Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка". план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему. Уроки развития речи. Описание картины «Цветы, фрукты, птица Толстой прославляет красоту

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

Уроки развития речи.

Описание картины «Цветы, фрукты, птица».

МОУ СОШ №3

Тутаев, 2008

Цели урока:

1. Ознакомить детей с особенностями натюрморта как жанра живописи (показать значение композиции и цвета в натюрморте);

2. Подготовить учащихся к описанию натюрморта

Оборудование:

Натюрморты, русских и зарубежных художников.

I. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т. д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах , о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

II. Вступительное слово о художнике и его картинах.

Федор Петрович Толстой (), известный медальер (Медальер – художник, вырезывающий медали), скульптор, рисовальщик и акварелист , был человеком большой культуры и глубокой эрудиции, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

Кроме живописи увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением.

Созданные «Толстого кистью чудотворной» () натюрморты стали произведениями большого искусства.

III. Беседа по картине.

Перед нами натюрморт «Цветы, фрукты, птица». Какие предметы изобразил художник?

Что поместил художник в центре своей картины?

(В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)

Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

(На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными, они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

Что изобразил художник на картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко.)

Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда . Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

(Ф. Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

IV . Составление плана описания картины.

1. Какие предметы изобразил художник?

2. Как расположены предметы по картине (в центре, слева, справа)?

3. Как предметы сочетаются между собой по цвету?

4. О каком времени года напоминает натюрморт?

5. Какие мысли и чувства он вызывает?

V . Устное описание картины учащимися, обсуждение высказываний.

Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем?

(Описание)

Какое – деловое или художественное?

(Художественное. Картина произведение искусства.)

Какова же будет главная мысль нашего описания?

(Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

Выслушайте устное сочинение вашего одноклассника и проанализируйте его, отметьте положительные стороны и недочеты, если они есть.

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами:

1. Правильно ли и полно описано изображенное на картине?

2. Раскрыта ли основная мысль художника?

3. Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?

4. Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?

5. Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?

323. Есть картины, герои которых - различные вещи, фрукты, овощи, цветы и т. д. Такие картины называют натюрмортами.

Рассмотрите картину Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (см. репродукцию в конце учебника). Какие предметы изобразил художник? Обратите внимание на то, как художник расположил их на картине, какие краски использовал.

Ф. Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь. Постарайтесь раскрыть этот замысел художника в своём устном описании картины.

Описание картины Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица»

(устно)

Почти всё, что изображено на картине, входит в её название. Большая часть предметов картины: цветы в вазе, фрукты - неодушевлённые предметы. Такая картина называется натюрмортом. Рассмотрим внимательно натюрморт Ф. П. Толстого, проникнемся настроением картины и постараемся понять замысел автора.

Художник изобразил не только неодушевлённые предметы: срезанные цветы в прозрачной пузатой вазе, спелые яблоки, гроздь тёмного винограда и кисточки белой и красной смородины. На картине есть и живое: птица, сидящая на виноградной веточке; порхающая бабочка и мотылёк; муха на зелёном боку яблока.

Все предметы находятся на простом столе, крышка которого служит нижней границей картины. Фрукты сгруппированы вокруг вазы с цветами, расположенной в центре натюрморта. Общий фон - охристо-жёлтый, солнечный, тёплый. Солнце падает и на яблоки, и на ягоды смородины и винограда, и на вазу.

Изображённые предметы словно перекликаются друг с другом. Срез яблока повторяет форму и цвет лепестков и крылышки бабочки. Краснобокие яблоки напоминают формой вазу. Цветы в ней видны полностью, даже стебельки, и от этого кажутся особенно нежными и трогательными.

Похожи бабочка и мотылёк, привлечённые запахом цветов и фруктов. Оперение птицы почти сливается с матово-синим цветом винограда. Тонкие птичьи лапки похожи на веточки. Затейливо вьющиеся виноградные усики напоминают изгибы веточек смородины.

Всё похоже и всё своеобразно. Неживая природа оживает под кистью художника. Если приглядеться, в левом углу картины можно заметить несколько капелек воды, в которых, как и в вазе, отражается солнечный свет.

Картина наполнена гармонией и теплом. Рассматривая натюрморт, проникаешься солнечным настроением, учишься ценить красоту мира, красоту простых, окружающих тебя вещей.

Некоторые опорные конструкции, которые можно использовать в описании картины:

На картине Ф. П. Толстого изображены… Сразу обращаешь внимание на… В центре натюрморта… Удивительно точно художник изобразил… Палитра картины… Преобладают… краски… Хотя картина и называется натюрмортом, здесь есть…

Предыдущее

Слово о художнике Фёдор Петрович Толстой (1783- 1873) скульптор и график, медальер и мастер силуэтов, талантливый писатель, пробовавший свои силы в живописи, в создании театральных (балетных) костюмов, в изготовлении мебели и даже в астрономии

Слово о художнике В истории русского искусства XIX века Фёдор Петрович Толстой (1783- 1873) предстает фигурой необычайной широты интересов и дарований. Ф. П. Толстой является знаменитым художником XIX века, которого характеризует отличительная особенность написания полотен. Его работами в одинаковой мере восхищались как коллеги, так и ценители живописи. Особенно художник любил изображать цветы и фрукты. Ветка винограда

Жанр картины Рассмотрите картину Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» Перечислите предметы, изображённые художником Как называются картины, изображающие ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т. д. ? Натюрморт (франц. nature mortе - мёртвая природа) - изображение в живописи неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т. п. Натюрморты Ф. П. Толстого – это попытка запечатлеть чарующую красоту природы

Ф. П. Толстой «Цветы, фрукты, птица» Что поместил художник в центре своей картины? Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой? Что изобразил художник на картине слева? Что изобразил художник на картине справа?

Ф. П. Толстой «Цветы, фрукты, птица» Как художник изобразил птичку? Какая она? Что еще на картине привлекает ваше внимание?

Основная мысль автора натюрморта Ф. П. Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь

Основная мысль сочинения описания натюрморта Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту

Составим план сочинения 1. Несколько слов об авторе картины. 2. Композиция натюрморта: а) цветы; б) фрукты; в) бабочка; г) птичка. 3. Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт.

Подберите синонимы ХУДОЖНИК - живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна; КАРТИНА - полотно, произведение мастера, репродукция; ИЗОБРАЗИЛ - запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал живописи, шедевр

Собираем рабочие материалы Предмет изображения Материалы Ваза стеклянная ваза; грушевидная форма; кристально чистая вода… Цветы изысканный букет; красивые цветы; белые и нежнорозовые соцветия; причудливо изогнуты узкие тёмнозеленые листья; длинные стебли … Фрукты веточки красной и белой смородины; свежие и прозрачные ягоды; краснобокие яблоки; на бело-розовой мякоти видно тёмно-коричневое семечко; кисть спелого винограда; крупные ягоды; кажется, брызнут сейчас сладким соком; ярко-изумрудного цвета; светятся на солнце… Птичка изящная птичка; необычное оперение; голубая шапочка; голубые перышки спинки; наклонила головку к яблоку; чтото высматривает на его блестящей кожице … Бабочка красивые бабочки; дивной красоты; хрупкое создание; порхают над цветами и фруктами. …

Опорная лексика Передо мной картина … На переднем плане замечательного полотна… В центре картины художник изобразил… При создании картины мастер использовал… Художнику удалось…

Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте: есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения); правилен ли порядок слов; правильно ли связаны слова по смыслу; не повторяются ли одинаковые слова и выражения; правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания. Приступайте к работе в чистовике. Удачи!

ПЛАН

открытого урока

По русскому языку в 5 классе

Тема: « Подготовка к написанию сочинения по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

2016

Цели урока :

Познакомить с жизнью и творчеством Ф.П. Толстого;

Научить описывать картину (натюрморт);

Способствовать эмоциональному восприятию картины как произведение искусства;

Совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;

Расширить словарный запас учащихся, знание о художнике;

Развивать воображение детей, их образную память, ассоциативное мышление;

Учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.

Оборудование:

- интерактивная доска;

Картина Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка»;

Презентация;

Дорожная карта учащихся.

Тип урока : урок развития речи.

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

(Проверить готовность к уроку: тетради, черновики, учебники)

II. Повторение

1. Словарная работа

Развитие внимания. Что зашифровано на доске? (слайды 2-4)

Ю Н Т М А Р О Т Р (натюрморт) – картины,
изображающие ягоды, фрукты, цветы. продукты и т.д.

Р А Т Н И К А (картина)

М К П О З Ц Я О И И (композиция) Композиция картины -
расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении

О Е С И Ч Е Н И Н (сочинение)

2. Вопросы классу. Работа с опорными словами

1. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

По опорным словам попытайтесь представить, что изображено на картине-загадке, которую мы будем сегодня описывать.(опорные слова записаны на доске)

Стеклянная ваза, морковно-красный с жёлтыми полосками бархатец, веточка душистого горошка, пушистая головка ало-красного мака с белой
каёмочкой на кончиках лепестков, сине-голубой с золотыми серединками
дельфиниум, разноцветная птичка, лимонно-жёлтая бабочка.

2. Попробуйте сформулировать тему.

3. А какие цели поставим перед собой? (научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине, научиться описывать картину)

III. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

Сегодня нам предстоит большая, нелёгкая, но очень интересная работа. Мы будем работать над сочинением по картине.
Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача
– научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине.
Рассматривать мы будем картину Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Прослушаем информацию о жизни и творчестве художника. (слайд5 )

Граф Фёдор Петрович Толстой (1783 -1873)- русский живописец, рисовальщик, скульптор и медальер (Медальер – художник, вырезывающий медали). Родился в семье графа Петра Андреевича Толстого. А. К. Толстой приходился Фёдору Петровичу родным племянником, а Л. Н. Толстой - двоюродным. Рано проявил талант к изобразительному искусству. В 1809 году создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя. Натюрморты Ф.П.Толстого – это попытка запечатлеть чарующую красоту природы. Наиболее известные работы в этом жанре – «Букет цветов, бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица», «Ветка малины, бабочка и муравей».

(слайд 6 – картины «Букет цветов, бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица», «Ветка малины, бабочка и муравей».)

2. Сообщение учащихся

Учитель. В живописи, как в каждом виде искусства, есть свои жанры. Послушаем сообщение о натюрморте как о жанре живописи. (Учащиеся делают сообщение)

Сообщение о натюрморте как о жанре живописи.

Искусство натюрморта имеет свою прекрасную и давнюю историю. Натюрморт вводит нас в мир, окружающий художника, дает возможность оглянуться на несколько веков назад, сопереживать вместе с мастером особо любимые им мотивы.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке. В то время активно развивалась наука, и художники стремились показать мир природы. В картинах изображались цветы, фрукты, овощи, различная бытовая утварь.

Слово «натюрморт» произошло от французского словосочетания nature morte, что означает «мертвая природа». По голландски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. «тихая жизнь», на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра.

Натюрморты, написанные когда-то художниками 17 века, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника. В натюрморте выражается отношение человека к окружающему миру. В нем раскрывается то понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени.

3. Вопросы классу

  1. Что вы узнали о натюрморте?
  2. А что может быть изображено на натюрмортах?

Вывод (делают учащиеся) Так что же такое натюрморт?

(слайд 7- определение натюрморта )

Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.

Физминутка и разминка для глаз

Раз – подняться, потянуться. Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка.

На четыре- руки шире. Пять- руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

4. Беседа по содержанию картины (слайд 8 - картина «Букет цветов, бабочка и птичка»)

1. Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Какие предметы изобразил художник?

2. Что поместил художник в центре своей картины?

(В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)

3. Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

4.Все предметы расположены на столе. Что мы видим на картине кроме вазы?

5. Опишите птичку.

6. Опишите бабочку.

7. Но на картине есть и другие существа. Кто их заметил?

8. Что еще на картине привлекает ваше внимание?

9. Какой фон выбрал для своего натюрморта художник?

(Коричневато-зеленоватый фон).

10. Как вы думаете, а почему художник выбрал именно эти предметы для своего натюрморта?

(Так как он хотел изобразить дружбу, гармонию в природе, единство и красоту
цветов и живых существ.)

Художник своей картиной говорит нам: будьте внимательны к природе, и она щедро откроет вам свою красоту, свои тайны.

Вывод - мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

4. Игра «Подбери слово»

Учитель. Я буду называть 2 слова, а вы выберите из них одно, наиболее подходящее к этой картине.

Какая это картина?

Радостная , унылая? (красивая, нарядная)

Сказочная , скучная? (необыкновенно красивое сочетание красок)

Тревожная, спокойная ?
(полная гармония цветов и живых существ)

Загадочная , обычная?

5. Работа с планом описания картины. (слайд 9 - план )

Учитель. Вам предлагается план, по которому вы будете писать сочинение

1.Краткая информация о художнике.
2. Композиция натюрморта:

А) цветы;

Б) бабочка;

В) птичка;

Г) гусеница и мушки.

3. Удивительная тайна картины.

Учитель. Какой пункт плана вас смутил?

6. Работа в тетрадях. (слайд 10 )

Фёдор Петрович Толстой - замечательный русский художник и скульптор .
Родился в семье графа П.А.Толстого в 1783 году. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 году молодой мичман Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. В последние годы жизни художник потерял зрение.
Скончался великий мастер в 1873 году.

Натюрморты Ф.Толстого – это попытка запечатлеть чарующую красоту природы. Наиболее известные работы в этом жанре – «Букет цветов, бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица».

б) Работа с дорожными картами

Задание 1: составить 1-2 предложения к одному из пунктов плана (1 ряд – о цветах, 2 ряд – о бабочке, 3 ряд – о птичке.)

Учитель. Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме, образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. В связи с этим вспомните, что такое синонимы ? (Слова одной и той же части речи, имеющие одно и то же лексическое значение).

Задание 2: подберите синонимы к словам и сочетаниям:

Художник – живописец, мастер кисти, автор картины.

Картина – полотно, репродукция, холст.

Картина чудесная – замечательная, прекрасная.

Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать

в) Орфографическая подготовка. (слайд 11)

Передо мной картина …

На переднем плане замечательного полотна…

В центре картины художник изобразил…

Цветовая гамма очень разнообразна:

При создании картины мастер использовал…

Художнику удалось…

IV. Закрепление.

1. Вопросы классу.

  1. Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем? (Описание)
  2. Какое – деловое или художественное? Почему? (Художественное. Картина – произведение искусства.)
  3. Какова же будет главная мысль нашего описания? (Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

V. Итог урока

а.) Рефлексия деятельности. (слайд – 12)

  1. Исследование какой темы вели на уроке?
  2. Удалось решить поставленную задачу?
  3. Что интересного было на уроке?
  4. Какие творческие задания вы выполняли?
  5. Где можно применить новые знания?
  6. Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

б.) Оценки.

VI. Домашнее задание .

Черновики сочинений.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: