Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). Почему городничий с такой лёгкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому? В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничест

1. Какова тема комедии «Ревизор»?
Комедия «Ревизор» - это комедия нравов. Ее тема – взяточничество и коррупция чиновников; автор сатирически изображает различные злоупотребления в чиновничьей среде, а также легкомыслие и нечестность Хлестакова.

2. Кто первый сообщил о ревизоре? Почему все поверили этому сообщению? Кто такой Хлестаков: мелкий чиновник и ничтожный человек или значительное лицо? Каким он предстает в беседах с чиновниками, купцами, женой и дочкой городничего?
Впервые о ревизоре узнали из письма, полученного Городничим и, поскольку ревизор мог уже приехать и жить в городе инкогнито, то взбалмошные и бестолковые сплетники Добчинский и Бобчинский приняли за ревизора Странного приезжего, которым и оказался Хлестаков. Все поверили их догадке, потому что были сильно напуганы. В действительности Хлестаков – ничтожный и пустой человек, болтун и хвастунишка, который ничего не умеет делать, но догадывается, как получить выгоду от ошибки чиновников. Он довольно ловко подстраивается под собеседников и производит впечатление на всех. С чиновниками он держится свободно, перед дамами хвастает, с купцами изображает начальника.

3. Где завязка и развязка комедии? Хотел ли Хлестаков обмануть чиновников и обывателей города?
Завязка комедии – это эпизод, в котором закладываются предпосылки развития сюжета. В данном случае, мне кажется, это момент, когда Бобчинский и Добчинский сообщают, что видели ревизора.
Развязка – это момент, когда сюжет приходит к своему завершению. Это эпизод чтения письма Хлестакова, из которого всем делается ясно, что он не ревизор.

4. Почему помещики Добчинский, Бобчинский и городничий обманываются? Прочитайте и прокомментируйте сцену в трактире. По какой причине чиновники верят Хлестакову в «сцене вранья»? Вспомните и расскажите или прочитайте вслух эту сцену. Какова роль ремарок в комедии?
Помещики обманываются, потому что они глупые, они захвачены сенсацией и хотят быть к ней причастными, а Хлестаков ведет себя нетипично. Городничий верит им со страху. Все слова Хлестакова о тюрьме, например, он принимает на свой счет: Хлестаков боится, что его посадят в тюрьму за то, что он не платит трактирщику, а Городничий сам боится тюрьмы за взяточничество. Желая избежать ареста, Хлестаков врет, что он уважаемый чиновник, а Городничий принимает это за намек, что он и есть ревизор.
В «сцене вранья» все чиновники очень пугаются, потому что они думают, что пьяный будет говорить правду. Они еще не встречали таких самозабвенных врунов, как Хлестаков. Он и сам себе, кажется, верит. К тому же, все его очень боятся, ведь они все нарушали закон. Ремарки показывают, как они сначала не решались сесть, а потом вскочили и трясутся от ужаса.

5. Что означало известие о прибытии нового ревизора и кто этот новый ревизор – чиновник или совесть каждого персонажа? Прочитайте эту сцену и подготовьте развернутый ответ на этот вопрос.
Известие о прибытии нового ревизора – настоящего – означало для каждого из чиновников конец карьеры, а может быть, и тюрьму. Все и так были ошарашены своей раскрывшейся ошибкой, а тут еще настоящий ревизор. Городничий говорит: «Убит, совсем убит!» Это, наверное, было чувством всех.
Я думаю, что это настоящий ревизор: едва ли у таких людей, как, например, Земляника, может быть совесть. Мне кажется, это уж тогда не совесть, а страх наказания, потому что если бы у чиновников была совесть, они бы так себя не вели. Тот же Земляника обворовывал больных людей, нанял врача, который ни слова не понимает по-русски: неудивительно, что все пациенты «как мухи выздоравливают». Что-то типа человеческих чувств проглядывает в Городничем, он даже говорит слова, которые хотел бы сказать сам Гоголь: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Эти слова он говорит не столько чиновникам, сколько нам всем. Потому что ревизор – это совесть не чиновников, а наша.

6. Прочитайте определения основных этапов развития сюжета. Как вы думаете, какие сцены комедии соответствуют этим этапам? (экспозиция, завязка, кульминация, развязка)
Экспозиция – это чтение и обсуждение письма, полученного Городничим.
Завязка – сообщение помещиков о том, что они нашли ревизора и разговор с ним Городничего.
Кульминация – сцены, где Городничий хвастается, что уезжает в Петербург.
Развязка – чтение письма Хлестакова.

7. Известно, что Николай 1 после первого представления пьесы сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» А Гоголь воскликнул: «Все против меня!» Чем объяснить возмущение пьесой всех сословий?
Все обиделись на комедию, потому что сатирически изображены люди всех сословий. Под видом уездного города изображена вся Россия.


Городничий с такой лёгкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому по нескольким причинам. Самой главной является страх городничего, который затмил его разум; вместо того, чтобы усомниться в словах болтунов, герой начинает думать о произошедших за время пребывания Хлестакова беспорядках в городе N: он вспоминает, что за последние две недели была «высечена унтер-офицерская жена», что «арестантам не выдавали провизии»… Боязнь того, что ревизор видел эти нарушения и доложит о них в Петербург настолько сильно повлияла на городничего, что он не мог думать ни о чём другом.

Второй немаловажной деталью является тот факт, что Хлестаков ведёт себя так же, как и должен вести себя ревизор: он отказывается платить за номер и еду, заглядывает в чужие тарелки, поселяется в самом дешёвом номере. И если читатель понимает, что герой так поступает из-за собственной бедности, то городничий с Добчинским и Бобчинским видят в этих поступках намерение найти как можно больше нарушений, происходящих в городе N.

Нравы чиновничества изображены во многих произведениях отечественной классики, одним из которых является пьеса А.С.

Грибоедова «Горе от ума». В этом произведении чиновники, как и в гоголевском «Ревизоре», изображены людьми необразованными и жаждущими получить как можно больше денег, как можно высший чин. Однако если в пьесе Н. Гоголя чиновники оказываются высмеяны и наказаны за свои пороки, то фамусовское общество остаётся не наказанным.

А.П. Чехов также изображал нравы чиновничества. Героя рассказа «Смерть чиновника», Червякова, и гоголевских персонажей, объединяет то, что они очень боятся вышестоящих чиновников. Однако если такое отношение героев «Ревизора» к начальству обосновано страхом наказания за казнокрадство и недобросовестное отношение к своим обязанностям, то Червякову, наоборот, страшно оказаться без наказания. Чеховский герой буквально не может жить без наказания за то, что он чихнул на лысину генерала Бризжалова.

Обновлено: 2018-08-14

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Почему городничий с такой лёгкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому? В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чём эти произведения перекликаются с гоголевским «Ревизором»?

Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Кульминационным моментом комедии Николая Василь­евича Гоголя «Ревизор» становится эпизод, в котором почт­мейстер Шпекин читает всем чиновникам задержанное им письмо Хлестакова. Именно тогда у городничего и других чи­новников раскрываются глаза и они узнают, что приняли за грозного ревизора «елистратишку простого», как называет своего хозяина слуга Осип. Ошеломленный городничий пора­жается своей ошибке: «Сосульку, тряпку принял за важного человека!» И сокрушается: «Ну что было в этом вертопрахе по­хожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизин­ца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор!» Почему же многоопытный городской хозяин, которому, как он сам вспоминает, доводилось обманывать куда более зна­чительных лиц, так опростоволосился? Одна из причин заключается в том, что существующая в России система чинопочитания поселяет в душах людей страх перед вышестоящими. Существуя много лет в этой системе, яв­ляясь ее винтиком, городничий прекрасно усвоил ее принципы, главный из которых: всячески угождать вышестоящим и помы­кать теми, кто ниже тебя на служебной лестнице. Страх перед начальством высокого ранга настолько укоренен, что не нужда­ется в действительных причинах. Как говорит Бобчинский, по­слушав болтовню Хлестакова: «В жисть не был в присутствии столь важной персоны, чуть не умер со страху». Ему вторит Добчинский. Когда Анна Андреевна спрашивает его: «Да вам то чего бояться? ведь вы не служите», - тот сознаётся: «Да так, знаете, когда вельможа говорит, чувствуешь страх». И этот страх становится сильнее житейской опытности городничего. При первой встрече с Хлестаковым он еще испытывает не­которые сомнения. Уж очень не вяжется фигура молодого пе­тербургского чиновника с витающим в его сознании образом сурового ревизора: «…ведь какой невзрачный, низенький, ка­жется, ногтем бы придавил его». И поначалу молодость Хлес­такова вызывает у городничего надежду: «Молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху». Затем, после неумеренной похвальбы Хлестакова, чутье не позволяет городничему до конца поверить всем этим россказ­ням: «Ну что, если хоть одна половина из того, что он говорил, правда? (Задумывается.) Да как же и не быть правде? Подгу­лявши, человек все несет наружу: что на сердце, то и на язы­ке. Конечно, прилгнул немного; да ведь не прилгнувши не го­ворится никакая речь». Но страх не дает ему сделать верный вывод из своих наблюдений. Тут в полной мере оправдывает­ся русская пословица: «У страха глаза велики». К этому нужно добавить, что городничему прекрасно изве­стно: высокие чины достаются не тем, кто добился их деловы­ми качествами и служебным рвением, а тем, кто имеет высо­кую протекцию. Поэтому нет ничего невероятного в том, что человек в возрасте Хлестакова может занимать высокую госу­дарственную должность. Главная же причина того, что городничий поверил в значи­тельность Хлестакова, - это его собственная нечистая совесть. Ведь истинный, а не мнимый ревизор обнаружил бы в городе столько злоупотреблений и прямых преступлений власти, что возникающий в сознании городничего призрак Сибири как наказания за его грехи, кажется ему вполне заслуженным. «В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота!» - сокру­шается он, когда узнаёт, что Хлестаков уже так долго находит­ся в городе. А еще, из жалобы слесарши Февроньи Пошлепкиной, мы узнаём, что городничий, нарушив закон, ее мужу «приказал забрить лоб в солдаты», получив взятку от тех, кто должен был идти в рекруты по очередности. Итак, система общественных отношений, основанная на страхе и чинопочитании, а также злоупотребление служебным положением, отягощающее совесть городничего, становятся причинами рокового заблуждения, сделавшего его посмеши­щем всего города.

Николай Васильевич Гоголь

(1809–1852)

Комедия «Ревизор» (1835)

История создания

В8. второстепенный

В9.сатира

Городничий . Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит!

Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...

Воротить, воротить его! (Машет рукою. )

Куды воротить! Я, как нарочно, приказал смотрителю дать самую лучшую

тройку; черт угораздил дать и вперед предписание.

Жена Коробкина . Вот уж точно, беспримерная конфузия!

Аммос Федорович . Однако ж, черт возьми, господа! он у меня взял триста

рублей взаймы.

Артемий Филиппович . У меня тоже триста рублей.

Почтмейстер (вздыхает ). Ох! и у меня триста рублей.

Бобчинский. У нас с Петром Ивановичем шестьдесят пять-с на

ассигнации-с, да-с.

Аммос Федорович (в недоумении расставляет руки ). Как же это, господа?

Как это, в самом деле, мы так оплошали?

Городничий (бьет себя по лбу ). Как я - нет, как я, старый дурак? Выжил,

глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни

подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и

плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех

губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой ) нечего и говорить

про губернаторов...

Анна Андреевна . Но этого не может быть, Антоша: он обручился с

Машенькой...

Городничий (в сердцах ). Обручился! Кукиш с маслом - вот тебе обручился!

Лезет мне в глаза с обрученьем!.. (В исступлении. ) Вот смотрите, смотрите,

весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака

ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком. ) Эх ты,

толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по

всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало

того что пойдешь в посмешище - найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию

тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить

зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? - Над собою смеетесь!.. Эх вы!..

(Стучит со злости ногами об пол. ) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы,

либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер

вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет

каблуком в пол. После некоторого молчания. ) До сих пор не могу прийти в

себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну

что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто

на полмизинца не было похожего - и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто

первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте!

Артемий Филиппович (расставляя руки ). Уж как это случилось, хоть убей,

не могу объяснить. Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал.

Аммос Федорович . Да кто выпустил - вот кто выпустил: эти молодцы!

(Показывает на Добчинского и Бобчинского. )

Бобчинский . Ей-ей, не я! и не думал...

Добчинский. Я ничего, совсем ничего...

Артемий Филиппович . Конечно, вы.

Лука Лукич . Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира:

"Приехал, приехал и денег не плотит..." Нашли важную птицу!

Городничий. Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые!

Артемий Филиппович . Чтоб вас черт побрал с вашим ревизором и

рассказами!

Городничий . Только рыскает по городу и смущаете всех, трещотки

проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые!

Аммос Федорович . Пачкуны проклятые!

Лука Лукич . Колпаки!

Артемий Филиппович . Сморчки короткобрюхие!

Все обступают их.

Бобчинский. Ей-богу, это не я, это Петр Иванович.

Добчинский. Э, нет, Петр Иванович, вы ведь первые того...

Бобчинский . А вот и нет; первые то были вы.

(«Ревизор»)

B1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

B2. Назовите фамилию героя, о котором упоминает Городничий.

ВЗ. Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их чинами.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

B4 . Установите соответствие между тремя персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и характеристикой, данной им в пьесе. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

B5 . Речь Городничего в данной сцене сопровождается комментариями «машет рукою», «бьет себя по лбу», «грозит самому себе кулаком» и др. Как в драматургии называются подобные авторские комментарии?

B6. Городничий произносит фразу: «Чему смеетесь? - Над собой смеетесь». Как называют изречение, отличающееся краткостью, емкостью мысли и выразительностью?

B7 . Жена Коробкина не участвует в основном действии, появляется только в приведенной сцене. Как называется такой персонаж?

С1. Каким предстает Городничий в данном эпизоде и какие драматургические средства способствуют раскрытию его характера?

С2. Какие общечеловеческие пороки раскрывает Гоголь в «Ревизоре» и в каких еще произведениях русской литературы обличаются эти недостатки?

В1. Комедия

В2. Хлестаков

В5. Ремарка

В6. Афоризм

В7. Второстепенный

Герой комедии «Ревизор» - Иван Александрович Хлестаков – не авантюрист, не корыстный обманщик; он вообще не ставит перед собою сколько-нибудь осознанной цели. Хлестаков весь в пределах данной минуты, действует и говорит почти рефлекторно, под влиянием обстоятельств. Хлестаков чистосердечен и тогда, когда говорит правду, и тогда, когда лжет, ибо ложь его сродни фантазиям ребенка.

Но именно это чистосердечие обмануло Городничего и компанию, ожидавших встретить настоящего ревизора, оказавшихся бессильными перед наивностью и непреднамеренностью.

Напуганный предстоящей ревизией, Городничий так охвачен страхом перед воображаемым начальством, выведывающим «прегрешения», что заискивающе лебезит перед Хлестаковым, унижается, будучи грузным и солидным, сгибается вперегиб перед «сильным», перед выше его стоящим по чину, «хотя это всего лишь тряпка». Грубый и жестокий со всеми, кто ниже его рангом или зависит от него, он льстиво и вкрадчиво, любезно и нежно обхаживает гостя, стараясь угодить, умилостивить и обворожить его. Он с «великим счастием» отдает ему в жены свою дочь, почти готов пожертвовать ему и свою жену.

Городничий приходит к своему высшему торжеству, но не замечает, как Хлестаков исчезает из-под носа окончательно и бесповоротно.

БИЛЕТ 14 вопрос 1

Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Татьяна сформировалась под влиянием народного начала и сентиментальной литературы, она глубоко чувствующая натура. Вспомним ночной разговор с няней. Ее чувства, их глубину мы видим в волнении Татьяны.

Обратимся к портрету Татьяны, изображенном в 8 главе. Пушкин отдает предпочтение Татьяне, отстаивая тем самым идеал женской красоты естественность, простоту, одухотворенность внешнего облика мыслью и чувством.

Изменилась ли Татьяна, став светской красавицей? Нет, Татьяна внутри осталась такой же, лишь научилась «властвовать собой». Вместе с тем Татьяна-княгиня уже не робкая девочка-мечтательница, она женщина с чутким, любящим сердцем и с тонким, глубоким умом.

Татьяна продолжает и в обществе быть отчужденной от всех, как и в деревне. (прочитать письмо Татьяны к Онегину).

Последнее объяснение Татьяны с Онегиным... Хотя в словах Татьяны звучит чувство оскорбленной гордости и боль от несбывшихся мечтаний, но в них нет недоброжелательности, нет нравоучительности, нет торжества. Следующие за этими словами стихи дышат особой искренностью. Татьяна говорит печально о своей большой любви, о трагической своей судьбе, о том, что «счастье было так возможно». Она хочет объяснить свои чувства, свое решение и понять Онегина. Пушкин восхищается героиней в последней сцене. Его идеал – женщина верная, даже если она не любит своего мужа. Вот он – идеал женщины:



«Но я другому отдана, я буду век ему верна».

Сколько боли и разочарования в этих строчках, но и сколько высокого чувства!

БИЛЕТ 14 вопрос 2

Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в 3 действии как одна их кульминационных сцен комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Хлестаков, по выражению городничего, пустейший человек, "сосулька", "тряпка".

Уже во внешнем облике Хлестакова Гоголь подчеркивает его незначительность – «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими».

Хлестаков не просто фантазер. Он сам не знает, что говорит и что скажет в следующий миг. Если при нем струсишь - тут-то он и пойдет храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмет.

Появление Хлестакова в комедии не случайно. Уездная среда требует, чтобы столичная «штука» возвышалась над нею, и Хлестаков радостно идет навстречу подобному желанию, его вранье сходит с рук. Персонажи сами «делают» Хлестакова. Есть такое выражение: «Короля делает свита». Темы для разговоров ему дают окружающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор. Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной.

Страх чиновников и петербургское платье Хлестакова превращают его удивительным образом в ревизора. Хотя сам он и не собирался выдавать себя за важное лицо. Лишь в четвертом действии он догадывается, что его приняли за «государственного человека», этому послужили его «петербургская физиономия» и костюм.



Однако Хлестаков быстро вошел в роль и, в конце концов, стал даже свысока разговаривать с чиновниками.

Да, Хлестаков врет, врет вдохновенно, не задумываясь над сказанным, «слова вылетают из уст его совершенно неожиданно», он говорит и действует без всякого соображения. Но ложь его только об одном: как он богат, знатен, знаменит и всемогущ. Чем больше трясутся чиновники от страха, тем больше распыляется Хлестаков, и наоборот, тем больший ужас испытывают чиновники.

Когда в провинции Хлестаков рассказывает о своем петербургском житье-бытье, он не просто фантазирует, а сочиняет небылицы. Лишь в первых словах хвастливой исповеди проскальзывает упоминание о настоящей роли героя в чиновничьем Петербурге: «Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет». Он с все большей силой начинает врать: «И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткой: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, - говорит, - сапоги почищу».

Начав с простого привирания по поводу сочинения "стишков", слушатели узнают, что он автор многих водевилей и комедий, повестей и модных романов.

Кульминационный момент в комедии, когда Хлестаков дает полный простор своей фантазии. А что фантазия убога, об этом свидетельствуют его рассказы о петербургской жизни. Вспомним, как Хлестаков поражает воображение чиновников своими петербургскими обедами. Арбуз на его столе - «в семьсот рублей», а главное достоинство супа в огромном расстоянии - он «прямо на пароходе приехал из Парижа». Речь Хлестакова бедна и примитивна, что соответствует его внутренней пустоте и глупости. Со всеми он на «дружеской ноге», всех называет «братцами», и Пушкин «большой оригинал».

"Сцены вранья" являет собой грозное предупреждение Гоголя последующим поколениям, желая уберечь от страшной болезни - хлестаковщины.

БИЛЕТ 15 вопрос 1

Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Начало 19 века в литературе характеризуется поисками главного героя, героя времени. Его искал и Грибоедов, и Пушкин, не стал исключением и Лермонтов.

Печорин – человек вполне определенного времени и положения. Он дворянин-интеллигент, его душа «испорчена светом». По натуре Печорин – деятель, но так как он сын своего времени, то деятельность его пуста и бесплодна, а поступки мелки. Он ставит перед собой вопрос о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Например, в ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет, спрашивая себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно… было мне назначение высокое …».

Печорин так и не нашел главной цели в жизни и в этом трагизм его судьбы. Печорину свойственен индивидуализм. Портретное описание помогает понять противоречивость характера Печорина, его раздвоенность.

ослепительно чистое бельё и пыльный бархатный сюртучок, запачканные перчатки;

морщины и женская нежность кожи;

крепкое сложение и маленькая аристократическая рука;

Демонические черты: и 23 и 30 лет; белокурые волосы и чёрные усы и брови; глаза не менялись, когда он смеялся; фосфорический блеск глаз.

Печорин сам признается, что в нем два человека: один живет, другой мыслит и судит; один стремиться к высоким идеалам, другой скептик. Сам Печорин видит и чувствует, что душа его испорчена.

Познакомившись с «героем нашего времени» можно сделать выводы:

1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он не имеет настоящей привязанности; каждую жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.

2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти.

3. Его душа не способна сочувствовать другой душе. Свободный от дружбы, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.

4. Печорин разрушает любовь Мери, безжалостно убивает Грушницкого, завершая свое злодейство словами: "Finita la comedia!"

В романе Печорин – одинокий странник, который не может сидеть на месте. Печорин говорит о своей судьбе: «Я был готов любить весь мир,- меня никто не любил, я выучился ненавидеть». Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом. Лермонтов описывает в Печорине стремление к чему-то светлому, видимо, порождая в нем такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Просто созерцание красоты и гармонии природы ему недостаточно, ведь он натура активная, не может остановиться на этом.

Замысел Лермонтова – показать современного ему человека, его психологию, его характер, как сам автор отмечает, «… портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии». Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман «Герой нашего времени». БИЛЕТ 15 вопрос 2

Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Россия»

«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», писал Александр Александрович. Это Блок сказал о теме России, Родины в своем творчестве. Образ Родины появляется в его лирике постепенно, она будто открывает то один лик, то другой.

Одним из стихотворений Блока, посвященных теме России, родины, является стихотворение «Россия».

Облик России видится Блоку через мотивы дороги, ветра, пути.

Едва Блок ощутил себя национальным поэтом, он полюбил слово «дикий». Россия была мила ему именно дикостью, дисгармонией, хаосом.

Ничего не поймут в стихах Блока о России те, кто искал в них благожелательных дум о благолепии России. Жалости к России он не знал:

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!..

Он высказывает предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть»: и вместе с тем выражает веру в то, что Россия не пропадет:

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты.

«В сущности, он славил Россию за то, за что другие проклинали бы ее», - сказал Гуковский.

БИЛЕТ 15 вопрос 3

Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии «Горе от ума»?

Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным и прогрессивно мыслящим, Чацкий противостоит фамусовскому обществу. В тоже время драма обостряется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.

По возвращению в Москву, Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен её холодным приёмом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо, было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то мере то, что происходит между Софьей и Молчалиным: он любит не ту Софью, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал.

Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит. Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчалина, что любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая её неприязнь. Оправдать Чацкого может егоослеплённость страстью, можно сказать, что у него «ум с сердцем не в ладу».

Постепенно Чацкий начинает прозревать. Софья, недовольная его фразой в адрес Молчалина, говорит про Чацкого: «Не человек, змея». С её молчаливого согласия распространяется слух, что Чацкий не в своём уме. Это слух быстро разносится. Герой, смущённый холодностью Софьи и пытающийся понять, кого она любит, начинает вести себя неосмотрительно, он находится в растерянности. Но до финала пьесы он как слеп. Прозрение его наступает в последнем действии, когда он, скрывшись в лакейской, слышит любовный диалог Молчалина с Лизой, а потом Молчалина с Софьей.

Полное разочарование толкает его уехать из Москвы, и его знаменитое «Карету мне, карету» заканчивает действие комедии.

БИЛЕТ 16 вопрос 1

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман М.Ю. Лермонтова недаром назван "Герой нашего времени", ведь все произведение подчинено раскрытию образа Печорина. То же с полным правом можно сказать и о женских образах романа.

Первый женский персонаж, с которым знакомит нас автор - Бэла, дикарка, дочь горного народа. Что привлекает Печорина в этой женщине? Безусловно, она была хороша, автор создал романтический живописный портрет, в котором подчеркивается, что она была тоненькая, высокая, выделяются глаза - "черные, как у горной серны". Бэла горда и независима, в ней течет кровь ее народа.

И каково же отношение Печорина к этой любви? Мы с некоторым удивлением узнаем из его уст, что любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни. Он готов отдать за Бэлу жизнь, но с нею скучно . Бела – это один из пленительных и трогательных образов романа.

Другой женщиной на пути Печорина была княжна Мери , та самая знатная барыня.

Образ княжны Мери нарисован наиболее полно. Она умна, чиста и наивна, увлечена романтизмом, любит рассуждать о чувствах и страстях. Ее чистота выявляет эгоизм Печорина . По его собственному признанию, Мери он не любит, хочет обольстить и никогда не женится. История обольщения княжны Мери является поводом для глубокого самоанализа Печорина и развернутых монологов в дневнике.

Единственной женщиной, которая способна была понять и почувствовать Печорина былаВера . Ее образ дан лишь намеками, что можно объяснить как раз схожестью с характером самого Печорина. Вера, любящая преданно и беззаветно, могла бы составить счастье Печорина. Понимая это, Печорин после отъезда Веры пытается догнать ее, загоняет коня, плачет и радуется, что может плакать. Но эта любовная история еще больше подчеркнула одиночество героя , его неспособность на истинное чувство .

Таким образом, женские образы романа "Герой нашего времени" выявляют черты характера Печорина. Однако мастерство Лермонтова-повествователя заключается в том, что даже не создавая развернутых, полных образов, иногда используя лишь характерные детали, автор создает яркие и запоминающиеся портреты.

БИЛЕТ 16 вопрос 2

Философская тематика стихотворения С. А. Есенина

«Не жалею, не зову, не плачу…»

Это стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора . В системе философских произведений Есенина оно играет немаловажную роль, так как наиболее ярко отражает его мировоззрение. Особое значение имеет оно и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви.

Тема произведения - размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, - проблему приятия или неприятия ухода юности. Автор выводит свое решение: основная идея стихотворения - необходимость смирения перед неизбежностью.

Все мы, все мы в этом мире тленны...

Философская идея смирения доминирует над всем остальным.

Тема неизбежности конца. Смирение лирического героя - это приятие мира целиком, во всем его многообразии.

Композиция стихотворения . Смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скакание розового коня.

Жанр стихотворения - размышление - наиболее соответствует теме и позволяет лучше донести идею до читателя.

Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина.

Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения («дух бродяжий», «жизнь моя» и т.д.) Для этой же цели в первой же строке представлен подбор близких по смыслу глаголов («Не жалею, не зову, не плачу»).

В произведении много метафор («увяданья золотом», «страна березового ситца», «пламень уст» и т.д.) и сравнений («словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»).

Необыкновенно ярка передача цвета в произведении - белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев.

Общий настрой произведения - умиротворение, неспешность, повествование спокойно и размеренно, способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать и домысливать.

Отношение к есенинской лирике очень неоднозначно, что объясняется прежде всего глубокой личностной наполненностью и эмоциональной заряженностью всего его творчества.

БИЛЕТ 16 вопрос 3

к главному герою повествования?

Автор «Слова…» ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение – это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».

Отношение автора «Слова» к своему герою двойственно. С одной стороны, он его осуждает, а с другой, - сочувствует ему. Ведь Игорь – человек своего смутного времени. Он видит в нем одного из представителей Руси, сочувствует ему, гордясь его успехами и скорбя о неудачах. Однако вместе с тем автор «Слова» с осуждением говорит о местной политике и раздорах.

Причины, заставившие князя Игоря выступить против половцев, трагически противоречивы. Им двигали и родовые интересы, и обостренное чувство воинской чести, и осознание своего патриотического долга. Храбрость воина, по словам автора, победила в нем трезвый политический расчет: кочевой Степи нельзя было противостоять в одиночку. Неразумные действия Игоря погубили войско, заставили князя изведать позор плена и бегство из него. Храбрый, но безрассудный Игорь идёт в поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала обречён на неуспех. Он идёт, несмотря на все неблагоприятные «знамения». Основным побуждением его при этом является стремление к личной славе. Ничего не останавливает Игоря на его роковом пути.

БИЛЕТ 17 вопрос 1

Тема судьбы и ее развитие в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан в эпоху, которая вызвала в жизни целую галерею образов, долгие годы привычно называемых критиками «лишними людьми». Но был ли лишним Печорин?

Лермонтов изобразил судьбу Печорина очень трагичной; в его душе заключены «необъятные силы», но ведь на его совести много зла.

Его характер настолько противоречив, что сложно понять, о чем же в действительности мыслит, что чувствует Печорин.

У каждого человека есть своя судьба, свой рок. Но люди сильные и «живые» способны ее изменить, сделать лучше. Вот так и Печорин ищет приложения своим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам».

Внутренний мир Печорина очень сложен: его не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч, который не понимает глубины страданий офицера после гибели Бэлы. И лишь потому, что Печорин был долго нездоров и исхудал, мы понимаем о подлинной силе переживаний Григория Александровича. Мы замечаем его глаза, которые не смеялись, когда смеялся он. «Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти». Тоска по тому, что не находит Григорий Александрович достойного применения своим незаурядным способностям.

В романе «Герой нашего времени» Печорин говорит о своей судьбе: «Я был готов любить весь мир,- меня никто не любил, я выучился ненавидеть». Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом. Лермонтов описывает в Печорине стремление к чему-то светлому, видимо, порождая в нем такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Просто созерцание красоты и гармонии природы ему недостаточно, ведь он натура активная, не может остановиться на этом.

Печорин не стоит на месте, он ищет себя, но безуспешно. На его жизненном пути появляются интересные личности (Бэла, Мери, Вера), которые помогли бы ему найти себя, спасти его душу. Печорин – одинокий странник. И, понимая, что создан для чего-то большого, идет дальше, но один. Печорин – скиталец по жизни. На всем протяжении романа жизнь героя ярка и разнообразна. А финал – тихая, не заметная для общества смерть, где-то далеко, в одном из уголков нашей Родины…

БИЛЕТ 17 вопрос 3

Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует?

(По комедии А.С. Грибоедова «горе от ума»)

Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Автор поставил ряд важнейших проблем своего времени.
Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Автор показывает её отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину.

От природы Софья наделена хорошими качествами: сильным умом и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки дворянского круга, она получила хорошее образование и воспитание.

Образ Софьи Павловны сложен, в ней живут две души:

Одна – сентиментальная девушка, которая черпала представление о людях из французских романов, и именно они развили в Софье мечтательность и чувствительность.

Она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически.

Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:

Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,

Вот я за что его люблю.

Другая Софья - дитя фамусовского общества со всеми вытекающими последствиями.

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять.

Но вдруг Софья становится невольным свидетелем разговора Молчалина с Лизой и видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника, Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца - угождать. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил ей на роль мужа-мальчика, мужа-слуги, она поражена в самое сердце, она уничтожена. Софья не понимает, что ей нужен другой человек, такой как Чацкий. И если бы она выросла в другой среде, то, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. («Лучше синица в руках, чем журавль в небе»)

Грибоедов представил нам героиню комедии как драматическое лицо. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому.

БИЛЕТ №18 вопрос 1