Почему гончаров не любит штольца. Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? Семейная жизнь с Андреем

Выдающийся русский писатель-классик Иван Александрович Гончаров в замысле романа «Обломов» образ Штольца изображал по-особенному. Исчерпывающе четко это выразил литературный критик Николай Александрович Добролюбов. Идея образа, по его мнению, - новый человек, способный указать современникам «что делать». Член-корреспондент Петербуржской Академии наук Гончаров на протяжении десяти лет тщательно, шаг за шагом писал роман, в котором решал сверхзадачу. Было очевидно, что с заменой феодальных устоев общества на буржуазные дворянство окончательно утратило свой ореол прогрессивности.

Новый "герой нашего времени"?

Современники писателя уже не видели ни в пушкинском образе дворянина Евгения Онегина, ни в лермонтовском образе Григория Александровича Печорина светочей для подражания. Эти герои стали литературно-историческими. В русской культуре образовалась явная, незаполненная ничем никем ниша. Историей, да и интересами развития общества был востребован новый проницательный взгляд, свежие идеи. В XIX веке появилась новая общественная прослойка людей - разночинцы. Не имея наследственной «голубой крови», эти люди были блестяще образованы, потрясающе работоспособны, внедрялись во все сферы общественного развития и двигали их. Именно таким героем, способным аргументировано сказать соотечественникам «вперед», стал образ Штольца в романе «Обломов».

Гончаров с максимальной четкостью, просто таки рельефно отобразил в нем те новые качества, которые принципиально отличали его от Онегина и Печорина. При этом классик указывает на просто-таки «генетические» его отличия: различны идеалы, устремленность, активность, ценности личности. Вот и показывает это Иван Алесандрович происхождением Штольца. Его отец Иван Богданович Штольц приехал в России и служит приказчиком, управляя поместьем. здравомыслящий. Мать Андрея - образованная русская дама, человек тонкого душевного склада, принадлежащая к небогатому сословию. Образ Штольца в романе «Обломов» показателен. Гончаров таким образом «лепит» сущность человека будущего из немецкой четко направленной образованности, целеустремленности, деловитости, активности и русского духовного мира (Андрей Штольц - православный), открытости и душевности по отношению к друзьям, склонности к сообразованию домашнего уклада «по русскому типажу».

Штольц - активный член общества

Андрей Штольц благодаря своему первому учителю - отцу получил вместе с начальным образованием главное: Затем -университетское образование. Потом - совершил блестящую карьеру (причем еще до 32-33 лет). Мы узнаем, что согласно табеля о рангах, ее результат эквивалентен чину полковника в юридической сфере. Образ Штольца в романе «Обломов» - это одновременно и юрист, и бизнесмен. Он за несколько лет удесятеряет отцовский капитал. Выйдя на пенсию, он успешен и в коммерческой деятельности, умело представляя торговую компанию и в странах Западной Европы, и в самой России. Более того, о том, что Штольца привлекают к разработке проектов, свидетельствует тот факт, что коллеги прислушиваются к его мыслям и предложениям.

Штольц ценит дружбу, семейные отношения

Кроме деловых качеств Андрей Иванович - верный друг. Он не бросает на произвол Помогает практически, не советами, говорильней. Ему удается буквально вытащить лентяя и лежебоку из петербуржской квартиры, чтобы тот видел людей, общался, нашел женщину, которая бы изменила его жизнь. На первых порах, казалось бы, план Штольца сработал: Обломов влюбился в Ольгу Ильинскую. У нее также возникла ответные эмоции. Однако едва проросшую любовь нужно, как дерево, поливать не только движениями души, но и добрыми, романтическими поступками и делами. А вот как раз на это Илья Ильич оказался неспособным. Все усилия Андрея Ивановича, направленные на обустройство жизни товарища, оказываются тщетными. Разочарована и Ольга. Андрей Иванович, увидев богатство души и осознав глубину духовного мира женщины, женится на Ольге.

Когда же Обломов умирает от болезни, супруги Штольцы берут на воспитание его сына Андрюшу.

Критика образа Штольца

Однако крупные русские писатели и критики, в том числе Чехов и Добролюбов, в целом выражая восхищение работой Гончарова, остро критиковали образ Штольца в романе «Обломов». Они усматривали, что этот персонаж фактически не служит развитию и идеалам России, вся его деятельность направлена на свое личное благосостояние. Он -индивидуалист, строящий свои теории и не прислушивающийся к другим. «Такие люди не смогут спасти Отечество», - таков суровый вердикт классиков. Кстати, Гончаров сам признал, что идеи, лежащие в основе этого образа, остались неосуществленными.

Выводы

Однако не стоит забывать, что время Гончарова было временем титанов от литературы. Его труд оценивали настоящие классики по самым высоким критериям. Поэтому правильно было бы подвести итог вышесказанному следующим Ивановича Штольца органично вплетается в сюжет, он изящно оттеняет собой Илью Обломова. Гончаровская игра на контрастах между образами Обломова и Штольца заставляла и заставляет многих людей задуматься и переоценить свою жизнь. Кроме того, это самый знаменитый роман классика. Поэтому самая большая творческая удача, которую достиг писатель Гончаров - «Обломов». Образ Штольца играет роль добротного контраста для главного героя - одного из самых непревзойденых «ленивцев» во всей мировой литературе.

С самых первых строк своего романа И. А. Гончаров знакомит нас с главным героем - Ильей Ильичем Обломовым. Он предстает перед нами как беззаботный человек с лишним весом, который постоянно находится в объятиях дивана и халата. О таком человеке изначально складывается отрицательное мнение. Но из главы "Сон Обломова" мы можем узнать, что в детстве он был другим человеком.

Жизнь Ильи Ильича в детстве ничем не отличается от других ребят.

Он был резвым, подвижным мальчишкой, которому был интересен окружающий мир. Ничего бы не мешало ему узнать многие интересующие его вещи, если бы не одно но. Попытки познать мир вечно прерывались запретами родителей. Обломова опекали как только можно, его окружали слуги и нянечки. Всё его детство прошло беззаботно, что отразилось и на его внешности. Мягкие черты лица, округлые формы, бледный и нездоровый кожный покров говорили об этом.

Так же как и в детстве Обломов ведет себя и во взрослой жизни. Намеченные дела и планы были только в воображении, но никогда не переходили в действия. Он не привык к труду, поэтому и сейчас он имеет ни собственного дела, ни работы. Хотя во время обучения в высшем заведении он делал попытки изучать различные науки и начинал писать стихи, читал, но из этого, также как и из всего остального ничего хорошего не вышло.

Как противоположность Обломову Гончаров включает в роман еще одного героя Штольца. По описанию детства Андрея мы видим, что он также как и Обломов был достаточно подвижным мальчиком, шалил и веселился. Но в отличии от воспитания Ильи Ильича Штольца воспитывали в строгости. Отец сидел с ним за географическими картами, разбирал стихи, в общем давал ему хорошее образование. Также его приучали и к труду. Он также как и Обломов получил отпечаток жизни на своем внешнем виде. Он был подтянутый, худой, со строгими чертами лица. Андрей во взрослой жизни был довольно активным человеком, что очень сильно отличает его от Ильи Ильича. Он путешествовал, занимался своим делом и был довольно общительным человеком.

С одной стороны мы видим полную противоположность героев, у которых нет ничего общего. Но с другой стороны писатель показывает нам, что эти два образа не могли бы существовать друг без друга, потому что один дополняет другого, дает ему недостающие чувства и эмоции. Например, Штольцу, воспитывавшемуся в строгости, не хватало добра, понимания, ласки. Все это он находит в семье Обломовых. В тоже время Штольц заражает своей активностью друга, помогает ему в делах.

Но несмотря на характер Штольца и его попытки повлиять на Обломова, вывести его из неподвижного состояния, Андрею не удается поднять его с дивана, вывести в общество, так сказать разрушить неколебимые стены "обломовщины". Если мы будем пытаться искать исток, который объяснит подобный образ Ильи Ильича, то нам следует вернуться к самому началу его жизни и воспитанию. Если внимательно проанализировать его детства, то можно заметить, что эту основу заложили родители. Ведь с самых пеленок он привык, что не тратя собственных сил, не трудясь, живя со слугами он может спокойно существовать и ни в чем не нуждаться. Лень и бездействие Обломова это как своего рода противостояние бессмысленным, по его мнению, действиям Штольца, которое позволяет сохранить цельное ощущение жизни.

И. А. Гончаров в 1859 году написал роман особой злободневности, в котором он отразил основную черту сугубо русского характера и даже дал ей свое название: «обломовщина». Автор является для нас художником, сумевшим выразить всю полноту явлений жизни, расхолаживающая система которой душит и морально убивает нужных, дельных для отечества людей.

Уже с первой страницы своего романа Гончаров посчитал нужным обратить внимание читателя на главную черту своего героя: «Душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук…». Истории этой живой души посвящен целый роман, в котором на примере жизни одного из представителей дворянства автор пристально рассматривает современное общество в нравственно-психологическом, философском и социальном аспектах его существования.

У читателя должен неизбежно встать вопрос: какие же жизненные условия создавали обломощину? Ответ на этот вопрос автор дает в главе «Сон Обломова». Это дворянское воспитание, лень, инертность и материальные блага, которые даются как само собой разумеющееся.
Обломов не понял себя. Он не осознал в себе человека в его современной общественной ситуации, не осознал в той мере, в какой требуется, чтобы жить, а не цепенеть перед обстоятельствами. В ясные минуты самоанализа Обломов отчетливо понимает, что в нем было и есть «хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в недрах горы, и давно бы пора этому золоту быть ходячей монетой».
Но «золото» натуры Обломова так и не пошло в ход. Свет, который двенадцать лет был заперт в нем, «только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». «Или я не понял этой жизни,- признается Обломов Штольцу,- или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его».

Не раз еще прозвучат похвалы тому, что в Обломове «дороже всякого ума: честное, верное сердце». Более того – окажется, что встреча с Обломовым дала «уроки жизни» Ольге Ильинской, что Штольц возвращался к нему, чтобы «в ленивой беседе отвести и успокоить встревоженную или усталую душу…». И, наконец, само существование Обломова выявило духовное богатство Агафьи Матвеевны Пшеницыной: «Навсегда осмыслилась жизнь ее: теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно».

Но мне кажется, что трагическое звучание романа в том и состоит, что, пробудив к сознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской «обломовщиной».

Собственно, Обломов сам «тихо и постепенно укладывается в гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилы».

Так почему же Андрей Штольц, являясь близким другом Ильи Ильича и имея на него влияние, при всем своем желании не смог изменить образ жизни Обломова? Может, причина кроется в характере самого Обломова, в совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете? Причина же самой апатии кроется отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития.

По внешнему положению, он барин, у него есть Захар и «еще триста захаров», как говорит автор. Преимущество своего положения Илья Ильич высказывает в разговоре с Захаром: «Разве я мечусь, разве работаю? Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? А разве не достает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому! Я не разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?. . » И Обломов говорит совершенную правду. С малых лет он приучается быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать есть кому.

Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, который тоже чего-то ищет в своей жизни, о чем-то думает. Именно это и ценит в нем Штольц, но не понимает очень важного момента. Воспитание Обломова обрекло его на сибаритство, неуважение к труду. Это выразилось в его монологе о чулке. Герой находится в жалком состоянии нравственного рабства, которое настолько переплетается с барством Обломова, что уже невозможно отделить одно от другого. И проблема здесь не Обломов как личность, а обломовщина как явление. Именно с этим Штольц и не смог бороться. Он познакомил Обломова с Ольгой Ильинской, но и она разрывает невозможные отношения, в сердцах восклицая: «Камень бы ожил от того, что я сделала. Теперь не сделаю ничего… Все бесполезно – ты умер… Что сгубило тебя? Нет имени этому злу!» На что Обломов не может не ответить: «Есть. Обломовщина». Он точно определил корень зла, который не в силах победить ни старания верного друга, ни слезы любимой женщины. «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век», - говорит Штольц, но ошибается. И только в Ольге зреет та сила, которая «сожжет и развеет обломовщину».

Исходя из всего этого, я считаю, что Андрей Штольц не сумел изменить образ жизни Ильи Ильича Обломова потому, что видел зло в характере, в лености своего друга. Он был уверен, что стоит показать Обломову всю прелесть жизни, другой жизни, как он скинет с себя апатию, словно «засаленный домашний халат» и устремится в бурный поток неизведанного. Но нет, Штольц не понял, что имеет дело с системой, которая подпитывает, которой выгодна леность и апатия привилегированного русского сословия девятнадцатого века. Один арабский поэт написал о подобных взаимоотношениях так:

Давай играть в прятки.

Если ты спрячешься в моем сердце,

Я найду тебя без особого труда.

Но если ты затворишься

В своей скорлупе, искать тебя будет

Бесполезно.

Может быть, Штольц и не понимал Обломова так глубоко, как понимала его Ольга Ильинская, но я считаю, что «искать» его было «бесполезно». .

Основными персонажами романа И.А. Гончарова «Обломов» являются Обломов и Штольц. Сочинение необходимо начать с описания замысла писателя. Гончаров показывает постепенную гибель человеческой души. Конечно, автор не был первым, кто вывел подобный образ на страницы произведения, однако он изобразил его в такой масштабности и многогранности, какой литература до него не знала.

Барин Илья Обломов

С начала романа писатель знакомит читателя с ничем не примечательным барином Это типичный образ русского барства. Малоподвижный, вальяжный, рыхлый, пассивный. Сюжет лишен действия, интриги. Абсолютно непонятной кажется апатия Ильи Обломова. Целыми днями лежит Илья на диване в засаленном халате и все размышляет. Много идей витает в его голове, но ни одна не находит дальнейшего продолжения. У Обломова нет никакого желания заводить общение. Он старается ничем не потревожить мирный ход жизни в Обломовке. Его ленивые мечтания прерывают только просители, наживающиеся на нем. А Обломову все равно. Он настолько далек от реальности, что даже не замечает истинных намерений своих «гостей». И вот тут Гончаров вводит который переносит нас в детство героя. Вот где кроется причина такого его поведения. Именно в детстве из мальчика воспитали неприспособленного к жизни человека. Потакая его желаниям, ограждая от какого-либо действия, Илюше внушили мысль, что делать ничего не нужно, всегда найдется тот, кто сделает это за него. Типичная позиция дворян, живущих за счет крестьян.

Приезд друга

Жизнь Ильи Обломова меняется с приездом к нему Андрея Штольца, старого друга. Обломов искренне надеется, что Штольц в силах изменить нынешнее положение, в силах вывести его из состояния полудремы. И действительно, прибывает красивый молодой мужчина, наживший и опыт, и деньги. Недаром Гончаров сравнивает его с кровной английской лошадью. В отличие от друга Штольц в «Обломове» чужд мечтательности и лени. Он практик во всем.

Нельзя сказать, что Обломов всегда был таким, как сейчас. В дни юности Илья и Андрей вместе изучали науки, радовались жизни, к чему-то стремились. Однако тогда живой и деятельный Андрей не смог увлечь Обломова своим энтузиазмом, и постепенно этот молодой барин возродил в своем имении ту обстановку, к которой привык с детства. Штольц в романе «Обломов» является полной противоположностью главному герою и в то же время самым близким человеком. И он помогает раскрыть особенности Илюши, выявить и подчеркнуть его достоинства и недостатки.

Друзья с детства

Герои - друзья детства. Это два совершенно разных по характеру человека, которых свела судьба. Илья Обломов с раннего возраста был любимцем семьи. Он жил в гармонии с собой и с окружающим миром. У Илюши имелось все, чего он желал. Родные оберегали его от всех бед. Рос он неким баловнем судьбы, воспитываясь на нянькиных сказках, в атмосфере лени и безмятежности, без особого желания учиться, познавать что-то новое. Будучи подростком, Обломов знакомится со Штольцем в соседнем селе Верхлево. Маленький барин, привыкший блаженствовать в своем имении, - Илья, вступает в совершенно иной мир, энергичный, новый. Отец Андрея Штольца рано приучил сына к самостоятельности, воспитав в нем немецкую педантичность. От матери друг Обломова Штольц унаследовал любовь к поэзии, от отца - тягу к наукам, к точности и аккуратности. С детства он не просто помогает отцу в делах, но работает и получает жалованье. Отсюда умение Андрея принимать смелые и самостоятельные решения, отвечать за свои поступки. Даже внешне друзья абсолютно противоположны. Илья - полный, рыхлый, вялый мужчина, не знающий, что такое труд. Напротив, Андрей - подтянутый, жизнерадостный, активный человек, привыкший к постоянному труду. Отсутствие движения для него смерти подобно.

Таблица «Обломов и Штольц», расположенная ниже, позволит более наглядно представить различие в образах персонажей.

Любовь в жизни героев

Оба по-разному переживают в жизни любовь. И в любви совершенно противоположны Обломов и Штольц. Сочинение в силу объема не может охватить всю совокупность различий между героями романа. Однако тему любви следует рассмотреть.

Когда скучные будни Ильи скрашивает Ольга, он оживает, из обрюзгшего существа превращается в интересного мужчину. Энергия в Обломове бьет ключом, ему все нужно, все интересно. Он забывает о прежних привычках и даже хочет жениться. Но вдруг его начинают мучить сомнения в истинности любви Ольги. Бесконечные вопросы, задаваемые Обломовым самому себе, в конце концов не позволяют ему изменить свою жизнь. Он возвращается к прежнему существованию, и уже ничто не трогает его. Андрей Штольц любит самозабвенно, страстно, отдаваясь чувству без остатка.

Противоположности сближаются

Иными словами, мы видим, что Обломов и Штольц (сочинение отражает общепринятую точку зрения) - совершенно непохожие люди, выросшие в разной среде. Однако именно это различие их и сближало. Каждый из них находит в другом то, чего недостает самому. Обломов привлекает Штольца спокойным и добрым нравом. И наоборот, в Андрее Илью восхищает жизненная активность. Время обоих испытывает на прочность, но дружба их только крепнет.

Таблица «Обломов и Штольц»

Илья Обломов

Андрей Штольц

Происхождение

Обломов - родовой дворянин, живущий в соответствии с патриархальными традициями.

Штольц - сын немца, управляющего имением русской дворянки.

Воспитание

Воспитывался в атмосфере праздности. Не был приучен ни к умственному, ни к физическому труду.

С детства увлекался науками и искусством, рано начал зарабатывать и принимать самостоятельные решения.

Жизненная позиция

Полусонное прозябание, мечтательность, отсутствие желания что-либо изменить

Активность, практичность

Черты характера

Добрый, спокойный, слабый, ленивый, искренний, мечтатель, философ

Сильный, умный, трудолюбивый, жизнелюбивый

Именно такими представлены читателям Обломов и Штольц. Сочинение можно завершить словами самого автора: «В нем было то, что дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь».

Роман И.А. Гончарова «Обломов» пронизывает пафос социальной критики. Столкновение двух героев (Ильи Обломова и Андрея Штольца), двух противоположных образов жизни можно рассматривать в широком общественном плане.

Обломов в этой связи символизирует косное феодальное барство, которое повсеместно расцвело на просторах русской земли. Большую часть времени он проводит на диване. Любой труд его не привлекает: он даже годами не может дочитать начатую книжку. Автор постоянно подчеркивает мягкость как в характере героя, так и во

Всем, что окружает его.

Образ спящего Обломова символизирует загубленный ум, косность и инертность русского дворянства. Герой вынашивает некие абстрактные планы реформ, но с его инфантильностью эти планам не суждено никогда сбыться. Обломов словно «тихо и постепенно укладывается в гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу».

Андрей Штольц (об этом свидетельствует и немецкое происхождение героя) - приверженец пришедшего к нам из Европы активного капиталистического менталитета. Деятельный, хозяйственный рационалист врывается в вялотекущую жизнь Обломовки, чтобы разворошить сложившийся уклад и возродить Илью Ильича к иному существованию. Не случайно, Штольц напоминает Обломову о юношеских мечтах поехать в путешествие.

Андрей знакомит Илью Ильича с Ольгой, надеясь, что любовь способна изменить друга. В какой-то момент героиня смогла пробудить в своем поклоннике искорки живой жизни. Однако Обломов и Ольга - разные люди. И героиня вскоре поняла это. Она восклицает: «Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты спрячешь голову под крыло - и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего - не знаю!»

В итоге Ольга выбирает Штольца. Это свидетельствует о том, что за такими деятельными и предприимчивыми людьми будущее. «Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», - пишет И.А. Гончаров. Идеал Штольца - материальный достаток, комфорт и благополучие, которых он добивается собственным трудом: герой живет разумом, а его инертный друг - чувствами и мечтами.

Обломов видит прекрасные сны, но от этого в его реальной жизни ничего не меняется. Глядя на это, Штольц выводит собственный термин, обозначающий помещичью праздность и инертность, ведущие к гибели - «обломовщина».

Почему же А. Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? Дело в том, что Илья Ильич не просто боится перемен: он оградил себя от живого и многообразного мира еще и особой жизненной философией, чтобы оправдать свое бездействие и лень. Обломов витает в облаках собственных иллюзий, утверждая, что у него нет пустых желаний и мыслей. Он презирает суету и горд тем, что может себе позволить не заниматься торговлей, не идти в кабинет с докладом или бумагами - быть выше всех низменных житейских проблем. Обломов доволен собой, поэтому он и не стремится меняться. Герой отказывается взрослеть и понимать, что никакое внезапно сошедшее на него чудо не решит всех назревших проблем ни в хозяйстве, ни в личной его жизни.

Однако постепенно к Илье Ильичу все-таки приходит запоздалое прозрение. Он признается Штольцу: «С первой минуты, когда я сознал себя, я почувствовал, что я уже гасну… Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видал, никто не указал мне его…». Хотя Обломов и не изменился, он хотя бы запоздало признал свои ошибки. Беда в том, что он не видел перед собой жизненного идеала, а стать таким, как Штольц, не мог по складу своей души.