Последний котильон. Фигуры котильона Котильон описание

Шакон

Танец состоит из 16 тактов музыки в 4/4. На начало танца все пары стоят лицом по линии танца, кавалер держит правой рукой левую руку дамы, ноги в третьей позиции: у кавалера впереди правая, у дамы - левая. Ивановский И. П. Бальный танец XVI-XIX вв. Л.-М. 1948г.

1-й такт. Кавалер правой ногой, дама левой делают один шаг вперед, слегка разворачиваясь корпусом: кавалер влево, а дама вправо (1-я четверть). Приподнимаясь на полупальцах правой ноги, кавалер проводит мимо пятки левую ногу вперед, подняв ее от пола и согнув в колене (2-я четверть). Потом опускает левую ногу на пол и переносит на нее вес (3-я четверть), приставляет сзади стоящую правую ногу к левой назад в третью позицию (4-я четверть). Дама делает тоже, но с левой ноги.

2-й такт. Во втором такте оба исполняют движения первого такта, но начинают - кавалер левой, а дама правой ногой.

Chasse et pas marche

3-й такт. На первые две четверти третьего такта кавалер делает chasse вперед с правой ноги, а дама с левой ноги. На третью четверть кавалер делает шаг левой ногой вперед (дама правой), на четвертую четверть такта кавалер приставляет правую ногу к левой назад в третью позицию (дама - левую к правой). 4-й такт. Полное повторение третьего такта, но с другой ноги.

5-8 такты. Повторение 1-4 тактов.

Balance de Menuet

Оба поворачиваются лицом друг к другу; кавалер берет правой рукой правую руку дамы. У обоих третья позиция, правая нога впереди.

9-й такт. Кавалер и дама делают навстречу друг другу шаг с правой ноги на полупальцы, левая сзади в четвертой позиции; при этом соединенные руки приподнимаются наверх (балансе вперед). Головы слегка наклонены к левому плечу. Свободные руки отведены от корпуса (1-я четверть). Стоящая сзади левая нога придвигается к правой на полупальцы (2-я четверть). Стоящая сзади левая нога отставляется назад на всю стопу (балансе назад). При этом соединенные руки опускаются (3-я четверть). Придвигают правую ногу к левой (4-я четверть).

Demi-tour, chasse et pas marche

10-й такт. Первые две четверти этого такта кавалер и дама, не отпуская рук, делают шассе, меняясь местами, начинают оба с правой ноги. После шассе оба, опустив руки, делают одновременно шаг вперед с полуповоротом вправо (полутур), чтобы встать вновь лицом друг к другу (3-я четверть). Оба приставляют правую ногу сзади в третью позицию (4-я четверть).

11-12 такты. Исполняются так же, как девятый и десятый такты. Кавалер и дама начинают левой ногой и подают друг другу левую руку.

13-16 такты. Повторение 9-12 тактов. http://www.tdc.spb.ru/dancehistory.htm

Котильон

История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века, когда все балы были покорены вальсом. Слово Cotillion с французского языка можно перевести как "юбка", и поэтому многие авторы конца 19 века утверждали, что танец этот был выдуман французами в честь прекрасной половины человечества. Однако слово "котильон" обозначало также круговое построение в контрдансах. По-видимому, именно из контрдансов, в некоторых из которых допускался выбор первыми парами обязательных для исполнения фигур, и берет своё начало котильон.

По сути своей это танец-игра. Эта основная сущность котильона с течением времени не менялась, менялись только вкусы публики относительно отдельных фигур и танцев, движения которых в котильоне использовались.

Котильон был любим еще в 20-х гг. 19 века, и в середине века он стал кодой бала - заключительным выступлением участников в излюбленных танцах. К концу 19 в. более популярен был котильон с аксессуарами.

Котильон соединял в себе движения всех танцев. Наиболее популярны были вальс, галоп и полька (во второй половине 19 в.). Без них не обходился ни один котильон. В середине века в котильон часто вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору, так что котильон иногда даже называли котильоном-кадрилью, но в начале 20 века она уже считалась старинным танцем и использовалась гораздо реже. Неоднозначно было и отношение к мазурке: одни авторы танцевальных руководств считают её основным танцем котильона и предписывают начинать и заканчивать его именно мазуркой 7 , другие считают, что мазурка по своему характеру совсем не соответствует котильону и не может в нем использоваться.

Фигур в котильоне было великое множество. Наиболее полный учебник, с которым мне удалось ознакомиться, включал в себя 125 фигур, но мне встречались ссылки на учебник, содержащий 224 фигуры. В целом количество фигур котильона, так же как вальса или мазурки, никогда не было строго ограничено: их было столько, сколько могла создать человеческая фантазия. Классифицировать фигуры столь же сложно, как и сосчитать. Можно предложить только два вида деления: котильон с аксессуарами и котильон без аксессуаров; и разделение фигур на фигуры, где доминирует выбор, фигуры, где доминирует игра, и фигуры чисто танцевально-постановочные.

По первой систематизации нужны пояснения. Есть фигуры (чаще всего чисто танцевальные), для исполнения которых не нужно никаких предметов. Для части фигур используются предметы, которые всегда есть под рукой - платки, веера, стулья, бокалы с шампанским. Часть фигур требует специальной танцевальной подготовки - наличия в зале для котильона венков, маленьких луков со стрелами, воздушных шариков, национальных костюмов, лент. Что-то из этого можно было найти во все времена в лавках / магазинах / лотках коробейников. Остальное изготовлялось фирмами, на этом специализировавшимися. Эти вещи и назывались аксессуарами. Особое распространение они получили в конце 19 - начале 20 веков. Считалось, что это разнообразит танец и делает котильон в одном доме непохожим на котильон в другом. На самом деле сильное увлечение аксессуарами во многом выхолостило дух игры, т.к. или свело большую часть фигур к банальному прямому однообразному выбору партнеров на фигуру, или предполагало сложные конструкции с различными символами, не всегда гармоничные и удачно подобранные. Возможно, именно поэтому котильон в начале 20 века постепенно отошел на задний план, а потом и вовсе исчез из бальных программ.

Вторая систематизация ещё более условна, чем первая. Дело в том, что выбор случайного партнера в той или иной степени встречается практически во всех фигурах котильона. Но в части фигур выбор - это единственное, что составляет фигуру. В других фигурах выбор случайного партнера происходит в процессе игры, причем игра бывает интереснее самого выбора, да и выбор в результате делается всего одной парой. В третьем случае, как правило, пары, начавшие танец, приглашают дополнительных кавалеров и дам, и после этого все пары, участвующие в фигуре, как начинавшие, так и случайно составленные, исполняют полностью фигуру, создавая при этом сложные рисунки расположения пар. Некоторые фигуры включают в себя и элементы построения, и элементы игры.

При исполнении котильона не стоит забывать, что это не только игра, но еще и танец, причем достаточно сложный; и если на балу он предлагается для исполнения неподготовленной публике, то такая попытка легко может провалиться. Другой сложностью при использовании котильона на современных балах может быть психологическое непонимание и неприятие участниками сущности танца. За последние сто с лишним лет отношения полов сильно изменились, и сейчас главная идея котильона - случайность выбора партнера в каждой фигуре - уже не настолько волнует кровь, как это было раньше. Кроме того, котильон - долгий танец (одна и та же фигура повторяется в нём до тех пор, пока её не исполнят все пары), и, если уже пушкинскую Ольгу "бесконечный котильон... томил, как тяжкий сон", то современный человек, привыкший к активным действиям, тем более почувствует себя некомфортно в условиях длинного (часа на два) танца, большую часть которого ему придется сидеть, ожидая своей очереди. Эти моменты, несомненно, нужно учесть при подготовке котильона. В случае если эти трудности преодолены, котильон оказывается очень интересным танцем.

Прежде чем перейти к описанию последовательности танца, хочется отметить, что для котильона очень важны несколько формальных моментов, которые в 19 в. для танцоров были абсолютно естественны, а сейчас на них обращается мало внимания (если вообще обращается). Это - кто является чьим постоянным партнером на всё время исполнения танца и место каждой пары (стулья, на которых они сидят в ожидании своей очереди). Также для котильона важна последовательность пар. Так, если пара начинает танец третьей, то и во всех фигурах она будет танцевать под номером три.

Порядок котильона должен быть следующим. Перед началом танца (а часто за несколько дней до бала) избирается или нанимается кавалер-распорядитель. Своей дамой такой кавалер должен избрать ту, для которой дается бал - чаще всего именинницу или дочь хозяев. Кавалер-распорядитель и его дама становятся первой парой. Именно от них и зависит порядок котильона. Кавалер-распорядитель предлагает фигуры к исполнению (визируя их у своей дамы), следит за порядком исполнения, подгоняет замешкавшихся и т.п. Если на балу присутствуют 24 пары и более, то общество может разделиться на 2,3,4 и более групп по 12-15 пар в каждой. Первые кавалеры этих групп (кавалеры 13,25 и т.д. пар) становятся помощниками кавалера-распорядителя и следят за исполнением фигур в своих группах. Но последовательность фигур на всё общество задает главный кавалер-распорядитель.

Начало котильона могло быть разным. Но чаще всего встречался следующий вариант: все пары по очереди, начиная с первой, делали тур вальса (или променад мазурки) вокруг всей залы. После шли фигуры котильона в произвольном порядке, причем после каждых двух фигур все танцующие исполняли тур вальса или польки, променад мазурки или одну из фигур кадрили. После всех фигур танцевалось окончание. Вариации окончаний тоже были разные, но оно всегда включало в себя всех танцующих котильон.

Были общие правила и при исполнении фигур. Как правило, фигура начиналась туром вальса / польки / променадом мазурки, исполняемым определенным числом пар (не более восьми). Этот тур танцевали пары NN 1-8, соответственно своим номерам. После чего пары избирали новых танцоров, столько, сколько необходимо было для исполнения фигуры. Фигура заканчивалась общим танцем всех в ней участвовавших. Затем она повторялась снова, следующими парами, например, если в первый раз начинали пары NN 1-3, то во второй - NN 4-6, в третий - NN 7-9 и так пока все пары не побывают в роли солистов. Впрочем, про некоторые фигуры, где солируют 1-2 пары, и фигура требует долгого исполнения, в танцевальных учебниках говорилось, что их повторяют всего один-два раза, чтобы не задерживать танец.

Фигуры котильона: начало, тройки, бабочки, перемена дам, цветы, подстерегатель, молния, железнодорожный мост, тур де дам (Le dames ensembles), волк, окончание.

Танец: вальс.

Начинающие пары: все.

Аксессуары: нет.

Описание: Все пары встают по периметру зала. Запоминают свои номера (начиная с пары распорядителя, против часовой стрелки). Затем пары, стоящие по длинной стороне прямоугольника, сходятся друг к другу двумя шеренгами, кланяются. Затем сходятся и кланяются пары, стоящие по коротким сторонам. После этого - общий круг вальса.

Танец: полька, галоп.

Начинающие пары: одна.

Аксессуары: две ленты длинной 4 м (если начинает не одна пара, то на каждую пару - по две ленты).

Описание: Пара делает круг полькой или галопом. После этого кавалер приглашает трех дам, дама - трех кавалеров. Выбранных "запрягают" с помощью ленты, а первые кавалер и дама становятся кучерами. Тройки скачут галопом круг, затем ленты снимаются, вновь выбранные кавалеры приглашают вновь выбранных дам и четыре пары делают круг польки или галопа вокруг залы.

Танец: полька.

Начинающие пары: одна.

Аксессуары: нет.

Описание: Пара делает круг польки. Затем кавалер приглашает четырех кавалеров, двоих берет под руки, двоих - за руки (так чтобы получившаяся фигура при взгляде сверху напоминала бабочку с четырьмя крыльями).Дама приглашает четырех дам, и они становятся так же, как и кавалеры. Пятерки начинают кружиться друг вокруг друга в ритме польки, пока не сойдутся лицами. Тогда кавалеры приглашают дам, оказавшихся перед ними. Круг польки.

Перемена дам

Танец: вальс.

Начинающие пары: в оригинале - две, но на современных балах логичнее предлагать танцевать всем желающим парам.

Аксессуары: нет.

Описание: Пары танцуют вальс, затем раскрываются и идут променадом. Когда две пары сходятся лицом друг к другу, дамы переходят к другим кавалерам, новые пары уходят от места встречи вальсом. Все это проделывается, не теряя такта.

Примечание: в 19 веке после перемены дам новые пары делали круг вальса, и дамы возвращались к своим кавалерам. В настоящее время пары меняются дамами стихийно, и отнюдь не все к своим кавалерам возвращаются.

Танец: любой.

Начинающие пары: одна.

Аксессуары: два стула.

Описание: Кавалер и дама первой пары садятся на два стула, стоящих в центре залы поодаль друг от друга. Остальные танцующие объединяются в пары кавалер с кавалером, дама с дамой. Все кавалеры загадывают какое-то качество (например, один - сомнение, другой - сожаление), дамы загадывают названия цветов. К сидящей даме подходит пара кавалеров, предлагая выбрать качество. Чье качество она выберет, с тем кавалером и танцует. Оставшийся в одиночестве кавалер занимает освободившийся стул, к нему подходят две дамы... и так до бесконечности.

Подстерегатель

Танец: любой.

Начинающие пары: все желающие и один кавалер.

Аксессуары: нет.

Описание: Фигура аналогична детской игре в горелки. Пары встают в колонну, одинокий кавалер - во главе колонны, спиной к остальным. Последняя пара начинает обходить колонну, стремясь соединиться перед одиноким кавалером. Одинокий стремится поймать даму, но не имеет права оглядываться. Кто из кавалеров поймал даму - тот танцует с ней круг. Оставшийся занимает место одинокого кавалера.

Танец: галоп.

Аксессуары: нет.

Описание: Пары в закрытой танцевальной позиции стоят в одну линию, на расстоянии 1,5-2 м друг от дуга. Первая пара галопом начинает всех обходить, изображая зигзаг молнии: одно па галопа (4 глиссе) влево, одно па вправо. Когда пара доходит до хвоста колонны, начинает движение вторая пара и т.д. Рекомендуется перед началом фигуры занимать пространство в пол-зала длиной. Если много желающих исполнить фигуру - можно выстроиться двумя - тремя линиями.

Железнодорожный мост

Танец: галоп.

Начинающие пары: все желающие.

Аксессуары: нет.

Описание: Все пары встают в две колонны, кавалеры из первых пар каждой колонны договариваются, чья колонна первая, чья - вторая. Колонны начинают двигаться галопом друг навстречу другу, первая колонна поднимает руки "ручейком", вторая проскакивает сквозь нее. Затем колонны снова встречаются, но теперь руки поднимает вторая колонна и т.д.

Тур де дам (Les dames ensembles)

Танец: полька.

Начинающие пары: все желающие.

Аксессуары: нет.

Описание: Все дамы объединяются в пары и танцуют польку. Все кавалеры объединяются в тройки, каждая тройка пытается окружить пару дам. ДАМЫ! Стремиться не дать себя окружить можно; вырываться, выныривать под сцепленные руки кавалеров - нельзя. Когда пара окружена - дамы выбирают себе кавалеров на польку. Оставшийся без дамы кавалер присоединяется еще к двум и продолжает охоту.

Танец: любой.

Начинающие: все желающие дамы и один кавалер.

Аксессуары: нет.

Описание: Фигура, аналогичная народной игре "коршун". Дамы становятся "паровозиком", держа друг друга за талию. Кавалер пытается оторвать от цепочки последнюю даму, она старается от него улизнуть, а первая дама стремится кавалеру помешать. Если кавалеру это удалось - он танцует с дамой круг, а другой кавалер начинает охоту за следующей дамой. Если за 2-3 минуты он этого не смог сделать - уступает свое место следующему кавалеру.

Окончание

Танец: вальс.

Начинающие пары: все.

Аксессуары: два стула.

Описание: Кавалер-распорядитель и его дама или хозяева бала (в зависимости от обстоятельств) садятся на стулья, к ним подходят по очереди все пары, кланяются, благодарят за котильон и уходят танцевать вальс. Последними начинают вальсировать сидевшие на стульях. Вальс до конца музыки.

Котильон - танец французского происхождения. Его первоначальные формы походили на бранль и состояли только из одной фигуры. Котильон начали танцевать в XVIII веке, но популярность он приобрел в XIX веке. К этому времени относится усложнение его композиции и появление огромного количества фигур.

Ни один бал в XIX веке не проходил без котильона. Обычно его танцевали во втором или третьем отделении вечера.

Котильон очень напоминает массовую танцевальную игру, возглавляемую одной парой, хорошо знающей танец. Пару эту называли ведущей, а кавалера - распорядителем. Ударами в ладоши он давал сигнал оркестру, назначал порядок фигур. От находчивости, вкуса и мастерства распорядителя зависел успех котильона. В середине века участникам котильона стали раздавать различные сувениры в виде значков, коробочек, игрушек, букетиков цветов.

Перед началом танца участники выстраиваются в колонну парами, проходят маршем и затем расходятся по линиям. Стоящие друг против друга пары образуют полукруг. Дамы располагаются по правую сторону от кавалера.


В фигуры котильона входили такие танцы, как вальс, мазурка, полька. Нередко котильон исполнялся между фигурами кадрили.

ФИГУРЫ КОТИЛЬОНА

Ломаный круг (вальс или променад)

Первая пара исполняет вальс или променад. Кавалер оставляет свою даму среди зала, выбирает двух кавалеров, и они составляют втроем круг около дамы. Кавалеры быстро вертятся в левую сторону. По знаку дама выбирает кавалера для танца; остальные возвращаются на свое место.

То же повторяют другие пары.

Платок

Фигуру начинает первая пара. После вальса или променада дама завязывает узелок на одном из четырех углов платка, который подносит к четырем кавалерам; тот, кто возьмет кончик с узелком, танцует с ней до ее места.

Фигура повторяется другими парами.

Крест (moulinet) (полька, мазурка)

Фигуру начинают первая и вторая пары. Кавалер и дама могут выбирать партнеров по своему желанию. Они составляют общий круг, двигаясь влево (8 тактов); кавалеры остаются на своем месте, дамы делают крестообразный круг (moulinet) и подают левую руку своим кавалерам.

Чтобы сделать круг на месте, дамы повторяют moulinet, приближаясь таким образом к кавалеру, с которым начали фигуру. Фигура заканчивается полькой или мазуркой.

Убегающая шляпа

Выход двух первых пар. Кавалер-распорядитель держит левой рукой за спиной шляпу. Другой кавалер держит в левой руке свернутую пару перчаток, которую, вальсируя, он должен бросить в шляпу. Если он попадет, то берет шляпу, а перчатки передает другому кавалеру, который должен повторить то же самое.


Шены вчетвером (полька, мазурка)


Четыре пары становятся в линию по две: одна против другой. В этом положении каждый кавалер исполняет английский подушен со своим визави; затем кавалеры делают со своими дамами круг на месте, после чего каждая пара должна обратиться к паре визави, которая стоит по правую сторону. Опять повторяют полушен, круг на месте и т. д. В конце фигуры все пары делают променад до своих первоначальных мест.

Контрданс

Четыре пары располагаются как при исполнении контрданса. Первая пара, танцуя вальс или польку, направляется сначала к паре, которая находится с правой стороны, затем к остальным, не меняя первоначальных па. Три другие пары повторяют ту же фигуру. По окончании фигуры все пары возвращаются на место.

Зигзаги

Восемь или десять пар встают в колонну на некотором расстоянии одна от другой. Дамы располагаются с правой стороны. Первая пара, зигзагом танцуя вальс, заканчивает свой ход у последней пары. Вальс продолжается до тех пор, пока первая пара не возвратится на свое первоначальное место.

Сидящие дамы

Посредине зала ставят два стула. Две первые пары танцуют вальс или променад. Кавалеры усаживают своих дам на стулья, выбирают двух других дам, танцуют с ними вальс по кругу и, отведя их на место, продолжают вальс со своими дамами. В то время, когда оставленные дамы возвращаются на свои первоначальные места, два следующих кавалера выполняют ту же фигуру.

Беседка

Одновременно на середину зала выходят четыре пары и составляют общий круг. Партнеры становятся друг к другу спиной, не разъединяя рук. Выходят другие четыре пары, образуя как бы внешний круг. Кавалеры первого и второго круга, стоящие визави, подают друг другу руки, образуя беседку. Стоящие визави дамы берутся за руки я бегут влево. По сигналу кавалеры опускают руки и прекращают дальнейшую перебежку дай. Дамы продолжают танец с теми кавалерами, перед которыми остановились.

Эту фигуру выполняет большое количество пар.


Введение к оглавлению

История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века, когда все балы были покорены вальсом. Слово Cotillion с французского языка можно перевести как «юбка», и поэтому многие авторы конца 19 века утверждали, что танец этот был выдуман французами в честь прекрасной половины человечества . Однако слово котильон обозначало также круговое построение в контрдансах . По-видимому, именно из контрдансов, в некоторых из которых допускался выбор первыми парами обязательных для исполнения фигур , и берет своё начало котильон.

По сути своей это танец-игра. Эта основная сущность котильона с течением времени не менялась, менялись только вкусы публики относительно отдельных фигур и танцев, движения которых в котильоне использовались .

Котильон был любим еще в 20-х гг. 19 века, и в середине века он стал кодой бала — заключительным выступлением участников в излюбленных танцах. К концу 19 в. более популярен был котильон с аксессуарами .

Котильон соединял в себе движения всех танцев. Наиболее популярны были вальс, галоп и полька (во второй половине 19 в.). Без них не обходился ни один котильон. В середине века в котильон часто вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору, так что котильон иногда даже называли котильоном-кадрилью, но в начале 20 века она уже считалась старинным танцем и использовалась гораздо реже . Неоднозначно было и отношение к мазурке: одни авторы танцевальных руководств считают её основным танцем котильона и предписывают начинать и заканчивать его именно мазуркой , другие считают, что мазурка по своему характеру совсем не соответствует котильону и не может в нем использоваться .

Фигур в котильоне было великое множество. Наиболее полный учебник, с которым мне удалось ознакомиться, включал в себя 125 фигур , но мне встречались ссылки на учебник, содержащий 224 фигуры . В целом количество фигур котильона, также как вальса или мазурки никогда не было строго ограничено: их было столько, сколько могла создать человеческая фантазия. Классифицировать фигуры столь же сложно, как и сосчитать. Можно предложить только два вида деления: котильон с аксессуарами и котильон без аксессуаров; и разделение фигур на фигуры, где доминирует выбор, фигуры, где доминирует игра и фигуры чисто танцевально-постановочные.

По первой систематизации нужны пояснения. Есть фигуры (чаще всего чисто танцевальные), для исполнения которых не нужно никаких предметов. Для части фигур используются предметы, которые всегда есть под рукой — платки, веера, стулья, бокалы с шампанским. Часть фигур требует специальной танцевальной подготовки — наличия в зале для котильона венков, маленьких луков со стрелами, воздушных шариков, национальных костюмов, лент. Что-то из этого можно было найти во все времена в лавках, магазинах, лотках коробейников. Остальное изготовлялось фирмами, на этом специализировавшимися . Эти вещи и назывались аксессуарами. Особое распространение они получили в конце 19 — начале 20 веков. Считалось, что это разнообразит танец и делает котильон в одном доме непохожим на котильон в другом. На самом деле сильное увлечение аксессуарами во многом выхолостило дух игры, т. к. или свело большую часть фигур к банальному прямому однообразному выбору партнеров на фигуру, или предполагало сложные конструкции с различными символами, не всегда гармоничные и удачно подобранные . Возможно, именно поэтому котильон в начале 20 века постепенно отошел на задний план, а потом и вовсе исчез из бальных программ.

Вторая систематизация ещё более условна, чем первая. Дело в том, что выбор случайного партнера в той или иной степени встречается практически во всех фигурах котильона. Но в части фигур выбор — это единственное, что составляет фигуру. В других фигурах выбор случайного партнера происходит в процессе игры, причем игра бывает интереснее самого выбора, да и выбор в результате делается всего одной парой. В третьем случае, как правило, пары, начавшие танец, приглашают дополнительных кавалеров и дам, и после этого все пары, участвующие в фигуре, как начинавшие, так и случайно составленные, исполняют полностью фигуру, создавая при этом сложные рисунки расположения пар. Некоторые фигуры включают в себя и элементы построения, и элементы игры.

При исполнении котильона не стоит забывать, что это не только игра, но еще и танец, причем достаточно сложный; и если на балу он предлагается для исполнения неподготовленной публике, то такая попытка легко может провалиться. Другой сложностью при использовании котильона на современных балах может быть психологическое непонимание и неприятие участниками сущности танца. За последние сто с лишним лет отношения полов сильно изменились и сейчас главная идея котильона — случайность выбора партнера в каждой фигуре — уже не настолько волнует кровь, как это было раньше. Кроме того, котильон — долгий танец (одна и та же фигура повторяется в нём до тех пор, пока её не исполнят все пары), и, если уже Пушкинскую Ольгу «бесконечный котильон томил как тяжкий сон», то современный человек, привыкший к активным действиям, тем более почувствует себя некомфортно в условиях длинного (часа на два) танца, большую часть которого ему придется сидеть, ожидая своей очереди. Эти моменты, несомненно, нужно учесть при подготовке котильона. В случае если эти трудности преодолены, котильон оказывается очень интересным танцем.

Правила исполнения котильона к оглавлению

Прежде чем перейти к описанию последовательности танца, хочется отметить, что для котильона очень важны несколько формальных моментов, которые в 19 в. для танцоров были абсолютно естественны, сейчас же на них обращается мало внимания (если вообще обращается). Это — кто является чьим постоянным партнером на всё время исполнения танца и место каждой пары (стулья, на которых они сидят в ожидании своей очереди). Также для котильона важна последовательность пар. Так, если пара начинает танец третьей, то и во всех фигурах она будет танцевать под номером три.

Порядок котильона должен быть следующим. Перед началом танца (а часто за несколько дней до бала) избирается или нанимается кавалер-распорядитель. Своей дамой такой кавалер должен избрать ту, для которой дается бал — чаще всего именинницу или дочь хозяев. Кавалер-распорядитель и его дама становятся первой парой. Именно от них и зависит порядок котильона. Кавалер-распорядитель предлагает фигуры к исполнению (визируя их у своей дамы), следит за порядком исполнения, подгоняет замешкавшихся и т. п. Если на балу присутствуют 24 пары и более, то общество может разделиться на 2, 3, 4 и более групп по 12-15 пар в каждой. Первые кавалеры этих групп (кавалеры 13, 25 и т. д. пар) становятся помощниками кавалера-распорядителя и следят за исполнением фигур в своих группах. Но последовательность фигур на всё общество задает главный кавалер-распорядитель.

Начало котильона могло быть разным. Но чаще всего встречался следующий вариант: все пары по очереди, начиная с первой, делали тур вальса (или променад мазурки) вокруг всей залы. После шли фигуры котильона в произвольном порядке, причем после каждых двух фигур все танцующие исполняли тур вальса или польки, променад мазурки или одну из фигур кадрили. После всех фигур танцевалось окончание. Вариации окончаний тоже были разные, но оно всегда включало в себя всех танцующих котильон.

Были общие правила и при исполнении фигур. Как правило, фигура начиналась туром вальса (туром польки, променадом мазурки), исполняемым определенным числом пар (не более восьми). Этот тур танцевали пары №№ 1-(8), соответственно своим номерам. После чего пары избирали новых танцоров, столько, сколько необходимо было для исполнения фигуры. Фигура заканчивалась общим танцем всех в ней участвовавших. Затем она повторялась снова, следующими парами, например, если в первый раз начинали пары №№ 1-3, то во второй — №№ 4-6, в третий — №№ 7-9 и так пока все пары не побывают в роли солистов. Впрочем, про некоторые фигуры, где солируют 1-2 пары, и фигура требует долгого исполнения, в танцевальных учебниках говорилось, что их повторяют всего один-два раза, чтобы не задерживать танец.

Фигуры котильона к оглавлению

1. Корзинка цветов 27. Поэты 53. Двойная цепь
2. Кегли 28. Перемена дам 54. Железнодорожный мост
3. Под зонтиком 29. Цветы 55. Перетасовка карт
4. Ронды 30. Переход 56. Спаивание цепи
5. Гирлянды 31. Букеты 57. Лабиринт
6. Корона 32. Дамы, обменивающиеся местами 58. Двойной крест
7. Клубок 33. Подстрекатель 59. Невидимки
8. Окончание 34. Полумесяц 60. Беседа
9. Карты 35. Встреча 61. Платок
10. Ленивый кавалер 36. Молниеобразное движение 62. Крест кавалеров
11. Скачки через платок 37. Очередные стулья 63. Дань красоте
12. Цифра 8 38. Гадание 64. Дань грации
13. Обманутый 39. Удары волн 65. Кошка и мышка
14. Хлопушка 40. Каток 66. Сороки
15. Поле битвы 41. Тур с воздушными шарами 67. Фиалки
16. Тройки 42. В мышевловке 68. Преследователи
17. С веером 43. Ловкий стрелок 69. Передники
18. Начальное приветствие 44. Крест дам 70. Мост
19. Игры бабочек 45. Сельская 71. Тур де дам
20. Сплетение венков 46. Четырехколесная мельница 72. Мельница IV
21. Грезы счастья 47. Путешествие 73. Волк
22. Азартная игра 48. Скрещивание дам 74. Представление дам
23. Взаимная услуга 49. Двойная мельница 75. Изменяющийся крест
24. Пирамида 50. Знак — 8 76. Крест кавалера и дамы
25. Стакан утешения 51. Тройки
26. Один из трех 52. Тоннель

1. Корзинка цветов к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — мазурка
Начало — 1 пара
Антураж — нет
Источник

Сначала тур мазурки. Потом кавалер избирает двух дам, дама — двух кавалеров. На 12 тактов группы сходятся, расходятся и снова сходятся. Затем боковые кавалеры проходят между кавалером и двумя дамами, не размыкая рук. Боковые кавалеры смыкают руки, также боковые дамы. Группа кружится влево. Затем центральные кавалер и дама уходят под сомкнутые руки, получается корзинка, все кружатся, потом тур мазурки.

2. Кегли к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — галоп
Начало — 6 пар (?)
Антураж — стул
Источник — Клемм Бернард, «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев» — 1884.

После тура танца все становятся в круг, распорядитель приглашает одного (дополнительного) кавалера сесть в центре на стул. Все идут шеном. Дополнительный кавалер пытается перехватить какую-нибудь даму. Остальные спасают своих (?) дам галопом. Оставшийся в одиночестве кавалер садится на стул для следующего шена.

3. Под зонтиком к списку фигур

Сюжет — игры
Танец — вальс
Начало — 1 пара
Антураж — 2 стула, зонтик
Источник — Клемм Бернард, «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев» — 1884.

После круга вальса пара садится на стул и закрывается зонтиком. Остальные пары по очереди вальсируют вокруг. Когда мимо проходит кавалер, с которым сидящая дама хотела бы танцевать, она наклоняет зонтик и кавалер танцует с ней до места. Его дама садится на стул. Кавалер провожает первую даму и сам меняет на стуле первого кавалера. И т. д. Второй раз вальсировать вокруг стульев нельзя. «Фигура эта бывает очень забавна, но приличествует всего более семейным, дружеским вечеринкам, а не балам».

4. Ронды к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — Клемм Бернард, «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев» — 1884.

4 пары вальсируют. Затем две выбирают по кавалеру, 2 по даме. Все 6 пар соединяются вокруг (?). Затем делятся на два круга по 6, затем — 3 круга по 4 (через центр?), затем распадаются на 6 пар. Вальс. (вариант из отксеренной книги: 4 пары -> 8 пар, разб. На 2, 4, 8 кругов).

5. Гирлянды к списку фигур

Сюжет — построение (?)
Танец — полька
Начало — 4 пары
Антураж — 8 стульев
Источник — Клемм Бернард, «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев» — 1884.

Делают обычный выбор до 8 пар. Стулья ставятся через один: лицом в круг, спиной в круг. На них садятся дамы. Кавалеры встают за их спинами, соединяют руки так, чтобы образовались внутренний и внешний круги. Внутренний круг двигается направо, внешний — налево. Потом — общая полька.

6. Корона к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — Клемм Бернард, «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев» — 1884.

Начинают танцевать 6 пар в 2 линии. Сходятся — расходятся, каждый делает обычный выбор (кавалер — даму, дама — кавалера). 12 пар сходятся в круг. Кавалеры поднимают руки и движутся гирляндой (змейкой мимо дам). Когда доходят до своих партнеров (выбранных?) все танцуют вальс.
Обязательно четное количество пар в итоге.
Дама — левую руку в круг.

7. Клубок к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — полька
Начало — 6 пар
Антураж — нет
Источник — Клемм Бернард, «Новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев» — 1884.

Тур польки. После него дама выбирает даму, кавалер — кавалера. Дамы берутся за руки, кавалер — за плечи. Дамы сворачиваются в клубок (1-ая дама наружу). 1-ый кавалер пытается поймать ее правую свободную руку. Дама пытается уйти — клубок то сматывается, то разматывается. Как только клубок размотан, кавалеры ловят дам с тылу.
Общая полька.

8. Окончание к списку фигур

Пара-хозяева садятся на стул, все по очереди делают им реверанс и отходят.

9. Карты к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — раздача
Антураж — 4 дамы и 4 короля или другие карты.
Источник — Ивановский И. П. «Бальный танец 16-19 вв.» — 1948.

Раздают карты и танцуют по мастям.
Раздаваться могут: пары имен из литературы, куски слов (шарады), части пословиц. Раздавать может первая пара — дама дамам, кавалер кавалерам.

10. Ленивый кавалер к списку фигур

Сюжет — игра-обманка
Танец — вальс
Начало — 4-6 пар
Антураж — нет
Источник

Круг вальса. После этого все идут в шен вокруг приведенного распорядителем лишнего кавалера. По знаку распорядителя все идут в вальсе со своими парами. Лишний кавалер обманут.

11. Скачки через платок к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — вальс
Начало — (?) пар
Антураж — платок
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

Пары становятся в 2 линии: в одну дамы, в другую кавалеры. 1-ая пара берет за 2 конца платок и проносит его над головой дам. Затем заставляет кавалеров прыгать через него. Дойдя до своих мест, отдают платок следующей паре, а сами отходят в сторону. Когда платок дойдет до последней пары — общий вальс.

12. Цифра 8 к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс
Начало — (?)
Антураж — нет.
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

Дамы выстраиваются в два круга, кавалеры — в цепь и ходят вокруг дам восьмеркой, пока не дойдут до своих дам (тогда дам надо строить также по цепи). Потом общий вальс.

13. Обманутый к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — полька
Начало — 1 пара
Антураж — нет.
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

Под звуки польки танцуют цепочкой, затем дама выбирает кавалера, затем кавалер — даму (как в «Пу») — пока не станет по концам два кавалера. Тогда распорядитель просит всех дам обернуться в одну сторону, и танцевать с кавалерами, которые окажутся перед ними — один кавалер окажется лишним.

14. Хлопушка к списку фигур

Сюжет — постановка с аксессуарами
Танец — (?)
Начало — (?)
Антураж — хлопушки с костюмами
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

15. Поле битвы к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — вальс
Начало — 2 или 3 пары
Антураж — воздушные шарики
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

Начинают танец — кавалеры с шариками в правых руках. Кто кому шарик лопнет — тот утого отвоюет даму на тур вальса и т. д.

16. Тройки к списку фигур

Сюжет — игра с аксессуарами
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — вожжи
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

После тура вальса пара разделяется, выбирают — дама трех кавалеров, кавалер — трех дам, запрягают их и ездят на них как на тройках.

17. С веером к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — любой
Начало — все дамы
Антураж — веера
Источник — Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890.

Дамы сидят, закрыв лица веерами. Кавалеры проходят мимо. Кому дама откроет лицо — с тем и танцует.

18. Начальное приветствие к списку фигур

Сюжет — начало
Танец — вальс
Начало — все пары
Антураж — нет
Источник

Все пары встают по четырем сторонам. Каждая сторона соединяет руки. Сходятся стороны в длину — поклон. Сходятся стороны в ширину — поклон. Первая пара танцует тур вальса. Все пары по номерам повторяют тур вальса. Далее — котильон.

19. Игры бабочек к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — полька
Начало — 1 пара
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Одна пара — тур польки. Потом выбирают — кавалер — четырех кавалеров, дама — четырех дам. Берут двух под руки, двух — за руки. Начинают этими композициями танцевать польку, пока не окажутся лицом друг к другу. Собираются в пять пар. Затем начинают танцевать польку, кружась друг вокруг друга.

20. Сплетение венков к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Тур вальса, затем обыкновенный прямой выбор (кавалер — кавалера, дама — даму). Все 8 пар делают круг и разделяются на 2 линии. Первая линий — линия, вторая разваливается на 4 пары. Первая шеренга обходит кругом все пары второй шеренги, делая вокруг каждой круг (спиной — лицом — спиной — лицом), начиная с самой удаленной пары. Затем то же делает вторая шеренга. Затем общий танец.

Вариант: (?) круги — 3 пары, цепь кавалеров вокруг дам.

21. Грезы счастья к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 3 пары
Антураж — венок, платок
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

3 пары, прямой обычный выбор, шесть дам составляют круг. В центр первая дама приглашает другую даму, ей завязывают глаза и дают венок. На знак распорядителя дама надевает этот венок какой-либо даме. В этот момент кавалеры подходят к кругу дам и дама одному из них вручает венок — он танцует с центральной дамой. Все — тур вальса. А «лишняя» дама оказывается в центре на следующую фигуру.

22. Азартная игра к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — стол, стул, кости
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура кавалер сажает даму на стул. Подводит еще двух кавалеров и они разыгрывают даму в кости.

23. Взаимная услуга к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Пары становятся по углам квадрата. Первая обходит вальсом вторую и занимает ее место. Вторая — третью и т. д. пока первая снова не окажется на своем месте (всего 16 проходов?)
Затем общий вальс.

24. Пирамида к списку фигур

Сюжет — построение, выбор
Танец — (?)
Начало — 3 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура танца все делают прямой обычный выбор. Дамы встают пирамидой (вариант — кучей), а кавалеры встают в гирлянду и начинают их обходить так, чтобы в результате у каждой дамы оказалось бы по кавалеру. Общий танец.

Вариант: змея — дамы стоят кучей, а кавалеров идет больше, чем дам (из Де-Колиньяр, самоучитель...)

25. Стакан утешения к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — 3 стула, бокал вина
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура кавалер сажает даму на центральный стул и вручает ей бокал вина. На два других стула сажает двух кавалеров. Дама одному вручает бокал и пока он его неспешно пьет, танцует с другим.

Вариант: фонарь, которым освещают путь танцующей пары, веер, которым обмахивают пару.

26. Один из трех к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура кавалер приглашает еще двух кавалеров. Они составляют круг вокруг дамы. Дама выбирает одного, два других танцуют в паре.

27. Поэты к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — (?)
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура кавалер подводит к даме трех кавалеров. Она говорит одиночное словами простое предложение. Кавалеры отвечают в рифму. Дама танцует с автором лучшего экспромта.

28. Перемена дам к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Сделав тур вокруг залы, кавалеры обмениваются дамами не изменяя па и не теряя такта. После следующего круга меняются обратно. Потом танцуют до своих мест.

Вариант: галоп или мазурка. Обмен происходит так: кавалеры сцепляются левыми руками, делают пол круга, правыми хватают чужих дам и летят дальше. Потом обмен обратно.

29. Цветы к списку фигур

Сюжет — выбор

Смысл: роза или фиалка, сомнение или сожаление.
Или с фантами: собирают со всех дам фанты — кто что вытащит, тот с тем и танцует.
Стандартный вариант: танцуют те, кому досталось с одинаковыми цветами, или ленточками, и т. д.
Или: дамы (не менее 4х) бросают платки, а кавалеры (не менее трех) их ловят.
Или: вытаскивают дам из-за занавески, из-за двери, и т. п.

30. Переход к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — не менее 4х, любое четнок количество пар
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Протанцевав один раз вокруг залы все становятся в две шеренги и проходят друг сквозь друга 2 раза (как в шотландском свадебном?): левая шеренга поднимает руки, правая проходит. Потом — общий круговой танец.

31. Букеты к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 2 пары
Антураж — 4 букета
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Тур танца. Потом первая пара берет каждый по букету и вручают дама — кавалеру, кавалер — даме. Еще тур. Первые пары садятся, а вторые вручают букеты следующим и так пока все не перетанцуют.

32. Дамы, обменивающиеся местами к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — 4 стула
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура дама зовет трех дам, а кавалер встает в центр квадрата. Дамы по знаку меняются местами. Если кавалер успеет занять место одной из них, он с ней танцует. В игру вступает второй кавалер и третья дама, и т. д.

33. Подстрекатель к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 6 пар
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура 2-6 пары становятся колонной. Кавалер первой пары встает впереди колонны, а дама приглашает еще одного кавалера, они становятся в хвост колонны, оттуда начинают обходить колонну с двух сторон так, чтобы встретиться перед первым кавалером. Если это удалось, то они танцуют, а первый идет на место. Если нет, дама танцует с первым, а дополнительный идет на место. Затем во главу колонны встает второй кавалер, а его дама приглашает дополнительного.

34. Полумесяц к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 3 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Тур. Потом каждый кавалер приглашает по две дамы, дама — по два кавалера. Группы становятся в две колонны друг вокруг друга. Первые две группы начинают закручиваться так, чтобы группа с двумя амами сначала оказалась во внутреннем круге, потом во внешнем. Затем все второй раз, затем общий круг, затем — 6 пар (берут правую даму). Затем следующие две тройки.

Полнолуние: Вариант на 8 пар. Цепь кавалеров и цепь дам, взаимно закручиваются внутрь — наружу.

35. Встреча к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?) (красивый вальс)
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура все делают прямой выбор и встают в две шеренги напротив своих партнеров, затем делают круг влево, круг вправо, снова две шеренги. Первый кавалер подает руку своей даме, идет между шеренгами и линии идут за ним. Затем размыкаются, кругом идут к начальному месту и от этого места начинают танцевать. Все пары от этого же места начинают танцевать.

36. Молниеобразное движение к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — галоп
Начало — 5 пар
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Тур. Выбор. 10 пар в ряд. Первая пара обходит всех молнией под острым углом и становится впереди всего ряда. Когда она проходит пятый промежуток, то же самое начинает делать вторая пара. И так пока все не пройдут. Здесь очень важен порядок исполнения.

37. Очередные стулья к списку фигур

Сюжет — построения
Танец — вальс или полька
Начало — 2 пары
Антураж — 4 стула
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После тура кавалеры приглашают даму, дама — кавалера и все пары — за стульями по квадрату. В фигуре каждая дама должна обойти каждый стул вальсом или полькой. (?) «Во избежание столкновения все пары должны обмениваться стульями равномерно».

38. Гадание к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — 3 стула, платок
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После круга дама выбирает кавалера, своего сажает на стул, а сама с новым кавалером садится на остальные два стула. Кавалер-гадальщик на кого указывает, с тем и танцует. Если осталась одна дама — танцует со своим. Если кавалер — идет на место.

39. Удары волн к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — полька
Начало — 3 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Круг по залу. Три пары потом приглашают еще три. Одна — в центре, пять стоят вокруг тесным сомкнутым кругом. Первая пара танцует польку, остальные повторяют ее движения не размыкая круг. Как только первая пара остановилась — перемена центральной пары.

40. Каток к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — галоп
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Выбор. Четыре пары встают как на кадриль. Сходятся по сторонам, меняются дамами, причем кавалеры идут назад правыми плечами. Затем по другим. Когда дамы возвращаются к кавалерам — галоп до своих мест.

41. Тур с воздушными шарами к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — (?)
Антураж — воздушные шарики, стулья
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Каждая дама после тура зовет еще двух кавалеров (итого 4) и кидает в воздух шарик.
1. Пока кавалер ловит его, она выбирает одного и оставшийся танцует с шариком.
2. Танцует с поймавшим, который держит шарик левой рукой вверх.

42. В мышевловке к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — вальс
Начало — 6 пар
Антураж — 5 платков
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Одна пара в середине, пять образуют круг, увеличенный платками (их держат внутри пары). Центральная пара танцует и пытается схватить платок. Ей мешают это сделать. Если схватила — пары меняются местами.

43. Ловкий стрелок к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — вальс, полька
Начало — 2 пары
Антураж — платок, перчатки
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

У одного кавалера за спиной в левой руке шляпа, у другого — в левой руке перчатки. Он должен закинуть их в шляпу в процессе танца. Кто проиграл, тот садится. Третья пара получает перчатки.

44. Крест дам к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 2 или 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Круг по залу. Выбор (если 2 пары). Построение по квадрату. Дамы в центр — мулине правыми руками, к своим кавалерам — мулине левыми руками. В центр — мулине правыми руками, к следующим кавалерам — мулине левыми и так пока не вернутся к своему кавалеру. Тогда — общий круг.

45. Сельская к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — галоп
Начало — 12 или 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

После круга, если 2 пары — выбор. Затем встают в линию (2 линии) и танцуют четвертую фигуру кадрили, причем и кавалера, и даму изображает одна пара.

46. Четырехколесная мельница к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс
Начало — 4 пары
Антураж — 2 или 4 ленты
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Тур. После этого каждому кавалеру в левую руку по ленте и танцуют вальс, ленты должны держаться по кругу и натянутыми. После двух кругов — ленты следующим (вариант названия — летящие шали).

47. Путешествие к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Выбор до 4-х пар. Все встают как в кадриль и идут по сторонам вразрез (сквозь пары) пока не вернутся назад. Тогда общий танец.

48. Скрещивание дам к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — полька, мазурка
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Круг по залу. Выбор до четырех пар, каре. Два кавлера берут по две дамы. Сходятся-расходятся, затем пережают дам наперекрест (как в?). И так пока дама не вернется на свое место.

Целя называется двойная пастушка и считается упрощенной четвертой фигурой кадрили.

49. Двойная мельница к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Круг. Выбор. Кавалеры выводят дам в центр, те делают мулине правыми руками, а кавалеры идут по кругу вправо. Встретившись за левые руки меняются местами и теперь кавалеры — мулине, дамы — круг. Потом опять перемена и опять мулине дам. Затем общий танец.

50. Знак — 8 к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс или полька
Начало — 1 пара
Антураж — 2 стула
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Пара танцует вокруг стульев по восьмерке, как можно ровнее.

51. Тройки к списку фигур

52. Тоннель к списку фигур

Сюжет — игра-построение
Танец — (?)
Начало — 3-4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Все встают в цепочку. Первый кавалер ведет всех фарандолой до последней арки, а потом идут обратно.

53. Двойная цепь к списку фигур

Сюжет — построение, выбор
Танец — (?)
Начало — 3-4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Круг. Прямой выбор (дама даму, кавалер кавалера). Кавалеры составляют цепь, дамы — другую цепь. Идут друг другу навстречу, шен, потом сходятся и кто кого увидел, тот того и пригласил (первый кавалер — первую даму, второй кавалер — вторую, и т. д.)

54. Железнодорожный мост к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — галоп
Начало — (?) (не менее 4х)
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Выбор, если нужно, чем больше тем лучше. Круг. Затем разделение на 2 колонны. Колонны идут навстречу, 2-я при подходе к 1-й изображают железнодорожный мост, первая быстрым галопом проносится насквозь. При новой встрече колонны меняются местами. Потом общий круг.

55. Перетасовка карт к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Выбор еще 4х пар. Все встают как в «Детской роще» и начинают начиная с первой пары меняться.
1. Кавалер и дама расходятся правыми плечами (накрест?)
2. Обмен производится у самого места
3. Начало новой волны — после того, как ушедшая первая пара поменялась с тремя парами.
4. Когда придут на свои места — общий танец.

56. Спаивание цепи к списку фигур

Сюжет — Построение
Танец — ?
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Выбор до восьми пар. Все по две пары стоят тесными группами. Первая группа берется за руки, чтобы дамы стояли рядом. Кавалеры размыкают руки и ловят ближайшую группу. Как только их руки сомкнулись, размыкают руки дамы и ловят следующую группу. И так пока все не переловят.

57. Лабиринт к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — все
Антураж — нет
Источник — «Распорядитель на балах...» — Варшава — 1888.

Все в круг, влево, размыкается между первым кавалером и последней дамой и свивают не тесную спираль. Начиная с последней пары все танцуют по спирали, цепляются ко внешнему концу и снова составляют круг. Потом — общий танец.

58. Двойной крест к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс, мазурка
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник

После круга кавалеры делают мулине левыми руками, в правых держат дам. Каждая дама призывает еще пары, все это кружится и заканчивается общим галопом.

59. Невидимки к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — (?)
Антураж — дверь в другую комнату
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Дамы удаляются в другую комнату, кавалеры подходят и протягивают в дверь руку ладонью вверх. Дамы касаются только пальцем. Успел поймать — танцует, не успел — нет.

60. Беседа к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — вальс, мазурка
Начало — 8 пар
Антураж — нет
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Каждые 4 пары составляют круги, затем кавалеры делают беседки (встать лицом наружу, поднять и сцепить руки). Дамы делают две цепочки и этими цепочками бегают сквозь беседки. Кавалеры по возможности их ловят. Если поймают — (?) круг вальса или променад мазурки с ближайшим.

61. Платок к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс
Начало — 1 пар
Антураж — лента или платок
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Кавалеры на вытянутых левых руках держат ленту и пары по очереди под ней вальсируют. Упрощенный вариант летящих шалей.

62. Крест кавалеров к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — мазурка
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

После променада каждая пара приглашает еще одну даму. Тройки сходятся — расходятся — сходятся — расходятся. Затем кавалеры за руки меняются местами и делают шен поочередно со всеми дамами, начиная с правой руки. Дамы не уходят со своих мест! Затем снова кавалеры меняются местами. Отводят чужих дам на место, а со своими — променад.

63. Дань красоте к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс, мазурка
Начало — 2 пары
Антураж — нет
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

После круга по зале кавалеры становятся на одно колено, а дамы, держась за их руки, дважды их обходят. Затем меняются местами, дважды обходят чужого кавалеры и снова меняются местами. Общий круг (променад) по зале.

64. Дань грации к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — мазурка
Начало — 4 пары
Антураж — нет
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Усложненный вариант «Дани красоте». Начало как в «ДК». Кавалеры встают по квадрату лицом или все внутрь, или все наружу. Все дамы — один оборот вокруг своего кавалера. Далее 1 и 3 дамы траверсе с визави (перемена мест), а дамы 2 и 4 делают круг. Затем 2 и 4 — траверсе, 1 и 3 — круг. Далее все 1 оборот вокруг чужого. Далее в том же порядке возвращаются на свои места, еще круг дам вокруг своих, потом общий променад.

65. Кошка и мышка к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — (?)
Антураж — (?)
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Облагороженный вариант народной игры. Все пары кроме одной образуют круг. Дама первой пары — «мышка» находится внутри круга. Кавалер — «кошка» — снаружи. Круг:
1. кружится
2. подыгрывает мышке

И кошка, и мышка могут выбегать внутрь и наружу (если у кошки это получится). Кошка должна поймать мышку или за определенное время, или после определенного количества раз выхода в круг (2-3). Если поймал — оба становятся в круг, если нет — кавалер из круга изгоняется, а дама становится в общий круг.

66. Сороки к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — все
Антураж — стулья для дам
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Дамы сидят, а кавалеры, положив правую руку на плечо впереди идущего, а левой держа носок поднятой ноги, цепочкой между стульями скачут.

67. Фиалки к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец
Начало — 4 пары
Антураж — корзина с фиалками
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Дама кавалера-распорядителя раздает (продает) кавалерам цветы фиалок. Те преподносят цветы дамам с одновременным приглашением к танцу. Получив такое приглашение, отказать нельзя.

68. Преследователи к списку фигур

Сюжет — игра
Танец — (?)
Начало — 3 пары
Антураж — бант с длинными концами на булавке
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Первая пара танцует. У кавалера на плече прикреплен бант. Две пары в танце преследуют и пытаются бант сорвать. Все постепенно побывают в игре.

69. Передники к списку фигур

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — 1 дама, 2 кавалера
Антураж — 1 стул, 2 передника
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Дама сидит на стуле и предлагает кавалерам по свернутому переднику. Кто быстрее его оденет — тот танцует с дамой. А второй — с ее кавалером (последнее не обязательно).

Там же варианты:
Иголка — кто быстрее вденет нитку в иголку.
Стакан воды и бисквит — кто быстрее съест или выпьет.
Волшебницы — у ног дамы 2 куклы в остроконечных шляпах. Кавалеры на одной ноге без рук поднимают их зубами.

70. Мост к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — (?)
Начало — не менее 4х пар
Антураж — нет
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Пары строятся в колонны. Начинают вторые. Проходят между первыми — останавливаются. 3-е между первыми — останавливаются, и т. д. пока пары не кончатся. Тогда первые проходят сквозь всех и идут далее танцевать. Затем вторые, третьи и т. д.

71. Тур де дам (Les dames ensambles) к списку фигур

Сюжет — игра, выбор
Танец — вальс, полька
Начало — все
Антураж — нет
Источник — Петрова М. Ю. «Петербургский новейший самоучитель всех общественных танцев» — СПб — 1878.

Дамы танцуют в парах друг в другом. Кавалеры в тройках догоняют дам, окружают их и дамы избирают себе партнеров. Оставшиеся собираются в новые тройки и т. д.

Сюжет — выбор
Танец — (?)
Начало — 1 пара
Антураж — нет
Источник

Кавалер стоит на коленях. Его дама поочередно подводит к нему дам, пока он какую-нибудь не пригласит к танцу (например, переждет всех дам и пойдет танцевать со своей). Дамы, отвергнутые кавалером, встают за ним в колонну, а когда он какую-нибудь выберет и делает с ней круг по зале, их освобождают их собственные кавалеры.

75. Изменяющийся крест к списку фигур

Сюжет — построение
Танец — вальс, полька
Начало — 3 пары
Антураж — нет
Источник — Целлариус «Руководство к изучению новейших бальных танцев» — СПб — 1848.

После круга по зале пары составляют мулине и приглашают еще три пары танцевать в рукавах. По знаку дамы переходят к следующему кавалеру: то в рукав, то в свободный танец.

] Максин А. «Изучение бальных танцев» — М. — 1839 — с. 36. Впрочем, количество фигур со временем лишь добавлялось. Так, у Целлариуса в «Руководстве к изучению новейших бальных танцев» (СПб, 1848 г., с. 73-101) описано 83 фигуры из которых всего 4 мне пока не удалось найти в руководствах конца века. У Петровой в «Петербургском новейшем самоучителе всех общественных танцев» (СПб, 1878 г., с. 159) отмечено, что часть фигур выдумано ею для облегчения роли кавалера-распорядителя и разнообразия котильона. Стуколкин Л. П. «Преподаватель и распорядитель бальных танцев» — СПб — 1890 — с. 140 и далее. Поморский Ю. «Методика бальных танцев» — Конспект лекций, читаемых на «Курсах для подготовки преподавателей и преподавательниц гимнастики» при Сокольском отделе Общества телесного воспитания «Богатырь» — Петроград — 1914 — с. 42. Стуколкин Л. П. «Преподаватель...» — с. 81. «Распорядитель на балах или точное указание строя и исполнения 125 совсем новых и вновь измененных фигур» — Варшава — 1888 — (без автора) — с. 7. см. Ивановский И. П. «Бальный танец XVI-XIX вв» — Л.-М. — 1948 — с. 145. Стуколкин Л. П. «Преподаватель...» — с. 140. Например, «танцы мертвецов» — Стуколкин Л. П. «Преподаватель...» — с. 147: все дамы сидят с закрытыми глазами и кусочками специальной ваты в руках, кавалеры стоят с бенгальскими огнями в руках, свет огней придает всей сцене зеленоватый мертвенный оттенок; кавалер-распорядитель обходит всех дам с сигарой в руках и поджигает вату, когда вата загорается дама открывает глаза, когда догорает — один из кавалеров приглашает ее к танцу.
В очередной раз столкнувшись с подменой понятий, когда под словом "котильон" понимается 1-2 игры между танцами на балу, захотел написать обо всем по порядку.

18 век:
Впервые слово "котильон" встретилось мне в начале 18 века, в книге Feuillet - 4 requeil de dances de bal pour l"Annee 1706.
Это был вполне конкретный танец на 4-х человек Le Cotillon, с пометкой "Branle" - первый известный мне "котильон" и последний "бранль".

В середине 18 века "котильонами" стали называть контрдансы, в которых 4 пары становились в каре: пара напротив другой пары, слева и справа еще по паре, все смотрим в центр. Как я понимаю, насмотревшись на популярность контрдансов в Англии, французы решили подготовить свой собственный ответ.

В России, судя по всему "contredance francaise" не особенно прижились, но слово "котильон" было известно, в том числе, благодаря Компану, и его "краткому танцовальному словарю", перевод которого вышел в 1790 году: Cotillons. Котильон. Так называется один контр-данс. Котильон пляшут от четырех до осьми человек, где каждое лицо представляет свою ролю попеременно.

19 век:
В Россию приходит Французская кадриль. Но прежде я хочу привести еще одну цитату, на этот раз - Петровского, 1825 год: "Потому что котильон принадлежит к вальсу, или даже составляет незнаю какой то вальс, за нужное здесь почитаю не только напомнить о нем, но и описать. Клио, не поладив с шумливым Момом покрыла происхождение Котильона непроницаемым мраком неивестности, но на перекор Музе забавный Момус возжег в людях живейшую страсть к лбимцу своему, и с того времени до нынешнего котильон кружится и окружается тысячью самых жарких его приверженцев. "

А в 1828 году выходит книжка "Собрание фигур для котильона, числом 224, составленные из употреблявшихся прежде и вновь сделанных туров", Спб

И в этой вот книжке в качестве "фигур вводных", публикуется несколько кадрилей, в том числе французская.

В общем, мой вывод такой:
- в конце 18 века Россия познакомилась с контрдансами французскими, они же котильоны. Слово стало обозначать танец в каре, на любое число пар (Если у нас живые музыканты, и мы хотим танцевать, и нас набирается 12 пар, а человек, который помнит все фигуры и умеет громко кричать только один, то что же нам делать?)
- Потом пришла Французская кадриль, и стала популярной и модной... но 5-6 всем известных фигур быстро надоедают, и надо бы придумать что-то еще.
- Поэтому мы вставляем дополнительные туры после 4-й фигуры и перед финалом. И в этом определенный прикол, потому что никто не знает, что это будет.
- называем эти фигуры котильонами, потому что это ведь и правда котильоны.
- фантазия безгранична, и в какой-то из вечеров парень или девушка соображают, что вот эта кадриль, это же аккурат тот самый хоровод, в котором у них крестьяне ходят, и "Ванюшка, играй!", проходит гоголем, и зовет партнера напротив на вальс, и кружат его в центре обалдевших остальных, а потом вытаскивают кого-то еще.
- Девушкам это особенно нравится, потому что они могут выбирать кавалеров сами - и это становится главной фишкой.
- и "котильон" моментально становится модным развлечением по всей стране, и кадриль то ждут уже ради него.
- потом кто-то вдруг понимает - а зачем нам кадриль вообще? Круг галопом в начале, круг в конце, а в середине - "панеслаааась!".

И еще один момент. В конце 18 века в Россию пришла мазурка. Вот она сразу пришла как набор туров-игр. Мазурку всегда танцевали сильно не все, и логично, что можно взять идеи из мазурки, и делать все как в мазурке, только не мазуркой. а например, вальсом - чем плохо?

В итоге котильон стал представлять собой набор туров из вальса, галопа, мазурки и польки, замешанных на играх, перемене партнеров, контрдансных фигурах и т.п.

В общем, когда европейцы обратили внимание на Россию, откуда что взялось в этом миксе - понять было сложно. Поэтому это все безобразие окрестили "котильон а ля рюс" и успокоились. А про мазурку написали, что "это то же самое, что котильон а ля рюс, только на шагах мазурки".

20 век.
В Советском Союзе про котильон не забыли, однако, превратили его в "танцевальные игры-забавы", используя отдельные туры, конечно, идеологически выдержанные в духе времени и решений "-цатого съезда". Современные "котильоны с цветком" стилистически как раз продолжают эту традицию, в то время как настоящий котильон, продолжавшийся по нескольку часов, успешно забыт. Ну, или почти забыт.

21 век.
Никто не забыт и ничто не забыто:)

Источники:
— F. Lowe, The Select Quadrille Preceptor, 4 ed., 1838, c. 20
— A Guide to the Ball Room, 37 ed, 1842, c. 67
— F. Henderson, Etiquette of the Ball-room, 1 ed, , с. 80 — основной источник реконструкции, содержит число тактов для большинства фигур.
— C. Durang, Durang’s Terpsichore, 1847, c. 154
— The Victoria Danse du monde, 1872, c. 18
— Ball-room Dancing without a MAster, 1872, c. 35
— L.H. Armstrong — The Ball-room Guide, 1890, с. 39

Реконструкция: Стратилатов Борис (Бодхи), студия «Зазеркалье».

Музыка: 3/4, Вальс. В указано, что перед началом играется 2-3 такта вступления. дополнительно пишет: Я иногда использую этот танец на моих вечерах, и изменяю его характер, используя шаги польки вместо вальса. В этом случае он дает приятное разнообразие от кадрилей и круговых танцев. Если он танцуется на вальсовых шагах, то темп должен быть умеренным (moderate), более быстрый темп уничтожит грациозный характер танца.

Исходное положение: Кадрильный сет. Третья пара стоит напротив первой, справа от первой пары — вторая, слева — четвертая.

Схема танца: (такты — движения)
1-8 Первая пара танцует вальс внутри сета, заканчивая на своем месте
9-16 Первая и третья дама сходятся, расходятся и переходят на места друг друга. (advance, retire, cross over)
17-24 Первый и третий кавалер сходятся, расходятся и переходят на места друг друга.
25-32 Вторая и четвертая дамы сходятся, расходятся и переходят на места друг друга.
33-40 Второй и четвертый кавалер сходятся, расходятся и переходят на места друг друга.
41-44 Ведущие пары танцуют вальс, возвращаясь на свои места.
45-48 Боковые пары танцуют вальс, возвращаясь на свои места.

49-52 Партнеры подают друг другу правые руки, за 1 вальсовый шаг сходятся, за 1 расходятся, кавалер пропускает свою даму под рукой к следующему кавалеру.
53-80 Фигура повторяется со следующими партнерами, пока все не вернутся на свои места.

81-84 Боковые пары разделяются и берутся за руки с верхней и нижней парой, образуя линии. Линии сходятся и расходятся дважды. (advance and retire twice)
85-88 Линии снова сходятся, партнеры переходят на места друг друга и разворачиваются лицом друг к другу. (cross over and turn)
89-96 Фигура повторяется, и все возвращаются на места.
97-112 Все пары танцуют вальс по кругу. [*]
На этом фигура заканчивается но все это повторяется 4 раза, при этом солирует каждая пара. [**]

Примечания:
1. указывает, что исполняется вальс в три па или в два па.
2. В эта фигура занимает 16 тактов.
3. указывает, что танцуется два круга вальса. (Этим объясняется 16 тактов).
4. указывает, что во время cross over партнеры делают 2 оборота.
5. У отсутствует advance и retire, партнеры просто переходят на места друг друга.
6. указывает, что эта фигура аналогична шену в кадрили Лансье.
7. В указано, что эта фигура выполняется как вальс к партнеру, и полтора оборота за обе руки, встречаясь затем с новым партнером.
8. пишет, что вся фигура занимает 32 такта.
9. В указано, что переход делается вращаясь дважды.
10. В эта фигура заменена променадом по кругу.
11. У фигура на этом заканчивается, и весь танец повторяется 4 раза.
12. Во всех источниках после повтор отсутствует, линии из боковых пар составляются при втором и четвертом проведении танца.
13. пишет, что фигура из тактов, начиная с 81-го повторяется еще раз для боковых пар.
14. В все вальсовые вращения заменены променадом.
15. У эта фигура отсутствует.
* — ни в одном источнике не указано количество тактов. Предлагается для вальса использовать 16 тактов музыки.

** Ливен Барт, показывая этот танец на ФСТ-2010 добавил финальную часть, которая выполняется после 4-х проведений танца. Этой фигуры нет ни в одном источнике.
Финал:
1-8 Гранд каре: Пары 1 и 3 начинают лицом в центр сета и идут лицом, спиной, спиной, лицом, пары 2 и 4 спиной, лицом, лицом, спиной
9-16 Фигура повторяется, но в центр начинают 2 и 4 пары