Пословицы из сказок. Выражение времени в сказке Либо дело делать либо сказки сказывать

Праздник для учащихся начальной школы «Сказка в гости к нам пришла!»


Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №9, г. Ульяновск.
Описание работы: Предлагаю Вашему вниманию внеклассное мероприятие по сказкам, которое направлено на организацию досуговой деятельности детей начальных классов. Данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям групп продлённого дня.
Цель: создание сказочной атмосферы праздника.
Задачи:
- познакомить детей со сказками;
- воспитывать у детей умение проявлять положительные эмоции, веселиться и доставлять радость своим друзьям;
- создать благоприятный микроклимат на празднике.

Ход мероприятия:

Звучит песня «Маленькая страна» в исполнении Наташи Королёвой.
Дети входят в зал в сказочных костюмах.

Ученик 1:
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнёшь – и улетит.

Ученик 2:
Ты за нею на порог,
А она уж - прыг, да скок,
Словно круглый колобок,
Катится по лесу…

Ученик 3:
У неё чудес запас!
И всегда готово…
Каждый раз для всех для нас
Золотое слово!

Ученик 4:
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам никак без них!

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я очень рада видеть всех Вас на нашем празднике. Думаю, что всем знакомы слова А. С. Пушкина:

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!

Ведущая: Сегодня мы приглашаем Вас на урок-занятие, посвящённый сказкам. (Каждый ребёнок выбирает себе раскраску, таким образом, класс делится на 4 группы).





Ведущая:
Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка побольше ноготка.
В ореховой скорлупке она всегда спала,
Вот какая девочка, была совсем мала!

Кто читал об этом книжку
Назовёт он нам малышку?
(Дюймовочка.)
1 группа – Дюймовочки. (Те ребята, кто раскрашивал Дюймовочку).


Ведущая:
У него на крыше домик.
Он шалун, весёлый комик,
Хвастунишка и зазнайка,
Как же звать его? Угадай - ка!
(Карлсон.)
2 группа – Карлсоны. (Те ребята, кто раскрашивал Карлосона).


Ведущая:
Этот мальчик очень странный,
Необычный - деревянный.
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
3 группа – Буратины. (Те ребята, кто раскрашивал Буратино).


Ведущая:
Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".
(Золушка.)
4 группа – Золушки. (Те ребята, кто раскрашивал Золушку).


Ведущая:
Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы - «А».
Пары разводит паровоз,
Зажёг два фонаря
И мчится с грохотом колёс
По строчкам букваря.
Поехали.
Отъехали
От станции Москва
И, наконец, доехали
До первой буквы - «А» .

Ведущая: Вспоминаем, сказочных героев и названия сказок, которые начинаются на букву «А»?
Ведущая: Верно, есть такая сказка - «Айболит», герой - Алладин…
А ещё, есть такое слово … атрибут. Атрибут – это предмет, являющийся неотъемлемой принадлежностью кого-либо или чего-либо.
Задание 1. Каждой команде необходимо сложить из мозаики свой атрибут.
(Дюймовочки – ласточка, Карлсоны – Малыш, Буратины – золотой ключик, Золушки - туфелька).


Ведущая:
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Ведущая: Двигаемся дальше – буква «Б». Вспоминаем, сказочных героев и названия сказок, которые начинаются на букву «Б» ?
(Баба яга, Буратино, Бармалей, Бременские музыканты…)

Ведущая: А ещё, есть такое слово … «баю-бай».
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.


Задание 2. Каждой команде необходимо сочинить Сказку на ночь. Сказка на ночь - это длинное пожелание спокойной ночи, как правило, пропитанное нежностью, любовью и, конечно же, заботой. Вспомните, как звучит сказка на ночь, прочитанная бабушкой или мамой? Наверное, тихо и ровно, ещё она успокаивает и убаюкивает.
(Каждая команда сочиняет свою сказку. При желании, можно её разыграть.)


Ведущая: Двигаемся дальше – буква «В». Вспоминаем, сказочных героев и названия сказок, которые начинаются на букву «В» ?
(Волк, «Волшебник изумрудного города», Василиса Прекрасная…)

Ведущая: А ещё, есть такое слово … «времена года».
Задание 3. Каждой команде необходимо вспомнить сказки, в которых описано одно время года.
(Дюймовочки – зима, Карлсоны – весна, Буратины – лето, Золушки - осень).
(Команды соревнуются).
Ведущая: Наше путешествие подходит к концу, дорогие ребята и уважаемые гости! И в завершении, продолжите, пожалуйста…
Быль за сказкой … (не угонится) .
Всякая прибаутка в сказке … (хороша) .
Всякой сказке бывает… (конец) .
Кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай, да на ус… (мотай) .
Красна сказка складом, а песня … (ладом) .
Либо дело делать, либо сказки … (сказывать) .
На сказках, что на … (салазках) .
Сказка - складка: послушать… (сладко) .
Сказку слушай, а к присказке … (прислушивайся) .
Скоро сказка складывается, да не скоро дело … (делается) .
Сказка не сказка, а … (присказка) .
Вот и сказочке конец, а кто слушал…
МОЛОДЕЦ!!!
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Русские народные сказки являются частью фольклора, как и пословицы . В прежние времена сказки передавались из уст в уста, так они и дошли до нас. Меткие, мудрые изречения, полюбившиеся народу, из сказок переходили в разговорную речь и становились пословицами. Помимо этого, в сказках есть так называемые присказки — словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествование, часто повторяемые в сказке слова и выражения, приговариваемые без большого толку и значения. Приведем фрагмент из книги Владимира Ивановича Даля «Пословицы и поговорки русского народа»:

«В сказках таких условных приговорок много: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли»; «За тридевять земель, в тридесятом государстве» и пр. Как простые, так и сказочные пустоговорки иногда обращаются в пословицу, заключая в себе условный смысл; например: «Я бы и тово, да, вишь, жена-то не тово; ну, уж и я растово»; о пустом, грозном начальнике: «Проскакал выше лесу стоячего, ниже облака ходячего»; о строгости и непотачке кому: «Он тише воды, ниже травы стал» и пр.

  • Пословицы из сборника Даля,
  • Пословицы со словом «сказка»,
  • Сказки, в которых встречаются пословицы,
  • Пословицы, подходящие к сказкам.

Пословицы и присказки из сборника Даля

В книге В. И. Даля «Пословицы русского народа» теме пословиц из сказок посвящены два раздела: «Присказки» и «Сказка-песня». С них и начнем.

Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать.
Небылица в лицах.
Из сказки (Из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Чур мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).

В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел-горюч камень алатырь.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами и пр.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается…
Не лебедь белая (серая) выплывала…
Не белы снега в чистом поле забелелись…
Не черны леса дремучие чернеются… Что не пыль в поле подымается. Не туман сизый с раздолу подымается…
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) – коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Мертвой водой окропить – плоть и мясо срастаются, живой водой окропить – мертвый оживает.
Свинка – золотая щетинка.
Конек-горбунок.
Сивка-бурка, вещий каурка.
Змей-горыныч.
Мальчик с пальчик.
Девочка-снегурочка.
Девчурка-снегурка.
Меч-кладенец.
Калена стрела.
Тугой лук.
Копье булатное, мурзамецкое.
Семи пяденей во лбу.
Промеж глаз калена стрела укладывается.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.
Шапка-невидимка.
Сапоги-самоходы.
Скатерть-хлебосолка.
Сума, дай пить и есть.
Коврик-самолет и пр.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Попрыски (след) молодецкие, ископыть (комья из-под копыт) богатырская.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь лежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
Из милости копытом траву-мураву досягает.
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Облачается небесами, подпоясывается зарями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.

Сказка – складка, а песня – быль.
Сказка – ложь, а песня – правда.
Сказка складом, песня ладом красна.
Песня (Сказка), вся, больше петь (сказывать) нельзя.

Пословицы со словом сказка

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка - складка, песня - быль.
Сказка - складка, послушать сладко.
Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Сказывали и мы сказки.
Быль за сказкой не угонится.
В сказках все есть, да в руках ничего нет.
Красна сказка складом, а песня - ладом.
Сказка - ложь, да в ней намек.
Не жизнь – сказка!
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
Рассказывай сказки!
Если не вры, так сказки добры.
Жил был царь Тофута - и сказка вся тута.
Сказал бы и еще сказку, да дома забыл.
Сказка вся, больше сказывать нельзя.
Всякая прибаутка в сказке хороша.
Всякой сказке бывает конец.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказка не сказка, а присказка.
Хороша сказка, да последняя.
Это присказка, а сказка будет впереди.

Сказки, в которых встречаются пословицы

Сказка о рыбаке и рыбке:

Дурачина ты, простофиля!
Поделом тебе, старый невежа.
Чего тебе надобно, старче?
Что ты баба, белены объелась?

Сказка о Царе Салтане:

Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь.
Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.

Сказка о попе и работнике его Балде:

Ест за четверых, работает за семерых.
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Лисичка-сестричка и серый волк:

Битый небитого везет.
Мерзни, мерзни волчий хвост.

Сказка «Царевна Лягушка:

Утро вечера мудренее.

Сказка «Лиса и Журавль»:

Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Как аукнулось, так и откликнулось.
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Теперь вы знаете, в каких сказках встречаются пословицы .

Пословицы к сказкам

В школе часто дают задания:

  • подобрать пословицы, подходящие к сказкам
  • определить, какая пословица подходит к сказке

Сразу на ум такие пословицы могут и не прийти. Здесь нужно подумать, поискать информацию, почитать пословицы. Мы дадим вам некоторые подсказки, перечислив в этом разделе пословицы, которые подходят к сказкам.

Пословицы к сказке «Лисичка со скалочкой»:

Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.
На обмане далеко не уедешь.
За доброе жди добра, за худое — худа.
Знай, кому добро делаешь.

Пословицы к сказке «Царевна-лягушка»:

По одежке встречают, по уму провожают.
Не делай добра, не получишь зла!
Не родись красивой, а родись счастливой.
Взялся за гуж, не говори что не дюж.
Хорошо то, что хорошо кончается!

Пословицы к ненецкой сказке «Кукушка»:

Нет сына — один раз поплачешь, есть сын — десять раз поплачешь. (удмуртская пословица)
Не плюй в колодец пригодится водицы напиться.
Гулять — гуляй, но отца и мать уважай.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Плохо ветвям без ствола.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Родную мать никем не заменишь.
Родительское сердце - в детях, а детское - в камушке.

Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»:

Два сапога — пара.

Пословицы к сказке «Колобок»:

Чему быть, того не миновать.
Обвел вокруг пальца.

Подходящие пословицы к сказке «Болтливая птичка:

На словах-то он скор, да на деле не спор.
Большой говорун - плохой работник.
Болтовня и красна и пестра, да пуста.
Птица поет, сама себя выдает.
Слово — серебро, молчание — золото.
Лишнее говорить - только себе вредить.
У кого через край, тому еще боле подавай.
Болтливый язык с умом не в родстве.
Ешь больше, а говори меньше.
На словах густо, а в голове пусто.
Скупой платит дважды.
Мельница мелет - мука будет, язык мелет - беда будет.

Какая пословица подходит к «Сказке о Золотом петушке»:

Как аукнется, так и откликнется.
Не все то золото, что блестит.
Не рой другому яму — сам в нее попадешь.
Давши слово — держись, а не давши-крепись.
Пока жареный петух в голову не клюнет…
Доверяй, но проверяй.
За доброту добром воздается, а за зло воздается злом
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

СКАЗЫВАТЬСЯ

СКАЗЫВАТЬСЯ

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "СКАЗЫВАТЬСЯ" в других словарях:

    См … Словарь синонимов

    СКАЗЫВАТЬСЯ, аюсь, аешься; несовер. 1. см. сказаться. 2. (1 ое лицо и 2 е лицо не употр.). Произноситься, рассказываться (устар. и обл.). Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается (посл.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    I несов. страд. к гл. сказывать II несов. Проявляться, обнаруживаться, давать о себе знать. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Сказываться, сказываюсь, сказываемся, сказываешься, сказываетесь, сказывается, сказываются, сказываясь, сказывался, сказывалась, сказывалось, сказывались, сказывайся, сказывайтесь, сказывающийся, сказывающаяся, сказывающееся, сказывающиеся,… … Формы слов

    сказываться - ск азываться, аюсь, ается … Русский орфографический словарь

    сказываться - (I), ска/зываю(сь), ваешь(ся), вают(ся) … Орфографический словарь русского языка

    сказываться - Syn: влиять, воздействовать (кн.), действовать, отражаться, отзываться, оставлять след, накладывать отпечаток Ant: не отражаться, не оказывать влияния … Тезаурус русской деловой лексики

    См. Сказаться и Сказывать … Энциклопедический словарь

    сказываться - сказывается влияние субъект, демонстрация … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Книги

  • Немецкая скульптура 1900-1950 гг. , Ю. П. Маркин. В русской научной литературе тема изобразительного искусства Германии конца XIX - первой половины XX века остается фактически не освещенной, хотя интерес к немецкойхудожественной культуре…
  • Судьба и грехи России (комплект из 2 книг) , Г. П. Федотов. В сборнике статей выдающегося русского философа, историка и исследователя русской православной культуры Г. П. Федотова (1886 - 1951) исследуются причины чудовищной революции, последствия…

КВН для старшей группы

По мотивам русских народных сказок с элементами спортивной эстафеты

Цель: активизировать отдых детей, доставить положительные эмоции

Задачи: обеспечить закрепление знаний русских народных сказок, двигательные умения в условиях эмоционального общения со сверстниками, стимулировать развитие выдержки, ловкости, умения играть в команде

Материал: эмблемы и медали для каждого ребенка, флажки, фланелеграф, иллюстрации по мотивам русских народных сказок, изображение героев сказок «Репка» и «Колобок», пазлы по мотивам р.н. сказок, загадки по мотивам р.н. сказок, мешки, шишки, ориентиры, клубки, гимнастические палки, тоннели.

Каждому русскому человеку с детства знакомы русские народные сказки. Ребята их знают уже не мало. Их рассказывают мамы, бабушки, воспитатели. А когда ребята научатся читать сами, будут знакомиться с новыми сказками.

Только в сказках можно встретить Ивана-царевича на сером волке, Елену прекрасную, Василису премудрую, бабу Ягу с кощеем бессмертным, водяного, лешего и других героев. Только в сказке можно покататься на ковре-самолете, надеть шапку-невидимку, покомандовать избушкой на курьих ножках. Вот сегодня мы проверим, как хорошо знакомы русские народные сказки нашим ребятам.

ПРИВЕТСТВИЯ.

«Колобок»

Ловкий, смелый, ладно сложен.

Мы на колобка похожи.

Но нас не обхитрить лисе,

Отгадаем все загадки,

Обойдем преграды все.

ДЕВИЗ

Не сиди, сложа руки,

Так и не будет скуки.

«Репка»

Растет в сказке репка,

Большая, да крепкая,

Мы за репкой успеваем

Крепко дружим, много знаем.

ДЕВИЗ

Скоро сказка сказывается,

Да не скоро дело делается.

Представление жюри.

Объяснение правил.

I задание. «Разминка»

На фланелеграфе по очереди каждой команде показывается иллюстрация из какой-либо сказки. Назвать сказку.

II задание. «Конкурс капитанов»

На каждом ребенке изображение одного из героев сказки. Капитан команды выстраивает героев согласно хронологическому порядку данной сказки.

III задание. «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

По очереди по одному вопросу к каждой команде.

1а. Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост?

1б. Какой герой сказки все время лежал на печи?

2а. Кого в сказке величают по отчеству Патрикеевна?

2б. Чем угощала печь девочку в сказке «Гуси-лебеди»?

3а. Кого первым встречает девочка в сказке «Гуси-лебеди», когда ищет братца?

3б. Кого колобок встречает первым на своем пути?

4а. Кто исполнял желания Емели?

4б. Из какого оружия стреляли царевичи в сказке «Царевна-лягушка»?

5а. В какой сказке у матери было три дочери: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка?

5б. В какой сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красавица»?

6а. Какие ножки у избушки в сказке?

6б. Кто разрушил теремок?

Жюри подводит итог, игра «Это я и мои друзья»

Вот еще одна игра

Вам понравится она.

Вам вопрос хочу задать

Ваше дело отвечать,

Если вы со мной согласны

Отвечайте хором, братцы:

Это я, это я, это все мои друзья!

Ни согласны если вы,

Рот закройте на замки.

Отвечайте хором в миг, кто здесь самый баловник?

Я спрошу сейчас у всех, кто здесь любит песни, смех?

Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку?

Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?

Слово жюри по итогам трех конкурсов.

IV задание. «Собери сказку»

Каждой команде предлагается по образцу собрать из пазлов картинку по мотивам р.н. сказок.

V задание. «Подумай и ответь»

  1. Какими словами начинаются русские народные сказки?
  2. Какими словами заканчиваются русские народные сказки?

VI задание. «Эстафеты»

А теперь пора поразмяться и самим в сказку попасть. В некотором царстве, в некотором государстве, за тридевять земель жили-были, красны девицы, да добры молодцы. Любили они разгадывать загадки мудреные. Да случилась беда: кощей бессмертный спрятал лучшие загадки в сундук. Добраться до сундука не просто, дорога дальняя, трудная. Но нашим ребятам все нипочем. А на пути разбойники мешки готовят, связать всех хотят. Но нам они не помеха, мы ловкие и смелые.

Бег в мешках

Разбойники испугались силы недюжинной добрых молодцев, да ловкости и хитрости красных девиц и разбежались. Дальше в путь-дорогу. Встретили белку. Она помощь попросила: шишки ей в дупло перенести. Наши ребята добрые и отзывчивые. Поможем белке.

Перенеси шишки

А белка не простая, а затейница. В подарок клубочек подарила, не простой, волшебный. Клубочек катиться и сам дорогу показывает, дорога не простая, извилистая, до сундучка нас доведет с мудреными загадками.

Прокати клубочек

Вот и пещера кощеева видна и сундук. Осталось совсем немного. Подтянитесь молодцы, соберитесь девицы! Пещеру ту змей Горыныч охраняет, огнем из пасти поливает. Пролезем в тоннели горные – спасемся от огня змеего, обойдем камни острые и заберем сундук с загадками.

Тоннель, бег змейкой

VII задание. «Загадки мудреные»

1а. Сидит парень на печи, уплетает калачи.

Прокатился по деревне и женился на царевне. («По-Щучьему велению»)

1б. У Аленушки сестрицы, унесли братишку птицы.

Та с подружками играла, братца Ваню проморгала. («Гуси-лебеди»)

2а. Мишу по лесу идет, короб на спине несет.

Пироги для бабы с дедом внучка Маша напекла,

Несговорчивого Мишу вокруг пальца обвела. («Маша и медведь»)

2б. Что за гостья в дом пришла к трем лесным медведям?

Там поела, попила, в трех кроватях поспала.

А хозяева вернулись, еле ноги унесла («Три медведя»)

3а. Не послушался братишка старшую сестрицу,

И попил из лужицы мутную водицу.

Много горя принесла им нечистая вода. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

3б. Стрелу на болоте поймала и ждет,

Когда же Иван за стрелою придет. («Царевна-лягушка»)

4а. В сказке лисонька плутовка обманула зайку ловко.

Из избушки выгнав прочь. Плакал зайка день и ночь,

Но в беде ему помог один смелый петушок. («Заюшкина избушка»)

4б. Домик этот уж не мал, скольких он гостей собрал.

Каждый место здесь нашел, каждый друга здесь обрел.

Но медведь приковылял, этот домик разломал. («Теремок»)

Подведение итогов. Награждение команд. Танцы под музыку из м-ф «Бамбарики».


Введение

В словаре В.И. Даля сказка определяется как “вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание”. Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка -- вымысел, произведение народной фантазии -- “складное”, яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

В науке о фольклоре долго был распространен взгляд на сказку как на совокупность всех видов и форм устной прозы: такое понимание сказки некогда входило и в учебную литературу. Ю.М. Соколов считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера» Соколов Ю.М. Русский фольклор. М., 1938. с. 292. Скоро заметили изъян определении. Под него подходили не только сказки, но и легенда, быличка, предание и т.д. Аксаков К.С. в XIX веке отличил сказку от повествовательных песен, по его мнению, вымысел повлиял на содержание, на изображение в сказках места действия, на характер действующих лиц: «В сказке очень сознательно рассказчик нарушает все пределы времени и пространства, говорит о тридесятом царстве, о небывалых странах и всяких диковинках» Аксаков К.С . Собрание сочинений. М., 1861. т. 1. с 399. .

При всей невероятности событий, о которых говорится в сказке, в основе их лежат реальные идеи, главной чертой жанра является установка на раскрытие жизненных истин с помощью возвышающего или снижающего реальность условного поэтического вымысла. Какие бы разновидности сказочного жанра ни взять, все они подходят под эту характеристику: во всех сказках раскрытие идеи по необходимости обусловливает обращение к фантастике.

Выражение времени в сказке

Сказка не может исполняться для себя, в этом ее коренное отличие от лирической песни. Если сказочник и рассказывает сказку в одиночестве, то он воображает все же перед собой слушателя.

Сказка рассказывает о прошлом, о том, что где-то и когда-то было, а это предполагает, что для нее характерно время прошедшее, и оно имеет в этом жанре ряд особенностей. Традиционное же изображение времени в сказке сильно нарушено.

В сказке прошлое, определяемое только грамматически, не определено в общем потоке истории, замкнуто и как бы воспроизводится в каждом новом исполнении, благодаря чему усиливаются её изобразительные стороны.

Время в сказке очень тесно связано с сюжетом, но отсчет его ведется от одного эпизода к другому. Время отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро». Перерыв во времени - пауза в развитии сюжета.

Традиционные формулы -- “скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается”, “утро вечера мудренее”, “день коротается, к ночи подвигается”, “едет далёким-далеко, высоким-высоко” -- и разграничивают, и связывают эпизоды сказки. Э.В. Померанцева пишет о том, что традиционные формулы в сказке, с одной стороны, придают ей затейливый, разукрашенный характер, а с другой -- служат одним из приёмов замедления её повествования.

Формулы «долго ли, коротко ли…» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…» отмечают явно ощущаемое расхождение событийного времени с временем рассказа об этих событиях. Эти формулы подчеркивают стремление соблюдать единство времени: времени исполнения и времени, которое должны были занимать сами события. Перерывы в развитии действия маскировались всяческими присказками. Но, естественно, единство достигалось лишь условно.

Время в сказке особое - «скорое». Событие может совершаться тридцать лет три года, а может произойти и в один день. При этом как таковой разницы нет. Герои не скучают, не томятся, не болеют. Реальное время над ними не властно, важно только время событийное. Есть только последовательность событий, и именно эта последовательность и есть художественное время сказки.

Еще одна особенность изображение времени в сказке состоит в том, что оно всегда последовательно движется вперед и никогда не возвращается назад. Именно поэтому в сказке нет статических описаний. Природа описывается только в движении, и движение это участвует в развитии действия. М. К. Азадовский пишет: «Сравнительно мало развиты в сказке пейзажи, образы природы. В традиционной поэтике сказки пейзаж играет самую незначительную роль и обычно бывает едва только замечен.» Азадовский М.К . Русские сказочники. С 114. Значит, время в сказке не останавливается для описания природы. Оно равномерно движется во время всего рассказа.

Помимо того, что время в сказке сугубо условно, следует так же отметить, что оно замкнуто. Сказочное время не выходит за пределы сказки. Оно целиком и полностью замкнуто в сюжете. Это время не определено в потоке исторического времени. Практически всегда мы не знаем, насколько время исполнения сказки отдалено от времени происходящих в ней событий.

Сказка начинается будто бы из небытия: «жил да был», «было у царя три сына», «давным-давно», «в некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь» («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке»). И заканчивается сказка будто бы остановкой сказочного времени, констатацией какого-либо события: свадьбой, пиром, благополучием. Такую остановку фиксируют формулы: «стали жить поживать, да добра наживать», «жили они долгие лета, в любви и согласии» («Жар-птица и Василиса-царевна»). Заключительное благополучие - это конец сказочного времени.

Выход из сказочного времени в реальность осуществляется путем саморазоблачения рассказчика, здесь может присутствовать указание на нереальность описанных событий, на несерьезность самого сказочника: « и я там был, пиво пил - по усам текло, в рот не попало; дали мне колпак, стали в шею толкать, дали мне шлык, я в подворотню шмыг».