа — Эльбруса и Казбека. На Кавказ Куинджи впервые попадает по приглашению Н.А.Ярошенко, но затем ездит туда вплоть до 1909 г. Количество кавказских этюдов огромно. Примечательно, что многие этюды Куинджи пишет в мастерской по памяти. Художника привлекает снежная вершина горы, то ослепительно белая, то ярко-малиновая в лучах заходящего солнца, то холодно-голубоватая вечером.

Восход солнца

Дарьяльское ущелье. Лунная ночь

Снежные вершины

Эльбрус лунной ночью

Снежные вершины. Кавказ

Эльбрус вечером

Цветник. Кавказ

Около 1890 г. художник обращается к зимним этюдам — «Пятна лунного света в лесу. Зима», «Зима. Пятна света на крышах хат», «Солнечные пятна на инее» смотрятся превосходными образцами использования художником возможностей непосредственной работы на натуре. С их помощью Куинджи приходит к обобщению образа зимнего пейзажа.

Зима. Оттепель

Лунное пятно в зимнем лесу

Солнечные пятна на инее

Одним словом, пейзажи Куинджи 1890-х гг. утрачивают пластическую ясность и гармонию, свойственные его произведениям конца 1870-х гг. Они становятся более индивидуализированными по настроению, отражая чувства, которые испытывает сам художник. Природа представляется Куинджи столь грандиозной, что человек кажется в ней мелким, жалким. Куинджи вводит в картины тревожные, беспокойные сочетания фиолетовых, синих, красновато-коричневатых оттенков. Тема бренности земной жизни и вечной красоты, величия природы, появившаяся в творчестве ряда художников конца ХIХ века, звучит и в работах Куинджи.

Не смотря на уединение в мастерской, Куинджи тем не менее живо интересовался художественной жизнью Петербурга и Москвы. Он бывал на выставках, продолжал общение с передвижниками. Куинджи считал, что если передвижники войдут в число преподавателей высшей художественной школы России, они смогут завоевать умы молодежи и оказать воздействие на будущее русского искусства. Куинджи в 1889 г. принял предложение руководства Академии художеств возглавить мастерскую пейзажной живописи. Избрание Куинджи профессором послужило причиной окончательного разрыва художника с передвижниками.

В преподавательской деятельности Куинджи проявилось все своеобразие личности мастера. Он не давил на учеников авторитетом прославленного пейзажиста, уважал их индивидуальность, беседовал с начинающимstrong width=/praquo; висела на strong /pp style=стене одна. Куинджи велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. Посетители входили в полутемный зал и, завороженные, останавливались перед холодным сиянием лунного света, который был так силен, что некоторые зрители пытались заглянуть за картину в поисках лампочки./pи художниками, как с равными. Недаром из мастерской его вышли известные впоследствии пейзажисты Н.К.Рерих и А.А.Рылов, В.Г.Пурвит и Ф.Э.Рушиц, К.Ф.Богаевский и А.А.Борисов. Любовь Куинджи к ученикам можно сравнить лишь с любовью отца к детям, и они отвечали учителю не менее пылкими чувствами.

Работа в мастерской Куинджи шла без особой системы, но логика обучения была продумана очень тщательно. Куинджи считал, что для начинающего художника самым главным является вдумчивая, длительная работа на натуре, умение видеть природу и честно передавать увиденное. Поэтому он требовал, чтобы ученики на каждое занятие приносили этюды, которые они все вместе обсуждали. В его мастерской будущие художники копировали пейзажи художников Барбизонской школы, писали натюрморты с натуры, академические постановки. Куинджи придавал большое значение живописи на пленэре, но считал, что картина должна создаваться по памяти. Большое внимание уделял Куинджи приобретению учениками навыков в правильном использовании цветовых гармоний, мастер много говорил о композиции, о перспективе, о построении пространства в пейзаже.

В 1895 г. в Академии художеств с большим успехом прошла выставка мастерской Куинджи. Мастер смог воспитать из разных по способностям, возрасту, образованию, происхождению людей группу единомышленников. Их произведения выделялись на академическом фоне зрелостью, живописным мастерством, знанием законов композиции. И в этом огромная заслуга width=raquo; — это картина народной жизни, данная опосредованно, через восприятие природы. Отсюда и неприятие пейзажа частью художников.img style= width= Куинджи. 15 февраля 1897 г. Куинджи неожиданно подает президенту Академии художеств прошение об отставке. Студенты, оскорбленные грубым поведением ректора, решили объявить забастовку. Куинджи встал на защиту учеников, за что и был отстранен от преподавания. Руководителем пейзажной мастерской стал А.А.Киселев. Ученики Куинджи решили оставить Академию, но он убедил всех завершить обучение. В результате ученическая выставка пейзажистов стала триумфом Куинджи-педагога. Летом Куинджи вывозил своих учеников в свое крымское имение, а в апреле 1898 г. повез всех своих питомцев за границу на собственные средства. Он был убежден, что именно так должен расходовать свой капитал. Деньги шли на поощрение молодых талантов. На этом завершилась недолгая деятельность Куинджи на педагогическом поприще, но своих учеников не оставлял без помощи и поддержки до конца жизни.

В 1901 г., впервые после двадцатилетнего затворничества, Куинджи решается показать свои работы избранным зрителям. Среди них ученики, старый друг художника Д.И.Менделеев, пейзажист А.А.Киселев, архитектор Н.В.Султанов, журналисты. Куинджи выставляет в мастерской четыре картины: «Вечер на Украине» (1878-1901), «Христос в Гефсиманском саду», «Днепр», новый вариант «Березовой рощи» (все 1901 г.). Картины имели успех.

Христос в Гефсиманском саду

Все чаще и чаще в его творчестве появляются работы глубокого драматического начала, точно передающие душевное состояние художника. Не случайным представляется обращение пейзажиста Куинджи к жанровой картине, драматическому евангельскому сюжету. «Христос в Гефсиманском саду» — произведение‚ в котором отчетливо звучит тема одиночества, обреченности человека, вступившего в конфликт с обществом. Сюжет картины решается художником пейзажными средствами. Композиция произведения, драматургия темы разрабатываются достаточно прямолинейно: одинокая фигура Христа, залитая лунным светом, расположена в центре, преследователи Христа изображены в тени. Усиливая трагический накал сцены, художник резко сталкивает дополнительные цвета: задний план написан в холодных сине-зеленых тонах, передний — в теплых коричнево-красноватых. В фигуре Христа краски вдруг загораются голубыми, желтоватыми, розоватыми оттенками. Столкновение добра и зла художник передает противопоставляя свет и тень.

Обращение мастера к тематической картине - эпизод в его творческой биографии. Художник мог в пейзаже выразить самые разнообразные чувства. Но все же главные помыслы Куинджи в работе над пейзажем сводились к передаче величия и вечной красоты природы. Художник ищет в окружающем его мире явления, которые поражали бы зрителя. Видимо, этим объясняется особое пристрастие Куинджи к изображению закатов. «Красный закат» (1905-1908) написан художником в сложнейших градациях красного цвета — от коричневато-бурых тонов земли переднего плана до полыхающих оттенков розового, малинового, фиолетового в небе. В «Закате в степи на берегу моря» (1898-1908) Куинджи заставляет звучать мощный цветовой аккорд, состоящий из бледных оттенков желтого, голубоватого, розоватого через желтые, красные, синие, фиолетовые тона неба, переходящие в насыщенные зеленые, бурые, коричневатые краски земли. «Закаты» Куинджи многозначны: они то отражают элегическую грусть созерцателя при виде угасающего светила, то бурны и экспрессивны.

Закат зимой. Берег моря

Закат с деревьями

Эффект заката

Берег моря

Кипарисы на берегу моря. Крым

Крым. Южный берег

Полдень. Стадо в степи

Ай-Петри. Крым

Берег моря со скалой

Закат в степи на берегу моря

Море. Крым

Закат в степи

После дождя. Радуга

Отстранившись от преподавания в Академии художеств, Куинджи до конца жизни оставался членом ее совета. Он активно вмешивался во все текущие дела, отстаивая свои взгляды с резкостью и нетерпимостью по отношению к противникам. Его темпераментные выпады на собраниях совета привели к ссорам со многими друзьями. Куинджи продолжает всячески помогать молодым художникам. В 1904 г. он выделяет на поощрение талантливой молодежи фонд в сто тысяч рублей, который предназначался для ежегодной выплаты премий ученикам Академии художеств. Так появился конкурс имени А.И.Куинджи. Первая конкурсная весенняя выставка открылась в 1905 г. Но она не могла служить тем идеям, которые вынашивал Куинджи. Он мечтал об объединении, где все художники были бы равны и могли творить свободно, без оглядки на вкусы заказчиков. В 1908 г. ряд живописцев — участников академических выставок — решает создать новое общество, в которое Куинджи предлагает вложить свой миллионный капитал. В него вошли Н.К.Рерих, А.А.Рылов, А.А.Борисов, Н.П.Химона, В.И.Зарубин, В.Е.Маковский, В.А.Беклемишев‚ А.В.Щусев и другие. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. К 1910 г. в Обществе состоял сто один человек К сожалению, за годы своего существования объединение так и не превратилось в сплоченную организацию. Мечте Куинджи о творческом единении художников, о слиянии всех в одну семью не суждено было осуществиться.

В 1909 г. у Куинджи начинает развиваться тяжелая сердечная болезнь. В период улучшения весной 1910 г. Куинджи отправляется в свое крымское имение, но в дороге он почувствовал себя настолько плохо, что вынужден был остановиться в Ялте. У него началось воспаление легких, мучили изнурительные приступы удушья. В угрожающем для жизни состоянии Куинджи перевезли в Петербург. Страдания художника были невыносимы. Рерих, Зарубин, Рылов дежурили возле учителя, сменяя друг друга. 11 июля 1910 г. Архип Иванович Куинджи скончался. Квартира его поразила всех своей скромностью, зато количество этюдов, хранившихся в мастерской, было огромно. По завещанию Куинджи весь его капитал и все художественное наследие были переданы обществу, носившему имя художника.

Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные. Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи называют днём его рождения 15 января 1841 года. Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.

Талант и бедность (1841-1854)

Считается, что предками художника были греки, которые проживали в Крыму в тесном соседстве с татарами. Происходило постепенное взаимопроникновение культур, стирался языковый барьер, возникали смешанные браки. Поэтому вполне возможно присутствие в семье Куинджи татарской крови, хотя сам художник всегда говорил, что считает себя русским.

Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром. Родной брат Архипа перевёл фамилию на русский язык и стал Золотарёвым.

Рождение талантливого ребёнка в бедной семье не обещает ему никаких привилегий. Отец Куинджи, Иван Христофорович, был сапожником и не мог обеспечить своим детям достаток. Когда Архипу исполнилось три года, отец внезапно умер. Очень недолго после этого прожила и мать. Маленькие сироты остались на попечении брата и сестры отца Куинджи, которые поочерёдно, как могли, заботились о них.

Благодаря поддержке родственников мальчик освоил грамоту, занимаясь со знакомым учителем-греком, а позже недолго посещал местное городское училище. Учёба там ему не нравилась и давалась с большим трудом. Как раз в этот период впервые ярко проявились его способности к рисованию. Увлекаясь, малыш рисовал не только на случайных обрывках бумаги, но и на мебели или заборе. Это занятие приносило ему неподдельную радость.

Бедность вынуждала его подрабатывать то пастушком, то помощником хлеботорговца, то учётчиком кирпичей на строительстве церкви. Но рисование по-прежнему было его главной страстью. Так продолжалось до 1855 года, когда кто-то из взрослых, заметив у мальчишки талант, посоветовал ему ехать учиться рисованию к Айвазовскому, в Феодосию. Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем.

Новый поворот (1855-1859)

Крымские пейзажи поразили воображение впечатлительного подростка. Айвазовский в ту пору отсутствовал, поэтому его копиист, Адольф Фесслер, по доброте душевной принял участие в судьбе юного Архипа. Он преподал ему первые настоящие уроки рисования. Для бедного и застенчивого Архипа это означало, что у него есть надежда стать художником.

Он пробыл в Феодосии несколько месяцев. Дочь Айвазовского в своих воспоминаниях описывала его как невысокого, сильно курчавого паренька в соломенной шляпе, очень тихого и стеснительного.

Сам Айвазовский по возвращении в Феодосию не сумел рассмотреть талант Куинджи и не стал заниматься с ним. Правда, он доверил ему смешивание красок и покраску своего забора. Разочарованный и угнетённый таким поворотом событий юноша возвращается домой.

Удача с третьей попытки (1860-1868)

В родном городе Куинджи несколько месяцев работает ретушёром у фотографа, а позже отправляется в поисках заработка сначала в Одессу, а оттуда - в Таганрог. Этот город встретил его более приветливо. Архип нанимается в фотостудию С. С. Исаковича, снова в качестве ретушёра. И продолжает рисовать.

Окончательно осознав, что реализовать свою мечту в таких условиях он не сможет, Куинджи бросает всё и переезжает в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Академию художеств. Однако судьба состроила ему новую гримасу - провал на экзаменах. Вторая попытка тоже оказалась неудачной.

Но талант и любовь к живописи требовали выхода и толкали на преодоление препятствий. Куинджи упорно занимается рисованием и в 1868 году выставляет свою первую картину под названием «Татарская сакля в Крыму». Эта работа открывает ему доступ в Академию художеств, куда его зачисляют как вольнослушателя.

В этот благодатный период Куинджи создаёт невероятно пронзительные картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Они написаны в новаторской манере.Тщательно подобранные оттенки очень точно передают мрачность и унылость безрадостных пейзажей. Непривычные краски и особенная игра теней очень впечатлили публику, но получили неоднозначную оценку в среде художников.

«Северный» период (1869-1873)

Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии, что друзья за глаза называли его мистификатором.

Вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении».

Опять поворот и стремительный взлет (1874-1881)

В 1874 году жизнь Архипа Куинджи получает новое наполнение: художник женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи. Он был влюблён в неё ещё с юношеских лет. Ранее этот брак был невозможен из-за крайней бедности Куинджи и богатого происхождения невесты.

Теперь же продажа картин сделала художника обеспеченным человеком. Он смог посетить Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны для знакомства с различными школами живописи.

Наступил новый, более радостный период жизни. И картины художника приобрели другую тональность. Написанные в ту пору «Берёзовая роща», «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» произвели невероятное впечатление на публику.

Яркая, почти декоративная игра красок делала картины просто светящимися. Некоторые даже норовили заглянуть за холст, чтобы убедиться в отсутствии искусственной подсветки луны. Современник Куинджи, поэт Я. Полонский, рассматривая картины, в недоумении задавался вопросом: это картина или оконная рама, за которой открывается пейзаж непостижимой красоты?

Молчание гения (1882-1910)

После такого шумного успеха друзья Куинджи обоснованно ожидали новых картин и сюжетов. Но у художника своя логика - он прекратил выставки на 20 лет. В это время он продолжал писать, штудировать литературу, занимался с учениками, строил дачу в Крыму.

Несмотря на активный и обидчивый характер, Архип Куинджи слыл очень добрым человеком. Он постоянно и безвозмездно поддерживал деньгами своих учеников и учреждал премии лучшим молодым художникам. Его доброта распространялась также на животных и птиц.

Из письменных воспоминаний современников художника известно, что ежедневно около полудня он выходил во двор кормить птиц. Уже приученные к такому ритуалу к нему слетались воробьи, вороны, голуби и другая крылатая братия. Птицы совершенно его не боялись, садились на руки, что только радовало хозяина.

В 1901 году Куинджи прервал своё «молчание», представив взыскательной публике новые шедевры: «Вечер в Украине», теологический сюжет «Христос в Гефсиманском саду» и новый вариант «Берёзовой рощи». Они до сих пор волнуют и завораживают зрителя, надолго приковывая взгляд.

Больше он не выставлялся и многие картины стали известными только после его смерти. Умер гениальный художник 11 июля 1910 года. Причиной смерти стало больное сердце.

Поразительно упорство нищего мальчишки-грека, который вопреки всем обстоятельствам стал гордостью русской живописи. Краткая биография Куинджи говорит о необыкновенной одаренности, целеустремленности и щедрой душе великого живописца.

Детство и юность

Удивление вызывает уже такая деталь, что не установлена точная дата рождения Куинджи. Биография начинается с колебаний - то ли 1841-й, то ли 1842 год. Это не принципиально, но странно. Таким же необычным образом отразится перевод его фамилии, которая означала золотых дел мастер, на всей его деятельности как живописца. Архип рано осиротел. Его воспитывали бедные родственники. Учась без прилежания, он непрерывно рисовал на всех обрывках бумаги, которые только попадались под руку.

Бедность и нищета заставляли его пасти гусей, работать учетчиком кирпича, а потом у торговца хлебом. Но была жажда рисовать, которая привела его в Феодосию. 14-летний Куинджи, биография которого только начиналась, мечтал стать учеником великого И. К. Айвазовского. Но не сложилось - ему доверили только перетирать краски и красить забор. Он вернулся в родной Мариуполь и стал ретушером - не живопись, но чем-то похоже. До 24 лет он метался по черноморскому побережью, работая все так же.

Петербург

В Академии художеств никто не ждал с распростертыми объятиями Куинджи. Биография в Петербурге началась с безуспешных попыток учиться высокому искусству. Его просто-напросто не принимали в Академию. Но спустя три года он нарисовал картину, которую выставил на выставке Академии. Тут его наконец заметили, присвоили звание свободного художника и даже допустили до сдачи экзаменов по специальности. У получившего диплом Куинджи биография обогатилась знакомством с передвижниками. В 1875-м он выставил свою работу «Чумацкий тракт в Мариуполе».

В ней нет еще того Куинджи, которого мы все представляем по более зрелым самостоятельным работам. Это характерное для передвижников реалистическое полотно: мрачный колорит, непролазная грязь. Все навеяно темой беспросветной жизни народа, которую так любили передвижники. Но его заметили, и, поверив в себя и делая отход от «Товарищества», Куинджи, биография которого по-прежнему нестабильна, уезжает на этюды на север.

Развитие

Он создает пейзажи «На острове Валааме», «Ладожское озеро», которые привлекают к себе внимание общественности. Архип Куинджи, биография которого на взлете, может позволить себе жениться на давно любимой им девушке. А год спустя он выставляет картину, поразившую не только публику, но даже искушенных собратьев по искусству - «Украинская ночь».

Это видимый всем перелом в творчестве, экзотическое новаторство, присущее только ему одному. Теперь Куинджи начнет обдумывать все - и темы, и манеру письма, самостоятельно развивая свои достижения, глубоко изучая краски, цвет и световые эффекты, наслаждаясь их прекрасной игрой. В 1878 году на выставке в Париже, куда Куинджи приехал с молодой женой, он изумил французскую публику выставкой своих работ. Его признали самым русским и самым самобытным живописцем. В этом же году он начал работу, над которой будет трудиться 23 года, - «Вечер на Украине». Во Франции он изучает импрессионизм и под его влиянием позже напишет три пейзажа - «Север», «Березовая роща» и «После дождя».

Давно назревавший, как нарыв, выход из «Товарищества передвижников» состоялся, и после этого Куинджи выставляет одну картину - «Лунная ночь на Днепре». Это был взрыв. Недаром художник так много экспериментировал с красками и освещением, которое на выставке он сделал особым, затемнив зал и выделив светом свое полотно. Но незнание химии сыграло с произведением скверную шутку - со временем краски потемнели, и сейчас оно не производит первоначального впечатления, хотя по-прежнему прекрасно.

Это уже новый этап в творчестве, родился художник-философ - Архип Иванович Куинджи. Биография говорит о его размышлениях о реальности, о других способах ее выражения на полотне. Он стремится постичь глубину вещественного мира. Вспомните, что это был когда-то всего лишь мало обученный, не закончивший Академию художеств почти нищий сирота. До каких вершин духа при таланте и трудолюбии может подняться человек!

Уединение

В 1881-1882 годах Куинджи организовывает еще две выставки, на которых показывает «Березовую рощу», громко прогремевшую среди любителей живописи, и «Днепр утром». Вот это произведение было принято очень сдержанно. После этого живописец почти на двадцать лет удаляется от общественной жизни. Объяснения затворничеству такого знаменитого человека, как художник Куинджи, биография дать не может. В зените славы он исчезает из поля зрения публики и критики.

Работа в одиночестве

Куинджи работает, создавая новые краски, которые должны быть устойчивыми и не менять своего вида с течением времени и под воздействием воздуха. Он пишет все новые и новые работы, ища другое стилевое направление. В 1886 году он покупает участок земли в Крыму, где, живя вместе с женой и учениками, работает в теплое время года по примеру импрессионистов на открытом воздухе и пишет «Вид на море и берег. Крым», «Морской берег. Вид на Крым», «Крым. Яйла», «Горный склон. Крым» и многое другое. Это совсем другой Куинджи, наполненный светом, солнцем и соленым ветерком спокойного моря.

Кавказ

В 1888 году по приглашению одного из передвижников Куинджи побывал на Кавказе и привез оттуда свежие впечатления и этюды, работать над которыми он продолжил в Петербурге. Величественный Кавказ он отразил, написав цикл картин: «Эльбрус днем», «Эльбрус. Лунная ночь», «Снежные вершины», «Снежные вершины. Кавказ».

Это краткое перечисление его работ, в которых он философски осмысливает грандиозность окружающего мира. Это абсолютно другой, обновленный и технически, и внутренне Куинджи, когда романтик сливается с философом. Критики считают, что именно кавказский период Куинджи повлиял на работы Н. К. Рериха в Гималаях. Ведь Кавказ Куинджи символичен. Это высочайший недостижимый идеал, ослепительно прекрасный при этом.

Новая выставка

В 1901 году художник выходит из уединения и показывает друзьям и ученикам работу, начатую двадцать три года назад, - «Вечер на Украине», а еще произведения «Христос в Гефсиманском саду» (1901), «Березовая роща» (1901). Вообще к этому времени живописец создал примерно пятьсот работ. В эти же годы им исполнены виды Москвы с Воробьевых гор. Беря тему, он полностью ее разрабатывает, а потом, обращаясь к другой, также создает связанный между собой цикл картин, не повторяясь и удивляя, когда смотришь его произведения в последовательности. Удивительно разнообразны не только темы, но и их колористические решения.

Сделанные Куинджи выставки вновь привели публику в восторженное состояние, снова пошли о нем споры и разговоры, но художник вновь закрылся. Причин такого поведения Куинджи краткая биография, как и его современники, предоставить не могут. Может быть, художник устал от пустопорожней болтовни, ведь ему исполнилось шестьдесят лет. Правда, по нашим меркам это еще не так много, но тогда считали несколько иначе.

Последние годы

Десять лет Куинджи создавал все новые полотна. Абсолютный шедевр того времени - картина «Радуга». Она находится в Русском музее. Над этим произведением Куинджи работал пять лет. Вдоль огромного, еще не заколосившегося поля причудливо извивается дорога. Над ними раскинулось занимающее две трети полотна небо со сверкающей радугой. Все предельно просто, но такая простота дается огромным мастерством, наблюдательностью и мыслью. Уже написаны «Красный закат» и «Ночное» (1905-1908).

Смерть художника

Находясь летом в 1910 году в Крыму, он заболел воспалением легких. Это и сейчас грозная болезнь, надолго выводящая человека из строя. А тогда не было никаких антибиотиков. С разрешения врачей любящая заботливая супруга перевезла больного в Петербург, но усилия врачей не помогли. Не выдержало больное сердце, и он ушел из жизни в июле 1910 года. Сейчас его могила находится на в Александро-Невской лавре.

Благотворительность

Выйдя из самых необеспеченных низов общества, художник, как только стали позволять средства, начал заниматься благотворительностью, отдавая огромные по тем временам деньги (по сто, сто пятьдесят тысяч рублей) и Академии художеств, и Обществу художников им. А. И. Куинджи для ежегодных премий. Этому же обществу он подарил свое имение в Крыму. Сам же художник и его супруга довольствовались малым, жили просто и скромно. После его смерти она получала назначенную Архипом Ивановичем пенсию, а все свое состояние художник распределил между родственниками и Обществом художников.

Такой непростой жизненный путь прошел Архип Куинджи. Краткая биография говорит о необыкновенной одаренности, целеустремленности и щедрой душе великого живописца.