Портрет и биография баха. Бах: биография кратко для детей. Самые известные музыкальные произведения Баха

Иоганн Себастьян Бах был одним из величайших композиторов 18 века. Со дня его смерти прошло почти три века, но его музыка не только не утратила актуальность, а наоборот, вызывает к себе еще больше интереса. Как и многие талантливые личности, Бах не получил известности при жизни, его больше знали как исполнителя, особенно импровизатора.

Его творчество стало популярным только спустя 100 лет после смерти. Первым его произведение исполнил композитор Мендельсон, и это были непревзойденные «Страсти по Матфею». После этого на его родине издали полное собрание его сочинений. Музыка Баха есть в репертуаре самых известных мировых исполнителей, которые не перестают восторгаться его мастерством и совершенством. «Не ручей! – Море должно быть ему имя», — это слова о Бахе. И добавить к этому нечего, точнее уже и не скажешь.

Детство

Родился Иоганн Себастьян Бах 31 марта 1685 года в Германии, в городе Эйзенах. Он был самым младшим из восьми детей Иоганна Амброзиуса Баха, профессионально занимавшегося музыкой.

Пять поколений семейства Бахов были музыкантами. Впоследствии историками обнаружено почти пятьдесят родственников Баха, которые посвятили свою жизнь музыке. Самым известным стал Фейт Бах, приходившийся Иоганну прадедом. Несмотря на то, что он работал булочником, он не расставался с цитрой – щипковым музыкальным инструментом, представлявшим собой обычный ящик. Куда бы он ни шел, инструмент всегда был при нем.

Отец Иоганна виртуозно владел скрипкой, играл на ней в церкви, а также был организатором светских концертов. Именно он стал первым учителем для самого младшего из своих сыновей. Отец отвел его в церковный хор, и не мог нарадоваться, глядя на его успехи и на рвение к познанию музыки.

Когда Иоганну Себастьяну исполнилось 9 лет, не стало его матери – Элизабет Леммерхирт. Прошел год, умер отец, и в десять лет Иоганн остался сиротой.

Вследствие этого он оказался на попечении самого старшего из братьев – Иоганна Кристофа, который служил в церкви органистом и учил музыке детей из городка Ордруф, расположенного по соседству. Стараниями Кристофа, Себастьян оказался в гимназии, где обучался латыни, богословию, истории.

С помощью старшего брата Бах осилил орган и клавир, однако его пытливый ум требовал большей нагрузки. У него была тетрадь, в которой были записаны лучшие произведения музыкантов того времени, и при свете луны он списывал ноты в свою тетрадку. Занятие было запрещенным, поэтому когда Кристоф застукал младшего брата, то отнял записи и строго запретил этим заниматься.

Трудовая биография Баха началась рано. В 15 лет он уже нашел себе работу в городе Люнебург, закончил обучение в вокальной гимназии, и хотел дальше учиться в университете. Однако из-за бедственного положения и необходимости самому обеспечивать свое существование, университетское образование получить не удалось.

Кроме несомненной талантливости, Себастьян был очень любознательным, и это свойство характера не позволяло засиживаться на одном месте. Молодой человек захотел отправиться в путешествие, в ходе которого он посетил Гамбург, Любек, Целль. Там он впервые услышал музыку Георга Бема и Рейнкена.

Музыка

После окончания гимназии в Люнебурге в 1703-м, Баха взяли в придворные музыканты. Он оказался в капелле герцога Иоганна Эрнста. На протяжении шести месяцев Себастьян был скрипачом, и в это время к нему пришла первая известность. Однако через полгода Баха уже не радовала его работа, ему абсолютно не хотелось развлекать господ. Ему хотелось дальнейшего творческого развития, ему нравилось заниматься чем-то новым и интересным. Поэтому когда его пригласили стать придворным органистом в храме Святого Бонифация в Арнштадте, то он согласился, даже не раздумывая.

Работать ему нужно было всего три дня, но за это ему платили приличное жалование. Инструмент, принадлежавший церкви, был очень хорошо настроен, поэтому возможностей для творчества появилось намного больше. Именно это пребывание в Арнштадте положило начало музыкальному наследию Баха. За три года, которые он прожил в этом городе, он стал автором более тридцати произведений для органа, кантат, каприччио, сюит. Однако молодой композитор не сошелся с местными властями, поэтому вскоре уехал из города.

Церковное начальство и так не очень любило молодого композитора-новатора, но после того, как он надолго отлучился со своего рабочего места в Арнштадте, устроили ему настоящее судилище.

Дело в том, что он отпросился на месяц, чтобы побывать в городе Любек, где в то время жил и работал Дитрих Букстехуде, популярный исполнитель органной музыки. Себастьян слышал о нем с детских лет, и когда выпала возможность, хотел послушать его произведения. У него не было средств взять карету, поэтому он шел пешком до Любека. Бах был потрясен творчеством органиста, и буквально забыл о времени. Вместо того, чтобы вернуться через месяц, он отсутствовал на протяжении четырех.

Вернувшись в Арнштадт, Бах получил серьезный нагоняй от церковного руководства, и обидевшись, ушел с «насиженного места». Он переезжает в Мюльхаузен, и устраивается органистом в собор Святого Власия.

Новое руководство по достоинству оценило его способности, он пользовался их расположением, и даже заработная плата здесь была больше, чем на предыдущем месте. Старый орган нуждался в реставрации, и Себастьян сумел придумать план, как сделать его более современным, причем за небольшие деньги. В это время он создает кантату «Господь – мой царь», которая была приурочена новому консулу, вступавшему на должность.

В этом городе Бах оставался на протяжении года, потом его душе снова захотелось перемен и он переезжает в Веймар. В 1708-м он стал придворным органистом и жил по соседству с дворцом герцога.

Годы проживания в Веймаре не прошли даром. Себастьян стал автором нескольких десятков произведений для оркестра и клавира, услышал музыку Корелли и , начал работать с гармоническими схемами и динамичными ритмами. Он тесно общался с Иоганном Эрнстом, который дал ему работу, и кроме этого сам писал и исполнял музыку. Это общение самым благотворным образом сказалось на творчестве Иоганна Себастьяна. После возвращения из Италии в 1713-м, герцог поделился с Бахом нотами произведений итальянских музыкантов. Это было настоящим открытием для Баха, он увидел новые горизонты развития своего таланта.

Именно в Веймаре Бах написал хоральные органные прелюдии, вошедшие потом в сборник под названием «Органная книжечка». В это же время выходит и его органная «Токката и фуга ре-минор», «Пассакалья до-минор» и еще два десятка духовных кантат.

Прошло немного времени, и Себастьян приобрел широкую известность как органист и мастер клавесина. В 1717-м из Франции в Дрезден приехал известный музыкант Луи Маршан. Ему предложили состязаться в мастерстве игры на клавесине с Бахом, он вначале согласился, но в назначенный день тайком покинул город, потому что боялся проиграть талантливому Иоганну Себастьяну.

Осенью 1717 года Бах снова засобирался в путь. Он не мог долго оставаться на одном месте, и герцогу ничего не оставалось делать, как отпустить его, но выразить ему крайнее недовольство. Бах поступил на службу капельмейстером к князю Ангальт-Кетенскому, знавшему толк в хорошей музыке. Однако князь был большим поклонником кальвинизма, и поэтому в обязанности Баха входило писать музыку для светских мероприятий.

За время своего пребывания на службе у князя, Иоганн Себастьян стал автором шести виолончельных сюит, Английской и Французской клавирных сюит, трех скрипичных сонат. Именно «кеттенскому» периоду принадлежит создание «Бранденбургских концертов» и цикла «Хорошо темперированный клавир», включавший в себя сорок восемь разных произведений. В это же время Бах пишет симфонии.

В 1723-м композитор снова меняет место жительства и службы. На этот раз судьба привела его в Лейпциг, где он получил работу кантора в хоре Святого Фомы. Этим же годом датировано и одно из самых известных его произведений – «Страсти по Иоанну». Прошло немного времени и Баха назначают «Музыкальным директором» во всех городских церквях. Так называемый «лейпцигский период» длился на протяжении шести лет, и за это время выходят пять циклов кантат, два из которых не сохранились.

По решению городского совета, в подчинении Баха было восемь хористов, однако это количество не устраивало композитора. Тогда Себастьян сам нанимает еще двадцать человек и из-за этого снова ссорится с властями.

В 20-е годы выходят в основном церковные кантаты Баха, которые исполняются в лейпцигских церквях. Чтобы как-то расширить свой репертуар, Себастьян пишет много светской музыки. В 1729 году Бах получает новое назначение. Теперь в его распоряжении Музыкальная коллегия, которой он руководит. Это был светский ансамбль, основателем которого стал близкий друг Себастьяна – Георг Филипп Телеман. В течение целого года, два раза в неделю, ансамбль выступает с концертами перед посетителями кофейни Циммермана, расположенной недалеко от рыночной площади.

Светские произведения, датируемые 1730-1750-м годами, Бах создал специально для того, чтобы исполнять в кофейне.

Среди них особо хочется отметить шутливую «Кофейную кантату», веселую «Крестьянскую кантату», пьесы для клавира и виолончельные концерты. Именно этим периодом датируется написание непревзойденной «Месса си минор», ставшей лучшей среди всех известных хоровых произведений.

Вскоре Бах представил свои новые музыкальные изыскания – «Страсти по Матфею» и «Высокая месса си-минор». В награду за это он становится королевско-польским и саксонским придворным композитором.

В 1747-м Бах получил приглашение от Фридриха II, короля Пруссии, и прибыл к нему с визитом. Король решил убедиться, действительно ли перед ним великий автор импровизаций, и предложил ему написать музыку к предложенной музыкальной теме. За короткий промежуток времени трехголосная фуга была готова, что несказанно удивило короля. Немного позже Иоганн добавил к ней несколько вариаций на ту же тему, придумал ей оригинальное название – «Музыкальное приношение», и отослал Фридриху II в качестве подарка.

Потом он засел за написание большого цикла, названного «Искусством фуги», но дописать его уже не смог. После его смерти цикл был опубликован его сыновьями.

Последние десять лет жизни Баха прошли в некотором забвении его славы. В моду вошел классицизм, и, по мнению современников, музыка Иоганна Себастьяна была признана старомодной. Однако его последователи так не считали, они выросли на его произведениях, и он был для них непререкаемым авторитетом. Ему поклонялись Бетховен и Моцарт.

Музыка Иоганна Себастьяна Баха вновь стала популярной только спустя 100 лет после его смерти.

В 1829-м в Берлине состоялся концерт, в котором прозвучали «Страсти по Матфею». Организатором концерта был композитор Мендельсон, он не ожидал такого резкого всплеска популярности почти забытого композитора. На представление пришло несколько тысяч зрителей, и окрыленный успехом Мендельсон выступил с такими же концертами в Кенигсберге, Дрездене, Франкфурте.

Одним из самых любимых и часто исполняемых произведений Баха стала «Музыкальная шутка», которую часто можно услышать на концертах классической музыки. Теперь она звучит в адаптации к современным инструментам, но по-прежнему остается такой же задорной и нежной, как в исполнении самого маэстро.

Произведения Баха часто звучат в исполнении отечественных и западных исполнителей. В репертуаре вокального ансамбля The Swingle Singers появились многие композиции Баха, которые они объединили в альбом Jazz Sebastian Bach. Этот альбом сделал вокалистов популярными во всем мире, и принес им премию «Грэмми».

Музыка Баха звучала и в исполнении джазовых музыкантов Джоэля Шпигельмана и Жака Лусье. Свое почтение выразил великому композитору и отечественный музыкант Федор Чистяков.

Личная жизнь

Первой женой Иоганна Себастьяна Баха стала его юная кузина Мария Барбара, родом из Арнштадта. Он повел ее под венец в 1707 году. Мария родила мужу семерых детишек, но выжили только четверо. Сыновья Карл Филипп Эммануил, Вильгельм Фридеман и Иоганн Христиан продолжили отцовское дело и тоже прославились как композиторы и музыканты.

В 1720 году Бах сопровождал князя Ангальт-Кетенского за границу, и в это время умерла его супруга. Четверо детей остались без материнской опеки.


Перемены в личной жизни композитора случились через год. Ему представили певицу Анну Магдалену Вильке, которая служила при дворе герцога. В конце 1721 года Бах женился на молодой красавице, которая родила ему тринадцать детей. Из них осталось в живых девять.

Будучи в преклонном возрасте, Бах наслаждался общением с родными, которые были для него настоящей поддержкой и отрадой. Для своих близких он писал музыку, устраивал различные концерты, в которых принимала участие его жена. Анна очень красиво пела своим сопрано, подросшие сыновья аккомпанировали матери.

Жена и младшая дочь Баха после его смерти были вынуждены влачить жалкое существование. Анна пережила мужа на десять лет, ее последним приютом был бедняцкий дом презрения. На долю младшей дочери Регины выпало полуголодное существование. На помощь ей пришел только композитор Бетховен.

Смерть

За пять лет до смерти Бах практически ослеп. Он уже не мог сам записывать музыку, поэтому этим занимался его зять.

В 1750-м в Лейпциге появился Джон Тейлор, офтальмолог из Англии. Он не отличался безупречной репутацией, но композитор решил использовать этот шанс, в надежде что к нему вернется зрение. Однако операция ничего не изменила, Себастьян по-прежнему ничего не видел. Тогда доктор сделал повторную операцию, зрение вернулось, но совсем ненадолго. Зато вскоре состояние здоровья композитора резко ухудшилось. 18 июля 1750-го Баха подкосил удар, а спустя десять дней он умер. Иоганну Себастьяну Баху было 65 лет.


Местом упокоения великого композитора стало церковное кладбище в Лейпциге. С годами его могила затерялась, и найти ее удалось только в 1894 году. После этого прах Баха поместили в каменный саркофаг при церкви Святого Иоанна, которой он отдал двадцать семь лет своей жизни. В годы войны храм разрушился под немецкими бомбами, однако прах композитора не пострадал. Его нашли, и в 1949-м снова перезахоронили. На этот раз местом его погребения стал алтарь церкви Святого Фомы.

В родном городе Иоганна Себастьяна – Эйзенахе, в 1907 году появился музей его памяти. В 1985-м такой же музей открыли и в Лейпциге.

Слушать композиции

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Цитаты : 1. Цель и конечный конец всей музыки не должно быть ничто другое, кроме как восславление Бога и восстановление души. 2. Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьется такого же успеха. 3. Где есть благочестивая музыка, Бог всегда тут же с его любезным присутствием. 4. Цель музыки - трогать сердца. 5. Играть на любом музыкальном инструменте очень легко: все, что для этого требуется, - нажимать в нужное время на нужную клавишу. А играть он будет сам.

Достижения и вклады:

Профессиональная, социальная позиция: Иоганн Себастьян Бах, немецкий композитор и органист.
Основной вклад (чем известен): Бах считается величайшим композитором эпохи барокко и одним из самых великих композиторов всех времен. Среди его известных композиций и шедевров: «Токката и фуга ре минор.» «Месса си минор,» «Бранденбургские концерты» и «Хорошо темперированный клавир».
Вклады: Иоганн Себастьян Бах, немецкий композитор, органист, который считается одним из величайших и влиятельных композиторов в истории. Бах - один из выдающихся представителей мировой гуманистической культуры.
Он является автором хоровой, вокальной органной, камерной и оркестровой музыки, а также музыки для концертов.
Его творческий вклад был огромен и включал в себя более 1000 музыкальных произведений, а именно: кантаты, концерты, оратории, пассионы и магнификаты, произведения для органа, мессы, хоральные прелюдии, пассионы и магнификаты, фуги, сонаты и сюиты для солирующих инструментов.
При жизни Бах был более известен как органист, чем как композитор, но только в 19 столетии его гений нашел признание, в частности, благодаря таким композиторам-романтикам как Мендельсон и Шуман. С этого времени его слава начала неуклонно расти.
Громадное творческое наследие Баха, можно условно разделить на три сферы - органную (арнштадтский и веймарский период), инструментальную (кётенский период), вокально-драматическую, связанную главным образом с Лейпцигом.
В первые десятилетия после его смерти его работы были забыты и только в 19 столетии его гений был широко признан. Каждому из известных произведений Баха был присвоен номер BWV (аббревиатура от Bach Werke Verzeichnis — Каталог работ Баха).
Он нашел универсальную структуру, которая легко и прозрачно передавала звучание вечности, мелодию высших сфер и глубинных человеческих смыслов. Музыка Баха (der Bach – нем. ручей) — неиссякаемый источник самых высоких устремлений и наиболее глубоких переживаний человеческого духа. В основе его произведений лежал cтруктурный принцип – симметрическая концентрическая форма, в которой полифоническое (горизонтальное) и гармоническое (вертикальное) уравновешивали друг друга, в которой драматический размах и свобода формы, организовывались доминирующей идеей и глубокой внутренней сосредоточенностью.
Творческий стиль : Становление творческого стиля Баха происходило путем впитывания и органичного слияния различных музыкальных стилей, школ и жанров. Бах переписывал себе произведения многих французских и итальянских композиторов, чтобы понять их музыкальный язык. Он обогатил и насытил свои произведения северонемецким контрапунктическим стилем, ритмами, формами и текстами итальянской и французской музыки, а также лютеранской литургии. Взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве гармонировало с универсальностью и космичностью музыкальной мысли, с глубиной и пронзительностью человеческих переживаний. Музыкальный стиль Баха характеризуется необыкновенным владением мелодическим строем, при котором единая музыкальная идея доминирует в движении мелодии, а также экстраординарным мастерством техники контрапункта, позволяющей двум или нескольким мелодиям одновременно взаимодействовать. Бах был непревзойдённым мастером полифонии, его отличала склонность к импровизации на клавиатуре, блестящий виртуозный стиль, включающий использования всех пальцев обеих рук.
Основные труды: Бранденбургские концерты, Гольдберг-вариации, Хорошо темперированный клавир, Английская и французская Сюиты, Месса си минор, Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну, Магнификат, Музыкальное приношение, Искусство фуги, сонаты и партиты для скрипки соло.

Карьера и личная жизнь:

Происхождение: Он родился в Эйзенахе в Тюрингии, 21 марта 1685 года, тогда же, когда родился его великий современник Гендель. Он был младшим и восьмым ребенком в семье Иоганна Амброзиуса Баха, городского музыканта и Марии Элизабет Леммерхирт.
Образование: Его отец учил его играть на скрипке и клавесине. Его дяди также были профессиональные музыканты и один из них Иоганн Христоф Бах, который был особенно известным, обучил его искусству игры на органе. В это время он пел сопрано в хоре городской школы в Люнеберге.
Основные этапы профессиональной деятельности: Короткое время он жил в Люнебурге 1700-1702 и в 1703 стал скрипачом в частном оркестре князя в Веймаре. В этом же году он переехал в Арнштадт, где он работал органистом с 1703 по 1707.
В 1707 году Бах отправился в Мюльхаузен, где он получил выгодную должность органиста. Там он женился на своей кузине Марии Барбаре Бах, которая родила ему семерых детей, трое из которых умерли в детстве.
В 1708 году он стал придворным органистом и устроителем концертов в Веймаре. Это был его первое крупное назначение и в 1714 он стал концертмейстером.
В 1717 году он переехал в Кетен, где его принял на работу Леопольд Ангальт в качестве капельмейстера. За этим последовали шесть лет пребывания (1717 – 1723) в Кетене, где он работал придворным музыкантом.
С 1703 в Арнштадте и Мюльхаузене, он уже начал создавать свои первые органные прелюдии. В 1708 году к инаугурации нового консула, он пишет праздничную кантату «Господь - мой царь», BWV 71.
В Веймаре (1708-1717) Бах написал большинство своих произведений для органа: Пассакалию и фугу до минор, большинство из великих прелюдий и фуг — 45 хоральных прелюдий, которые были собраны в маленькой «Органной тетради».
Так называемые Бранденбургские концерты были написаны не все сразу, и не все вместе. Исследователи предполагают, что № 1, 3 и 6 возможно, были написаны гораздо раньше, в Веймарский период Баха (1708-1717), а 2, 4 и 5, скорее всего, написаны в Кетене. Позже Бах собрал 6 концертов вместе и посвятил их маркграфу Бранденбурга, в надежде найти у него новую работу.
В Кётене (1717-1723) он сосредоточился на создании инструментальных композиций, особенно на произведениях для клавира: Хроматическая фантазия и фуга; Английские и Французские сюиты для клавира, двухголосные и трехголосные инвенции, написанные для воспитания сына Вильгельма Фридеманна и первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир» (1722). В этот же период написаны и знаменитые Бранденбургские концерты (№ 2, 4, 5)(1711–20), признанные лучшими концертами, из когда либо написанных.
В 1723 году он окончательно переехал в Лейпциг, где занял важный пост музыкального руководителя церкви Св. Фомы, а также хоровой школы, которая отвечала за состояние и качество церковной музыки в пяти главных церквях города.
В Лейпциге (1723-1750) он написал Страсти по Иоанну (1723) и более 200 церковных кантат. Его оркестровые работы включают четыре оркестровые сюиты и многочисленные концерты для клавесина. Его Магнификат (1723) был представлен вскоре после его вступления в эту должность.
Позже он создал такие превосходные религиозные композиции как: Страсти по Матфею (1729), «Высокая месса, h-moll,» Месса си минор (1733-1738, 1749), Рождественская оратория (1734), а также 6 песнопений. Основным произведением для клавесина был Второй том «Хорошо темперированного клавира»(1744).
Его последними произведениями были «Музыкальное приношение» (1747) посвященное Фридриху Великому и «Искусство фуги» (1749).
Основные этапы личной жизни: Родившись в одаренной музыкальной семье, Бах с детства посвятил себя музыке. Когда ему было девять он потерял потерял мать, а на следующий год и отца.
Он испытывал ненасытную страсть к музыке, и случалось, что он пешком преодолевал большие расстояния, чтобы услышать органистов, Рейнкена Иоганна Адама (в Гамбурге) и Букстехуде (в Любеке).
С 1685 до 1695 он жил в Эйзенахе и в 1695 переехал в Ордруф, где начал изучать устройство органа.
В 1720 году умерла его жена и в 1721 он женился на Анне Магдалене Вилькен, 19 летней девушке. Помогая мужу, она часто переписывала его работы.
У Баха было 20 детей. Его первая жена Мария Барбара Бах, родила ему семерых детей, трое из которых умерли в детстве. Вторая жена Анна Магдалена Вилькен, родила 13 детей, 6 из которых дожили до зрелого возраста.
Некоторые из его детей были также музыкантами. Четверо из сыновей Баха были исключительно музыкально одарены. Старший из них, Вильгельм Фридеман (1710–1784), выдающийся органист, как виртуоз не уступал отцу. Кроме того Бах был дедом композитора Иоганна Кристиана Баха (1735-82). В Германии имя Бах стало синонимом городского музыканта.
Несмотря на то, что Бах прожил нелегкую жизнь, полную лишений и утрат, он оставался простым и добрым человеком. Он курил трубку и любил пиво. «Кофейная кантата» была сочинена в кофейне Циммермана.
Георг Фридрих Гендель, одногодка Баха, жил в Галле, всего в 50 километрах от Лейпцига и великие композиторы так никогда и не встретились.
В последние годы его жизни, его зрение стало ухудшаться и в 1749 он перенес две операции, с целью восстановления зрения. Он оставался в Лейпциге до самой своей смерти 28 июля 1750 года. Он похоронен в церкви Св. Фомы в Лейпциге, Германия.
О Бахе скоро забыли. Его жена Анна Магдалена и младшая дочь Регина умерли в нищете.
Изюминка : За свою жизнь он жил и работал в разных местах: Айзенахе (1685-1695), Ордруфе (1695-1700), Люнебурге (1700-1702), Веймаре (1703), Арнштадте (1703-1707), Мюльхаузене (1707-1708), Веймаре (1708-1717), Кётене (1717- 1723), Лейпциге (1723-1750). Основными причинами переездов были — неудовлетворительные условия работы, зависимое положение, отсутствие творческой свободы. Однажды, в 1717, когда Бах решил переехать на другое место работы, веймарский герцог приказал арестовать композитора и даже на один месяц посадил в тюрьму.

Немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах создал за свою жизнь больше 1000 музыкальных произведений. Он жил в эпоху барокко и в своем творчестве обобщил все, что было характерно для музыки своего времени. Бах писал во всех имевшихся в 18-м веке жанрах, за исключением оперы. Сегодня произведения этого мастера полифонии и виртуозного органиста слушают в самых разных ситуациях – настолько они многообразны. В его музыке можно найти простодушный юмор и глубокую скорбь, философские размышления и острейший драматизм.

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году, он был восьмым и самым младшим ребенком в семье. Отец великого композитора Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом: род Бахов с начала 16-го века известен своей музыкальностью. В то время создатели музыки пользовались в Саксонии и Тюрингии особым почетом, их поддерживали власти, аристократы и представители церкви.

Бах к 10 годам лишился обоих родителей, и его воспитанием занялся старший брат, работавший органистом. Иоганн Себастьян учился в гимназии, и одновременно с этим получал от брата навыки игры на органе и клавире. В 15 лет Бах поступил в вокальную школу и начал писать первые произведения. После окончания школы он недолго был придворным музыкантом у веймарского герцога, а затем стал органистом в церкви в городе Арнштадт. Именно тогда композитор написал большое количество органных произведений.

Вскоре у Баха начались проблемы с властями: он выражал недовольство уровнем подготовки певцов в хоре, а затем и вовсе на несколько месяцев уехал в другой город для того, чтобы познакомиться с игрой авторитетного датско-немецкого органиста Дитриха Букстехуде. Бах уехал в Мюльхаузен, куда его пригласили на ту же должность – органиста в церкви. В 1707 году композитор женился на своей кузине, которая родила ему семерых детей, трое из них умерли в младенчестве, а двое в дальнейшем стали известными композиторами.

В Мюльхаузене Бах проработал всего год, и переехал в Веймар, где стал придворным органистом и организатором концертов. К этому времени он уже пользовался большим признанием и получал высокое жалованье. Именно в Веймаре талант композитора достиг расцвета – он около 10 лет непрерывно занимался сочинением произведений для клавира, органа и оркестра.

К 1717 году Бах добился в Веймаре всех возможных высот и начал искать другое место работы. Cтарый работодатель сначала не хотел отпускать его, и даже на месяц посадил под арест. Однако Бах вскоре покинул его и направился в город Кётен. Если раньше его музыка во многом сочинялась для богослужений, то здесь из-за особых требований нанимателя композитор начал писать, в основном, светские произведения.

В 1720 году внезапно умерла жена Баха, но уже через полтора года он снова женился на молодой певице.

31 марта - день рождения выдающегося немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Его музыкальное наследие вошло в золотой фонд мировой культуры и хорошо известно ценителям классики, а вот о его личной судьбе говорят редко. А ведь Иоганн Бах был представителем одной из самых "музыкальных" семей в истории: всего у него в роду насчитывается 56 музыкантов и композиторов. Сам же Иоганн Бах стал отцом 20 детей!




Иоганн Себастьян Бах родился в семье музыканта Иоганна Амброзиуса. Мальчик был самым младшим в семье, у него было 7 братьев и сестер, среди которых выдающиеся способности проявлял также Иоганн Кристоф. Иоганн Кристоф служил органистом, и после смерти отца и матери решил обучить младшего брата музыке. Пойдя по стопам своего отца и старшего брата, Иоганн Себастьян также выбрал для себя композиторскую стезю, он обучался в вокальной школе Св. Михаила. Начав поиски работы, Иоганн Себастьян вначале устроился придворным музыкантом в Веймар, позже был смотрителем органа в Арнштадте.



В Арнштадте Бах влюбляется в кузину Марию Барбаре. Несмотря на родственную связь, возлюбленные решают сочетаться браком. Их совместная жизнь была недолгой (Мария умерла в возрасте 36 лет), но в браке было рождено 7 детей, четверо из которых выжили. Среди них оказались и два будущих композитора - Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил.



Иоганн Себастьян тяжело пережил утрату жены, но спустя чуть меньше года вновь влюбился. На этот раз его избранницей стала совсем молодая особа - Анна Магдалена. Девушке было тогда 20 лет, а именитому музыканту - 36. Несмотря на большую разницу в возрасте, Анна Магдалена прекрасно справлялась со своими обязанностями: она вела хозяйство, стала заботливой мачехой для уже подросших детей, и, самое главное, искренне интересовалась успехами мужа. Бах увидел в девушке недюжинный талант и стал давать ей уроки пения и музицирования. Анна увлеченно осваивала новую для себя сферу, разучивала гаммы, занималась пением с детьми. Семейство Бахов постепенно пополнялось, всего Анна Магдалена подарила мужу 13 детей. Огромная семья часто собиралась вместе вечерами, устраивая импровизированные концерты.



В 1723 году, заботясь о будущем детей, Бах перевез семью в Лейпциг. Здесь его сыновья смогли получить хорошее образование и начать музыкальную карьеру. Анна Магдалена продолжала заботиться о муже, помимо домашних дел, она находила время на то, чтобы переписывать ноты, создавать копии хоровых партий. Анна Магдалена несомненно обладала музыкальным даром, об этом в исследованиях творческого наследия Баха говорит австралийский ученый Martin Jarvis. По его мнению, жена композитора даже написала за него несколько произведений (в частности, сомнения вызывают ария из «Вариаций Гольдберга» и первая прелюдия к циклу произведений «Хорошо темперированный клавир»). К таким выводам он пришел на основании почерковедческой экспертизы.



Как бы там ни было на самом деле, Анна Магдалена посвятила всю себя заботе о муже. В конце жизни у Баха резко ухудшилось зрение, операция по удалению катаракты привела к полной слепоте. Анна Магдалена продолжала записывать его сочинения, и супруг высоко ценил ее самоотверженность.



Умер Иоганн Себастьян Бах в 1750 году, и был похоронен близ церкви Св. Иоанна. По иронии судьбы могила гения затерялась, и лишь в 1894 году его останки были случайно обнаружены во время перестройки церкви. Перезахоронение было произведено шесть лет спустя.

Узнать, как мог выглядеть Иоганн Себастьян Бах , можно из нашего фотообзора.

Выдающийся немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach) родился 21 марта 1685 года в городе Эйзенахе, Тюрингия, Германия. Он принадлежал к разветвленному немецкому роду, большинство представителей которого на протяжении трех столетий были профессиональными музыкантами в Германии. Начальное музыкальное образование (игра на скрипке и клавесине) Иоганн Себастьян получил под руководством отца - придворного музыканта.

В 1695 году после смерти отца (мать умерла ранее) мальчик был взят в семью старшего брата Иоганна Кристофа, служившего церковным органистом при Санкт-Михаэлис-кирхе в Ордруфе.

В 1700-1703 годах Иоганн Себастьян учился в школе церковных певчих в Люнебурге. Во время учебы посетил Гамбург, Целле и Любек для знакомства с творчеством знаменитых музыкантов своего времени, новой французской музыкой. В эти же годы он написал свои первые произведения для органа и клавира.

В 1703 году Бах работал в Веймаре в качестве придворного скрипача, в 1703-1707 годах ‒ церковным органистом в Арнштадте, затем с 1707 года по 1708 год — в Мюльхазенской церкви. Его творческие интересы были сосредоточены тогда главным образом на музыке для органа и клавира.

В 1708-1717 годах Иоганн Себастьян Бах служил придворным музыкантом у герцога Веймарского в Веймаре. В этот период он создал многочисленные хоральные прелюдии, органную токкату и фугу ре-минор, пассакалью до-минор. Композитор написал музыку для клавира, более 20 духовных кантат.

В 1717-1723 годах Бах служил у герцога Анхальт-Кетенского Леопольда в Кетене. Здесь были написаны три сонаты и три партиты для скрипки соло, шесть сюит для виолончели соло, Английские и Французские сюиты для клавира, шесть Бранденбургских концертов для оркестра. Особый интерес представляет сборник "Хорошо темперированный клавир" - 24 прелюдии и фуги, написанные во всех тональностях и на практике доказывающие преимущества темперированного музыкального строя, вокруг утверждения которого шли горячие споры. Впоследствии Бах создал второй том "Хорошо темперированного клавира", также состоящего из 24 прелюдий и фуг во всех тональностях.

В Кетене начата "Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах", включающая наряду с пьесами разных авторов пять из шести "Французских сюит". В эти же годы создавались "Маленькие прелюдии и фугетты. Английские сюиты, Хроматическая фантазия и фуга" и другие клавирные сочинения. В этот период композитор написал ряд светских кантат, в большинстве своем не сохранившихся и получивших вторую жизнь уже с новым, духовным текстом.

В 1723 году состоялось исполнение его "Страстей по Иоанну" (вокально-драматическое произведение, основанное на евангельских текстах) в церкви Святого Фомы в Лейпциге.

В том же году Бах получил должность кантора (регента и учителя) в церкви святого Фомы в Лейпциге и школе при этой церкви.

В 1736 году Бах получил от дрезденского двора титул королевско-польского и саксонского курфюрстского придворного композитора.

В этот период композитор достиг вершин мастерства, создавая великолепные образцы в разных жанрах, - духовную музыку: кантаты (сохранилось около 200), "Магнификат" (1723), мессы, в том числе бессмертная "Высокая месса" си-минор (1733), "Страсти по Матфею" (1729); десятки светских кантат (среди них — комические "Кофейная" и "Крестьянская"); произведения для органа, оркестра, клавесина, среди последних - "Ария с 30 вариациями" ("Гольдберг-вариации", 1742). В 1747 году Бах написал цикл пьес "Музыкальные приношения", посвященный прусскому королю Фридриху II. Последней работой композитора стало произведение "Искусство фуги" (1749-1750) - 14 фуг и четыре канона на одну тему.

Иоганн Себастьян Бах - крупнейшая фигура мировой музыкальной культуры, его творчество представляет собой одну из вершин философской мысли в музыке. Свободно скрещивая черты не только разных жанров, но и национальных школ, Бах создал бессмертные шедевры, стоящие над временем.

В конце 1740-х годов здоровье Баха ухудшилось, особенно беспокоила резкая потеря зрения. Две неудачные операции по удалению катаракты привели к полной слепоте.

Последние месяцы своей жизни он провел в затемненной комнате, где сочинил последний хорал "Пред престолом Твоим предстою", продиктовав его своему зятю - органисту Альтниколю.

28 июля 1750 года Иоганн Себастьян Бах скончался в Лейпциге. Он был похоронен на кладбище у церкви Святого Иоанна. Из-за отсутствия памятника его могила вскоре была затеряна. В 1894 году останки были найдены и перезахоронены в каменном саркофаге в церкви Святого Иоанна. После разрушения церкви от бомбежек во время Второй мировой войны, его прах был сохранен и перезахоронен в 1949 году в алтаре церкви Святого Фомы.

При жизни Иоганн Себастьян Бах пользовался известностью, но после смерти композитора его имя и музыка были забыты. Интерес к творчеству Баха возник лишь в конце 1820-х годов, в 1829 году композитором Феликсом Мендельсоном-Бартольди в Берлине было организовано исполнение "Страстей по Матфею". В 1850 году было создано Баховское общество, стремившееся выявить и опубликовать все рукописи композитора - за полвека было издано 46 томов.

При посредничестве Мендельсона-Бартольди в 1842 году в Лейпциге был воздвигнут первый памятник Баху перед зданием старинной школы при церкви Святого Фомы.

В 1907 году был открыт музей Баха в Эйзенахе, где родился композитор, в 1985 году - в Лейпциге, где он скончался.

Иоганн Себастьян Бах был дважды женат. В 1707 году он сочетался браком со своей кузиной Марией Барбарой Бах. После ее смерти в 1720 году, в 1721 году композитор женился на Анне Магдалене Вилькен. У Баха было 20 детей, но только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами - Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784), Карл Филипп Эммануил Бах (1714-1788), Иоганн Кристиан Бах (1735-1782), Иоганн Кристоф Бах (1732-1795).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников