Перечень основных профессий. Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности

Ситуация на рынке труда в текущем году поддерживает тенденцию дефицита квалифицированных кадров – рабочие профессии России все больше востребованы среди работодателей и все менее популярны среди абитуриентов. Причин тому много – недостаточное ознакомление школьников с востребованными специальностями, умеренная заработная плата, мизерное количество бюджетных мест в учебных заведениях, значительный приток рабочих из-за границы и многое другое.

Над этой назревающей проблемой уже работают политические умы нашей страны. Примером тому служит внедрение дуальной системы обучения в сферу профобразования (в подготовке будущего специалиста активно участвует работодатель). Такой подход уже практикуют Красноярский и Пермский край, Ульяновская, Калужская и Ярославская области. 23 региона планируют перенять их опыт.

Подготовка рабочих профессий

Стандартная система образования предполагает обучение рабочим специальностям на базе 9 и 11 классов школы. Период обучения в первом случае длится 3-4 года, во втором – 1-2 года. Вместе с дипломом студент имеет возможность получить квалификационный разряд.

Подготовка рабочих также непосредственно на производствах. Получив специальность на подготовительных курсах, кандидат на рабочее место имеет все шансы занять свободную вакансию.

Однако, он не имеет преимуществ перед выпускниками колледжей, профтехучилищ и других учебных заведений.

Перечень рабочих профессий

Минобразования утвердило в 2013 году обновленный перечень рабочих профессий, которые можно освоить в РФ посредством профобразования (около 5 тыс. наименований). Этот документ в большей степени будет полезен тем, кто так или иначе вовлечен в сферу образования.

Для учета, контроля состава, распределения по категориям, проведения оценки численности кадров и решения других задач государственного уровня, предназначен общероссийский классификатор профессий рабочих и должностей служащих (ОКПРДС ) от 1994 года с дополнениями последующего периода.

Рабочие профессии список

Виды рабочих профессий

Все рабочие профессии можно условно поделить на несколько видов в зависимости от специфики труда. Самыми ярко выраженными группами можно назвать:

  • профессии сферы торговли и услуг;
  • технические служащие;
  • специалисты, работающие с различной техникой, производственным оборудованием и машинными установками (сборка, отладка, контроль, обслуживание);
  • рабочие с инструментом;
  • рабочие, выполняющие самые простые задачи.

Существует также ряд профессий, которые являются актуальными и востребованными практически в каждой отрасли народного хозяйства.

Общеотраслевые профессии рабочих

К рабочим профессиям относятся около 184 наименований специальностей общих для всех экономических отраслей. Они делятся на две квалификационные группы. В первую входят профессии, по которым присваивается 1, 2 и 3 разряды, а во вторую эти же наименования, но имеющие производное наименование «старший».

Самые востребованные рабочие профессии из списка общеотраслевых относятся к сферам деятельности, тесно вошедшим в повседневную жизнь. Это –

  • кассиры,
  • продавцы,
  • операторы
  • механики,
  • сварщики,
  • строители,
  • уборщики и другие.

Востребованные рабочие профессии

За последнее десятилетие спрос на рабочие профессии все больше увеличивается. По данным опроса 2015-2016 среди членов Бизнес-Ассоциации РФ 60% опрошенных, нуждающихся в квалифицированных кадрах рабочих специальностей, так и не смогли реализовать эту потребность. Востребованы такие специальности:

  • слесари;
  • операторы станкового оборудования;
  • сборщики деталей и оборудования;
  • наладчики станков.

По прогнозам на ближайшие три года эта тенденция сохранится.

Новые рабочие профессии

Даже в эпоху массовой компьютеризации практически всех сфер человеческой деятельности утверждение «рабочий – нужная профессия» не потеряет своей актуальности. Уже сейчас создается благодатная почва для возникновения новых специальностей. Оператор систем безопасности, наладчик производства стеклокомпозитных функциональных материалов, сборщики микросхем – подобные профессии уже начинают пользоваться спросом, который в будущем только возрастет.

Вредные рабочие профессии

Законодательством РФ утвержден перечень профессий, которые считаются вредными для здоровья человека. Какие рабочие профессии сюда относятся? Это – специальности, включающие:

  • перемещение тяжелых грузов вручную;
  • физический труд под землей (шахты, строительство подземных сооружений);
  • сварочные и литейные работы;
  • слесарные, сборочные, кузнечно-прессовые работы;
  • работа со свинцом;
  • строительные и монтажные работы;
  • добычу и переработку руд, нефти, газа;
  • бурение скважин;
  • металлургическое производство;
  • ремонт электростанций и сетей и другие.

Трудящимся на опасных и вредных работах полагаются различные льготы от государства.

Рабочие строительных профессий

Не смотря на всю «вредность» работы по строительным специальностям, эта сфера в состоянии обеспечить относительную стабильность всем, кто в ней задействован. Оплата труда по строительным профессиям достойно конкурирует со специальностями других отраслей народного хозяйства.

Также у наемных работников всегда есть возможность начать собственный бизнес, который при правильном управлении приносит хороший доход. И, наконец, строительные специальности всегда востребованы, и эта тенденция не сдаст своих позиций в будущем.

Рабочие технические профессии и рабочий в производстве

Технические профессии будут оставаться актуальными, пока существует оборудование и техника, а это значит всегда. Специалисты рабочих профессий, занятые в производстве машин, установок, станков и прочего оборудования, реализуют шанс не только иметь достойное и престижное место работы.

Занимаясь постоянным саморазвитием и осваивая новые территории знаний относительно компьютерных систем, такой специалист окажется востребованным даже спустя 10 или 15 лет. А это немалый срок.

Материал этой статьи поможет подготовить презентацию, сочинение или доклад

1 Общая характеристика профессий, требования профессий к свойствам личности.

Профессия – это исторически возникшая форма деятельности, необходимая человеку, и для выполнения которой он должен обладать суммой знаний, умений и навыков. Также иметь соответствующие профессиональные способности и профессионально важные качества. Она необходима для общества и ограниченная вследствие труда. Это область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность для существования и развития. Существуют различные классификации профессий: по условиям труда, по предмету труда, по целям профессиональной деятельности и др. Рассмотрим по предмету труда. Профессии, согласно этой классификации, разделяются на пять основных видов. Рассмотрим таблицу 1:

Таблица 1 – Краткая характеристика групп, классифицированная по предмету труда

Название группы

Краткая характеристика группы

Человек- техника Все профессии, связанные с созданием техники, её обслуживанием и управлением ею; профессии, связанные с металлами, с электрооборудованием, с созданием эксплуатации зданий и сооружений, с производством промышленных товаров, с добычей полезных ископаемых.
Человек- человек Профессии, связанные с воспитанием, обучением, лечение, информированием, бытовым обслуживанием и с управлением людьми.
Человек- природа Все профессии, связанные с растительными, животными организмами, микроорганизмами.
Человек- знаки Все, связанное с цифрами, чертежами, нотами, схемами, физическими и химическими символами и др.
Человек - художественный образ Профессии, связанные с музыкой, искусством, литературой, актерской деятельностью и т.д.

К каждому из работников, не зависимо от сферы деятельности, существуют особые требования. Выделяют основные аспекты требований:

1. Профессиональные требования.

· Высокий уровень профессионализма, способность к быстрой адаптации.

· Системное видение производственных процессов.

· Готовность к постоянному профессиональному росту.

· Взаимодействие со специалистами других специальностей.

2. Личностные требования.

· Наличие личного и социального опыта.

· Конструктивность, мобильность, непроизводственные резервы личности.

· Способность принимать решения в ситуации выбора.

· Способность прогнозировать последствия своих решений, нести за них ответственность.

3. Социально- экономические требования.

· Знание информационных технологий.

· Знание основ профилирующих предметов.

4. Творческие требования.

· Творческое отношение к работе.

· Знание методов инженерного и художественного творчества.

Также, особое внимание акцентируют на профессионально- важных качествах, определяющих профпригодность специалиста.

Профессионально- важные качества - это совокупность качеств человека, которые характеризуют его как субъекта труда, влияют на эффективность профессиональной деятельности и на успешность её освоения.

Существуют три основные группы профессионально-важных качеств:

1. Качества, гарантирующие профессиональную направленность личности. Это, как правило, система эмоциональных ценностных отношений человека, которая определяет соответствующую иерархическую структуру мотивов, побуждающих человека к самоутверждению профессиональной деятельности. Где, профессиональная направленность характеризуется как идеи, убеждения, принципы, взгляды, отношения.

2. Качества, определяющие профессиональную компетентность личности. Существуют два вида профессиональной компетентности: предметно-профессиональная компетентность и социально- профессиональная компетентность.

3. Особенности психофизиологии-особенности мышления, памяти, восприятия, возраст, пол, темперамент и характер.

Также выделяют общие профессиональные качества. Классификацию которых рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2 – Общие профессиональные качества

Качества

Описание

Внимательность Чувствительность к изменениям в настроении и поведении человека и способность учитывать самочувствие человека при принятии решения.
Эмоциональная устойчивость Устойчивость к факторам внешней среды и негативным реакциям людей на производственные ситуации.
Общие характеристики поведения Интерес и уважение к людям, активное желание оказать помощь и поддержку, личная примерность, порядочность, обязательность, принципиальность, чистоплотность.
Характеристики речи Точность, выразительность, разборчивость, интеллектуальная и эмоциональная насыщенность.

Понятие профессионально-важных признаков. Все многообразие психики, так или иначе, проявляется в трудовой деятельности человека, но вместе с тем эти проявления носят разный характер, который обусловлен специфическими для каждой профессии предметами и орудиями труда, а также и трудовыми задачами. Для изучения этого многообразия выделения профессионально важных признаков можно проводить по следующему плану; психологические особенности сенсорной деятельности, и потом, хотя это все неотделимо друг от друга, рассмотреть внимание, память, эмоционально-волевую сферу и особенности личности.

Сенсорная деятельность в разных видах труда может отличаться, прежде всего, по нагрузке на тот или иной анализатор зрительной, слуховой, кожной, мышечно-суставный и др. или комплексе анализаторов. Например, если у настройщика музыкальных инструментов ведущим является слуховой анализатор, то такие профессии, как радист, настройщик радио и телеаппаратуры, требуют наряду со зрительным восприятием не в меньшей степени и слухового восприятия; тонкого различения шумов, различения высоты и тембра звуков и т.д. Есть профессии, где ведущим анализатором может быть осязание, это, например, браковщики полировки, где вопросы осязания имеют большое значение. Есть виды труда, в которых довольно, довольно большую роль играют обоняние и вкус. Прежде всего, это профессии связанные с дегустацией. А если говорить об обонянии - то некоторые виды химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Кроме анализатора нужно иметь в виду особенности характера самого восприятия. Целый ряд профессий требует длительного слежения в широком сенсорном поле. Ряд профессий, наоборот, требует резкого сужения поля восприятия, но зато в течение длительного времени.

Есть профессии, в которых большое значение имеет слежение за движущимися и мелькающими объектами. Это должно быть также учтено, когда мы анализируем профессию с точки зрения восприятия.

Профессиональные особенности мыслительной деятельности. Мышление является обязательным компонентом любой деятельности, но мышление как профессионально важный признак, прежде всего, выделяют в тех профессиях, где приходится оценивать какую-нибудь ситуацию, требующую принятия определенного решения в зависимости от данной ситуации и реализации его в виде каких-то адекватных действий.

Мы представляем себе, что научно-технический прогресс, механизация, автоматизация все время повышают требования, даже в рабочих профессиях, к мышлению. По сути дела, во многих видах деятельности трудно отделить физический и умственный труд.

В целом ряде видов ручного труда чаще всего имеет место, так называемое наглядно-действенное мышление. Но есть виды труда, особенно в автоматизированных системах, где роль интеллектуального компонента значительно повышается. Приходится оценивать ситуацию по целому ряду параметров, находить решение с учетом вероятности наступления какого-то события, выбирать различные действия в зависимости от меняющихся ситуаций.

Профессиональные особенности моторной деятельности.

Когда говорят о моторной деятельности, правильнее рассматривать сенсомоторную координацию даже в тех случаях, когда моторный компонент деятельности крайне прост; нажимание на кнопку или рычаг. Почему? Потому, что всякая моторная деятельность вызывается сенсорным компонентом, и реализация этого действия контролируется так же сенсорным компонентом.

По сенсомоторной координации профессии очень резко отличаются друг от друга. Есть профессии, в которых моторный компонент действия носит очень простой характер, а именно; в ответ на какую-то возникшую ситуацию провести какие-то ручные действия - поворот рычажка, нажимание на кнопку и др. Но в ряде случаев здесь, с одной стороны, играет роль скорость реакции, т.е. действие само по себе простое, но все должно реализовываться достаточно быстро. При замедлении могут появиться нежелательные результаты. С другой стороны ряд профессий сложной сенсомоторной координации не только рук, но и ног. Это водительские профессии; шоферы, летчики, также профессия швеи- мотористки и другие профессии станочников.

Профессиональные особенности внимания.

Внимание, которое осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Есть профессии (браковщики, контролеры, сборщики и др.), в которых требуется длительное, в течение всего рабочего дня устойчивое внимание на одном или даже нескольких объектах и периодическая его концентрация.

Есть профессии, которые требуют исключительно широкого расширения внимания и переключения внимания. Вообще в трудовой деятельности очень трудно отделить распределение внимания от его переключения. Целый ряд профессий операторов, которые имеют широкое поле для обзора, требует все время и распределять внимание и переключать внимание с одних объектов на другие. Но есть профессии, в которых необходимо поочередно то концентрировать внимание, то переключать его.

Профессиональные особенности памяти.

Память нужна всегда независимо от видов труда. Но мы говорим о профессионально важном признаке памяти для видов труда. Дело в том, что большая нагрузка на память требуется при обучение данному виду труда, когда еще не сформировались навыки, но когда сформировались основные навыки, но когда сформировываются основные навыки, тогда нагрузка на память снижается. Люди которые прекрасно освоили станок не должны каждый раз специально вспоминать, какими рычагами нужно действовать, на что нужно смотреть. Шоферам не нужно думать о том, какой рукой или какой ногой и какое движение нужно сделать. Но есть профессии в которых память является одним из наиболее важных признаков. Например; в работе телеграфиста, машинистки, где требуется на какое-то небольшое время удерживать в памяти положения, ситуации. В данном случае речь идет о кратковременной или оперативной памяти как наиболее важном профессиональном признаке.

Профессиональные особенности эмоционально волевой сферы личности. При психологическом анализе трудовой деятельности, эмоционально-волевую сферу лучше рассматривать вместе с особенностями личности. Если говорить о любой деятельности, то она вызывает к себе определенное отношение, эмоционально переживается. С чем это связано? Это связано с мотивами, с потребностями человека, с интересом к работе. Это, например, общие эмоции в труде. Они могут быть положительными и отрицательными.

Положительные эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования. С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего, касается тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.

В психологии труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е. настроение с которым приходит человек и выполняет работу.

Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы. Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с коллективом в процессе данного коллективного вида труда.

Второй подвид профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы, некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально неустойчивые люди не могут работать.

Целый ряд профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев, общительности или замкнутости.

Наряду с изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу, используя при этом различные приемы и действия.


2 Индивидуально-психологические особенности личности и их проявления в профессиональной деятельности

2.1 Способности

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспро­изведем одну из них, наиболее значимую:

1. природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2. специфические человеческие способности, имеющие об­щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интел­лектуальные способности, в основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразде­ляются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способнос­ти, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных ви­дах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к абст­рактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, форми­рования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но­вых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих про­явлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и предметно-деятельностные способ­ности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельно­сти и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством об­щих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуаль­ных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности, задатки и индивидуальные различия

Подавляющее большинство психологов считает, что задатки - это некоторые генетически детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие ин­дивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врож­денные (природные) и приобретенные (социальные).

Индивидуальные (индивидуально-психологические) разли­чия - это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств), отличающих людей друг от друга. Индивидуальные разли­чия, природной предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком значении этого слова. Индивидуальные различия являют­ся предметом изучения дифференциальной психологии.

Природа человеческих способностей

Здесь, прежде всего речь должна идти о природе так называемых со­циальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это - высшие, культурно-обусловленные спо­собности. Условиями и предпосылками развития их являются в пер­вую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, на­личие социально-культурной среды, созданной искусственно тру­дом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инстру­ментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных ви­дах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состо­янии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к после­дующему формированию путем обучения и воспитания.

Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функ­циональные органы - прижизненно складывающиеся нервно-мы­шечные системы, обеспечивающие функционирование и усовер­шенствование соответствующих способностей.

Развитие способностей

Способности - не статичные, а динамические образования, их фор­мирование и развитие происходит в процессе определенным обра­зом организованной деятельности и общения. Развитие способнос­тей происходит поэтапно.

Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность - одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктив­ный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое зна­ние, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элемен­ты творческого, и наоборот.

Оценки которых учащиеся выбирают стратегию достижения успеха или избегания неудачи, является мотивационной средой их деятельности. Глава II. Сравнительное исследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классов различного профиля (милицейского, физико-математического). 2.1. Организация и методы исследования. В данном исследовании принимало участие 50 человек - ...





В результате использования неправильного стиля воспитания, для того, чтобы своевременно их заметить и постараться исправить. ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ 2.1 Организация и методы экспериментального исследования Целью данной части исследования является сравнительный анализ индивидуально-психологических...

Выше материалу хотелось бы сказать, что все приведённые в этом разделе характеристики, описывающие особенности ряда диагностических методик, носят направленный рекомендательный характер и служат цели оптимизации диагностического процесса при проведении индивидуальной профконсультации. В этом разделе работы мы не затронули многих валидных, имеющих научную основу методик, но с некоторым

    Этот список полный перечень профессий которыми занимался вымышленный персонаж мультсериала «Симпсоны» Гомер Симпсон. Неканонические профессии (например в Хелоуиновских эпизодах) обозначены зелёным шрифтом. В серии «Papa s Got a Brand New Badge»… … Википедия

    Основная статья: Галилео (программа) В основном каждый выпуск состоит из четырёх шести сюжетов и одного эксперимента в студии. Сюжеты могут быть как и из оригинальной немецкой версии, так и снятые уже русской командой. Содержание 1 1 сезон (март… … Википедия

    Список выдающихся учёных и профессоров, связанных с Ташкентом Основная статья: Известные личности, связанные с Ташкентом Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся учёные и профессора. В том числе: Содержание 1 Геологи и горняки 2… … Википедия

    Список древнеегипетских папирусов, с перечислением наиболее важных найденных древнеегипетских папирусов, а также основные данные о них. Папирусы расположены в списке по возрасту: от самого древнего до самого нового. Сокращения: Б: биографические… … Википедия

    Список эпизодов мультсериала «Эй, Арнольд!» Мультсериал «Эй, Арнольд!» имеет пять сезонов, которые включают в себя в общей сложности 98 серий. Большинство из них состоят из двух сюжетно не связанных друг с другом эпизодов. Общее число эпизодов… … Википедия

    В данной статье представлен хронологический список журналистов, которые стали жертвами убийства, перестрелки и терактов в России с 1993 года. Шесть категорий использованы в самом подробном и полном источнике убийство; перестрелка (военные… … Википедия

    Ниже приведен список эпизодов и фильм Оригинального Кино Канала Дисней Волшебники из Вэйверли Плэйс. Премьерная серия вышла 12 октября 2007 года. Все серии вращаются вокруг борьбы Алекс Руссо (Селена Гомес) и её братьев Джастина (Дэвид Хенри) и… … Википедия

    - … Википедия

    Мультсериал «Эй, Арнольд!» включает 98 серий по 23 минуты и одну двойную серию («The Journal» длиной 45 минут), разбитых на 5 сезонов. Большинство серий состоят из двух не связанных по сюжету эпизодов, но некоторые серии целиком состоят из одного … Википедия

    Основная статья: Известные личности, связанные с Ташкентом Ташкент посещали, в нём жили и работали многие выдающиеся учёные и профессора. В том числе: Содержание 1 Геологи и горняки 2 Математики … Википедия

Книги

  • , Олифиренко Н., Галанов К., Овчинникова И. (авт.-сост.). Учебное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 13. 01. 10 «Электромонтер по ремонту и…
  • Проверка и наладка электрооборудования (ПМ. 02) , Олифиренко Наталья Александровна, Галанов Константин Дмитриевич, Овчинникова Инна Васильевна. Учебное пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 13. 01. 10 "Электромонтер по ремонту и…

Пытаясь дать вразумительный ответ на вопрос о том, чем отличается специальность от профессии, даже взрослые люди нередко заходят в тупик, находя в памяти только какие-нибудь общие понятия с нечеткой формулировкой.

Детям и подросткам эти термины, конечно, также знакомы, ведь они являются частью лексикона практически каждого человека. Однако чтобы правильно и уместно использовать эти слова в речи, следует понимать их суть, а также то, чем отличается профессия от специальности.

Что представляет собой профессия

Говоря о профессии, люди обычно подразумевают какой-либо род занятий или вид трудовой деятельности, осуществление которой невозможно без приобретения знаний, квалификаций или практической подготовки.

При этом овладеть профессией можно обучаясь в соответствующем заведении или в результате обширного практического опыта. Исходя из определенных сходств в результатах и получаемых знаниях или наличия общей сферы применения, профессии объединены в несколько категорий:

  • Технические.
  • Экономические.
  • Педагогические.
  • Медицинские.
  • Строительные.

Чтобы понять, чем отличается профессия от специальности и должности, нужно дать определения этим терминам.

Специальность: определение, понятие, особенности

В отличие от профессии, специальность может быть присвоена только тому человеку, который прошел необходимое обучение, освоил законодательно утвержденную программу (навыки, умения, знания) и получил документ, подтверждающий этот факт (диплом, свидетельство). При этом полученные знания могут относиться к нескольким видам профессий. Специальность – это более узкое понятие.

Возвращаясь к указанной выше классификации, можно более иллюстративно объяснить, чем отличается специальность от профессии. Примеры специальностей, входящих в технические профессии: инженер, конструктор, архитектор, веб-программист, автомеханик и другие. Общим для них становится углубленное изучение физики, математики, информатики и прочих точных наук. Наряду с этим автомеханик и архитектор получают совершенно разные знания в рамках своих специальностей.

Должностью называют место в конкретной компании, ее структурную единицу. Должность указана в штатном расписании и предназначена для замещения физическим лицом с подходящей квалификацией.

Следовать за мечтой

Выбирая профессию и специальность, люди руководствуются самыми разными мотивами. Зачастую ответственность возлагают на юных выпускников, которые должны определить сферу своей будущей трудовой деятельности. Здесь важно не растеряться перед обилием (или, наоборот, скудностью) вариантов и выбрать именно то занятие, которое будет приносить радость и удовлетворение наряду с достойной оплатой. Конечно, есть соблазн предоставить решение родителям или еще кому-нибудь, однако вряд ли они смогут сопоставить предпочтения другого человека с его потребностями, способностями и потенциалом. Часто в таких случаях выбор делается из экономических соображений.

Получить адекватную помощь в профориентировании можно, обратившись к соответствующему психологу. Такие специалисты применяют различные игровые методики, тесты и консультации. Затем, анализируя полученные данные, они выдают свои рекомендации.

Безусловно, стоимость образования и возможности семьи абитуриента – также важный фактор, но он не должен быть определяющим. Существуют различные программы, помогающие получать скидки на обучение. Также есть возможность найти более простое и недорогое учебное заведение в других городах. Еще одним вариантом для получения желаемой профессии становится зачисление в бесплатные колледжи и техникумы.

Так чем отличается специальность от профессии?

Итак, можно сделать вывод, что разница между этими понятиями в их объеме. Профессия – более широкий, общий термин, который может охватывать определенное количество специальностей. Например, доктор – это и педиатр, и эндокринолог, и терапевт, и многие другие.

Главное, чем отличается специальность от профессии, – это то, что для овладения первой обязательно требуется обучение, а полученный документ действителен на ограниченной территории. Вторая же может быть приобретена в результате практических тренировок и упражнений (строители, продавцы, водители).

Особенность некоторых профессий в том, что для их приобретения невозможно обойтись без уникальных личных качеств и талантов: это, например, певцы, актеры, музыканты, художники. Лучшими профессионалами и специалистами неизменно становятся только те люди, которые следуют за своим призванием, искренне любят и вникают в то, чем занимаются. Любимое дело – путь к финансовому и личному успеху!

Современные профессии для девушек и мужчин не сильно отличаются друг от друга в современном мире: сейчас уже не принято делить работу по гендерному принципу. Однако престижные женские профессии могут отличаться своеобразными уникальными требованиями к кандидаткам: есть функции, которые женщине легче выполнить. Работа для девушек может быть интеллектуальной или прикладной (например, парикмахер).

Какие есть профессии для девушек

Множество прибыльных профессий отличается своеобразным набором требований, но они могут обеспечить стабильный карьерный рост и высокую зарплату. Следующий список направлений и специальностей подойдет как интересная работа для женщин:

  1. Визаж. Работа визажистом может потребовать только окончания специальных курсов, однако для успешной карьеры пригодится знание иностранных языков (для ознакомления с новыми трендами) и постоянное повышение квалификации.
  2. Консультирование, бухгалтерский учет. Неопытным подойдет работа секретаря, которая является классическим примером женской профессии. Получившие высшее образование могут работать как экономисты, юристы, менеджеры по туризму.
  3. Журналистика. Эта сфера деятельности подойдет для молодых девушек, имеющих хорошие навыки общения. Является популярным направлением во многих ВУЗах страны.
  4. Технические специальности. Работа бывает сопряжена с тяжелым физическим трудом, несвойственным профессиям для женщин, или может потребовать большой усидчивости, умения работать руками, сосредотачиваться. Сюда можно отнести вакансии швеи, оператора станка. Высокую должность здесь не предложат, но постоянная занятость гарантирована.

Высокооплачиваемые

Специальности с высокой оплатой отличаются и высокими требованиями к соискателям. Такая работа может быть сопряжена с большим количеством стрессовых ситуаций, тяжелыми условиями трудовой деятельности. К высокооплачиваемым профессиям для девушек относятся:

  • IT-специалист;
  • старший менеджер магазина, торговой точки;
  • юрист-консульт;
  • аудитор качества обслуживания;
  • врач узкой специализации;
  • эксперт по логистике;
  • косметолог.

Перспективные

Открытые возможности карьерного роста представлены не на всех работах. Такие вакансии отличаются большим конкурсом, высокими требованиями, имеют множество направлений подъема по карьерной лестнице. Перспективными считаются специальности:

  • провизор;
  • су-шеф ресторана;
  • фотограф;
  • хореограф;
  • оператор станка, линии производства.

Престижные

Многие специальности для девушек нередко отличаются престижностью. На такие вакансии может идти жесткий отбор, туда трудно пробиться, но результат того стоит. Список профессий для девушек, ищущих высокооплачиваемую интересную престижную работу, широк:

  • юрист;
  • экономист;
  • медпредставитель;
  • дизайнер интерьера;
  • дизайнер одежды;
  • теле- или радиоведущая;
  • стюардесса;
  • тренер по фитнесу;
  • диетолог.

Модные

Многие курсы для девушек помогут устроиться на самые модные специальности. Ключевой их особенностью являются низкие требования к образованию, но повышенные к навыкам общения с клиентами. Интересные профессии для женщин и модные направления могут потребовать и получения полного высшего образования. Среди них:

  • танцовщица;
  • певица;
  • HR-менеджер;
  • арт-консультант;
  • художник;
  • стилист;
  • бренд-менеджер.

Востребованные

Существуют специализации, предназначенные только для женщин, или лучше всего соответствующие их психологии. На эти вакансии не бывает большого конкурса. Востребованные женские профессии имеют узкую направленность, специфические условия работы. Например:

  • медсестра;
  • официантка;
  • секретарь;
  • проводница;
  • диспетчер компании-перевозчика;
  • оператор контактного центра;
  • учитель, воспитатель.

Популярные

Хорошая работа для женщин часто бывает очень популярной. И девушки, сталкиваясь с выбором профессии, ориентируются на то, является ли она распространенной, модной. Многие популярные профессии и хорошая работа для женщин требуют умения находить общий язык с клиентом, привлекать его внимание. Список актуальных профессий предоставит широкий выбор направлений деятельности:

  • актриса;
  • журналист;
  • психолог;
  • модельер;
  • флорист;
  • менеджер по рекламе.

Профессии будущего для девушек

В будущем возможно изменение списка популярных профессий для женщин. Это значит, что работать бухгалтером станет невыгодно, а должность менеджера в какой-либо сфере перестанет быть такой востребованной. Изменения происходят в силу неизбежности технического прогресса, потери актуальности многими специальностями, которые будут заменены компьютерными программами. Исходя из этого, можно составить список видов трудовой занятости, актуальных в недалеком будущем:

  • сиделка;
  • эксперт по альтернативным видам энергии;
  • селекционер;
  • урбанист;
  • эксперт в сфере урегулирования религиозных противоречий.

Лучшие профессии для девушек

В силу некоторых психологических особенностей и предрасположенностей, женщинам и мужчинам свойственны разные специализации. Лучшими сферами деятельности для дам считаются все, связанные с творчеством, и некоторые отрасли технических специальностей, не сопряженные с тяжким физическим трудом. В эту категорию можно отнести гуманитарные и творческие сферы деятельности, работу в офисе с бумагами, все виды консультирования, требующие прямого общения с клиентами.

Творческие

Специализации, тесно связанные с творчеством, лучше подходят девушкам в связи с их большей предрасположенностью к эмоциональному сопереживанию, умению правильно передать собственные эмоции. Среди этих профессий найдется много перспективных направлений для женщин, обладающих хорошим вкусом в сфере модельного бизнеса, искусства. Прекрасные пол не останется равнодушным и к актерскому делу. Следующие творческие специализации могут стать отличным выбором для женщины:

  • актриса;
  • певица;
  • модельер;
  • художник;
  • арт-директор;
  • дизайнер интерьера.

Технические

Сфера деятельности многих девушек тесно связана с производством техники, работой на заводе, настройкой аппаратуры, отвечающей за стабильную штамповку однотипных деталей. Сюда можно отнести работу оператора производства, системного администратора на крупном предприятии, руководителя бригады рабочих, научного сотрудника:

  • оператора башенного крана;
  • оператора станка;
  • сотрудник НИИ;
  • помощник машиниста;
  • архитектор;
  • IT-специалист.

Гуманитарные

Работа с документацией, менеджмент, оперирование законами, перевод текстов или прямой речи, проведение юридических консультаций требует соответствующих знаний, высшего гуманитарного образования и занимает очень много сил и времени. Однако значительная часть профессий, тесно связанных с юридическими услугами, занята девушками. Эта работа требует сосредоточенности, может отличаться жестким графиком работы, но взамен предлагает перспективы карьерного роста вплоть до региональных руководителей, директора предприятия, фирмы, корпорации. Это могут быть:

  • адвокат;
  • нотариус;
  • юрист-консультант;
  • специалист по синхронному переводу.

Рабочие специальности для женщин

Женщины-рабочие - не такая уж большая редкость. Список специализаций, связанных с физическим трудом, но подходящих для представительниц прекрасного пола, не отличается большим выбором. Такие сферы занятости предложат работу сразу после окончания школы или прохождения специализированных курсов, окончания техникумов, колледжей с сокращенной программой. Стандартный рабочий день в этой сфере составляет 12 часов с графиком 2\2 за редким исключением. Девушки-рабочие могут пригодиться в следующих сферах деятельности:

  • повар;
  • швея;
  • парикмахер;
  • горничная;
  • водитель на общественном транспорте;
  • бригадир.

Офисные профессии

Офисная сфера деятельности считается одной из самых подходящих для женщин, так как предоставляет удобный график работы, достойную оплату труда, большие возможности карьерного роста, общение с коллегами, по большей части разделяющими интересы друг друга. Эта работа может не приносить удовольствия, но и не требовать специальных навыков (на стартовых должностях учат на месте). Для более серьезной работы нужно специальное образование:

  • секретарь;
  • бухгалтер;
  • финансовый директор;
  • HR-менеджер;
  • специалист по маркетингу.

Предрасположенность представительниц прекрасного пола к общению при работе с людьми и тяга к самовыражению делают их прекрасными работниками в сфере маркетинга, искусства, консультрирования, синхронного перевода, журналистики. Самыми интересными считаются следующие сферы занятости:

  1. Журналистика. Обработка и сбор информации, предоставление ее широкой аудитории, общение с интересными людьми - все это делает данную специализацию идеально подходящей для девушек, жаждущих общения, стремящихся к саморазвитию.
  2. Психология. Подавляющему большинству женщин свойственная явная эмпатия, сопереживание, сочувствие. Такие качества присущи хорошему психологу, способному поставить себя на место другого человека, чтобы разобраться в его эмоциях, помочь пережить трудности, справиться с навалившимися проблемами.
  3. Стилист, косметолог, диетолог. Умение следить за собой и чувствовать красоту развито у девушек значительно лучше, чем у мужчин, поэтому можно окончить курсы парикмахеров. Дамы бывают отличными стилистами, работниками салонов красоты, модельерами, дизайнерами интерьера.

Какую профессию выбрать девушке

Выбор специализации зависит от множества субъективных факторов, присущих любому человеку. Для женщин ключевыми особенностями при выборе направления деятельности являются:

  1. Возраст. В этом случае большое влияние оказывает закон: несовершеннолетним сложнее найти работу даже при наличии официального разрешения от родителей. Совсем юных девушек берут неохотно, потому что у них нет опыта трудовой деятельности. До определенного возраста (до 22-25 лет) стоит рассмотреть должность официантки, проводницы, секретаря.
  2. Склад характера, образ мышления. Не все представительницы прекрасного пола являются яркими эмпатами. Это означает, что работа внутри большого коллективы может быть им в тягость. Замкнутым девушкам подойдут должности швеи, инженера-оператора, IT-специалиста. Более открытым - профессии актрисы, певицы, теле- или радиоведущей, стилиста, менеджера по туризму.
  3. Опыт работы, наличие образования. Человеку с большим стажем не составит труда сменить одну должность на другую: работодатели всегда готовы принять человека, хорошо разбирающегося в своей работе. Человек без опыта - другое дело. Сразу после школы, без опыта, образования девушка может устроиться моделью, горничной, официанткой, секретарем, сиделкой.

После 11 класса

Полное среднее образование даст продолжить обучение в максимально возможном количестве учебных заведений и выбрать самую интересную будущую специальность:

  • Медицинские вузы. Московский Государственный медицинский университет (МГМУ) им. И.М. Сеченова, Российский национальный медицинский исследовательский университет (РНИМУ) им. Н.И. Пирогова – медсестра, врач, фармацевт.
  • Технические вузы. Московский инженерно-физический институт (МИФИ), Российский химико-технологический университет (РХТУ) им. Д.И. Менделеева, Московский автодорожный институт (МАДИ) – оператор станка, машинист, химик-технолог, инженер-конструктор.
  • Гуманитарные, юридические вузы.Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), Московский независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ) – юрист-консультант, адвокат, бухгалтер, экономист.