Почему рассказ называется живи и помни. Смысл названия повести В. Распутина “Живи и помни”. Жизнь Настены в доме мужа

Все чудесно и безмятежно. Мифическое умиротворение рушится, когда я нечаянно останавливаю свой взгляд на второй полке маминого стеллажа. Бесспорно, мне не дает погрузиться в сон красная книга, не так давно оказавшаяся среди старинных, зачитанных томов Пушкина, Лермонтова, Толстого. Удивительно то, что я совершенно не интересуюсь, откуда она взялась. Наоборот, мой истомленный разум приводит в смятение вовсе иной вопрос: почему Распутин дал название книге "Живи и помни"? Данный заголовок приковывает мое внимание. "Живи и помни" - тут скрывается какой-нибудь заветный, злободневно важный смысл. Кому и зачем были предназначены эти слова? Не знаю. Поэтому и сажусь я поблизости от окна, беру в руки книгу Распутина и забываюсь на продолжительное время, перелистывая страницы этой повести.

Ее главный герой, Андрей Гуськов, до войны был славным, работящим парнем, послушным сыном, надежным мужем. На фронт он отправлен в сорок первом году. "Поперек других не лез, но и за чужие спины не прятался", - говорит о нем автор. Не из числа робких был Андрей - воевал три года исправно. Правда, умирать ему не хотелось. А еще присутствовало огромное желание повидать родных, встретиться с любимой женой Настеной. И вышло так, что после тяжелого ранения в грудь он попадает в новосибирский госпиталь, от которого до дома "рукой подать". Но комиссия не дает ему даже короткого отпуска - определяет сразу на фронт. Тогда-то и принимает солдат опрометчивое решение - пробует "рвануть" без позволения начальства в самовольную отлучку домой.

Лишь увязнув в медлительных военных поездах, осознал Андрей, что дело пахнет не гауптвахтой за самоволку, а трибуналом за дезертирство. Будь поезд побыстрее, вернулся бы он вовремя. И ведь не за "шкуру он трясся", а хотел повидать родных - может быть, в последний раз. Чем же обернулся его поступок, ставший выбором всей жизни? И вообще, было ли у него право на исполнение такого, пусть даже самого скромного, желания - повидать жену? Нет. А Андрей забыл о том, что нельзя устроить себе счастье отдельно от общей судьбы народа. Вся же тяжелая душевная ноша легла на Настену.

Автор замечает: "...в обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадет". И она терпит. Когда объявляется беглец, она даже вину мужа принимает на себя. "Без вины, а повинна", - говорит Распутин. Настена "взяла" крест Андрея, который пока еще смутно понимает, чем обернется его решение вернуться домой. Но за этот проступок он будет злостно наказан судьбой. И вскоре начинают прослеживаться ужасные последствия отступничества, прежде всего для самого человека. Происходит неминуемый распад, утрата личности. И кара человека в нем самом. Научился Андрей от бродившего возле избушки зверя выть по-волчьи и со злорадной мстительностью думал: "Пригодится добрых людей пугать". Приспособился красть рыбу из чужих лунок - и не от крайней нужды, а из желания досадить тем, кто, не в пример ему, живет открыто, не прячась, не боясь. Затем подходит к чужой деревне и убивает теленка, так и не поняв, что сделал это не только ради мяса, а в угоду какой-то своей прихоти, поселившейся в нем прочно и властно.

Так нарушаются связи с тем, что дорого и свято каждому: с людьми, с природой, с уважением к чужому труду и имуществу. Не прошел Андрей проверку на человечность, распадается его душа, а Настена превращается в загнанное существо. Стыд, непроходящий и жалящий, иссушает ее совестливую натуру. Двойная жизнь шаг за шагом отбирает самые простые и нужные радости. Уже нет сердечности, простоты и доверительности в общении с подругами, она не может теперь ни говорить, ни плакать, ни петь вместе с людьми. Они по привычке принимают ее за свою, а она им уже чужая, посторонняя. Нет радости от любви, от материнства, которого так ждала, от Победы. К великому празднику Победы "никакого отношения не имеет. Самый последний человек имеет, а она нет". Ребенок тоже обернулся трагедией. Какая участь ждет его? Как объяснить людям его появление? И не избавиться ли от него? Выходит, что и любовь-то выпала Настене краденая, краденое материнство, краденая жизнь.

"Сладко жить, страшно жить, стыдно жить", - замечает Распутин. Усталое отчаяние затягивает Настену в стремительный водоворот. И в одну из ночей, когда ей не удалось переплыть к Андрею, потому что насторожившиеся ее беременностью односельчане стали приглядывать за ней, она, заслышав невдалеке погоню, усталая, истерзанная, бросается в воду, не спасая Андрея, а ставя точку над своей долей. Чиста перед миром и людьми Настена, уходящая в воды Ангары. Своей способностью на жертву, принятием на себя, неповинную, вины мужа, она воплощает истинные ценности. Даже страшный цивилизованный мир не сломал ее, не озлобил нисколько. А вот Андрей не выдержал испытаний жизни. Рушатся его моральные устои. И нет теперь его бегству оправдания, которое он видел в будущем ребенке. Он думал, что народившаяся жизнь заменит загубленную, избавит его от мучительных уколов совести за бесполезно сгоревшее существование. Смертью жены и неродившегося ребенка, тех, кто был Андрею дорог, чем объяснял он, оправдывал свое дезертирство, карает автор героя: "Живи и помни. Живи и помни!"

Случается возмездие смертью, а бывает - жизнью. Так вот Андрей принужден существовать. Но проживать бессодержательным, забитым, озверевшим. Всякая смерть лучше подобной жизни. А вина Андрея в том, что он в нелегкую пору откололся от своего народа. И Распутин беспощадно подвергает наказанию его за это. "Живи и помни. Живи и помни!" - адресуется автор к своим читателям, чтобы не забывали мы о том, что невозможно выжить отдельно от общенародной судьбы.

Всякий ли понимает, как стыдно жить, ког­да другой на твоем месте сумел бы прожить лучше? В. Распутин. Живи и помни Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина «Живи и помни», которая сразу пос­ле ее издания в 1974 году вызвала живой интерес не толь­ко среди советских читателей, но и очень скоро получила европейское признание. «Живи и помни» - это книга не только о жизни глав­ных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драма­тических периодов истории. Глубина затронутой пробле­мы, философское осмысление выбора и, как следствие, по­ступков людей ставит эту книгу в ряд классических про­изведений о войне. Название повести связано с высказыванием В. Астафь­ева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое - с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, не­разуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя». Две судьбы раскрываются перед нами в повести «Живи и помни», мы получаем возможность проследить за мыс­лями, чувствами и поступками двух людей, глубоко прони­кая в истинные мотивы их действий. Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он честно пошел на фронт и был хорошим бойцом и това­рищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ране­ние заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уце­леть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало. Очень надеялся Гуськов, что из госпиталя его направят домой, но судьба распорядилась иначе: его снова вызвали на боевые позиции. Страх перед смертью и неимоверное желание уви­деть жену, родных (хотя бы на один день!) толкают Андрея на побег. Нет, он еще никого не предал действием, потому что рассчитывал обернуться за два дня и вернуться-таки на фронт. Но неучтенные обстоятельства сделали путь Гуськова гораздо более долгим, чем он предполагал, и он решил, что это - судьба, назад дороги нет. Вынужденный скры­ваться в лесу от людей, Гуськов постепенно теряет все чело­веческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуёмный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная участь. Он даже не задумы­вается, что толкает свою жену на преступление перед соб­ственной совестью и перед людьми; в своем будущем ре­бенке Гуськов видит лишь продолжение себя, а не самосто­ятельного человека, которому из-за эгоизма отца так и не суждено будет появиться на свет. И меньше всего Андрея Гуськова беспокоит то, что он предал свою землю, свою Ро­дину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, ли­шив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нравственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший потомства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, потому что трусость в сочета­нии с жестокостью во все времена подвергалась осуждению.Совсем другой предстает перед нами Настена, не поже­лавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разде­лившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом ни его, ни себя, потому что верит: предательство не имеет прощения. Сердце На- стены разрывается на части: с одной стороны, она считает себя не вправе бросить в трудную минуту человека, с кото­рым однажды связала свою жизнь. С другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страшную тайну и поэтому почувствовав вдруг себя одино­кой, оторванной от народа. Настена - нравственный идеал в повести Распутина, потому что она находит в себе силы пожертвовать своим счастьем, покоем, своей жизнью ради мужа. Но понимая, что тем самым она разрывает все связи между собой и народом, Настена не может пережить этого и трагически погибает. И все же высшая справедливость торжествует в конце повести, потому что люди поняли и не осудили поступки Настены. Образ же Гуськова не вызывает ничего, кроме презрения и отвращения, поскольку «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца».

Сочинение

Всякий ли понимает, как стыдно жить, ког­да другой на твоем месте сумел бы прожить лучше?

В. Распутин. Живи и помни

Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина «Живи и помни», которая сразу пос­ле ее издания в 1974 году вызвала живой интерес не толь­ко среди советских читателей, но и очень скоро получила европейское признание.

«Живи и помни» - это книга не только о жизни глав­ных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драма­тических периодов истории. Глубина затронутой пробле­мы, философское осмысление выбора и, как следствие, по­ступков людей ставит эту книгу в ряд классических про­изведений о войне.

Название повести связано с высказыванием В. Астафь­ева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое - с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, не­разуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».

Две судьбы раскрываются перед нами в повести «Живи и помни», мы получаем возможность проследить за мыс­лями, чувствами и поступками двух людей, глубоко прони­кая в истинные мотивы их действий.

Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он честно пошел на фронт и был хорошим бойцом и това­рищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ране­ние заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уце­леть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало. Очень надеялся Гуськов, что из госпиталя его направят домой, но судьба распорядилась иначе: его снова вызвали на боевые позиции. Страх перед смертью и неимоверное желание уви­деть жену, родных (хотя бы на один день!) толкают Андрея на побег. Нет, он еще никого не предал действием, потому что рассчитывал обернуться за два дня и вернуться-таки на фронт. Но неучтенные обстоятельства сделали путь Гуськова гораздо более долгим, чем он предполагал, и он решил, что это - судьба, назад дороги нет. Вынужденный скры­ваться в лесу от людей, Гуськов постепенно теряет все чело­веческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуёмный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная участь. Он даже не задумы­вается, что толкает свою жену на преступление перед соб­ственной совестью и перед людьми; в своем будущем ре­бенке Гуськов видит лишь продолжение себя, а не самосто­ятельного человека, которому из-за эгоизма отца так и не суждено будет появиться на свет. И меньше всего Андрея Гуськова беспокоит то, что он предал свою землю, свою Ро­дину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, ли­шив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нравственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший потомства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, потому что трусость в сочета­нии с жестокостью во все времена подвергалась осуждению.Совсем другой предстает перед нами Настена, не поже­лавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разде­лившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом ни его, ни себя, потому что верит: предательство не имеет прощения. Сердце На- стены разрывается на части: с одной стороны, она считает себя не вправе бросить в трудную минуту человека, с кото­рым однажды связала свою жизнь. С другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страшную тайну и поэтому почувствовав вдруг себя одино­кой, оторванной от народа.

Настена - нравственный идеал в повести Распутина, потому что она находит в себе силы пожертвовать своим счастьем, покоем, своей жизнью ради мужа. Но понимая, что тем самым она разрывает все связи между собой и народом, Настена не может пережить этого и трагически погибает.

И все же высшая справедливость торжествует в конце повести, потому что люди поняли и не осудили поступки Настены. Образ же Гуськова не вызывает ничего, кроме презрения и отвращения, поскольку «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца».

Другие сочинения по этому произведению

Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».) Повесть В. Распутина "Живи и помни" Почему "Живи и помни"? Проблемы нравственности в современной литературе Проблемы нравственности в современной литературе (по повести В. Распутина «Живи и помни») Рецензия на книгу В. Г. Распутина «Живи и помни» Рецензия на книгу В. Распутина «Живи и помни» Любовь и война на страницах повести В.Г. Распутина «Живи и помни» Человек на войне на примере повести «Живи и помни» Анализ повести "Живи и помни" Распутина В.Г. Проблемы нравственного выбора

Все хорошо. Все спокойно. Миф о полном умиротворении разрушается, как только мои глаза невольно останавливаются на второй полке бабушкиного стеллажа. Несомненно, мне мешает заснуть красная книга, недавно очутившаяся среди старых, зачитанных томов Пушкина, Лермонтова, Толстого. Странно то, что меня вовсе не интересует, откуда она взялась. Напротив, мое усталое сознание тревожит совсем другой вопрос: почему Распутин назвал книгу “Живи и помни”? Это заглавие притягивает мое внимание. “Живи и помни” - здесь таится какой-то сокровенный, жизненно важный смысл. Кому и зачем были предназначены эти слова? Не знаю. Потому и сажусь я возле окна, беру в руки книгу Распутина и забываюсь на долгие часы, листая страницы этой повести. Ее главный герой, Андрей Гуськов, до войны был славным, работящим парнем, послушным сыном, надежным мужем. На фронт он отправлен в сорок первом году. “Поперек других не лез, но и за чужие спины не прятался”, - говорит о нем автор. Не из числа робких был Андрей - воевал три года исправно. Правда, умирать ему не хотелось. А еще присутствовало огромное желание повидать родных, встретиться с любимой женой Настеной. И вышло так, что после тяжелого ранения в грудь он попадает в новосибирский госпиталь, от которого до дома “рукой подать”. Но комиссия не дает ему даже короткого отпуска - определяет сразу на фронт. Тогда-то и принимает солдат опрометчивое решение - пробует “рвануть” без позволения начальства в самовольную отлучку домой. Лишь увязнув в медлительных военных поездах, осознал Андрей, что дело пахнет не гауптвахтой за самоволку, а трибуналом за дезертирство. Будь поезд побыстрее, вернулся бы он вовремя. И ведь не за “шкуру он трясся”, а хотел повидать родных - может быть, в последний раз. Чем же обернулся его поступок, ставший выбором всей жизни? И вообще, было ли у него право на исполнение такого, пусть даже самого скромного, желания - повидать жену? Нет. А Андрей забыл о том, что нельзя устроить себе счастье отдельно от общей судьбы народа. Вся же тяжелая душевная ноша легла на Настеньку. Автор замечает: “...в обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадет”. И она терпит. Когда объявляется беглец, она даже вину мужа принимает на себя. “Без вины, а повинна”, - говорит Распутин. Настена “взяла” крест Андрея, который пока еще смутно понимает, чем обернется его решение вернуться домой. Но за этот проступок он будет злостно наказан судьбой. И вскоре начинают прослеживаться ужасные последствия отступничества, прежде всего для самого человека. Происходит неминуемый распад, утрата личности. И кара человека в нем самом. Научился Андрей от бродившего возле избушки зверя выть по-волчьи и со злорадной мстительностью думал: “Пригодится добрых людей пугать”. Приспособился красть рыбу из чужих лунок - и не от крайней нужды, а из желания досадить тем, кто, не в пример ему, живет открыто, не прячась, не боясь. Затем подходит к чужой деревне и убивает теленка, так и не поняв, что сделал это не только ради мяса, а и в угоду какой-то своей прихоти, поселившейся в нем прочно и властно. Так нарушаются связи с тем, что дорого и свято каждому: с людьми, с природой, с уважением к чужому труду и имуществу. Не прошел Андрей проверку на человечность, распадается его душа, а Настена превращается в загнанное существо. Стыд, непроходящий и жалящий, иссушает ее совестливую натуру. Двойная жизнь шаг за шагом отбирает самые простые и нужные радости. Уже нет сердечности, простоты и доверительности в общении с подругами, она не может теперь ни говорить, ни плакать, ни петь вместе с людьми. Они по привычке принимают ее за свою, а она им уже чужая, посторонняя. Нет радости от любви, от материнства, которого так ждала, от Победы. К великому празднику Победы “никакого отношения не имеет. Самый последний человек имеет, а она нет”. Ребенок тоже обернулся трагедией. Какая участь ждет его? Как объяснить людям его появление? И не избавиться ли от него? Выходит, что и любовь-то выпала Настене краденая, краденое материнство, краденая жизнь. “Сладко жить, страшно жить, стыдно жить”, - замечает Распутин. Усталое отчаяние затягивает Настену в стремительный водоворот. И в одну из ночей, когда ей не удалось переплыть к Андрею, потому что насторожившиеся ее беременностью односельчане стали приглядывать за ней, она, заслышав невдалеке погоню, усталая, истерзанная, бросается в воду, не спасая Андрея, а ставя точку над своей долей. Чиста перед миром и людьми Настена, уходящая в воды Ангары. Своей способностью на жертву;- принятием на себя, неповинную, вины мужа, она воплощает истинные ценности. Даже страшный цивилизованный мир не сломал ее, не озлобил нисколько. А вот Андрей не выдержал испытаний жизни. Рушатся его моральные устои. И нет теперь его бегству оправдания, которое он видел в будущем ребенке. Он думал, что народившаяся жизнь заменит загубленную, избавит его от мучительных уколов совести за бесполезно сгоревшее существование. Смертью жены и неродившегося ребенка, тех, кто был Андрею дорог, чем объяснял он, оправдывал свое дезертирство, карает автор героя: “Живи и помни. Живи и помни!”

Бывает наказание смертью, а бывает - жизнью. Так вот Андрей вынужден жить. Но жить пустым, загнанным, озверевшим. Любая смерть лучше такой жизни. А вина Андрея в том, что он е тяжелое время отбился от народа, людей. И Распутин жестоко наказывает его за это. “Живи и помни. Живи и помни!” - обращается писатель к своему читателю, дабы помнили мы о том, что нельзя прожить врозь от народной судьбы.

/ Сочинения / Распутин В. / Живи и помни / Почему «Живи и помни»?

www.litra.ru

Смысл названия повести Распутина. «Живи и помни»

Я хочу рассказать вам о книге В. Распутина «Живи и помни» и выяснить, в чем Смысл названия повести. Я прочитала эту книгу с большим интересом совсем недавно. Раньше я не могла предположить, что судьба людей бывает такой жестокой и люди могут так страдать. Чаще всего герои повести В. Распутина повторяют слово «судьба». Для них судьба есть нечто, не зависящее от воли отдельного человека. Чем дальше читаешь повесть, тем труднее разделять героев на «хороших» и «плохих». Распутин судит своих героев не по законам военного времени, а по законам народной справедливости. Андрей Гуськов и Настена встретились после голодного 1933 года, когда Настя уже немного пришла в себя после хорошего урожая. На долю Настены выпало много бед. В шестнадцать лет, оставшись сиротой, она с сестренкой работала у своей тетки. Когда же Настена встречает Андрея, она влюбляется в него. И после нескольких встреч он предлагает ей выйти за него замуж. В семье мужа у Настены отношения со свекровью поначалу не заладились, и некому было заступиться за нее. Только Семеновна начала свыкаться с Настеной, как разразилась война... Андрей ушел на фронт и честно воевал, пока не попал в госпиталь. Выздоравливая, он думал об одном: война кончается, а значит, ему дадут отпуск. Но он узнал, что его отправляют на фронт. Все его мечты были разрушены в тот же миг. Он принимает решение: съездить домой, повидать родных. Бывают обстоятельства, в которых человек может дрогнуть. Он но управляет своей судьбой, судьба управляет им. Повинуясь инстинкту, он направляется в родные края. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Он поселился р этой бане и стал похож на оборотня, научившись выть по-волчьи. Меня поразила сцена, когда Андрей, подстрелив косулю, «не добил ее, как следовало бы, а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения, как мучается умирающее животное, как затихают и снова возникают судороги, как дергается на снегу голова. Он приподнял ее и заглянул в глаза - они в ответ расширились... Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах». Жене он тоже пригрозил: «Скажешь кому - убью. Мне терять нечего». Андрей мучается вопросом: «Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной, - чем?» И не находит ответа. Главное оправдание своему преступлению он находит в том, что Настена забеременела от него, и в этом он видит свою судьбу. Но Андрей не смог построить добро на зле, оно обернулось к нему лицом, поэтому его постигла страшная кара. Она заключается в том, что он остается жить и мучиться, а Настена с неродившимся ребенком погибает. Для Андрея жизнь и память, на которую он обречен, - самое страшное наказание.

Вначале уже было отмечено, что Настена, испытавшая сиротскую долю, очень боялась потерять семью, остаться одной. В. Распутин постоянно подчеркивает две черты ее характера: покорность и смирение. Настена привязана к деревне, к дому, к работе, ее жизнь и поведение определены обычаями. При встрече с Андреем Настена понимает, что он - дезертир, но не долго думает, как ей поступить. Она остается с мужем. Ситуация меняется, когда признаки беременности становятся все более заметными. И никому, даже подруге Надьке, даже родителям Андрея, Настена не может объяснить, что она ничем не замарала своего достоинства. Оказавшись меж двух огней, Настена выбирает страшный путь - самоубийство. Во всей Атамановке не было ни одного человека, который бы просто пожалел Настену. Лишь перед смертью Настена слышит крик Максима Вологжина: «Настена, не смей!» Максим - один из первых фронтовиков, познавший, что такое смерть, понимает, что жизнь - самая большая ценность. После того как тело Настены нашли, ее похоронили не на кладбище утопленников, потому что «бабы не дали», а похоронили среди своих, но с краешку.

www.sochuroki.com

Смысл названия повести Распутина «Живи и помни»

Смысл названия повесТи Распутина «Живи и помни»

Я хочу рассказать вам о книге В. Распутина «Живи и помни» и выяснить, в чем Смысл названия повести. Я прочитала эту книгу с большим интересом совсем недавно. Раньше я не могла предположить, что судьба людей бывает такой жестокой и люди могут так страдать.

Чаще всего герои повести В. Распутина повторяют слово «судьба». Для них судьба есть нечто, не зависящее от воли отдельного человека.

Андрей Гуськов и Настена встретились после голодного 1933 года, когда Настя уже немного пришла в себя после хорошего урожая.

На долю Настены выпало много бед. В шестнадцать лет, оставшись сиротой, она с сестренкой работала у своей тетки. Когда же Настена встречает Андрея, она влюбляется в него. И после нескольких встреч он предлагает ей выйти за него замуж. В семье мужа у Настены отношения со свекровью поначалу не заладились, и некому было заступиться за нее. Только Семеновна начала свыкаться с Настеной, как разразилась война...

Андрей ушел на фронт и честно воевал, пока не попал в госпиталь. Выздоравливая, он думал об одном: война кончается, а значит, ему дадут отпуск. Но он узнал, что его отправляют на фронт. Все его мечты были разрушены в тот же миг. Он принимает решение: съездить домой, повидать родных.

Бывают обстоятельства, в которых человек может дрогнуть. Он но управляет своей судьбой, судьба управляет им. Повинуясь инстинкту, он направляется в родные края.

Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Он поселился р этой бане и стал похож на оборотня, научившись выть по-волчьи.

Меня поразила сцена, когда Андрей, подстрелив косулю, «не добил ее, как следовало бы, а стоял и смотрел, стараясь не пропустить ни одного движения, как мучается умирающее животное, как затихают и снова возникают судороги, как дергается на снегу голова. Он приподнял ее и заглянул в глаза - они в ответ расширились... Он ждал последнего, окончательного движения, чтобы запомнить, как оно отразится в глазах». Жене он тоже пригрозил: «Скажешь кому - убью. Мне терять нечего».

Андрей мучается вопросом: «Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной, - чем?» И не находит ответа. Главное оправдание своему преступлению он находит в том, что Настена забеременела от него, и в этом он видит свою судьбу.

Но Андрей не смог построить добро на зле, оно обернулось к нему лицом, поэтому его постигла страшная кара. Она заключается в том, что он остается жить и мучиться, а Настена с неродившимся ребенком погибает. Для Андрея жизнь и память, на которую он обречен, - самое страшное наказание.

Трагическая гибель Настены - это не только наказание, последовавшее за преступлением Андрея. К кому же взывает фраза «Живи и помни»?

Вначале уже было отмечено, что Настена, испытавшая сиротскую долю, очень боялась потерять семью, остаться одной.

В. Распутин постоянно подчеркивает две черты ее характера: покорность и смирение. Настена привязана к деревне, к дому, к работе, ее жизнь и поведение определены обычаями.

При встрече с Андреем Настена понимает, что он - дезертир, но не долго думает, как ей поступить. Она остается с мужем. Ситуация меняется, когда признаки беременности становятся все более заметными.

И никому, даже подруге Надьке, даже родителям Андрея, Настена не может объяснить, что она ничем не замарала своего достоинства. Оказавшись меж двух огней, Настена выбирает страшный путь - самоубийство.

Во всей Атамановке не было ни одного человека, который бы просто пожалел Настену. Лишь перед смертью Настена слышит крик Максима Вологжина: «Настена, не смей!»

Максим - один из первых фронтовиков, познавший, что такое смерть, понимает, что жизнь - самая большая ценность.

После того как тело Настены нашли, ее похоронили не на кладбище утопленников, потому что «бабы не дали», а похоронили среди своих, но с краешку.

Призыв «Живи и помни» обращен не только к жителям Атамановки, но ко всем нам. Человек ответствен за свои поступки и за все должен расплачиваться сам.

Мне кажется, что эта повесть открывает нам многие тайны бытия, заставляет размышлять, волноваться и переживать за ее героев.

Мы учимся на ошибках других и должны избегать их повторения. И в этом нам помогают такие произведения, как повесть «Живи и помни».

historylib.net

Смысл названия повести В. Распутина «Живи и помни»

Всякий ли понимает, как стыдно жить, ког­да другой на твоем месте сумел бы прожить лучше?

В. Распутин. Живи и помни

Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина «Живи и помни», которая сразу пос­ле ее издания в 1974 году вызвала живой интерес не толь­ко среди советских читателей, но и очень скоро получила европейское признание.

«Живи и помни» - это книга не только о жизни глав­ных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драма­тических периодов истории. Глубина затронутой пробле­мы, философское осмысление выбора и, как следствие, по­ступков людей ставит эту книгу в ряд классических про­изведений о войне.

Название повести связано с высказыванием В. Астафь­ева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое - с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, не­разуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».

Две судьбы раскрываются перед нами в повести «Живи и помни», мы получаем возможность проследить за мыс­лями, чувствами и поступками двух людей, глубоко прони­кая в истинные мотивы их действий.

Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он честно пошел на фронт и был хорошим бойцом и това­рищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ране­ние заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уце­леть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало. Очень надеялся Гуськов, что из госпиталя его направят домой, но судьба распорядилась иначе: его снова вызвали на боевые позиции. Страх перед смертью и неимоверное желание уви­деть жену, родных (хотя бы на один день!) толкают Андрея на побег. Нет, он еще никого не предал действием, потому что рассчитывал обернуться за два дня и вернуться-таки на фронт. Но неучтенные обстоятельства сделали путь Гуськова гораздо более долгим, чем он предполагал, и он решил, что это - судьба, назад дороги нет. Вынужденный скры­ваться в лесу от людей, Гуськов постепенно теряет все чело­веческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуёмный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная участь. Он даже не задумы­вается, что толкает свою жену на преступление перед соб­ственной совестью и перед людьми; в своем будущем ре­бенке Гуськов видит лишь продолжение себя, а не самосто­ятельного человека, которому из-за эгоизма отца так и не суждено будет появиться на свет. И меньше всего Андрея Гуськова беспокоит то, что он предал свою землю, свою Ро­дину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, ли­шив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нравственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший потомства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, потому что трусость в сочета­нии с жестокостью во все времена подвергалась осуждению. Материал с сайта //iEssay.ru

Совсем другой предстает перед нами Настена, не поже­лавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разде­лившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом ни его, ни себя, потому что верит: предательство не имеет прощения. Сердце На- стены разрывается на части: с одной стороны, она считает себя не вправе бросить в трудную минуту человека, с кото­рым однажды связала свою жизнь. С другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страшную тайну и поэтому почувствовав вдруг себя одино­кой, оторванной от народа.

Настена - нравственный идеал в повести Распутина, потому что она находит в себе силы пожертвовать своим счастьем, покоем, своей жизнью ради мужа. Но понимая, что тем самым она разрывает все связи между собой и народом, Настена не может пережить этого и трагически погибает.

И все же высшая справедливость торжествует в конце повести, потому что люди поняли и не осудили поступки Настены. Образ же Гуськова не вызывает ничего, кроме презрения и отвращения, поскольку «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца».

На этой странице материал по темам:

  • в чем смысл названия повести распутина живи и помни
  • в чем смысл названия живи и помни
  • пастернак борис живи и помни краткое содержание
  • сочинение Смысл названия повестей Валентина Распутина
  • смысл названий сочинений распутина

В разделе на вопрос Смысл названия живи и помни распутина. Помогите заданный автором Kelis лучший ответ это Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоем месте сумел бы прожить лучше?
В. Распутин. Живи и помни
Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина "Живи и помни", которая сразу после ее издания в 1974 году вызвала живой интерес не только среди советских читателей, но и очень скоро получила европейское признание.
"Живи и помни" - это -книга не только о жизни главных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драматических периодов истории. Глубина затронутой проблемы, философское осмысление выбора и, как следствие, поступков людей ставит эту книгу в ряд классических произведений о войне.
Название повести связано с высказыванием В. Астафьева: "Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое - с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя".
Две судьбы раскрываются перед нами в повести "Живи и помни", мы получаем возможность проследить за мыслями, чувствами и поступками двух людей, глубоко проникая в истинные мотивы их действий.
Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он честно пошел на фронт и был хорошим бойцом и товарищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ранение заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уцелеть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало. Очень надеялся Гуськов, что из госпиталя его направят домой, но судьба распорядилась иначе: его снова вызвали на боевые позиции. Страх перед смертью и неимоверное желание увидеть жену, родных (хотя бы на один день!) толкают Андрея на побег. Нет, он еще никого не предал действием, потому что рассчитывал обернуться за два дня и вернуться-таки на фронт.
Вынужденный скрываться в лесу от людей, Гуськов постепенно теряет все человеческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуёмный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная участь. Он даже не задумывается, что толкает свою жену на преступление перед собственной совестью и перед людьми; в своем все права защищены 2001-2005 будущем ребенке Гуськов видит лишь продолжение себя, а не самостоятельного человека, которому из-за эгоизма отца так и не суждено будет появиться на свет. И меньше всего Андрея Гуськова беспокоит то, что он предал свою землю, свою Родину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, лишив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нравственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший потомства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, потому что трусость в сочетании с жестокостью во все времена подвергалась осуждению.
Совсем другой предстает перед нами Настена, не пожелавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разделившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство.