По географии учить что такое тотемизм. Тотемизм — определение, история и особенности понятия. Теории о происхождении тотемизма

Этот религиозный термин обозначает систему верований и обрядов, принятых племенами, ведущими первобытнообщинный образ жизни.

Слово «тотем» заимствовано из языка племени индейцев Северной Америки, которые так называли символ рода, обычно связанный с каким-то животным или растением, а иногда даже явлением природы.

Виды тотемов

Тотемы использовались в культурных традициях народов разных континентов . У некоторых племен тотемами были стихийные явления: гроза, ветер, молния, или неодушевленные объекты природы: солнце, луна, гора, река, железо.

Но наиболее часто в качестве тотема, играющего роль защитника рода, выступает растение, рыба или животное, распространенное в местности проживания племени. Кенгуру, аллигатор, кукуруза, медведь, змея – символика тотемов может быть очень разнообразной.

Даже отдельные части животных, например, хвост бобра или крыло птицы, могут выступать в качестве объектов поклонения и религиозных символов.

География тотемизма

Мировоззрение первобытного человека, постоянно сталкивающегося в своей жизни с непреодолимыми силами природы, опасностями животной агрессии, отмечено ощущением родства с биологическими и природными объектами.

Символ рода – тотем – считался одновременно объектом поклонения, защитным знаком и родственником по крови.

Например, члены клана кенгуру считали свой тотем предком, основателем клана.

Тотемы в Африке

Тотемные животные для африканских племен считались старшими родственниками, уважаемыми членами семьи.

Маленьких детей подвергали своеобразным испытаниям – знакомили с ядовитыми змеями, крокодилами, другими хищниками. Если животное не трогало ребенка – он получал право на жизнь.

По общепринятым представлениям, кровное родство связывало мир животных и людей. Даже смерть была не в силах разорвать эти родственные связи.

Каждый член клана после смерти перерождался в животное своего тотема, чтобы вновь возродиться в человеческом образе. Поэтому убийство своего тотемного животного считалось величайшим грехом и приравнивалось к отцеубийству.

Символическая связь с тотемом выражалась в изготовлении особых масок и нарядов, ритуальных танцах, копирующих движения своего родича в животном мире.

Тотемы в Америке

Племена индейцев Северной Америки проявляли свое уважение к тотемным животным и растениям, объявляя их неприкосновенность . Нельзя было не только причинять им вред, но и просто прикасаться к ним, надевать шкуру тотемного животного, есть плоды священных растений или даже садиться в их тени.

Поклонение тотемическим символам требовало приношений в виде ценных вещей, а за причинение им вреда грозила неминуемая расплата, равная кровной мести за убийство родственника.

Часто члены племени изменяли свой облик, стремясь достичь сходства со своим тотемом: выбивая «лишние» зубы или делая специфическую прическу.

Тотемы в Австралии

Удивительный факт – племена австралийских аборигенов, культура которых формировалась без влияния Европы и Америки, сохранили сходные обычаи в отношении тотемных животных.

Они также воспринимают кровную связь с определенными животными и растениями, необходимость выполнения ритуалов для ее закрепления и страшатся возмездия духов предков за неуважительное отношение к тотемам.

В благодарность за подобную преданность духи оказывают покровительство членам своего рода: подают им знаки, указывающие на места удачной охоты, предупреждают о грозящей опасности, строят козни против враждебных племен и родов.

Тотемы и жертвоприношения

Полное слияние с духом – покровителем рода у некоторых племен вылилось в потребность всегда быть рядом с ним. Первобытные люди возвели в обычай ловить тотемных животных и держать их в неволе, воздавая им почести и принося подношения. Содержание в клетках удавов или леопардов стало залогом удачи и процветания племени.

Другой атавистический способ общения с духом животного – поедание его тела. «Почему аборигены съели Кука?» – вполне правомерный вопрос с точки зрения примитивных религий. Съесть свое божество – означает помочь ему перейти в лучший мир и унаследовать его наилучшие качества.

Историческое развитие тотемизма

Многие обряды, использующиеся в современных религиях, носят на себе отпечатки тотемизма.

Запрет на употребление определенных видов пищи, приоритет религии над отношениями в обществе, угроза страшными карами и посмертными муками за святотатство (порчу церковных символов, употребление нехороших слов),- все эти ограничения унаследованы цивилизованными народами от их первобытных предков.

Теории о происхождении тотемизма

Философы еще не пришли к единому мнению о том, к какому классу общественных явлений следует отнести тотемизм и каково его происхождение.

  1. Тотемизм по Фрейзеру. Социолог Фрейзер рассматривал тотемизм как разновидность социальной магии. По его мнению, представители отдельных племен пытались воздействовать на природу, применяя определенные ритуалы, чтобы достичь благополучия в делах.
  2. Теория Пиклера и Сомло. Эти ученые связывали тотемы со знаками, которые служили для изображения различных животных.
  3. Гипотеза Тейлора. Тейлор предполагал, что полная опасностей жизнь первобытных людей побуждала их искать опору вне реальности. Гибель члена семейства они связывали с переходом в другое состояние – он становился тотемом, защитником и покровителем всех своих потомков.

Тотемизм - это представление о сверхестественной связи, родстве между группой людей и определённым видом животных, растений, реже - предметов. Термин «тотем», «ототем» взят из языка племени оджибве индейцев Северной Америки, у которых он означает «его род». Наиболее развит и лучше всего изучен тотемизм австралийских племён. Австралию поэтому называют «классической» страной тотемизма. (Коренное население Австралии - австралийцы к моменту колонизации (конец XVIII в.) находились на ранней стадии первобытнообщинного строя, поэтому их религиозные верования дают представления о древнейших формах религии.) Австралийские роды и фратрии (группы родственных родов) носили названия тотемных животных и растений; например, племя арабана состояло из 12 родов, имевших названия: клинохвостый орёл, ворон, динго, гусеница, лягушка, змея и т.д.

Тотем считался предком рода, его родоначальником, поэтому с ним был связан целый ряд запретов: тотем запрещалось убивать и употреблять в пищу (за исключением обрядовых церемоний), запрещалось наносить ему какой-либо вред. Убийство тотема или нанесение ему каких-либо повреждений посторонним лицом австралийцы воспринимали как личное оскорбление. Многочисленные мифы повествуют о тотемических предках - фантастических существах, полулюдях-полуживотных, об их жизни, странствиях, подвигах. Некоторые тотемические обряды являлись инсценировкой подобных мифов. Мифы и обряды считались священными, их знали только мужчины, прошедшие обряды посвящения.

Австралийцы верили в свою способность воздействовать на тотем, у них существовали специальные церемонии «интичиума» (название взято из языка племени аранда), целью которых было способствовать магическим путём размножению тотемных животных и растений. Главную часть церемоний составляли пляски; участники их стремились своим внешним видом - головными уборами, масками, специальной раскраской тел, - а также движениями походить на тотемов. Заключительную часть обряда составляло ритуальное вкушение тотема, что считалось способом приобщения к нему.

Тотемизм - одна из форм религии раннеродового общества, он тесно связан с такими видами хозяйства, как охота и собирательство. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становятся для них объектом религиозного культа. В тотемизме отразились также особенности первобытных социальных отношений, основанных на принципе кровного родства. Не зная иных связей в обществе, кроме кровнородственных, люди переносили их на внешнюю природу. Связь членов рода с животным и растительным миром своей области осознавалась ими как кровное родство.

Тотемические воззрения засвидетельствованы не только у австралийцев, но и у многих других племён: индейцев Северной и Южной Америки, в Африке, Меланезии, хотя здесь они выступают уже не в такой «классической» форме, как у австралийцев, поскольку эти племена миновали стадию раннеродового общества. У индейцев существовали тотемные названия родов и фратрий, мифы происхождения родов от тотемов, тотемические запреты. В честь тотема исполнялись религиозные пляски: волчий танец, медвежий танец, пляска ворона и т.д. Тотем считался покровителем, поэтому его изображения наносились на оружие, предметы быта, жилище. Тлинкиты северо-западного побережья Северной Америки перед каждым домом устанавливали тотемный столб, покрытый изображениями тотемного предка.

На основе тотемизма позднее, на более высокой ступени развития, возник культ животных, существовавший у многих народов мира. В древнем Египте существовал культ священных животных - быка, шакала, козла, крокодила и др., считавшихся воплощениями богов. Им были посвящены храмы, приносились жертвы. Многие египетские божества изображались в виде животных: бог мёртвых Анубис - в виде шакала, богиня любви и плодоролия Исида - в виде женщины с головой коровы. В древней Индии почитались коровы, тигры, обезьяны и другие животные. В честь коровы совершались особые празднества. Обезьяны в большом количестве встречались на улицах индийских городов, из никто не смел трогать.

Тотемистические верования, или тотемизм – вера в то, что определенные виды животных, растений, некоторые материальные предметы, а также явления природы являются предками, родоначальниками, покровителями конкретных родовых коллективов.

Тотемизм («от–отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») - система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком, чаще всего каким–либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей - своих родственников - от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.

Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки – встречается наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище. В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась вера в оборотничество у народов Америки.

Выбор тотемов часто связан с физико–географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов выступают обычные здесь кенгуру, страус эму, опоссум, дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в пустынных или полупустынных областях континента, где природные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные насекомые и растения, которые в этом качестве больше нигде не встречаются.

Тотемизм - это религия ранне–родового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями. Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.

По мере исторического развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть, например у австралийских аборигенов. В обрядах австралийских племён огромную роль играют священные предметы - чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем.

Вера в абсолютную связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал. Это в свою очередь служило новым подтверждением действия невидимых чар.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются в разной степени в современных религиях и сохранились как элементы в этнических культурах многих народов.

Анимизм.

Постепенно развивалась новая форма религии – культ природы. Суеверный страх человека перед грозной и могучей природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. Слова − «анимус» − дух). Согласно анимистическим верованиям, духами населен весь окружающий мир, а каждый человек, животное или растение обладает своей собственной душой, бестелесным двойником.

Такая вера в той или иной форме присуща любой религии, от самой примитивной до наиболее развитой. Правда, степень выраженности анимистических верований неодинакова при разных формах религии, на разных стадиях ее развития.

Термин "анимизм" покрывает весьма разнообразные категории религиозных представлений, разнообразные не только по виду, по идейному содержанию, но и что самое главное – по происхождению. Анимистические образы суть олицетворения, но человеческая фантазия способна олицетворять что угодно.

Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевлением всей природы. Постепенно развивались религиозные представления о духах земли, солнца, грома, молнии, растительности. Позже на этой почве возник миф об умирающих и воскресающих богах.

Магические верования, или магия – вера в возможность с помощью определенных приемов, заговоров, обрядов воздействовать на предметы и явления природы, на ход общественной жизни, а позднее и на мир сверхъестественных сил. В пещере Монтеспан, открытой в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура медведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы дротиков. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д"Одюбер. Древние верили, что околдованное животное само позволит убить себя.

отождествление племени с определенным видом святого животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

тотемизм

ТОТЕМИЗМ - одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамер. индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения Т. было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития Т. такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Позднее в Т. были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали сверхъестественными возможностями. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, с др. стороны - к изменению отношения к самому тотему. Напр., возникли запреты на употребление тотема в пищу за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках Т. возникла целая система запретов, которые назывались табу. Отличное определение

Неполное определение ↓

ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Несколько позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровно-родственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали необыкновенными возможностями. Это вызывало, с одной стороны, усиление культа предков, а с другой – изменение отношения к самому тотему, в частности к появлению запретов на употребление тотема в пищу, за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов–табу. Тотемистические верования сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной группы вокруг признанного ими тотема. Они же достаточно эффективно выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам – табу, которые должны были соблюдать все члены тотемной группы. В наиболее «чистом» и «удобном» для исследования виде тотемизм был обнаружен у индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, коренных жителей Центральной и Южной Африки. Пережитки тотемизма (пищевые запреты, изображение священных существ в виде животных и т.п.) можно обнаружить во многих религиях мира.

А.Н.Красников