Почему роман о пугачевском бунте. Изображение Пугачёвского бунта в повести А. Пушкина «Капитанская дочка. Почему произведение А.С. Пушкина названо «Капитанская дочка»

(сочинение разбито на страницы)

Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» - художественное произведение, в котором представлены реальные события восстания Пугачёва. Уже описанные Пушкиным-историком в «Истории Пугачёвского бунта» события переосмысливаются Пушкиным-художником. Став частью поэтического вымысла, включённые в контекст «исторической повести», эти события наполняются глубоким нравственным и философским содержанием.

«Капитанская дочка» написана в форме мемуаров, исторических записок Петра Гринёва, очевидца Пугачёвского восстания. Такая форма повествования, а также жанр произведения (историческая повесть) подчёркивают объективность автора, который сам (под маской Издателя) появляется лишь в послесловии. Тем не менее присутствие в тексте иной точки зрения (выраженной, например, в эпиграфах и заглавии), позволяет нам по-другому, нежели Гринёв, оценивать происходящие события.

Особенность изображения Пугачёвского бунта в «Капитанской дочке» заключается в том, что исторические процессы становятся фоном для развития судьбы отдельных героев. Гринёв не показывает всей «масштабности» восстания. Важно, что он описывает лишь то, чему «сам был свидетель». Это помогает нам взглянуть на историю «изнутри», «пережить» её, прочитав «человеческий», а не официальный документ.

Основным принципом изображения Пугачёвского бунта является постоянное противопоставление дворянского и крестьянского, человеческого и «исторически неизбежного», личного и государственного. Непримиримая борьба дворянства с «чёрным народом», столкновение различных социальных «правд» лежат в основе идейного конфликта «Капитанской дочки». Бунт является кульминацией этой борьбы, он окончательно «оформляет» миры дворянства и крестьянства - симметричные, во многом похожие: каждый со своим царём и своими представлениями о государственной власти.

С точки зрения дворян, бунтовщики - «разбойники», «воры», «мошенники». Самозванничество Пугачёва для них является «непростительной дерзостью». Такого же мнения и «природный дворянин» Гринёв: признать «бродягу государем» кажется ему малодушием. С другой стороны, в своих мемуарах он рисует образ совсем иного Пугачёва - Пугачёва, воплощающего народные мечты о добром, справедливом царе.

Пушкинский Пугачёв «соткан» из фольклора, его описание соответствует народным представлениям о царской внешности: ездит на белом коне, украшенном богатой сбруей, одет в «красный кафтан, обшитый галунами», на «сверкающие глаза» надвинута высокая соболья шапка. Атаман в бане парится по-царски, «за обедом скушать изволил двух жареных поросят..., все приёмы такие важные...», - говорит про него казак.

Образ Пугачёва сопоставляется с образом Екатерины (представительницы власти дворянской), и, как пишет М. Цветаева, «насколько царственнее в своём жесте мужик, именующий себя государем, чем государыня, выдающая себя за приживалку».

Не только сам Пугачёв, но и весь мир бунтовщиков овеян особой народной поэзией, сказочной, фольклорной символикой. На «странном военном совете» (где каждый «хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспоривал Пугачёва») Гринёв слышит «заунывную бурлацкую песню»: «Не шуми, мати зелёная дубровушка». Его «пиитическим ужасом» потрясает не столько сама песня, сколько поющие её люди, обречённые виселице». В песне словно раскрывается сама идея Пугачёвского бунта: его «грандиозность, смелость и дерзость» и, одновременно, его трагическая обречённость. Бунт не несёт в себе разрушения противостояния, сам Пугачёв понимает, что «в случае неудачи» его ребята «выкупят свою шею» его головой.

Бунтовщики поражают Гринёва своей жестокостью, «ужасной комедией» называет он сцену казни «государевых ослушников» и принятия присяги на площади Белогорской крепости. В то же время «губители», подталкивающие Гринёва к виселице, шепчут ему: «не бось, не бось», - «словно желая приободрить».

Н. М. Коншин писал Пушкину: «Как свиреп в своём ожесточении добрый народ русской! И жалеют и истязают!..» Жестокость бунтовщиков кажется ответом на жестокость государства, например, капитана Миронова вешает тот самый башкирец, которого капитан хотел пытать. У башкирца нет ни носа, ни ушей, ни языка - побывал уже «в капканах» 1741 года! Жестокость оказывается «неизбежным спутником общественной борьбы», законом истории, который основывается на социальном различии между «беглым казаком» и «дворянином». Преодолеть ход исторических и социальных процессов может лишь человечность, человеческая «непоследовательность», милосердность.

Наверняка каждый ребёнок и взрослый человек знает, о чём идёт речь в произведении Пушкина, но многие из них никогда не задумывались, почему повесть называется «Капитанская дочка». На этот вопрос можно ответить, если изучить историю создания, а также содержание повести.

Пётр Андреевич отправился на службу

Многие люди не раз задумывались, почему повесть называется «Капитанская дочка», ведь все основные события связаны с предводителем разбойников - Емельяном Пугачёвым.

Пётр Андреевич - главный герой повести. Его отец решил отправить сына на службу для того, чтобы тот стал настоящим мужчиной и знал, как тяжело на самом деле воевать. Перед тем как отправить Петра, Андрей Петрович сказал своему сыну: «Береги честь смолоду». Важно отметить, что Гринёв не ослушался своего отца и сберёг свою честь, завоевав уважение и признание главного разбойника - Пугачёва.

Первая встреча Гринёва и Пугачева

Все читатели повести Пушкина наверняка хорошо знают и помнят содержание. «Капитанская дочка» - это произведение, которое, наверное, не оставило равнодушным ни одного читателя не только того времени, но и нашего. Каждый, кто читал повесть, помнит, как проходила первая встреча Гринёва и Пугачёва, потому что именно от неё зависела дальнейшая судьба главных героев.

Когда Пётр Андреевич отправился на службу вместе с Савельичем, в дороге героев повести застал буран, из-за которого Гринёв с товарищем не могли найти дорогу. Однако им на пути встретился один незнакомец, который помог Гринёву и Савельичу. За это в благодарность Пётр подарил мужчине заячий тулуп.

Вторая встреча Гринёва и Емельяна

Никто не мог подумать, что от первой встречи Емельяна и Петра полностью зависела вторая.

Во второй раз мужчинам пришлось встретиться в менее дружелюбной обстановке. Коменданта его жену и дочь должен был казнить именно Емельян Пугачёв, вместе с ними суждено было умереть и Гринёву. К сожалению, отца и мать Маши Мироновой Емельян казнил, однако Пётр, на удивление самому себе, остался жив. На следующий день он узнал, что Пугачёв помиловал его из-за душевной доброты: Емельян оказался тем незнакомцем, которому Гринёв подарил тулуп.

Тема «Капитанской дочки»

Главная мысль произведения является довольно интересной и глубокой. Многие задумываются, почему повесть называется «Капитанская дочка», ведь речь идёт именно о Пугачёве. Нужно отметить, что для Пушкина была важна не только линия, которая была связана с Емельяном. Автор хотел подчеркнуть и Маши и Пётра Гринёва. Александр Сергеевич хотел обратить внимание читателя на героические поступки Гринёва и Маши, которые были сделаны для того, чтобы быть вместе и никогда не расставаться. Пётр ездил к генералу за помощью, зная, что в любой момент его могут задержать люди Пугачёва, как и случилось на обратной дороге к Белогорской крепости. Маша Миронова помогла своему возлюбленному, рассказав обо всём императрице, которая стала для Петра спасением.

Тема «Капитанской дочки» является довольно глубокой и трогательной, потому что все основные события разворачиваются вокруг любви Гринёва и Маши.

Написание «Капитанской дочки»

История создания «Капитанской дочки» известна немногим читателям, но она кроет в себе разгадку о названии произведения. Необходимо сказать, что изначально повесть должна была называться «Историей Пугачёвского бунта». Пушкину были предоставлены секретные материалы о восстании, а также о действиях властей по его подавлению. Автор принял решение о том, чтобы поехать в места, где происходили все основные события. Однако Александр Сергеевич не мог не думать о том, что его произведение не попадало в рамки цензуры того времени. В связи с этим поэт принял решение, что содержание произведения и его название необходимо немного подкорректировать.

История написания повести отражает, как изменилось её содержание. «Капитанская дочка» была окончательно откорректирована и дописана только 19 октября 1836 года. Это произведение было напечатано в «Современнике» за месяц до смерти поэта.

Почему произведение А.С. Пушкина названо «Капитанская дочка»

История создания «Капитанской дочки» показывает читателю, как менялась тема и главная мысль повести. Пушкин не мог издать первоначальный вариант своего произведения из-за того, что на него бы незамедлительно отреагировала бы цензура и, естественно, печать повести была бы под запретом.

Именно отсюда можно понять, почему повесть называется «Капитанская дочка». Если бы автор назвал своё творение по-другому, то велика вероятность того, что повесть никогда не вышла бы в свет.

Произведение Пушкина «Капитанская дочка», наверное, не оставило равнодушным ни одного читателя того и нашего времени. Оно отражает настоящую и сильную любовь людей, которые были готовы на самые сумасшедшие поступки друг ради друга. Если углубиться в изучение стандартов, запретов и цензуры того времени, становится ясно, почему повесть называется «Капитанская дочка».

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1−2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

2.2. Согласны ли вы с высказыванием В. Набокова, что «Собакевич - самый поэтический персонаж в книге»? Обоснуйте свою точку зрения. (По поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».)

2.3. Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Почему роман о Пугачевском бунте А. С. Пушкин облекает в форму мемуаров очевидца? (по роману «Капитанская дочка»)

Форма мемуаров, выбранная автором, говорит о его исторической зоркости. В XVIII веке действительно можно было подобным образом описать «пугачевщину» в воспоминаниях, для внуков. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был бы лично знаком с Пугачевым и его окружением.

Пушкин намеренно выбрал для этого дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению и офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице. Но он и отвергает восстание «как бессмысленный и беспощадный бунт», кровопролитие. Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве.

2.2. Согласны ли вы с высказыванием В. Набокова, что «Собакевич - самый поэтический персонаж в книге»? Обоснуйте свою точку зрения, (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Талант Гоголя уникален. Гоголь ввел в литературу тонкие оттенки запаха, вкуса, цвета и красок. Кто не восхищался, читая «Мертвые души» яркими описаниями усадеб помещиков. А обед у Собакевича? Это ли не шедевр художественного слова? Вот почему Набоков, анализируя «Мертвые души», называет Собакевича «самым поэтическим персонажем в книге».

2.3. Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является ярким примером психологического романа. Он состоит из пяти самостоятельных глав, объединенных главным действующим лицом - Григорием Александровичем Печориным.

Содержание романа позволяет восстановить историю жизни главного героя. Если следовать хронологии событий, то получается примерно такая картина: Печорин выслан из Петербурга на Кавказ. По дороге к месту его службы он останавливается в Тамани, где происходит его встреча с контрабандистами. Позже герой приезжает в Пятигорск на минеральные воды, где за дуэль с Грушницким его оправляют под начальство Максима Максимыча в крепость. Отлучившись в казачью станицу, Печорин переживает историю с Вуличем («Фаталист»), а по возвращении в крепость происходит похищение Бэлы. Печорина переводят в Грузию, затем он возвращается в Петербург. Через пять лет, вновь оказавшись на Кавказе, по дороге в Персию, Печорин встречается с Максимом Максимычем и офицером - автором путевых записок. На обратном пути из Персии Печорин умирает.

Пресытившись столичной жизнью, Печорин надеется, что на Кавказе не будет места скуке. На Кавказе шла война. Герой не боится смотреть смерти в глаза. Опять же перед лицом смерти человек не может лгать. Поэтому исповедь Печорина абсолютно искренна.

2.4. Почему герои многих ранних рассказов А. П. Чехова чиновники?

Чиновник не был новой фигурой в русской литературе, ведь чиновничество - одно из самых распространенных сословий в старой России. И в русской литературе перед читателем проходят легионы чиновников - от регистраторов до генералов. У Чехова он (чиновник) обретает вполне самостоятельный собирательный образ, несущий в себе многоликие черты сущности, обозначенной понятием «чин», в человеческом социуме.

Так в рассказах Чехова завершилась тема «маленького человека» - одна из сильнейших тем русской классической литературы, восходящая к Пушкину и Гоголю, продолженная и развитая Достоевским. Героями произведений этих писателей были люди, низкие по социальному положению, совершенно раздавленные жизнью, но всеми силами старавшиеся противостоять несправедливости, царящей в России. Существа обездоленные и угнетенные, эти «маленькие люди», действительно, были достойны сострадания, лишенные заботы и защиты государства, «униженные и оскорбленные» властью вышестоящих чиновников.

И тут Чехов является непосредственным продолжателем этой гуманистической традиции демократической русской литературы, достаточно ясно показывая в своих ранних рассказах всевластие полицейского и чиновничьего произвола. У Чехова «маленький человек» - чиновник становится «мелким», вынужденным прятаться, плыть по течению, повиноваться устоявшимся в общежитии привычкам и законам…

По сути, Чехов уже изображает не маленьких людей, а то, что мешает им быть большими - он изображает и обобщает маленькое в людях.