Почему доктор Старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»). Сочинение: Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Другие сочинения по этому произведению

Почему доктор Старцев стал "Ионычем"

Чехов - мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни.

В конце 90-х годов Чехов создает так называемую "маленькую трилогию", объединившую три рассказа: "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был. В первом рассказе Чехов показывает нам в гротескной форме человека в футляре, учителя греческого языка Беликова. Это фигура зловещая, она наводит страх на окружающих, и только смерть примиряет его с действительностью. Как пишет Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастливый - наконец-то он обрел вечный футляр. Во втором рассказе Чехов пишет о человеке, у которого была одна-единственная мечта - стать владельцем имения и есть собственный крыжовник. В третьем помещик Алехин повествует о себе самом - о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Все это - проявления футлярной жизни. Маленькая трилогия поэтому предстает перед нами как произведение единое, внутренне законченное. Чехов предполагал продолжить этот цикл рассказов, пополнить новыми произведениями, но намерения своего не осуществил. Есть основания думать, что вначале к циклу относился и рассказ "Ионыч".

Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа "Ионыч", был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами, с желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью и... последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколько хлопот, однако!"

Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное "ожирение". Прежде и горячими движениями души, и пылкостью чувств он выгодно отличался от жителей города. Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, "о политике или науке", то обыватель становится в тупик или "заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище "поляка надутого" В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: "Это вы про что? А? Кого?" Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: "Хорошо, что я тогда не женился".

Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незаметно, мало-помалу", стало по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало стишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже театров и концертов.

Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование.

Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из "Мертвых душ". Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь.

В заключение можно вспомнить слова героя рассказа "Крыжовник" о том, что человеку нужно "не три аршина земли, а весь земной шар".

Почему доктор Старцев стал Ионычем? А. П. Чехов с поразительной художественной силой вскрывал «пошлость пошлого человека», в каких бы формах она ни проявлялась. Особенно страстно он обрушивался на эту пошлость в быту и настроениях интеллигенции.

Тема рассказа «Ионыч» - изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости, засасывающей в свое болото даже культурного человека, если у него нет силы ей противодействовать. Рассказ «Ионыч» - это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя.

События происходят в губернском городе С. Чтобы познакомить читателя со здешней жизнью, Чехов вводит своего героя в семью Туркиных - «самую образованную и талантливую» во всем городе, по мнению местных жителей. Постепенно узнавая членов этой семьи, читатель понимает, как они в действительности бездарны и скучны. Глава семьи, Иван Петрович, - обычный болтун, жена его, Вера Иосифовна, пишет скучные, глупые романы, дочь Екатерина Ивановна (Котик) - посредственная пианистка.

Читатель начинает понимать, что если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город?

Вначале перед нами живой, энергичный, молодой земский врач. Он много работает и полон желания трудиться для общества. Старцев пытается войти в жизнь горожан, найти у них отклик на свои собственные мысли и чувства. Но скоро он понимает, что с ними хорошо играть в карты или закусывать, но стоит только заговорить о чем-нибудь несъедобном, как они становятся в тупик. Чтобы чувствовать себя с ними комфортно, нужно оказаться в их футляре, откуда выхода уже не будет.

Вот в эту жизнь погружается молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, сын дьячка, он увлечен работой настолько, что не имеет свободного времени даже в праздники. Его интересуют литература и искусство. Перед нами человек, не лишенный серьезных интересов и благородных стремлений. Что же с ним произошло?

Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Победило стремление к сытости и покою. Это и стало причиной его нравственного падения. Даже возникшая любовь к Котику пугает его: «К чему поведет этот роман?», «что скажут товарищи, когда узнают?» Получив отказ, он страдал…ровно три дня, а затем испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот!

Почему доктор Старцев стал Ионычем? Окружающая среда неумолимо засасывала Старцева. Постепенно горожане начинают звать его просто Ионычем, как своего близкого. Теперь он словно бы их родственник, потому что врос в окружающее, стал его частицей. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей. Он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города С.

Даже следующая встреча с Екатериной Ивановной не может вернуть его в прошлое. В душе Ионыча лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья. Но тут же Старцев вспомнил про бумажки, которые с таким удовольствием он по вечерам вынимал из карманов, и огонек в душе погас. Ему уже не жаль было молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я на ней не женился», - подумал он.

В последней главе мы видим, как Ионыч совсем теряет человеческий облик: когда он, «пухлый, красный», сидит на своей тройке, «кажется, что едет не человек, а языческий бог». Жизнь «без впечатлений, без мыслей» берет свое. Теперешний идеал Старцева - лишь обеспеченность и покой. Черствый врач, не желающий потерять ни одной лишней минуты на разговоры с пациентами, он груб с ними и абсолютно бездушен.

Чехов написал историю тяжелой социальной болезни новой формы, подстерегающей человека и сегодня, - историю духовной деградации, измены прежним убеждениям, идеалам юности.

Своим рассказом А. П. Чехов призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви, беречь в себе человека!Ровно три дня, а затем испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот!

Почему доктор Старцев стал Ионычем? А. П. Чехов с поразительной художественной силой вскрывал «пошлость пошлого человека», в каких бы формах она ни проявлялась. Особенно страстно он обрушивался на эту пошлость в быту и настроениях интеллигенции.

Тема рассказа «Ионыч» - изображение мертвенной силы обывательщины и пошлости, засасывающей в свое болото даже культурного человека, если у него нет силы ей противодействовать. Рассказ «Ионыч» - это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя.

События происходят в губернском городе С. Чтобы познакомить читателя со здешней жизнью, Чехов вводит своего героя в семью Туркиных - «самую образованную и талантливую» во всем городе, по мнению местных жителей. Постепенно узнавая членов этой семьи, читатель понимает, как они в действительности бездарны и скучны. Глава семьи, Иван Петрович, - обычный болтун, жена его, Вера Иосифовна, пишет скучные, глупые романы, дочь Екатерина Ивановна (Котик) - посредственная пианистка.

Читатель начинает понимать, что если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город?

Вначале перед нами живой, энергичный, молодой земский врач. Он много работает и полон желания трудиться для общества. Старцев пытается войти в жизнь горожан, найти у них отклик на свои собственные мысли и чувства. Но скоро он понимает, что с ними хорошо играть в карты или закусывать, но стоит только заговорить о чем-нибудь несъедобном, как они становятся в тупик. Чтобы чувствовать себя с ними комфортно, нужно оказаться в их футляре, откуда выхода уже не будет.

Вот в эту жизнь погружается молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, сын дьячка, он увлечен работой настолько, что не имеет свободного времени даже в праздники. Его интересуют литература и искусство. Перед нами человек, не лишенный серьезных интересов и благородных стремлений. Что же с ним произошло?

Благородная цель в жизни, любимая работа не стали основой существования Старцева. Победило стремление к сытости и покою. Это и стало причиной его нравственного падения. Даже возникшая любовь к Котику пугает его: «К чему поведет этот роман?», «что скажут товарищи, когда узнают?» Получив отказ, он страдал…ровно три дня, а затем испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот!

Почему доктор Старцев стал Ионычем? Окружающая среда неумолимо засасывала Старцева. Постепенно горожане начинают звать его просто Ионычем, как своего близкого. Теперь он словно бы их родственник, потому что врос в окружающее, стал его частицей. Его интересы становятся такими же, как и интересы других обывателей. Он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. За четыре года Старцев растерял все, что отличало его от обывателей города С.

Даже следующая встреча с Екатериной Ивановной не может вернуть его в прошлое. В душе Ионыча лишь на миг «затеплился огонек», стало жаль любви, утраченного счастья. Но тут же Старцев вспомнил про бумажки, которые с таким удовольствием он по вечерам вынимал из карманов, и огонек в душе погас. Ему уже не жаль было молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я на ней не женился», - подумал он.

В последней главе мы видим, как Ионыч совсем теряет человеческий облик: когда он, «пухлый, красный», сидит на своей тройке, «кажется, что едет не человек, а языческий бог». Жизнь «без впечатлений, без мыслей» берет свое. Теперешний идеал Старцева - лишь обеспеченность и покой. Черствый врач, не желающий потерять ни одной лишней минуты на разговоры с пациентами, он груб с ними и абсолютно бездушен.

Чехов написал историю тяжелой социальной болезни новой формы, подстерегающей человека и сегодня, - историю духовной деградации, измены прежним убеждениям, идеалам юности.

Своим рассказом А. П. Чехов призывает не поддаваться губительному влиянию уродливой среды, вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости, не предавать любви, беречь в себе человека!Ровно три дня, а затем испытал своеобразное облегчение, ведь это избавило его от хлопот!

Почему доктор Старцев стал "Ионычем"

Чехов - мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в своем футлярном мирке, отгородившись от всего на свете. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла жизни.

В конце 90-х годов Чехов создает так называемую "маленькую трилогию", объединившую три рассказа: "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". Эти рассказы связаны между собой только общей темой, темой неприятия футляра, каким бы он ни был. В первом рассказе Чехов показывает нам в гротескной форме человека в футляре, учителя греческого языка Беликова. Это фигура зловещая, она наводит страх на окружающих, и только смерть примиряет его с действительностью. Как пишет Чехов, Беликов лежал в гробу почти счастливый - наконец-то он обрел вечный футляр. Во втором рассказе Чехов пишет о человеке, у которого была одна-единственная мечта - стать владельцем имения и есть собственный крыжовник. В третьем помещик Алехин повествует о себе самом - о том, как он и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее. Все это - проявления футлярной жизни. Маленькая трилогия поэтому предстает перед нами как произведение единое, внутренне законченное. Чехов предполагал продолжить этот цикл рассказов, пополнить новыми произведениями, но намерения своего не осуществил. Есть основания думать, что вначале к циклу относился и рассказ "Ионыч".

Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа "Ионыч", был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами, с желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил. Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле. Когда Дмитрий Ионыч посетил Туркиных впервые, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже "единственной радостью и... последней". Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое. Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях ("О, как мало знают те, которые никогда не любили!"), он только лениво говорил: "Сколько хлопот, однако!"

Физическое ожирение приходит к Старцеву незаметно. Он перестает ходить пешком, страдает отдышкой, любит закусить. Подкрадывается и моральное "ожирение". Прежде и горячими движениями души, и пылкостью чувств он выгодно отличался от жителей города. Долгое время те раздражали его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом". Он по опыту знал, что с обывателями можно играть в карты, закусывать и говорить только о самых обычных вещах. А если заговорить, например, "о политике или науке", то обыватель становится в тупик или "заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти". Но постепенно Старцев привык к такой жизни и втянулся в нее. А если ему не хотелось говорить, он больше молчал, за что получил прозвище "поляка надутого" В конце рассказа мы видим, что он каждый вечер проводит в клубе, играет в винт, закусывает и изредка вмешивается в разговор: "Это вы про что? А? Кого?" Когда Котик убедилась, что у нее посредственные способности, то жила надеждой на любовь Старцева. Но это уже не прежний молодой человек, который мог прийти ночью на свидание на кладбище. Он слишком обленился духовно и нравственно, чтобы любить и иметь семью. Он только думает: "Хорошо, что я тогда не женился".

Главным развлечением доктора, в "которое он втянулся незаметно, мало-помалу", стало по вечерам вынимать из карманов бумажки, а потом, когда денег стало стишком много, рассматривать дома, предназначенные к торгам. Жадность одолела его. Но он и сам не смог бы объяснить, зачем ему одному столько денег, если он лишает себя даже театров и концертов.

Старцев и сам знает, что "стареет, полнеет, опускается", но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен. Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Да, среда виновата. Жизнь однообразна, скучна, "проходит тускло, без впечатлений, без мыслей". Но мне кажется, что прежде всего виноват сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование.

Образ доктора Старцева напоминает нам гоголевских персонажей из "Мертвых душ". Он так же мертв, как все эти Маниловы, Собакевичи, Плюшкины. Его жизнь пуста и бессмысленна, как их жизнь.

В заключение можно вспомнить слова героя рассказа "Крыжовник" о том, что человеку нужно "не три аршина земли, а весь земной шар".

Сочинение

(по рассказу А.П. Чехова “Ионыч”)

“Когда в губернском городе С приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С очень хорошо...”

С этой фразы начинается рассказ А.П. Чехова “Ионыч”. Главный герой рассказа - доктор Старцев, бедный земский врач, который только начинает свою карьеру. Это очень интересный, общительный, мечтательный, добрый человек,
который знакомится с семьей Туркиных, слывущей самой “талантливой семьей” в городе С.

Но постепенно, узнавая членов семьи, мы осознаем, как они, в сущности, бездарны и скучны.

Талант Ивана Петровича, отца семейства, заключается в том, что он говорит на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшими у него в привычку: “недурственно”, “покорно вас благодарю”.

Жена Ивана Петровича, Вера Иосифовна, пишет романы, которые изображают то, чего нет и не может быть в действительности.

Дочь Туркиных, Екатерина Ивановна (родители зовут ее Котик), собирается стать пианисткой. Вот как Чехов изображает ее игру: “ударила изо всей силы”, “упрямо ударяла все по одному месту”. Словно речь идет не об искусстве, а о какой-то тяжелой работе, цель которой - “вбить клавиши внутрь рояля”.

Старцев влюбляется в Екатерину, у которой только одна цель в жизни - закончить консерваторию. Она молодая, красивая, но ветреная девушка, которая не задумывается о своем будущем и поэтому легко переступает через чувства Старцева. Это и положило начало деградации личности Старцева.

Котик уезжает. Проходит четыре года. За это время Старцев сильно меняется. Из бедного доктора он превратился в богатого человека, владеющего недвижимостью, имеющего деньги и положение в обществе.

Он ожирел, страдает одышкой. Теперь это не тот Старцев, которого мы видим в первых главах рассказа. Он редко бывает в обществе, стал замкнутым, недоброжелательным, грубым. В городе С он уже слывет Ионычем.

“У него много хлопот, но все же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там”.

“Вероятно, оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным”.

И вот Старцев снова встречает Екатерину Ивановну. Неизменной осталась среда, жизнь и быт семьи Туркиных, но изменились главные герои рассказа. Старцев опустился окончательно, духовно почти умер, она стала более смелой, серьезной, поняла главное: “Я такая же пианистка, как мама писательница...” У Екатерины Ивановны осталась лишь одна иллюзия, с которой ей тоже приходится расставаться, - это любовь Старцева.

Темно и вдуше Ионыча. Лишь на миг “затеплился огонек”, стало жаль любви, утраченного счастья, и, при свете этого огонька, вдруг раскрылась вся пошлость его жизни. Но ему не жаль этой жизни, молодости, любви, несбывшихся надежд. “А хорошо, что я тогда не женился”, - думает он.

В рассказе Чехова изображено превращение человека с хорошими задатками в человека-эгоиста. Показана гибель души человека, ее творческих начал. Произошла деградация, превращение доктора Старцева в Ионыча - человека “без впечатлений, без мыслей”, без мечты.

Произведения Антона Павловича Чехова многому учат, обличая пошлость, лицемерие, ложь, подлость. Они воспитывают умение видеть красоту жизни, чувствовать ее. Они учат тому, что нельзя жить мелкой жизнью.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча Историю любви Старцева к Екатерине Ивановне. Почему эта любовь угасла? Кто по Чехову в этом виноват? В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч»