Поселения амишей - "протестантских старообрядцев"- в сша. Братья Забадай — LiveJournal Школы Amish и образование

В наши дни довольно трудно представить себе картину, когда в современной развитой и богатой стране, какой и являются Соединенные Штаты Америки, живут люди, чьи традиции, образ жизни, одежда и утварь практически не изменились с начала XVIII века. Так кто же такие эти американские старообрядцы и чем они живут в 21 веке!?

Итак знакомьтесь:

Амиши (Amish) — приверженцы традиционного старого образа жизни, название которых произошло от фамилии швейцарца Якоба Аманна (1656-1730) , которого также называли Амишем Меннонитским. В XVII - начале XVIII века около несколько десятков семей амишей эмигрировали из Европы в США, где и осели. Сегодня в США насчитывается порядка 200 000 амишей, чьи поселения, так называемые «страны амишей», находятся в 24 штатах страны. Основной язык общения амишей пенсильванско-немецкий диалект. Жители США также называют амишей «пенсильванскими голландцами», тогда как амиши называют всех остальных жителей США «англичанами». Главная религиозная догма амишей основывается на буквальном и строгом толковании Библии . Амиши верят во Второе Пришествие Христа и ждут его тысячелетнего царствования.

Одежда и быт амишей

Большинство амишей носят одежду и головные уборы одних цветов и фасонов.
Мужчины ходят в темно-синих или черных костюмах. Пуговицы у амишей запрещены как элемент украшения и замещены системой крючков и петель. Брюки поддерживаются подтяжками. Рубашки одного цвета, белая — для богослужения. Также в гардеробе каждого мужчины есть черная войлочная шляпа.

Женщины носят чепчики и длинные платья, как правило синего или черного цвета, с обязательным передником. Черный передник для замужних женщин, белый для незамужних. Дети одеты так же, как и взрослые, мальчики обычно носят соломенные шляпы. В теплое время года женщины и дети ходят босиком.

Во взаимоотношениях с внешним миром амиши ведут себя замкнуто.
Амиши работают 6 дней в неделю. Церквей у амишей нет и поэтому по воскресеньям они поочередно собираются в домах членов общины и играют воскресную службу.
Ездят амишы в старинных повозка, запряженных лошадьми и обязательно стальными колесами, без амортизаторов, чтобы чувствовать землю.


В традиционной семье амишей насчитывается порядка 8-10 детей. Так как амишам позволено заключать браки только с членами своей общины, то в их среде очень остро стоит проблема генетических заболеваний. Иногда на надгробиях усопших не пишут ни их имен, ни фамилий, ни дат, считая, что все это умершим уже не нужно.



Главный вид деятельности амишей — сельское хозяйство. В свободное от работы время мужчины изготавливают мебель под старину, женщины шьют одежду. Все это делается в ручную и по моде 17-18 века. Как правило амиши не признают техники и для постройки какого-нибудь объекта (дома и тд.) собирается вся община.

Несмотря на такой консервативный образ жизни, амиши являются как правило очень состоятельными людьми. Старинная одежда и мебель, высококачественная сельхоз продукция (после бума 90х в США на здоровое питание) — все это имеет в Америке большой спрос и покупается за приличные деньги.

Запреты

Амиши не признают большинство достижений технического прогресса.
Им запрещено: иметь оружие, воевать (во время Второй Мировой войны амиши проходили альтернативную службу),водить авто и летать на самолетах, пользоваться электричеством, косметикой, носить наручные часы, обручальные кольца, украшения (даже пуговицы), иметь компьютеры, радио, телевизоры, мобильные телефоны (есть стационарные телефоны около общин, для вызова врачей и тд.)


Многие молодые амиши , не выдерживая такой суровой жизни сбегают из дому, во «внешний мир». В таком случае его община, в том числе и его семья отрекается от беглеца и не подаст ему руку помощи даже в самые трудные для него моменты. Но если беглец решит вернуться в общину и жить по ее правилам, то двери для него всегда открыты. И такие случае нередки. В 70 — 80% случаев, амиш так и не приспособившись к жизни в современном обществе, часто чувствуя себя изгоем, возвращается обратно в общину.

Что мы знаем о старообрядцах? Пожалуй, только то, что они всегда были гонимыми, но очень стойкими в своей вере. От боярыни Морозовой до современной Агафьи Лыковой, схоронившейся в таежной глухомани от "злого мира", до нынешних эмигрантов-старообрядцев, разбросанных по всему свету. В настоящее время в штате Орегон на северо-западе США проживают сибирские старообрядцы, выходцы с Алтая Блиновы, Лаптевы, Лысовы, "харбинцы" Кузьмины, Кузнецовы, Якунины, "турчане" Ивановы, Петровы, Зайцевы...

Кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Лидия Михайловна РУСАКОВА много лет изучает историю, быт, культуру, традиции сибирских старообрядцев в Америке. Выпускница МГУ, специализировавшаяся на средневековой Англии, она приехала вместе со своим мужем, Робертом Сергеевичем, в Академгородок и много лет проработала под руководством академика А.П.Окладникова. Бывала во многих экспедициях по Сибири, Восточному Казахстану, Америке, занимаясь исследованием крестьянского искусства, культуры и быта старожилов-сибиряков, покинувших Россию в дооктябрьский период, а также в первые послереволюционные годы и во времена коллективизации, и проживающих теперь в различных странах, в том числе и США. Предлагаем вниманию читателей её интервью газете "Честное слово".

- Лидия Михайловна, скажите несколько слов о корнях эмиграции русских старообрядцев.

Старообрядческая "Церковная история" рассказывает, как на Дону "полномочный чиновник" предлагал тамошним раскольникам выбирать между принятием новых книг и виселицей. И все согласились умереть. "Мучитель подавал лишь знак - и вдруг вздергивались на виселицу и умирали, а по умертвии мучитель повелевал тела бросать в реку, да теми плывущими мертвецами возвестить и прочим нижним станицам, какова постигнет и тех година". В результате этой дикой расправы поднялось до 40.000 "самых домохозяев" с женами и детьми и под предводительством "своего богомудрого атамана Некрасова" ушло за Дунай в турецкие пределы. В первой половине XVIII века правительство вместе с синодом вело свирепую борьбу против старообрядческих общин. С них взимали штрафы за непринятие исповеди и причастия в церквах, снимали двойной оклад за ношение бороды и платья старого покроя. Беглых старообрядцев ловили, ссылали на каторгу, вырывали ноздри, сжигали раскольничьи иконы и книги. Поэтому, начиная с XVIII века, новые общины старообрядцев слагались преимущественно за рубежом. В том числе - и в Америке.

В настоящее время в округе Марион штата Орегон в городах Сейлеме, Вудбурне, Джервисе, Маунт Эйнджеле, Хабборде и поблизости от них проживает около пяти тысяч русских старообрядцев-эмигрантов. Две группы старожилов Сибири выехали из Китая - из провинции Синьцзян и Харбина. В Америке они называют себя "синьяцзянцами" и "харбинцами". Эти группы я и изучала во время экспедиции в США. Третья группа - "турчане", русские старообрядцы, бежавшие в Турцию в первой четверти XVIII века.

- Вы, вероятно, в ходе своих исследований познакомились с множеством семейных историй?

Да. Мне всегда было интересно слушать людей, знакомиться с их удивительными и порой очень трагичными судьбами. Нередко приходилось и плакать вместе с ними. Из бесед с информаторами выяснилось, что в большинстве своем они сами, либо их отцы, деды и прадеды проживали прежде на территории Алтая в бывшей Томской губернии. Занимались хлебопашеством, мараловодством, пчеловодством, охотились и ловили рыбу. Особенно прибыльным было разведение маралов, панты которых продавали по высоким ценам русским купцам и китайцам. После октябрьского переворота и во время коллективизации целыми семейными кланами старообрядцы бежали в Китай, боясь арестов и конфискации имущества.

Среди информаторов-"харбинцев" прекрасной рассказчицей оказалась Анисья Григорьевна Якунина. Ее семья жила в Приморье, в деревне Варпаховка Яковлевской области, куда приехала из Вятской губернии. Отец был хороший механик по турбинам. Держали пасеку, двух лошадей для выезда и нескольких коров. Сеяли десятины три овса, "четвертуху" льна, сажали картошку, выращивали овощи. Остальное приобретали за счет доходов от мельницы. В 1930 году началось раскулачивание. Пришли за отцом, а он в окно убежал, переодевшись в сарафан жены. "Если бы не выскочил, то его взяли и расстреляли сразу. Многих расстреливали", - сказала Анисья Григорьевна. И добавила: "Не за пьянство, не за буянство, не за разбой он стороны родной лишился - за свой труд честной".

Весной семья перебралась в Китай. Недалеко от Харбина встретили двоюродного брата отца - Михаила Мефодьевича Мартюшева с его семьей. Все вместе, проплыв 80 верст по реке Муданьцзян, добрались до небольшой речки Силинхе да и заселились. Вскорости сюда же пришли Кузнецовы, Кузьмины, Валиховы, Гастевские, Калугины, Семирековы.

После вступления советских войск в Манчжурию в 1945 году преследования русских старообрядцев возобновились. Многих из них арестовали и увезли в СССР. Оставшиеся стали покидать насиженные места. Уезжали в Бразилию. Путь из Гонконга проходил через Лос-Анджелес, где старообрядцы услышали, что в штате Орегон в округе Марион проживает группа русских молокан. И семьи старообрядцев начали переселяться туда.

- Сохранился ли в семьях старообрядцев, проживающих ныне там, русский язык?

Взрослые старообрядцы все без исключения владеют русским языком. Он остается основным средством общения в семье, с членами своей религиозной общины. Вместе с тем многие из них могут объясняться на английском, испанском, португальском языках. Маленькие дети, дошкольники общаются со своими сверстниками на английском языке, и дома они зачастую не хотят говорить по-русски. Настойчивые родители запрещают детям в семье говорить по-английски, прибегая иногда даже к подзатыльникам и шлепкам. Подростки, как правило, знают оба языка, но предпочитают английский.

- А каков основной род занятий старообрядческих семей?

Главным образом - это сельское хозяйство. Они выращивают кукурузу, подсолнухи, хмель, ягоды - ожину, мерину, логану, виноград. Ягоды в основном продают, для себя выращивают овощи. Женщины работают также на швейной фабрике, мужчины - на мебельной. Иногда нанимаются на вырубку леса и посадку деревьев, но эта работа требует длительной отлучки от дома, что выбивает мужчин как из семейной, так и из религиозной жизни общины. Из женских рукоделий развито вязание.

Продолжает бытовать ткачество поясов - на ткацком станке, на навой, на кружочках, на плашках. Но если раньше каждая девушка училась ткать пояса, чтобы в большом количестве заготовить их к свадьбе, то сейчас этим занимаются в основном мастерицы пожилого возраста. А девушки заказывают им изготовить пояса к свадьбе. Один пояс стоит дорого - от 18 до 25 долларов. В моем присутствии у одной из мастериц девушка-невеста купила сразу 30 поясов в подарок жениху и всей его родне.

- Старообрядцы по-прежнему носят традиционную одежду?

Да, и в будни, и в праздники старообрядцы до сих пор носят традиционную одежду, бытовавшую у их предков, проживавших в Сибири. Сарафан, рубаха, шашмура и платок составляют комплекс женской одежды. Только девочки и девушки до замужества ходят с непокрытой головой. Мальчики и мужчины носят рубахи, сшитые их матерями или женами. Непременным атрибутом в одежде детей и взрослых остается пояс. В первый раз он повязывается во время крещения. В каждой семье имеется по два-три десятка поясов.

Женщины повседневно носят сарафаны. Женщины поверх сарафанов надевают передники - фартуки или запоны, подол которых украшают нашивками. Свадебная одежда ничем не отличается от праздничной, лишь вместо традиционных ярких тканей стали использовать для рубахи и сарафана шелковые и кружевные белые ткани. Пожилым женщинам это не нравится. "Ну что это, как на покойника, шьют", - говорят они. Невеста до венчания надевает на голову "красоту" - шапочку, сшитую из искусственных цветов или бантиков, к которой сзади прикрепляют пять-семь разноцветных лент.

- Лидия Михайловна, а сохранились ли традиционные обряды, обычаи в семьях старообрядцев, проживающих в Америке?

Из традиционных обрядов и обычаев, которые являются неотъемлемой частью общерусской культуры, а не только культуры старообрядцев, в более-менее полном виде сохраняется в Орегоне свадебный обряд. Но мне самой наблюдать его не пришлось, так как я приехала в начале Великого поста, а во время поста свадеб не справляют. Посмотрев фильм Маргарет Хиксон "Старообрядцы" и видеофильм, заснятый моей хозяйкой, я отметила, что в многодневном свадебном действе присутствуют такие важные ритуалы, как девичник, "баня" в субботу вечером накануне венчания, "продажа" невесты, прощание ее с семьей и друзьями, венчание, окручение невесты шашмурой, духовный завтрак и "пир". Во время "пира" молодые в течение многих часов, а иногда двух-трех дней стоя выслушивают поздравления и наставления.

Старообрядцы Орегона продолжают руководствоваться религиозными установками, которые уходят своими корнями в далекое прошлое. Они сохранили Юлианский календарь, празднуют двенадцать Великих Праздников, главным из которых является Пасха, соблюдают четыре поста, а также постятся по средам и пятницам.

По-прежнему действует запрет стричь волосы женщинам и бороды мужчинам. Запрещены разводы, которые теперь случаются, но все-таки строго осуждаются. Запрещено предупреждение и прерывание беременности. Этим обусловлена высокая рождаемость. И хотя много детей умирает в младенческом возрасте, нередки семьи, в которых растет по десять и больше детей.

В отношении браков русские старообрядцы придерживаются принципов внутриобщинной эндогамии. Однако эти принципы нередко нарушаются. Молодые люди обоего пола вступают в брак с американцами. Некоторые после этого были вынуждены покинуть общину. Но хозяйка, у которой я жила в Вудбурне, Степанида Ивановна Гейкен (в девичестве Кузьмина), выйдя замуж за американца, проявила исключительное мужество и терпение. Через пять лет после брака Пэт Гейкен принял старообрядческую веру, регулярно вместе с женой бывает на молениях.

- А в каких домах живут старообрядцы - в частных или обычных многоэтажных?

Многие сибирские старообрядцы приобрели в собственность участки земли и стали фермерами. Они живут в одно-двухэтажных коттеджах, достоинство которых определяется количеством спален: две, четыре, шесть. Интерьер в таких домах мало чем отличается от городского - ковровые покрытия на полах, современная мягкая мебель. Те старообрядцы, которые не смогли купить дом, арендуют его по довольно высоким ценам или живут в трейлерах. Но в каких бы домах ни жили старообрядцы, в каждом обязательны иконы, которые вывезены были из родных мест и бережно хранились в течение многих десятилетий.

Американские староверы (Меннониты)

Меннониты в США продолжают жить так, как их предки в XVIII веке - не признавая благ цивилизации и существуя внутри своих замкнутых общин. Когда-то более 100 тысяч меннонитов проживало в России, их труд на земле был в 2,5 раза производительнее труда русских крестьян - пока их микроцивилизацию не разрушили Первая мировая война и сталинский террор.

Меннонитов часто называют «крайним течением в протестантизме», и оно зародилось во время Реформации в Голландии. Не буду выносить оценок их вероисповеданию, я предлагаю читателям самим почитать об этом в Википедии. Отмечу лишь, что основой их веры считается честный труд на земле.



Меннониты до сих пор не признают благ цивилизации - к примеру, таких, как электричество или телевизор. Необходимую энергию - для перемола зерна или сбивания масла, работы ткацкого станка - им дают ветряки. Впрочем, «в ограниченных целях» сегодня меннониты используют автомобили, как на фотографии ниже - для вспашки земли.

Не приемлют они и насилия (отказываясь от воинской службы), хотя в США у многих из них есть оружие - но, как они сами говорят, «только для самообороны и охоты». Не приветствуется и государственная служба.

Меннониты в большинстве своём - потомственные фермеры, сегодня их продукция часто сертифицируется как органическая, что позволяет им продавать свой урожай в 2-3 дороже, чем у «промышленных» фермеров.

Кроме частных угодий меннониты содержат и общественные поля, находящиеся под присмотром Совета старейшин (также поступают и близкие к ним по вере амиши). На выручку от продажи урожая с этих полей местные жители поддерживают дороги в надлежащем состоянии, платят зарплату школьным учителям, кузнецу, акушерке.

Женятся меннониты только между собой и прибегают к услугам свах.

Программы в местных школах утверждаются Советом старейшин. Детей учат только тому, что в будущем пригодится им на практике: геометрии - чтобы построить дом, механике - чтобы справиться с плугом или починить повозку, английскому языку - чтобы быть в состоянии торговать, и еще некоторым предметам.

Законодательство США позволяет им иметь самоуправление, и федеральные власти предпочитают не вмешиваться в их образ жизни, уважая их религиозный выбор.

«Исполнительная власть» в их городках принадлежит выборному Совету старейшин, «законодательная власть» осуществляется неким подобием референдума.




Ниже на фотографиях - жизнь меннонитов в американском штате Теннеси (фотограф Лукас Фолиа).


































До 1917 года в России проживало около 110 тысяч меннонитов (из них 70 тысяч - на Украине).

7 сентября 1787 года Екатерина II издала указ, целью которого было заселить земли юга Украины трудолюбивыми немцами. И если в Голландии, на родине меннонитов, уже начались процессы, которые через несколько лет сделали их легальными и равными в правах с католиками и реформистами, то в Пруссии они по-прежнему испытывали серьезные трудности, в частности, из-за отказа идти на воинскую службу. Указ Екатерины предлагал предоставить им много религиозных и гражданских свобод, льготы от податей на 10 лет. Каждое семейство получало по 65 десятин земли и по 500 рублей на проезд и обживание.

Знаменитый русский историк Костомаров однажды посетил такую колонию и был впечатлен:

«… Я осмотрел житье-бытье меннонитов и был изумлен чрезвычайно цветущим состоянием их быта. Дворы их обсажены садами, домики просторны и светлы, хотя крыты соломой и носят на себе характер малорусского жилья, только несравненно культурнее и богаче. Везде в домиках деревянные полы, чисто вымытые; заборы и все хозяйственные постройки содержатся в порядке, и нигде не видно того неряшества и беспечности, какими страдают наши русские деревенские постройки… Близ самой колонии красуется прямой превосходный лес, сеянный назад тому двадцать лет. Меннониты с гордостью уверяют, что это предрассудок, будто край Екатеринославской губернии по своей природе безлесный. Все они грамотны, отдают детей в свои училища и не чуждаются туземного языка… »

Исследования показывали, что в среднем одно меннонитское хозяйство было в 2 раза более продуктивным, чем соседние украинские хозяйства, и в 2,5-3 раза - чем русские. В Оренбургской области средний сбор зерна у одного меннонитского хозяйства составлял 2000 пудов (32 тонны), ещё одной их специализацией там было овцеводство.

В 1880-х годах образ жизни русских меннонитов описывался так:

«Меннониты высоко ставят грамотность, считая ее «важнейшей потребностью общества»; между ними нет неграмотных; мальчики и девочки обязательно посещают школы (большей частью одноклассные, в каждой колонии по школе; кроме того, в Хортице и Гальбштадте русские высшие училища, в Гальбштадте и Орлове-на-Молочне — ремесленные училища). В доме почти каждого хозяина имеется какой-либо периодический орган (чаще — немецкий). Все, даже противники иностранных колонистов, утверждают, что М. трудолюбивы, любят порядок, нравственны, гуманны и трезвы. Они живут в больших и удобных домах (около 30% каменных) и по преимуществу малосемейны. Влияние их на окружающих русских крестьян благотворно. Господствующая идея их учения — ожидаемое восстановление в мире царства Божия через основание и распространение на земле церкви чистой и святой. Затем, безусловная вера в Библию, в буквальный смысл ее текста; свобода личного понимания в области верования; евхаристия — лишь благоговейное воспоминание события из жизни Иисуса Христа, способствующее возвышению и укреплению чувства веры; крещение совершается только над взрослыми; судебные тяжбы, присяга и воинская служба отрицаются. В церковном отношении каждая самостоятельно организовавшаяся община существует независимо от других: она сама избирает своих духовных наставников и проповедников ».

Началом трагедии для меннонитов России стала Первая мировая война, когда усилилось недоверие правительства к немцам-колонистам. Боясь массового шпионажа, их начали насильно переселять из Украины в Поволжье. Депортация производилась за счет колонистов, их земли и имущество конфисковывались в пользу государства. Каждому переселенцу разрешалось иметь багаж не более 20 фунтов (8 кг). На каждые 1000 человек брали одного заложника…

Временный расцвет для меннонитов наступил с приходом к власти для большевиков. Однако уже в конце 1920-х с укоренением сталинщины меннониты подверглись жесточайшим репрессиям. В советское и постсоветское время меннониты стали уезжать в США, Канаду и др. страны.

Сегодня в РФ остались лишь малочисленные колонии меннонитов, к примеру, как вот эта в Оренбургской области.

Максима Лемоса, профессионального оператора, режиссера, который живет в Латинской Америке и периодически возит к староверам наших туристов.

Расскажу, как я попал туда впервые. Я сопровождал туристов, ехали мы на автомобиле по разным городам Аргентины и Уругвая. И решили заехать к староверам. Информации про староверов в интернете очень мало, нет чётких координат, не ясно, где их искать, и вообще не понятно, насколько информация актуальна. Была только информация о том, что колония староверов находится неподалёку от города Сан Хавьер. Мы приехали в этот город, и я начал выяснять у местных, где найти русских. “Аааа, барбудос!?” – сказали в первом же магазинчике. “Барбудос” по-испански – бородачи. “Да, они тут неподалёку живут. Но они вас не пустят к себе, они агрессивные”, – заявили нам сан-хавьерцы. Такое заявление слегка насторожило. Но всё-таки я выяснил, как туда добраться просёлочными грунтовыми дорогами. Уругвайцы говорили, что “барбудос” никого не принимают и ни с кем не общаются. К счастью, это оказалось не так. Удивительно, но многие “русские” сан-хавьерцы ничего толком не знают о своих русских соседях. А всего непонятного и другого, человек, как известно, боится. Поэтому особой дружбы между бывшими русскими санхавьерцами и русскими староверами нет.

Мы приготовились было отправляться в путь, на поиск деревни, но в этот момент нас окликнул кто-то из сан-хавьерцев, показывая пальцем на банкомат. “Это как раз один из них”, сказал он. Из банка вышел странного вида человек в зелёной рубахе, подбитой верёвочным поясом, с бородкой. Завязалась беседа. По русски. Человек оказался совсем не агрессивным, а наоборот, добрым и открытым. Первое, что поразило, – это его язык, говор. Он говорил на том языке, который я слышал только в кино. То есть это наш, русский язык, но многие слова там произносятся по-другому, и есть много слов, которые мы вообще больше не используем, например, дом они зовут избой, вместо сильно говорят “шибко”. Говорят не “знаешь”, а “знашь”, “хошь”, “понимашь”… Вместо “сильнее” говорят “пуще”. Говорят не “бывает” а “быват”, не “может” а “могёть”, не “начнёшь” а “зачнёшь”, не “другие” а “други”. Сколь, евошный, туды-сюды, подле… Пообщавшись так чуток мы спросили, нельзя ли глянуть, как они там живут. Старовер согласился, и мы поехали за евошной машиной. Нам повезло, что мы его встретили, без него, по схеме, нарисованной сан-хавьерцами, мы бы точно ничего не нашли бы. И вот мы подъехали к деревне…

Попадая впервые в деревню староверов, испытываешь шок. Полное ощущение, что попал в прошлое на машине времени. Именно так выглядела Россия когда то… Въезжаем в деревню, дом, во дворе женщина в сарафане доит корову, бегают босые дети в рубахах да сарафанчиках… Это кусок старой России, который был из неё вынут и перенесён в другой, чужой мир. И поскольку русские не интегрировались в этом чужом мире, это позволило дожить до наших дней этому кусочку старой России.

Фотографировать в этой колонии категорически нельзя. И все те снимки, которые вы увидите ниже, сделаны с разрешения староверов. То есть групповые, “официальные” снимки возможны. Нельзя без спросу, тайно фотографировать их жизнь. При выяснении, почему они так не любят фотографов, выяснилось, что к ним под видом туристов пробирались журналисты. Снимали их, а потом выставляли в виде клоунов на посмешище. Один из таких глупых и бессмысленных репортажей сделало уругвайское ТВ скрытой камерой

Техника у них очень серьёзная. Вся в собственности. Имеются и фуры, и комбайны, и разные орошалки, поливалки.

Приехав в деревню, мы познакомились с одним из старейшин, и он рассказал нам про жизнь этого кусочка старой России… Так же как нам интересны они, мы интересны для них. Мы – часть той России, которую они как-то себе представляют в голове, с которой живут многими поколениями, но которой никогда не видели.

Староверы не бьют баклуши, а трудятся как папы Карло. У них в собственности порядка 60 гектаров, и ещё около 500 гектаров они арендуют. Здесь, в этой деревне живут около 15 семей, всего порядка 200 человек. То есть, согласно простейшему подсчёту, в каждой семье в среднем по 13 человек. Так оно и есть, семь большие, детишек много.

Вот несколько “официальных”, разрешённых фотографий. Те, которые без бород – не староверы – это я и мои туристы.

И вот ещё фотографии, снятые с разрешения староверов человеком, который у них работал комбайнёром. Зовут его Слава. Простой русский парень долго путешествовал по разным латиноамериканским странам и пришёл поработать к староверам. Они его приняли, и целых 2 месяца он жил с ними. После чего всё-таки предпочёл уволиться. Он художник, потому фото получились такие хорошие.

Очень атмосферно, как в России… раньше. Сегодня-то в России комбайнов нет и тракторов тоже. Всё сгнило, и деревни стоят пустые. Россия так увлеклась вставанием с колен путём продажи нефти и газа гейропейцам, что не заметила, как русская деревня умерла. А вот в Уругвае русская деревня жива! Вот так могло бы быть в России сейчас! Я конечно утрирую, где-то в России, конечно, есть комбайны, но я своими глазами видел множество мёртвых деревень вдоль главных российских трасс. И это впечатляет.

Давайте очень деликатно, с огромным уважением заглянем за шторочку приватной жизни староверов. Фотографии, которые я здесь выкладываю, сняли они сами. То есть это официальные фото, которые сами староверы выложили в открытый доступ в социальные сети. А я просто собрал из фейсбука и перепостил эти фотографии здесь для вас, мой дорогой читатель. Все фотографии здесь из разных южноамериканских колоний староверов.

В Бразилии староверы живут штате Мато Гроссо (Mato Grosso), в 40 км от города Prmiavera do Leste. В штате Амазонас недалеко от городка Умайте (Humaita). А также в в штате Парана, рядом с Понта Гросса (Ponta Grossa).

В Боливии живут они в провинции Санта Круз, в поселении Тоборочи (Toborochi).

И в Аргентине поселение староверов находится под городком Чоель-Чоель (Choele Choel).

И здесь я расскажу всё то, что узнал от староверов про их жизненный уклад и традиции.

Странные ощущения, когда начинаешь общаться с ними. Сперва кажется, что они должны быть какие-то совсем иные, “не от мира сего”, погружённые в свою религию, и ничто земное их не может заинтересовать. Но при общении выясняется, что они такие же как мы, только маленько из прошлого. Но это не значит, что они какие-то отрешённые, и им ничего не интересно!

Эти костюмы – не какой то маскарад. Так они живут, в этом ходят. Женщины в сарафанах, мужики в рубахах, подвязанных верёвочным поясом. Женщины сами шьют одежду. Да, конечно, эти фотографии в основном с праздников, поэтому и одежда особо нарядная.

Но как видите, и в повседневной жизни староверы одеваются по старо-русски.

Невозможно поверить, что все эти люди и родились и выросли вне России. Мало того, их родители тоже родились здесь, в Южной Америке…

И обратите внимание на их лица, они все улыбаются. Всё-таки в этом сильное различие между нашими, российскими верующими и южноамериканскими староверами. У российских православных почему-то при всех разговорах о Боге и религии лицо становится скорбно-трагичным. И чем сильнее современный россиянин верит в Бога, тем печальнее лицо его. У староверов же всё на позитиве, и религия тоже. И я думаю, в старой России было так же как у них. Ведь великай российскай поэт Пушкин шутил и издевался над “попом-толоконным лбом”, и это было тогда в порядке вещей.

Живут староверы в Южной Америке уже в течении почти 90 лет. В 30-х годах они бежали из СССР, так как вовремя почуяли опасность от новой советской власти. И правильно сделали, они бы не выжили. Бежали они сперва в Манчжурию. Но со временем и там их стала притеснять местная коммунистическая власть, и тогда они перебрались в Южную-Северную Америки и Австралию. Самая большая колония староверов находится на Аляске. В США они живут также в штатах Орегон и Миннесота. Староверы, к которым я езжу в Уругвай, сперва жили в Бразилии. Но там им стало некомфортно, и в 1971 году многие семьи перебрались в Уругвай. Долго выбирали земли, и наконец осели рядышком с “русским” городом Сан-Хавьер. Уругвайские власти сами присоветовали русским это место. Логика простая, те русские – эти русские, авось вместе-то лучше. Но ведь русские не всегда любят русских, это наша национальная особенность, поэтому особой дружбы у русских сан-ховьерцев со староверами не сложилось.

Приехали на пустое место. Стали всё строить, обосновываться в чистом поле. Поразительно, но в уругвайской колонии до 1986 года не было электричества! Освещали всё керосинками. Ну и приспособились жить по солнцу. Поэтому уругвайская колония самая интересная, ведь всего-то 30 лет назад они были отрезаны от остального мира полностью. И жизнь тогда была действительно как в позапрошлом веке в России. Воду носили коромыслами, землю пахали на лошадках, дома тогда были деревянные. Разные колонии жили по-разному, какие-то больше интегрированы в страну, где они находятся, например американские колонии. Каким-то колониям нет особо повода интегрироваться, например боливийской колонии. Ведь Боливия – страна довольно дикая и отсталая. Там, за пределами колонии такая нищета и разруха, что ну её, эту интеграцию!

Имена у староверов частенько старославянские: Афанасий, Евлампея, Капитолина, Марфа, Парасковея, Ефросинья, Ульяна, Кузьма, Василиса, Дионисий…

В разных колониях староверы живут по-разному. Кто-то более цивилизованно и даже богато, кто-то поскромнее. Но уклад жизни – такой как в старой России.

За соблюдением всех правил ревностно следят старшие. Молодёжь иногда не очень мотивированна верою. Ведь кругом столько интересных соблазнов…

Поэтому у стариков стоит непростая задача, ответить подрастающим молодым на множество вопросов. Почему им нельзя пить алкоголь? Почему им нельзя слушать музыку? Почему не обязательно учить язык страны, в которой живёшь? Почему им нельзя пользоваться интернетом и смотреть фильмы? Почему нельзя поехать и посмотреть какой-нибудь красивый город? Почему им нельзя общаться с местным населением и вступать с местными в какие-либо нехорошие связи? Зачем нужно молится с трёх до шести утра, и с шести до восьми вечера? Зачем поститься? Зачем креститься? Зачем соблюдать все остальные религиозные ритуалы?… Пока старшим как-то удаётся отвечать на все эти вопросы…

Пить староверам нельзя. Но если помолясь да покрестясь, то можно. Староверы пьют бражку. Готовят её сами. Ей угощали и нас. Причём довольно настойчиво, по русской традиции практически вливая её внутрь, стакан за стаканом. Но бражка хорошая и люди хорошие, чего ж не выпить то!

Староверы больше всего любят работать на земле. Без этого они себя не мыслят. Да и вообще они люди вполне работящие. Ну и кто поспорит, что это не Россия?!

Я сначала не понимал, почему староверы Уругвая, к которым я езжу, называют уругвайцев “испанцами”. Потом понял: они сами-то тоже граждане Уругвая, то есть уругвайцы. А испанцами называют уругвайцев потому, что те говорят по-испански. Вообще дистанция между уругвайцами и староверами огромна. Это совсем разные миры, именно поэтому уругвайцы Сан-Хавьера рассказывали нам об “агрессивности” староверов. Староверы же характеризуют “испанцев” как ленивых бездельников, которые не хотят работать, сосут своё мате и вечно жалуются на правительство и государство. У староверов же другой подход к государству: главное, чтоб не мешало. К уругвайскому правительству у староверов есть тоже ряд претензий. Например, недавно в Уругвае вышел безумный закон, по которому, прежде чем землю засеять, нужно спросить у начальства, что там можно сеять. Начальство пришлёт химиков, они сделают анализ почвы, и вынесут вердикт: садить помидоры! А с помидорами бизнес староверов прогорит. Им нужно сажать фасоль (например). Поэтому староверы начинают подумывать, а не начать ли им поиск новой страны? И живо интересуются, а как там в России к крестьянину относятся? Стоит ли в Россию переезжать? Вы бы что им посоветовали?

Тема комбайнов, орошения, пахоты и засева занимает в жизни староверов одно из главных мест. Об этом они могут говорить часами!

Бескрайняя бразильская Русь…

Техника: комбайны, орошалки, сеялки и проч., у староверов своя. И каждый комбайн (который, к слову, стоит 200-500 тысяч долларов) староверы умеют чинить сами. Они могут разобрать и собрать заново каждый свой комбайн! У староверов в собственности сотни гектаров земли. И ещё больше земли они арендуют.

Семьи у староверов большие. Например у главы уругвайской общины в которую я иногда вожу туристов, целых 15 детей, а ему всего 52 года. Есть много внуков, сколько точно, он не помнит, приходится подсчитывать, загибая пальцы. Жена у него тоже молодая и вполне земная женщина.

В официальные школы детишек не отдают. Всё очень просто: если дети выучат язык той страны, где живут, то очень велика вероятность того, что соблазняться яркой окружающей жизнью, и выберут её. Тогда и колония растворится, и русские растворяться точно так же, как за 10 лет русские из города Сан Хавьер превратились в уругвайцев. И такой пример уже был, в бразильской колонии дети стали ходить в обычную бразильскую школу, которая была по-соседству. И почти все из детишек когда выросли, выбрали бразильскую жизнь вместо староверской. Я уж не говорю про староверов США. Там уже во многих семьях староверы общаются друг с другом на английском.

Старшие староверы из всех колоний прекрасно понимают риск растворения колонии в стране, и всеми силами сопротивляются этому. Поэтому не отдают детей в государственные школы, а стараются обучать их сами по мере возможности.

Чаще всего детишек учат дома. Учат читать по-церковнославянски. На этом языке написаны все религиозные книги староверов и на этом языке они молятся ежедневно с 3 до 6 утра и с 18 до 21 часу вечера. В 21 час староверы укладываются спать с тем, чтобы встать в 3, помолится и идти работать. Расписание дня столетиями не менялось и подстроено под световой день. Чтобы работать пока светло.

В колониях Бразилии и Боливии для детей в школу приглашаются местные учителя, которые учат их соответственно португальскому и испанскому. Но в обучении языку староверы видят исключительно практический смысл: это нужно, чтобы вести бизнес с местными. Староверские дети играют в русские традиционные игры, в лапту, пятнашки и многие другие, с чисто-русскими названиями.

Большинство фотографий, которые вы здесь видите со староверских праздников, чаще всего со свадеб. Девочки выходят замуж чаще всего в 14-15 лет. Парни в 16-18. Сохранены все традиции со сватаньем. Жену сыну должны подбирать родители. Стараются подбирать из другой колонии. То есть жениху из уругвайской колонии привозят невесту из боливийской или бразильской и наоборот. Староверы очень стараются избегать кровосмешения. Не стоит думать, что бедным несовершеннолетним детишкам не оставляют выбора. Формально должны выбирать родители, на практике же всё происходит довольно мягко и естественно, и конечно мнение подростка учитывается. Никто никого насильно не женит. Да вы наверное и сами видите по этим фотографиям, что никаким насилием над личностью здесь не пахнет.

Но у вас конечно встаёт законный вопрос – замуж в 14 лет??? Да, именно так. И да, тем самым они нарушают законы тех стран, в которых живут. Они шумно празднуют свадьбу, после чего живут вместе, и считаются мужем и женою. А когда им исполняется 18, регистрируют свой брак в официальных органах.

Кстати, у староверов совсем другое летоисчисление. Но какой сейчас год “мирской”, тоже знают: они же должны разбираться во всех документах об аренде земель, закупке сои, оплате счетов.

Кстати, евреев староверы зовут жидами. Сперва я подумал, что это у них махровый антисемитизм. Но потом понял, что произносят они это слово совсем без негатива. Ведь так звали евреев в старину…

Видите, на фото все как на подбор, в одинаковых сарафанах? Дело в том, что одёжа и её окрас играют в жизни староверов огромную роль. Жёлтые штаны – два раза ку. Например, на свадьбу все гости со стороны невесты одеваются в один цвет, а со стороны жениха – в другой. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели, а когда нет цели…

У староверов дома не бревенчатые, а бетонные, построенные в традициях строительства того места, где они живут. Но весь уклад наш, старо-русский: сени, заваленки, посидушки женщин с детями пока мужики то на работе.

А внутри дома всё равно русские! Староверы обшивают дом внутри деревом. Так живее. И дом они называют избой.

Бабы и девки (так здесь называются особи женского пола) не работают на земле, а заняты по хозяйству. Готовят еду, следят за детишками… Роль женщины у них всё-таки слегка пришибленная, чем-то даже напоминает роль женщины в арабских странах, где женщина – бессловесное животное. Вот мужики сидят, кушают. А Марфа с кувшином, поодаль. “Ну-ка Марфа, принесь ещё того-сего, да помидоров давай туды-сюды!”, и беззвучная Марфа бросается исполнять задание… Как-то неловко даже за неё. Но не всё так сурово и жёстко. Видите, вон и бабы тоже сидят, отдыхают да смартфонятся.

Мужики занимаются и охотой и рыбалкой. Вполне насыщенная жизнь. Да и природа тут у нас, я вам скажу!

Помимо бражки пьют и пиво. Однако про алкашей я не слыхал. Как то все при деле. Алкоголь не заменяет им жизнь.

Тут собранны фото из разных колоний. И в каждой из них свои правила, где-то пожёстче, а где и помягше. Для баб косметика недопустима. Но если очень хочется, то можно.

Интересно староверы рассказывают про сбор грибов. Естественно про подберёзовики, подосиновики и белые они не знают. В этой местности растут немного другие грибы, похожи они на наши маслята. Сбор грибов у староверов не является обязательным атрибутом жизни. Хотя они перечисляли некоторые названия грибов, и они русские, хотя и мне не знакомые. Про грибы они говорят примерно так: “иногда кто хочет собирает. Да вот только иногда насобирют плохих, потом животы болят…”. И выезды на джипах на природу, и мясо на гриле, и все остальные атрибуты так нам хорошо знакомых пикников, у них тоже имеются.

И даже шутить умеют. Кстати, с чувством юмора у них тоже все в порядке.

Вобщем вы сами видите, самые обыкновенные люди.

Здороваются староверы словом “Здорова!”. Ни “здравствуйте” ни тем более “привет” они не используют. Вообще, у староверов нет обращения “Вы”. Всё на “ты”. Кстати, меня они называют “вожак”. Но вожак не в смысле главный. А в том смысле, что я вожу людей. Гид, стало быть.

Кстати, почувствовали одно яркое несоответствие русскости? Что не так в этих улыбках? Чувствуете, что когда фотографии с улыбками, что-то неуловимо не наше? Они улыбаются с зубами. Россияне же обычно улыбаются, зубов не показывая. С зубами улыбаются американцы и прочие иностранцы. Вот такая деталь откуда-то появилась в этой параллельной маленькой России.

Хотя вы наверное заметили даже на этих фотографиях, сколько у людей позитива на лицах! И радость эта не притворная. У нашего же народа больше какой то тоски и беспросветности.

Староверы довольно часто для письма используют латиницу. Но и кириллицу не забывают.

В большинстве своём староверы – состоятельные люди. Конечно, как и в любом обществе кто-то богаче, кто-то беднее, но в целом живут они весьма недурственно.

Здесь на этих фото в основном жизнь бразильской, аргентинской и боливийской колоний. О боливийской колонии староверов имеется целый репортаж, там правила не такие жёсткие, как в уругвайской колонии и снимать там иногда разрешается.

Обычная нашенская свадьба, наш дом на заднем плане. Только два пальмовых ствола дают понять, что это не Россия

Староверская молодёжь любит футбол. Хотя они и считают эту игру “не нашей”.

Хорошо ли живут староверы или плохо? Они живут хорошо. Во всяком случае уругвайские и боливийские староверы живут лучше средних уругвайцев и боливийцев. Староверы ездят на джипах по 40-60 тысяч долларов, у них смартфоны последних моделей…

Основная письменность у староверов на латинице и по-испански. Но и русский многие знают тоже.

Но на староверов наложено много ограничений. Телевизоры запрещены, компьютеры тоже. Да и про телефоны староверы говорят, что это всё от дьявола. Но уж ладно, есть и есть. Телевизоры тоже бы появились, да не нужны они. Староверы привыкли жить без них многими поколениями, и уже не понимают, для чего они нужны. Компьютеры в каких-то колониях запрещены, в каких-то используются. Да и в современных смартфонах имеется мобильный интернет…

Есть в фейсбуках староверов даже самодельные комиксы. Этот его не очень понял: “Я её люблю”, “Хочу обнять его”, “Хочу спать!”. Кстати, в фейсбуке староверы переписываются частенько по-португальски и по-испански. Переписываются те, кто так или иначе получил местное образование. Писать по-испански-португальски их научили. А по-русски они не умеют, только разговаривать. Да и клавиатуры русской у них нету.

Староверам очень интересна нынешняя Россия. Многим из них деды, бежавшие из Советской России 30-х годов, наказали обязательно вернуться в Россию, когда там будут подходящие условия. Так почти целое столетие староверы жили на чужих землях в ожидании того, что настанет благоприятный момент для возвращения. Но этот момент всё не наступал: Сталин стал загонять народ в лагеря, и главное, что было важно для староверов – душил деревню своими безумными коллективизациями. Потом пришёл Хрущёв, который стал отбирать у народа скот, и насильно внедрять кукурузу. Потом страна стала заниматься различными гонками вооружений, и из заграницы, особенно отсюда, из Южной Америки, СССР казался ОЧЕНЬ странной и экзотической страной. Потом началась перестройка и в России наступила нищета, и, наконец, пришёл Путин… И вот с его приходом староверы встрепенулись. Начало казаться, что может быть и настал тот самый подходящий момент для возвращения. Россия оказалась нормальной страной, открытой к остальному миру, без экзотических коммунизмов и социализмов. Россия стала, и вправду, делать шаги навстречу русским, живущим в других странах. Появилась “государственная программа о возвращении на родину”, к староверам приехал российский посол в Уругвае и стал водить с ними дружбу. С бразильскими и боливийскими староверами тоже начались разговоры со стороны российских властей, и в конце концов, небольшая группа староверов переехала в Россию и расселилась в селе Дерсу Приморского края. И об этом репортаж российского ТВ:

Репортёры в этом репортаже рассказывают официальную версию относительно традиций староверов. Но не нужно думать, что у староверов так всё жёстко регламентировано, и такой железный распорядок. Репортёрам и разным заезжим, приезжим, чьи отчёты можно встретить в интернете, староверы рассказывают как ДОЛЖНО быть. Но для того, чтобы так было, люди должны быть не людьми, а машинами. Они стараются придерживаться своих правил. Но они живые люди, и американская зараза в виде глобализации и прочей пакости активно внедряется в их жизнь. Шаг за шагом, по чуть-чуть. Но устоять уж больно тяжело…

Всё по-нашенски! Селфи на смартфон с губками бантиком… Всё-таки родные корни! …..А может это американское влияние и сюда добралось?

…нет ответа…

Вообще, принято думать, что любые ортодоксальные верующие – люди непонятные и сильно странные. Я не знаю, насколько сильно веруют староверы, но это абсолютно нормальные, земные, свои в доску люди. С юмором, и со всеми теми же желаниями и хотениями, что есть у нас с вами. Они ничем не святее нас. Или мы ничем не хуже их. Все хорошие, в общем.

И хоть парни и выросли на другом континенте, а ведь всё наше: и целлофановые пакеты, и сидят по-пацански…

Ну а кто скажет что это не средне-российский пикник?

Эх, уругвайская Русь!…

Всё началось с новости о том, что в Приморье появились старообрядцы из Южной Америки. Это случилось в 2009 году, когда я уже с головой был погружён в проблемы русской эмиграции. Старообрядцы тоже оказались эмигрантами, значит, моими героями. В 2010 г. принял предложение коллеги из Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН профессора Юлии Викторовны Аргудяевой поучаствовать в экспедиции по местам нынешнего проживания старообрядцев в США.

Мы объехали несколько населённых пунктов в Орегоне и на Аляске, собрали ценнейший материал. Сейчас во Владивостоке выходит совместный труд, где подводятся итоги исследований: жизнь старообрядцев в Приморье, их вынужденный побег в Китай; репрессии и репатриация после 1945 г., исход остатков старообрядческих общин в середине 1950-х годов через Гонконг в Южную и Северную Америку, наконец, современное положение старообрядцев.

Первые из старообрядцев, приехавшие в Приморье из Уругвая, поселились в деревне Дерсу Красноармейского района. Следующей стала группа из Боливии, связанная родственными узами с уругвайскими переселенцами. Сначала она остановилась в селе Корфовка, но вскоре тоже перебралась в Дерсу.

Нам захотелось побывать в гостях у переселенцев из Южной Америки. Из Владивостока отправились поездом.

В Дальнереченске нас встретил «проводник» Фёдор Владимирович Крониковский. Заправившись по пути бензином, мы отправились в путь. Когда миновали Рощино, ещё около часа пылили по просёлочной дороге, пока не добрались до весьма экзотической переправы: через реку Арму перекинут трос, к которому присоединён понтон. С помощью энергии течения он за 150 рублей
довольно быстро перевозит автомашины с одного берега на другой. Здесь сотовый телефон замолчал. Мы попали в другой мир.

Вот, наконец, и Дерсу. Обыкновенная русская деревенька, которая раньше называлась Лаулю. Она располагается в красивом месте: в огромной чаше, окружённой со всех сторон сопками. Недалеко река. Сегодня здесь проживают 15 старообрядческих семей. По утверждению их старейшин, в Приморье могут переселиться ещё до 80 семей — это более 500 человек. Географическое положение, природа и сельскохозяйственные условия этой местности отвечают всем чаяниям приехавших.

При переезде им обещали всестороннюю поддержку. Старообрядцы с признательностью вспоминают телефонный разговор президента Путина с их представителем Алексеем Килиным, когда глава страны горячо поддержал желание старообрядцев обустроиться в Приморье. Увы, поддержка местных властей оставляет желать лучшего. Но всё по порядку…

В глаза бросаются когда-то добротные, но уже покосившиеся избы: они без фундамента, стоят на галечной подушке. Убогость почерневших домов скрадывает обильная зелень. О наличии новых рачительных хозяев-старообрядцев говорит скошенная вдоль главной широкой дороги трава. Мы сразу же приметили нарядную одежду старообрядческих девушек и ребятишек.

Первым делом забросили вещи в гостиницу — её содержит местный депутат. Обычная деревенская хата, чистенькая, с набором всего необходимого для постояльца. Потом была встреча со старшим — Фёдором Силовичем Килиным.

Демографическое положение деревень Приморья близко к критическому: они повсеместно вымирают. Здесь живут в основном пенсионеры или выпивохи, которым некуда деваться. Нередко можно встретить и откровенных наркоманов. Известен случай, когда трое местных хулиганов напали на семью старообрядцев. Хозяина, Петра Фефелова, жестоко избили, так, что он попал в больницу. В доме учинили погром, гонялись за малолетними дочками. На прощание пригрозили новой расправой. В результате Пётр и его жена Агафья с детьми предпочли уехать из Дерсу.