Писем марьяны старой няньки проблема. Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось по Екимову (ЕГЭ по русскому). Сочинение по тексту Б. Екимова

У любого человека есть потребность быть нужным, чувствовать поддержку. Но в старости многие оказываются вдали от близких. Признаются ли пожилые люди в том, что хотели бы вернуть прежние отношения? Как же человек, живший ради других, существует в одиночестве? Именно над этой проблемой размышляет Б. П. Екимов.

Вопрос одиночества стариков особенно актуален в наше время, ведь семейные ценности и уважение к старшим для многих отошли на второй план. Данная проблема относится к категории социальных. Такой вывод можно сделать благодаря тому, что речь идет о целом слое общества – о пожилых людях. Поднятая проблема рассматривается на примере судьбы няни рассказчика, доживающей свои годы в доме престарелых. Б. Екимов обращает внимание на то, что Марьяна без ропота, не показывая истинных чувств, приняла свое одиночество.

С одной стороны, няня была даже довольна своим положением в доме и тем, что может заниматься хоть каким-то делом. Но с другой – женщина скрывала свою тоску от чужих глаз.

Действительно, нельзя не согласиться с Б. П. Екимовым. Старики, уделявшие столько внимания воспитанию молодого поколения, нуждаются в заботе и заслуживают благодарности за то, что они сделали для окружающих и близких.

Моя позиция подтверждается опытом художественной литературы. Данная проблема неоднократно рассматривалась в произведениях русских классиков. Нельзя не вспомнить рассказ К. Паустовского «Телеграмма». Катерина Петровна души не чаяла в своей дочери, но последняя оставила мать в одиночестве. Героиня не понимала, как дорого было её внимание для пожилой женщины и как больно было безразличие. И жизнь Катерины Петровны закончилась вдали от самого близкого человека, который так и не отблагодарил мать за её бескорыстную любовь.

К сожалению, одинокие пожилые люди существуют не только в литературе, но и в жизни. В деревне Ивановка, где живет моя бабушка, стоит покосившаяся полусгнившая изба. В этом доме раньше жила пожилая женщина, к которой на моей памяти ни разу не приезжали родственники из города. К старости она стала забывать многое из того, что знала, но никто из родных так и не явился поддержать бабушку, помочь по хозяйству.

Итак, пожилые люди нуждаются в нашем внимании. Ведь, если человек посвятил свою жизнь окружающим, близким, он обязательно должен получить за это вознаграждение: заботу, понимание, внимание. Высшая степень неблагодарности заключается в том, чтобы позволить такой личности быть одинокой. Старики нуждаются в поддержке, как бы они ни скрывали этого.

(1)Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось. (2)Мы с отцом решили её проведать.

(З)Ухоженный дом престарелых для бывших партийных работников стоял в редком пригородном лесочке. (4)Марьяна вышла к нам из дома со своей обычной радостной улыбкой до ушей. (5)Но только эта широкая улыбка да ещё медвежья неуклюжесть движений остались от совсем поседевшей няньки. (6)Да ещё, как прежде, она молола языком без перерыва.

(7)Оказалось, что здесь ей быстро наскучило сидеть сложа руки, и она попросилась в помощники на кухню. (8)Обслуга давно догадалась, что ни к советским, ни к партийным работникам Марьяна не принадлежит, а относится к разряду законченных простофиль, и на кухню бесплатного работника приняли без всяких проволочек. (9)Няня была очень довольна своей карьерой.

- (10)И тут пригодилась! - хвасталась она, выставляя перед нами дрожащие руки. - (11)С утра вот этими руками мешок картошки перечищу... (12)Палата у нас большая, что церковь, - продолжала она. - (13)На четверых. (14)Но одна бабка померла, и теперь койка гуляет. (15)А нам и лучше, свободнее!..

(16)Вообще она бодрилась изо всех сил и явно старалась убедить нас, как ей хорошо, славно живётся. (17)Но я слушал её, и сердце моё сжималось, а глаза почему-то не хотели смотреть на Марьяну. (18)Чувствовалось, предложи мы ей сейчас оставить этот замечательный приют с прекрасно налаженным бытом и поехать вместе с нами домой, она без раздумья пошла бы к машине.

(19)Уже когда мы прощались, обещая обязательно навестить её снова, Марьяна вспомнила ещё одно дело.

(20)Пенсия моя пропадает! - сказала она отцу с непреходящей улыбкой. - (21)Санитарки очки у бабок попрячут и деньги их прибирают. (22)А что сделаешь? - спохватилась она, поняв, что бросает тень на репутацию своего великолепного заведения. - (23)Они ж молодые, скорые. (24)Ты скажи, чтобы мою пенсию в банке складывали. (25)А когда меня закопают в землю, - тут она, как встарь, попыталась лихо топнуть ногой, - отдай эти деньги меньшему. - (20)Она имела в виду моего младшего брата.

(27)Отец, тоже, видимо, слегка расчувствовавшийся от встречи с Марьяной, заговорил было, что она проживёт ещё сто лет. (28)Но что-то новое и серьёзное скользнуло по лицу няни. (29)И она оборвала отца:

Да нет...

(30)В конце лета из дома престарелых позвонили и сообщили о смерти Марии Ивановны Миколуцкой.

(31)Где её похоронили, неизвестно. (32)Ни один из нас не побывал на её могиле. (33)А нынче эту могилу уже не сыщешь. (34)Одиноким старухам, умирающим в домах престарелых, ни металлических крестов, ни каменных надгробий не полагается. (35)Достаётся им чаще всего деревянный колышек с фанерной дощечкой, на которой небрежно написаны фамилия и даты рождения и смерти.

(З6)Но через год-другой дождь и снег отнимают у фанерки чернильную надпись, колышек падает, могильный холмик оседает, и никаких следов того, что здесь лежат чьи-то кости, не остаётся. (37)Остаётся просто земля, из которой каждую весну дружно лезут куриная слепота, конский щавель, лопухи и одуванчики.

(38)Сейчас мне кажется, что так и должно быть. (39)Во что ещё могла превратиться наша няня, как не в простую землю, заросшую травой?

(40)Так я говорю себе и с подозрением прислушиваюсь к собственным словам: не пытаюсь ли я успокоить свою совесть?

(По Б. Екимову*)

* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) - русский прозаик я публицист.

Показать текст целиком

За всеми нами кто-то ухаживал,когда мы были маленькими,но должны ли мы помнить об этих людях тогда,когда они сами нуждаются в нашей заботе? Именно эту проблему поставил Б.П.Екимов в своём тексте.

Автор повествует о том,как бывший воспитанник посетил свою няню,которая,состарившись,попала в дом престарелых.Герой чувствовал,что,несмотря на то,что няня "бодрилась изо всех сил",она готова была в любую минуту оставить свой новый дом и вернуться к людям,которых она искренне любила.Но,хотя сердце рассказчика и "сжималось",он не сделал для неё ничего и вскоре узнал о её смерти.

Мне сразу вспоминается герой романа Л.Н.Толстого "Война и мир" - Николай Ростов . После того,как на его семью обрушилась череда несчастий(раз

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2

В центре внимания писателя Б. П. Екимова находится проблема отношения к пожилым людям. Эта нравственная проблема была и останется важной всегда, потому что жизнь молодого поколения должна строиться на добром, уважительном, понимающем, заботливом отношении к пожилым людям.

Рассказчик и его отец не забыли о старой няне и посетили ее в доме престарелых.

Слушая ее рассказ о жизни в этом месте, рассказчик переживал за неё, потому что чувствовал, что ей хотелось к ним домой. Рассказчик признается, что его «глаза почему-то не хотели смотреть на Марьяну». Потом рассказчик признается, что не знает, где няня похоронена и что ни один из них «не побывал на её могиле».

Последнее предложение в тексте: «…не пытаюсь ли я успокоить свою совесть?» - убеждает читателя в том, что рассказчик после смерти няни задумался о том, что он не по совести, не по-человечески отнёсся к старой няне, хотя чувствовал её состояние и её желание.

В рассказе «У теплого моря» Б. Екимов описал случай, который произошел в Крыму. Среди отдыхающих он увидел престарелую женщину, которая продавала травы. Он почувствовал ее состояние, ее одиночество. Ему стало тревожно, «словно заноза вонзалась в сердце». Он купил у нее букетик полыни, «словно долг отдал». Но спокойнее не стало. Он вспомнил о своей матери, которая очень уставала. Автор был рад тому, что вскоре с этой женщиной познакомились люди такого же возраста и что женщина уже не чувствовала себя одинокой. Сейчас он вспоминает о ней уже «без горечи и печали». Б. Екимов пишет об этом случае так, как будто он сам это пережил. Он понимает старых людей, их душу, их желания, их чувства. Автор хочет, чтобы пожилым людям было хорошо, чтобы их понимали остальные.

Рассказчик в произведении Б. П. Екимова «Старые люди» говорит о бабе Фене, которая привыкла во время войны экономить. Она и сейчас жила так. Внуку говорила, чтобы он ел обязательно с хлебом, чтобы чай пил не такой сладкий. Внук просил ее не приставать к нему, часто огрызался. Снохе не нравилось, когда старушка говорила, что борщ и так жирный, зачем еще нужна сметана. Сын, только смеясь, оговаривал её, что она стала жадной. Во время разговоров о еде, баба Феня вспоминала своё ненасытное житье. Старому человеку нужно кому-то пожаловаться. Она приходила к матери рассказчика, и та слушала ее и вздыхала. Другая престарелая женщина заботилась о том, чтобы на огороде всегда была вода. Даже ходила в соседние дома и просила воды, чтобы полить огород. Потом ее не стали пускать. Часто она крутила насосное колесо вручную. Было жарко, ей было тяжело, но она говорила, что если не полить, останутся без овощей, как же жить. Она ходила в разные организации и рассказывала о своих детях, о своей трудной жизни. Всем она надоела. Рассказчик пишет, что она сейчас ходит к нему, и он её слушает.

Надо знать житейскую истину: «старые люди что малые дети» - и прочувствовать её. Надо учиться их слушать, учиться их понимать, быть терпеливыми в разговоре с ними, не отказывать в помощи и самим предлагать её.

Вариант сочинения в формате ЕГЭ по тексту Б.П.Екимова

(вариант 11 из сб. И.П.Цыбулько)

У многих из нас в жизни, без сомнения, есть такие люди, которые отдают нам себя без остатка, отдают свое тепло, заботу, ради нас готовы на всё. Счастлив тот, у кого такие близкие люди есть! Но вот вопрос: умеем ли мы это ценить? Чувствуем ли свою ответственность перед этими людьми? Понимаем ли, что и им когда-нибудь понадобятся наша поддержка, наша забота, наше внимание? Понимаем ли??? Именно над такими вопросами заставляет нас задуматься Б.П.Екимов.

Эту актуальную для всех проблему автор рассматривает на примере судьбы пожилой женщины Марии Ивановны Миколуцкой, няни персонажа-рассказчика. Проявлением так называемой заботы о ней со стороны рассказчика и его отца стало определение «старой няньки» Марьяны в дом престарелых для бывших партийных работников. Перед нами удивительная женщина! Женщина, посвятившая всю свою жизнь заботе о других людях, сумевшая сохранить способность верить в человека, находить радость в труде, пронесшая до конца своих дней любовь к тем, кто её предал. Да, именно предал! Разве можно так поступить с человеком, который отдал тебе всю свою душу? Характер няни отличается цельностью и высокой нравственностью, что встречается, к сожалению, все реже. От «обычной радостной улыбки», которая не сходит с лица Марьяны, веет душевной теплотой, приветливостью. Ни слова упрека не звучит от героини в адрес людей, «позаботившихся» о ней. Даже свою пенсию Марьяна завещает младшему брату персонажа-рассказчика, отказывая себе во многом. Разве это не подвиг? Подвиг человеческого великодушия! Рассказывая о нечастых визитах к няне, герой текста испытывает чувство вины перед женщиной, взлелеявшей его. Но удивительно: почему ни у рассказчика, ни у его отца не возникло желания найти могилу няни после ее смерти? «Ни один из нас не побывал на ее могиле»,- эти слова-признания рассказчика звучат запоздалым раскаянием. Слишком поздно, конечно, раздается слабый голос совести. Но читатель чувствует, что рассказчик выносит эту историю на суд людей, да и себя он тоже судит.

Не согласиться с подобной точкой зрения нельзя. На мой взгляд, надо уметь ценить добро, которое исходит от других по отношению к тебе, понимать, что на тебе лежит ответственность за тех людей, которые были с тобой рядом всегда. Отворачиваться от них нельзя!

В художественной литературе можно найти подтверждение данной мысли. Недавно я перечитала повесть В.Распутина «Деньги для Марии», в которой перед нами предстает образ простой русской женщины, сельской труженицы, многодетной матери, попавшей в беду. Живя по принципу «делать добро людям», Мария возложила на себя ответственность перед всей деревней - вести торговлю в магазине. Это отклик героини на просьбы односельчан. Марию и всю её семью постигает беда огромного масштаба- недостача в магазине в тысячу рублей. Уважения заслуживает, на мой взгляд, Кузьма, муж Марии, который детям с раннего возраста привил понятие совести. Оставил ли Кузьма в беде свою жену? Нет! Мария всю себя отдавала семье, мужу и детям, не жалея свое слабое здоровье, заботилась о родных людях, да и о чужих тоже. «Мы всю землю перевернем вверх тормашками, а мать не отдадим»,- произносит Кузьма, потому что чувствует свою ответственность за Марию, близкого и родного человека.

В рассказе Л.Петрушевской «Я тебя люблю» также рисуется образ мужа, который проявляет заботу о парализованной жене. Поведение героя в первой половине рассказа - причина многих проблем, возникших в его семье. Измена жене, невнимание к ней и детям, несмотря на то что супруга всю себя отдавала родным людям. Всё это явилось причиной болезни героини, оказавшейся прикованной к постели. Именно муж, осознав свою ответственность за любящего его человека, принимает на себя всю заботу о больной супруге.

Б.П.Екимов заставил нас, читателей, глубоко задуматься над отношением, которое мы проявляем к близким и родным людям, воззвал к голосу человеческой совести. Вслед за автором хочется сказать о том, что мы обязаны помнить о своей отвественности за тех, кто посвятил нам всю свою жизнь.

«Вспоминаю очень часто душевные наши встречи, теплые беседы в маленьком и уютном вашем домике. Вы пишете, что я успокаивала вас, могла развеселить, а ведь сама я приходила, прибегала к вам с каждым новым событием, с каждым известием. У меня в Калаче ведь не было более дорогих и близких людей, чем вы» – это строки из письма Марианны Григорьевны Блохиной. Последние несколько лет она жила в Ростове-на-Дону, возле сына, сестры. Там и умерла.

Марьяну Григорьевну знали в каждом калачевском доме. У нее учились два поколения. Хотя была она вовсе не педагогом, а музыкальным руководителем «на полставки», то есть на половинной зарплате. Детский сад и школа. Шумовой оркестр, о котором я говорил, танцевальные группы, несколько хоров, драматический коллектив, вокалисты, чтецы-декламаторы.

– Калачевские дети очень одаренные. Очень! Пластика – удивительная. Голоса…

Мне, теперь уже коренному калачевцу, трудно с этим не согласиться. Это ведь и обо мне тоже. Но вот до Марьяны Григорьевны не было человека, который бы это увидел, почувствовал, сказал вслух.

Детский сад, школа… Надо успеть везде. Марьяна Григорьевна словно белка в суматошливом школьном и детсадовском колесе.

«В одиннадцать у меня – хор младших классов, потом просили на пионерском сборе поиграть, потом – танцевальный. После обеда собираю солистов. Вечером – драматический. Кто не придет? Лена? Почему? Сорвать репетицию?! Что с ней случилось? Сейчас побегу и найду ее!»

Старшеклассники, те, кто знал ее ближе, меж собой называли ее просто Марьяной. Она была по образованию вовсе не педагогом, а, кажется, инженером-электриком. Но хорошо играла на пианино, любила музыку. В детский сад и школу она попала случайно: война, эвакуация, чужой поселок, нужна работа. Вроде нечаянно получилось, а на всю оставшуюся жизнь.

Сейчас, со стороны, издали, видится: какая все же сумасшедшая была у нее работа! Ведь в школе что основное: математика, русский и прочее. А тут Марьяна со своими репетициями. И ей: то – места нет, то – нужных людей куда-то забирают. Или вдруг эти милые люди сами куда-то делись. Ищи, Марьяна! У солистки несчастная любовь, и ей не до песен. Уговаривай, Марьяна… А у Марьяны дома свои дети. И зарплата – копеечная. Не раз она грозила все бросить и уйти. Но к счастью, уйти не могла.

Поздний вечер. Пустая школа. Репетиция закончена. Устали. «Хотите, я вам что-нибудь сыграю?» – «Сыграйте, Марьяна Григорьевна…»

Открытое пианино. Музыка. Пристроимся рядом, слушаем. Уборщица, опершись на швабру, стоит, тоже слушает.

Потом, через долгое время, в годы взрослые, эта уборщица, встречая, спрашивала меня: «Как там Марьяна Григорьевна? Не слыхал? – Головой качала. – Какой человек…»

В последние свои калачевские годы Марьяна Григорьевна жила в школьной пристройке, в крохотной комнатке, нормальной квартиры так и не получив.

Она была из Одессы, из семьи Соколовских. Видимо, от немцев бежали. И оказались после войны в Калаче. Фима Наумовна – глава семьи, старая, седая. Две дочери: Марианна и Любовь Григорьевны, последняя сразу умерла. Я ее не помню. У нее остался сын Феликс. У Марьяны – сын Сергей. Так они и жили, вчетвером: Марьяна работала, ребята учились, Фима Наумовна вела дом.

Один случай. Мне рассказывали о нем не раз, тетя Нюра и мама. Это было в сорок седьмом или в сорок восьмом году, после войны.

Время тяжелое: голод, разруха. А у Фимы Наумовны и Марьяны, в их семье, были деньги. Помнится – пять тысяч рублей. (Сумма для того времени великая. Месячные зарплаты – тридцать рублей, пятьдесят рублей, семьдесят.) Говорили, что это выигрыш по «государственному займу». Выигрыш значит выигрыш. Фима Наумовна и Марьяна берегли эти деньги, не тратя их, для круглого сироты Феликса. Когда он вырастет, эти деньги ему помогут начать свою жизнь. А пока деньги берегут, не знаю уж – на сберкнижке ли, дома.

Но про «пять тысяч» многим известно. А времена были тяжкие: хлеба не ели досыта. И потому, когда припирало, люди шли к Фиме Наумовне и просили денег взаймы, на какой-то короткий срок, чтобы «перебиться». Брали многие, и все отдавали. Не вернул деньги лишь один человек. Помню его фамилию, но называть не буду. Он занял деньги, чтобы купить тёлку. А потом сказал: «Деньги не верну». И все. Кому идти жаловаться? И как? Никакого документа, даже расписки. А в те самые дни кому-то из знакомых срочно потребовались деньги. Кажется, Шкленникам. Тоже – беженцы, поляки ли, латыши. Детей имена помню: Эдуард, Витаус и Юля. Шкленники надеялись. А тут – такая вот история, которая всем стала известна. Но Шкленник все-таки пришел к Фиме Наумовне, потому что деваться некуда. Он пришел и сказал: «Я знаю, что вам деньги не вернули. Но мне взять больше негде. А нужда велит. Я написал расписку, и свидетели распишутся…» Фима Наумовна остановила его. «Не надо никаких расписок, – сказала она. – Если один плохой человек обманул нас, разве можно всем людям не верить». Вот и все.

Марьяну Григорьевну в тогдашнем Калаче все знали и долго помнили. Фиму Наумовну – тоже. «Какие люди хорошие… – говорили мои домашние. – Это не Розенцвейги…»

Розенцвейги – тоже одесские беженцы, из Или. Они туда эвакуировались с вагоном сапожного товара. Организовали артель, в которой работали ссыльные поляки. Всю войну Розенцвейги жили припеваючи. А потом вернулись в Одессу, как говорили, с вагоном денег. Но это – уже другое, почти нынешнее.

Марьяна Григорьевна – из времени иного, недаром она любила наш старый дом и его обитателей. Строки из писем: «Вспоминаю Калач и ваш милый домик… Вы с Анной Алексеевной всегда такие добрые, отзывчивые, ко всем людям ласковы… С вами мне было легко и свободно…» «…здесь, даже с самыми близкими… мне как-то не по себе. По их мнению, я не умею жить, не умею устраиваться, добиваться… не раз уже говорили, что я идеалистка, наивная женщина, безосновательно верю во все хорошее в жизни, в людях. Кто знает, может быть, это и так… Но мне всегда люди казались хорошими в большинстве случаев.

Нет, мне кажется, я была права. И вы, мои хорошие друзья, сохраняйте свою доброту к людям. Не теряйте веру…»

Наш старый дом, его семейные альбомы, пожелтевшие фотографии. Детский сад, школа. Веселая детвора: танцуют, поют… Где-то там, рядом, наша Марьяна. А это – уже постарше: драматический кружок. Веня Болдырев, Валера Скрылев, Валя Жукова, Маша, Рая, Галя и я… В «Майской ночи» мы были «ведущими актерами». А это еще старше, и люди другие, но тоже драмкружок: Егор, Митя, Юра Могутин, Валя Попова и я, уже подрос, это десятый, наверное, класс. Светлые, милые лица. И Марьяна с нами. А вот уже младший мой брат, Николай, – он десятью годами моложе – тоже с Марьяной Григорьевной. Целая гурьба ребятишек. Поют скворчата.

Гляжу на фотографии. Музыкантами, артистами, художниками никто из нашей братии не стал. Даже в мыслях этого не было. Учились, работали, жили, живем. А как же «Учитель, воспитай ученика»?.. Что нам дала Марьяна? Минуты радости в детстве и в юности. И еще: «Калачевские дети очень одаренные».

Спасибо, Марианна Григорьевна.