Почему закрыт музей им. Рериха? Картины рерихов погибают в государственном музее Что сейчас с музеем рериха

Захват

«Нам же работать нужно, организация международная ведь. Мне что, звонить в ООН, господа?» - спрашивает по телефону вице-президент Международного центра Рерихов Александр Стеценко.

В субботний полдень он стоит у ограды особняка в Малом Знаменском переулке, вокруг собралась толпа. «В таком случае я вынужден считать, что дана команда на ликвидацию организации», - заканчивает разговор Стеценко, и, кажется, его отчаяние поддерживают все сорок человек рядом. Это сотрудники Музея им. Рериха и неравнодушные москвичи: интеллигентные люди в шарфиках и беретах, некоторые с портретами Николая Рериха - старца с иконным ликом. Их снимает одна камера - кажется, канала «Москва 24». По ту сторону ограды - представители органов и седовласый господин, которого не выпускают за территорию с сумкой IKEA, потому что в ней могут оказаться бухгалтерские книги.

Организация готова обращаться за помощью ко всем - к Путину и ООН в том числе

«Такое острое развитие событий мы наблюдаем достаточно долго - с 2016 года», - рассказывает вице-президент центра Александр Стеценко в беседе с корреспондентом «Афиши». Президентом организации в прошлом году был назначен дирижер и худрук оркестра Санкт-Петербургской филармонии Юрий Темирканов, и этот пост явно носит почетный характер: о гонениях на Рериховский центр он не высказывался. «Это вторая попытка захвата музея, и частично она удалась, - продолжает Стеценко. - Первая состоялась 7 марта при поддержке следственных органов».

Усадьбу Центр Рерихов занимает с 1990-х годов - она была передана московским правительством в долгосрочную аренду, потом перешла в безвозмездное пользование. Юридические проблемы Стеценко связывает с приходом Мединского: «Он со своим первым заместителем Рыбаком принимает активное участие в ликвидации нашей организации в интересах Музея Востока. 29 апреля здесь был их директор с некими лицами, не предоставившими документов. Мы не позволили им овладеть внутренними помещениями здания музея, но при помощи милиции пришли к компромиссу, что и мы, и они покидаем территорию усадьбы Лопухиных».

Пока ситуация патовая: на прошлой неделе в Малый Знаменский уже приезжали машины, чтобы вывозить коллекцию, но ее удалось отстоять. Александр Стеценко называет происходящее рейдерским захватом, потому что решение суда, которым мотивирует свои действия Музей Востока, не вступило в полную силу и обжалуется в апелляционном порядке.

Кто такие Рерихи

Николай Константинович Рерих (1874–1947)

Диапазон деятельности Николая Константиновича - основателя династии - был невероятно широк. Художник, писатель, философ, археолог, этнограф, правовед, историк, путешественник. Он подсказал Игорю Стравинскому идею балета «Весна священная» и нарисовал эскизы костюмов. Создал более 7000 картин, которые вошли в крупнейшие музейные собрания мира. Для пейзажей разработал палитру, которую теперь называют рериховской, - в ней преобладают синие, бирюзовые, сиреневые, розовые и янтарно-желтые цвета. Юрий Гагарин, увидев Землю из космоса, сравнил ее цветовую гамму с его полотнами.

Рерих с семьей покинул Россию после революции, пожив в Финляндии, Великобритании и США. Британская разведка считала его буддистом коммунистической направленности и шпионом. Николай Константинович серьезно интересовался мистическими учениями и в рамках трехлетней Центрально-Азиатской экспедиции (1925–1928) исследовал Алтай, Монголию и Тибет, где искал проход в мистическую страну Шамбалу. Поселившись в Индии, Рерих вел большую общественную работу - разработал пакт о защите исторических, культурных и научных памятников в военное время, получивший широкую поддержку по всему миру (Пакт Рериха). Фактически он автор теперешней доктрины ЮНЕСКО по сохранению культурно-исторического наследия.

После войны начинает переговоры с СССР о возвращении на родину, но в 1947 году умирает в Индии, так и не дождавшись советского гражданства. В его честь в 2016 году названа улица в районе Сокол - недалеко от поселка художников.

Святослав Николаевич Рерих (1904–1993)

Продолжатель дела своего отца. Создал более тридцати его портретов, писал также портреты деятелей Индии - например, Джавахарлала Неру. Возглавлял естественно-научный отдел института гималайских исследований «Урусвати». Был последователем и идеологом религиозно-философской системы «Живая этика» (агни-йога). В 1945 году женился на одной из самых популярных индийских киноактрис того времени и внучатой племяннице Рабиндраната Тагора - Девике Рани. В конце 1950-х его брат Юрий Николаевич встречался с Хрущевым, а выставка Святослава Рериха в 1960-м в ГМИИ стала одним из знаковых событий оттепели.

В 1989 году при участии Раисы Горбачевой был создан Советский фонд Рерихов (СФР), которому была передана часть архива семьи художников. Для его размещения государством было выделено здание усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке, находившееся в плачевном состоянии. В 1993 году там был создан Музей им. Рериха как филиал Музея Востока; к нему у Рериховского музея возникла претензия - требование передать 300 картин, которые в 1970-е Святослав Рерих предоставил СССР для передвижных выставок.

Елена Ивановна Рерих (1879–1955)

Супруга Николая Рериха, урожденная Шапошникова, - эзотерический философ и общественный деятель. Президент-основатель международного института гималайских исследований «Урусвати». Автор книги «Основы буддизма», переводчица на русский язык «Тайной доктрины» Елены Блаватской, автор серии из 14 книг «Живая этика» (агни-йога). Увлекалась спиритическими опытами, автоматическим письмом и столоверчением. На сеансы в дом Рерихов в 1920-х приглашались высокопоставленные лица и представители богемы. Считала, что главной задачей государства должна быть «забота о просвещении народа, иначе гидра тьмы поглотит все». Оказала огромное влияние на последующее развитие философии и религии нью-эйдж в России.

В 1990-х в России возникло движение почитателей «Живой этики», особенно фанатичных представителей которого называли «рерихнутые» (пример употребления: «Рерихнутые часами могут рассказывать о Шамбале»). Русская православная церковь однозначно считает Блаватскую и Рерихов проводниками сатанизма.

Юрий Николаевич Рерих (1902–1962)

Ученый-востоковед с мировым именем, владевший 30 языками. В 1957 году вернулся в СССР и был зачислен в Институт востоковедения, который присудил ему степень доктора филологических наук без защиты диссертации. В Москве продолжил заниматься исследованиями и переводами важнейших буддийских текстов.

Суперагент

Журналист и автор документальной повести «Битвы за Гималаи» Олег Шишкин уверен, что корни проблем МЦР надо искать не в кознях Минкульта, а глубже. «Международный центр Рериха, в общем-то, здание захватил у государства и методом субботника провел там какие-то строительно-восстановительные работы», - говорит он. Судьба музея долгие годы оставалась нерешенной, потому что у рериховцев были мощные покровители. Среди них - Борис Булочник, семье которого принадлежал Мастер-банк. Увлечение бизнесмена рериховским учением отразилось в логотипе компании, взявшем за основу Знамя мира - символ Пакта Рериха, окружность с тремя кругами внутри (его также используют в эмблеме недавно закрывшегося ночного клуба «Крыша мира»).

Финансовая организация активно росла в нулевые: она оказалась в десятке банков страны по количеству операций с пластиковыми карточками, в 2010 году в его руководство вошел двоюродный брат Путина. Однако это не спасло Мастер-банк от краха: в 2013 году у него была отозвана лицензия по причине «высокой степени криминализации его деятельности», как ЦБ, а Булочник бежал за границу. Ущерб от его деятельности оценивают в 61 млрд рублей, в прошлом году он был в международный розыск. Булочник купил часть картин, экспонировавшихся в музее, вкладывал в него банковские деньги, и теперь, когда он в бегах, «больше некому препятствовать закону», говорит Шишкин.

Шахматист Анатолий Карпов выступает в защиту МЦР после изъятия картин 7 марта в рамках следственных действий по делу Мастер-банка

Шишкина, который в 1990-е делал телепередачу вместе с Владимиром Епифанцевым, но больше прославился как исследователь и разоблачитель оккультизма, настолько не любят рериховцы, что он оказался фигурантом разгромных статей и попал в судебные тяжбы.

Я считаю, что Рерих был советским Индианой Джонсом с задачами вполне себе в духе Дэна Брауна

«С 1994 года я занимался поисковой работой, посвященной Якову Блюмкину - суперагенту Кремля на Востоке, - рассказывает Олег. - Изучив, что происходило в тогдашней столице Монголии Урге, где Блюмкин был представителем ОГПУ, и прямые контакты во время экспедиций, я предположил, что деятельность Рериха и Блюмкина была связана. Моя позиция простая: я считаю, что Рерих был советским Индианой Джонсом с задачами вполне в духе Дэна Брауна. Он искал какую-то исчезнувшую рукопись, хранившуюся в тибетском монастыре, и он об этом прямо пишет».

Одной из причин ослабления рериховского сообщества в XXI веке Олег Шишкин считает то, что оно «не принимало всех этих глобальных поп-культурных тем и сюжетов, которые нес в себе Николай Константинович». Именно поэтому они невзлюбили писателя, который, кажется, мог бы пересказать биографию Рериха в формате американского сериала. А вместе с поддержкой Раисы Горбачевой, высокопоставленными покровителями из МИДа, СВР и историей беглого банкира Булочника сюжет прямо просится на питч к продюсерам «Фарго».


Группа поддержки Международного центра Рериха

Преданья старины

На прошлой неделе в МЦР должно было пройти мероприятие под названием «Беседы у камина: об ответственности перед космосом». Один из пожилых активистов у ограды рассказывает, что встречу уже переносили - она не состоялась, когда в марте происходила выемка картин по делу Мастер-банка. Не суждено было ей случиться и в этот раз.

«Первую картину Рериха я увидел в Музее Востока лет тридцать назад, - заявляет еще один неравнодушный у ворот. - Я тогда учился в институте, очень сильное впечатление произвело. Однако по сравнению с Рериховским центром атмосфера в Музее Востока напоминала кладбище. Какие-то фрагменты ушедших цивилизаций там собраны, разложены по полочкам, и от этого несло мертвечиной. А здесь пространство живое. Сюда приходишь и чувствуешь, что это наследие живет в людях, в идеях, которые они выдвигают».

Как рассказывает Шишкин, у Музея им. Рериха в 1990-е была возможность бесконфликтно влиться в состав Музея Востока. Но Людмила Васильевна Шапошникова - советский востоковед и основательница МЦР - стояла на жесткой позиции. Она считала, что в Музее Востока не будет уделено должное внимание философским взглядам Рериха, которые базировались на вере в оккультные сущности.

Завкафедры новых медиа факультета журналистики МГУ Иван Засурский , что противостояние центра и государства означает провал проекта семьи Рерихов по возвращению наследия на родину. «Оно было национализировано методами большевиков через 100 лет после революции, несмотря на то что они уже встречались с Дзержинским, договорились обо всем с Горбачевым и Ельциным, - пишет Засурский. - Центр подвело то, что скончался главный его покровитель - Евгений Примаков, а главный спонсор центра - владелец Мастер-банка - дал повод предъявить претензии к 9 подаренным им картинам из-за их возможной оплаты за счет средств банка, у которого отозвали лицензию».


Оставить цветок у ограды - вероятно, сейчас единственный способ выразить поддержку рериховцам

Что будет дальше

«Все рушится, поэтому прогнозы у меня самые что ни на есть удручающие, - говорит вице-президент МЦР Стеценко. - Права культуры попраны, власть не хочет считаться с общественной организацией, столько много сделавшей для сохранения культурного наследия. Но мы будем продолжать отстаивать свои права и надеемся, что отстоим их». Директор Музея Востока Александр Седов объяснил прессе, что решение по передаче усадьбы Лопухиных в собственность музея уже вступило в силу, а смена охраны произошла в результате опасения за сохранность усадьбы и предметов, находящихся в ней.

«Дальнейший сценарий прост, - считает Олег Шишкин, - российское государство должно восстановить юрисдикцию над территорией, провести инвентаризацию и выяснить, что там вообще есть». Он называет действия Седова и органов справедливыми, и то, что центр поддерживают не московские музейщики, а шахматист Карпов с журналистом и адептом йоги Засурским, косвенно подтверждает его слова.

Очевидно, что Рериховский центр застрял в эпохе, когда в России зачитывались Кастанедой и затоваривались в «Пути к себе». С тех пор случилось радикальное перераспределение идей и власти. Эзотерика вышла из моды, йога стала разновидностью фитнеса, истеблишмент увлечен историческими реконструкциями, а не духовными практиками - даже евразийство возвращается в андеграунд. Все последние годы Рериховский центр выглядел как осколок 1990-х, памятник их увлечениям и утопиям, и его потеря означает еще один разрыв со временем, которое бесконечно жалко и нет.

17/04/2017

В последние недели имя Николая Рериха (1874–1947) то и дело попадает на первые полосы новостей. Из Международного центра Рерихов изъяли рериховские полотна и часть его помещений отдали Музею Востока. А Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, заявил, что надо выяснить, законно ли 10 картин Рериха находятся в Хорватии. Связаны ли эти новости между собой?


О б этом «Городу 812» рассказал Алексей БОНДАРЕНКО, директор Санкт-Петербургского государственного музея-института семьи Рерихов.

- Давайте с Хорватии начнем - как там рериховские картины оказались?

- В 1930 году Рерих был избран почетным членом Югославской академии наук. В 1933-м в Музее академии в Загребе была организована его выставка, ожидался приезд самого Рериха. Из документов следует, что 10 картин Рерих предоставил для выставки, через год их передали в Музей современного искусства в Загребе. Еще 7 картин, привезенных в 1933 году в Югославию, сразу попали в Музей принца Павла, ныне Национальный музей Сербии.

Возможное объяснение - дружеские отношения Рериха с югославским королем Александром I Карагеоргиевичем: Рерих в течение года получал от него стипендию за свой вклад в мировую культуру. Кстати, в 1931 году Рерих подарил королю картину «Земля Всеславянская». Ее местонахождение нам неизвестно. Так что картины Рериха находятся и в Сербии, и в Хорватии.

- Но почему-то 10 картин только недавно обнаружили.
- Ничего подобного. Начну с Сербии. Статья о семи картинах была опубликована в Белграде 23 года назад. 6 лет назад, когда мы готовили большую выставку Рериха в Манеже, пытались получить их для показа в Петербурге. Но Национальный музей закрыт на длительный ремонт и его собрания недоступны.

В Загребе Рериха выставляли в 2011 году, о чем стараниями русской диаспоры стало известно российским музейщикам.

- Так почему вдруг в 2017 году возник вопрос о возвращении картин из Хорватии в Россию?
- Думаю, по той причине, что об их существовании узнали российские дипломаты.

- Претензии России на Рериха обоснованы?
- Я не юрист, чтобы выдать исчерпывающий ответ на такой непростой вопрос. Рерих отправил картины в Югославию из собрания своего музея в Нью-Йорке, который существовал в 1924-1935 годах и не имеет правопреемников. На мой взгляд, картины могли бы принадлежать семье Рерихов. Но у нее нет прямых наследников. Если предположить, что Россия как государство претендует на наследование, то гипотетически можно обсуждать условия передачи картин в нашу страну.

- А можно ли считать Россию наследницей?
- Это еще более сложный вопрос. Значительная часть наследия Рериха была привезена в СССР его старшим сыном Юрием Рерихом в 1957 году для создания государственного музея. Но вместо этого картины были лишь распределены по разным музеям Советского Союза.

Во время перестройки его брат Святослав Рерих неоднократно приезжал в СССР, чтобы договориться о создании государственного музея Рериха из того наследия (более сотни картин), которое хранил в Индии. Если быть совсем точным, еще до перестройки Святослав Рерих передал некоторое количество картин Людмиле Живковой, дочери болгарского коммунистического лидера Тодора Живкова, которая была министром культуры Болгарии. Позже что-то попало в болгарские музеи, но, видимо, не всё.

Раиса Горбачева посоветовала доверенному лицу Святослава Рериха Ростиславу Рыбакову, директору Института востоковедения РАН, создать Советский фонд Рерихов по аналогии с Советским фондом культуры. Фонд должен был создать государственный музей, но с меньшим бюрократизмом.

- А после 1991 года все изменилось?
- Входившая в состав учредителей Советского фонда Рерихов Людмила Шапошникова выбросила коллег, в том числе Рыбакова, и создала вместо СФР частный Международный центр Рерихов с иностранным участием, утверждая, что именно центру принадлежат права на коллекцию Святослава Рериха. Позже выяснилось, что Рерих, уже тяжело больной, не давал согласия на передачу своего собрания частному музею. Фактически его коллекция, привезенная в СССР, оказалась поделенной между государственным Музеем Востока и частным МЦР. Начались претензии МЦР к государству и многолетние суды о том, кому должно принадлежать наследие Рерихов, предназначенное СФР, - государству или частной организации. И вправе ли МЦР занимать усадьбу Лопухиных в центре Москвы.

А теперь еще и следователи в ходе расследования уголовного дела, связанного с банкротством Мастер-Банка, пришли в МЦР, опечатали его собрание и вывезли в Музей Востока. Это нормально?
- Давайте по пунктам. Первый. Насколько известно из сообщений СМИ, Мастер-Банк выдавал кредиты отобранным частным лицам, которые покупали на эти средства картины Рериха и передавали то ли Борису Булочнику, то ли в МЦР, то ли за долги, то ли в дар. Потом эти лица подпадали под процедуру банкротства - и концы в воду.

Конечно, хорошо, что пополнялся музей МЦР, но как быть с законностью процедур и долгами вкладчикам? Кто первый в ряду пострадавших от разоренного банка, таким образом прикрывавшегося псевдоблаготворительностью? Государство или вкладчики? Разрешит ли государство реализовать часть картин, чтобы возместить потери вкладчиков, или найдет другое решение, чтобы сохранить коллекцию? Я не знаю ответов.

Второй пункт. Что касается музея МЦР, то необходимо сохранить профессиональный костяк сотрудников, который стал заложником ряда лиц из руководства МЦР. Важно, чтобы государство не повторило ошибки, которую допустило с квартирой Юрия Рериха.

- А что там произошло?
- В квартире Юрия Рериха находилось значительное количество его картин. У него не было наследников, и государство могло поставить вопрос о признании этого имущества выморочным с последующей передачей картин в собственность государства.

Этого не сделали, и нашелся негодяй, который присосался к бывшей экономке Юрия Рериха и жил на то, что продавал его коллекцию.

Важно, чтобы Международный центр Рерихов не стал увеличенной во много раз квартирой Юрия Рериха.

Вернемся к югославским «рерихам». Если произведения окажутся в России, то на них два претендента - Музей Востока и ваш музей. У кого больше прав?
- Снова отвечу по пунктам. Первый. Мы заинтересованы в получении картин Рериха, но только в том случае, если их передача России как государству будет законно обоснованной и произведена на твердых правовых основаниях.

Второй. Если будет так, то далее решать, конечно, будет государство. Но в любом случае, я уверен, что как и сейчас, так и в будущем мы найдем общее с нашими коллегами из Музея Востока понимание. Перед Санкт-Петербургским государственным музеем-институтом семьи Рерихов задача формирования представительной рериховской художественной коллекции стоит крайне остро, перед Музеем Востока в таком плане она не стоит вовсе.

Добавлю, что перед нами стоят общие цели государственной защиты рериховского наследия, обеспечения его изучения и актуализации в интересах российской и мировой культуры.

Картины Рериха в Белграде и Загребе

Произведения Рериха в Белграде: «Бургустан. Кавказ» (1913), «Звоны» (1919), «Берендеи. Деревня» (1921), два эскиза костюмов к опере «Снегурочка» (1921), «Преподобный Сергий Радонежский» (1922), «Благие посетившие» (1923).

Произведения Рериха в Загребе: «Идолы» (1910), «Канченджанга» (1924), «Ташидинг» (1924), «Паранирвана» (1926), «Ашрам», «Жилище Такура», «Приказ Учителя», «Путь в Кайлас», «Тибетский стан», «Утренняя процессия» (все - 1931).

В Общественном Музее имени Н.К. Рериха в Москве прошли обыски: сотрудники правоохранительных органов изъяли из залов более 200 музейных предметов. Это картины и рисунки, которые принадлежат кисти художников Николая и Святослава Рерихов . Общественный Музей имени Николая Рериха и Международный Центр Рерихов, на базе которого он находится, не принимали посетителей полтора дня. Всё это время здесь работала следственно-оперативная группа. Для сотрудников и руководства музея произошедшее стало настоящим шоком, никто из них не был предупрежден о визите заранее. По их словам, обыски были похожи на настоящий вооруженный захват. Смотрите репортаж ФАН-ТВ с места происшествия.

О том, как протекали обыски, репортеру ФАН-ТВ рассказал вице-президент Международного Центра Рерихов Александр Стеценко и сотрудник Службы безопасности Музея имени Н.К. Рериха Валерий Никифоров .

– Когда начали ломиться, стучаться: «Откройте дверь!», охрана говорит: «Будет команда руководства мне – я открою». Он же не видит, кто там, вы понимаете? А руководство едет. Тогда они начали кувалдой бить по замку – вот, видите, для того чтобы его выбить, – рассказывает Стеценко.

Затем он обращается к своему коллеге:

– Валерий Михайлович, вы были здесь?

– Да, я и охрана.

– Когда начали бить, вы потом открыли дверь?

– Когда от удара упали эти штуки, я понял, что здесь разобьют всё, и потом невозможно будет закрыть музей. И тогда я закричал: «Всё, хватит, больше не бейте, я вам сейчас открою!»

– И вы открыли?

– Да. Они меня обступили здесь.

– ОМОН, милиция, там человек 15 было, они все в гражданском были, я не понимаю, кто это. И дали мне почитать постановление, там было написано, по какой причине всё это делается, про Булочникова и так далее. И сказали: «Вы должны подписать».

– Вы подписали? – интересуется репортер ФАН-ТВ.

– Да, я вынужден был подписать. Мне угрожали, сказали, что я буду ознакомлен и буду свидетелем того, что здесь будет происходить.

– ОМОН обеспечивал проход представителей Министерства культуры: советнику министра культуры господину Рыбаку , заместителю директора Музея Востока Мкртычеву , дальше шли следователи из Следственного Комитета, Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию экстремизму, – сообщает Стеценко. – Это называется вооруженный захват Общественного Музея. Можно было дождаться несколько минут, я бы приехал с адвокатом – мы же уже ехали, мы бы могли ознакомиться с постановлением. Мы могли бы добровольно им показать без всякой ломки и захвата. Но именно нужна была такая демонстрация, для того чтобы показать, какие они сильные, и как они с нами поступают.

Силовая операция связана с делом о крупном мошенничестве в одном из банков. Как сообщают в МВД, бывший председатель правления «Мастербанка» приобрел изъятые картины на похищенные у кредитной организации деньги. Он заключил ряд фиктивных кредитных договоров, однако выполнить свои денежные обязательства не смог, и в 2013 году у банка отозвали лицензию. Кроме того, картины он передавал одной из международных общественных организаций. По данному факту возбуждено уголовное дело по статье «Преднамеренное банкротство», которое позже было переквалифицировано на статью «Мошенничество». В ведомстве также отмечают, что на данный момент обвиняемый скрывается за пределами страны, он объявлен в международный розыск.

Стоя возле того места, где совсем недавно находился портрет Николая Рериха, впоследствии изъятый следователями, Наталья Черкашина – и.о. генерального директора Музея имени Н.К. Рериха – рассказала корреспонденту ФАН-ТВ о подробностях операции: «У нас были изъяты картины и документы, дарственные. И не только подлинные дарственные, но и их копии были изъяты из нашего отдела учета, и были изъяты документы из архива Международного Центра Рерихов. Меня изолировали, в музей не допустили. Административную часть, где находится кабинет вице-президента, мой и первого зама, отрезали, встал ОМОНовец с автоматом и запретил выходить. Я вообще не знала, что происходит в музее! Потом мы уже узнали, что в залах музея не было ни одного музейного сотрудника, ни одного хранителя, ни одного смотрителя.

Когда нам разрешили выходить из административного здания, я, естественно, первым делом направилась в музей. Там уже закончилась первая выемка картин. Я была, если сказать «в шоке», это ничего не сказать. Я была просто поражена тем отношением и тем поведением людей в залах, которые участвовали в этой операции. На первом этаже, где у нас проходит выставка, была группа людей, которая ела, времени-то уже много прошло. Они обедали, пили что-то, я сказала, что в залах музея этого нельзя делать, и попросила выйти, на что мне было отвечено: «Ну, мы же здесь в туалет не ходим!» И никто, естественно, не вышел. Мы не знаем ни по фамилии, ни по имени никого. Было много людей, и они не представлялись, даже если мы об этом спрашивали.

Я поднялась на второй этаж, и там я увидела, опять же, представителей следственных органов, представителей Министерства и представителя Музея Востока, в верхней одежде, практически все в куртках, в пальто, кто в чем».

Своими эмоциями с ФАН-ТВ также поделился первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Павел Журавихин :

– Картина – как ребенок. Дело в том, что живопись Рериха создается с помощью темперы, это живопись в темпере. Темпера представляет собой пигмент натуральных минералов, и понятно, что связующее звено закрепляет этот, скажем, песок. Как только идут серьезные сотрясения, если от большого количества лет это связующее звено немножко ослабевает, сразу идет осыпь. Я видел просто, как штабелями ставились на ребро эти картины в картонных коробках! Что там внутри, в каком состоянии, мне сказать сложно. Эти картины выкупались на аукционах, привозились в Россию Борисом Ильичом для российского народа, для российской культуры, здесь собиралась 25 лет и собрана огромная коллекция, самая большая коллекция картин Рерихов в мире! Мы гордиться должны! Теперь ставят эти картины под угрозу, чтобы вкладчикам вернуть деньги. Это немыслимо! Ну, хорошо, опишите картины. Мы подписку дадим. Но зачем же их срывать со стен в срочном порядке?! Некоторые через черный ход буквально с крыльца вывозили с территории. И это всё под присмотром советника министра культуры.

– Кстати, стало известно о том, что более 50-ти коробок с картинами уже находится на территории Музея Востока...

– Весь ужас в том, что мы не знаем в полной мере, что там. В музее находились люди посторонние, охранная сигнализация была отключена полностью. Это невероятная ситуация!

Общественный Музей имени Николая Рериха располагается в усадьбе Лопухиных уже более 25 лет, он является структурным подразделением Международного Центра Рерихов. Наследие музея состоит из самой большой в мире коллекции картин Рерихов, их свыше 900, всего экспонатов насчитывается порядка 3000. Музей имеет статус общественной организации, он не подчиняется Министерству культуры, более того, участвует в судебной тяжбе против ведомства.

В 2015 году Правительство Москвы передало три строения музея в собственность Росимущества, руководство которого передало их Музею Востока в оперативное управление с обременением, то есть с находящимся внутри Общественным Музеем. По мнению руководства музея, с помощью регулярных проверок и судебных процессов Министерство культуры планирует ликвидировать музей общественный и создать на его месте Музей государственный, на правах филиала Музея Востока.

Корреспондент ФАН-ТВ в приватной беседе спрашивает у Натальи Черкашиной: «Как вы объясняете этот конфликт с Министерством культуры? Понятно, наверное, что у следственно-оперативной группы есть своя работа, она занимается уголовным делом».

И.о. гендиректора музея отвечает: «Пресс-секретарь Министерства культуры дала информацию, что Министерство культуры не имеет к этому никакого отношения. Но когда уже нельзя было скрыть, что здесь принимали участие сотрудники Министерства, тогда уже министр культуры заявил, что сотрудники Министерства культуры имеют право принимать участие в таких следственных действиях и как бы наблюдать. Но то, что мы видели, – здесь было не наблюдение, а конкретное указание представителям следственных органов, что изымать: что в первую очередь, что во вторую…»

Свое мнение также озвучила ФАН-ТВ Галина Дарузе , эксперт, член Международного Совета музеев ЮНЕСКО: «Я должна констатировать, это записано в моем официальном отзыве, что учет этого музея на момент моей проверки 2015 года соответствует основным требованиям Государственного стандарта. Хотя предъявлять такие требования к Общественному Музею – у нас нет таких оснований, вы же понимаете! Музей Рериха ведет свой учет так, как требует государство. А именно: каждая пришедшая картина записывается в книгу поступлений, оформленную в соответствии с требованиями наших инструкций. Нет второй ступени, что предъявляет зам по науке Музея Востока. Я как эксперт, который проверял федеральные музеи, с этим и сталкивалась. Да, каталог, если оформить соответствующим образом, является той самой второй ступенью учета, которой в Музее Рериха пока нет. Этого нет в 70% государственных музеев, я их проверяла. А сейчас, например, в Эрмитаже и Третьяковке проблема: у них нет главной книги поступлений, которую требует госучет. Почему? Потому что старые музеи. Ни Третьяков , ни Екатерина не знали, какие будут у Советского Союза требования, они и не вели такую книгу. Поэтому предъявлять претензии к музею общественному, что у них нет второй ступени при наличии полного каталога собрания, о котором я говорю, – это невежественно.

Есть вторая претензия, которой они спекулируют в расчете на некомпетентность общественного мнения. Они говорят: «Почему Музей Рериха не включил после 2005 картины в состав Музейного Фонда РФ?» Закон о Музейном Фонде РФ 1996 года и поправки к нему, которые сейчас приняты, не предусматривают обязательной постановки для общественных музеев, то есть, владельцев негосударственных учреждений, включения в состав Музейного Фонда. Пусть Музей Востока не морочит людям голову. Музей Рериха включил в состав Музейного Фонда негосударственную часть – 669, по-моему, картин Рерихов. Всё, есть приказ. Вторую часть, которая пришла после 2005 года, он опубликовал в каталоге. Сейчас его тормозит Министерство культуры РСФСР: не хочет (почему – не знаю), чтобы оно включило оставшиеся картины в музейный учет. Может быть, оно хочет получить неоформленные картины в свое пользование? Оно заворачивает все обращения музея с просьбой «поставьте нас, включите нас». Они говорят: «Нет, у вас не тот эксперт, у вас не так бумажки записаны». Общественность должна знать, что ее просто обманывают люди, пользующиеся статусом доктора каких-то наук».

Павел Журавихин более подробно обрисовал участие Министерства культуры в скандале вокруг наследия Рерихов:

– До прихода нынешнего руководства Министерства культуры, у нас с предыдущим министром были прекрасные отношения. Очень высоко нашу музейную деятельность ценил министр культуры Александр Авдеев . Людмила Васильевна , наш генеральный директор, при двух министрах культуры была награждена орденами «Дружбы», «За заслуги перед Отечеством», за сохранение культурного наследия. Мне сложно говорить о президенте, у него много забот, поэтому, естественно, он полагается на своих подчиненных. Он, как я полагаю, не может не доверять министру культуры. Когда господин Мединский дал соответствующее письмо о том, что грабится государственное имущество Музея Востока, что некая частная организация хочет отобрать у государства, естественно, он (президент РФ, – прим. ред.) написал, дал свою визу: «Прошу обеспечить интересы государства». Это понятно. Он доверяет министру и полагается на его порядочность. На самом деле, была полная подтасовка фактов, президента фактически ввели в заблуждение, и эта бумага начала решать всё. Было отменено решение судов в пользу Международного Центра Рерихов, было дезавуировано завещание Святослава Николаевича Рериха. Но воля-то есть! Есть воля дарителя, она четко и ясно выражена: Общественный Музей и передача общественной организации, созданной самим Рерихом.

– Что вы намерены предпринять теперь, после всего этого?

– Мы рассчитываем, прежде всего, на голос, возмущение общественности. Во-вторых, мы будем оспаривать и опротестовывать действия силовых структур. Мы сейчас этим занимаемся. В-третьих, мы все равно будем добиваться изменения этого решения. Оно вредит всему наследию Рерихов и может повлечь за собой в дальнейшем (мы этого не исключаем) вопросы с индийской стороны к тому, что делают с наследием гражданина Индии, каковым являлся Святослав Рерих .

Фото с сайта: pandia.ru

Но точка в «разделе» наследства знаменитого художника и философа Николая Рериха пока не поставлена.

Противостояние государства и общественной организации «Международный центр Рерихов» (МЦР) продолжается ни один год.

Наследие Рерихов стало притчей во языцех. Написано множество статей в различных СМИ, представляющих и ту, и другую стороны. Ответить однозначно, даже глубоко вникнув в суть конфликта и изучив все документы и судебные решения, а было их немало, на чьей стороне правда, все равно непросто.

Новый всплеск интереса к этому вопросу связан с недавними событиями, произошедшими 28-29 апреля нынешнего года. МЦР заявляет, что произошел вооруженный рейдерский захват усадьбы Лопухиных, который якобы был совершен Государственным музеем Востока при поддержке силовых структур. В связи с этим Министерство культуры РФ и Государственный музей Востока провели пресс-конференцию в ТАССе «Наследие Рерихов: уничтожение или сохранение?», где разъяснили журналистам свою позицию.

Для широкой общественности, по сути, важнее всех перипетий, связанных с наследством Рерихов, возможность прикоснуться к творчеству Николая Рериха, познакомиться с его удивительными живописными полотнами и философскими изысканиями. Так ли уж важно где это все будет находиться и храниться?

И все же большую сохранность, изучение, реставрацию, научные изыскания и необходимые исследования может обеспечить только государственный музей.

Тем, кто хочет возразить, можно напомнить слова бывшего директора рериховского музея, который существовал при МЦР Людмилы Шапошниковой, которая говорила, что МЦР и музей остались без средств к существованию после того, как у Мастер-банка, который фактически содержал МЦР, отобрали лицензию. Это как раз и подтверждает то, что содержать музейные и культурные ценности может далеко не каждая общественная организация. О трудной финансовой ситуации, сложившейся в МЦР говорил на пресс-конференции и бывший ее президент Александр Лосюков. Он даже отметил, что «МЦР сам себя уничтожает».

Сейчас в бывшей резиденции МЦР, которая долгие годы располагалась в памятнике федерального значения - усадьбе Лопухиных, работает комиссия, которая занимается описью имущества МЦР. В дальнейшем здесь разместится Музей Рерихов , как составляющая часть Государственного музея Востока, его филиал.

Надо отметить, что решение о создании такого музея было принято более 20 лет назад и именно в этом же самом месте. Но случилось так, что здесь на два десятилетия поселился Международный центр Рерихов с общественным музеем. «Отбирать» это историческое здание Музей Востока стал не просто так, а основываясь на решении суда. Арбитражный суд Москвы 20 марта 2017 года удовлетворил иск Музея Востока о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных. 4 апреля Мосгорсуд признал законным решение Росимущества о передаче Государственному музею Востока усадьбы Лопухиных, принятое еще в 2015 году.

То есть, как прокомментировали ситуацию советник министра культуры РФ Кирилл Рыбак и директор Музея Востока Александр Седов, 28 апреля состоялось законное выселение МЦР, руководство которого продолжает бороться и не выполняет решения суда.

В здании сменилась охрана, были опечатаны все помещения, создана специальная комиссия, которая занимается описью всего имущества и ведет видеофиксацию происходящего. По словам директора нового Музея Рерихов Тиграна Мкртычева, работать она будет до конца мая.

На сегодняшний день ситуация такова, что усадьба Лопухиных - памятник федерального значения - принадлежит государству, которое передало ее в оперативное управление Государственному музею Востока с целью размещения там Музея Рерихов. Что же будет с МЦР пока не ясно, учитывая не только судебные тяжбы по поводу имущества, но и уголовное дело, связанное с банкротством Мастер-банка, который имел к МЦР непосредственное отношение, вкладывая в него средства.

Оказавшаяся сначала в Советском Союзе, а затем в России часть наследия Николая Рериха и его сына Святослава находится частично в Музее Востока и частично в МЦР.

По утверждению не только представителей Минкульта и Музея Востока, но даже бывшего президента МЦР, а ныне президента Национального рериховского комитета Александра Лосюкова, рериховский центр не имеет никаких прав даже на свою часть наследия, которую он хранил. Более того, он не является правопреемником Советского фонда Рерихов, которому были переданы эти культурные сокровища.

Вообще инсинуаций, связанных с завещанием Святослава Рериха и его супруги, на которые постоянно ссылаются представители МЦР столько, что в пору проводить международное расследование на самом высоком уровне, чтобы выяснить истину.

Екатерина Мельникова

Теги: Музей Рерихов, Москва, «Международный центр Рерихов»

Странные вещи творятся в Москве.
На днях я пригласил на свидание девушку. Будучи культурным человеком, я решил сводить ее в музей имени Рериха. Вероятно потому, что девушка обладает мистически неземным образом, а музей Рериха — место очень мистическое и совершенно неземное. Всякий раз, когда я ходил в этот музей, экспозиция поражала. И оставляла в полном осознавании того факта, что музей Рериха — это место для Москвы важнейшее. Своего рода духовный центр, из которого на весь город распространяются невидимые нити, из которых сплетается над городом своего рода защитный кокон, позволяющий городу оставаться достаточно светлым даже в том небывало тяжком контексте, в котором он пребывает в наши дни.

Итак, мы подходим к воротам, ведущим во двор музея, и вдруг с разочарованием обнаруживаем, что они заперты. У ворот стоит мужчина с табуреткой, столиком, термосом, какими-то печеньями-бутербродами. Он сообщает нам, что уже несколько месяцев назад музей закрыли городские власти с подачи Министерства культуры, а он сам — один из сотрудников музея, а вот рядом еще стоят женщины — тоже сотрудницы. И все они пытаются уже несколько месяцев сделать хоть что-то, чтобы музей был снова открыт, но поскольку кому-то очень важно получить здание музея или, как минимум, денег, ничего не происходит. Властители утверждают, что строение возведено без правовых оснований, является незаконной постройкой. При этом никаких доказательств по этому поводу нет.
Тут я перестал слушать сотрудников. Моему внутреннему взору уже открылась ситуация во всей ее абсурдности, и я понял, что лучше не вдаваться в ее подробности. Потому что это действительно неприятный бред, когда один из лучших и важнейших музеев города подвергается подобного рода суете. Любому здравомыслящему человеку ясно, что он должен быть всегда открыт и его экспозиция должна быть в любую минуту доступна для обозрения всем тем, кто находится в городе (я уж не говорю о своей личной ситуации, описанной выше, нет, я сейчас здесь абсолютно серьезен — культурное достояние такого градуса духовной значимости, должно быть постоянно открыто, и когда чья-то корыстная мелочность этому служит помехой — это, разумеется, симптом).
Подробную информацию по поводу того, что происходит сейчас с музеем, а также описание всей ситуации, сложившейся вокруг нее, можно найти . Сейчас, опять же по наводке нашего Министерства культуры, налоговые органы требуют, чтобы Международный Центр Рерихов (законный владелец музея и его экспонатов) . Это очень странная ситуация. В любой цивилизованной стране мира эту сумму, если она действительно должна быть кем-то кому-то выплачена, немедленно выплатило бы правительство. Из чисто меценатских соображений. Просто чтобы жители страны и города могли снова в любой момент посетить это для России и Москвы важнейшее — с духовной и культурной точки зрения — пространство. Уважаемые люди в правительстве, пора уже решить все это дело в положительном ключе. Для общего блага. Будьте щедрыми.